Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие логического мышления дошкольников на занятиях

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая математика»

Развитие логического мышления у старших дошкольников

на занятиях кружка «Веселая математика»

Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие и формирование элементарных математических представлений. Я работаю в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 45% моих воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. Минимальные мозговые дисфункции, — это диагноз можно увидеть в заключениях моих воспитанников логопедических групп. К этой категории относятся дети с нормальным интеллектом, но с проблемами в обучении и поведении. У таких детей наблюдаются сенсомоторные и речевые нарушения, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания. Дети забывают сложные словесные конструкции, элементарную последовательность заданий. По сравнению со свертсн6иками у них слабо развита мелкая моторика. Поэтому вопросы интеллектуальной готовности к школьному обучению вызывают волнения у педагогов и родителей воспитанников.

Педагогам приходится заниматься не только коррекцией речи своих воспитанников, но и развитием восприятия, произвольного внимания, памяти и мышления, побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать, логически мыслить.

У нас сложилась целая система работы с такими детьми. И отличительной особенностью ее является использование занимательных игр, которые успешно включаются в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность со взрослыми.

Проводимая мною работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, 25-30 – в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. При выполнении заданий дети объясняют все свои действия, что позволяет одновременно развивать связную речь ребенка, учит его выражать свои мысли. Степень трудности заданий различна, что-то ребенок выполняет самостоятельно, а что-то с помощью взрослого.

Основные задачи кружка:

-развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

развитие математических способностей и склонностей;

развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Совместная деятельность взрослого с детьми организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируется желание детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создана картотеку игр, разработаны планы-конспекты непосредственно-образовательной деятельности, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности.

В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания , умения , навыки и кроме того чувства , художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.

В педагогической деятельности кружка предполагается широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Итоговая игровая обучающая ситуация « Путешествие в страну Геометрию».

-закреплять знания о геометрических фигурах ( «Познание»);.

-закреплять умения составлять задачи по картинкам и решать их («Познание»);

-практическое овладение детьми нормами речи («Коммуникация»);

-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом («Социализация»);

-развивать двигательную активность детей («Физическая культура»).

-воспитывать интерес к познавательной деятельности;

-воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно;

геометрические фигуры, картинки для составления задач, цифры, знаки неравенства, картина с изображением лесной полянки, картинки животных, запись стихов на диске, запись музыки для физкультминутки, письмо от «Кубарика».

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель сообщает детям, что получено письмо от знакомого им всем Кубарика из страны Геометрии, читает письмо: «Дорогие ребята, я шлю вам большой привет, а еще сюрприз. Вы скоро пойдете в школу, и мне очень хочется узнать, как вы готовы к школе. Если вы пойдете по стрелкам, выполняя задания, то обязательно найдете мой сюрприз.

-Узнай фигуру (овал)

-На фигуре лежит карточка с заданием – назови четные числа до 20, если верно назвали, то услышите стихотворение об этой фигуре.

-Назови фигуру (круг)

-Придумай задачу по картинке и реши ее, если ответ верен, то услышишь подтверждение стихотворением о круге.

-Узнай фигуру (треугольник).

-Размести зверушек на полянке правильно и услышишь стихотворение о треугольнике.

-Назовите фигуру (овал).

-Поставь знаки неравенства и равенства правильно

4 5, 8 9, 4 4, 7 3, 5 6 и услышишь стихотворение об овале.

-Следующую фигуру узнаем, когда пройдем лабиринт.

В середине лабиринта сюрприз — шоколадки прямоугольной формы.

Загадка о прямоугольнике.

-Как нас запутал «Кубарик»?

Примечание: задания читают дети, во время ходьбы по стрелкам, ведущие- дети всегда меняются.

Итоговая обучающая ситуация «Кубарик спешит на помощь»

в подготовительной к школе группе

-Закреплять знания детей о количественном счете.

-Закреплять умения ориентироваться в пространстве.

-Продолжать закреплять знания о живой природе.

-Закреплять умения решать задачи.

-Практическое овладение детьми нормами речи.

-Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

-Активизировать словарь детей

Слева, справа, прямо, внизу, сверху, задача, решение, загадка.

-Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

-Воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно.

Панно с изображение лесной полянки, лягушка-игрушка, клубочек, шапочка зайца, забор, изображение зайцев за забором, болото из зеленой ткани, тетради по математике Колесниковой и карандаши.

1. Дидактическая игра «Угадай на что похоже?»

Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки, подумать: на какую геометрическую фигуру ваш предмет похож и найдите свое место за столом.

/пока дети ищут сходство между геометрической формой и формой предмета и садятся на свои места звенит колокольчик, неожиданно появляется Кубарик грустный-грустный, с темным конвертом в руках, на конверте портрет Бабы-Яги/

Кубарик объясняет причину своего грустного настроения: он спешил к ребятам сегодня, чтобы поздравить с окончанием учебного года, готовил поздравления, подарки. Но злая Баба Яга их утащила. Кубарик просит помощи у детей: вернуть подарки, помочь ему в беде.

/ звучит музыка, дети встают со стульев и отправляются к опушке леса/

— Ребята, посмотрите зайчик, такой пушистый, да он кого-то ищет. Зайка ты кого ищешь?

Я со своими друзьями играл в прятки, досчитал до 5, они спрятались, а я их найти не могу. Помоги найти моих друзей.

Да вон они за забором спрятались, одни ушки торчат.

А сколько их там спряталось? Помогите сосчитать? И сколько нас всего играло в прятки?

/ дети считают ушки, уточняют, что у одного зайчика их два/

— 8 ушек, значит, четыре зайчика спрятались за забором. А всего пять зайчиков играло в прятки.

— А как вы узнали?

— давайте, ребята, поможем зайчику ответить на этот вопрос, составим задачу.

Был 1 зайчик да еще 4 спряталось за забором, сколько всего ? Пять.

/ дети записывают решение задачи с помощью цифр и знаков/

— Молодцы, ребята! За то, что вы умеете так хорошо решать такие трудные задачи, я подарю вам волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и вы ступайте.

/зайчик катнул клубочек, он покатился к лесу, звучит музыка, дети идут за ним/

-Посмотрите, ребята, клубочек привел нас на опушку леса.

Панно с изображением лесной полянки расположено на стене.

— Кто сидит в левом верхнем углу?

— Кто сидит внизу?.

— Где находится лиса?

— Кто бежит в правом нижнем углу?

— Что изображено в центре лесной полянки?

Воспитатель обращает внимание на корзинку в лапах лисы, в корзинке у нее записка, в которой лежит схема дальнейшего пути, и имя того, кто ждет ребят.

Загадка о лягушке

Не зверь, и не птица, всего боится.

Половит мух – и в воду – плюх!

Дети приходят на лесное озеро, где их встречает царевна-лягушка со стрелкой. Стрела должна указать, где находится избушка бабы Яги. Но отдаст она ее ребятам в том случае, если они выполнят задания в тетрадях. Дети садятся и выполняют задание ( стр. 31 тетрадь )

Лягушка отдает стрелу, она показывает , в каком направлении надо идти к избушке Бабы Яги. Дети подходят к избушке, дразнят ее, пытаясь выманить из избушки. Баба Яга выходит, просит ребят развеселить ее, тогда она отдаст подарки. Все пляшут, Баба Яга отдает подарки.

— Что интересного было в нашем путешествии?

— Где мы сегодня побывали?

Автор: Алсынбаева Разима Мурзагалеевна

pedportal.net

Развитие логического мышления дошкольников на занятиях

«Формирование логического мышления дошкольников на занятиях изобразительного искусства»

старший воспитатель МКДОУ дс №23 Казачкова В.С.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется сформированностью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленностью в систему.

Именно дошкольный возраст является продуктивным в формировании логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Проблема состоит в том, что дошкольникам для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Воспитатели в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Одним из видов деятельности, где формируются элементы логического мышления, является рисование. Возможно, изобразительное искусство, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладевают воспитанники, способствует восприятию различных наук. Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения дети могут не только с успехом использовать для решения специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко и в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях.

В настоящее время отсутствуют методические разработки по формированию логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительным искусством.

? Как встроить процесс логического в обучение дошкольников на базе изобразительного искусства?

? Какую форму придать этому процессу, что бы он стал эффективным?

? Какие методы использовать при формировании логической составляющей мыслительного процесса у дошкольников, для дальнейшего полноценного развития личности?

Эти вопросы возникают перед педагогом, который в процессе обучения обращается к формированию логического мышления воспитанников.

Для их решения целесообразно применить системный подход и работать над созданием методической разработки занятий изобразительного искусства, направленной на формирование логического мышления у дошкольников.

Цель должна быть не только общепедагогической, включающей обучающие и воспитательные моменты, чтобы достичь эффективности её необходимо дополнить культурологической и научной целями. Соответственно возникают задачи дидактические, связанные с выполнением стандартных требований к знаниям и умениям изобразительного искусства и нестандартные, связанные непосредственно с логикой.

Педагог изобразительного искусства должен быть специально подготовлен, быть способным продемонстрировать не только профессиональные знания и умения в изобразительном искусстве, в педагогике (о серьезной профессиональной подготовке педагога изобразительного искусства говорили многие художники-педагоги), но и владеть логическими умениями.

Формирование логического мышления на занятиях изобразительного искусства происходит при соблюдении ряда условий.

Первым условием формирования логического мышления детей имеет наличие четко обоснованных целей и содержания процесса формирования логического мышления дошкольников.

Вторым условием является учет особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования логического мышления.

Третьим условием формирования логического мышления детей имеет формирование мыслительных операций, таких как:

• выделение свойств предметов,

• сравнение свойств предметов,

Результат успешного формирования логического мышления на занятиях изобразительным искусством напрямую зависит не только от педагогических условий, но и от эффективности применения того или иного метода, тех или иных средств. С нашей точки зрения, наиболее эффективными являются следующие средства формирования логического мышления:

? развивающие материалы, способствующие овладением мыслительными операциями и действиями;

? задания на формирование логического мышления, формирующие умения логически мыслить.

Задания такие как:

1) логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду или составлять логические ряды из набора картинок и т.п.);

2) лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);

3) нахождение логических связей (например, сходные предметы: тень и того кто ее отбрасывает, хвост или часть тела и того чьи они, маму и малыша, животное и его пищу);

4) исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета);

5) разделение предметов по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т.д.);

6) нахождение предметов (животное, человека) по признакам (например: у Сережи темные волосы и очки);

7) логический поезд и др.

Создание предметно-развивающей среды в группе необходимое условие в формировании логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительного искусства, где учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Эффективным средством формирования логического мышления у дошкольников является разработанный нами детский деревянный развивающий комплекс , предназначенный для детей от 2 до 7 лет, который служит местом для игр и занятий.

Функциональное назначение мебели связано не только с хранением, книг и игрушек, но и с организацией пространства для активного образовательного процесса, подвижных игр и занятий изобразительным искусством.

Комплекс оснащен множеством деталей, которые предназначены для формирования логического мышления ребенка. Мебель устойчива при нагрузках, удобна для перемещения и транспортабельна. Конструкция разборных деталей обеспечивает сборку и разборку, а также — замену дидактического материала для разных возрастных групп без повреждения изделия.

В комплекс входят стол, стул и многофункциональная вешалка. Стол «Слон» (Рис.№1) имеет полку для учебных принадлежностей, перекладину для ног, часы, столешница поднимается на разные уровни, в соответствии с ростом ребенка и трансформируется в мольберт. На доске закрепляется лист бумаги, где ребенок может выполнять задания такие как: «Три основные краски, строящие многоцветие мира» (Цель: Развивать логическое мышление, зрительное восприятие цвета, внимательность, содействовать воспитанию аккуратности.); «Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета» (Цель: научить различать теплые и холодные цвета, составлять гармонии теплого и холодного цвета, развивать логическое мышление). «Стул как предмет мебели и обихода человека»; (Цель: Ознакомить со способами выделения (описания) существенных признаков объекта средствами художественного и логического. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Достижение учениками понимания роли различных изобразительных средств в создании описательной характеристики образа.), «Возьми картинку — загадку и нарисуй отгадку» (Цель: достичь понимания роли изобразительных средств для информационного обогащения образа, используя логические операции. Развивать у детей воображение и фантазию); «Дерево с разноцветными листьями» (Цель: достичь понимания процедуры специального отбора художественных средств для создания характерной направленности художественно – логического образа. Становление эстетического подхода к работе).

Стул «Жираф» (Рис.№2) состоит из элементов шнуровки, ростомера, счетов, сумки для игрушек, отверстия для игр, подушки на сиденье. Сиденье поднимается на разные уровни, в соответствии с ростом ребенка.

Играя с развивающим стулом, ребенок вырабатывает сноровку, ловкость и мелкую моторику рук, координацию движений. Также в процессе игры стимулируется развитие умственных способностей малыша, ребенок учится различать предметы по признакам (цвету, размеру, форме), находить логические связи (например, сходные предметы: маму и малыша, животное и его пищу).

Многофункциональная вешалка «Кошка» (Рис.№3) имеет интерактивную доску, крючки, шнурки для плетения. На «котов» можно надеть одежду, которая оснащена карманами для дидактического материала, молниями, пуговицами.

Использование данного развивающего комплекса в повседневной жизни ребенка будет способствовать формированию логического мышления, мелкой моторики, воображения, эстетического вкуса. Своим ярким, необычным оформлением комплекс надолго привлечет внимание ребенка и поможет научиться необходимым навыкам в игре.

В этом комплексе учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников, расширение содержания обучения изобразительным искусством, принципы логического.

doshkolnik.ru

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Педсовет.

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Педсовет.

Подготовили: зам. зав. по ВМР О. А. Вырина, старший воспитатель О. В. Грачева.

В рамках подготовки к педсовету прошли открытые занятия в различных возрастных группах, а также проведена тематическая проверка по темеРазвитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения».

• Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;

• Овладение методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;

• Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.

1. Выполнение решений педсовета от 31.01.13г.

2. Вступительное слово о значении поставленной проблемы — зам. зав. по ВМР О. А. Вырина.

3. Информационная справка по итогам тематической проверки — старший воспитатель О. В. Грачева.

4. Обобщение опыта работы по теме: «Развитие логического мышления на занятиях по математике у детей дошкольного возраста» — воспитатель З. Т. Аймешева.

5. Викторина «Математика — это интересно!» — О. А. Вырина, О. В. Грачева.

I.Зам. зав. по ВМР Вырина О. А.:

В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.

Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.

Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

II. Справка по итогам тематического контроля.

Выполнил: старший воспитатель О. В. Грачева.

Тема: «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения».

Цели: контроль за формами организации работы с детьми по развитию логико-математического мышления.

Сроки: в течение марта.

Вопросы, подлежащие проверке:

создание условий для развития логико-математического мышления детей (развивающая среда в группах);

динамичность развивающей среды, соответствие возрасту детей;

планирование работы с детьми по развитию логико-математического мышления в течение дня.

Основные формы и методы проверки:

оценка условий для развития логико-математического мышления;

анализ календарных планов;

наблюдения за самостоятельной деятельностью детей.

Создание условий в группе.

Математические уголки в группах имеются, однако есть некоторые замечания по их оснащению.

Так, во всех группах содержимое данных уголков соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В первых младших группах (№2, 5) много игр, направленных на формирование сенсорных эталонов. Во вторых младших группах (№3, 4) в соответствии с программными требованиями должны присутствовать игры на сравнение предметов, на формирование пространственных и временных представлений. Они имеются в гр. №4, в гр. №3 — недостаточно. В средних группах (№6, 8, 11) содержимое математических уголков включает более широкий спектр игр и пособий, отвечающих программным задачам, много игр, направленных на формирование навыков счета, формирование понятия числа. В старшей и подготовительных группах (№ 7, 12, 13) и в коррекционных (№ 9, 10) содержимое уголков соответствует возрастным особенностям детей, имеется счетный материал, геометрические конструкторы («Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Мозаика» и др., различные геометрические фигуры и объемные тела, наборы цифр.

логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин. Хочу отметить группы, в которых большое разнообразие логико-математических игр: №4, 6, 7, 11.

Проверка планов воспитательно-образовательной работы с детьми всех возрастных групп показала – воспитатели планируют работу по РЭМП на занятиях, в свободной деятельности детей, на занятиях по другим видам деятельности, в игровой деятельности.

Анализ свободной деятельности показал, что дети используют пособия и игры математического содержания в свободной деятельности.

Всем педагогам МБДОУ систематически и целенаправленно проводить работу по развитию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений.

III. Обобщение передового опыта воспитателя З. Т. Аймешевой.

IV. Викторина «Математика — это интересно!».

1. Разминка — гимнастика для ума.

1. Математика это:

• Наука, изучающая пространственные формы и способы их измерения.

• Наука, изучающая величины, количественные отношения, пространственные формы.

• Наука, изучающая свойства величин, независимо от числового их значения.

2. Основной формой РЭМП у дошкольников является:

• Непосредственная образовательная деятельность-занятие.

• Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

2. Мозговой штурм.

1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (демонстрационный, раздаточный.)

2. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким? (Быть разнообразном на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.)

3. Методы, используемые на занятиях по ФЭМП. (Словесные, наглядные, игровые, практические).

4. Приемы, используемые на занятиях по ФЭМП. (Рассказ, беседа, описание, вопросы, показ реальных предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры, упражнения и т. д.)

5. Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе (наглядный)

6. Назовите два способа, которые лежат в основе сравнения предметов (наложение и приложение).

Ведущий: А теперь прервемся на рекламу. Рекламу книг с математическим содержанием!

7. Реклама (команды выступают поочередно).

Ведущий: Скажем громкое «Ура», начинается игра!

Объявляется конкурс! Проведите с командой соперников логико-математическую игру. Оценивается быстрота и правильность ответов команды соперников.

Карандаш в руки возьмите

И картину оживите!

Каждой команде даётся лист с геометрическими фигурами, расположенными по всему листу, необходимо дорисовать детали, чтобы получилась картинка. Оценивается быстрота выполнения.

Ведущий: Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки только математические — в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математические термины. Итак, конкурс!

10. «Кто больше назовёт математических сказок» (команды называют сказки по очереди).

На подготовку 3 мин («Три поросенка», «Три медведя», «Цветик-семицветик», «7 Симеонов», «1000 и 1 ночь», «Волк и 7 козлят», «Белоснежка и 7 гномов», «Дюймовочка», «Маленький мук», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев»)

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Дидактические игры на развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры для развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста. В своей работе с детьми дошкольного возраста.

www.maam.ru

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирование его творческих и познавательных способностей. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в школе.

Содержимое разработки

Обобщение опыта работы

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»

Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Для того чтобы начать работу по развитию логического мышления у детей, перед собой поставила следующие задачи:

Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

Выравнивания стартовых возможностей детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.

Развитие позитивного отношения к школе и себе.

Воспитание любви к математике.

Зачастую родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка мыслить. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

На первом этапе изучила литературу: Алябьева Е. В. «Игры для детей

5-7лет: развитие логического мышления и речи», Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для детей», Савенков А.В. «Маленький исследователь: развитие логического мышления: для детей 6-7 лет», «Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет». Составитель: Шевелев К.В., Козырева Л.М. «Развиваем логического мышления для детей 6-7 лет».

Следующим этапом был изучен уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностического обеспечения:

диагностика групповая и индивидуальная

В результате анализа обследования детей выявлены индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. А так же составлен перспективный план работы на учебный год.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Следующим этапом в своей работе было — создание развивающей среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. В группе оформлена математическая стена, где есть уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления.

В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов:

1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). 2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

Наряду с этими играми, я давала детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимали участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.

Последовательно детям предлагались задания на трансформацию объекта, размера объекта, количества объектов (изменение количества частей или фигур) и другие задачи. В игре заложена основа поэтапно усложняющихся действий.

Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии я отвела знакомству детей с блоками Дьенеша, логическими фигурами и палочками Кюизнера. Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам. Для решения логических задач дети должны научиться выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам.

Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, я предоставила детям возможность познакомиться с логическими блоками. В процессе различных, манипуляций дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщин. Вместе с детьми мы договорились, что вместо слова «блок», целесообразно пользоваться словом «фигура».

Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков я предлагала детям следующие задания:

«Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине);

«Найди не такие фигуры как эта» (по форме, по размеру, по цвету, по толщине).

«Найди только треугольные фигуры» (синие, квадратные, большие, жёлтые, толстые и т.д.)

«Назови, какая эта фигура по цвету» (по форме, по размеру, по толщине).

После такого знакомства с блоками я перешла к играм и упражнениям:

Дидактические упражнения: «Цепочка», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино» помогли детям освоить свойства фигур, понять выражения, «такой же», «не такой» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).

Дидактические упражнения «Засели домики», «Дорожки», «Раздели блоки» и другие дали возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением: количества свойств.

Знакомство детей с более сложными вариантами игр, желание использовать игры в самостоятельной деятельности, поставили передо мной задачу познакомить детей с особенностями дидактической игры. Я объяснила детям, что каждая дидактическая игра содержит игровые правила и действия (порядок, очерёдность хода, подчинение ведущему, отыскивание, распределение, отгадывание). В игре дети должны научиться соблюдать правила, стремиться выиграть, получить положительный результат. Этот стиль поведения ребенка в игре очень значим для формирования личности.

Для более успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по их свойствам, ввела новые дидактические упражнения «Собери цепочку», «Путешествие», «Рукодельница», «Расставь числа», «Математические бусы», «Арифметическое домино». В результате этих упражнений у детей развились способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий. У детей сформировался интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности. Понимание детьми законов дидактической игры привело к тому, что дети начали играть самостоятельно в парах или небольшими группами. Ребёнок принимает роль ведущего, объясняет условие игры, контролирует выполнение правил, оценивает правильный результат. Дети меняются ролями, стремятся верно, выполнить задание, придумывают свои оригинальные задания. Эта деятельность весьма полезна для дошкольников.

В ходе игры, возникающей по инициативе самих детей, они приобщаются к сложному интеллектуальному труду. В результате проделанной работы дети могут выбирать себе игру по интересу, объединяться со сверстниками, целенаправленно действовать с материалом.

Всё это привело к тому, что я стала знакомить детей с новыми дидактическими играми, разработанные мной самою, которые направлены на развитие у детей логического мышления, математических представлений.

За время работы по данной теме накоплен следующий материал:

картотеки игр (подвижные, пальчиковые, настольно-печатные);

дидактические игры и упражнения математического содержания;

картотека логических и занимательных задач;

составлен перспективный план работы и разработаны конспекты по образовательной области «Познание»

Для эффективного освоения игр и игровых упражнений подобраны наиболее приемлемые формы работы: специально организованная деятельность, игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность.

Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по особой программе, выполнять общие задачи и согласовывать свои действия, помогая друг другу. Проводится следующая работа с родителями, которая организуется в разнообразных формах:

-родительские собрания («Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста», «Основные задачи воспитания и обучения детей 6-7 лет»);

— консультации («Как научить ребенка решать логические задачи», «Конструирование из счетных палочек»);

— индивидуальные беседы с родителями по особенностям развития детей;

-изготовление и приобретение дидактических средств и наглядностей.

Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что позволяет успешнее подготовить детей к обучению в школе.

videouroki.net

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в большей мере, степенью их оформленности в систему.

Работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала.

В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических построений и учат их применению.

В разработку основ теории развития логического мышления большой вклад внесли П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская , Д.Б.Эльконин, А.В. Белошистая, Р.Н.Непомнящая и другие.

Необходимость и возможность развития логической сферы ребенка дошкольного возраста неоспоримы, как и то, что это проблема более всего именно математического развития. Вопрос лишь в том, на каком содержании наиболее оптимально развитие логических умений дошкольников: на традиционном арифметическом содержании или на менее традиционном – геометрическом.

Обращение к теме формирования логического мышления дошкольников на занятиях математикой обусловлено недостаточным вниманием современных образовательных программ к развитию логики.

Психолого-педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не логического мышления как структуры.

В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Актуальность выбранной нами темы «Формирование основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой» в том, что при соблюдении на занятиях по математике в дошкольном учреждении психолого-педагогических требований развития логического мышления, использования развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.

Объект исследования развитие логического мышления дошкольника в образовательном процессе ДОУ.

Предмет исследования процесс развития логического мышления дошкольников посредством математических заданий.

Цель исследования определить педагогические условия развития логического мышления дошкольников.

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у дошкольников;

2. подобрать валидные методики, позволяющие определить уровень развития логического мышления в дошкольном возрасте;

3. выявить уровень развития логического мышления у обследуемой группы дошкольников;

4. определить средства обеспечивающие развитие логического мышления дошкольников в образовательном процессе.

Развитие логического мышления у дошкольников будет проходить более эффективно если мы:

1) проанализируем проблему развития логического мышления у дошкольников;

2) выявим уровень сформированности логического мышления;

3) определим средства обеспечивающие развитие логического мышления.

Обзор и анализ психолого-педагогической литературы.

Наблюдение, беседа, эксперимент.

1. Констатирующий эксперимент.

1. Формирующий эксперимент.

2. Контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на базе детского сада «Олимпия» Дзержинского района города Волгограда, с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек, с 8.02.2010 по 8.05.2010 года.

ГЛАВА І. Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическое исследование особенностей развития мышления детей дошкольного возраста

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Ж. Пиаже утверждал, что «Мышление человека. также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера».

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики». Механизм логического мышления заключается в операциях логического мышления, основывающихся на четырёх законах логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания.

Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию, они являются отражением связей и отношений вещей материального мира.

Л. М. Фридман в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения математике в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:

— длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;

— недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;

— вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;

— включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний.

Развитие логического мышления ребёнка — это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.

Н.В.Григорян отводит математике привилегированное местоположение в процессе формирования логического мышления и сводит её обучение к следующему:

1. Целое и части . Смысл практически всех математических действий и операций может быть дан без определений, а в процессе самостоятельного поиска (например, интуитивно: сложить — это значит собрать вместе, соединить в целое). Итогом такого подхода является логическо-действенная схема, позволяющая свернуть ряд математических правил (освоение принципа действий сложения, умножения, деления, вычитания; решение уравнений; разбиение фигур на части; решение определённого типа задач; усвоение понятия «дробь»; нахождение проекций и т.д.) в некий логический блок определённых действий.

mirznanii.com



You Might Also Like