Raiting-OY.ru

Все о детях

Журнал обучение и воспитание методики и практика

Журнал обучение и воспитание методики и практика

В сборник вошли материалы секций: «Общая педагогика», «Современные педагогические технологии», «Современные информационные технологии в образовательной деятельности», «Коррекциоииая педагогика», «Теория и методика обучения и воспитания», «Компетентностный подход в образовании», «Современные методы и модели в преподавании иностранных языков и культур», «Теория и методика физического воспита­ния, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», «Теория и методика дошкольного образования», «Проблема качества среднего и высшего педагогического образования», «Инфор­мационная безопасность личности: психолого-педагогические аспекты», «Экономические аспекты образова­тельной деятельности».

На современном этапе мирового социально-экономического развития письменному общению в виде научных статей, докладов, деловых отчетов отводится особое место, что делает задачу развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в сфере письменного общения чрезвычайно актуальной. Навыки академического письма проверяются и при сдаче международных экзаменов, в частности, в задании Writing1 экзамена IELTS. Стратегия обучения этому виду письма становится эффективной и позволяет решить задачу в довольно сжатые сроки, если она опирается на умения и навыки, сформированные при обучении написанию эссе для ЕГЭ.

Использование видеофильмов на уроках английского языка.

В сборнике представлены лучшие доклады, обсужденные на секциях I Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития». Основная идея конференции – включение начинающих исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов) в научный дискурс о сложных проблемах психологии, педагогики и антропологии, раскрывающихся при анализе этапов развития и взросления с учетом их социокультурных, психологических, физиологических, дефектологических и иных аспектов. Представлены результаты исследований молодых ученых, прошедшие профессиональное экспертное обсуждение.

В работе эксплицированы методологические предпосылки и выделены этапы становле- ния рефлексивно-деятельностной педагогической психологии (как инновационной сферы российского человекознания), а также охарактеризованы ее основные направления и показаны их связи с философией, психологией, педагогикой и социальной практикой образования и управ- ления.

Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго — гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде — лившие вектор изучения рефлексии франкоязычного человекознания. На основе прове — денного анализа делается вывод об общих и различных чертах отечественного и фран — коязычного подходов. Как можно видеть из проведенного анализа, психологическое изучение проблематики интеллектуальной и личностной, социокультурной и педаго — гической рефлексии в современном французском человекознании не оформилась пока в отдельную самостоятельную область психологии, как это произошло в российской гуманитарной науке. Тем не менее, в рамках изучения проблематики рефлексии общим пунктом для российской и франкоязычной гуманитарной науки является внимание не только к ее философским основам, но также к психолого-педагогическим и аксиолого- персонологическим аспектам. А именно – к определению той роли, которую она играет в формировании не только сознания у детей, но также знания у взрослых и «мудрости» у людей пожилого возраста, что изучается в современной акмеологии.

В сборнике представлены лучшие доклады, обсужденные на секциях II Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития». Основная идея конференции – включение начинающих исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов) в научный дискурс о сложных проблемах психологии, педагогики и антропологии, раскрывающихся при анализе этапов развития и взросления с учетом их социокультурных, психологических, физиологических, дефектологических и иных аспектов. Представлены результаты исследований молодых ученых, прошедшие профессиональное экспертное обсуждение.

В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе.

Сборник содержит научные статьи отечественных и зарубежных ученых, а также научно-методические материалы практических специалистов, решающих актуальные задачи современного образования внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества.

В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и психологов (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, М. М. Рубинштейн, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский и др.). Показано значение достижений в изучении смысла и рефлексии для общей психологии личности и педагогической психологии развития индивидуальности в современном инновационном образовании.

Пособие является частью учебно-методического комплекса к курсу «Интерпретация текстов искусства», предназначенного для учащихся профильной школы, а также студентов высших учебных заведений в качестве курса по выбоур. УМК содержит программу курса, разработку занятий, критерии оценки творческих работ, а также мультимедийное приложение «Искусство. Творчество. Диалог». Курс нацелен на развитие эстетической, интерпретационной и личностной компетенций обучающихся.

Содержание и технология подачи материала обеспечивают возможность использования УМК разными субъектами учебной деятельности: учителем и учеником, преподавателем и студентом, всеми, кто любит искусство и стремится вступить с ним в диалог.

Переход к компетентностным стандартам высшего профессионального обучения требует интенсификации самого учебного процесса. Для повышения качества высшего образования следует принимать во внимание не только традиционные давно выявленные факторы, но и новые, попавшие в поле зрения в последние десятилетия. В статье исследуется влияние гендерной специфики преподавания высшей математики в инженерно-технических вузах на основе собранного статистического материала одного из ведущих втузов Москвы. В разрезе гендерного признака рассматриваются такие факторы как целеустремленность и профессиональное становление студента, дисциплинированность и ответственность при выполнении домашних заданий, способности к геометрическому и алгоритмическому мышлению, внутренняя и внешняя мотивация. Анализируется преподавание математических дисциплин с учетом гендерного фактора для достижения интенсификации и успешности в обучении в рамках подготовки бакалавров инженерных направлений.

В книге, представляющей собой продолжение работы «Создание предпринимательских университетов», Бёртон Кларк объясняет, что можно сделать для того, чтобы университеты могли лучше отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира в XXI веке. На примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Европы, Австралии, Латинской Америки и Африки автор показывает, каким образом университетам удается инициировать и проводить постепенные изменения, успешно адаптируясь к новым потребностям экономики и общества.

Книга представляет интерес для преподавателей и руководства университетов, исследователей высшего образования, а также тех, кто отвечает за разработку и проведение образовательной политики.

Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Сборник статей и материалы международной научно-практической конференции по обновленному содержанию профессиональной подготовки по иностранным языкам.

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

publications.hse.ru

О соотношении понятий "воспитание" и "обучение" Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Старикова Людмила Дмитриевна

В статье рассматриваются вопрос о соотношении понятий « обучение » и « воспитание » в историческом аспекте.

About relationship between "education" and "training" concepts

The article deals with the question of the relationship between the concepts of «education» and «training» in the historical aspect.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Старикова Людмила Дмитриевна,

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий "воспитание" и "обучение"»

?УДК 78.91 ББК 67.9

Старикова Людмила Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра профессиональной педагогики Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Starikova Lyudmila Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Department of Professional Pedagogics Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»

About Relationship Between «Education» and «Training» Concepts

В статье рассматриваются вопрос о соотношении понятий «обучение» и «воспитание» в историческом аспекте.

Ключевые слова: Обучение, воспитание, теория и практика воспитания, педагогический процесс.

Key words: education, training, theory and practice of education, pedagogical process.

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

Проблема соотношения воспитания и обучения волновала педагогическую мысль издревле. Так, еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать — искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [4]. При этом под воспитанием он понимал формирование у обучающегося позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.

В последующие столетия многократно делались попытки дать определение воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи [3]. Положение о неразрывности воспи-

тания и обучения в процессе обучения подчеркивалось в трудах ученых и педагогов XIX и XX вв. (И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Ф., Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др.).

Обычно в теории и практике воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения. Первым, кто обстоятельно обосновал и ввел в педагогику принцип «воспитывающего обучения» и поставил его в один ряд с другими важнейшими педагогическими понятиями, был немецкий ученый Иоганн Фридрих Гербарт (1776 — 1841).

Исходным пунктом теоретических построений этого ученого служило положение о «восприимчивости к воспитанию, присущей ребенку» [4].

И. Ф. Гербарт считал, что человек не определен природой полностью, а открыт миру и духовно самостоятелен, т.е. ему изначально присуща «восприимчивость к воспитанию воли в нравственных целях». Через понятие восприимчивости он утверждал, во-первых, возможность воспитания как перехода в состояние взрослого, являющегося устойчиво разумным и моральным существом; во-вторых, необходимость воспитания, которое является единственным средством организации различных внешних формирующих сил в направлении достижения единой цели — образования человека, в котором «виден чистый и неискаженный отпечаток личности, семьи, происхождения и народности» [4, с. 45].

П.Ф. Каптерев на рубеже XIX-XX вв. рассматривал воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса.

В конце 80-90-х годов XX века отечественные ученые И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Петровский, Б. М. Бим-Бад и др. признают, что воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной психолого-педагогической литературе все чаще интерпретируется как образование.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три

элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание.

В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую.

Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения.

В последние десятилетия прошлого века из-за сложившейся социальноэкономической и политической ситуации в российском образовательном процессе ведущее место «заняло» обучение, как «передача кому-нибудь каких-нибудь знаний, навыков». Сколько бы не говорилось красивых слов о единстве (или необходимости единства) обучения и воспитания, по сути, и в их единстве, и в каждом в отдельности, «высшей ценностью, критерием достижений остается механическая сумма знаний» [1]. Весь процесс обучения сводится к одному показателю — успеваемости, а работа педагога — к максимуму этого показателя [1]. Школьная, а зачастую и студенческая, жизнь вращается только вокруг знаний, будто этим исчерпывается жизнь. Сегодня очевидно, что попытка отказа от целенаправленной воспитательной работы в системе высшего образования в девяностые годы ХХ в. была ошибочной.

В 2002 г. вышло в свет письмо Министерства образования Российской Федерации (№ 13-51-28/13 от 02.04.2002), в котором цели и задачи российской образовательной политики XXI в. были определены следующим образом: «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания».

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

Это особенно важно в связи с тем, что российское общество живет в постоянно изменяющихся условиях: социальных, экономических, правовых и т.д.,

жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи радикально изменились.

Вместе с тем в последние годы к воспитательной работе вузов ослабло внимание со стороны органов государственной власти, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров. Раздел «Воспитательная деятельность» отсутствует в макете Устава вуза и в Целевых показателях деятельности высших учебных заведений (приказ Федерального агентства по образованию от 28.11.2008 № 1770).

Воспитание должно ориентировано на формирование мотивации поведения, способности к самоопределению и сопротивлению внешнему насилию в любых его проявлениях. Человека создать нельзя — он создает себя сам. Но педагоги могут участвовать в этом процессе своим присутствием, играя роль среды.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный «фон» личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится лично-стно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

И.А. Зимняя выделяет следующие типы взаимосвязи между обучением и воспитанием [2].

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

В философском аспекте педагогика — это путь к истине. Человек — единственное и уникальное звено в цепи мироздания, которое служит для создания истины, красоты и добра. Если есть предназначение человека, то оно как раз в этом. Педагогика и должна быть ориентирована на то, чтобы вывести человека на путь наивысшей истинности судьбы [1].

Особенностью педагогики является то, что она имеет дело с конкретными людьми. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.

Педагогика принимает во внимание внешне обусловленные характеристики личности, к которым относятся, прежде всего, ее социальная и групповая принадлежность, целостность и стадиальность развития.

Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности. Особенностью педагогики является то, что она рассматривает и изучает человека как объект воспитания и обучения, начиная с детского возраста, рассматривает и изучает явления, происходящие с человеком на протяжении всей жизни. То, что педагогикой закладывается и учитывается в детском возрасте, развивается и совершенствуется впоследствии.

Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы, что обусловлено тем содержанием, которое предлагается обучающимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором — на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним .

Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании личности. Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения преобладает формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития.

На формирование и развитие человека оказывают влияние не только внешние условия, но и внутренние, определяющиеся особенностями организма человека. При этом педагогика исходит из того, что у человека в процессе обучения и воспитания должна формироваться активная жизненная позиция, представляющая собой обусловленную конкретными социальными обстоятельствами устойчивую форму проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.

Активная жизненная позиция вырабатывается в течении продолжительного времени в процессе обучения и воспитания человека, в результате преодоления повседневных трудностей, овладение человеком социальным опытом, профессиональным мастерством.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам обучающихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения.

При проектировании педагогического процесса надо исходить из того, что обучение и воспитание являются глубоко национальными по своему содержанию, отражают многогранные традиции, национальную психологию своего народа.

Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими особенностями, к которым обычно относят своеобразие национального сознания и самосознания, особенности национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Человек, который связал свою жизнь с воспитанием и обучением подрастающего поколения, прекрасно осознает, что педагогический процесс должен содержать в себе две противоположные тенденции: строиться с учетом природы обучающегося, законов его внутреннего развития и отвечать запросам общества.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания.

1. Асадуллин, Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе [Текст] / Р.М. Асадуллин. — Казань: Дом печати, 1997. — 140 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. — 2е изд., испр. и доп. — М.: Издат. центр «Логос», 2001. — 384 с.

3. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Издат. центр «Логос», 2000. — 272 с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. А.И. Пискунов. — 2-е изд., перераб. практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. центр «Логос», 2000. 272 с.

cyberleninka.ru

образовательный Журнал «Педагог»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65297 от 12.04.2016 г.

Редакционный сбор 210 руб.

Редакционный сбор 290 руб.

Получение свидетельства редакционной экспертизы.

Получение сертификата за личный вклад в её развитие и педагогическое мастерство.

Редакционный сбор от 100 до 120 руб.

Редакционный сбор от 150 до 190 руб.

Редакционный сбор от 110 до 130 руб.

Редакционный сбор 130 руб.

Редакционный сбор 120 руб.

Редакционный сбор 220 руб.

Редакционный сбор 230 руб.

Редакционный сбор 240 руб.

Редакционный сбор 250 руб.

Редакционный сбор 260 руб.

Авторам публикаций и участникам конкурсов.

Примите участие в мероприятии издания, оплатите редакционный сбор

и получите за 2 минуты сертификат, диплом или свидетельство, нажав кнопку «ДОКУМЕНТ» в верхнем меню сайта.

Благодарственное письмо от редакции издания. Бесплатно!

тестирование для педагогов.

Для участия в мероприятии необходимо:

выбрать тип мероприятия (конкурс, олимпиада, викторина, тестирование);

произвести оплату редакционного сбора за организацию и проведение мероприятия;

тестирование для дошкольников с куратором

принять участие в мероприятии;

получить наградной диплом в соответствии с достигнутым результатом.

Экспресс конкурсы, викторины, олимпиады,

тестирование для школьников с куратором

выбрать дизайн наградного документа;

выбрать статус мероприятия (районное, региональное, всероссийское, международное);

Публикация материала на официальном сайте издания

Для размещения публикации на сайте издания необходимо:

указать данные автора и тему работы;

оплатить редакционный сбор в размере 210 руб.;

получить справку или свидетельство о публикации авторского материала.

Ознакомиться с материалами, опубликованными на сайте издания, можно в этом разделе —>>>

Дистанционные обучающие курсы по ФГОС

оплатить редакционный сбор за организацию курса в размере 250 руб.;

ознакомиться с материалами курса;

пройти итоговое тестирование;

Публикация материала в электронном журнале

Для размещения публикации в электронном журнале необходимо:

загрузить файл со статьёй;

оплатить редакционный сбор в размере 290 руб.;

получить сертификат о публикации материала в электронном журнале.

Посмотреть электронный журнал можно здесь —>>>

Обобщение педагогического опыта работы

Для публикации педагогического опыта работы на сайте издания необходимо:

указать данные автора и тему педагогической работы;

оплатить редакционный сбор в размере 220 руб.;

дождаться проверки статьи редакцией (не более 8-ми часов);

Ознакомиться с материалами обобщённого педагогического опыта на сайте издания

можно в этом разделе —>>>

Публикация в электронной методической библиотеке издания «Журнал Педагог»

Для публикации статьи в электронной библиотеке необходимо:

указать данные автора и тему;

получить сертификат за личный вклад в развитие библиотеки и педагогическое мастерство.

Ознакомиться с материалами методической библиотеки можно в этом разделе —>>>

Рецензия на материал педагога

Для получения рецензии на статью необходимо:

дождаться проверки статьи и составления рецензии в течение 12 часов;

получить рецензию на представленный материал.

Конкурсы, викторины и олимпиады в режиме онлайн

Для участия в конкурсе необходимо:

произвести оплату редакционного сбора за организацию и проведение мероприятия

в размере от 100 до 120 руб.;

принять участие в конкурсе;

Конкурсы с публикацией материала на сайте

в размере от 150 до 190 руб.;

загрузить конкурсную работу;

дождаться подведения итогов конкурса в течение 24 часов;

получить наградной диплом в соответствии с результатом оценки конкурсной работы.

Конкурсы, викторины, олимпиады с бланками заданий

в размере от 110 до 130 руб.;

скачать бланк с заданием и заполнить его;

ввести ответы с заполненного бланка в базу данных сайта;

получить наградной диплом в соответствии с полученным результатом.

Конкурсы Online для педагогов

выбрать конкурс из перечня;

Участие педагога в экспертной деятельности

Для участия в экспертной деятельности сайта необходимо:

заполнить заявку на вступление в экспертный совет;

оплатить редакционный сбор за оформление членства в экспертном совете

издания в размере 290 руб.;

дождаться проверки заявки редакцией (не более 8-ми часов);

получить свидетельство эксперта.

Всероссийские конференции

Для участия в конференции необходимо:

выбрать тему конференции из перечня;

оплатить редакционный сбор за организацию и проведение конференции в размере 220 руб.;

получить подтверждающий участие сертификат.

Публикация доклада в электронном сборнике Всероссийской конференции

Для публикации доклада в сборнике конференций необходимо:

выбрать сборник конференции из перечня;

оплатить редакционный сбор за оформление сборника в размере 230 руб.;

загрузить доклад, соответствующий теме конференции;

дождаться проверки доклада редакцией (не более 8-ми часов);

получить свидетельство о публикации доклада в сборнике.

Дистанционные обучающие курсы по ИКТ

Для обучения по курсу необходимо:

выбрать тему курса из перечня;

оплатить редакционный сбор за организацию курса в размере 240 руб.;

просмотреть видеоуроки в полном объёме;

получить сертификат о прохождении курса.

Вебинары для педагогов

Для участия в педагогическом вебинаре необходимо:

выбрать тему вебинара из перечня;

оплатить редакционный сбор за организацию и проведение вебинара в размере 250 руб.;

просмотреть трансляцию вебинара;

получить свидетельство участника вебинара.

Семинары для педагогов

Для участия в педагогическом семинаре необходимо:

выбрать тему семинара из перечня;

оплатить редакционный сбор за организацию и проведение семинара

в размере 250 руб.;

просмотреть трансляцию семинара;

получить сертификат участника семинара.

Создание персонального сайта педагога

Для создания персонального сайта необходимо:

указать данные педагога;

оплатить редакционный сбор за пользование сервисом создания персонального сайта в размере 260 руб.;

создать сайт, загрузив необходимые материалы (фото, тексты, файлы) с помощью сервиса издания;

дождаться проверки созданного сайта редакцией (не более 8-ми часов);

получить сертификат о создании сайта.

Проверка выданного документа

Вы можете осуществить проверку выданного документа

на сайте издания «Журнал Педагог» по серии и номеру.

Благодарственное письмо педагогу

Все педагоги, разместившие публикацию на сайте издания, либо принявшие участие в одном из мероприятий сайта, могут скачать Благодарственное письмо от редакции издания. Бесплатно!

Добро пожаловать на сайт журнала «Педагог»!

Международный образовательный журнал «Педагог» является специализированным педагогическим изданием. Публицистическая деятельность издания направлена на распространение педагогического опыта в сфере Российского и зарубежного образования.

Свидетельство о регистрации СМИ «Журнал «Педагог»» ЭЛ № ФС 77 — 65297.

Выдано 12.04.2016 г. ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Территория распространения: Зарубежные страны и Российская Федерация.

Новые публикации на сайте журнала

Разместите публикацию в печатном издании журнала и закажите требуемое количество экземпляров.

Автор: Миргалимова Альфия Нургалиевна, воспитатель, МАДОУ ДС №15 "Солнышко", г.Нижневартовск ХМАО-ЮГРА

Публикация на тему: "Учим детей любить природу"

Автор: Ларионова Марина Михайловна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления № 10 "Орлёнок", город Коряжма, Архангельской область

Публикация на тему: "Использование активных игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего возраста игры на переменке"

Авторы: Фадеева Елена Викторовна, Благодатских Елена Петровна, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, МАДОУ комбинированного вида д/с №19 "Сказка", города Реутов Московской области

Публикация на тему: "Изучение лексических тем в группах компенсирующего вида с помощью музыки"

Автор: Куницына Ольга Викторовна, заместитель заведующей, МБДОУ г. Иркутска детский сад №77, г. Иркутск

Публикация на тему: Организация внутренней системы оценки качества образования

Автор: Сорокина Елена Владимировна, воспитатель, ГБОУ школа № 1601, г. Москва

Публикация на тему: "Масленица"

Автор: Фёдорова Надежда Владимировна, учитель начальных классов, КОГОБУ "Лицей г. Малмыжа" Кировской области, г. Малмыж Кировской области

Публикация на тему: Создание условий для сохранения психологического здоровья обучающего

Автор: Тихонова Галина Степановна, воспитатель, МБДОУ д/с №9 "Колокольчик, Ростовская обл Волгодонской р х Рябичев

Публикация на тему: Игры и упражнения на развитие фантазии и творчества старших дошкольников

Автор: Храмова Ольга Николаевна, учитель физики, ОШИ "Лицей им.Н.И.Лобачевского" КПФУ, г.Казань

Публикация на тему: "Психолого-педагогическая модель на основе таксономии целей"

Автор: Арсланбекова Юлия Виннуровна, воспитатель детей дошкольного возраста, МБДОУ Детский сад №16, город Уфа, Республика Башкортостан

Публикация на тему: "Интерактивная доска в образовательном процессе ДОУ как современный вектор образования воспитателя".

Автор: Говорова Антонина Васильевна, воспитатель, МБДОУ д/с № 32, г. Новочеркасск, Ростовская область

Публикация на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством ознакомления его с историей, бытом и традициями"

zhurnalpedagog.ru

Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Запрос к психологам, работающим в этой сфере, могут формулировать педагоги, воспитатели, родители, учащиеся, администрация. В ряде случаев сам психолог может ставить перед собой практические задачи. Содержание психодиагностической деятельности не зависит от заказчика (того, кто сформулировал запрос), но на этапе интерпретации и сообщения результатов возникает проблема перевода диагностических результатов на язык их пользователя и выработки психологических рекомендаций.

Очень условно практические задачи, возникающие в сфере воспитания и образования, можно отнести к двум классам, исходя из их главных функций — функции образования и функции воспитания. В дошкольных учреждениях в основном осуществляется функция воспитания, хотя есть и отдельные образовательные задачи, связанные с усвоением ребенком знаний об окружающем мире. Основные задачи, решаемые психологом в детском саду путем использования диагностических методик, — контроль за ходом психического развития детей, выявление тех, чье развитие отклоняется от нормального или кто имеет определенные психологические проблемы и трудности (например, повышенную тревожность, импульсивность, агрессивность, нарушение межличностных отношений и проч.). Диагностика ребенка необходима для оказания ему психологической помощи — психотерапевтической, коррекционной, помощи в социальной адаптации.

Отмеченные выше два класса практических задач будут рассмотрены в связи с функциями средней школы. В целом (огрубленно) можно считать, что образовательная функция школы обращена к познавательной, а воспитательная — к личностной сферам психической жизни ученика. Задачи, относящиеся к образовательной функции школы, в большей степени решаются с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, критериально-ориентированные тесты). Задачи, относящиеся к воспитательной функции школы, решаются в большей степени с использованием личностной психодиагностики (опросники и проективные методики). Однако такое разделение весьма условно, как условно и выделение в целостной индивидуальности когнитивной и личностной сфер. Поэтому, например, задачи оценки школьной зрелости или выявления причин неуспеваемости требуют использования как личностных, так и когнитивных методик. Основные практические задачи, с которыми сталкивается школьный психолог и при решении которых требуется использование диагностических методик, следующие:

1) диагностика психологической готовности к школе;

2) контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

3) выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятельности;

4) выявление учащихся, с которыми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на повышение уровня умственного развития;

5) отбор в специальные классы и школы (с углубленным изучением некоторых предметов);

6) оценка программ и методов обучения, степени и характера их влияния на умственное развитие учащихся;

7) оценка эффективности работы школы, учителей;

8) решение проблем так называемых трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и проч.);

9) профессиональная ориентация;

10) решение разнообразных проблем межличностного взаимодействия (нарушенный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, конфликтные отношения между учащимися и учителями, отсутствие нормального взаимодействия среди школьников и проч.).

Таким образом, психодиагностика является непременным этапом работы психолога в сфере образования и воспитания и обеспечивает решение многих практических задач, возникающих в этой области. При этом она выполняет не только констатирующую функцию, предоставляя, например, психологу информацию об индивидуально-психологических особенностях того, кто нуждается в психологической помощи, по и является средством обратной связи, отражая происходящие с последним изменения под воздействием психологических и педагогических форм работы. Это же справедливо для диагностики групп.

studme.org

Портал российской науки

Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева.

19.00.00 – Психологические науки

Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,174

Журнал публикует статьи по актуальным проблемам педагогической науки, теории и практики профессионального образования и физического воспитания. Уделяется большое внимание педагогической психологии, психологии личности и вопросам психологии в целом. Обсуждаются вопросы языкознания и литературоведения. Журнал является мультидисциплинарным, рецензируемым, входит в перечень ВАК.

Аудитория: педагоги, учителя, студенты и преподаватели высшей школы, психологи и филологи.

  • Педагогические науки. Обучение и воспитание.
  • Профессиональное образование.
  • Специальная педагогика.
  • Физическое воспитание.
  • Психологические науки. Психология личности.
  • Педагогическая психология.
  • Филологические науки. Языкознание.
  • Литературоведение.
  • Научный дебют
  • Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика.

    08.00.00 – Экономические науки

    13.00.00 – Педагогические науки

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,463

    Web of Science: да

    Журнал посвящает свои страницы анализу и обсуждению современных российских и зарубежных научных исследований в сфере социально-экономической политики, глобального управления, различных направлений международного сотрудничества, включая образование, науку, экономику. Публикуются статьи по современным проблемам развития высшего и высшего специального образования на национальном и международном уровне с учетом социально-экономического развития территорий.

    Аудитория: научные сотрудники, аналитики, практики в сфере международных отношений, преподаватели, экономисты, сотрудники внешнеполитических ведомств.

  • Региональные интеграционные процессы.
  • Тенденции развития международной торговли.
  • Механизмы инновационного развития.
  • Россия и Европейский союз.
  • Глобальное управление в сфере экономики.
  • Глобальное управление в социальной сфере.
  • Глобальные проблемы безопасности.
  • Политологический анализ.
  • Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования.

    Год основания: 2003

    Периодичность выхода: ежеквартально

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,155

    В журнале публикуются теоретические и научно-практические статьи по различным областям информатики, внедрению информационных технологий в процесс образования, совершенствованию методики преподавания информатики. Обсуждаются новейшие разработки в сфере информатизации образования.

    Аудитория: преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, научные сотрудники и специалисты в области информационных технологий в сфере образования.

  • Информатика. Теория и методика обучению информатике.
  • Менеджмент образовательных организаций.
  • Инновационные технологии и образование.
  • Электронные средства обучения.
  • Создание информационно-образовательной среды.
  • Трибуна молодых ученых.
  • Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика.

    Год основания: 1998

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,080

    В журнале публикуются статьи с обсуждением результатов исследований известных и молодых ученых по теории и методике обучения и воспитания, по общей педагогике, по актуальным проблемам общего и профессионального образования.

    Аудитория: преподаватели высшего и среднего специального образования, студенты, аспиранты, молодые ученые, научные сотрудники.

  • Общая педагогика.
  • История педагогики и образования.
  • Теория и методология обучения и воспитания.
  • Теория и методология профессионального образования.
  • Методика организации социально-культурной деятельности.
  • Научная жизнь.
  • Отечественная и зарубежная педагогика

    14.00.00 – Народное образование. Педагогика

    Год основания: 2011

    Периодичность выхода: два раза в год

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,265

    Журнал посвящен обсуждению фундаментальных проблем образования и педагогических наук. Рассматриваются вопросы истории педагогики и образования, методологии и методики обучения, теории воспитания, непрерывного образования. В статьях находят свое отражение результаты зарубежных научных исследований. Публикуются материалы научных конференций, симпозиумов, методологических семинаров. Журнал имеет институт рецензирования и входит в список журналов ВАК.

    Аудитория: научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав вузов, аспиранты, представители педагогической общественности.

    Основные разделы журнала: история и теория педагогики; философия образования; теория и методика обучения и воспитания; теория и методика профессионального образования; общая психология; педагогическая психология; психология личности; история психологии.

    Год основания: 1999

    Периодичность выхода: 10 раз в год

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 1,045

    Журнал «Образование и наука» посвящен теоретическим и прикладным исследованиям в области развития образования на основе принципов междисциплинарных подходов. Политика журнала направлена на преодоление различий между изданиями международного, федерального и регионального уровней, создания единого коммуникационного пространства.

    Аудитория: ученые вузов, руководители и педагоги всех типов образовательных учреждений, работники сферы образования регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

  • Общие вопросы образования.
  • Реализация образовательных стандартов.
  • Психологические исследования.
  • Культурологические исследования в образовании.
  • Педагогическая публицистика.
  • Коррекционная педагогика.
  • История образования.
  • Консультации.
  • Образование и саморазвитие

    Год основания: 2006

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,095

    Журнал публикует научные и научно-практические статьи по проблемам образования, педагогики и психологии в контексте ориентации на саморазвитие личности. Исследуются проблемы совершенствования качества образовательных систем, теории и методики профессионального и поликультурного образования. Издание входит в Перечень журналов ВАК.

    Аудитория: преподаватели и студенты вузов и ссузов, учителя общеобразовательных школ, сотрудники образовательных учреждений, педагоги и научные сотрудники.

    Основные разделы журнала:

    • Проблемы развития образования и педагогической психологии.
    • Психология развития и саморазвития личности.
    • Теория и методика профессионального образования.
    • Проблемы социализации и развития культуры учащейся молодежи.
    • Гуманизация поликультурного образования: воспитание и саморазвитие личности.
    • Проблемы зарубежной педагогики и психологии.
    • История образования и педагогической мысли.
    • www.ru-science.com



    You Might Also Like