Raiting-OY.ru

Все о детях

Семинар практикум по развитию речи дошкольников

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

-Обновить научно — методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;

-расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;

-углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

-побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;

-преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Тема: «Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми».

Время проведения: ноябрь — 2-я неделя.

Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

I. Психологическое упражнение Монтессори — технологии, адаптированное для взрослых: «Свеча», (педагоги, встав в круг, передавая свечу по кругу друг другу, делают комплимент рядом стоящему).

II Основная часть: тезисы проблемной лекции:

— актуальность развития речи воспитанников именно в

дошкольном периоде, самоценности этого возраста;

-главная задача словарной работы, качества речи педагога в

-пути формирования грамматического строя речи (разработка

таблицы по этому направлению);

-развитие звуковой стороны речи ребенка

(разбор схемы по этому разделу);

-формы развития связной речи детей: диалогической и монологической

-составление с педагогами таблицы:условия, влияющие на развитие речи ребенка;

-обсуждение задач развития речи детей в дошкольный период;

-комплексность решения проблемы развития речи дошкольников;

-составление схемы «Язык — речь».

III. Самотестирование педагогов по созданию условий для формирования навыков речевого общения воспитанников:

-развитие у педагогов способности к обмену мыслями, чувствами,

V. Домашнее задание педагогам:

-подготовить презентацию речевого дидактического пособия, материала, сделанного самостоятельно или адаптированной дидактической игры, применяемой в речевой деятельности детей своей группы.

Тема: «Приглашение к творчеству».

(о проведении речевых, словообразовательных, словоголковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей).

Время проведения: январь. За неделя

— актуализация знаний педагогов методики проведения дидактических игр и упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.

О целях и задачах занятия. Анализ анкет.

Упражнение «Свеча» — передавая зажженную свечу из рук в руки друг другу по кругу педагоги говорят фразу о роли слова, русской речи, развития речи детей.

1- групповой по кругу с вариантами ;

2- индивидуально-ассоциативная цепочка одного человека;

Релаксационно-рефлексивное упражнение «Волны на воде».

«Вода снимает любую информацию с человека — очищает душу».

Варианты: групповой — «Урок тишины» (пока всколыхнувшаяся вода в тазу (блюде) не успокоится, человек молчит и наблюдает за процессом успокоения поверхности воды)

индивидуальной — каждый человек выбирает степень воздействия на поверхность воды и, пока вода успокаивается, человек высказывает свои мысли о проблеме

II Основная часть — практическая.

1. Каждый педагог презентует подготовленную дидактическую игру/упражнение по развитию речи и демонстрирует пособие, время презентации устанавливается временем волнения поверхности воды.

Педагоги сдают свои листы — презентации своих игр/упражнений для речевого альбома педагогического творчества.

2. Комментарий о словотворчестве детей и взрослых.

-анализ примеров словотворчества и словесного озорства замечательных поэтов М. Маршака, Б. Заходера, Г. Санчира, И. Токматовой,К. И. Чуковского, М. Ясного и др.

-о пользе чтения смешных стишков со словесной и звуковой путаницей:

-эмоциональное состояние ребенка при восприятии смешных стихов, психологический анализ эмоций детей при этом;

-воспитательный эффект смеха, юмора и речи: словотворчество детей, игры с детьми и оформление речевых альбомов группы с фиксированием словотворчества детей.

3. Рекомендации по проведению праздника «Смеха и Юмора» в

О конкурсе Смехотворцев (Высказывание предложений педагогами).

IV. Домашнее задание педагогам:

-подготовить презентацию книге по развитию речи от разного лица (по выбору).

-проанализировать и сделать подборку смешных стихов поэтов, вплести их в сценарий «Дня смеха» в группе.

-Предложить родителям включиться в конкурс Смехотворцев, издав такое объявление:

Объявляется конкурс на самое лучшее смешное стихотворение, самые необычные названия обычных предметов.

Ребята и взрослые!

Запишите ваши придумки и подборки в семейно-групповой альбом и нарисуйте к ним картинки -иллюстрации».

Форма: консультация — комментарий.

Тема: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»

Время проведения: март, 4-я неделя.

-актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.

-анализ форм речевого развития, связанных с терапией словом.

I Вводная часть — традиционная.

1 .Речевой тренинг: дидактическое упражнение «Свеча» :

— передавая свечу по кругу друг от друга, из рук в руки, педагоги говорят несколько строк из любимого стихотворения, передавая свое

искреннее отношение к образцам поэтического творчества, раскрывая

свои стремления в жизни.

2. Упражнение: «Первое впечатление».

Каждый педагог выбирает пособие по развитию речи детей. Необходимо презентовать выбранную книгу, но в той роли, которая была педагогу предложена заранее.

Варианты для представления«Вы-телеведущий. Вы — продавец. Вы — покупатель, Вы-Преподаватель, Вы — воспитатель, Вы — логопед, Вы — журналист, Вы -домохозяйка, Вы — руководитель ДОУ, Вы — психолог, Вы — многодетная мать, Вы — автор книги, Вы — молодая мама, Вы — студентка педколледжа и т. п.»

1. Круг — место гармонизации. Экскурс в историю собрания людей в круг для различного общения.

2. Что такое психотерапия?

-Психотерапия, как и лечебная педагогика, является столько же методами лечения, сколько и воспитания личности.

-Особые способности, качества, которые требуются от педагогов для проведения психотерапии.

-Средства и методы, используемые педагогом при проведении психотерапевтических действий.

-Правила, советы, принципы лечебной педагогики/терапии.

-«Чистое слово само по себе — врачеватель души». Язык чувств в д/саду.

Вывод: цель разговорной терапии — сформировать в ребенке самоуважение, высокую самооценку — высокая цель каждого педагога.

-Создание различных ситуаций общения в группе. Ритуалы и традиции группы.

-Темы «терапевтических разговоров в кругу группы»(раздаются памятки каждому участнику).

— Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта общения — будет дан.

• описать ритуалы и традиции своей группы, как речевую терапию души ребенка. (Оформить на альбомных листах с речевыми текстами и фотоиллюстрациями): ежедневные, еженедельные, ежемесячные.

Время проведения: май, 4-я неделя.

Тема: «Современные и классические методики подготовки детей к школе по обучению грамоте».

-Показать педагогам эффективные методы и приемы знакомства детей и приемы знакомства детей со звуками, буквами, словами для того, чтобы мир букв стал ближе ребенку, чтобы этот процесс для ребенка был удовольствием;

-познакомить с особенностями эффективных методик обучения

чтению, грамоте детей-дошкольников.

I Вводная часть — традиционный круг.

По кругу педагоги передают «пакет откровения», каждый достает из конверта лист с вопросом — высказыванием и высказывает свое мнение по вопросам возрастных особенностей детей и по подготовке обучению грамоте дошкольников.

II часть — основная — комментарий.

-Презентация Подвижного алфавита и шершавых букв М. Монтессори. Приемы работы детей с ними.

-Метод Глена Домена: «чтение с пеленою) (рекомендации для работы с детьми в ясельной группе c показом видеосюжета).

-Сесиль Лупан и его оригинальная методика обучения(демонстрация образцов букв для предъявления ребенку).

-Методика Н. А. Зайцева(демонстрация видео сюжета семинара по методике).

-Презентация: «Зрительный образ рукописных букв и элементы букв» — игры и упражнения для детей.

III часть — практическая — показ приемов обучения грамоте дошкольников по технологии наглядного моделирования («Путешествие по Звукобуквограду»).

Педагоги составляют мини — текст о развитии речи детей. Высказывания мнений педагогами, участвующих в работе семинара, об интересной информации, полученной на занятии.

Обмен опытом о применении новых идей семинара по развитию речи

в работе с детьми.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования — повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

www.maam.ru

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ. «Интерактивное обучение, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

1 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Интерактивное обучение, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Подготовила и провела: Фешина Н.В. учитель логопед

2 Цель: Активизация и систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников

3 Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

4 Условия успешного речевого развития 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

5 Современные образовательные технологии Здоровьесберегающие Игровые технологии Интерактивные Наглядное моделирование

6 (греч.) «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1.Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие связной речи; Мнемотехника 5. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.

7 Мнемотехника Сенсорнографическая схема (Воробьёва В.К.) Блок квадрат (Глухов В.П.) Предметносхематическая модель (Ткаченко Т.А.) Схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.) Коллаж (Большева Т.В.)

8 МНЕМОТАБЛИЦЫ «ВЕСНА» На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник.

9 «НОВЫЙ ГОД» Встали девочки в кружок, встали и примолк ли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. Наверху — звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!

11 Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметнографический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное — наречие —

12 Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой)

13 Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко Схема описания и сравнения посуды

14 Методика коллаж Т.В. Большева

15 Интерактивное обучение Интерактивным обучением является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

16 Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений: активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; Формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка

17 Интерактивные технологии используемые в работе с детьми 3-7 лет младшая группа работа в парах, хоровод средняя группа работа в парах, хоровод, цепочка, карусель старшая группа работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум подготовительная к школе группа работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний

18 Работа в парах Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

19 Хоровод На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

20 Цепочка Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

21 Карусель Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

22 Интервью На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

23 Работа в малых группах (тройках) В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

24 Аквариум «Аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

25 Большой круг Технология «Большой круг» — это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

26 Дерево знаний Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

27 Правила для смелых и упорных педагогов 1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче! 2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью 3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. 4. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

docplayer.ru

Семинар – практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников»

Семинар – практикум для воспитателей

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

  • Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов в процессе развитии речи и речевого общения на основе современных требований.
  • Расширять опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве.
  • Углублять представления о содержании речевого развития на основе развивающего личностного ориентированного образования.
  • Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении процесса обучения детей родному языку.
  • Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
  • Просмотр содержимого документа

    «Семинар – практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников»»

    Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников»

    Старший воспитатель МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Попкова Ирина Павловна

    Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей

  • Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов;
  • Расширять опыт педагогов;
  • Углублять представления;
  • Побуждать педагогов;
  • Преодолевать пассивность педагогов.
  • «Речь – величайшее богатство, данное человеку и её, как и любое богатство можно либо приумножить, либо незаметно растерять»

    Закончи фразу из народной мудрости

  • Красно поле пшеном, а беседа …
  • Каков разум, таковы и …
  • Коротка речь и ясна – от того и …
  • Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака по …
  • Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо …
  • Краткость сестра …
  • Кто ясно мыслит, тот ясно …
  • Д/и «Подбери слово к схеме» (название растений и животных)

  • Твердый согласный + гласный + твердый согласный;
  • Мягкий согласный + гласный + твердый согласный;
  • Твердый согласный + гласный + мягкий согласный.
  • Скороговорки на развитие дикции (произнести медленно, быстро, быстрее)

    • Утром, присев на зеленом пригорке, учат сороки скороговорки;
    • Жук над лужею жужжа, ждал до ужина ужа;
    • В перелеске перепел, перепёлку перепел;
    • Мама шьет сорочку дочке,
    • Строчит строчки на сорочке

      Срочно строчит сорок строчек:

      Растет дочка, как росточек

      Система развития речи включает в себя следующие разделы:

    • Воспитание звуковой культуры речи;
    • Расширение словарного запаса;
    • Развитие связной речи;
    • Развитие мелкой моторики;
    • Формирование навыков письма;
    • Обучение чтению.
    • Требования к речи педагога

    • «Красна птица перьями, а человек…»
    • «Ученье свет, а неученье …»
    • «Грамоте учится – вперед…»
    • «Ученье в счастье украшает, а в несчастье …»
    • «Кто грамоте горазд – тому не…»
    • Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

    • запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
    • привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
    • постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
    • повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
    • развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
    • « Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»

      multiurok.ru

      Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

      Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ Детский сад №17 «Белочка» г.Сургут, Тюменская область, ХМАО -Югра

      Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

      обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО

      совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников

      в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор

      развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников

      повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

      1. Теоретическая часть:

      ФГОС ДО: речевое развитие.

      Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

      2. Практическая часть:

      Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

      Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.

      Игровые упражнения ТРИЗ.

      Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»

      Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

      Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».

      Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО: речевое развитие.

      Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

      Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

      Причины низкого уровня развития речи:

      Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

      связные высказывания короткие;

      отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

      состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

      уровень информативности высказывания очень низкий.

      Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

      При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

      Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

      Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

      Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.

      Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

      Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

      В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.).

      Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

      Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

      Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

      Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

      Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

      Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

      Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

      Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

      Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

      Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

      Понятие стандарт. Разбор с педагогами понятия «стандарт». ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников.

      ФГОС дошкольного образования: речевое развитие (на слайде сравнение ФГОС и ФГТ)

      Содержание образовательной области речевое развитие:

      владение речью как средством общения и культуры

      обогащение активного словаря

      развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

      развитие речевого творчества

      развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

      знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

      формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      Ключевые задачи обновления образовательного процесса:

      Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

      Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.

      Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.

      Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).

      Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.

      Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

      Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

      Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).

      Игры-схемы для развития связной речи.

      Игровые упражнений ТРИЗ.

      Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».

      Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.

      Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.

      Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.

      doshkolniku.info

      План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:

      Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

      Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГОС»

      Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

      Центр развития ребёнка Детский сад «Алёнушка»

      СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

      Якушова Ирина Алексеевна

      Тема «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

      Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей в соответствии с ФГТ.

    • Активизировать деятельность педагогов при реализации программных задач по программе «От рождения до школы».
    • Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.
    • Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
    • Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
    • Закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников.
    • Помочь реализоваться на педагогическом поприще.
    • Подготовка к семинару-практикуму

      1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
      2. Формирование творческих групп интеллектуального,эстетического и физкультурно–оздоровительного центров.
      3. Изготовление каждой группой пособия,которое можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста(плокостные и объёмные модели,дидактические игры,игрушки).Составление рекламного клипа для данного пособия. Заучивание фольклорных произведений. Распределение ролей.
      4. Развитие речи дошкольников. Игры и упражнения для детей с целью речевого развития.

        1 часть-Краткий практикум

        2 часть- Рекламные ролики.

        3 часть- «Аукцион знаний»

        3. Заключительная часть.

        1. Теоретическая часть.

        Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

        Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Исходя из анализа диагностика за 2010-2011 учебный год проблема развития речи является одной из актуальных в нашем ДОУ.

        Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

        По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

      5. связные высказывания короткие;
      6. отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
      7. состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
      8. уровень информативности высказывания очень низкий.
      9. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

        При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

        Недостаточная подготовка к занятию.

        При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

        Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

        Образовательная область «Коммуникация».

        Образовательная область «Чтение художественной литературы»

        Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

      10. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
      11. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
      12. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

    Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» в том, что решение основных психолого-педагогических задач осуществляется во всех других образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других образовательных областей в процессе развития ребенка невозможна без полноценной коммуникации.

    Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания, обозначенного в Федеральных государственных требованиях, наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.

    Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, значительно повышается роль создания речевой развивающей среды.

    Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Таблица . Примерные виды интеграции образовательной области

    «Чтение художественной литературы»

    По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

    nsportal.ru



    You Might Also Like