Raiting-OY.ru

Все о детях

Диагностика психического развития детей старшей группы

Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Цели, задачи и основные области психодиагностики детей дошкольного возраста. Проблемы адаптации психодиагностических методов к возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Технологии психодиагностической работы.

Психодиагностика познавательной сферы дошкольника. Диагностика умственного развития и общих способностей. Диагностика особенностей развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи в дошкольном возрасте. Психодиагностика интеллекта дошкольника.

Психодиагностика личностного развития ребенка дошкольного возраста. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности. Диагностика самооценки и уровня притязаний как формы проявления самосознания дошкольников. Диагностика индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста. Диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника. Диагностика межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. Диагностика детско-родительских отношений и взаимодействия ребенка и родителей.

Методы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.

Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Подходы к оценке готовности ребенка к школе: системный, комплексный и эклектичный. Различные классификации компонентов школьной готовности. Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее часто используемые диагностические процедуры. Психодиагностические комплексы готовности к школьному обучению.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

Критерии определения понятия «девиантное поведение». Единство социального и биологического в детерминации девиантного поведения личности. Подходы к оценке поведенческой нормы и девиаций. Причины девиантного поведения: характеристика макро- и микросоциальных факторов, способствующих его возникновению. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.

Типология девиантного поведения.

Основные типы девиантного поведения. Определение аддиктивного поведения. Аддикция, аддиктивное поведение, аддиктивное состояние. Виды аддикций. Факторы и условия формирования аддиктивного поведения. Риски перехода аддиктивного поведения в наркологическое заболевание. Агрессивное поведение: основные понятия, место в структуре девиантного поведения. Теории агрессивного поведения. Делинквентное поведение: основные понятия. Факторы и условия формирования делинквентного поведения. Мотивация правонарушений. Суицидальное поведение: определение, структура, типы. Основные концепции формирования суицидального поведения. Формы и динамика суицидального поведения. Отклонения в сексуальном поведении. Факторы девиантного сексуального поведения. Сексуальные девиации и их классификация.

Проявление девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере развития ребенка дошкольного возраста. Особенности формирования личности дошкольника в неблагополучной семейной ситуации. Отклонения в психическом развитии дошкольника. Деформация личности ребенка. Психический инфантилизм. Синдром дефицита внимания, гипердинамичность, гиподинамичность. Виды детских неврозов. Страхи и тревога как проявление личностного неблагополучия детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности дошкольника с отклонениями в поведении. Лживость и воровство в дошкольном возрасте. Психологические особенности проявления девиантного поведения у детей дошкольного возраста (причины, факторы, мотивация).

lektsii.org

Диагностика психического развития детей старшей группы (к.г.).

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________

Дата рождения_________________ Возраст на момент обследования________________

Дата обследования______________Детский сад № ________ Группа________________

1. Построим домик.

2. Дорисуй фигуру.

3. Вычеркни лишнюю фигуру.

4. Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки.

5. Запомни и подчеркни 5 названных предметов.

Старшая группа №______ Дата______________________

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок.

Низкий уровень – задание выполнено не правильно.

Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма.

Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой.

Образец на определение уровня зрительной памяти

Методика «Разрешение проблемных ситуаций»

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Подготовительная группа №______ Дата______________________

Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками.

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок, более 60% символов.

Средний уровень – задание выполнено с ошибками, 59-40% символов.

Низкий уровень – задание выполнено не правильно 39-0% символов.

Оценивается выбор ребенка: либо это адекватное решение проблемной ситуации; либо незрелое решение – попытка свою ошибку свалить на другого; либо это агрессивное отношение, недоверчивое отношение к окружающему, что означает высокий уровень тревожности

poisk-ru.ru

Примерный конспект деловой игры «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста»

Цель: закрепить знания педагогов по вопросам контроля за развитием, поведением и состоянием здоровья детей. Формировать умение коротко и убедительно аргументировать свои позиции, навыки доброжелательных отношений в малых коллективах.

Распределение ролей: все участники игры объединяются в группы по 5 человек. Создается экспертная группа из 3 человек. Номера командам присваиваются при помощи считалок. Каждая группа выбирает «педагога» и «детей».

Правила игры: 1. Серьезно вникни в суть проблемы, активно участвуй в работе, будь точным в своих суждениях. 2. Работай вместе со всеми, вырабатывая коллективные решения. 3. Будь доброжелательным, дипломатичным, скромным.

1. «Погружение» (интеллектуальная разминка). Тест на выявление быстроты усвоения знаний «Парные слова». Всего дается 20 пар слов.

Инструкция: Ведущий читает пары слов, все слушают, потом читает первые слова из пары, а педагоги дописывают вторые. Правильность работы проверяется и подсчитывается количество правильных пар. Если получилось 18-20 правильный пар – темп усвоения знаний высокий; 14-18 – соответствует норме; меньше 14 – необходимо дополнительное повторение материала.

виды контроля за развитием, поведением и состоянием здоровья детей в группах раннего возраста;

основные особенности психического развития, от которых зависят виды контроля;

авторов современных методик контроля за нервно-психическим, физическим развитием и поведением ребенка.

3. Основная часть включает самостоятельную работу в малых группах, каждая из которых получает задание в конвертах:

провести диагностику детей в раннем возрасте: 1 г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 г., 2 г. 6 мес., 3 г.

Предлагается вспомогательный материал: ориентировочные показатели на каждый возраст, методики выявления уровня развития ребенка, параметры поведения и настроения детей, таблицы групп развития, дидактические игрушки и пособия, бланки карточек контроля и др.

1. Обсудить в группе особенности и содержание диагностики уровня развития детей того или иного возраста.

2. Провести диагностику, пользуясь определенными методиками и пособиями.

3. Заполнить графу «Уровень развития» в «Индивидуальной карте нервно-психического развития ребенка».

4. Составить характеристику поведения ребенка относительно шести параметров поведения и настроения.

5. Проанализировать уровень развития и поведения ребенка, внести результаты в графы «Заключение» и «Назначение».

6. Подготовить анализ и характеристику уровня развития и поведения ребенка для выступления перед коллегами.

Поочередное представление каждой группой своего «Отчета» (выступает «педагог»).

Подведение результатов проведения диагностики членами экспертной группы с точки зрения правильности заполнения карт нервно-психического развития с учетом возраста ребенка, содержание «Заключений» и «Назначений».

Подведение итогов игры руководителем с оценкой объема и качества знаний педагогов , участия каждого в общем деле.

studfiles.net

МКДОУ детский сад "Ёлочка" с.Покосное

Диагностика познавательной сферы подготовительной группы (начало года)

Возраст ________ Группа № _____ Детский сад _______ Дата обследования __________

1. Продолжи ряд, не нарушая закономерности.

2. Соедини цифру и соответствующую картинку.

  • средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
  • низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  • средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
  • высокий уровень – задание выполнено без ошибок, более 60% символов;
  • средний уровень – задание выполнено с ошибками, 59–40% символов;
  • низкий уровень – задание выполнено неправильно, 39–0% символов.

5. Обведи предметы, увиденные на образце. Образец на определение уровня зрительной памяти.

  • высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • 6. Методика "Разрешение проблемных ситуаций"

    Оценивается выбор ребенка: либо адекватное решение проблемной ситуации; либо незрелое решение – попытка свою ошибку свалить на другого; либо агрессивное отношение, недоверчивое отношение к окружающим, что означает высокий уровень тревожности.

    Результаты диагностики психоэмоционального развития

    Подготовительная группа _________________Дата______________

    Диагностика уровня развития мелкой моторики , сформированности восприятия «Продолжи ряд».

    Инструкция: «Внимательно посмотри на на начало строчки и продолжи ряд»

    Диагностика уровня сформированности мышления «Соедини цифру и картинку». Инструкция: «Соедини цифру и картинку, которая к ней подходит »

    Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Исключение лишнего ».

    Инструкция: «В каждом квадратике зачеркни лишний предмет»

    Диагностика умения сосредоточиться, распределить внимание «Коррекатурная проба». Инструкция «До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигуру по образцу сверху»

    Диагностика объемавоспринимаемой информации, уросня утомления«Зрительная память». Инструкция: Внимательно посмотри на картинку и запомни, что на ней нарисовано. Теперь на своем листочке обведи только те предметы, которые ты запомнил»

    Диагностика уровня самооценки (самоконтроля) «Разрешение проблемных ситуаций». Инструкция: «Посмотри, как ты думаешь, как может закончиться этот рассказ»

    elochkapokosnoe.ucoz.com

    Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.

    Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития, в том числе, внимания. Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.

    Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.

    Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

    Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

    В данной статье приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР.

    Игра «Повторяй за мной».

    Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

    Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

    Игра «Угадай, что звучит?».

    Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

    Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.

    Содержание: педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук.

    Инструкция: «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».

    Примечание: задание выполняется в полной тишине.

    Задание «Раскрась вторую половинку».

    Цель: развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости, переключаемости внимания.

    Оборудование: Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши.

    Содержание: дети выбирают нужные цвета, дорисовывают изображения на листах, называют у кого что получилось, оценивают работы друг друга.

    Игра «Летает – не летает».

    Цель: развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.

    Содержание: педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками («крыльями», если предмет не летает – говорят «не летает», руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры.

    Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

    Игра «Выложи из палочек».

    Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.

    Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы.

    Содержание: дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).

    Инструкция: «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе».

    Примечание: если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения».

    Игра «Запомни и нарисуй».

    Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.

    Оборудование: листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.

    Содержание: Педагог предъявляет детям картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Дети воспроизводят изображение по памяти на своих листах, а затем сравнивают работы с образцом, анализируют свои ошибки.

    Игра «Отгадай меня по голосу».

    Содержание: педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя — узнай». Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова: «Отгадай меня по голосу!». Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.

    Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!». А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать: «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.

    Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии»).

    Цель: развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания.

    Оборудование: бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком).

    Содержание: Дети, проводя пальцем по линиям, или обратной стороной карандаша, должны определить, кто из животных что любит есть.

    Инструкция: «Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке). Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?».

    Примечание: Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.

    Задание «Найди отличия».

    Цель: развитие устойчивости, переключаемости, объёма внимания.

    Оборудование: таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.

    Содержание: дети поочерёдно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин.

    Инструкция: «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим, у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный».

    Игра «Лягушки и аисты».

    Цель: развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации.

    Содержание: Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию.

    Инструкция: «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» — присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» — одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».

    Примечание: дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры.

    Игра с мячом «Съедобное – несъедобное».

    Цель: Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.

    Оборудование: мяч средних размеров.

    Содержание: водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч.

    Инструкция: «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный — не ловите».

    Примечание: Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

    Задание «Выложи из геометрических фигур».

    Цель: развитие произвольного внимания, концентрации, объёма внимания, кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур.

    Оборудование: таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей.

    Содержание: дети рассматривают картину-образец, запоминают её, затем по памяти конструируют из свои геометрических фигур такое же изображение.

    Инструкция: «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала».

    Примечание: если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.

    Подвижная игра «Совушка – сова».

    Цель: развитие концентрации, переключаемости внимания, скорости реакции.

    Оборудование: музыкальное сопровождение, маска совы для водящего, маски мышей для детей.

    Содержание: по команде водящего «День!», дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!», музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят», т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.

    Инструкция: «Ребята, вы будете мышками, а я совой. По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит. А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!».

    Цель: развитие концентрации, переключаемости, объёма внимания.

    Содержание: дети, сидя на своих стульях, выполняют различные движения в зависимости от того, какую стихию назовёт водящий.

    Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» — руки вниз (как-будто трогаем землю).

    «Вода!» — руки перед собой (как-будто плывём в реке).

    «Воздух!» — руки тянем вверх (как-будто тянемся к облакам).

    «Огонь!» — выполняем вращения руками.

    Давайте с вами потренируемся».

    Примечание: на первых порах педагог выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Как усложнение педагог может увеличивать темп смены движений.

    Успехов в работе!

    Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

    Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

    Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

    Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот.

    Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

    Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

    Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

    www.maam.ru



    You Might Also Like