Raiting-OY.ru

Все о детях

Для воспитателей по физическому развитию детей в доу

Предметно –Пространственно развивающая среда по физическому Развитию детей дошкольного возраста с Учетом ФГОС ДОУ

Предметно –Пространственно развивающая среда по физическому Развитию детей дошкольного возраста с Учетом ФГОС ДОУ

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно- развивающая среда

План действий по организации физкультурных уголков в соответствии с ФГОС ДО

1. Анализ физкультурных уголков в группе.

2. Изучение разных подходов и создание физкультурных уголков на современном этапе.

3. Составление рекомендаций по каждой возрастной группе с учетом программных требований

Общеразвивающие упражнения: физические упражнения, гимнастической палкой, мячи и другими предметами.

Основные виды движений

Нетрадиционное оборудование: различные массажоры, мелкие предметы (палочки, шарики – для захвата пальцами ног и т. д.)

1. В уголке должны присутствовать все необходимые пособия по данной возрастной группе.

2. Руководство свободной двигательной деятельностью детей должно быть педагогически грамотным.

3. Расположение уголка должно быть доступным для детей.

4. Периодичность в смене материала

физкультурные уголки сегодня

1. Эстетично оформленные уголки. Соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Наполняемость уголка, его вариативность.

3. Компетентность и доброжелательность педагога в освоении двигательно-пространственной среды.

4. Роль педагога в совместной и свободной двигательной деятельности детей.

5. Бережное обращение пособиями и игрушками для спортивно-игровой деятельности.

1. Обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время игр в физкультурном уголке необходимо иметь хорошие крепления.

2. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Музыкальный центр: диски с музыкой

Примерный набор оборудования для средней группы

Для ходьбы, бега, равновесия

Коврик массажный со селедочками 10

Шнур короткий (плетеный) Длина 75 см 5

Обруч малый Диаметр 55-65 см -5

Скакалка короткая Длина 100-120 см -5

Для катания, бросания, ловли

Кольцеброс (набор) 2

Мешочек малый с грузом Масса 150-200 г -5

Мяч большой Диаметр 18-20 см -5

Мешочек с грузом большой Масса 400 г -2

Мяч для мини-баскетбола Масса 0,5 кг 2

Мяч утяжеленный (набивной) Масса 350 г, 500 г, 1 кг -1

Обруч большой Диаметр 100 см -2

Для ползания и лазанья

Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) 1

Для общеразвивающих упражнений

Гантели детские 10

Кольцо малое Диаметр 13 см 10

Лента короткая Длина 50-60 см 10

Мяч средний Диаметр 10-12 см 10

Палка гимнастическая короткая Длина 80 см 10

Примерный набор оборудования для старших и подготовительных групп

Коврик массажный Длина 75 см, Ширина 70 см 10

Шнур длинный Длина 150-см, Диаметр 2 см 1

Для прыжков Куб деревянный Ребро 20 см 5

Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2

Обруч плоский Диаметр 40 см 3

Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см 10

Скакалка короткая Длина 120-150 см 3

Для катания, бросания, ловли Кегли 5

Мешочек с грузом большой Масса 400 г 2

Обруч большой Диаметр 100 см 2

Шар цветной (фибропластиковый) Диаметр 20-25 см 4

Полукольцо мягкое Диаметр 120 см, Высота 30 см, Диаметр 5-6 см 1

Для общеразвивающих упражнений

Колечко резиновое Диаметр 5-6 см 10

Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 10

Мяч-шар (цветной, прозрачный) Диаметр 10-12 см 5

Рекомендации по наполняемости физ. уголков

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК ПРИВЛЕКАЛ ДЕТЕЙ, ВЫЗЫВАЛ ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ, ОЧЕНЬ ХОРОШО ПРИКРЕПИТЬ ЭМБЛЕМУ, ЗНАКОМОГО ПЕРСОНАЖА ИЗ СКАЗКИ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, НАПРИМЕР МЕДВЕДЬ «ШТАНГИСТ», «ПЕТУХ ФИГУРИСТ», ИЛИ ПРОСТО ДЕТИ ЗАНИМАЮЩИЕСЯ СПОРТОМ И ДР. ТАК ЖЕ НАДО УЧИТЫВАТЬ ВЗАИМОСОЧЕТАНИЕ СНАРЯДОВ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ, ВЕЛИЧИНЕ.

. Артамонова О. В. “Предметно- пространственная среда: ее роль в развитии личности”// Дошкольное воспитание. — 1995. — №4.

2. Змановский Н. Б. “Здоровый дошкольник”// Дошкольное воспитание. — 1995. — №5.

3. Кудрявцев В. “Физическая культура и развитие здоровья ребенка”// Дошкольное воспитание. — 2004. — №5.

4. Кузнецова М. “Современные пути оздоровления дошкольников”// Дошкольное воспитание. — 2002.- №11.

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗ. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

6. Хухлаева Д. В. “Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях”. — М.: Просвещение, 1984

7. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 3-4; 4-5; 6-7 лет» (М. «Просвещение», 1988г.)

8. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду» (М. «Просвещение», 1986г.)

9. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» (М. «Мозаика-Синтез», 2000г.)

www.maam.ru

«Создание условий для физического развития детей в ДОУ». Подготовила: Насонова Ольга Валерьевна — инструктор по физкультуре МБДОУ д/с общеразвивающего. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЕкатерина Яворская

Презентация на тему: » «Создание условий для физического развития детей в ДОУ». Подготовила: Насонова Ольга Валерьевна — инструктор по физкультуре МБДОУ д/с общеразвивающего.» — Транскрипт:

1 «Создание условий для физического развития детей в ДОУ». Подготовила: Насонова Ольга Валерьевна — инструктор по физкультуре МБДОУ д/с общеразвивающего вида 37 «Золотой ключик». г. Елец, 2013 г.

2 Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями.

3 Задачи детского сада по физическому развитию дошкольников: * охрана и укрепление здоровья детей; * формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; * создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; * формирование потребности здорового образа жизни; * обеспечение физического и психического благополучия.

4 Для успешной реализации поставленных задач в детском саду должны быть созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности:

5 оборудованный спортивный зал, в котором два раза в неделю проводятся занятия по физической культуре в каждой возрастной группе;

6 В спортивном зале имеется специальное физкультурное оборудование: традиционное

8 спортивная площадка на территории детского сада, где 1 раз в неделю проводится физкультурное занятие в каждой возрастной группе;

9 на спортплощадке имеется беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.

11 для физической активности детей на участке необходимо иметь специальный спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды).

12 В группах необходимо иметь инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики), которые находятся в

15 В детском саду выполняется целый комплекс мероприятий по физическому развитию и воспитанию детей: физические упражнения в ходе ежедневной утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны ; индивидуальная коррекционная работа; прием детей на свежем воздухе; ежедневные прогулки; физкультурные занятия с использованием нетрадиционных форм организации; часы двигательной активности; ежедневный оздоровительный бег; физкультурные досуги, развлечения; Спортивные праздники с привлечением родителей и детей.

16 Ежедневная утренняя гимнастика: в группе и в зале.

17 Физкультура на свежем воздухе в любое время года.

18 Физкультурные досуги, развлечения, праздники.

19 Для занятий физкультурой у ребенка обязательно должна быть специальная физкультурная форма – это, вопрос гигиены, и в первую очередь профилактика травматизма детей во время выполнения физических упражнений!

20 Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы комфортные условия для ребенка. К этому можно отнести не только наличие специального инвентаря, но и профессиональные знания, умения и навыки специалиста – инструктора по физкультуре и педагогов ДОУ.

www.myshared.ru

Консультация для воспитателей ДОУ по физическому воспитанию детей

Подвижные игры и упражнения для «шустриков» и «мямликов»

Так называемые «шустрики»- гиперактивные дети , отличающиеся от остальных сверстников тем , что они, двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе. Эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а «заразившись» ею, быстро остывают и начинают вновь проявлять двигательное беспокойство. Нередко в категорию «шустриков» попадают дети с преобладающим холерическим типом темперамента. Однако следует учитывать: холерики, сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности, способны упорядаченно, длительно, самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера, в то время , как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого, цель которого – переключить их на спокойные виды игр.

Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с «шустриками» , — создание условий для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом, предупреждение и снятие двигательного беспокойства, формирование умения точно выполнять задания взрослого, развитие слухового ( зрительного ) внимания.. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал, например «Найди и промолчи», «Тише едешь – дальше будешь» , а так же индивидуальные коррекционные игры и упражнения, способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга. ( успокаивающие и расслабляющие игры типа «Шалтай –балтай» «на морском берегу», « Волшебный цветок»)Особое место могут занять игры , которые развивают координацию движений, чувство равновесия , тонкую моторику рук ( «Верёвочные игры» «Что изменилось в движении партнёра?» «Закати шарик в лунку»).

Организуя коллективные игры со всей группой, на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных, умею их удерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверяют «шустрикам» , так как они не бояться новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие ловкости и быстроты.

Другая группа воспитанников , так называемые «мямлики»- тревожные , легко ранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени, предпочитают одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощённых сверстников .Вместе с тем именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность, в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.

Для «мямликов» будут весьма полезны релаксационные упражнения: они не только способствуют снятию мышечных зажимов, но и позволяют установить эмоционально положительные , доверительные отношения со взрослым и детьми («Сосулька» , «Цветик –семяцветик» и д.р.). С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движения ( «Поймай комара», «Удочка», «Догони мяч!» «Поймай солнечный зайчик» и др.)

При взаимодействии с «мямликами» очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр; педагогу желательно время от времяни подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности, периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий удерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности ( клюшки , мячи, воздушные шары, лыжи , обручи и т.д.)

infourok.ru

«Методическое пособие по физическому воспитанию в ДОУ для детей с ОНР» ТЕМА: «Путь к развитью физкультуры»

Павлодар ?аласыны? білім беру б?лімі

МК?К № 5 с?билер ба?шасы.

«Методическое пособие по физическому воспитанию

Инструктором по физической культуре:

Данн ое методическое пособье по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения по физическому воспитанию детей с общее недоразвитие речи дошкольного учреждений старшей группы.

Физическая культура для детей с общее недоразвитие речи дошкольного учреждении т является составной частью всей системы работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Разнородность состава дошкольников в старшей группе по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

коррекция и компенсация нарушений физического развития;

развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации дошкольника в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

коррекционная направленность обучения;

комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

У многих детей имеются нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка;

Знать причины, вызвавшие умственную отсталость;

Уровень развития двигательных возможностей;

Характер двигательных нарушений.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Сущность общеразвивающей и коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности.

Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей.

Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь .

Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.

Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

ОНР, общее недоразвитие речи

Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна. Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием. Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического ифонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. 20 14 г. нас пришли дети с нарушением речи у нас в саду открылась логопидическая группа, группа состовляет из 6 человек .

Физическое развитие детей

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы, выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит свой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы и др. Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально- волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обученности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта). В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития . Важнейший принципы организации занятий физической культуры дошкольников с ОНР заключаеться в: реализации у детей потребности двигательной активности и учете индивидуальности каждого ребенка, а также характера отклонения в развитии в обеспечении физического и психологического благополучья.

Общее развитие детей.

Физическое воспитание дошкольников составляет неотъемлемую часть воспитательно-образовательного процесса, принимать участие, в котором должны все его участники: дети, педагоги, родители. Суть в том, что все должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять общий союз, и ни один из них не должен стоять над другим. Мы, взрослые, должны проявлять к детям понимание, любовь, оптимистическую веру, терпимость к недостаткам, готовность к сотворчеству. Крупный ученый, видный общественный деятель и педагог Петр Лесгафт говорил о том, что физическое воспитание — важнейшее средство всестороннего развития личности человека, тесно связанное с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле». Достичь этого можно лишь общими усилиями, сотрудничество «ребенок — педагог — родитель» должно реализоваться в общей жизнедеятельности дошкольного учреждения, принимая различные формы (содружество, соучастие, сотворчество, соуправление). Особое значение физическое воспитание имеет для детей с особенностями психофизического развития (ОНР — общее недоразвитие речи, ЗПР — задержка психического развития). В нашем детском саду уделяется большое внимание работе с детьми с общим недоразвитием речи, которую ведут все специалисты сада: воспитатели групп, учителя-логопеды.

Цель программы — создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений. Целью является сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики детей старших групп а также их воспитанию.

Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.

Укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.

Содействовать формированию у дошкольников правильной осанки

Готовить дошкольников к выполнению Обще развивающих и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.

Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.

Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.

Закаливание организма с целью укрепления сердечнососудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.

Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей(психологических, физических и физиологических).

Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.

Формирование широкого круга игровых действий.

Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Дошкольники , отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

В целях контроля старших группах проводится мониторинг два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения у детей старших групп двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

В дошкольных учериждениях организуются и проводятся «Дни здоровья» , «Веселые старты» ( 1 раз в пол года ).

Содержания программного материала

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Программа состоит из следующих основных разделов:

упражнения в течение дня

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха (дыхательные упрожнения) ;

игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики игры на развитие пространственной ориентации.

игры включают в себя п одвижные игры, двигательно-речевые игры ,оздоровительно-развивающие игры

Массаж с детьми ОНР

Раздел « физкультурные занятья » включает ходьбу, бег, прыжки ползанья лазанья и метание. Физические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Раздел « утренняя г имнастика» включает строевые упражнения, ОР У и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на равновесие , дыхательные упрожнения.

Раздел « у пражнения в течение дня » выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 3— 5 мин через каждые 1—1,5 ч.

Раздел дыхательные упражнения — это насыщение организма кислородом, в результате чего улучшается работа всех органов, в том числе налаживается и обмен веществ, что ведет к более быстрому выведению шлаков и жидкости из организма.

Раздел « игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики » перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча, серсо и другие. Различные виды деятельности требуют участия обеих рук. Исследователи говорят о необходимости развития как правой, так и левой руки и советуют выполнение действий с предметами распределять между ними.

Раздел игры : Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Раздел « релаксация» использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

Раздел « массаж для детей с ОНР» . За счет массажа идёт раздражение клеток капилляров головы, что ведёт к усилению кровотока, насыщению крови кислородом. Детки становятся более спокойными, и у них лучше динамика обучения. Чаще всего использовать массожоры.

Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР

Физическая активность по достижению цели действия определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей с ОНР имеет значение и ощущение «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно — поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.

infourok.ru

Сайт для воспитателей детских садов

Публикация материалов

Программа по физическому развитию детьми дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 390 Московского района

Протокол педагогического совета

№________ от ______________

Заведующий ГБДОУ № 390

__________________ Игнатова В.В.

Рабочая учебная программа

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

по образовательной области «Физическая культура»

Воспитатель по физической культуре:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Структура учебной программы

I. Пояснительная записка 3

II. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» 5

III. Особенности физического воспитания и развития детей 6

IV.Планируемые результаты 15

V. Содержание учебной программы 22

VI. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов 24

VIIСовместная работа детского сада и семьи 30

VIII.Список литературы 31

IX. Перспективный план работы

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет

способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему

условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Сущность общеразвивающей и коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично

развитой личности. Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей.

Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с

учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

Основанием для разработки служат следующие нормативные документы – Устав ГБДОУ детский сад № 390, общеобразовательная программа дошкольного образования. Федеральные Государственные Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, СанПин 2.4.1.3049-13 от15 мая 2013 г. №26.

Рабочая программа разрабатывается с учетом рекомендаций авторов «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». В данной рабочей программе представлена модель занятий, разработанная на основе данных о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей младшей, средней, старшей, подготовительной группы. В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная модель выбрана как наиболее соответствующий требованиям системного подхода и овладения детьми новыми двигательными действиями. Структурной моделью такой системы являются тематические блоки.

1. Цель — полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка дошкольника, его физических способностей,

«здорового духа» через организацию физической деятельности, отличающийся оздоровительным характером, активным проживанием ребенка данной деятельности, прочувствованные предметно — физических упражнений (действий) и сознательным применением их в различных жизненных ситуаций.

2.Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

6. Консультация родителям по здравоохранению детского здоровья

Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются следующие педагогические средства: физкультурные занятия, специально организованные занятия, физкультурные развлечения и спортивные праздники.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Кроме, того задачи направленные на физическое развитие детей решаются индивидуально, в других видах деятельности, проводимые воспитателем в группе (динамические паузы, малоподвижные игры и др.).

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

1. Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.

2. В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)

3. В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

1. Занятия по традиционной схеме.

2. Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.

3. Занятия-тренировки в основных видах движений.

4. Ритмическая гимнастика.

5. Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.

6. Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы.

7. Сюжетно-игровые занятия.

Диагностика физической подготовленности дошкольников проводится два раза в год: сентябрь — вводная, май — заключительная. Согласно учебному плану, в каждой возрастной группе проводится два физкультурных занятия еженедельно в утренние часы.

Младшей группа-15 мин;

Средняя группа – 20 минут;

Старшая группа – 25 минут;

Подготовительная группа – 30 минут.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка.

Результатом реализации учебной рабочей программы по физическому

воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

Сформированность у детей интереса к физической культуре и совместным

физическим занятиям со сверстниками.

O Укрепление здоровья детей.

O Сформированность правильной осанки у каждого ребенка.

O Сформированность у детей потребности в разных видах двигательной

O Уменьшение числа простудных и инфекционных заболеваний.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Образовательная область «Физическая культура»

1. Содержание образовательной области «Физическая культура»

I. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости и координации).

O Общеразвивающие упражнения. (Направление образовательного

процесса «Приобщение к физической культуре».)

O Упражнения в равновесии. (Направление образовательного процесса

«Приобщение к физической культуре».)

O Броски, ловля, метание. (Направление образовательного процесса

II. Накопление и обогащение двигательного опыта детей

O Овладение основными видами движений: ходьба, бег, ползание и

лазание, прыжки.(Направление образовательного процесса

O Совершенствование и автоматизация основных видов движений.

(Направление образовательного процесса «Приобщение к физической

O Выполнение имитационных движений. (Направление образовательного

процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)

O Выполнение упражнений на образное перевоплощение. (Направление

образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности

O Выполнение статических поз. (Направление образовательного процесса

«Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)

O Имитация движений. (Направление образовательного процесса

III. Формирование у воспитанников потребности в двигательной

активности и физическом совершенствовании

O Развивающие подвижные игры. (Направление образовательного

O Подвижные игры с правилами и сигналами. (Направление

образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».)

O Ориентировка в пространстве. (Направление образовательного

O Движение под музыку. (Направление образовательного процесса

O Танцевальные упражнения. (Направления образовательного процесса

«Двигательно-экспрессивные способности и навыки», «Приобщение к

2.Особенности физического воспитания и развития детей

Третий год жизни — важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию, используя различные формы двигательной деятельности.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В первой младшей группе важной задачей является формирование у

  • согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
  • реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
  • самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями выполнять физические упражнения;
  • принимать активное участие в подвижных играх;
  • направленно развивать скоростно-силовые качества
  • Развитие глазомера, ловкости, умений действовать сообща, в общем для всех темпе в процессе выполнения занимательных физических упражнений; выполнение правил в подвижных играх.

    Упражнение в прыжках с продвижением вперед.

    Приобретение навыков совместного действия в общем для всех темпе, выполнения правил в подвижных играх. Упражнение в ходьбе с перешагиванием, «змейкой», в ловле и бросании мяча, прокатывании (метание правой и левой рукой). Развитие умения действовать сообща при выполнении игровых упражнений, в играх.

    Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировки в пространстве, быстроты, координации. Освоение движений не только по показу, имитации, но и по словесному указанию. Овладение умением действовать в соответствии с простыми правилами в совместной игре, организуемой педагогом. Знакомство с факторами, влияющими на здоровье ребенка, расширение представлений о самом себе (кто я и какой я ?).

    На четвертом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков. Он уже способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у детей отмечается ещё недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

    Во второй младшей группе важной задачей является формирование у

    детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

    Их учат слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания

    воспитателя, находить своё место в групповых построениях. Так же детей

    начинают приобщать к подготовке занятий. Оценка деятельности преимущественно должна быть направлена на анализ их активности, умения

    действовать сообща, а также на правильность выполнения упражнений.

    Во второй младшей группе детей учат строиться – подгруппами и всей

    группой – в колонну по одному, в одну шеренгу, круг, находить своё место в

    строю. В первой половине года воспитатель оказывает детям помощь,

    используя зрительные ориентиры, а в дальнейшем малыши учатся находить

    своё место самостоятельно.

    К общеразвивающим упражнениям детей четвертого года жизни предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения (не сгибать колени при наклонах, подниматься на носки и др.).

    1. Ходьба. Вводится ходьба на носках, с высоким поднимаем коленей,

    с изменением направления, с выполнением различных заданий

    (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене,

    воспитателю). Ходьбу на носках с высоким подниманием коленей

    необходимо чередовать с обычной ходьбой.

    2. Бег. Основное внимание следует уделять формированию у детей

    умения бегать, не наталкиваясь друг на друга и придерживаясь

    3. Прыжки. Детей учат энергично отталкиваться и правильно

    приземляться во всех видах прыжков. Во второй младшей группе

    вводится обучение прыжкам с высоты (15-20 см.).

    4. Катание, бросание, метание. Во второй младшей группе детей

    продолжают обучать действиям с мячом. Формируется умение

    бросать мяч воспитателю, вверх, об пол и ловить его.

    5. Ползание, лазание. Водится лазание по лесенке-стремянке,

    гимнастической стенке. Нужно показать детям правильный хват за

    перекладину и научить их правильно ставить ноги на неё. Обучая

    детей ползанию между предметами, подползанию, воспитатель сам

    показывает способ выполнения.

    6. Упражнения в равновесии. Обучение ходьбе и бегу на ограниченной

    площади (между двух линий, по дорожке, бревну, скамейке), в прямом направлении и змейкой. Упражнения в равновесии следует разнообразить используя игровую форму.

    7. Подвижная игра. Проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Воспитатель может вносить в неё некоторые изменения, дополнения. Следует приучать детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила.

    В процессе выполнения спортивных упражнений воспитатель приучает детей соблюдать правила безопасности, проявлять взаимопомощь.

    Продолжительность утренней гимнастики во второй младшей группе

    составляет 5-6 минут. В комплекс должны входить пять-шесть общеразвивающих упражнений (как с предметами, так и без них), строевые

    упражнения, ходьба, бег, прыжки. Педагог выполняет упражнения вместе с

    детьми по два-три раза, после чего только напоминает последовательность

    движений, осуществляет общий контроль.

    Ребёнку трёх лет свойственна склонность к подражанию сверстникам, вместе с тем дети этого возраста более самостоятельны в выполнении упражнений. Педагог должен стимулировать детей к использованию имеющегося физкультурного инвентаря, оборудования личным примером, поощрением.

    На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и

    координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер,

    совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

    В средней группе проводятся два физкультурных занятия в неделю. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счёт усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения. Детей следует привлекать к подготовке и раздаче инвентаря и его уборке после

    Проговаривая последовательность движений по ходу их выполнения,

    воспитатель тем самым помогает детям лучше осознать задание. Поощрение,

    поддержка помогают детям преодолевать трудности, развивают уверенность

    в своих силах. При обучении основным видам движений применяются игровые приёмы.

    В средней группе дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо. Приёмы обучения различны. При перестроении в колонну по двое можно использовать ориентиры, а при перестроении в три колонны воспитатель может назвать детей – новых направляющих, которые пойдут к ориентирам. В занятие следует включать шесть – семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются четыре – шесть раз.

    1. Ходьба. В средней группе ставится задача закрепить у ребёнка умение ходить, координирую движения рук и ног. Для этого в вводной части занятия следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а так же чередовать ходьбу с бегом.

    2. Бег. Упражняя детей в беге, основное внимание воспитатель уделяет развитию ритмичности, обучению активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком.

    3. Прыжки. Наряду с закреплением умения занимать исходное положение, энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться нужно учить детей сочетать отталкивание со взмахом рук. На пятом году жизни дети начинают осваивать прыжки на одной ноге, при этом руки они держат произвольно. Постепенно детей переводят к прыжкам через скакалку, когда она коснётся пола.

    4. Бросание, ловля, метание. При выполнении упражнений в катании и

    прокатывании мяча и обруча детей следует учить мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение. Обучая детей приёмам ловли мяча кистями рук, способам бросания его и отбивания о землю (пол), педагог должен показать и объяснить, как это делается.

    5. Ползание, лазанье. В средней группе детей необходимо обучать подлезать под предметы по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием с помощью рук, с опорой на стопы и ладони, перелезать с одного пролёта гимнастической стенке на другой (вправо, влево). К показу этих движений педагог привлекает кого-нибудь из детей, заранее подготовленных, а сам дает пояснения.

    6. Упражнения в равновесии. В средней группе дети продолжают развивать навыки сохранения равновесия в ходьбе и беге. Упражнения усложняются за счёт дополнительных заданий, нового способа выполнения. Упражнения проводятся в медленном с среднем темпе.

    7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии организуются одна – две подвижные игры. Проводя их повторно, педагог может менять правила и условия, усложнять движения. В течение года следует всех детей научить исполнять роль ведущего другие ответственные роли и выбирать ведущих, используя считалки, короткие и понятные ребёнку.

    Обучение спортивным упражнениям проводится на каждом втором физкультурном занятии.

    Утренняя гимнастика проводятся в среднем и быстром темпе, без длительных пояснений и пауз. В комплекс необходимо включать шесть–семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются по четыре –шесть раз из разных исходных положений. Следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению мышц стопы. Дозировка и темп устанавливаются с учётом сложности упражнений, а также физической подготовленности детей.

    Для ребёнка пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Выполнение педагогом упражнений вместе с детьми, участие в играх повышают интерес к двигательной деятельности.

    На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить

    требования к их качеству, больше внимания уделять развитию физических и

    морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать

    его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу).

    В старшей группе проводятся три физкультурных занятия в неделю

    продолжительностью минут. Одно из них организуется на прогулке. На

    занятиях дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им

    движений, осваивают новые движения: ходьбу перекатом с пятки на носок,

    прыжки в длину и в высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствие,

    через длинную скакалку, бросание и ловлю мяча одной рукой из разных

    исходных положений и построений, ведение мяча, бег с преодолением препятствий, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением

    темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям. Приемами обучения служат показ и объяснение.

    Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка. В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки и предупреждения плоскостопия. При обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на совершенствование умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой: строиться в колонну по одному, в шеренгу по росту, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо; делать повороты направо, налево, кругом на месте и в движении, равняться и размыкаться. Воспитатель уделяет внимание качеству выполнения строевых упражнений, используя словесные приёмы обучения. В старшей группе на каждом занятии дети выполняют шесть – восемь общеразвивающих упражнений из разных положений. Следует использовать

    упражнения, требующие силовых усилий.

    С детьми шестого года жизни чаще проводятся упражнения с палками,

    обручами, мячами, шнуром. На занятии педагог, давая чёткие объяснения,

    должен пользоваться интонацией, подчёркивающей темп выполнения упражнения.

    1. Ходьба. Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы

    чётко, ритмично, с правильной осанкой и координацией.

    2. Бег. В программе предусматриваются разные виды бега, отличающиеся техникой выполнения. Интерес к бегу поддерживают с помощью игровых приёмов, дополнительных заданий. Важно обеспечить постепенное увеличение нагрузки на организм в процессе бега, правильную его дозировку.

    3. Прыжки. В старшей группе более разнообразными становятся

    упражнения в прыжках. Ребёнок шестого года жизни должен выполнять прыжки на двух ногах ритмично, с разнообразными движениями рук. Дозировку прыжков следует постепенно увеличивать. Вводится обучение прыжкам в длину с разбега.

    4. Бросание, ловля мяча, метание. В старшей группе эти движения усложняются. Обучая детей приёмам катания мяча, воспитатель формирует умение дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния; при этом он использует ориентиры. На занятиях у детей закрепляют умение ловить мяч. Усложняются и упражнения на отбивание мяча об пол. Детей упражняют так же в метании на дальность.

    5. Ползание, лазанье. В старшей группе ползание и лазанье усложняются. Вводятся ползание на четвереньках с толканием мяча головой, под дугами, змейкой, с преодолением препятствий, в сочетании с другими видами движений. Детей необходимо учит пролезанию в обруч разными способами, лазанью по гимнастической стенке, разными способами.

    6. Упражнения в равновесии. В старшей группе возрастает роль статических упражнений (сохранение равновесия в положении стоя на гимнастической скамейки на носках, на одной ноге, в заданной позе). При выполнении упражнений в статическом равновесии ребёнка учат фиксировать упражнения тела.

    7. Подвижная игра. На физкультурных занятиях проводятся подвижные игры, ответственные роли в которых исполняют сами дети. Задача педагога – следить за качеством выполнения движений, за тем, чтобы все дети соблюдали правила игры. В ходе игр необходимо формировать физические и нравственно-волевые

    В комплекс утренней гимнастики входят шесть-восемь общеразвивающих упражнений, которые выполняются их разных исходных положений и повторяются пять – восемь раз в зависимости от степени сложности. В утреннюю гимнастику обязательно следует включать упражнения на формирование осанки, укрепление стопы, танцевальные движения.

    Необходимо побуждать детей в самостоятельной деятельности использовать физкультурный инвентарь и другое оборудование, организовывать подвижные игры с элементами соревнований, спортивные игры и спортивные упражнения. Воспитатель должен регулировать чередование различных видов деятельности, направлять интересы детей.

    На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются

    навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.

    Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовывать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.

    В подготовительной группе ведущей формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие. В процессе обучения используются объяснение, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. В целях повышения двигательной активности необходимо использовать

    разные способы организации. В вводную часть занятия включаются задания

    на внимание, строевые и общеразвивающее упражнения.

    На седьмом году жизни дети должны уметь самостоятельно и быстро

    строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестраиваться в колонну

    по двое, трое, четверо, в две шеренги, в несколько кругов; делать повороты

    направо, налево, кругом; равняться; производить размыкание и смыкание;

    производить расчёт на первый – второй.

    Воспитатель должен использовать приёмы, развивающие осмысленное выполнение упражнений.

    На одном занятии дети выполняют восемь – десять общеразвивающих упражнений из разных исходных положений, повторяя их шесть – восемь раз

    преимущественно в среднем и быстром темпе, в зависимости от степени их

    новизны и трудности.

    В целях поддержания у детей интереса к общеразвивающим упражнениям следует изменять исходные положения, темп и амплитуду движений. Большое значение имеет так же оценка качества выполнения упражнений.

    1. Ходьба. Дети совершенствуют технику ходьбы с разным

    2. Бег. Происходит отработка легкости, ритмичности, закрепление умения непринужденно держать руки, голову, туловище. Со второй половины года вводится бег с сильным сгибанием ног в коленях и выбрасыванием прямых ног вперёд.

    3. Прыжки. В этой группе дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, мягко приземляясь, выполняя дополнительные задания, с зажатым между ног набивным мячом, вверх из глубокого приседа.

    При обучении прыжкам в длину отрабатываются разбег с ускорением, энергичное отталкивание маховой ногой с резким взмахом рук, правильное приземление с сохранением равновесия. Следует также отрабатывать технику разбега с ускорением на последних шагах перед отталкиванием в прыжках с разбега в высоту.

    4. Бросание, метание, ловля. В подготовительной к школе группе необходимо использовать резиновые, теннисные, волейбольные, набивные мячи разных размеров. На седьмом году жизни у ребёнка продолжают формировать умение бросать и ловить мяч из разных положений, выполнять бросок набивных мячей разными способами.

    5. Ползание, лазанье. Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с другими видами движений. В течении года следует варьировать условия, менять высоту пособий и способы выполнения упражнений. Воспитатель должен обеспечить умеренную страховку.

    6. Упражнения в равновесии. Формированию чувства равновесия способствуют приседания, прыжки на одной ноге, резкое изменение направления бега. В процессе упражнений на равновесие детей учат сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно; при этом воспитатель использует показ, практическую помощь детям, зрительные ориентиры, упражнения с переносом предметов.

    7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии проводится игра, при этом особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. Следует организовывать подвижные игры в которых от результата каждого зависит общий результат команды. Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях.

    В подготовительной к школе группе значительное место на физкультурных занятиях отводится спортивным упражнениям. Воспитатель должен хорошо знать методику обучения этим упражнениям и своевременно регулировать нагрузку.

    Упражнения для утренней гимнастики в данной группе наиболее интенсивны. Дозировка и темп задаются воспитателем с учётом сложности упражнения. У детей важно выработать положительное отношение к утренней гимнастике и потребность в ежедневном её выполнении.

    Воспитателю следует чередовать разные виды деятельности в течение дня, предоставляя детям возможность выбирать занятия по душе.

    Система физкультурно-оздоровительной работы

    Модель двигательного режима воспитанников

    Модель двигательного режима детей дошкольного возраста

    Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

    2 раза в неделю, 10-30 минут.

    Двигательная разминка в сочетании с воздушными процедурами после дневного сна;

    Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе.

    Ежедневно, до завтрака, 5-6 минут

    ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, 5-6 минут

    ежедневно, не менее 2 раз в день, 10-15 минут

    1 раз в месяц, 15-20 минут

    Конечным результатом освоения Образовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных):

    К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

  • Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  • Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  • Умеет самостоятельно есть.
  • Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
  • Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
  • Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
  • Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
  • К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество «Физически развитый,овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

    Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

    Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

    Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.

    Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

    Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

  • Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
  • Образовательная область «Физическая культура».

  • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
  • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
  • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
  • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
  • К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

    Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

    Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

    Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

    У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    Образовательная область «Здоровье»

  • Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
  • Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.
  • Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).
    • Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
    • Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
    • Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
    • Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
    • К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

      Интегративное качество «Физически развитый,

      овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

      Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

      Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

      Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

    • Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.
    • Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
    • Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).
    • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
    • Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
    • Образовательная область «Физическая культура»

    • Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
    • Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
    • Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.
    • Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча. Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие. Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
    • К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

      Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

      Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    • Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).
    • Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
    • Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
    • Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
    • Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
    • Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
    • Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Следит за правильной осанкой.
    • Содержание учебной программы:

      blog.dohcolonoc.ru



    You Might Also Like