Raiting-OY.ru

Все о детях

Организация лечения детей на дому

Коклюш — организация стационара и лечение детей на дому при инфекционных заболеваниях

Рекомендации по ведению больных коклюшем на дому

Для лечения в домашних условиях могут быть оставлены дети старшего возраста с легкими неосложненными формами коклюша. Показания для госпитализации:

— дети до 1 года (исключение — получившие гамма-глобулин в инкубационном периоде и получившие антибактериальную (этиотропную) терапию в предсудорожном периоде коклюша)-

— со среднетяжелыми и тяжелыми формами коклюша-

— с наличием осложнений и сопутствующих заболеваний-

— из неблагоприятных бытовых условий-

— при наличии соответствующих эпидемиологических показаний (из домов ребенка, общежитий и др.).

МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА КОКЛЮШ

1. Ежедневные (в течение 2—4 дней) врачебные посещения ребенка на дому до уточнения диагноза.

2. Тщательное выяснение эпидситуации (контакт с больными и подозрительно кашляющими детьми и взрослыми).

3. Детальные уточнения анамнеза болезни (характер кашля, его изменения, температурная реакция, самочувствие ребенка).

4. Объективное обследование (бледность, одутловатость лица, отсутствие воспалительных изменений со стороны носоглотки и легких).

5. Бактериологическое обследование слизи из гортани на коклюшную палочку в первый — второй дни наблюдения (проводится в боксе поликлиники).

6. Анализ крови (лейкоцитоз, формула, СОЭ) в первый — второй день наблюдения при отсутствии типичных для коклюша данных — повторное обследование через 2—3 дня (проводится в боксе поликлиники).

Мероприятия в отношении больного коклюшем

1. Регистрация больного в горСЭС и журналах поликлиники и детского учреждения.

2. Ознакомление матери с особенностями режима, ухода и питания ребенка при коклюше.

Режим, обычный для данного возраста, больше быть на свежем воздухе, не рекомендуется встречаться с другими детьми, переохлаждаться. Проводить с ребенком воспитательную работу, занимать его интересными играми, отвлекать внимание от кашля. Следует обучить мать методам дыхательной гимнастики и проводить ее ребенку. Рассказать матери и ребенку, как следует вести себя во время кашля, научить сдерживать приступы, не пугаться приближения кашля. Диета полноценная, не раздражающая, число кормлений увеличить на 1—2, но уменьшить порцию (при выраженных приступах кашля)- следует докармливать ребенка после рвоты. Средства, действующие на возбудителя: эритромицин, олеандомицин- левомицетин, тетрациклин, стрептомицин, аппициллин и др. (в возрастной дозе. Гамма-глобулин назначается в ранние сроки болезни детям раннего возраста и ослабленным.

Патогенетическая и симптоматическая терапия:

а) кислородотерапия — прогулки, проветривание помещения-

б) витаминотерапия — витамины А, В, С и др.-

в) спазмолитические и десенсибилизирующие средства: препараты беладонны, кальция (показана микстура Sol. Calcii Gluconici 6% — 100,0- Extr. Belladonnae 0,015, no 5,0 — 10,0 ил 3 раза в день), димедрол, супростин-

г) разжижающие мокроту микстуры-

д) горчичники, банки на грудную клетку.

Средства, повышающие защитные силы организма — метацил, апилак, алоэ, гамма-глобулин и др.

Лечение осложнений и сопутствующих заболеваний в соответствии с их характером и тяжестью. Необходима профилактика перекрестной инфекции: ограничить контакт больного с окружающими детьми и взрослыми, особенно при наличии у них различных патологических симптомов (катаральные явления, ангина, дисфункция кишечника и др.). Уход за больным ребенком осуществляет мать, которая должна не забывать мыть руки, при появлении признаков ОРВИ, ангины — обслуживать ребенка в маске.

Противоэпидемические мероприятия в очаге

1. Организация раннего выявления и наблюдения за больными в поликлинике

Кашель является основным симптомом коклюша и паракоклюша. Появление кашля без выраженных изменений со стороны легких должно настораживать врача. Каждого ребенка, кашляющего 5—7 дней, врач обязан направить на двукратное бактериологическое обследование (2 дня подряд или с интервалом 1—2 дня) и установить за ним активное наблюдение. Кашляющих детей необходимо обслуживать на дому или в боксах (изоляторах) поликлиники.

При подозрении на коклюш врач должен активно посещать детей на дому 1—2 раза в неделю, при подтверждении коклюша — активнее посещения следует проводить в зависимости от состояния больного. О каждом случае коклюша надо немедленно сообщать в СЭС и детское учреждение, которое посещает ребенок. Детей до. 7 лет, соприкасающихся с больным коклюшем, и детей в возрасте до 1 года, контактировавших с больным паракоклюшем, разобщают на 14 дней со дня изоляции больного. Если больной не был изолирован, длительность каран тина увеличивается до 25 дней от начала кашля у первого заболевшего ребенка. Дети старше 7 лет (при коклюше) и старше 1 года (при паракоклюше), взрослые разобщению не подлежат, и за ними устанавливается медицинское наблюдение в течение 14 дней, а при продолжающемся общении — в течение 25 дней от начала кашля у первого заболевшего.

При общении с больным коклюшем введение гамма-глобулина (корьевого, гипериммунного противококлюшного) с профилактической целью показано детям:

1. Всем, детям первого года жизни.

2. Детям старше 1 года непривитым или с незаконченными прививками, ослабленным хроническими или инфекционными заболеваниями (по усмотрению педиатра).

Гамма-глобулины вводятся в дозе 6 мл (по 3 мл дважды с интервалом в 1 день). При позднем выявлении больного коклюшем введение гамма-глобулина также целесообразно, т. к. это облегчает течение заболевания.

ruspromedic.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки РФ является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного и интегрированного образования.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание специальной образовательной среды, обеспечивающей условия и равные возможности для получения качественного образования в пределах образовательных стандартов, а также развитие их индивидуальных способностей.

Обучение на дому — это одна из форм индивидуального обучения и организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.

Организация обучения детей с ОВЗ на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:

реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК (выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребёнок);

обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому (инклюзивное обучение).

Щадящий режим проведения занятий обеспечивается посредством составления рационального расписания уроков. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Занятия с детьми с ОВЗ желательно проводить в первой половине дня. В процессе обучения необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии, предполагающие физкультминутки и динамические паузы. В середине недели детям дается один выходной день.

Необходимо осуществлять инклюзию детей с ОВЗ через проведение совместных с учащимися классов учебных занятий, воспитательных мероприятий, включение во внеурочную деятельность.

С помощью индивидуальной программы реабилитации дети, обучающиеся на дому, могут получить сопровождающую помощь логопеда, психолога и других специалистов.

У детей с ОВЗ интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей. Отвлечение внимания приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев, что обуславливает ослабление познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Характер усвоения учебного материала детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, несколько отличается от возможностей обычных школьников, в силу их образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно усвоить учебный материал, необходимо тщательно разрабатывать и реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ. Педагогу, обучающему на дому детей с ОВЗ, необходимо адаптировать объём и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрения его малейших успехов. Темп урока необходимо задавать в соответствии с возможностями ребёнка. Обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие высших психических процессов.

В практике нашей школы есть опыт инклюзии детей с ОВЗ в образовательную деятельность: с умственной отсталостью – 8 человек, с ЗПР – 35 человек, инвалидов – 8 человек. Практически все дети частично или полностью включены в образовательную деятельность школы. Им оказывается разносторонняя посильная помощь специалистов. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие в классных и массовых мероприятиях, посещают кружки.

Правильная организация процесса обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в обучении детей и их социализации.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Под ред. Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Коновалова Е. Ю. Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2009.

Корнеева И. Г. Об индивидуальном обучении на дому// Администратор образования, №12. – 2009, с.81-92.

Коррекционная педагогика в начальном образовании/ Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., «Академия», 2003.

infourok.ru

Блокнот фтизиатра – туберкулез

Все, что Вы хотите знать о туберкулезе

Положение о стационаре на дому при туберкулезных амбулаторно-поликлинических подразделениях

Целью организации туберкулезного стационара на дому при амбулаторно-поликлинических отделениях (кабинетах) туберкулезных учреждений и подразделений является создание благоприятного, щадящего режима лечения больных туберкулезом, отказавшихся от госпитализации в круглосуточный стационар или неоднократно выписанных из него за злостные нарушения лечебного режима и нуждающихся в медико-социальном наблюдении.

В отдельных случаях допускается организация стационара на дому для больных туберкулезом — бактериовыделителей при отсутствии в туберкулезном очаге детей и подростков. Стационар на дому организуется в тех случаях, когда не возможны другие формы лечения больного туберкулезом (круглосуточный стационар, стационар дневного пребывания, дневной стационар).

Основными задачами туберкулезного стационара на дому являются: организация квалифицированной медицинской помощи; проведение контролируемого лечения и химиопрофилактики туберкулеза; удешевление медицинской помощи; повышение доступности медицинской помощи; создание привычных, домашних условий.

Стационар на дому организуется при туберкулезной службе в составе поликлиники, детской поликлиники, медико-санитарной части, поликлинических отделений больницы, диспансеров. Руководство стационаром на дому осуществляется заведующими амбулаторно-поликлиническими подразделениями туберкулезных организаций и служб, которые в своей деятельности подчиняются главному врачу или его заместителю по поликлинической или лечебной работе.

Штаты стационара на дому устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, предусмотренными для амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом объема работы и в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Противотуберкулезные препараты в стационарах на дому выдаются больным бесплатно, прочие медикаменты приобретаются самими больными.

Режим работы стационара на дому устанавливается руководителем учреждения в соответствии с потребностями населения в этом виде помощи и местными условиями. КЭК для корректировки лечения и продления больничного листка проводится на дому в сроки, установленные законодательством по экспертизе временной нетрудоспособности.

Отбор больных для лечения в стационаре на дому проводится заведующими тубкабинетами, туботделениями и тубдиспансерами по представлению участковых врачей-фтизиатров. На больного, находящегося в стационаре на дому, все записи производятся в амбулаторной карте, в том числе выписной эпикриз.

Стационар на дому пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами, имеющимися в учреждении здравоохранения. Участковый врач-фтизиатр может привлекать к контролируемому лечению медицинских работников семейных амбулаторий и ФАПов той территории, на которой проживает больной. Привлечение данной категории специалистов должно быть регламентировано приказом органа управления здравоохранения субъекта.

Экспертиза случаев лечения в стационаре на дому осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Минздравсоцразвития РФ.

ftiza.su

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ В ПОЛИКЛИНИКЕ

Лечебная работа участкового педиатра имеет свои особенности и подразделяется на:

• оказание медицинской помощи остро заболевшим детям на дому;

• лечение диспансерных больных.

Детский контингент, определяющий основную лечебную нагрузку на участке, включает: детей с заболеваниями органов дыхания, детей с инфекционными заболеваниями (так называемыми детскими инфекци­ями), детей с острыми кишечными заболеваниями.

Все дети, заболевшие острыми заболеваниями, должны быть осмот­рены участковым педиатром на дому. На дому обслуживаются также все дети, бывшие в контакте с инфекционными больными на протяже­нии периода карантина; дети-инвалиды; дети, выписанные из стациона­ра (на первый-второй день после выписки); дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в результате которых они не могут посещать по­ликлинику. Вызовы, поступающие в детскую поликлинику по телефо­ну, лично от родителей, со станций «Скорой помощи», стационаров ре­гистрируются в журнале вызовов участка, и на каждого ребенка сразу же оформляется статистический талон.

Участковый педиатр посещает больных на дому в день поступления вызова. В первую очередь обслуживаются дети раннего возраста, затем высоко лихорадящие и далее — дети с менее срочными поводами для вызова на дом. Во время первого посещения больного ребенка на дому врач должен оценить тяжесть состояния. Далее, при отсутствии показа­ний для неотложных мероприятий, врач должен поставить предвари­тельный диагноз, решить вопрос о возможности амбулаторного лечения или необходимости экстренной госпитализации, наметить тактику ве­дения больного, назначить необходимые лечебно-диагностические ме­роприятия, провести экспертизу временной нетрудоспособности.

Необходимо особо подчеркнуть необходимость соблюдения деонто-логических принципов в работе участкового врача при обслуживании вызовов на дому. Внимательное, неторопливое отношение к больному ребенку и его близким, доброжелательный контакт с ними позволяют избежать недоверия родителей не только к участковому врачу, но и ме­дицинскому персоналу последующих этапов лечения, предупреждают возможные конфликтные ситуации. Большое значение для репутации врача имеет и культура его поведения.

При лечении больного ребенка на дому очень важно организовать за ним непрерывное наблюдение. Это достигается системой первичных, повторных и активных посещений участковым врачом. Kpai ность и ин­тервалы посещений регулируются врачом в зависимости от возраста, тяжести состояния и характера заболевания наблюдаемого ребенка.

Дети грудного возраста при лечении на дому осмафииаются ежед­невно. Дети старше 1 года осматриваются в зависимости or тяжести сос­тояния. Как правило, при лечении на дому участконому педиатру при­ходится выполнять активные посещения к детям с ОРВИ, гриппом, ан­гиной, бронхитом 2-3 раза, с детскими инфекциями 4-6 раз, с пневмо­нией 6-8 раз. Больным, оставленным дома, назначают лечение, необхо­димое обследование. Консультации специалистов (оториноларинголо­га, невропатолога, хирурга, ревматолога) на дому необходимы в тех слу­чаях, когда участковый педиатр затрудняется поставить диагноз и ре­шить вопрос о дальнейшем лечении больного.

По мере выздоровления активное динамическое наблюдение на до­му можно заменить приглашением ребенка в поликлинику. Обязатель­ными условиями приглашения реконвалесцентов в поликлинику слу­жат:

• стойкая положительная динамика в клинической картине заболе­

• возможность визита в поликлинику без риска ухудшения состоя­

• отсутствие риска заражения посетителей поликлиники выздорав­

• необходимость в реабилитационных мероприятиях, возможных

только в условиях поликлиники (физиотерапия, ЛФК и др.).

В качестве рекомендательной может быть предложена схема форма­лизованной записи вызова на дом к больному ребенку (схема 2) в исто­рии развития (форма 112/у).

Схема 2. Вызов на дом к больному ребенку участкового врача (запись в форме № 112/у)

Характер вызова (первичный, повторный, активное посещение)

Данные измере­ния температуры тела, числа дыха­ний, пульса

Жалобы и их детализация. Крат­кий анамнез болезни (длитель­ность заболевания, с чем связано начало заболевания, динамика ос­новных симптомов, проведенное лечение и его .эффективность, на­личие фоновой патологии). Оцен­ка степени тяжести состояния и ее обоснование Объективный статус (с акцентом на выявлен­ные патологические изменения по органам и системам, локаль­ный статус, оценка степени выра­женности функциональных расстройств) Диагноз (при пер­вичном осмотре предварительный диашоз, в течение трех дней пос­ле первичного осмотра оконча­тельный развернутый клиничес­кий диашоз). При выдаче листа временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком указать: кому выдан больничный лист; фамилия, имя, отчество ли­ца, осуществляющего уход, воз­раст в годах, место работы, дату выдачи больничного листа

Назначения режим, диета, медикаментоз­ное лечение (с указа­нием формы лекар­ственного препарата, дозы, кратности прие­ма, способа введения), немедикаментозное лечение, физиолече­ние Обследование и консультации специа­листов. Дальнейшая тактика ведения боль­ного (активные посе­щения, явка к врачу, направление в стацио­нар)

При оформлении активного посещения больного ребенка на дому запись должна содержать сведения о динамике жалоб, объективного статуса, назначенного лечения.

Помимо лечения детей на дому, лечебная работа врача-педиатра включает проведение приема в поликлинике. Лечение детей в поликли­нике должно стать логическим продолжением лечения, начатого дома или в стационаре.

Согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно (приказ МЗ и МП РФ от 23.08.94 № 180, дополнения к приказу МЗ и СР РФ № 296 от 02.12.04 и № 321 от 24.12.04), все лекарственные сред­ства бесплатно получают дети первого года жизни, дети из многодетных семей до 6 лет жизни, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, все дети и подростки, состоящие на учете как «Дети-чернобыльцы».

Независимо от статуса «Ребенок-инвалид» бесплатно получают:

• дети с виражом туберкулиновой пробы и с локальными формами

туберкулеза — противотуберкулезные препараты;

• дети с муковисцидозом — ферменты;

• дети с бронхиальной астмой — средства для лечения данного забо­

• дети с ревматизмом и коллагенозами — глюкокортикоидные препа­

раты, цитостатики, препараты коллоидного золота, нестероидные про­

тивовоспалительные препараты, антибиотики, антигистаминные препа­

раты, коронаролитики, мочегонные, антагонисты кальция, препараты

• дети с гематологическими заболеваниями — цитостатики, иммуно-

депрессанты, иммунокорректоры, глюкокортикоидные и нестероидные

гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболе­

ваний и коррекции осложнений, их лечения;

• дети с судорожным синдромом — противосудорожные препараты;

• дети с сахарным диабетом — все противодиабетические средства,

этанол, шприцы, средства диагностики;

• дети с онкологическими заболеваниями — все необходимые им ле­

• дети с эндокринными заболеваниями — гормональные препараты;

• дети с гельминтозами — все препараты по назначению врача-гель­

Учетно-отчетной формой для выписки рецепта на бесплатные меди­каменты является форма № 148-1/у-04 (Приказ МЗиСР РФ № 257 от 22.11.04 в дополнение к приказу № 328 от 23.08.99). Согласно этому же

приказу введена учетная форма № 305/у-1 «Журнал учета рецептурных бланков». По выписанному лечащим врачом рецепту (с записью копии рецепта в истории развития ребенка) лекарства выдаются прикреплен­ной аптекой или старшими медсестрами ЛПУ. После отпуска лекарства рецепт изымается. Рецепт выписывается по общим правилам выписки рецептов, обязательно в 2 экземплярах, второй экземпляр хранится в поликлинике.

Контроль оказания первичной медико-санитарной помощи гражда­нам, имеющим право на получение набора социальных услуг, в лечебно-профилактических учреждениях призваны осуществлять организаци­онно-методические кабинеты. В случае отсутствия в «Перечне лекар­ственных препаратов для граждан, имеющих право на получение набо­ра социальных услуг» необходимых ребенку из данной категории ле­карств, они назначаются ему решением клинико-экспертной комиссии и утверждаются руководителем лечебно-профилактического учрежде­ния первичного звена.

Дети раннего возраста с различными соматическими заболеваниями — анемией, рахитом, гипотрофией и другими направляются на общий прием. Для приема детей, находящихся на диспансерном учете по пово­ду хронической патологии, в поликлиниках выделяется отдельный день приема

При решении вопроса о госпитализации учитывается тяжесть и ха­рактер заболевания, возраст ребенка, особенности его реакции на лече­ние, социальные и бытовые условия. При экстренной госпитализации врач вызывает машину станции «Скорой помощи» для транспортиров­ки и передает больного «с рук на руки».

Направление на стационарное лечение выдается участковым врачом по поводу острого или хронического заболевания, требующего стационарного лечения или наблюдения как в плановом, так и в экстренном порядке.

К показаниям для экстренной госпитализации относят:

• острые хирургические ситуации (аппендицит или подозрение на

аппендицит, синдром острого живота, ущемление грыжи, травмы и т.д.);

• отравления (пищевые, медикаментозные, бытовые);

• тяжело протекающие заболевания, сопровождающиеся нарушени­

ями деятельности жизненно важных органов (дыхательная и сердечно­

сосудистая недостаточность, гипертермия, судорожный синдром и др.);

• острые заболевания у детей в периоде новорожденности;

• инфекционные заболевания, требующие госпитализации в инфек­

ционные отделения по тяжести состояния.

Дети, госпитализируемые экстренно, как правило, требуют срочного оказания помощи уже на догоспитальном этапе, что важно для предсто-

ящей транспортировки больного. Сведения о проведенных неотложных мероприятиях (объем, время проведения и др.) должны отражаться в направлении на госпитализацию

В плановом порядке направляются на госпитализацию дети с хрони­чески протекающими заболеваниями для обследования и лечения при невозможности проведения лечебно-диагностических мероприятий в амбулаторных условиях. При направлении на плановую госпитализа­цию в сопроводительных документах указывают контакты с инфекци­онным больным для предупреждения возникновения внутрибольнич-ных инфекций. Дети, в плановом порядке направляемые на госпитали­зацию, должны быть максимально полно обследованы в поликлиничес­ких условиях. В направлении на госпитализацию (или в прилагаемой выписке из истории развития ребенка) указывают данные анамнеза, особенности течения заболевания, фоновых заболеваний (в том числе проявления медикаментозной, пищевой аллергии), резулыаты прове­денного амбулаторного обследования, характер и результаты амбула­торного лечения. Обязательной госпитализации по поводу любого ост­рого или обострения хронического заболевания подлежат дети V груп­пы риска из социально неблагополучных семей, особенно дети раннего возраста.

В направлении на госпитализацию указывается время вызова и при­бытия машины «скорой помощи». Врач «скорой помощи» оформляет на госпитализированного ребенка отрывной талон, дубликат которого передает в детскую поликлинику.

При госпитализации врач должен:

• определить показания (экстренная, плановая госпитализация);

• определить профиль стационара в соответствии с характером и тя­

жестью заболевания, его осложнениями (отделение соматическое, ин­

фекционное, реанимационное, специализированное),

• определить вид транспортировки, ее риск, необходимость сопро­

вождения больного медицинским персоналом;

• оформить направление, указав место госпитализации (больница,

отделение), паспортные данные пациента, диагноз, эпидокружение.

Кроме того, в направлении необходимо прос гавить номер страхово­го полиса, дату направления и подпись врача.

В обязанности участкового педиатра входит и контроль госпитали­зации, который должен быть осуществлен в течение первых суток пос­ле направления в больницу. На детей раннего возраста, выписанных из стационара или ушедших самовольно, в детскую поликлинику переда­ют «активы» для наблюдения и долечивания их участковым педиатром до полного выздоровления.

В настоящее время альтернативой стационарного лечения детей являются дневные стационары при детских больницах или стациона­ры кратковременного пребывания при детских поликлиниках и диаг­ностических центрах. Койки дневного стационара в муниципальных учреждениях здравоохранения организуются для госпитализации больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние кото­рых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, но которым показана лечебно-диагностическая помощь в дневное время. Такие подразделения работают в системе обязательного медицинского стра­хования. Руководство дневным стационаром осуществляет главный врач, непосредственную организацию и контроль качества диагнос­тики и лечения проводят заместитель главного врача по медицинской части, старшие медсестры, заведующие отделениями, в структуре ко­торых развернуты койки дневного стационара. Численность медици­нского персонала определяют по действующим штатным нормати­вам, предусмотренным для соответствующего профиля отделения. Дневной стационар работает в одну смену, шесть дней в неделю. От­бор больных на обследование и лечение в стационар дневного пребы­вания проводится участковыми врачами, специалистами городских специализированных служб и заведующими отделениями больницы. Противопоказаниями к направлению в дневной стационар являются острые заболевания, требующие круглосуточного медицинского наб­людения.

При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточ­ного медицинского наблюдения больной, находящийся в дневном ста­ционаре немедленно переводится в соответствующие отделения боль­ницы на круглосуточное пребывание. На больного, нуждающегося в ле­чении в условиях дневного стационара, заводится история болезни с за­несенными в нее сведениями из анамнеза, истории заболевания и про­водимого ранее обследования и лечения. История болезни имеет осо­бую маркировку. Работающим (учащимся) больным, находящимся на лечении в дневном стационаре выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основаниях. При выписке больного из дневного стационара все сведения передают врачу, который направил больного на лечение, с необходимыми рекомендациями.

Помимо профилактической работы, врачи-специалисты по графику ведут прием больных детей, осуществляют диспансеризацию, консуль­тативную помощь (в поликлинике и на дому), проводят анализ заболе­ваемости, разрабатывают мероприятия по ее снижению, проводят повы­шение квалификации медперсонала поликлиник и санитарное просве­щение населения.

Качество и эффективность специализированной помощи зависят от уровня оснащенности учреждения аппаратурой и от квалификации спе­циалистов. В последние годы большую помощь в обследовании детей оказывают краевые и городские диагностические центры, оснащенные современной аппаратурой.

При лечении ребенка на дому участковому врачу необходимо пом­нить несколько правил

• Режим, диета и уход за больным ребенком чаще всего становятся

ключевыми факторами, способствующими выздоровлению.

• Роль семьи в деле лечения и выхаживания ребенка приоритетна.

• Медикаментозное лечение должно быть обоснованным и рацио­

• Осторожность в назначениях врача должна распространяться не

только на сильнодействующие средства, но и рутинные лекарства (ан­

• Следует строго избегать приблизительных дозировок

• Pa6oia с рецептурными справочниками, даже на виду у пациента и

его родственников, должна стать нормой.

• Период пребывания ребенка в «режиме болезни» должен распрост­

раняться и на период реконвалесценции.

• Срок периода реабилитации не может быть короче периода бо­

Переболевшие дети допускаются в детские коллективы только со справкой о том, что они здоровы, которая выдается участковым врачом Переболевшим детям, посещающим дек кое дошкольное учреждение, школу, выдается «Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающе­го детское дошкольное учреждение, школу».

Для детей, посещающих дошкольные учреждения, справки выдают­ся не только после перенесенных заболеваний, но и при отсутствии ре­бенка в детском саду более 3 дней по социальным причинам. В справке указывают диагноз, длительность заболевания, сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными, данные о проведенном лече­нии, рекомендации по индивидуальному режиму ребенка-реконвалес-цента на первые 10-14 дней

Для переболевших острым заболеванием школьников в справку вно­сят рекомендации по ограничению физических нагрузок на занятиях физкультурой, мероприятия по социальной реабилитации детей (ре­жим школьных занятий, освобождение от определенных видов деятель­ности и т.д.). В детских учреждения справки о перенесенных детьми за­болеваниях подшивают в медицинскую документацию ребенка Даль-

нейшие реабилитационные мероприятия проводят врачи детских уч­реждений с учетом рекомендаций участковых педиатров.

poznayka.org

ОРВИ — Организация стационара и лечение детей на дому при инфекционных заболеваниях

Ведение больных с острыми респираторными вирусными инфекциями на дому

В домашних условиях лечатся больные с легкими и среднетяжелыми формами ОРВИ. Показаниями для госпитализации являются:

1. Тяжелые формы ОРВИ, наличие осложнений (пневмония, круп — независимо от степени стеноза и др.).

2. Дети до 1 года жизни и от 1 до,3 лет.

3. Эпидемиологические и материально-бытовые: из закрытых детских коллективов, неблагоприятных жилищных условий, не обеспеченные уходом и др.

Больные обслуживаются участковым врачом и медицинской сестрой районной поликлиники. Лечение организуется так же, как в стационаре. Дети до 1 года жизни первые 3 дня посещаются ежедневно, затем до улучшения состояния по показаниям. Дети старше 1 года посещаются по показаниям. На участкового врача возлагается также организация санитарно-противоэпидемическо-го режима (изоляция больного, учет контактных, санпросветрабо-та). Силами родителей проводится ежедневная влажная уборка помещения мыльно-щелочным раствором и проветривание 2—3 раза в день, кипячение посуды, носовых платков.

Постельный режим назначается до нормализации температуры и стихания острых явлений (на 6—7 дней). Пища должна соответствовать возрасту по калоражу и пищевым ингредиентам, но механически и химически щадящий, умеренно теплой с ограничением поваренной соли, с достаточным содержанием витаминов. Чаще используется молочно-растительная диета с включением фруктов и овощей. Детей надо чаще поить, давая чай с 5% сахара, фруктовые соки, клюквенный морс. В периоде реконвалесценции пища не должна отличаться от физиологической, но быть обогащенной витаминами.

Лечение при легких формах ОРВИ

1. Больные этой формой получают, как правило, только симптоматическое лечение.

При этих формах показаны:

— десенсибилизирующие средства (глюконат кальция, димедрол, супрастин, пипольфен);

— жаропонижающие (анальгин, парацетамол, аспирин, амидопирин и др.) при повышении температуры свыше 38,5—39,0;

— отвлекающие средства: горчичники, банки, ножные горчичные ванны;

— капли в нос (2% раствор эфедрина, 2% раствор протаргола, санорин, нафтизин) при появлении гнойных выделений из носа — мазь «сунореф»;

— полоскание горла отваром ромашки, шалфея, настойки эвкалипта, календулы (30 капель на стакан воды);

— отхаркивающие средства (отвар алтейного корня, ипекакуаны, термопсиса; пертуссин, бромгексин).

Антибиотики (эритромицин, олеандомицин, ампициллин, тетрациклин, по показаниям антибиотики для в/мышечного введения — пенициллин и др.) назначаются:

1. Детям до 2-х лет жизни.

2. С неблагоприятным преморбидным фоном.

3. Детям с судорожным синдромом.

4. Всем больным с крупом.

5. Детям с бактериальными осложнениями.

6. Больным с хроническими очагами инфекции. Сульфаниламиды (пролонгированного действия) могут быть

применены с учетом их побочного действия) при осложненных формах ОРВИ и детей старшего возраста.

Лечение больных со среднетяжелыми формами ОРВИ

Больные со среднетяжелыми формами заболевания, наряду с вышеперечисленной симптоматической терапией, требуют назначений:

1. Детского антигриппина (аналгин, димедрол, витамин С, рутин) в возрастной дозировке.

2. Специфической терапии в первые дни заболевания:

а) противогриппозный гамма-глобулин (1—3 мл) в зависимости от возраста;

б) противокоревой гамма-глобулин (1 ч. доза = 1,5 мл). Вводить его детям с аллергологической настроенностью необходимо с антигистаминными препаратами (пипольфен, димедрол, супрастин);

в) интерферон. Назначается по 5 капель в носовые ходы. При астматическом синдроме:

порошки Звягинцевой (эфедрин, эуфиллин, димедрол — 0,005, по 1 пор. X 3 раза в день; порошки Булатова (эфедрин, аспирин, димедрол в возрастной дозировке).

Но-шпа, теофедрин, солутан в возрастной дозе, при отсутствии улучшения — госпитализация.

При крупе — обязательная госпитализация в специализированный стационар.

а) открыть форточку или окно;

б) напоить ребенка теплым молоком с содой;

в) при непереносимости — горчичники на грудину или к Икроножным мышцам.

Врач неотложной или скорой помощи при стенозе II, II—III степени вводит в/мышечно или в/венно раствор эфедрина, эуфиллина, димедрола, по показаниям — гормоны (преднизолон). После проведения неотложной терапии — срочная госпитализация.

При носовом кровотечении:

а) холод на область переносицы;

б) тампонада с 3% раствором перекиси водорода (при отсутствии — с гипертоническим (5% раствором поваренной соли).

а) свежий воздух;

б) следить, чтобы не запал язык;

в) вызов скорой помощи.

При остановке дыхания (при крупе, судорожном синдроме):

б) дыхание «рот в рот»;

в) закрытый массаж сердца;

г) срочный вызов скорой помощи;

д) до прибытия скорой помощи — п/кожно 1% раствор мезатона (0,1—0,15 мл в зависимости от возраста или 0,05% раствор строфантина под язык в/мышечно (0,1—0,5 мл в возрастной дозировке). Затем — срочная госпитализация.

Антибактериальная терапия назначается по тем же показаниям, что и при лечении больных ОРВИ с легкими формами.

проводится по показаниям — клинический анализ крови, общий анализ мочи, рентгенограмма грудной клетки.

Заключение о выздоровлении

При благоприятном течении ОРВИ выздоровление длится не ранее, чем на 9 день болезни. При негладком течении ОРВИ больные выписываются после клинического выздоровления, рентгенологического контроля и анализа крови (на 28—30 день болезни). Старшим детям рентгенологический контроль делается по показаниям.

План мероприятий в очаге ОРВИ

1. Выявление источника, регистрация и изоляция больного. Проводится ежедневный осмотр лиц, попавших в контакт с

больным с немедленной изоляцией других заболевших. Диагноз ставится на основании клинических данных. При больших вспышках для выявления этиологии ОРВИ проводится ИФ — обследование заболевших, исследование парных сывороток.

II. Для пресечения путей распространения ОРВИ в эпидочаге проводится текущая дезинфекция (влажная уборка с применением мыльно-щелочных растворов, регулярное проветривание, кварцевание помещений, работа персонала в масках.

III. Карантин в очаге не накладывается (только в исключительных случаях с разрешения эпидемиолога на 9 дней). Активная иммунизация не проводится. Детям до 3-х лет по показаниям вводится противогриппозный или противокоревой гамма-глобулин. В нос закапывается интерферон по 5 капель 3 раза в день в течение всей эпидемии гриппа в городе или вспышке ОРВИ в детском учреждении. Помимо этого необходимо проведение мероприятий по повышению неспецифической резистентности детей с помощью обычных приемов (правильное питание, витаминизация, использование свежего воздуха, локализация, использование адаптогенов, стимуляторов иммунитета (элеутерококк и др.).

lekmed.ru



You Might Also Like