Raiting-OY.ru

Все о детях

Программы по художественно эстетическому воспитанию дошкольников

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию (приложение 1), которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

    Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство" в сочетании с парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт. Князева О.Л.), "Ритмическая мозаика" (авт. Буренина А.), "Топ-хлоп, малыши" (авт. Буренина А.),"Северное сияние" (авт.О. Грушанина), "Театр-творчество-дети" (авт. Сорокина В.)

    Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Три года назад была открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

    Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

    Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

    • специально организованное обучение;
    • совместная деятельность педагогов и детей;
    • самостоятельная деятельность детей.
    • Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

      • групповые и подгрупповые занятия,
      • праздники (рисунок 1),
      • развлечения,
      • тематические музыкальные вечера,
      • театральные пятницы (рисунок 2),
      • недели творчества,
      • дидактические игры,
      • выставки рисунков и поделок (рисунок 3),
      • занятия в библиотеке,
      • создание книг – самоделок.
      • В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности "Волшебная кисточка" – по изобразительной деятельности, "Умелые руки" – по изонити, "В гостях у сказки" – театральный, "Волшебная мастерская" – по народным художественным ремеслам, хореографический кружок “Радость”. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. Работа изокружка осуществляется на основе региональной авторской программы О. Грушаниной "Северное сияние", театрального – в соответствии с парциальной программой В. Сорокиной "Театр – творчество – дети", техника изонити преподается по методическому пособию Н.Н. Гусаровой.

        В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:

        • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
        • перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
        • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
        • дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
        • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
        • Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.

          Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

          Она осуществляется в нескольких направлениях:

          • повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
          • ежегодное проведение в ДОУ городских методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах и областных научно-практических конференциях.
          • повышение квалификации на курсах в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры.
          • Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

            Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

            • вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
            • При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

              • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Педагоги оформляют папки – ширмы, в детском саду выпускается журнал для родителей "Мир детства" (Рисунок 4).
              • Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

                Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 5, городской школой искусств, Домом культуры и Домом детского творчества, другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций, дети ежегодно принимают участие в городском фестивале детского творчества "Овация".

                Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

                Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                Программы по художественно эстетическому воспитанию дошкольников

                Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию младших дошкольников «Путешествие в прекрасное» — Для воспитателей детских садов Светлана Чернова Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию младших дошкольников «Путешествие в прекрасное»Пояснительная записка Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятии отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.

                Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.

                К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты».

                Платон говорил, что: «… от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ». Актуальность. По своей природе искусство произошло от игры, от подражания. По- этому искусство близко ребёнку как форма адаптации в жизни именно своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребёнка весьма относительны, а вера в вымысел – защитная реакция от агрессии окружающей действительности. В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.

                Особенность данной программы заключается в том, что делается попытка создать у ребёнка целостное представление о мире, синтезируя такие виды искусства, как музыка, театр, изобразительное искусство, искусство слова, а не разделяя их, как это принято в традиционной педагогике. Цель программы – развитие личности ребёнка средствами раз- личных видов искусства. Задачи: — формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства; — стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности; — развитие воображения и ассоциативного мышления. Основными участниками воспитательно- образовательного процесса являются дети младшего дошкольного возраста, 3- 4 лет. Формы и режим занятий.

                Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка «Путешествие в прекрасное». Продолжительность занятия – 1. Общее количество занятий в год – 3. Форма организации работы – групповая, подгрупповая, индивидуальная. Срок реализации программы – 1 год. Этапы образовательного процесса: Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности. Эстетическая развивающая среда создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает: — внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети; — световой фон, произведения различных видов искусств, детского творчества; — соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

                Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как Программа «Основы эстетического воспитания » (в 2-х вариантах). Соколова. Научить различать одежду: повседневную, рабочую от театральной и. . Рабочая программа по воспитанию и обучению детей подготовительной.

                речевого и художественно-эстетического развития детей. Рабочая программа. клуба по нравственно – эстетическому воспитанию «Скворечник». Сыпченко Е. А. «Инновационные педагогические технологии», стр. 77. Конспект. Н. В. Лободина «Комплексные занятия по Программе.. Рабочая программа ««ХУДОЖНИКИ — УМЕЛЬЦЫ»- это комплексная программа по ознакомление детей с народными промыслами России, является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста..

                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. эстетического развития и воспитания младших школьников: «Палитра внутреннего мира». Учитель: Баклагина Светлана Константиновна. СОГЛАСОВАНО..

                Центр искусства: Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами искусства; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование необходимые для детской изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Второй этап – организация работы кружка. Группа комплектуется детьми в возрасте от 3- 4 лет на основании результатов анкетирования родителей. Ожидаемые результаты: Речь, искусство слова: научить использовать формы речевого этике- та адекватно ситуации; научить слушать свой голос и контролировать чистоту дикции, находить заданные звукосочетания в жизни; вырабатывать лёгочно- диафрагменное дыхание; наработать исходный словарный запас; научить внимательно слушать звучащую речь, адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе; научить соотносить правду и вымысел.

                Музыка: научить точно копировать заданные звуки; научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки; развить долгий выдох в соотнесении с высотностью речи; выработать акустический слух; научить внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца; научить соотносить народную музыку с явлениями жизни. Изобразительное искусство: научить отличать объёмные и плоские формы в природе; научить проецировать цвет при помощи различных материалов; научить жестовому рисованию объёмов различной формы с координацией дыхания; научить определять цвета, объёмы, материалы в окружающем мире; научить внимательно рассматривать произведение живописи, скульптуры, архитектуры; научить воспринимать декоративно- прикладное искусство в единстве утилитарного и эстетического начал. Пластика, ритмика, театральные формы: научить «разыгрывать» ситуации приветствия, прощания; научить чётко выполнять движения и находить их аналогии в жизни; научить координировать звук, движение, дыхание; научить фиксировать внимание на мимике, жесте, пластике; научить координировать движения в соответствии с сенсорной деятельностью; научить выполнять движения народного танца.

                Уровень освоение программного материала отслеживается при участии детей в праздниках, оценке выполненных творческих работ. Формы подведения итогов: выставки детских работ; проведение праздников. Содержание программы Занятия в программе объединены в блоки, основное содержание которых раскрыто в названиях залов по аналогии с музейными. Каждый зал дополняет, обогащает знания ребёнка об искусстве, его специфике, помогает формированию навыков восприятия произведений искусства, даёт представление о музейной культуре. Ребёнок, усваивая материал, как бы продвигается по одному большому музею – искусству. Помогает ребёнку акцентировать внимание на наиболее существенных деталях, заданиях, упражнениях персонаж Карандашкин. Учебно – тематический план Занятие №1 «Давайте знакомиться!

                Занятие №2 Музей. Блок №1 Зал хороших манер – 5 занятий Блок №2 Зал весёлых дразнилок – 6 занятий Блок №3 Зал вздохов – 7 занятий Блок №4 Зал сокровищ – 6 занятий Блок №5 Зал народной игрушки – 4 занятия Блок №6 Зал отдыха – 2 занятия Блок №7 Знакомый зал – 2 занятия Блок № 8 Зал праздников – 2 занятия Итого: 3. Методическое обеспечение: Методические разработки занятий; демонстрационный материал; аудиозаписи; кукла Карандашкин; репродукции картин; народные игрушки; средства изодеятельности; различные виды театров; детские музыкальные инструменты; оборудование для подвижных игр. Список использованной литературы: 1.

                Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное. М. : Ба- ласс, 2. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. «Путешествие в прекрасное». Ч. 1. Пособие по синтезу искусств для детей 3- 4 лет.

                greekblaze.weebly.com

                Программа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста «москвичок» (л.В. Куцакова. С.И. Мерзлякова)

                Программа раскрывает задачи и содержание работы по худо­жественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом всех возрастных ступеней (от трех до семи лет).

                В программе представлены все виды художественной деятель­ности детей: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), декоративно-прикладная деятельность, музыкаль­но-исполнительская деятельность (пение, музыка и движение, музицирование), музыкально-образовательная деятельность (му­зыкальная азбука), театрально-художественная деятельность, знакомство с искусством (музыка, живопись, графика, скульпту­ра, архитектура, театр, экранные искусства), литература.

                Программа предполагает использовать в работе занятия, бесе­ды, беседы-концерты, развлечения, игры, праздники интегративного характера.

                Цель программы — воспитание эстетической культуры и раз­витие детского художественного творчества.

                1. Воспитание эстетического восприятия.

                2. Приобщение к миру искусства.

                3. Развитие способности к освоению и преобразованию окру­жающего культурного пространства.

                4. Развитие детского творчества в изобразительной и музы­кальной деятельности.

                Программа «красота — радость — творчество» (т. С. Комарова и др.)

                Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.

                Программа «гармония» (д. И. Воробьева)

                Основная идея программы — целостное развитие личности ребенка двух — пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала.

                Ведущий принцип — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задач и различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную).

                Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям:

                накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать)

                и реализация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.

                studfiles.net

                Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей

                В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года — «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации», а также значимости развития эмоционального мира ребенка работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

                Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

                Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

                В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

                Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

                Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.

                Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

                Основная цель педагогического коллектива ДОУ: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

                Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

                1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
                2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
                3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

                Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

                • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);
                • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
                • координация работы с другими учреждениями и организациями.
                • Обновление содержания образования. Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство" в сочетании с программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт.О.Л.Князева, М.Д.Маханева ), «Наш дом — Южный Урал» Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики; Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Лопатина Е.Г., Турченко В.И..

                  Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.

                  Создание условий для художественно-эстетического воспитания.

                  Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.

                  Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

                  • повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
                  • повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары — практикумы, консультации, открытые занятия, смотры — конкурсы.
                  • В ДОУ ведется работа по единой методической теме: «Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности».

                    Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.

                    Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов в ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях. Педагоги активно участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работы.

                    В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

                    • перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
                    • картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
                    • картотеки дидактических музыкальных игр;
                    • фонотека, медиатека по данному направлению;
                    • создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
                    • Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, Русская изба. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

                      Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

                      В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

                      • организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
                      • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
                      • Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

                        • музыкальное воспитание,
                        • художественно-речевая деятельность,
                        • изобразительная деятельность
                        • Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

                          Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

                          Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.

                          Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

                          Цель кружковой работы — обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

                          Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области художественно — эстетического образования. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

                          Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

                          Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

                          Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

                          • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

                          При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

                          • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
                          • обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
                          • Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

                            • доброжелательность, открытость.
                            • целенаправленность, систематичность, плановость.
                            • Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

                              Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

                              Все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 6,1, Детской школой искусств, ЦДОдД, городским музеем, заводом «Кристалл» другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения, организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества: «Рождественская звезда», «Пасху радостно встречаем», «Домисолька», «Звонкий голос детства» и занимают призовые места.

                              Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. Далее представлены результаты диагностики по разделам: «Мир искусства и художественная деятельность», «Театрализованная деятельность», «Ребенок и музыка»

                              Мир искусства и художественная деятельность

                              В процессе театрализованной деятельности формируется интерес к театрализованной деятельности, желание выступать в коллективе сверстников. Театрализованная деятельность побуждает детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений).

                              В процессе музыкальной деятельности создается положительно-эмоциональный фон, формируются простейшие исполнительские навыки: вокальные, двигательные и другие, запас музыкальных впечатлений.

                              По данным диаграмм видно, что с 2007 по 2010 год результаты работы по художественно — эстетическому развитию воспитанников в течение 3-х лет показывают устойчивую положительную динамику, которая проявляется в результатах усвоения программ «Детство» и «Наш Дом — Южный Урал». Прослеживается положительная тенденция к увеличению показателей в данных разделах. Этому способствует: использование различных форм работы, нетрадиционных методов и приемов, творческое сотрудничество детей и педагогов, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с другими учреждениями.

                              К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в детской школе искусств, посещают кружки и студии и добиваются значительных результатов.

                              В перспективе планируем совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ.

                              xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                              Доклад на тему «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»

                              Доклад на тему «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»

                              В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

                              Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

                              Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

                              Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно — педагогической деятельности.

                              Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

                              В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

                              Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве»

                              Таким образом, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

                              Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

                              Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

                              Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

                              Академик Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

                              Сущность данного процесса можно определить следующим образом: Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

                              Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

                              Задачи- Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

                              Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

                              Вторая задача художественно- эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими»

                              Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

                              Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование эстетического идеала и эстетической оценки.

                              Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

                              Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.

                              Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства,

                              шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

                              Согласно теории самоценности дошкольного периода жизни человека А. В. Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического воспитания.

                              Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко — эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность.

                              Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

                              Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

                              Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

                              обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

                              создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

                              координация работы с другими учреждениями и организациями.

                              Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

                              специально организованное обучение;

                              совместная деятельность педагогов и детей;

                              самостоятельная деятельность детей.

                              Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок, кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях. и т. д.

                              Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

                              Программа «Художественно-эстетического воспитания» в доу включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально — игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.

                              Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.

                              • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

                              • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

                              • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

                              • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

                              • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

                              • Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

                              • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

                              • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

                              • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

                              • Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

                              Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания

                              Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

                              Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

                              Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

                              — метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение.

                              Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

                              — метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос-приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

                              — метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадо-вать этим своих сверстников, взрослых;

                              — метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про-явлениям. Используя этот метод педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

                              Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе. Первое направление — искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

                              Второе направление — искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

                              Третье направление — искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

                              Реализация учебной программы художественно -эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

                              Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.

                              Художественно-эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство хакасского народа «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.

                              Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается.

                              Конспект совместной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подснежники» Конспект совместной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подснежники» с использованием нетрадиционной техники.

                              Консультация для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие (лепка)» 1 слайд Название презентации 2 слайд Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе.

                              Отчет по самообразованию «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Отчет по самообразованию музыкального руководителя за 2015-2016 учебный год. Тема: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»Период.

                              Педагогический совет «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому.

                              Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему «Нравственное воспитание дошкольников» Доклад «Нравственное воспитание во 2 мл. группе. Формы работы. (из личного опыта)». Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет.

                              Художественно-эстетическое развитие дошкольников Включить в практику! Интеграция образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» В настоящее время идет интенсивное развитие.

                              Вовлечение семьи в художественно-эстетическое воспитание детей Детский сад – первое образовательное учреждение в жизни ребенка, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое.

                              www.maam.ru



You Might Also Like