Raiting-OY.ru

Все о детях

Связь методов и средств воспитания

Связь методов и средств воспитания

Содержание, средства и методы образуют систему воспитательного процесса, адекватную целям и задачам воспитания. Содержание воспитания составляет духовные ценности внутреннего мира ребенка

Методы воспитания сознания (лекции, беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются с такими средствами как научная и художественная литература, периодическая печать, другие знаковые средства мировой и национ нальной культури.

Методы организации деятельности (педагогическая требование, управления и самоуправления коллектива, общественное мнение, приучение, упражнения, создание воспитательных ситуаций и др.) сочетаются с такими средствами воспитания ния как режим, дисциплина, коллектив, виды практической и трудовой деятельности, художественная самодеятельность и др.. Взаимосвязь этих методов и средств направлены на воспитание устойчивых качеств особист ости, навыков культуры поведения и нормативов межличностных отношенийів.

Методы стимулирования культуры поведения (соревнование, поощрение и наказание) связаны со средствами материальной и духовной награды за успехи, а также со средствами морального осуждения различных поступков. О. Оценка результатов — обязательный элемент подведение итогов деятельности, причем особенно важное значение имеет вербальная похвала положительных поступков, которая укрепляет культурные навыки и в дальнейшем в ае основой самооценки и самовоспитания в юношеском виці.

Средствами воспитания культуры отношений есть взрослые люди, участвующие в совместной деятельности с воспитанником и пользуются у него уважением и авторитетом. От них ученик следует эмоциональное, волевое, интелек ктуальне отношение к природе, общества, материальной и духовной культуры, окружающих людей (родителей, учителей, друзей) и до самого себе.

Взаимосвязь средств и методов воспитания зависит от возраста и воспитанности учащихся. В начальной школе основным является личный пример и требование учителя. В подростковом возрасте — это положение сохраняется, но по отребуе дополнения. Ведущую роль здесь играет коллектив, который выполняет три функции: 1) общественного мнения, требует от воспитанника определенной культуры поведения, 2) формы организации коллективного обсуждения ния содержания культуры и отношение к ней, 3) коррекции поведения подростков путем оценки их поступков, планов и намерениирів.

При воспитании старшеклассников взаимосвязь средств и методов дополняется и усложняются новыми элементами, связанными с самовоспитанием. Образцы и внешние требования к культуре поведения, систематич чно используются как средства и методы функционирования коллектива, постепенно становятся внутренними критериями самооценки и самовоспитания. Заметную роль здесь играют личные духовные контакты, дружба и то варишування, задушевные беседы и диспуты в узком кругу единомышленникиів.

Средствами воспитания культуры поведения есть образцы устной и письменной речи, жесты, мимика, темперамент и другие элементы поведения воспитателя

Культура общения воспитанника формируется под влиянием культуры авторитетных взрослых. Ученик приходит в школу, уже имея определенную культуру общения, которая несколько отличается от культуры общения вы икладача. В учебно-воспитательном процессе происходит взаимодействие двух культур: педагога и ученика. Культура педагога может стать образцом для учащихся, если эмоции, воля и интеллект воспитателя вызовут у учащихся по положительная отношение, понимание и сочувствие. Адекватность реакции питомца зачастую зависит от мастерства общения воспитателя. Давно известно, что одну и ту же мысль можно выразить разными интонациями ю, разными словами, и только один способ выражения является самым эффективнымнішим.

Культура общения заключается в соблюдении меры, пропорций между всеми составными частями; например, монологи и диалоги, эмоциональности и теоретического рассуждения, мягкости объяснения и твердости требования, доверия и контроля, поощрения самостоятельности рассуждения и помощи дополнительными вопросам.

Эффект воспитания во многих случаях достигается, когда удается разговорить питомца, терпеливо выслушать его, поставить некоторые вопросы, навести на самостоятельное рассуждения, что ведет к правильному выс сновке.

Средствами воспитания культуры поведения служат примеры авторитетных взрослых, общественное мнение класса, школы, населения, нормы культуры поведения, известные воспитанникам традиции поведения членов семьи. Эти и средства используются в сочетании с такими методами, как убеждение, обсуждения, показ образцов поведения, поощрения, тренировочные упражнения. Воспитание навыков культуры поведения начинается еще в дошкольное периодомод.

Культура поведения бывает внешняя и внутренняя. Внешняя культура воспитывается взрослыми. Она состоит из навыков достойного поведения. Необходимость и содержание этих навыков должны быть осознании воспитанниками ем и стать. Его потребностью. Для этого используются лекции и беседы организуются тренировочные упражнения. Успеха воспитания внешней культуры поведения способствует положительная общественное мнение класса, школы, семьи й, товарищиришів.

Внутренняя культура как регулятор внешней культуры формируется позже путем самовоспитания и является высшим уровнем культурного развития личности. Если внешняя культура проявляется в коллективных формах х сотрудничества, то внутренняя — в индивидуальных формах поведения. В дальнейшем она не только направляет поведение, но и становится средством оценки окружающей социальной средыща.

Решающим условием формирования как внешней, так и внутренней культуры поведения является осознание воспитанником нормативов порядочного поведения как составляющей жизнедеятельности. Осознание культуры как необходимость дного фактора поведения достигается посредством анализа художественной литературы, лекций о культуре поведения, задушевных бесед с воспитателем, целенаправленного изучения правил культурного поведения, в том числе и этикета. Нормы культуры поведения не производятся в процессе накопления опыта, а привносятся извне авторитетными взрослыми как требования к поведению воспитанникиів.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятий»метод»,»прием»,»средство»воспитания. Охарактеризуйте условия и факторы эффективности выбора методов воспитания

2. Как классифицируются методы воспитания?

3. Какие методы относятся к группе методов формирования сознания личности?

4. Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

5. Какие методы входят в группу методов стимулирования?

6. Чем отличается беседа от рассказа?

7. В чем сущность этической беседы; диалога лекции; диспута?

8. Охарактеризуйте такие методы воспитания как требование; приучения; поручение?

9. В чем сущность метода примеру?

10. Что такое воспитательная ситуация?

11. Что такое соревнование?

12. Раскройте педагогические условия эффективности применения метода: а) поощрение б) наказание

13. Как зависит всестороннее развитие личности от использования средств воспитания?

14. Охарактеризуйте средства и методы, необходимые для воспитания совести, свободы

15. В чем состоит различие между общими и специальными средствами воспитания?

16. Перечислите и охарактеризуйте важнейшие средства воспитания подростков

17. Какие средства необходимы для воспитания антиципации?

18. Какие есть средства воспитания культуры общения?

19. Какие вы можете назвать средства воспитания общественного мнения старшеклассников?

20. Приведите пример использования средств развивающего обучения

1. Гордин. ЛЮ. Поощрения и наказания в воспитании детей -. М, 1980

2. Лисовский. ВТ диспуты на морально-этические темы -. М, 1988

3. Натанзон. ЭШ. Приемы педагогического воздействия — 2-е изд -. М, 1972

4. Сухомлинский BO. Как воспитать настоящего человека -. К, 1975

uchebnikionline.com

Методы, средства и формы воспитания

Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Методы воспитания — это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

Целью воспитательных взаимодействий являются:

— организация воспитательной среды;

— создание условий для самоорганизации жизни воспитанников;

— психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;

— стимулирование деятельности воспитанников;

— инициация процесса самовоспитания.

Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков.

Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач и достижение целей воспитания (признак целенаправленности).

Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, особенностями его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т.д.) (признак детерминированности).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия (признак специфической детерминированности).

В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач (признак ограниченной универсальности).

К условиям эффективности методов воспитания следует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).

Существует множество подходов к выделению методов воспитания в отечественной педагогической литературе.

Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:

— методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристические, индуктивные, дедуктивные);

— методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и проч.);

— методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный, программированный контроль и др.).

В.А. Сластёнин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

— методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и проч.;

— методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.

Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей — учебной, трудовой, организационной, бытовой:

1) методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективные перспектива, игра, единые требования, самоуправление, соревнование, самообслуживание;

2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия: уважение детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация;

3) методы детской самодеятельности — методы самоорганизации:

— духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

— чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание);

— воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование;

4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

— обращение к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения);

— обращение к чувству — к совести, достоинству, самолюбию, чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.;

— обращение к воле и поступку (требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание).

Существует традиционное деление общих методов воспитания (также называемых методами педагогического общения) на три группы:

— методы формирования сознания личности — рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;

— методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения — приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

— методы стимулирования поведения и деятельности — поощрение, наказание, соревнование.

Методов воспитания на самом деле значительно меньше, чем перечисляется в педагогической литературе. Воспитание можно уподобить музыке: различные мелодии сочиняются при помощи только семи нот (как хорошая, так и плохая музыка — в зависимости от композитора).

Воспитание обеспечивается совокупностью применяемых методов: убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения.

Метод убеждения — основной метод воспитания — это воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанников. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту. Эффективность метода убеждения определяется наличием необходимой и достаточной информации (фактов, цифр); профессиональными пропагандистскими навыками воспитателя (не исключающими его искренней убежденности); возможностью обсуждения проблем в условиях дискуссий; наличием практических примеров (личного, других людей).

Существуют убеждение словом и убеждение делом. Эти методы различаются по путям, средствам и формам. Убеждение словом предполагает такие пути, как доказательство, опровержение и разъяснение, а средствами являются логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Факт обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием.

Убеждение делом («проповедь действием») предполагает такие пути, как убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; из форм убеждения важны поступки и действия воспитанников и воспитателя, а также оперативные события окружающей действительности. Происходит слияние личного опыта с опытом других.

Метод упражнения — это система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе. В результате развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, а также вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения и др. Выполнению упражнений всегда предшествуют усвоение теоретического материала и инструктаж воспитателя.

Это позволяет воспитанникам осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Метод упражнения предполагает соблюдение порядка обучения, выполнение познавательных задач, общественных поручений, задач деятельности.

Условиями эффективности метода упражнения являются связь с другими методами воспитания, обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений, оптимальных условий деятельности, последовательность, систематичность и разнообразие уп­ражнений, постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

Метод примеров — это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров. Целью такого воздействия является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулов и средств самовоспитания. Положительный пример (понятие конкретно-историческое) — это такое действие, качество человека, такие приемы и способы достижения целей деятельности, которые являются социально одобряемыми и соответствуют доминирующему идеалу.

Пример оказывает разное (стабильное длительное и сиюминутное), но всегда координирующее воздействие на поведение человека в конкретной ситуации. Координирующее воздействие обеспечивается тем, что внимание обращается на нравственно и эстетически привлекательные образы, моральное осознание которых характеризуется внутренней уверенностью и устойчивостью.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

— примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых людей из окружения воспитанника);

— примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

Метод поощрения — внешнее действенное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и развитие способности критически оценивать свои поступки. Поощрение — вид моральной санкции. Функции поощрения: обеспечение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п.

Реакция на поощрение — знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул к деятельности.

Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

Метод принуждения — система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

Основные формы принуждения — это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

Существуют методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и стереотипы поведения воспитанников.

Для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности в целом и отдельных ее элементов используются не только методы воспитания, но и средства, которые располагаются вне субъекта. С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства воспитания в современной педагогике трактуют поразному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание этой категории.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, природа (живая и неживая) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

«Средства воспитания, — считает Т.А. Стефановская, — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».

Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев).

Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если с ним связана информация, которая:

— необходима для развития внутреннего мира личности;

— представлена в образной или наглядной (устной или письменной) форме;

— касается объекта, включенного в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников (А.Ф. Меняев).

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат. Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания — один из фундаментальных законов педагогики.

Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Средства материальной культуры — игрушки, одежда, посуда — развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

Средства духовной культуры — речь, книги, газеты, живопись — являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

Рассмотрим другой подход к пониманию средств воспитания.

В настоящее время обозначилась проблема организации полноценной человеческой жизни и развития индивида как человека нравственного в современном информационном поле. В этих условиях неизбежно встает вопрос о средствах воспитания, которые использует индивид для переработки человеческого опыта, освоения культуры: если информация об этом опыте в избытке, значит, результат избирательного усвоения зависит от средств, используемых в процессе переработки сырого материала. Эта проблема решается путем дифференцированного использования различных видов деятельности при обеспечении усвоения различных по значимости в формировании личности элементов культуры (В.С. Селиванов).

Если средством считать нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат, то приходится признать, что в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).

В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский (четыре вида деятельности: учение, игра, работа и сама жизнь ребенка).

В соответствии с идеями П.Ф. Каптерева все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем ее видам: общению, игре, учению и труду. Рассматриваемой в таком пла­не деятельности свойственны в каждом случае многообразные функции — преобразующая, познавательная, информационная, ценностно-ориентационная, энергетическая. Используемая в качестве средства воспитания любая деятельность тем и ценна, что выполняет их все в отношении участвующего в ней индивида.

Такое понимание сущности средств воспитания позволяет достаточно строго иерархизировать важнейшие педагогические понятия, поставив в подчиненное положение по отношению к средствам формы и методы их использования (формы труда, учения и др.; особенности использования общих методов в игре, труде и т.д.). Эти общие положения о средствах воспитания важны для понимания сути конкретных характеристик общения, игры, учения и труда как средств воспитания.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами, соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (Н.Е. Щуркова).

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое наилучшим образом несло бы на себе нагрузку внешнего оформления идеи.

Ребенок же идет от формы к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Педагогической теорией и практикой создано множество форм организации педагогического процесса: на сегодняшний день насчитывается свыше тысячи.

Педагогический поиск форм воспитания сопряжен с некоторыми условиями:

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять изменение следует не через резкую замену известной детям формы новой, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны в известную им форму, так чтобы эта форма до конца исчерпала себя и незаметно была вытеснена чем-то принципиально иным.

3. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств (Н.Е. Щуркова).

Практика воспитания выработала ряд традиционных форм воспитательной деятельности, которые, при всех социальных и педагогических потрясениях, сохранили свои внутренние потенции: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, прогулки на природу, турниры, вечера отдыха, музейные экскурсии, трудовой десант, соревнования и др.

Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истину, добро, красоту, искусство, науку, мораль, игру, общение, труд, познание. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариативном виде, модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, сократовская беседа и др. Как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется в нечто новационное.

Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и за­дачи, поставленной на данный период работы с детьми.

В современной педагогической литературе выделяют следующие типы форм воспитания: воспитательное мероприятие, игра, коллективное дело (Н.Ф. Голованова).

Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Педагогическое воздействие — необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего.

Этой цели служат воспитательные мероприятия, предлагающие детям для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии; культивирующие у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия; вызывающие высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни; устанавливающие (декларирующие) общепринятые нормы поведения, отношений, способствующих формированию общественного мнения в сообществе воспитанников.

Воспитание использует огромное многообразие игр. Организуя игру, воспитатель должен выбрать ее сообразно конкретной ситуации воспитания. Основная идея игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Коллективное дело значительно отличается от мероприятия и игры. Оно предполагает преобразование действительности на пользу людям. Составляющие воспитательного дела — это продуктивность, общественная значимость, коллективность и творчество.

Эти составляющие обеспечиваются определенными педагогическими условиями:

1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективное дело не может быть «спущено сверху», даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив внимание на события и факты реальной жизни, поиск единомышленников и тех, кто нуждается в помощи.

2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно пройти проверку определением: на пользу кому? на радость кому?

3. Коллективная организация участников дела. Все, что затевается, начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но неизолированно.

Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

4. Основное правило коллективного дела — «Все делать творчески — иначе зачем?». Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную (Н.Ф. Голованова).

studopedia.ru

54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти – со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Исходя из вышесказанного предлагаем систему общих методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на других с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения, т. е. это действия, направленные на изменение личности воспитуемого. Средства воспитания могут быть: прямыми – непосредственные личные воздействия на человека; косвенными – воздействия, организуемые с помощью либо средств (книги, мнения других и т. п.); осознанными – воспитатель сознательно ставит определенные цели, а воспитанники принимают их; неосознанными – осуществляются без преднамеренного воздействия; эмоциональными – с использованием определенных аффективных состояний; когнитивными – нацеленными на систему знаний человека и ее преобразование; поведенческими – направленными непосредственно на поступки человека.

www.e-reading.club

Взаимосвязь методов и средств воспитания;

Культура профессионального самоопределения студентов особенно активно формируется в процессе профессионального образования. Задача профессиональных учреждений — создавать условия для самоопределения личности — её самостоятельности, позиционной определенности, программы действий для её воплощения. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями работы педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения.

103.Основные понятия и классификации методов воспитания.

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на "вы" с учеником, когда ему делают замечание.

Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Познанию методов способствует их классификация. В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов:

В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский).

1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок).

2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения.

3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.

Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение.

3. Теория обучения (дидактика)

studopedia.su

Тема I. 4. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания;

1. Сущность понятия «метод воспитания». Понятие о приемах и средствах воспитания.

2. Классификация методов воспитания, характеристика общих методов воспитания.

3. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

1. Метод (от греч. metodos – путь исследования, способ) – способ достижения цели.

2. Метод воспитания – способы организации педагогом активной разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие.

3. Прием воспитания – часть метода воспитания (например, требование как метод воспитания предполагает использование такого воспитательного приема, как контроль за выполнением требования; метод убеждения включает в себя прием обоснования того или иного положения, взгляда, в котором необходимо убедить воспитанника и т.д.).

4. Средство воспитания – с одной стороны, — это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания.

5. Классификация методов воспитания – это система методов воспитания, выстроенная по определенному признаку.

4.1. Сущность методов воспитания и их классификация. Понятие о приемах и средствах воспитания. Слово «metodos» (греч.) в буквальном переводе означает «путь достижения цели», «способ действия».

В педагогике понятие «метод воспитания» трактуется по-разному. Одни считают, что «метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» (П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников). В этом определении отождествляются понятия «метод» и «средство», поэтому нельзя его считать достаточно верным, отражающим сущность метода воспитания.

Другие определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у воспитанников определенных личностных качеств и свойств. Эта слишком общая дефиниция не позволяет уяснить сущность данного понятия. В ней упускается из виду то, что у воспитанника нельзя ничего сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Во многих учебниках и учебных пособиях по педагогике под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). Такое определение метода воспитания отражает его двуединый характер (метод рассматривается как механизм взаимодействия учителя и учащихся), но в нем не вскрывается глубинная сущность взаимодействия.

Как мы уже знаем, воспитание осуществляется в процессе разнообразной и активной деятельности учащихся, которую организовывает педагог. С этой точки зрения речь идет о взаимодействии учителя и учащихся (причем, профессиональным оно является только со стороны педагога). Таким образом, под методом воспитания следует понимать способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

Нередко методические приемы и сами методы воспитания отождествляются со средствами воспитательной работы, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве (средство – прием – метод – методика воспитания). Но понятия «средство воспитания» и «метод воспитания», являясь взаимосвязанными, имеют четкие различия. Средства воспитания способствуют реализации воспитательных методик. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания (книги, наглядные пособия, картины и кинофильмы, телепередачи и т.д.).

И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: «Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – это средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно» [Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 96].

В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания. Есть методики, отражающие специфику воспитания в определенном возрасте или в конкретном учебно-воспитательном заведении (например, методы воспитания будут существенно отличаться в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков). Но в системе образования выделяют общие методы воспитания. Общими они называются потому, что они используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики определенного, конкретного воспитательного процесса.

К общим методам воспитания относятся:

v Методы убеждения (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);

v методы положительного примера;

v метод упражнений (приучения);

v методы одобрения и осуждения;

v метод требования;

v метод контроля, самоконтроля и самооценки;

v метод переключения.

4.2. Классификация методов воспитания. Характеристика общих методов воспитания.Методов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической теории и практике накоплено очень много. Выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам методы помогает их упорядочение, классификация. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

Т.А. Ильина и И.Т. Огородников представляют обобщенную систему методов – методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:

-объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);

-проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);

-методы приучения и упражнения;

-стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);

-торможения (наказание, требование);

-руководства и самовоспитания.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина). Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:

— методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— методы стимулирования поведения и деятельности;

— методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Структуру данной классификации методов можно представить в следующей схеме:

(Классификация В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной)

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств и приемов, а гармонично организованная их система. На каком-то этапе воспитания тот или иной метод может применяться в достаточно изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами воспитания он утрачивает свое назначение, замедляет движение педагогического процесса к намеченной цели.

Методы формирования сознания личности. Обобщенно эти методы можно определить как способы убеждения, то есть воздействия на сознание воспитанника с целью формирования знаний, взглядов, убеждений и т.д. В воспитательном процессе актуален метод рассказа.

Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К данному методу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников (в том числе и в отношении продолжительности: для младших детей – не более 10 минут, для подростков, юношей и девушек – 30 минут и более).

Воздействуя на чувства учащихся, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных отношений и оценок, норм

поведения. Можно выделить три основные задачи этого метода в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий или поступков героев рассказа, раскрыть содержание моральных понятий и норм, представить образец нравственного поведения и вызвать стремление подражать ему.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание того или иного действия, явления, то применяется объяснение, разъяснение.

Объяснение (разъяснение) – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Объяснение почти всегда сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и наоборот и может перерасти в беседу.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа получила очень широкое применение. Ее основная цель – привлечь учеников к оценке поступков, событий и явлений общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к своим нравственным, гражданским обязанностям. Убеждающий смысл обсуждаемых в процессе беседы проблем повышается, если вопросы и ответы опираются на личный опыт воспитанника, находят отклик в его делах и поступках, в собственной жизни.

Особое значение в воспитательной работе имеют этические беседы. Они, как правило, начинаются с обоснования темы, к ним готовится педагогом и воспитанниками специальный материал для обсуждения, заключающий в себе какую-то нравственную проблему. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания детей, формулирует рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Для начинающего учителя особую трудность представляют индивидуальные беседы, которые чаще всего проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. Они могут возникнуть спонтанно, что требует от педагога хорошей психолого-педагогической подготовки и развитой профессиональной интуиции. Лучше, если беседы такого рода отсрочены во времени, что дает возможность учителю основательно к ним подготовиться, продумать обсуждаемые факты, выдвинуть основательные аргументы для убеждения ученика в неправомерности тех или иных его действий.

Сложный метод воспитания – лекция. Как правило, лекции воспитательного характера проводятся для старшеклассников (в силу их возрастных особенностей).

Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания. Лекцию воспитательного характера нужно отличать от лекции как метода обучения (последняя должна носить сугубо научный характер). Но в основном к ним предъявляются одинаковые требования: содержатеьность, информативно-познавательная емкость, логическое построение, большая продолжительность по времени. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональному воздействию лекции на сознание воспитанников.

К методам, активно воздействующим на сознание учащихся, относятся дискуссии, диспуты, полемики. Они побуждают ребят соотноситься с дискутируемой проблемой, формировать собственную точку зрения на предмет спора, высказывать свои суждения. Обязательное условие реализации данных методов – наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что последнее слово в дискуссии – за учителем как ее организатором и руководителем, но это не значит, что его выводы – истина в последней инстанции. Педагог обязан учитывать точку зрения воспитанников и отвергать ее (если она действительно неприемлема, неправильна) только на основе сильных и продуманных аргументов и фактов.

Диспут, в отличие от дискуссии как метода формирования суждений, оценок, убеждений, не требует окончательных, определенных решений. Решение может оставаться открытым. Главное то, что в процессе столкновения различных мнений, точек зрения возникает знание о чем-то на высоком уровне обобщения. Диспут соответствует возрастным особенностям старших подростков, для которых характерны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру, желание сравнивать факты, чтобы найти истину. Темы для диспутов могут быть самые разными, но обязательно должны вызывать живой отклик в сознании старшеклассников (например: «Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни?», «Откуда берутся равнодушные?», «Правда ли, что «спокойствие – душевная подлость»? (Л.Н. Толстой)», «Можно ли стать кузнецом своего счастья?» и т.д.). Наиболее общее значение диспутов – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Большое значение в процессе формирования сознания развивающейся личности имеет метод положительного примера. Психологической основой данного метода является подражание, но не как слепое копирование действий и поступков других людей, а как формирование действий нового типа, совпадающих в общих чертах с определенным положительным идеалом.

Этот метод значим как для детей младшего возраста, так и для старшеклассников. Но маленькие дети выбирают себе для подражания готовые образцы взрослых или старших подростков, воздействующих на них внешним примером. Подражание у подростков носит более осмысленный, глубинный и избирательный характер. В юности подражание значительно видоизменяется: становится более сознательным и критичным, активно перерабатывается во внутреннем, духовном мире молодого человека. Важнейшей задачей учителя в процессе реализации данного метода (а он используется ежедневно, ежечасно в работе педагога) является создание условий для формирования у воспитанников положительного идеала (объекта) для подражания. Воспитание «от обратного», на отрицательном примере, тоже возможно, но позитивное влияние примера гораздо эффективнее. Еще древнеримский философ Сенека говорил: «Долог путь наставлений – короток путь примера».

К.Д. Ушинский отмечал, что воспитательная сила изливается только из живого источника положительной, сильной человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах учеников только тот поступок заслуживает подражания, который совершается уважаемым, авторитетным человеком. Это обстоятельство определяет высокие профессиональные требования к личности и поведению, деятельности педагога. Учитель обязан своим поведением, внешним видом, поступками служить примером для учащихся, быть образцом нравственности, принципиальности и убежденности, культуры, эрудиции. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и в том случае, когда воспитанники убеждаются – между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанникам он относится доброжелательно и одновременно требовательно (хотя, конечно, мера требовательности педагога прямо пропорциональна мере требовательности ученика к самому себе, его собранности и трудолюбию).

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Результатами воспитания являются нравственно-ценностные отношения и основанный на них соответствующий общественным требованиям тип поведения. В конечном итоге все же не знания и понятия, а убеждения, проявляющиеся в действиях, поступках, поведении, характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина педагогического процесса.

Самым распространенным методом организации деятельности учащихся в воспитательном процессе является упражнение. В начале 20-х годов прошлого века этот метод считался в советской педагогике неэффективным, так как упражнение (или приучение) ассоциировалось с механической выучкой, муштрой. Советские педагоги считали, что нужно прежде всего разъяснять учащимся необходимость вести себя так или иначе, аппелировать к их сознанию, поэтому отдавали приоритеты в процессе воспитания методам убеждения. Однако уже в 30-х годах талантливый педагог А.С. Макаренко опроверг это мнение. Он считал, что в процессе воспитания очень важно и необходимо вооружать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. «Поведение должно быть сознательным, — писал он, — но это вовсе не значит, что в вопросах его организации мы всегда должны аппелировать к сознанию. Широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, привычки, когда она начинает действовать быстро и точно» [Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – М., 1958. Т.5. – С. 435 — 436].

А.С. Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности на основе моральных знаний. «Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт» [Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – М., 1957. Т. 2. – С.257].

Сегодня метод упражнения прочно вошел в теорию и практику воспитательной работы. Под методом упражнения понимают многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них позитивных навыков и привычек поведения (И.Ф. Харламов). Повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. внутренние стимулы, определяющие сознательное поведение личности, причем предшествовать этому повторению все же должно разъяснение о необходимости вести себя так, а не иначе. Поведенческая психология предлагает педагогам универсальную схему: стимул – реакция – подкрепление, исключая из этой цепочки понимание. Это механистический подход к организации воспитательной деятельности, его устранение обусловливает использование методов приучения (упражнения) в комплексе с методами убеждения. И.С. Подласый предостерегает педагогов от чрезмерного увлечения либо одним методом (упражнение/приучение), либо другим (убеждение как словесное воздействие или пример). Он считает обе крайности неприемлемыми в процессе воспитания.

Условиями эффективности использования метода упражнения (помимо комплексного использования с методами убеждения и другими методами воспитания) являются:

1) доступность и посильность выполнения повторяющихся действий и поступков;

2) объем упражнений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

3) частота и систематичность повторений;

4) наличие контроля за правильностью повторения и (в случае необходимости) коррекции действий;

5) правильный выбор места и времени для выполнения упражнений;

6) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений.

Между такими факторами, как частота, объем упражнений и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще дети упражняются в достойном поведении, тем выше уровень их воспитанности.

Чтобы сформировать устойчивые нравственные привычки и навыки, надо начинать упражнять ребенка в них как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув смолоду к адекватному поведению среди людей, в мире вещей и явлений, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают самореализации или другим людям, контролирует свои действия, правильно оценивая с позиции других (рефлексируя). Дисциплина и самодисциплина, рефлексивность, культура общения – это жизненно необходимые качества для каждого человека, залог успеха и результативности многих жизненных начинаний. Они основываются на привычках и навыках, сформированных воспитанием в процессе упражнений в добрых начинаниях и делах.

Тесно связан с методом упражнения в процессе организации деятельности учащихся и формирования опыта общественного поведения метод воспитывающей ситуации. По существу, это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов (как позитивного, так и негативного характера). Выбор правильной с точки зрения морали и нравственности модели поведения, по-человечески верного выхода из специально созданной учителем ситуации – это упражнение в нравственном поведении, интенсивная работа ума и сердца воспитанника. Однако спрогнозировать верное решение ученика достаточно сложно. Этот метод воспитания будет гораздо эффективнее, если его подкреплять методом требования.

Педагогическое требование – это способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Требование может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Оно может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать к их преодолению, а значит – к саморазвитию. Требования помогают организовать порядок и дисциплину в классе и в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение школьников.

Педагогические средства данного метода – просьба, совет, предложение, намек (косвенные требования); тактичное указание, приказ, распоряжение, инструктаж (прямые требования). В педагогической практике учителю необходимо владеть всем арсеналом требований, но отдавать предпочтение все же косвенным, так как они в большей мере способствуют формированию педагогического общения, благожелательному взаимодействию участников педагогического процесса в системе «учитель – ученик».

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи в некоторых педагогических пособиях выделяются позитивные и негативные требования (И.П. Подласый). К негативным косвенным требованиям можно отнести осуждение и угрозы. Однако эти виды требования нельзя рассматривать как педагогические. Они почти всегда вызывают у детей неадекватную реакцию: либо противостояние педагогическому воздействию (речь идет о возникновении неконструктивного педагогического конфликта), либо лицемерие (формируется внешняя покорность при внутреннем противостоянии). Часто у детей возникает в таких случаях чувство страха, подавленности, стремление уйти от контакта с учителем. В конечном итоге может выработаться общее неприятие школы, процесса учения и познания в целом; формируются детские неврозы. В педагогической психологии определено понятие «дидактогения» – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, проявляющееся в угнетенном состоянии, страхе, фрустрации и т.д. Дидактогения отрицательно сказывается на деятельности ученика и его отношениях с окружающими. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – С.38].

Кричат, угрожают и публично бранят детей беспомощные в своей профессии учителя, неспособные управлять педагогически оправданными методами деятельностью воспитанников. Конечно, педагог может повысить голос в экстремальных условиях, случающихся в практике обучения и воспитания, должен пользоваться методами осуждения и одобрения, так как эти методы лежат в основе оценочно-регулятивной и контролирующей деятельности учителя, важных компонентов педагогической деятельности в целом. Однако педагог не имеет профессионального права превращать педагогическое требование в орудие психологической расправы с ребенком.

Организовывая воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием ученического коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, оно выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функцию воспитательного метода.

Требования должны быть ясными по содержанию, четкими по смыслу, посильными для выполнения учащимися, обоснованными (о методике предъявления требований шла речь в предыдущей лекции, поэтому мы не будем останавливаться на данном вопросе подробно).

Методы стимулирования деятельности и поведения. В целях подкрепления и усиления воспитательного воздействия на личность ученика применяются методы стимулирования деятельности: поощрение и наказание, соревнование, познавательная игра. Среди них наиболее широко применяются поощрение и наказание.

Поощрение – это способ выражения общественной положительной оценки поведения отдельного учащегося или коллектива. В противоположность этому наказание (или осуждение) выражается в отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Смысл поощрения и наказания заключается в том, чтобы развивать у школьников нравственное сознание и чувства, побуждать их к обдумыванию своих поступков и развивать стремление совершенствоваться. Средствами поощрения являются:

v похвала учителя, положительное оценочное суждение, высказанное лично ученику или классному коллективу в целом;

v устные благодарности и благодарности приказом по школе;

v похвальные грамоты, ценные подарки, награждения в виде туристических поездок, помещение фотографий учащихся на доску почета, благодарственные письма родителям и т.д.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотивов, способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ребенок ждет награды за малейший успех. Учителю нужно стремиться к тому, чтобы среди его подопечных не появлялись захваленные, привыкшие к постоянному одобрению дети и наоборот, лишенные положительной оценки. Надо стремиться создавать ситуацию успеха для многих, но успех должен быть реальным, заслуженным, а не искусственно созданным только для того, чтобы ребенок не был обделен позитивным вниманием педагога. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении классного коллектива.

Поощрение особенно необходимо ученикам с заниженной самооценкой, неуверенным в себе, несмелым. К данному методу воспитания чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, так как они особо чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом.

Отношение к наказаниям в педагогике неоднозначно и противоречиво. Под влиянием теории свободного воспитания, идей гуманизации педагогического процесса возникли мысли о том, что наказание – это вообще не педагогический метод воспитания. Например, наказания были запрещены Л.Н.Толстым в организованной им в 60-х года CIC века Яснополянской школе (хотя позже были частично восстановлены). В начале CC века они были полностью запрещены в первые годы существования советской школы. Сегодня продолжаются педагогические дискуссии об использовании наказания как метода воспитания, но, на наш взгляд, ясность в данный вопрос внес А.С. Макаренко. Он писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.5. – С.399].

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему четкое понимание, где и в чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности и стыда, подталкивающее к изменению своего поведения, к устранению ошибок в деятельности. Но наказание – очень тонкий и острый инструмент воспитания, который может нанести ребенку непоправимый вред, если используется неумелым педагогом. Очень важно усвоить педагогическое правило о том, что наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни морального, ни тем более – физического. Наказание не должно вызывать полной подавленности личности, только переживание отчужденности, но временной и несильной.

Педагогическими средствами наказания являются:

v негативное оценочное высказывание учителя,

v обсуждение на классном собрании,

v взыскание, устный выговор, выговор в приказе по школе, выговор с занесением в личное дело,

v вызов для внушения на педагогический совет,

v перевод в другой класс или другую школу,

v исключение из школы по согласованию с гороно,

v направление в школу для трудновоспитуемых.

Наказанием может служить и изменение отношения к воспитаннику (в худшую сторону) как со стороны педагога, так и классного коллектива. И.П. Подласый считает, что наказание может быть связано с наложением дополнительных обязанностей, с лишением или ограничением определенных прав (это возможно в определенных ситуациях).

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта, чувства меры и профессиональной интуиции. Наказывать ребенка за тот или иной проступок нужно только на основании изученных и проанализированных его причин, объективно, справедливо. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он сам считает его справедливым. Нельзя наказывать только по подозрению, не разобравшись в ситуации совершения отрицательного действия. Наказание следует согласовывать с общественным мнением класса. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к нежелательным педагогическим результатам (в частности, конфронтации между педагогом и группой детей, объединившихся в своем противостоянии учителю). Нельзя злоупотреблять наказаниями, наказывать несколько раз за одно и то же, несвоевременно производить наказание, особенно после длительного истечения времени от момента проступка. В целом применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования мотивации учения и общественно-полезной деятельности может быть оправдано только в исключительных педагогических ситуациях. В большей степени данный метод применяется для того, чтобы скорректировать неправильность действий, поступков учеников, изменить их к лучшему.

Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести (учитель, опускающийся до мщения детям, по сути педагогом не является, его деятельность наносит педагогическому процессу и воспитанникам только вред). Нужно воспитывать убеждение, что наказание предпринимается ради пользы ребенка, нужно объяснять детям в этой ситуации свою позицию, чтобы они понимали, почему учитель вынужден применить наказание. Применение метода наказания требует педагогического такта, хорошего знания общей и возрастной психологии, а также понимания, что наказание – не панацея от всех педагогических проблем. Наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Очень результативен в плане стимулирования и мотивации деятельности такой способ воспитания, как соревнование. Это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того социально-психологического фактора, что людям свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Особенно это присуще детям, подросткам, юношеству. Соревнование стимулирует творческую активность, инициативу воспитанников.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться, так как процесс обучения строится на принципе учета индивидуальных особенностей, способностей детей. Однако полностью исключить его из области наиболее значимой деятельности учащихся (учебно-познавательной) было бы не совсем верно. В условиях соревнования, например, младшие школьники стремятся лучше выполнять домашние задания, не получать замечаний на уроках, иметь опрятные тетради и учебники, читать дополнительную литературу и т.д.

Необходимо заботиться о том, чтобы соревнование не переродилось в нездоровую конкуренцию, толкающую учащихся на использование недопустимых средств для достижения первенства, победы. В связи с этим в процессе организации любых соревнований необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, критериев соревнований, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Эти принципы, кстати, особенно присущи спортивным соревнованиям, существование которых позволяет спортсменам справедливо определить победителя и показать возможности человека в достижении физического совершенства, учат побеждать и с достоинством уступать первенство сильнейшему, используя в дальнейшем опыт его побед. Но проведение параллели между спортивными соревнованиями и педагогическим методом соревнования как стимула деятельности и поведения ребенка на этом сравнении можно закончить. Метод соревнования призван не столько учить побеждать и самоутверждаться в жизни, сколько стимулировать инициативу в деятельности, способствовать личностному развитию ребенка. Действенность метода повышается при разумном насыщении учебной и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики учебно-воспитательного процесса ситуациями переживания успеха, связанных с положительными эмоциональными переживаниями.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые проводятся с учетом возраста учащихся. Для младших школьников это могут быть дидактические игры на уроках (играя в процессе учения, дети лучше усваивают учебный материал). Необходимо организовывать игры, в процессе которых младшие ученики овладевают определенными социальными отношениями (например, сюжетная игра по изучению правил поведения в общественных местах и т.д.).

Со старшеклассниками можно проводить деловые игры, в рамках которых они могут моделировать и проигрывать на полном серьезе какие-то значимые для них жизненные ситуации. Примером ролевых игр могут быть КВН(ы), дни самоуправления в школе, дидактический театр и т.д.

Организация воспитательного процесса с использованием данного метода вызывает яркие положительные эмоциональные переживания, способствует формированию нравственно-эстетических чувств, обусловливает развитие коллективистских отношений.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая дает представление о его результативности. Выполнять эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. О показателях воспитанности школьников можно судить по степени и результативности их участия во всех основных видах воспитательной деятельности, соответствующей их возрасту: учебной, игровой, трудовой, общественно-полезной, нравственно-эстетической и т.д. Во многом результативность воспитательных влияний на личность определяет характер общения детей друг с другом, культура поведения. Показателями воспитанности учащегося являются его информированность в нравственной, эстетической областях, умения и навыки применения усвоенной информации на практике. Учителю необходимо изучать все показатели в совокупности, осуществлять тактичный и ненавязчивый контроль за ходом воспитания, развития и формирования личностных качеств воспитанников.

Контроль (от фр. controle – надсмотр с целью проверки) — метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий. По мере взросления учащихся необходимо приобщать к самоконтролю и самооценке как действенным методам самовоспитания, предполагающим самопознание, самонаблюдение, самоизучение, самоанализ. Педагог должен создавать условия для формирования у школьников адекватной самооценки, так как заниженная и завышенная являются серьезным препятствием для личностного развития.

К основным методам контроля относятся педагогическое наблюдение за учащимися; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (устные, анкетные и др.); анализ результатов деятельности школьников; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное и т.д. Чтобы успешно реализовать метод наблюдения с целью контроля, нужно проводить его целенаправленно, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности. Наблюдение должно быть систематическим, фиксируемым (записи вносятся в дневник наблюдений), полученные результаты должны анализироваться и обобщаться.

Беседы с воспитанниками позволяют учителю выяснить степень информированности ученика в той или иной области, его знание норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, если таковые есть. Одновременно в ходе беседы педагог может узнать мнения учащихся о собственной работе, о взаимоотношениях детей, их симпатиях и антипатиях, об отношениях к тем или иным общественным явлениям, политическим событиям.

Сегодня в школе классные руководители широко применяют с целью контроля в воспитании методы опросов (анкеты, интервью, устные опросы, социометрию), что позволяет быстро и в массовом порядке определить какие-то проблемы, проанализировать их и наметить пути решения. Требования к таким опросникам содержатся в специальных пособиях по педагогической психологии, социальной педагогике или в рекомендациях по изучению личности школьника, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности учащихся, но и уровня воспитательной работы учителя и школы в целом. Было время, когда дети в школе получали оценки по поведению по 5-балльной системе (вплоть до 90-х годов прошлого века), однако в современной школе такое прямое оценивание упразднено в связи с недостаточно конкретными критериями оценивания и субъективизмом педагогов в оценке поведения детей, что приводило к конфликтным ситуациям в педагогическом процессе. Но результативность воспитания (или наоборот) всегда находит свое отражение в оценочных суждениях педагогов и учащихся, в характеристиках на отдельных учащихся (в их личных делах) и класса в целом. О результативности воспитания свидетельствуют такие общие показатели:

v сформированность у учащихся основ научного мировоззрения;

v умение давать оценку общественным явлениям и событиям, происходящим в стране и за рубежом;

v усвоение норм морали, знание и соблюдение законов, правил для учащихся;

v общественная активность, участие в ученическом самоуправлении;

v инициативность и самодеятельность учащихся, трудолюбие и аккуратность;

v эстетическое и физическое развитие.

4.3. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. По мнению И.П. Подласого, выбор методов воспитания – высокое искусство. Искусство, которое опираетсяся на науку, имеет свои теоретические основы [8]. В учебнике по педагогике он подробно анализирует условия (факторы, причины), которые определяют оптимальный выбор методов воспитания. Изучение этой информации позволило представить условия и правила оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания в следующей таблице:

studopedia.su



You Might Also Like