Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие прав ребенка в россии

Права детей в России и Конвенция о Правах Ребенка

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.

Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  • Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.

    Конвенция состоит из 54 статей, которые детализируют индивидуальные права детей. Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет». Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

    Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

    Конвенция о правах ребенка закрепляет за детьми следующие права:

  • иметь семью;
  • на защиту государством в случаях отсутствия постоянной или временной зашиты со стороны родителей;
  • на равенство;
  • на защиту от насилия;
  • на медобслуживание и заботу о здоровье;
  • учиться и посещать школу;
  • на свободу мысли и слова;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на отдых и досуг;
  • на помощь государства при особых потребностях (например, инвалидность).
  • К детям согласно Семейному Кодексу РФ относятся все лица до 18 лет. Тот факт, что лицо, не достигшее совершеннолетия, является полностью дееспособным в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, не влияет на возможность считать данное лицо ребенком.

    Глава 11 Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

    • право жить и воспитываться в семье;
    • право на защиту законных прав и интересов;
    • право на общение с родителями и родственниками;
    • право на имя, отчество и фамилию;
    • право на выражение мнения;
    • имущественные права, включая права собственника.
    • Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

      Защиту прав детей в России сегодня организуют Уполномоченные по правам ребенка, которые существуют с 20 регионах России. Самым громким делом по защите прав ребенка, в разрешение которого были вовлечены уполномоченные, стало разбирательство между супругами Кристиной Орбакайте и Русланом Байсаровым. Это дело стало громким из-за популярности вовлеченных в него людей. Однако подобных споров в стране возникает не мало. Сегодня их есть кому решать.

      Уполномоченные по правам ребенка решают проблемы, которые возникают из-за случаев насилия в семье, детской преступности, наркомании, беспризорности и других недетских проблем.

      fb.ru

      Защита прав ребенка в Российской Федерации

      Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.

      Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

      Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.

      Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.

      Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.

      При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.

      При расторжении брака родителей несовершеннолетние дети получают право на получение алиментных выплат для обеспечения условий для развития и получения образования. Ущемление прав детей недопустимо также, если оба родителя лишаются своих прав в отношении ребёнка. В этом случае государство берёт на себя ответственность за их развитие, воспитание и образование.

      Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.

      Дети, имеющие хронические и трудноизлечимые заболевания, должны получать бесплатные лекарства по утверждённым спискам.

      К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.

      Третья группа оговаривает права детей на получение образования, как обычного среднего, так и дополнительного. Ребёнок вправе заниматься культурной деятельностью, искусством, принимать участие в деятельности любых кружков, спортивных секций. Наряду с этим законодательно закреплено право детей на отдых и проведение досуга по собственному усмотрению.

      Четвёртая группа включает личные права ребёнка. С определённого возраста дети не только имеют право на своё собственное мнение, но могут его высказывать. Например, с десятилетнего возраста ребёнка родители должны учитывать его мнение при принятии некоторых решений, касающихся его самого.

      Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

      Пятая группа объединяет экономические права ребёнка. Никто не вправе лишить ребёнка его собственности до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При разводе родителей и размене недвижимости обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетними.

      Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.

      Шестая группа прав помогает защитить несовершеннолетних детей от любых видов информации, способных навредить их развитию, как физическому, так и нравственному. Сюда относится запрет на рекламу алкоголя и сигарет, наркотиков, порнографии и так далее.

      Для защиты прав детей используются возможности Административного и Уголовного Кодексов. Как правило, любые нарушения их прав, преследуются строже, чем в отношении других граждан Российской Федерации.

      bukva-zakona.com

      Права ребенка. Защита прав детей в России

      Важнейший этап в жизни человека – его детство. От того, как оно сложится, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. Осознавая это, родители и лица, их заменяющие, должны всячески содействовать воспитанию и развитию детей, их подготовке к самостоятельному существованию в обществе, проявлению социально-значимой активности и высоких моральных качеств. Государство же со своей стороны относит права ребенка к числу приоритетных и гарантирует, насколько это возможно, их реализацию и защиту, тем самым с рождения прививая стремление к патриотизму и гражданственности.

      Какие права есть у ребенка?

      Все, которые указаны в Конституции, Законах, подзаконных актах и международных договорах (конвенциях).

      Условно это три группы:

    • Те, которыми обладает ребенок как гражданин государства , то есть политические и экономические: право на гражданство и его сохранение, на политическое убежище, на личную неприкосновенность и свободу слова, на доступ к информации, на объединение в союзы.
    • Неотъемлемые, то есть данные при рождении (личные или духовные) . Прежде всего, это право ребенка на жизнь, на общение с родными и близкими, на семью, на имя и фамилию, на содержание и защиту.
    • Те, которыми наделяет его общество (социум) , то есть социальные и культурные: ребенок имеет право на не притеснение по религиозной, расовой, национальной и половой принадлежности, на общение на родном языке, на социальное обеспечение, на бесплатное образование и медицинскую помощь, на труд и его охрану, на творческую деятельность и участие в культурно-массовых мероприятиях.
    • Приоритетной задачей государства является не только содействие в реализации, но и защита прав ребенка, которая заключается в принятии соответствующих законов, создании государственных органов с определенными полномочиями и доведении до сведения граждан информации о применении государственной защиты в интересах несовершеннолетнего.

      У детей есть право на права!

      Защита прав детей на воспитание и развитие

      Детям нужна полноценная семья, только так они могут получить всестороннее развитие (духовное, нравственное, физическое и психическое), о котором обязаны заботиться их родители. Если они либо один из них уклоняются от воспитания ребенка или не создают условия для его развития, то государство защищает права детей в установленном порядке, например, лишает родительских прав и назначает опекуна (попечителя), а также передает ребенка в интернат.

      Для нормального физического, нравственного и духовного развития несовершеннолетних родителям рекомендуется предпринимать следующие меры:

    • не допускать нахождения детей в местах, где им может быть причинен моральный вред или ущерб здоровью (магазины с товарами порнографического характера, реализующие алкогольную и табачную продукцию, питейные заведения и тому подобные);
    • не разрешать пребывания в общественных местах (на улице, в парке, транспорте, интернет-кафе, развлекательных комплексах) в ночное время без присмотра взрослых;
    • проводить свободное время со своими детьми;
    • беседовать о пользе здорового образа жизни, вырабатывать у них соответствующие навыки;
    • организовать посещение ими познавательных и игровых кружков, секций физкультуры и спорта, мест культурного досуга.
    • Чтобы можно было говорить о правах ребенка на всестороннее развитие и их не нарушении, государством был создан механизм защиты, в частности, предусмотрено создание благоприятных условий для реализации потенциала каждого несовершеннолетнего путем организации социальной инфраструктуры и запрет распространения информации, способной нанести вред такому развитию.

      Защита детей от агитационной и пропагандистской информации, вредящей их здоровью или нравственному развитию

      Поскольку ребенок – это индивид, личность, которому предстоит стать частью человеческого общества, он должен обладать нравственными качествами и моральными принципами, позволяющими ему не оставаться изгоем и достигать взаимопонимания с другими.

      В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы (табачной и алкогольной продукции, печатных изданий, видео- и аудио- материалов, содержащих сцены насилия, проявления жестокости, порнографии, антиобщественного поведения) в виде обязательной ссылки на возможность ее просмотра только лицами старше 18 лет.

      Право на охрану здоровья и его защита

      Здоровье ребенка бесценно, поэтому он имеет право на его восстановление. В сфере охраны здоровья права ребенка в России реализуются так, что медицинские учреждения бесплатно оказывают экстренную помощь, препятствуют распространению заболеваний среди детей путем их профилактики, диагностируют их, проводят лечение и оздоровление.

      Комплекс услуг медицины включает в себя также заботу о детях-инвалидах, детях с хроническими и неизлечимыми заболеваниями, в том числе наблюдение за ними на дому, в условиях стационара и санаторно-курортных комплексов.

      Права ребёнка — Школа доктора Комаровского

      Защита прав на отдых и оздоровление

      Посещение общеобразовательных учреждений и наличие в процессе обучения стрессовых ситуаций не проходит бесследно для ребенка, поэтому закон о защите детей предусматривает такие понятия, как отдых и оздоровление. Это комплекс мероприятий, влияющих на укрепление физического и психического здоровья ребенка, реализацию его творческого потенциала.

      Такое право защищается следующими способами:

    • организацией досуга и отдыха;
    • участием в спортивных занятиях,
    • профилактикой детских заболеваний в процессе санаторного оздоровления,
    • формированием представления о том, что такое «здоровый образ жизни»,
    • посещением оздоровительных детских лагерей,
    • соблюдением режима дня в благоприятной обстановке (окружающей природной среде),
    • прочими подобными методами участия детей в отдыхе и оздоровлении.
    • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

      Не все дети растут и воспитываются в благополучных и полных семьях, а также не имеют проблем со здоровьем. Напротив, почти половина из них – отказники, инвалиды, дети без попечения родителей или находящиеся на иждивении одного из них, пережившие катастрофы или военные действия, подвергшиеся насилию и жестокому обращению, с отклонениями в психическом развитии, из многодетных или малообеспеченных семей, осужденные и прочие. В общем, те, кого принято называть детьми, находящимися в тяжелой ситуации. По отношению к ним государство проявляет особую заботу, поскольку права детей в России имеют приоритетное значение независимо от того, в каких условиях растет ребенок.

    • льготы и социальные гарантии,
    • первоочередное право на зачисление в учреждения образования,
    • опеку и попечительство,
    • постоянное место жительства,
    • бесплатное лечение,
    • возможность ежегодного оздоровления в санаториях,
    • другое.
    • Защита права на профессиональную подготовку, выбор профессиональной ориентации и занятости

      В основном, это касается подростков, готовых самостоятельно трудиться или получать образование по окончании средней школы, права которых также защищаются государством. В частности, обеспечивается профессиональная подготовка детей старше 14 лет и их частичная занятость, помощь в выборе будущей профессии. Так, при трудоустройстве закон о защите прав ребенка гарантирует им выплату вознаграждения за выполненную работу, охрану труда, сокращенный рабочий день, предоставление отпуска, льготы при совмещении работы и учебы, ежегодный медицинский осмотр и прочее.

      Зная, какие права имеет ребенок, можно выбрать способ их защиты. В некоторых случаях достаточно ознакомиться с содержанием того или иного Закона и действовать согласно предписаниям, а иногда защита прав ребенка возможна исключительно в судебном порядке.

      www.rastut-goda.ru

      Права ребенка – это свод принципов, которые закреплены российскими и международными правовыми актами. Как на мировом, так и на национальном уровне действует большое количество актов, которые определяют статус лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

      Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

      Законодательное регулирование вопроса в РФ

      Права детей в РФ определяются рядом правовых законодательных актов. В частности можно выделить несколько основных, которые действуют на территории России. Прежде всего, речь идет о Конвенции прав ребенка.

      Для российского права это документ выступает в качестве основополагающего и применяется для регулирования всех возникающих правовых вопросов. Помимо этого документа стоит выделить Семейный кодекс РФ и Декларацию прав ребенка.

      Указ Президента, согласно которому, занимается деятельностью омбудсмен, также считается важным документом в РФ. И последнее, на территории государства действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959 году. В рамках указанных актов регулируются следующие вопросы:

    • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
    • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
    • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
    • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
    • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.
    • На этом, перечисление прав ребенка, установленных законодательно, не заканчивается. Существуют и другие моменты, о которых обязательно стоит упомянуть. Рассмотрим основные права подробнее.

      Права несовершеннолетнего гражданина в России

      У несовершеннолетнего ребенка есть определенные права, соблюдение которых гарантирует государства. Каждое право защищается законодательно. В список прав ребенка входят следующие права на:

      1. Фамилию, имя и отчество, а также на получение гражданства. Данное право возникает у малыша при рождении. Родители выбирают любое имя, а фамилия указывается по взаимному согласию супругов (матери или отца). Если консенсуса по данному вопросу не достигнуто, то вопрос разрешает служба опеки. Изменение данных возможно только с 14 лет по личному пожеланию ребенка, а до этого возраста только при наличии согласия службы опеки и попечительства. Проживание и воспитание в семье, совместно с родителями, которые обязаны обеспечить условия полноценного и всестороннего развития несовершеннолетнего гражданина. Ребенок вправе общаться с каждым родителем и другими родственниками, поэтому при расторжении брака или при раздельном проживание граждан, это не должно оказывать влияния на порядок встреч ребенка с другим родителем. В отдельных случаях встречи и общение может быть запрещено компетентными органами – службой опеки и попечительства, в качестве защиты прав и свобод ребенка.
      2. Гарантии соблюдения прав и интересов. Родителя обязаны защищать права несовершеннолетнего до достижения им совершеннолетнего возраста.
      3. Защиту от жестокого обращения родителей или опекунов. Здесь ребенок получает возможность лично подать заявление в органы опеки и попечительства в случае жестокого обращения, а также в результате насилия.
      4. Свободно выражать свои мысли и взгляды относительно его самого и отношений в семье. Именно по этой причине очень часто в суде заслушивается мнение 10-летнего ребенка по тому или иному поводу. Дополнительно, ребенок может выражать свое мнение в письменном или устном виде.
      5. Выражать свое мнение и мысли, а также выступать автором литературных или научных изысканий.
      6. На доступ к информации. Здесь речь идет о получении сведений, которые несут в себе благоприятную, нравственную способность и наоборот, запрещено предоставлять детям информацию, пагубно влияющую на их нравственное развитие.
      7. Личную, семейную жизнь, включая неприкосновенность жилого помещения, тайну переписки, сведений личного характера и телефонных переговоров.
      8. Помощь со стороны государства при лишении родителей несовершеннолетнего, родительских прав.
      9. Достойный уровень проживания. Родители должны предоставить малолетнему ребенку по мере возможностей нормальное физическое и финансовое проживание, а также условия для полноценного развития и роста.
      10. Медобслуживание и охрану здоровья. Несовершеннолетний гражданин может проходить бесплатное обслуживание в государственных поликлиниках.
      11. Образование. Ребенок должен посещать детский сад и школу, чтобы в результате полученного образования стать всесторонне развитой личностью.
      12. Отдых и развлечения, соответственно возрасту ребенка.
      13. Защиту от принуждения к вредной работе.
      14. Имущественные права. Здесь речь идет о наследовании и получении содержания от своих родителей.

      Все перечисленные права ребенка защищаются действующим законодательством и строго соблюдаются всеми гражданами государства. В случае нарушения установленных положений, человек, совершивший такой поступок, наказывается определенным законом образом.

      grazhdaninu.com

      Научно-практическая работа «Права ребенка в России и Великобритании»

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №24»

      Научно-практическая конференция школьников «Кузбасские истоки»

      Секция лингвистика (иностранные языки)

      в России и Великобритании

      учащийся 8 «Б» класса

      учитель английского языка

      Особенности правового статуса ребенка в России и Великобритании …. 4

      1.1 Понятие и содержание правового статуса……………………………… 4

      1.2 Основные международные и внутренние государственные акты по защите прав ребёнка………………………………………………………….. 4

      Основные права ребенка в России и Великобритании…………………….. 6

      2.1 Особенности прав ребенка в России…………………………………….. 7

      2.2 Права ребенка в Великобритании………………………………………. 9

      Анализ содержания прав ребенка в России и Великобритании в современном обществе…………………………………………………. 11

      3.1 Исследования в области знаний о правах ребенка………………… 12

      С момента появления на свет и став членом общества, ребёнок сразу получает много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты. Для того, чтобы из детей выросли сильные, здоровые, грамотные и образованные люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, права детей соблюдались. В силу отсутствия жизненного опыта ребенок не всегда может воспользоваться своими правами или обратиться в соответствующие органы за защитой своих прав и законных интересов.

      Актуальность данной темы заключается именно в том, чтобы любой ребенок знал и мог воспользоваться своими правами. В наше время между странами стираются границы, поэтому важно знать права детей не только своей станы, но и других стран.

      Цель работы : сравнительный анализ и раскрытие особенностей прав ребенка в России и Великобритании; чтобы дети знали свои права и стали внимательнее смотреть на окружающий мир.

      Объектом исследования являются права ребенка в России и Великобритании, основные законодательные акты, защищающие эти права.

      Предмет исследования составляет правовой статус ребенка, понятие прав ребенка, познакомиться с правами ребенка в России и Великобритании.

      Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

      Изучить права ребенка в России и Великобритании.

      Изучение Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка.

      Провести сравнительный анализ содержания прав ребенка в России и Великобритании.

      Анализ проведенного опроса.

      Сделать выводы на основе полученных данных.

      Особенности правового статуса ребенка в России и Великобритании

      Понятие и содержание правового статуса.

      Обеспечение и защита прав ребенка — важнейшие задачи общества, государства и международного сообщества в целом. Однако, прежде чем начать исследование прав ребенка в России и Великобритании необходимо установить границы понятия «ребенок» и «правового статуса ребенка».

      Проанализировав понятие «ребенок» в российском и международном праве, в том числе Великобритании, можно сделать вывод, что нижняя граница вышеуказанных понятий должна определяться моментом рождения, а верхняя – совершеннолетием, т. е. 18 лет.

      Правовой статус (положение) ребенка подразумевает особые правомочия, закрепленные в общепризнанных нормах и принципах международного права, а также в национальном законодательстве страны.

      Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Давайте попробуем разобраться, что же это такое «права ребенка», где и кем они прописаны.

      Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

      Основные международные и внутренние государственные акты по защите прав ребёнка.

      Идея прав ребенка в Великобритании появилась раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, законодательно закрепила идею преимущественной защиты прав и интересов ребенка.

      Еще в 1919г. — в Лондоне была основана британская организация «Спасите детей», которая стала первой организацией международного Фонда Безопасности детей. В 1920 — В Женеве основан «Международный союз спасения детей», крупнейшим членом альянса на момент создания был английский «Фонд Спасения Детей».

      На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924г.

      Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка ( 1989г ). На данный момент большинство стран подписало Конвенцию, наша страна присоединилась к этому документу в 1990г. По сравнению с Декларацией, где несколько коротких, носящих декларативный характер положений, Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Главная ее цель – максимальная защита интересов ребенка.

      Если обратиться к законодательным актам России, то можно отметить, что права ребенка закреплены:

      Гражданским кодексом РФ;

      Семейным кодексом РФ;

      Законом об опеке и попечительстве.

      Основные а кты, защищающие права ребёнка в Великобритании:

      Закон о детях (1989г);

      Декларация о социальных и правовых принципах;

      Акт об образовании.

      Правила устройства детей на фостерное воспитание 1 .

      Основные права ребенка в России и Великобритании.

      Права ребенка тщательно детализированы и лучше сформулированы в Великобритании и вместе с тем, некоторые проблемы в области обеспечения, реализации и защиты прав детей являются общими для двух стран.

      Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп :

      к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, гражданство, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

      ко второй группе относится права на семейное благополучие, т.е. на общение с близкими и дальними родственниками, не разлучаться со своими родителями.

      к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности, это свободно выражать свои взгляды и мнение, право на свободу мысли, совести и религии, на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.

      четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей, ребёнок имеет право на получение самых совершенных услуг в лечебных учреждениях, право на использование для лечения наилучших средств и методов восстановления здоровья.

      пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (доступное среднее образование, как общее, так и профессиональное, право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

      шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

      Для возможности защиты прав и интересов ребенка созданы бесплатные телефоны доверия, основанные на принципе анонимности и сохранения тайны обращения.

      В России: 8-800-200-122 Общероссийский единый детский телефон доверия, создан в сентябре 2011 года.

      В Великобритании их несколько: 0800 616101 – бесплатный телефон горячей линии для детей и молодых людей, 0808 5008000- телефон защиты детей, 0800 1111 – справочная служба для детей в возрасте 12-16 лет.

      В своих официальных документах ООН говорит о праздновании Всемирного дня ребёнка 20 ноября. В России более известен Международный день защиты детей, отмечаемый 1 июня.

      Особенности прав ребенка в России.

      Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов. Некоторые проблемы российских детей не знакомы британцам: многотысячные очереди в детские дошкольные учреждения, реализация права детей — инвалидов на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях.

      Давайте более подробно рассмотрим права ребенка в России, разделив их по возрастным критериям:

      Родившись , ребенок приобретает и имеет право:

      — на имя, отчество, фамилию;

      — право на гражданство;

      — право жить в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;

      — на имя ребенка может быть открыт счет в банке.

      Гражданин в возрасте от 6 до 10 лет :

      — вправе посещать школу;

      — вправе заключать самостоятельно мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.

      Гражданин в возрасте от 10 до 14 лет :

      — дает согласие на изменение своего имени или фамилии;

      — дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

      — выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

      — вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

      — вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

      — может вступать в детские общественные объединения.

      Четырнадцатилетний гражданин имеет право:

      — на получение паспорта;

      — дает письменное согласие для выхода из гражданства России вместе с родителями;

      — может выбрать себе место жительства (с согласия родителей);

      — вправе с согласия родителей совершать любые сделки;

      — вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

      — осуществлять права автора;

      — имеет право на труд (не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

      — согласно “Правилам дорожного движения” ездить на велосипеде всех типов по улицам и автомобильным дорогам.

      Пятнадцатилетний гражданин имеет право:

      — поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации.

      Шестнадцатилетний гражданин имеет право:

      — на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;

      — вправе самостоятельно осуществлять родительские права;

      — вправе просматривать в кинотеатрах фильмы, имеющие возрастные ограничения;

      — может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;

      — может быть членом кооператива, акционерного общества;

      — имеет право управлять мопедом при движении по дорогам;

      — имеет право обучаться вождению автомобиля в присутствии инструктора;

      — имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта);

      — подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссии по делам несовершеннолетних);

      — за некоторые правонарушения несет административную ответственность в общем порядке;

      — несет уголовную ответственность за все преступления.

      В Семнадцать лет мальчиков ждет постановка на воинский учет.

      Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

      Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

      К первым относятся:

      • Органы внутренних дел.

      • Контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

      Права ребенка в Великобритании.

      Великобритания является одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми. Например, ребенок пришел в школу с синяком или его не забрали после уроков родители. В этом случае школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся социальную службу по работе с детьми. С этой целью существует горячая линяя помощи детям, телефон которой находится на самом видном месте в каждой школе. Обратиться можно и в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан на рекламных щитах города, на коробках с ежедневным завтраком ребенка, а также часто сообщается в СМИ. В социальной службе есть отдел, который готов помочь родителям в случае, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, занимающийся юными правонарушителями, который работает с преступниками возраста до 18 лет как до суда, так и после; отдел, работники которого могут взять ребенка к себе на выходные дни; и др.

      В целом обязанности родителей по уходу за ребенком в Великобритании мало чем отличаются от требований в России. Однако зачастую то, что у нас прописано лишь на бумаге, в Великобритании является обязательной к исполнению нормой.

      Именно в этой стране возникла идея наделить ребенка правами, а также эта страна одна из первых законодательно закрепила преимущественную защиту прав и интересов ребенка. Учитывая, что законодательство в области защиты детей формируется с учетом международных норм, основные права ребенка в Великобритании аналогичны правам ребенка в России и являются общими для двух стран. Вместе с тем, давайте рассмотрим некоторые особенности в правах ребенка Великобритании:

      В двенадца ть лет ребенок может купить домашнее животное без разрешения своих родителей.

      В тринадцать ребенок имеет право получить работу, но закон позволяет работать только два часа в сутки.

      Четырнадцатилетнего гражданина Закон заставляет полностью быть ответственным за свои преступные действия, мальчики и девочки могут быть отправлены в специальную тюрьму для молодых людей. Девочкам разрешено прокалывать уши без согласия родителей.

      В пятнадцать лет вправе просматривать в кинотеатрах фильмы, имеющие возрастные ограничения.

      — работать полный рабочий день;

      — жить отдельно от родителей, снимать жилье (если один из родителей или опекун выступает гарантом сделки аренды)

      — обратиться за своим паспортом (при необходимости 2 );

      — мальчик может присоединиться к армии;

      — покупать сигареты и слабоалкогольные напитки;

      — осуществлять продажу лома, металла.

      В семнадцать появляется право:

      — получить лицензию на вождение автомобиля и ездить на мотоцикле;

      — девочки могут присоединиться к армии;

      — приобрести любое огнестрельное оружие.

      Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

      Анализ содержания прав ребенка в России и Великобритании в современном обществе.

      В теории английского права существует множество классификаций прав ребенка, в отличие от нашей страны. Они не противоречат, не отрицают, а только дополняют друг друга. Однако значительно отличаются количественные и качественные характеристики этих проблем. Например, ситуация, касающаяся школьной формы. Если в Великобритании она рассматривается с позиции ущемления прав ребенка на свободу, то в России она имеет другую основу — материальные трудности семьи. Права ребенка в Великобритании охраняются гораздо строже, чем в других странах Европейского союза. В Великобритании специалисты стремятся обеспечить детей, живущих в семьях, и воспитанников учреждений правом на автономию, сблизить стандарты обеспечения прав детей, находящихся в разных условиях. В тоже время в России наблюдается ситуация, при которой воспитанники учреждений получают значительную помощь государства, обладают льготами относительно жилищных прав и получения образования, однако практически не имеют право самостоятельно принимать решение о своей судьбе.

      Рассмотри некоторые отличия прав и принципов защиты ребенка в России и Великобритании. (Приложение 1).

      По сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. В Великобритании ребенок в действии имеет право голоса наравне со всеми членами семьи. Вмешательство государства в процесс воспитания в Великобритании очень велико, любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями. В России до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка.

      Исследования в области знаний о правах ребенка.

      Для выяснения осведомленности детей о своих правах, нами было проведен опрос на тему: «Знаете ли Вы свои права?», в котором приняли участие подростки возрастной категории от 13 до 16 лет.

      По данным опроса более 70% детей достаточно хорошо знают свои основные права, остальные 30% опрошенных сомневаются в своих знаниях. Сравнивая данные аналогичного опроса, проведенного исследователем в 2014г. 3 , указывали на то, что о своих правах задумываются и умеют поддержать разговор в части основных прав ребенка 69% опрошенных, 27% считают, что у них не было необходимости думать об этом, а 4% — предпочитают совсем об этом не думать 4 .

      Из этого можно сделать вывод, что уровень интереса и знаний детей в области прав ребенка вырос. (Приложение 2, Диаграмма №1)

      Особое внимание и интерес опрошенных привлекла информация в области прав учащихся. Первую часть опроса составляли знания в области общих прав, вторая часть состояла из пятнадцати вопросов, более детальных и углублённых 5 .

      Если основные права в области прав учащихся знают 96% детей, то более подробные вопросы уже вызывали сомнения и на них точно могли ответить только 59% опрошенных, причем все посчитали эту информацию интересной и нужной 6 . (Приложение 2, Диаграмма №2).

      Практически все подростки считают, что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно.

      На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «Да». При этом только 50% респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка.

      В данном исследовании показано, что идея прав ребенка в Великобритании появилась раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав и интересов ребенка. Как теперь мы знаем, что самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.

      Сравнивая права ребенка обеих стран видно, что основные права ребенка в Великобритании аналогичны правам ребенка в России и являются общими. Были изучены некоторые особенности в правах ребенка обеих стран и проведен сравнительный анализ и раскрытие этих особенностей. По данным проведенного опроса в области знаний о правах ребенка в нашей стране, можно сделать вывод, что уровень интереса детей в области прав ребенка вырос, многие знают свои основные права и считают важным данную тему.

      Таким образом, нами достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале нашего исследования, и хотелось бы подвести итог словами английского писателя Самюэля Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует научиться пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности».

      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

      Лобанова Т.В. Роль социальной службы (Social Services) в механизме защиты прав ребенка в Англии//Социальное и пенсионное право. 2006. № 4.

      3.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст.16.

      Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.3.

      «Декларация прав ребенка».

      «Конвенция о правах ребенка».

      Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3802.

      Абрамов В.И. Международная защита прав ребенка//Международное публичное и частное право. 2006. № 3.

      Конституционная защита прав ребенка в России и Англии// Статья Евразийского юридического журнала № 4 (71) 2014г.

      Отличия прав и принципов защиты ребенка в России и Великобритании.

      Для детей без родителей существуют специальные государственные учреждения (детские дома, приюты).

      Дети воспитываются или в родных или в фостерных семьях ( система замещающих семей).

      Закон нахождения под присмотром взрослого с учетом ограничения по времени – отсутствует.

      Запрещает детям до 12 лет оставаться без присмотра взрослого дольше получаса.

      Право на посещение дошкольного образовательного учреждения с 1,5 лет.

      Право на посещение дошкольного образовательного учреждения с 2 лет.

      Право на посещение школьного образовательного учреждения с 6 лет.

      Право на посещение школьного образовательного учреждения с 5 лет.

      Получение документа удостоверяющего личность (паспорт) в 14 лет.

      Получение британского паспорта – необязательно, он необходим, только если ребенок выезжает за границу.

      Разрешение на употребление любой алкогольной продукции с 18 лет.

      Разрешение на употребление слабоалкогольной продукции с 16 лет.

      Имеет право на труд с 14 лет, но не более 4 часов в день и с согласия одного из родителей.

      Имеет право получить работу с 13 лет, но закон позволяет работать только два часа в сутки.

      Разрешено работать полный рабочий день с 15 лет и только с согласия профсоюза.

      Разрешено работать полный рабочий с 16 лет.

      Право управлять мопедом при движении по дорогам с 16 лет.

      Право управлять мопедом при движении по дорогам с 17 лет.

      Установлен минимальный размер алиментов в процентном отношении от суммы заработной платы.

      Установлен минимальный размер алиментов в денежном выражении.

      На службе в армии могут быть мальчики с 18 лет.

      На службе в армии могут быть мальчики с 16 лет, девочки с 17 лет.

      Дела детей, совершивших правонарушение, рассматривает обычный суд.

      Для детей, совершивших правонарушение, действуют специальные ювенальные суды 7 , в закрытом судебном заседании.

      Уровень интереса и знаний детей в области прав ребенка.

      Права учащихся в России .

      Получение бесплатного общего образования (начального, основного общего среднего, полного образования) в соответствии с государственными стандартами;

      Выбор формы получения образования. Обучающиеся могут осваивать общеобразовательных программ, как в Учреждении, так и в форме семейного образования, самообразования;

      Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам; на ускоренный курс обучения;

      Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Учреждения;

      Получение дополнительных, (в том числе платных), образовательных услуг;

      Участие в управлении школой;

      Уважение их человеческого достоинства;

      Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов интересов – охрану здоровья, перевод в другие учебные заведения соответствующего типа.

      Анкетирование «Права учащихся»

      1. Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?

      Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

      2 . Имеет ли право учитель не впустить ученика в класс, если он опоздал?

      Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Однако учитель имеет право потребовать у Вас дневник, чтобы написать соответствующее замечание.

      3. Имеет ли право учитель выгнать учащегося с урока?

      Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Исключением являются случаи, когда ученик своими действиями грубо нарушает технику безопасности на уроке (в кабинете информатики, на уроке физического воспитания) или своими действиями угрожает жизни и здоровью других детей, ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.

      4. Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

      Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребёнка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

      Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

      Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе.

      6. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр?

      Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

      7. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

      Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (н-р, по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

      8. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?

      9. Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку ?

      Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

      10. Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?

      Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.

      11. Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?

      Нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет — в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

      13. Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?

      Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

      Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы, проверяемые с помощью автоматизированных систем, не оспариваются.

      Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание.

      1 Ф остерное воспитание — система замещающих семей.

      2 Получение британского паспорта – необязательно, он необходим, только если ребенок выезжает за границу, документ удостоверяющий личность может заменить водительское удостоверение или банковская карта.

      3 Информация данных сети Интернет, проведенная исследователем в 2014г.

      4 Данные представлены в Диаграмме № 1.

      5 С информацией проведенного опроса можно ознакомиться в «Справочной информации» Приложения №3, №4 данной работы.

      6 Данные представлены в Диаграмме №2.

      7 Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.

      infourok.ru



    You Might Also Like