Raiting-OY.ru

Все о детях

Проекты о семье в старшем дошкольном возрасте

Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

1. Этапы работы над проектом. Классификация проектов.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).

Выделяются несколько этапов:

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполняется практическая часть проекта.

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.

3.Задачи развития детей в проектной деятельности.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных способностей;

— развитие творческого воображения;

— развитие творческого мышления;

— развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

docs.likenul.com

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров»

1 часть. Актуальность проекта:

Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствования их физического развития являются основой Программы оздоровления детей в ДОУ.

По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

2 часть. Определение предмета исследования:

«Береги здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. С этой проблемой сталкиваемся ежегодно в дошкольном учреждении: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное — благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

3 часть. Формулировка проблемы.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.

Сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.

К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.

4 часть. Выдвижение гипотезы.

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Для обеспечения здоровья важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и лечебно – профилактическая работа, закаливание, выполнение гигиены режима.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоров!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

Родительская семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями позволит успешно решать задачи формирования здорового образа жизни, будет способствовать уменьшению заболеваний.

Цель проекта: формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

1. Расширять представления о здоровье, его ценности

2. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий

3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

5. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми

7. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.

По продолжительности: краткосрочный

По направлению деятельности: познавательно — речевой, информационный, практико-ориентированный с элементами деятельности направленной на укрепление здоровья.

Участники проекта: дети старшей группы «Непоседы»(5-6 лет) , воспитатель, родители

Длительность: 1 неделя (краткосрочный)

-организация содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в группе;

-снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

-сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

-активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей

Этапы реализации проекта

Создание необходимых условий для реализации проекта:

— постановка целей и задач

— создание условий для реализации проекта

— подбор познавательной, художественной литературы

— подготовка атрибутов для игр, занятий

— реализация основных видов деятельности по проекту

Беседа: Беседа «Как поддержать здоровье в весенний период»

Рассматривание фотоальбомов, фотографий, открыток о правилах поведения на улице, о весенней одежде

Чтение пословиц и поговорок о здоровье

Д/И: «Малыши- крепыши», «Кто быстрее соберёт урожай»

НОД . Познание Тема: «Глаза — главные помощники человека»

Беседа: «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»

НОД. Лепка «Полезные и не полезные продукты»

Сюжетно-ролевая игра: «Семья покупает полезные продукты»

Просмотр презентации «Витамины и микроэлементы»

Разучивание стихов: «Где живут витамины?» С. Лосева

Д/И: «Чудесный мешочек», «Поварята», «Где растёт каша»

Консультация для родителей «Как вырастить здорового малыша»

Беседа: «Беседа о здоровье, о чистоте», решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

НОД. Рисование «Мойдодыр»

Просмотр анимационного фильма «Микрополис»

Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009

Сюжетно-ролевая игра «Спортивная база «Долина здоровья»

Беседа: «Спорт-залог здоровья»

Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб»

Просматривание презентации «Секреты здоровья»

Разучивание стихов: «Лёгкая атлетика» В. Пахомов

Просмотр презентации: «Чистим зубы правильно»

П/И: «Делай как я», «Сила мяча»

Консультация для родителей: «Хорошо быть здоровыми»

Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье

Просматривание презентации: «Рассуждалки» (дети о здоровье, о правильном питании)

Д/И: «Спортивные игры», «Полезно — вредно», «Спортивная угадай-ка»

Выставка рисунков: «Спорт, спорт, спорт» (см. приложение № 18)

Фото отчёт по работе в группе и с родителями

подведение итогов проекта

— организация выставки «Спорт, спорт, спорт»

— подготовить фото отчёт о проделанной работе

— подготовить клип для родителей о здоровом образе жизни

6 часть. Результаты проекта

Проект «Будь здоров» длился одну неделю.

Во время работы над проектом дети ставили перед собой следующие цели и задачи:

— Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.

— Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.

— Еда бывает вкусная и не вкусная.

— Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.

— Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.

— Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.

— Почему мы не болеем всё время?

— Как можно защититься от болезней?

— Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?

— Для чего нужно поддерживать полезные микробы?

— Какая пища бывает самая полезная?

— Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?

— спросим у родителей;

— посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;

— посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы

— спросим у врача, у друзей, знакомых;

— сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;

— сходим на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок

— рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением полезных и вредных продуктов, видов спорта

— чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок о спорте, полезных и вредных привычках, о продуктах питания

— беседы на темы проекта

— прослушивание и исполнение песен по теме проекта

— просматривание презентаций по теме проекта

— просматривание мультфильмов про микробов

— фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)

— изо- материалы для творчества детей, строительный материал

— аудиозапись детских песенок

— атрибуты для настольных игр, дидактических, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций

-подбор информации и оформление материалов по теме проекта

— аппликация, лепка, рисование

1. Т. С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок» система оздоровления дошкольников 2007 г.

2. Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» 2009 г.

3. С.Е. Шукшина «Я и моё тело» 2004 г.

4. Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат» 2008 г.

5. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 2010 г.

6. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»,2003 г.

7. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3-6 лет »

8. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет» Москва, 2009г.

9. Материалы из интернета

В качестве результата работы над проектом рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здорового стиля поведения понимается- общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Поэтому своей целью работы над проектом поставила повысить эффективность здоровье ориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теории и практики и практического формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении . Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используется методический прием: слушание сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные стенды, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты, мультимедийные презентации. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Автор: Литвиненко Ольга Николаевна,

воспитатель первой категории,

МАДОУ д/с № 38, г. Томск, Томская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС

Опубликовано: 08:44:08 28-04-2016

Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
  • Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:

    −полная интеграция;

  • метод проектов:

    −форма организации образовательного пространства;

    −метод развития творческого познавательного мышления.

  • Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  • Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания для сам. выполнения.
  • Презентация проекта, открытое занятие.
  • Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  • 3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.
  • В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
  • Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
  • По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.
  • В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

    3. Формулирует задачу (нежёстко).

    1. Вхождение в проблему.

    2. Вживание в игровую ситуацию.

    3. Принятие задачи.

    4. Дополнение задач проекта.

    4. Помогает в решении задачи.

    5. Помогает спланировать деятельность

    6. Организует деятельность.

    5. Объединение детей в рабочие группы.

    6. Распределение амплуа.

    7. Практическая помощь (по необходимости).

    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

    9. Подготовка к презентации.

    8. Продукт деятельности готовят к презентации.

    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

    Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
  • Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

    1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
    2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
    3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
    4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
    5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
    6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
    7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
    8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
    9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
    10. Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

      Младший дошкольный возраст

    11. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
    12. приобщать детей к процессу познания;
    13. формировать различные представления;
    14. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    15. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
    16. Совершенствование психических процессов:

    17. формирование эмоциональной заинтересованности;
    18. знакомство с предметами и действиями с ними;
    19. развитие мышления и воображения;
    20. речевое развитие.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.
  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
    • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
  • Старший дошкольный возраст.

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.
  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.
  • Линии развития личности.

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
  • a2b2.ru

    Статья "Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте"

    Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте».

    Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки.

    В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа ,его морально-этические, социально –эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны ,ее история ,отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу- родной язык, остались бессмертными».

    Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:

    -недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;

    -низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;

    -недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника;

    -низкий уровень приобщения к народным традициям.

    Мы предлагаем работу над пословицей выстроить в следующей последовательности:

    1.Природа — времена года.

    К изучению пословиц мы подошли постепенно: через наблюдения в природе. Когда дети научились самостоятельно видеть изменения в природе и устанавливать простейшие связи между явлениями, мы ввели в работу с детьми цикл пословиц «Природа- времена года».Данную работу начали со второй половины средней группы. Взяли пословицу «Мороз не велик, а стоять не велит», «Апрель с водой, май с травой», «Худо лето, когда солнца нету», «Осень дождлива, да сытна».

    Далее мы планируем познакомить детей с пословицами по теме «Семья». Эти пословицы рационально использовать к знаменательным датам: День семьи, День матери, 8 Марта, 23 февраля, Новый год, Рождество и т.д. К темам по социализации: «Мы — дети», «Моя семья», «Детский сад», «Праздник-это весело», «Мамин праздник».

    Без матери родной и цветы не растут.

    Без старых не проживешь.

    Вся семья вместе — так и душа на месте.

    Нет лучшего друга, чем родная матушка.

    Хороший сын отцу радость, а плохой печаль.

    В родной семье и каша слаще.

    Материнская ласка конца не знает.

    Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Это пословицы из цикла «Качества человека».

    *Кто вчера солгал — тому и завтра не поверят.

    *Ссора до добра не доведет.

    *Кто ленится — тот не ценится.

    *Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

    *Человек без друзей, что солнце без лучей.

    *Умей взять — умей и отдать.

    Изучая пословицы о труде, можно показать значение труда в жизни людей. Эта группа пословиц помогает лучше раскрыть тему «Профессии», сделать ярче трудовые поручения, наблюдения за трудом взрослых.

    *Труд человека кормит, а лень портит.

    *Без дела жить — только небо коптить.

    *Работай смелее — будешь жить веселее.

    В ходе беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки:

    *Где смелость, там и победа.

    *Если армия сильна, непобедима и страна.

    *В бою нужна не только винтовка, но и смекалка и сноровка.

    *Где храбрость и отвага- до победы два шага.

    Изучая пословицы о Родине , у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

    *Человек без Родины, что человек без песни.

    *Родина- мать, умей за нее постоять.

    *Жить- Родине служить.

    *Один за всех и все за одного.

    Существуют и другие тематические группы пословиц и поговорок, но мы взяли те, которые доступны восприятию и пониманию дошкольника.

    Над каждой пословицей мы работаем поэтапно .

    1.Ситуативное употребление пословиц воспитателем в повседневном общении и деятельности . Например. На прогулке в наблюдениях. Когда пасмурная погода летом, в ходе беседы воспитатель употребляет пословицу: «Худо лето, когда солнца нету».

    2.Анализ лексического значения пословицы, работа над сложными устаревшими словами. Целевое освоение детьми пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя( заучивание). Лексическое значение слова «худо»-плохо. Беседа с детьми «Почему летом плохо без солнца?».

    3.Побуждение к употреблению детьми пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя. Например. После изучения данной пословицы, воспитатель выбирает момент, когда можно применить ее. В ходе наблюдения просит вспомнить пословицу о таком состоянии погоды: «Как наши предки в старину говорили о пасмурном лете?»

    На сегодняшний день мы остановились на данном этапе.

    При знакомстве с пословицами социальной направленности добавляются следующие этапы. К этой работе мы планируем приступить со 2-ой половины старшей группы.

    4.Побуждение детей к употреблению пословиц в контексте обыденной жизни. Например . Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Очень часто мы слышим эту пословицу, когда дети стремятся ободрить товарища, у которого что-то не получается.

    5.Нравственный анализ житейских ситуаций с применением пословиц. Например. Поспешишь- людей насмешишь. Дети применяют данную пословицу после растирания, когда все торопятся быстрее одеться и поменять варежки. В результате спешки многие дети одеваются неаккуратно, неправильно.

    6.Результатом всей этой работы будет самоинициативное употребление пословиц детьми.

    К этой сложной работе мы приобщаем и родителей. Предлагаем для заучивания и бесед подборки пословиц по темам.(Картотека прилагается.)

    Картотека методов и приемов работы над пословицей.(Картотека прилагается.)

    Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые, хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности-учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

    Полный текст материала Статья "Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте" смотрите в скачиваемом файле.

    pedsovet.su

    Диагностика привязанности в старшем дошкольном возрасте

    1. ДИАГНОСТИКА ПРИВЯЗАННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Курсовая работа по дисциплине «Возрастная психологическая диагностика детей и п

    Курсовая работа по дисциплине «Возрастная психологическая

    диагностика детей и подростков (с практикумом)»

    Автор работы: Сагитова Р.М 3 курс гр.29ППО148 з-1

    Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент

    Кукуев Евгений Анатольевич

    2. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

    привязанностью называли близкие и прочные

    эмоциональные связи между маленьким ребёнком и

    Дж.Боулби интерпретировал привязанность как систему

    внутренней регуляции. Первоначально данная регуляторная

    система ориентирована на поиск маленьким ребёнком

    защитной близости, контакта с матерью. В детском возрасте

    система привязанности резко активизируется в ситуациях

    опасности, тревоги или любого дискомфорта. Контакт с

    матерью снимает тревогу и дает чувство защищенности,

    ребёнок становится способен переключать своё внимание на

    окружающий мир и реализовывать исследовательскую

    в старшем дошкольном возрасте.

    проанализировать теоретические вопросы привязанности у детей в

    старшем дошкольном возрасте;

    провести экспериментальное исследование привязанности у детей

    в старшем дошкольном возрасте;

    выявить уровень привязанности у детей в старшем дошкольном

    дошкольного возраста, а предметом — уровень их

    привязанности, ее диагностика

    Для решения поставленных задач в работе использовались

    следующие методы: теоретический анализ психологической и

    педагогической литературы, эксперимент, наблюдение,

    компьютерная обработка данных.

    5. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИВЯЗАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИИ Структура и содержание привязанности

    ДОШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИИ

    Структура и содержание привязанности

    Структурно привязанность делится на:

    •когнитивные компоненты(опознавательные признаки, в

    виде образов и представлений, связанных с матерью)

    •эмоциональные компоненты(реакции и сигналы,

    адресованные матери;поведенческие реакции — плач, улыбка,

    приближение, следование, цепляние и др.

    6. Выделяют четыре типа привязанности:

    •два ненадёжных типа:амбивалентный (тревожно-агрессивный) и

    •Дезорганизованный(сопутствующий нарушенным вариантам

    7. 1.2 Развитие привязанности в старшем дошкольном возрасте

    перемены в перестройке отношения к окружающему миру,

    формировании самосознания, внутренней регуляции поведения.

    Изменяется и привязанность. Если ребенок младшего и среднего

    дошкольного возраста был сильно привязан к матери, то в старшем

    дошкольном возрасте такая привязанность ослабевает – ребенок

    испытывает привязанность к своим сверстникам, появляется

    потребность в коммуникативном общении.

    8. 1.3 Особенности диагностики привязанности в старшем дошкольном возрасте

    используются: вопросники, интервью и проективные методики;

    рисунки о семье.

    Среди методик применяются:

    «Q-сортировка поведения привязанности детей» Э. Уотерса и К. Дина,

    Экспериментальная процедура «Незнакомая ситуация» М. Эйнсворт,

    «Незнакомая ситуация» Дж. Боулби

    9. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Для диагностики уровня привязанности у дошкольников старшего

    возраста нами использовались следующие методы:

    анализ научной литературы

    метод опроса в форме интервью,

    10. 2.3 Критерии диагностики

    •Когнитивный (отражает знания индивида о самом себе)

    • эмоциональный(В основу эмоционального компонента ложатся

    реакции или обратная связь, получаемая индивидом от других)

    • поведенческий (Это стремление быть понятым, завоевать симпатии,

    11. Соотнесение методов и методик диагностики привязанности

    Методика «Незнакомая ситуация для

    1.Шкала привязанности ребенка к членам своей

    Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)

    Проективная методика Н. Каплан для

    определения особенностей эмоциональной

    Методика «Завершение историй»

    Методика «Рисунок птичьего гнезда»

    12. 2.4 Диагностическая батарея исследования

    жизни ребенка в семье

    ребенка к членам своей

    семьи А. И. Баркана

    Ребёнку даётся ряд

    предложений, которые нужно

    закончить. Далее по бальной шкале

    оценивается его привязанность к

    взаимодействия матери и

    Родителям предлагается ряд из

    66 утверждений, которым надо

    дать свою оценку по бальной

    После получения ответов,

    производится вычисление, по

    которым можно измерять

    степень выраженности каждой

    рассказ, опираясь на серию из 8

    ситуацию разлуки ребенка с

    матерью, улетающей на

    едставление ребёнка о

    себе и о других.

    на бессознательном уровне

    собственные отношения в

    семье. После окончания

    рисунка задаются уточняющие

    Методика основана на игре в кукольный

    1) детям показывают истории с

    персонажами, включенными в

    2) играя в куклы, дети должны

    завершить предварительно показанные

    им наброски сюжетов, дополнив их

    3) На основе расшифровки протоколов

    наблюдений или видеозаписи имеется

    возможность достоверно оценить

    Здесь ведется наблюдение за

    поведением ребенка, когда мать (или

    отец) дважды расстаются с ним, и

    оценивается поведенческое проявление

    привязанности ребенка при

    возвращении родителя и воссоединении.

    16. 2.5 Экспериментальный план

    образовательной организации среди детей старшего

    дошкольного возраста (6-7 лет), также предполагается

    проведение опросника детско-родительского

    эмоционального взаимодействия Е. И. Захаровой (методики

    ОДРЭВ) для родителей детей экспериментальной группы.

    Количество детей и взрослых – по 20-25 человек

    1) подписать согласие на проведение исследование, объяснена суть

    2) ответить на вопросы методики ОДРЭВ Е.И. Захаровой.

    Во второй день детям после завтрака в группе будет предложено

    нарисовать «Птичье гнездо». Далее в этот же день – каждого ребёнка

    по отдельности будут приглашать в кабинет психолога дошкольной

    образовательной организации – для получения уточняющей

    информации по его рисунку.

    Третий, четвёртый, пятый день – проведение методики «Незнакомая

    ситуация для детсадовского возраста», предполагающей

    обязательное присутствие и ребёнка, и одного из его родителей.

    Место проведения – кабинет психолога дошкольной

    образовательной организации. Ведётся видеорегистрация для

    дальнейшего анализа поведенческих реакций

    методик: шкала привязанности ребенка к членам своей семьи

    А. И. Баркана, методика «Завершение историй», проективная

    методика Н. Каплан. Каждый ребёнок опрашивается отдельно

    в кабинете психолога дошкольной образовательной

    Далее полученные данные систематизируются и делаются

    привязанностью называли близкие и прочные эмоциональные связи

    между маленьким ребёнком и матерью. Структура привязанности

    состоит из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального и

    •Выделяют четыре основных типа привязанности: надёжный тип,

    соответствующий оптимальному ходу развития ребёнка; два

    ненадёжных — амбивалентный (или тревожно-агрессивный) и

    избегающий (тревожно-тормозимый); дезорганизованный, обычно

    сопутствующий нарушенным вариантам развития детей.

    •Для диагностики привязанности в старшем дошкольном возрасте

    чаще всего используются вопросники, интервью и проективные

    методики; рисунки о семье.

    привязанности в старшем дошкольном возрасте. Методы

    исследования состояли из наблюдения, лабороторного эксперимента,

    методов интервью и анкетирования, анализа научной литературы,

    •Выделяемые структурные компоненты привязанности: когнитивный,

    эмоциональный и поведенческий позволили определить ряд

    критериев по которым проводились соответствующие методики.

    ppt-online.org



    You Might Also Like