Raiting-OY.ru

Все о детях

Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка

Влияние стиля воспитания на развитие детей

В каждой семье складывается своя стратегия воздействия родителей на детей, называемая стилем воспитания. Психологи систематизировали разнообразные типы взаимоотношений детей и родителей и выделили четыре основных: демократичный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Каждый из них по-разному влияет на детское развитие, что сказывается на результатах.

Самая распространенная реакция на такие методы – испуг, адаптация под требования взрослых. Дети притворяются послушными, аккуратными, исполнительными, но на самом деле таковыми не являются, значит, обманывают.

  • низкий уровень требовательности;
  • отсутствие запретов и ограничений;
  • привычка баловать детей.
  • Никогда не поздно провести анализ отношений с детьми, обнаружить негативные тенденции, изменить стиль воспитания, сделать счастье ребенка приоритетной целью жизни.

    odintsovo.amakids.ru

    Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка

    Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка

    Ключевые слова: личность, стиль воспитания, либерализм, авторитаризм, авторитетность.

    Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями и методами воспитания. Вопросу изучения стилей и методов в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные. Среди них Каленский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж. Ж. Психолог Диана Бомринд исследовала влияние различных стилей воспитания на становление личности, а также поведение детей и их развитие. «Хороший стиль воспитания — это такое воспитание, которое лучше всего подготавливало детей к существованию во внешнем мире» — считала Бомринд (модель социально адаптивного стиля)[1]. Плохой стиль воспитания ассоциировался у неё с отсутствием навыков выживания при самостоятельной жизни. Этих позиций учёные придерживаются и до сих пор в определении самого оптимального стиля воспитания.

    В современной педагогике и психологии существует множество самых разнообразных методов воспитания детей. Методы воспитания – это пути (способы) достижения определённой цели воспитания [5]. Все методы воспитания направлены на целостное формирование личности ребёнка, на акцентуацию положительных черт характера, а также преследуют цель системного изменения поведения. В зависимости от установок, сложившихся в семье, формируется и мировоззрение детей. Фундамент, заложенный в детстве, сыграет решающую роль в развитии личности ребёнка.

    Таким образом, актуальность темы довольно значима, так как именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности. Поэтому родители должны уделять процессу воспитания достаточное количество времени и хорошо ориентироваться в стилях воспитания, выбирая самый оптимальный вариант. От этого зависит многое: гармоничное общение с окружающими, личная самооценка, результаты учебной деятельности, творческий потенциал ребёнка. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. Семейное воспитание продуктивно и имеет смысл, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значи­тельную роль здесь также играет самореализация родителей в своей профессиональной деятельности и материаль­но стабильное положение родителей, создающие условия для воспитания сильной личности. Например, «силовые отношения» будут в большинстве там, где имеют место разногласия и ссоры между коллегами по работе, соседями, женами и мужьями, родите­лями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики [3].

    Обращаясь ещё раз к исследованиям в отечественной психологии, хочется обратить внимание на Хоффмана. Хоффман в своей теории нравственной интернализации выделяет 3 техники, которыми пользуются родители при воспитании детей и формировании нравственности: индукция (объяснение, почему так делать нельзя), применение власти (телесные наказания, моральные унижения), отказ от любви (лишение ребёнка внимания на время наказания)[4].В современной психологии и педагогике каждая из 3 техник широко практикуется в том или ином стиле воспитания.

    Бомринд сформулировала 3 стиля воспитания – либеральный, авторитарный и авторитетный. [1] Стили воспитания могут формироваться под воздействием факторов субъективности и объективности, могут быть связаны с генетическими особенностями ребёнка.

    Либеральный стиль отличает свободная выраженность действий. Ребёнок становится предоставленным самому себе и своим интересам. Фактически он сам управляет своей жизнью, без вмешательства родителей. Попустительство со стороны родителей может привести к агрессии. Главный принцип деятельности таких родителей — быть удовлетворённым любым действием ребенка, исполнять все его прихоти и требования, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку. Следовательно, в первую очередь у детей будут проявляться эгоистические черты в характере. Интеллектуальное развитие детей родители стимулируют для того, чтобы в дальнейшем извлечь из этого выгоду. Следовательно, дети утрачивают способность правильного реагирования на различные затруднения, связанные, например, с поступлением в школу. В результате формируется озлобленность к миру или даже ненависть к родителям, несамостоятельность и неуверенность из-за недостатка собственных желаний. Н. Эйзенберг подтверждает, что либеральный стиль воспитания ограничивает развитие системы нравственных суждений. [4]

    Столкнувшись с разного рода ограничениями, у ребёнка возникнет стресс и неприятие действительности. Закономерно сформируется неадекватное поведение или непослушание. Неприятие действительности базируется на сопротивлении внешним воздействиям ввиду неправильного воспитания. У ребёнка возникает поведенческий кризис (причиной которому стал психологический). При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. А вот если ребёнок перестаёт чувствовать угрозу, то в дальнейшем поведение таких детей может стать антиобщественным или девиантным.

    Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение человека, которое значительным образом отклоняется от установленных общественно-правовых норм и нарушающее их. [3]. Примеры девиантного поведения подростков — мелкая и крупная преступная деятельность (кража, избиение, убийство, торговля наркотиками). В другом случае как отрицательный результат либерального стиля воспитания могут появиться вредные привычки: курение, алкоголизм, наркотики, употребление запрещённых препаратов.

    В отличие от предыдущего стиля воспитания при демократическом стиле позиция родителей основывается на доверительном и внимательном отношении к ребёнку. Не случайно автор индивидуальной психологии Адлер [4]отдаёт предпочтение этому стилю, считая, что поощрение и положительная мотивация способствуют гармоничному развитию ребёнка.

    Структура авторитетного стиля воспитания предусматривает общение «на равных», где ребёнок является полноправным участником семейного процесса. Основные способы общения в авторитетной семье — просьба, совет, информирование.[6].Особую роль здесь играет взаимодоверительность между родителями и детьми. В результате формируется личность адаптивная, приспособленная к специфическим влияниям окружающего мира, готовая к продуктивной деятельности, к установлению, сохранению и упрочнению эмоционально положительных отношений (дружеских, товарищеских).

    Своеобразие авторитетного стиля в том, что дети воспитываются на добрых традициях семьи. Это предоставляет им возможность в раннем возрасте показывать свою рассудительность и мотивировать свои поступки.

    На уроках дети отличаются активностью и склонны проявлять инициативу. Учеба характеризуется высокой исполнительностью, ответственностью; очень развита самооценка на уровне адекватности, они бесстрашны перед любой учебной деятельностью. В школьном возрасте эти дети начинают заниматься самовоспитанием.

    Авторитаризм нарушает все сферы деятельности ребёнка. Основная форма взаимодействия – приказ, указание, выговор. Родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, жёстко контролируют все сферы его жизни, делают это не вполне корректно. Как отмечал Грейс Крайг в работе «Психология развития», по данным исследований дети с авторитарным стилем воспитания отличаются робостью и замкнутостью и не имеют особого стремления к независимости. [2]. При переходном возрасте очень хорошо просматривается склонность ребёнка к агрессии или депрессии ввиду неправильного поведения родителей (жёсткого контролирования, вторжения в личное пространство ребёнка, использования метода кнута и пряника). Ситуация осложняется если контроль сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребёнку (тип Золушки).

    Педагоги и психологи единодушны в одном мнении — физические наказания не приемлемы и не способствуют развитию морально-нравственной сферы личности. Но, как отмечает в своей работе А.С.Спиваковская,[4]именно наказания остаются наиболее распространенной формой взаимодействия в семье. А.С.Спиваковская обсуждает также формы поощрений и ситуации, в которых принимается данная воспитательная мера. Особое внимание, по её мнению, необходимо уделять поощрению за приложенные ребёнком усилия. Важно, чтобы родитель отметил старание, попытку осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Первая задача родителей — найти общее решение возникшей проблемы, договориться о путях её решения. При этом очень важен компромисс как средство оптимальности для обеих сторон. Грамотный родитель должен ставить на первое место не свою собственную точку зрения, а то, что действительно имеет важность для ребёнка. Вторая задача — если возникают противоречия, то лучше решать их сообща, между собой, без участия ребёнка.

    Неадекватные ожидания родителей приводят к утрачиванию духовной близости. При навязывании повышенной моральной ответственности может развиться невроз. Как объясняет Чжоу Цзин [5] , доцент кафедры психологии Калифорнийского университета в Беркли, одним из аспектов авторитарного стиля воспитания (воспитания матери-тигрицы) в семье являются непомерно высокие и неоправданные ожидания, связанные с ребёнком. Постановка неоправданно высоких целей имеет негативный когнитивный характер. Когда такие дети взрослеют и выходят в мир, они оказываются не только плохо приспособленными к жизни, но ещё и попадают в зависимость от других авторитарных людей, повторяющих поведение их родителей.

    В литературе, содержащей психологический анализ проблемы наказаний и поощрений, не существует общего мнения по поводу авторитаризма. Для З.Фрейда и А.Фрейда наказание служило методом воспитания моральных качеств личности, так как страх перед родителями – условие для формирования Сверх — Я в ребёнке. [4].

    При гиперопеке родители склонны к удовлетворению всех потребностей ребёнка. В результате складывается эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. Также принцип родителей делать всё за ребёнка способствует развитию ипохондрии.

    Ипохондрия – состояние чрезмерной внимательности к себе и к своему здоровью.[3]. Гиперопекаемый ребёнок становится беззащитным, оказавшись в сложной ситуации, ввиду несформированной системы контроля. Гиперопека — чрезмерный контроль, приводит к пассивности, несамостоятельности, к трудностям в общении со сверстниками. Принцип таких семей — жить за ребёнка. Подобные отношения являются тормозом личностного роста, как ребёнка, так и родителя. Происходит формирование вседозволенности, потеря ориентации, ребёнок впадает в острую зависимость от других, а в первую очередь, от своих родителей. Тесная связь между родителями (чаще всего между матерью и ребёнком) может привести к школьной фобии. Тесные отношения с матерью исключают возможность свободно развиваться. Предсказуемо, что чрезмерная опека, запрет на критику ребёнка и часто испытываемое чувство вины присущи таким матерям. Гиперопека наблюдается либо в неполных семьях, где мать вынуждена самостоятельно воспитывать ребёнка, либо в семьях, где отец не считает своим долгом заниматься воспитанием детей и играет второстепенную функцию.

    По данным научных исследований, следствием гиперопеки может стать изолирование себя от общества, т.е. ребёнок не будет контактировать с окружающими. Возникает двухстороннее отвержение: ребенком социума, и наоборот — социумом ребенка. Гиперопека говорит о наличии у родителей собственных внутренних конфликтов, о личностных проблемах, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком.

    В критическом возрасте может возникнуть подростковый нарциссизм, когда потребность познать самого себя усиливается в период отрочества и в юношеские годы. При нарциссизме способность объективно себя оценивать исчезает. Нарциссизм-это атрибут проявления повышенного интереса человека к самому себе в широком диапазоне: от здоровых до патологических аспектов. Большинство авторов считают, что развитие детской нарциссичности связано с тем, что мать в период раннего детства поощряет неустойчивое чувство автономии ребёнка на фоне выраженной фрустрации его естественных потребностей. Провоцируя незрелую автономию, мать использует ребёнка для удовлетворения собственных потребностей.

    Нарциссичные дети очень тонко воспринимают потребности матери и изо всех сил стараются ей угодить, что, по сути, обеспечивает её условную любовь[7].Зигмунд Фрейд посвятил нарциссизму отдельное исследование. Основное внимание уделялось рассмотрению феномена нарциссической личности и её когнитивных особенностей, связанных с завышенной самооценкой детей-нарциссов.

    О.Кернберг [4] занимался исследованием патологического нарциссизма, и особое внимание уделял проявлению агрессии в подростковом возрасте. К признакам подросткового нарциссизма относят: представление о собственном величии, поглощение фантазий о небывалом успехе, красоте или идеальной любви, убеждение в собственной уникальности, потребность в чрезмерном восхищении со стороны окружающих, чувство особых прав, высокомерие, самонадеянность, надменность.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый стиль воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Они влияют на формирование уверенности в себе, чувствительности, самоконтроля, на развитие адаптивных способностей, т.е. на процесс становления личности. К наиболее оптимальным стилям воспитания относят те, которые способствуют личностно-развивающим, доверительно-уважительным отношениям. Следовательно, наиболее оптимальный стиль — авторитетный. Авторитетный стиль отличается от других стилей воспитания теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития самостоятельности детей. Родители должны применять демократический стиль общения и быть готовыми к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

    Авторитетный стиль даёт возможность родителям воспитать самодостаточную личность со своими переживаниями, потребностями и неисчерпаемым внутренним потенциалом. Задача взрослого – помочь ребёнку реализовать этот потенциал и актуализировать эти переживания, не навязывая своего воздействия и не ломая личность ребёнка.

    1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебное пособие. // Издательство «РХГИ». Спб.-2011г.-с.49-50.

    2. Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб,-2000г.- с.132-134.

    3. Мещеряков Б.Г.,Зинченко В.П. Большой психологический словарь.// Издательство «Олма-пресс». Спб,-2004г.- с.49,с.162.

    4. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистической тенденции поведения// Известия РГПУим.А.И.Герцена.-2007-№43-2- с.178-180.

    5. Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов-100ответов: учебное пособие для вузов// Издательство «Владос Пресс» М.-2006г. — с.269.

    6. Целуйко В.М.Психологические основы педагогического общения// Издательство «Владос Пресс» М-2007 г. — с.54.

    7. Шамшикова О.А.Психология и школа// Издательство «НГПУ» г. Новосибирск-2010г. — с.29-40.

    Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Проблемы теории и практики психологии развития».

    econf.rae.ru

    Авторитарность и демократия в отношениях

    • подбирают развивающие занятия без учета детских интересов;
    • Яркий пример авторитарного стиля воспитания – педагогические усилия домомучительницы Фрекен Бок. Всем известно, к чему они привели.

      Эти два понятия характеризуют, соответственно, либеральный и индифферентный стили воспитания.

      Малыши в таких семьях весьма подвержены стрессам. Они не готовы к новым обстоятельствам, не знают слова «нет», отвечают непослушанием на любые запреты. Если вы узнали в этом описании свою модель отношений с детьми, ситуацию нужно исправлять. Успешно противостоять стрессам, осознавать себя частью коллектива, приучиться выполнять требования взрослых помогают занятия ментальной арифметикой. Все названное формируется параллельно со скачком интеллектуального развития.

      Ссылаясь на занятость, усталость на работе, некоторые родители предоставляют ребенка самому себе. Им безразличны успехи или провалы в учебе, неинтересны спортивные достижения, круг общения детей и проч. Мальчики и девочки в таких семьях остро чувствуют ненужность, у них формируется заниженная самооценка, негативное отношение к окружающим, замкнутость.

      yalta.amakids.ru

      Родительское собрание «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»

      Родительское собрание «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»

      Родительское собрание на тему:

      «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»

      — показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка;

      — расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка;

      — познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;

      — побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

      — развивать умения родителей видеть себя со стороны.

      1. Вступительная часть – выступление детей.

      3. Психологический климат в семье.

      4. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

      5. Тест «Стратегии семейного воспитания»

      6. Методика выявления отношения матери к ребенку «Цветок».

      7. Социокультурный тренинг «Дом»

      1. Выступление детей перед родителями со стихотворениями:

      Что может быть семьи дороже?

      Теплом встречает отчий дом,

      Здесь ждут тебя всегда с любовью,

      И провожают в путь с добром!

      Отец и мать, и дети дружно

      Сидят за праздничным столом,

      И вместе им совсем не скучно,

      А интересно впятером.

      Малыш для старших, как любимец.

      Родители — во всем мудрей.

      Любимый папа – друг, кормилец,

      А мама ближе всех, родней.

      Любите! И цените счастье!

      Оно рождается в семье,

      Что может быть ее дороже

      На этой сказочной земле.

      Мама на папу глядит,

      Папа на маму глядит,

      А день самый будний,

      И за окошком – не солнце,

      Просто такое у них

      Очень любят друг друга.

      И от этой улыбки

      И легко, и светло.

      Мне с папой и мамой

      2. Роль семьи в воспитании детей.

      Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшней встречи «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка» Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

      Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

      Какие семейные факторы влияют на развитие ребенка?

      3. Психологический климат в семье.

      На развитие ребенка, его психологическое состояние влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

      Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

      Зачитывание отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»

      Хорошо живешь-то, сынок, хорошо. Куда с добром. Слава те, господи! И живи. Она бабочка-то ниче, с карахтером, правда, но такая-то лучше, чем размазня кака-нибудь. Хозяйка. Живите с богом, Так и уехала мать с мыслью, что сын живет хорошо.

      Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула мужа в больное:

      — Что же мамочка-то твоя?. Приехала и сиди-ит, как это. Ни обед ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла. Барыня кособокая.

      Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

      — Ты смотри, смотри-и, парень! — говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу. — Ты смотри-и. Ты — за рукоприкладство-то в один миг вылетишь из Москвы. Нашелся. Для тебя мы ее ростили, чтоб ты руки тут распускал! Не дорос! С ней вон какие ребята дружили, инженеры, не тебе чета.

      — Что же вы сплоховали? Надо было хватать первого попавшегося и в загс — инженера-то. Или они хитрей вас оказались? Удовольствие получили — и в кусты? Как же вы так лопухнулись?

      Тут они поперли на него в три голоса.

      — А вот мы счас милицию! А вот мы счас милицию вызовем.

      — Живет на все готовенькое, да еще. Сволочь!

      Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:

      — Если не прекратите орать, я вас всех, падлы. Всех уложу здесь!

      С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину.

      Дискуссия, обсуждения поведения героев рассказа.

      Обобщение: в эмоциональном неуравновешенном поведении взрослого только 1% заболевания, 99% же- распущенность. Так считает ученый из Латвии И. Плотниекс, написавший для родителей замечательную книгу «Психология в семье» (м, 1991) .

      4. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

      Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.

      Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.

      Семейные отношения, детско – родительские отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов и включают в себя:

      Существует несколько основных типов воспитания ребенка. Для того чтобы узнать о этих типах и как они влияют на развитие ребенка предлагаю поработать всем вместе. Я вам раздаю таблички с названием основных типов воспитания. Это авторитарный, гиперопекающий тип, попустительский и демократический. Разложите их пожалуйста в линию. Теперь я раздам вам описания, характерные для того или иного типа воспитания (Каждая характеристика на отдельной карточке). Ваша задача разложить эти характеристики под названием того типа воспитания, которому они по вашему мнению соответствуют.

      После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение

      А теперь давайте вместе посмотрим, как влияют эти типы воспитания на развитии ребенка. Психолог раздает каждой группе выписанные на отдельных листочках последствия, которые могут возникнуть при данных типах воспитания.

      Здесь описаны возможные последствия воспитания по эти типам. Вам нужно подумать и разложить описанные явления к тому типу, который может повлиять на их возникновение.

      После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение.

      Ну и теперь вопрос: какой стиль воспитания, по вашему мнению, наиболее благоприятный? Демократический. Но конечно он может показаться сложнее, так как нужно придумывать способы договориться, взаимодействовать с ребенком. Вот это основные стили воспитания.

      Авторитарный тип — чрезмерная требовательность, придирчивость.

      •родителями навязывается свое мнение ребенку.

      •вечные указания, напоминания, советы

      •ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

      • снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

      • может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

      • Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

      • при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

      • вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

      • став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

      Мотивы поведения родителей

      • На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

      • Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

      • родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

      • ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

      • к ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

      • до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.

      • способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

      • в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

      •ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни

      •инфантильно-потребительское отношение к миру

      •болезненное реагирование на любые требования и ограничения

      •будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

      •сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

      •у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

      •ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

      •такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

      Гипоопекающий (попустительский) тип

      •родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

      •ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

      •может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

      •отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

      •у ребенка ощущение ненужности, что его не любят

      Так могут вести себя родители которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

      •родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

      •ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

      •родитель участвует во взрослении ребенка.

      •ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

      •ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

      •самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

      5. Тест «Стратегии семейного воспитания»

      Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

      — Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

      А. Преимущественно воспитанием.

      Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

      В. Главным образом врожденными задатками.

      Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

      — Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

      А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

      Б. Абсолютно с этим согласен.

      В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

      Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

      — Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

      А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

      Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

      В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

      Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

      — Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

      А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

      Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

      В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

      Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

      — Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

      А. Если попросит, можно и дать.

      Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

      В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

      Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

      — Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

      А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

      Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

      В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

      Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

      — Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

      А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

      Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

      В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

      Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

      — Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

      А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

      Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

      В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

      Г. Не вижу причины запрещать.

      — Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

      А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

      Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

      Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

      — Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

      Обработка и интерпретация результатов

      Стиль поведения Номера вопросов

      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

      авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б

      авторитарный А А Г В Б Б Б А А А

      либеральный В Б Б Б А А Г В В В

      индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

      Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

      Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

      Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

      Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

      Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

      Цель – выявление отношений матери и ребенка.

      Задание: нарисуйте своего ребенка в виде растения.

      Цветок, прикрепленный корнями к земле – самостоятельность, умение адаптироваться в жизни, независимость, автономность.

      Растение в горшке – (лучшая адаптация, чем в вазе) эмоциональный симбиоз в отношениях с ребенком, зависимость.

      Все дети изображены одинаковыми растениями – неумение увидеть индивидуальность в каждом ребенке.

      Листки – способность общаться.

      Растение с плодами – ребенок выполняет родительские функции, неготовность мамы взять на себя роль родителя или родитель стремится в воспитании сразу увидеть результат (плод).

      Хвойное растение – проблемы в общении.

      Цветок – радость, связанная с ребенком.

      Ствол цветка, дерева – Эго (опора, сознание, стержень).

      Растение в пустыне – сложность выживания в семейной атмосфере.

      Растение на лугу – хорошая адаптация или мечты о ней.

      Растение на обочине дороги – опасность.

      Земля зеленая, коричневая – материнство.

      Роза – проблемы в отношениях.

      Солнце – чувство к себе.

      Нереальный цветок – неосознанность своей материнской роли.

      Нераскрывшийся цветок – ребенок еще не приносит радости матери.

      Грядка – трудно в социуме, нужна «подпидка» постоянно.

      Взрослого ребенка рисуют маленьким цветком – слабая адаптация в социуме, инфантильность, мама не чувствует возрастной потребности ребенка.

      Количество листьев – удовлетворенность общением матери и ребенка.

      Растение-дерево – высокие требования к ребенку, не учитываются возрастные потребности с ребенком.

      Мягкие листочки – гибкость в общении, удовлетворенность в общении.

      7. Социокультурный тренинг «Дом»

      — Мы все знаем, как строится дом. С чего начинают строить дом? (ответы родителей)

      Фундамент дома, это его крепкая его основа. Ваше мнение

      — Что вы положите в основу вашего дома, семьи. (ответы родителей)

      Вывод: На фундаменте нарисованного дома на доске записывают слова

      Подумайте и запишите 2-3 правила, которые соблюдают все члены семьи в вашем доме, в вашей семье.

      1. Забота друг о друге.

      3. Уметь хорошо работать и отдыхать.

      Эти правила записывают на крыше дома. Есть у дома фундамент и крыша, но наш дом пустой. Чего же не хватает?

      — Без чего нет семьи, дома? (без детей и родителей)

      Наш дом построен из кирпичиков. На каждом кирпичике написано то, что необходимо для создания крепкой и счастливой семьи (счастье, любовь, уважение, деньги, связи, терпение, опора, ссоры, взаимопонимание

      -Какие качества должны обогревать наш дом?

      Слова записываются на лучах солнца.

      Недаром говорят «Вся семья вместе- так и душа на месте)

      Вывод-совет для родителей: Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четырём стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А всё-таки как хорошо у нас дома».

      — Держите двери дома открытыми для ваших друзей и друзей детей.

      Воспитатель: и в заключении хотелось прочитать эти строки:

      Семья – это то, что мы делим на всех,

      Всем понемножку и слезы и смех,

      Взлет и падение, радость, печаль,

      Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

      Семья – это то, что с тобою всегда.

      Пусть мчатся секунды, недели, года,

      Но стены родные, отчий твой дом –

      Сердце навеки останется в нем!

      Всем спасибо, до новых встреч!

      Родители по желанию высказываются по поводу полученной информации, о том что им дало это собрание.

      Городское родительское собрание «Профилактика асоциального поведения ребенка-дошкольника в семье» Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть на нашем общегородском собрании. И сегодняшнюю нашу встречу мне хотелось.

      Родительское собрание «Использование семейных традиций как средства воспитания уважительного отношения к семье» Проведение родительского собрания на тему: «Использование семейных традиций, как средства воспитания уважительного отношения к семье и старшему.

      Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

      Родительское собрание на тему «Влияние гаджетов на развитие ребенка» К чему может привести излишняя увлеченность компьютерными играми дошкольника. Шашкова Варвара Станиславовна Чем отличаются реальные игры.

      Родительское собрание «Одиночество ребенка в семье» Цель: формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка и изменения уровня родительских притязаний. Задачи: определить роль.

      Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье» Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье» Форма проведения: круглый стол. Цель: дать родителям возможность задуматься.

      Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

      Сценарий родительского собрания «Влияние семьи на развитие личности ребенка» с презентацией Организационный момент — столы стоят в разных местах групповой, заготовки закрыты газетами. Родители встречаются с детьми в физкультурном.

      Семинар-практикум для родителей «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Ход семинара: 1. Введение.

      www.maam.ru

      Как понятно из названия, авторитарная манера воспитания предполагает выстраивание родителями некой модели, образа, которому должен соответствовать их ребенок. Они прилагают все усилия, чтобы сын или дочь приблизились к этому идеалу:

    • практикуют в отношениях принуждение и подавление;
    • не допускают самостоятельности.
    • Если родители признают право ребенка на самостоятельные решения, собственное мнение, ошибки, выстраивают отношения на доверии, равноправных диалогах, речь идет о демократичном стиле. Взрослые предъявляют ряд требований, на выполнении которых неумолимо настаивают, но некоторые вещи готовы обсуждать. Психологи полагают, что именно такие взаимоотношения детей и родителей являются основой гармоничного развития личности.

      Неограниченная свобода и безразличие

      Для первого характерны:

      pyatigorsk.amakids.ru



    You Might Also Like