Raiting-OY.ru

Все о детях

Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся

личностно ориентированное обучение

Личностно ориентированное обучение направлено на решение ключевых проблем гуманизации общего среднего образования: повышение престижа школьного образования; развития у учащихся устойчивого интереса к познанию, желание и умение самостоятельно учиться; преодоление трудностей, вызванных генетически и социально обусловленными различиями в уровне развития детей; формирование основ базовой культуры личности.

Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации.

Срок «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком в школу в конкретных условиях семьи, окружающей среды, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, индивидуальным, жизненным, стихийным и т. В этих названиях отражены различные источники приобретения этого опыта, различные его аспекты. Термин «субъектный» устанавливает принадлежность опыта конкретному человеку. Он не дает оценку его истинности, научности, непротиворечивости с позиций общественно-исторического познания.

Если традиционное образование приближает каждого ученика к параметрам личности с предварительно заданными качествами, то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности. В учебном процессе происходит «встреча» изучаемого, и субъектного опыта, его «окультуривания», обогащения.

Главными задачами личностно ориентированного обучения являются:

— Раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;

— Развитие его индивидуальных познавательных способностей;

— Помощь ему в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;

— Формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить собственную жизнь.

Личностно ориентированное обучение маг давнюю историю и несколько других названий: гуманистическая педагогика, экзистенциализм, неопрагматизм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа. 70-е годы), педагогика сотрудничества (СССР, 80-е годы). Все эти близкие концепции объединяет название «либеральная педагогика», в противовес авторитарной и технократической.

Либеральный подход к образованию в США и Европе начали идеи Дж.Дьюи и других педагогов-реформаторов начала XX века. ДжДьюи критиковал традиционную школу за авторитарную позицию учителя, за пренебрежение к личности ученика. Он заложил, как уже отмечалось, основы педоцентризма: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы, формы обучения) должна вионачаты, исходя из интересов, потребностей ребенка. Центральной фигурой учебного процесса должен быть ученик, а не учитель или школьный предмет.

С середины XX века получает распространение новое направление в психологии — гуманистическая психология. ее представители (Р. Берне, АМаслоу, К. Роджерс и другие) рассматривают личность как сложную, индивидушиьигу целостность, неповторимость и высшую ценность, которая нуждается в самоактуализации — реализации своих возможностей (АМаслоу). Личность ученика способна развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, любознательность, делать выбор, выбирать решения и отвечать за них, вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и иной деятельности (К. Роджерс).

В свете изложенного представители гуманистической психологии предлагают строить обучение на других (по сравнению с традиционной и технократической школой) принципах. Главным считают принцип «развивающей помощи». Суть его проявляется в том, чтобы не делать за ребенка, не указывать ей, что делать, не решать ее проблемы, а помочь ей осознать себя и пробудить собственную активность и внутренние силы, чтобы она сама делала выбор, находила решения и отвечала за них. Поэтому задача учителя, считает К. Роджерс, а не диктовать готово и, возможно, не нужно ученику знания, а разбудить его собственную познавательную активность, которая проявляется в выборе целей, содержания, методов работы, поведения и ценностей. Учитель, считает К. Роджерс, стимулирует и облегчает (gacilitate) самостоятельную деятельность ученика. Для этого вместо авторитарного, заключенного обучения (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем, следует ввести другой тип обучения — «опытное учения», при котором ученики учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью исследовательского учения с развитие самосознания личности, ее самореализация. Знание, школьная программа служат средством развития.

Создание такого учения требует: изменения позиции учителя; создание атмосферы «свободы учения» в классе; использование методов, которые стимулируют активность ученика и его развитие.

Позиция учителя в исследовательском учении — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, который осуществляет «развивающую помощь».

Атмосфера «свободы учения» характеризуется тем, что ученики свободно обсуждают проблемы, не боятся делать ошибки, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителя источник опыта, знаний, старшего члена группы.

К методам, которые стимулируют «свободу учения», относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование различных источников знания: людей, опыта, книг, аудиовидеотехники и тому подобное; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента, специальные занятия по самопознанию, межличностного взаимодействия. Для создания атмосферы «открытого учения» педагоги этого направления предлагают использовать и эмоционально окрашенные методы (игровые), и рациональные («учебные пакеты», программируемые пособия).

Ценностью концепций представителей гуманистической психологии является прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развития личности ученика путем учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако абсолютизация отдельных сторон, в том числе определение содержания и методов обучения, исходя исключительно из интересов и спонтанной деятельности учащихся, лишает процесс обучения систематичности, снижает уровень образования. Это признают и сами западные педагоги.

Близкой к позициям гуманистической, педоцентричнои педагогики Запада была педагогика сотрудничества учителей — новаторов (70-80 годы XX века), главными идеями которых были:

— Изменение позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»)

— Решение в процессе учения задач обучения, развития и воспитания;

— Использование методов и форм учения, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся и их развитие.

Опыт учителей-новаторов показал производительность идеи сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика с гуманной установкой па важнейшую ценность — личность ребенка.

— Приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, сложившегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания)

— Для конструирования и реализации учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению субъектного опыта каждого ученика;

-в образовательном процессе происходит «встреча» общественно-исторического опыта, задается обучением, и субъектного опыта ученика;

— Взаимодействие двух видов опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального, наполнение его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником в его собственной жизнедеятельности;

— Развитие ученика как личности (его социализация) происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и из-за постоянного обогащения, преобразования субъектного опыта как важного источника собственного развития;

— Главным результатом учения должны быть сформированы на основе усвоения знаний и умений познавательные способности школьника.

Личностью ориентированная модель обучения сегодня разрабатывается многими учеными. Среди значительного количества теоретических концепций личностно ориентированного обучения прежде всего выделяются психолого-дидактическая концепция И.С.Якиманськои и дидактическая модель личностно ориентированного образования В.В Серикова, которые по нашему мнению, наиболее соответствуют новым потребностям образования.

И.С.Якиманська рассматривает процесс учения как индивидуально значимую деятельность отдельного ученика, в которой реализуется его субъектный опыт (опыт, полученный ребенком самостоятельно, вне учебного процесса). Роль обучения состоит в том, чтобы выявить особенности этого опыта (личностные смыслы, ценности ,. отношения), обогатить его научным содержанием, при необходимости преобразовать, создать условия для развития индивидуальности ученика. Поэтому основой технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в таких дидактических требованиях к содержанию учебного процесса:

— Учебный материал (характер его подачи) должен обеспечить выявление содержания субъектного опыта ученика;

— Направленность изложения знаний не только на расширение их объема, структу-руваиня, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование имеющегося опыта каждого ученика;

— Постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием новых знаний;

— Активное стимулирование ученика к самооценочной образовательной деятельности с целью обеспечения возможностей самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

— Создание возможности выбора при выполнении заданий, решении задач;

— Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

— Выделение общелогических и специфических приемов учебной работы с учетом их функций в личностном развитии,

— Обеспечение контроля и оценки не только результата, а, главным образом, процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

— Обеспечение построения, реализации, рефлексии, оценки учения как субъектной деятельности.

Основной формой обучения в концепции И.С.Якиманськои является личностно ориентированный урок, который концентрирует все вышеуказанные положения организации личностно значимого учения:

— Использование разнообразных методов и форм организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъектный опыт учащихся;

— Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

— Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий, право на ошибку получения неправильных ответов и под .;

— Использование на уроке дидактического материала, который позволяет ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

— Оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно * неправильно), но и в процессе его достижения; 1

— Поощрение попыток ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и использовать рациональные;

— Создание на уроке педагогических ситуаций общения, которое дает возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание ситуаций для естественного самовыражения ученика.

Важнейшими условиями индивидуально личностного развития учащихся, по мнению И.С.Якиманськои, являются:

— Разработка предметного содержания, технологий его использования в учебном процессе. Для этого в рамках программы (тематического планирования) учитель должен иметь дидактический материал, который варьирует вид и форму подачи учебного материала, а ученик масс свободу выбора задания (то же задание должно обеспечить возможность его исполнения через образ, слово, схему, моделирование и под. )

— Выявление отношения ученика к учению, анализ использованных учеником различных способов обработки учебного материала (выбор рациональных из них, сопоставление своих и чужих способов, их анализ, обсуждение, аргументация, применения и под);

— Направленность учителя на учебные возможности каждого ученика; составление индивидуальной карты личностного (познавательного) развития ребенка, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой прежде всего на успех в достижении положительных учебных результатов;

— Построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика; раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка; стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий с правом на ошибку; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога).

Концепция И.С.Якиманськои показывает возможности возникновения и действия внутренних механизмов развития, которые создаются самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности (например, способ учения, способ самореализации и другие). Очевидно, эти механизмы имеют значительно большую степень действенности, чем те, которые возникают под влиянием внешних педагогических факторов и превращаются во внутренний план личности.

В основу модели личностно ориентированного образования, разработанной В.В. Серик ным, положена теория личности СЛ.Рубинштейна, согласно которой суть личности проявляется в способности занимать определенную позицию («личности характерен такой уровень психического развития, который позволяет ей сознательно управлять своим поведением и деятельностью»). Идея концепции — создание условий для полноценного проявления и развития таких функций личности ученика: избирательности (способности человека к выбору), рефлексии (личность должна оценивать собственную жизнь), бытия, заключается в поисках смысла жизни и творчества, формовочной (формирование образа «Я» ), ответственности («Я отвечаю за все»), автономности личности (по мере развития она все больше становится высвобожденной от других факторов). Образование, ориентированное на личность, достигает своей цели такой мере, в какой создает ситуацию стремление личностью собственного понимания жизни, жизненных смыслов, сил саморазвития.

Проявления личностных способностей в образовательном процессе способствуют специально созданные личностно ориентированные ситуации (учебные, познавательные, жизненные) — ситуации, в которых востребует проявления личностных функций. Например, ребенок попадает в ситуацию, когда нужно искать смысл, подумать о себе, построить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку факторам и под. В этой ситуации возникает задача, которую нельзя решить на знаниевую-репродуктивном уровне, то есть нет правил, однозначных истин, простых решений. Ориентация на предыдущий смысл оказывается неэффективной. Тогда происходит явление, которое психологи называют «ревизией смысла». Ребенок сам выискивает проблему, противоречия, находит причину и источники собственной ошибки, пытается самостоятельно объяснить явления и под. В такой ситуации формируется ее субъектный опыт. Содержание личностно ориентированного образования должен включать различные виды такого опыта.

В.В.Ссриков разработал педагогическую технологию создания личностно ориентированных ситуаций. Эта технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизненного контекста, диалогичности и ролевого взаимодействия ее участников. *

В новых концепциях личностно ориентированного обучения усиливается гуманистическая направленность процесса обучения; рассматривается личность, которая, кроме социальных качеств, обладает субъектным свойствами (ее независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и под.); личность выступает системообразующим началом педагогического процесса; главными целями образования становится создание условий для развития индавидуально-личностных способностей, свойств; рядом с интериоризацией (преобразованием внешних воздействий во внутренний план личности) важное значение приобретает персонолизация, стремление к самоактуализации, самореализации и другие внутренние механизмы индивидуального саморазвития.

studbooks.net

Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся

Личностно ориентированное обучение направлено на решение ключевых проблем гуманизации общего среднего образования: повышение престижа школьного образования, развития у учащихся устойчивого интереса к познанию, б желание и умение самостоятельно учиться; преодоление трудностей, вызванных генетически и социально обусловленными различиями в уровне развития детей, формирование основ базовой культуры личности.

. Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации эти.

Срок«субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, окружающей среды, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют осо. Личный, индивидуальным, жизненным, стихийным и т.п.. В этих названиях отражены различные источники приобретения этого опыта, различные его аспекты. Термин»субъектный»устанавливает принадлежность опыта конкретному человеку время он не дает оценку его истинности, научности, непротиворечивости с позиций общественно-исторического познаниячного пізнання.

Если традиционное образование приближает каждого ученика к параметров личности с предварительно заданными качествами, то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого у ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности. В учебном процессе происходит»встреча»того, что изучается, и субъектного опыта, его»окультуривания», обогащенныйння», збагачення.

. Главными задачами личностно ориентированного обучения являются:

— раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;

— развитие его индивидуальных познавательных способностей;

— помощь ему в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;

— формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить собственную жизнь

Личностно ориентированное обучение маг давнюю историю и несколько других названий: гуманистическая педагогика, экзистенциализм, неопрагматизм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США,. Европа 70-е годы), педагогика ка сотрудничества (СССР, 80-е годы). Все эти близкие концепции объединяющее название»либеральная педагогика», в противовес авторитарной и технократическиехнократичній.

Либеральный подход к образованию в. США и. Европе начали идеи. ДжДьюи и других педагогов-реформаторов начала XX века. ДжДьюи критиковал традиционную школу за авторитарную позицию учителя, за пренебрежение к личности ученика. Он заложил, как уже отмечалось, основы педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы, формы обучения) должна вионачаты, исходя из интересов, потребностей ребенка. Это нтральною фигурой учебного процесса должен быть ученик, а не учитель или школьный предметомдмет.

С середины XX века получает распространение новое направление в психологии — гуманистическая психология ее представители (Р. Берне,. АМаслоу,. К. Роджерс и др.) рассматривают личность как сложную, индивидушиьигу эти илиснисть, неповторимость и высшую ценность, которая нуждается в самоактуализации — реализации своих возможностей (АМаслоу). Личность ученика способна развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, допитлы весть, делать выбор, выбирать решения и отвечать за них, вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и иной деятельности (КРоджерсжерс).

В свете изложенного представители гуманистической психологии предлагают строить обучение на других (по сравнению с традиционной и технократической школой) принципах. Главным считают принцип»развивающей помо. Омогой»Суть его проявляется в том, чтобы не делать за ребенка, не указывать ей, что делать, не решать ее проблемы, а помочь ей осознать себя и пробудить собственную активность и внутренние силы, чтобы она сама делала выбор, находила решения и отвечала за них. Поэтому задача учителя, считает. К. Роджерс, не диктовать готовое и, возможно, не нужно ученику знания, а разбудить его собственную познавательную активность, которая проявляется в выборе целей, содержания, методов работы, поведения и ценностей. Учитель, считает. К. Роджерс, стимулирует и облегчает (gacilitate) самостоятельную деятельность ученика. Для этого вместо автор итарного, заключенного обучения (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем, следует ввести другой тип обучения -«исследовательское. Учино ния», при котором ученики учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью исследовательского учения с развитие самосознания личности, ее самореализации я. Знание, школьная программа служат средством развитияама слугують засобом розвитку.

Создание такого учения требует: изменения позиции учителя, создание атмосферы»свободы учения»в классе, использование методов, которые стимулируют активность ученика и его развитие

Позиция учителя в исследовательском учении — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, который осуществляет»развивающую помощь»

Атмосфера»свободы учения»характеризуется тем, что учащиеся свободно обсуждают проблемы, не боятся делать ошибки, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителя источник опыта, знаний, старшего член лена групплена групи.

К методам, которые стимулируют»свободу учения», относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных, использование различных источников знания: людей, опыта, книг, аудиовидеотехники т.д. о; метод контрактов, организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента, специальные занятия по самопознанию, межличностного взаимодействия для создания атмосферы»Откуда ритого учения»педагоги этого направления предлагают использовать и эмоционально окрашенные методы (игровые), и рациональные («учебные пакеты», программируемые пособия», програмовані посібники).

Ценностью концепций представителей гуманистической психологии является прежде внимание к внутреннему миру ребенка, развития личности ученика путем учения, во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения ния. Однако абсолютизация отдельных сторон, в том числе определение содержания и методов обучения, исходя исключительно из интересов и спонтанной деятельности учащихся, лишает процесс обучения систематичности, снижает. Риве нь образования. Это признают и сами западные педагогги.

Близкой к позиций гуманистической, педоцентричнои педагогики. Запада была педагогика сотрудничества учителей — новаторов (70-80 годы XX века), главными идеями которых были:

— изменение позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»);

— решения в процессе учения задач обучения, развития и воспитания;

— использование методов и форм учения, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся и их развитие

Опыт учителей-новаторов показал производительность идеи сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика с гуманной установкой па важнейшую ценность — личность ребенка

Построение личностно ориентированной системы обучения базируется на следующих исходных положениях:

— приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, сложившегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а от са амого начала является субъектом познания)

— для конструирования и реализации учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению субъектного опыта каждого ученика;

-в образовательном процессе происходит»встреча»общественно-исторического опыта, задается обучением, и субъектного опыта ученика;

— взаимодействие двух видов опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоп пичене учеником в его собственной жизнедеятельности

— развитие ученика как личности (его социализация) происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника а собственного развития

— главным результатом учения должны быть сформированы на основе усвоения знаний и умений познавательные способности школьника

Личностью ориентированная модель обучения сегодня разрабатывается многими учеными. Из значительного количества теоретических концепций личностно ориентированного обучения прежде выделяются психолого-ди идактична концепция. ИСЯкиманськои и дидактическая модель личностно ориентированного образования. ВВ. Серикова, которые по нашему мнению, наиболее соответствуют новым потребностям образованийвіти.

ИСЯкиманська рассматривает процесс учения как индивидуально значимую деятельность отдельного ученика, в которой реализуется его субъектный опыт (опыт, полученный ребенком самостоятельно, вне учебного процесса). Роль обучения состоит в том, чтобы выявить особенности этого опыта (личностные смыслы, ценности, отношения), обогатить его научным содержанием, при необходимости преобразовать, создать условия для развития др. дивидуальности ученика. Поэтому основой технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в таких дидактических требованиях к содержанию учебного процессацесу:

— учебный материал (характер его подачи) должен обеспечить выявление содержания субъектного опыта ученика;

— направленность изложения знаний не только на расширение их объема, структу-руваиня, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование имеющегося опыта каждого ученика;

— постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием новых знаний;

— активное стимулирование ученика к самооценочной образовательной деятельности с целью обеспечения возможностей самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

— создание возможности выбора при выполнении заданий, решении задач;

— стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

— выделение общелогических и специфических приемов учебной работы с учетом их функций в личностном развитии

— обеспечение контроля и оценки не только результата, а, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

— обеспечение построения, реализации, рефлексии, оценки учения как субъектной деятельности

Основной формой обучения в концепции. ИСЯкиманськои является личностно ориентированный урок, который концентрирует все вышеуказанные положения организации личностно значимого учения:

— использование разнообразных методов и форм организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий, право на ошибку получения неправильных ответов и т.п.;

— использование на уроке дидактического материала, который позволяет ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

— оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно * неправильно), но и в процессе его достижения; 1

— поощрение попыток ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и использовать рациональные;

— создание на уроке педагогических ситуаций общения, которое дает возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание ситуаций для природного самовираж ния. УЧН.

Важнейшими условиями индивидуально личностного развития учащихся, по мнению. ИСЯкиманськои, е:

— разработка предметного содержания, технологий его использования в учебном процессе. Для этого в рамках программы (тематического планирования) учитель должен иметь дидактический материал, который варьирует вид и форм м подачи учебного материала, а ученик масс свободу выбора задания (то же задание должно обеспечить возможность его исполнения через образ, слово, схему, моделирования и т.п.));

— выявление отношения ученика к учению, анализ использованных учеником различных способов обработки учебного материала (выбор рациональных из них, сопоставление своих и чужих способов, их анализ обсуждение, аргументация, применения и под)

— направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты личностного (познавательного) развития ребенка, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой передо овсим на успех в достижении положительных учебных результатов

— построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика раскрытия и максимальное использование субъектного опыта ребенка, стимулирование учащихся к использованию разнообразия анитних способов выполнения заданий с правом на ошибку, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога.

Концепция. ИСЯкиманськои показывает возможности возникновения и действия внутренних механизмов развития, которые создаются самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности (например, способ учения я, способ самореализации и др.). Очевидно, эти механизмы имеют значительно большую степень действенности, чем те, которые возникают под влиянием внешних педагогических факторов и превращаются во внутренний план осо бистостисті.

В основу модели личностно ориентированного образования, разработанной. ВВ. Серико-ным, положена теория личности. СЛРубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в способности занимать определенную позицию («о личности характерен такой уровень психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью»). Идея концепции — создание условий для полноценного проявления и развития таких функций личности учащегося избирательности (способности человека к выбору), рефлексии (личность должна оценивать собственную жизнь), бытия, заключается в поисках смысла жизни и творчества, формовочной (форми ния образа»Я»), ответственности («Я отвечаю за все»), автономности личности (по мере развития она все больше становится высвобожденной от других факторов). Образование, ориентирована на личность, достигает своей цели такой мере, в какой создает ситуацию стремление личностью собственного понимания жизни, жизненных смыслов, сил саморазвития життєвих смислів, сил саморозвитку.

Проявления личностных способностей в образовательном процессе способствуют специально созданные личностно ориентированные ситуации (учебные, познавательные, жизненные) — ситуации, в которых потребует проявления личностных функций. Например, ребенок попадает в ситуацию, когда нужно искать смысл, подумать о себе, построить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку факторам и под. В этой ситуации возникает задача, которую нельзя решить на знаниевой-репродуктивном уровне, т.е. нет правил, однозначных истин, простых решений. Ориентация на предыдущий смысл оказывается неэф ной. Тогда происходит явление, которое психологи называют»ревизией смысла»Ребенок сам выискивает проблему, противоречия, находит причину и источники собственной ошибки, пытается самостоятельно объяснить явления и по д. В такой ситуации формируется ее субъектный опыт. Содержание личностно ориентированного образования должен включать различные виды такого опытди такого досвіду.

ВВСсриков разработал педагогическую технологию создания личностно ориентированных ситуаций. Эта технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизнедеятельности евого контекста, диалогичности и ролевого взаимодействия ее участниковв. *

В новых концепциях личностно ориентированного обучения усиливается гуманистическая направленность процесса обучения; рассматривается личность, которая, кроме социальных качеств, обладает субъектных свойств себя (ее независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и под) личность выступает системообразующим началом педагогического процесса; главными целями образования становится создание условий для разви тку индавидуально-личностных способностей, свойств; рядом с интериоризацией (превращением внешних воздействий во внутренний план личности) важное значение приобретает персонолизация, стремление к самоактуализации, самореализации и другие внутренние механизмы индивидуального саморазвитияу.

uchebnikionline.com

Личностно-ориентированное образование (2)

1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения 5

2. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения 6

3. Технология личностно ориентированного образовательного процесса 9

4. Функция урока в системе личностно ориентированного обучения 14

Список используемой литературы 19

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческой творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

Исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения проводили такие ученые как Г.Г. Кравцова, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская.

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной разработанности этого процесса обусловили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в определении способов использования технологий личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

Цель работы: изучение особенностей личностно ориентированной технологии в современной системе образования.

изучить личностно ориентированные принципы образования;

рассмотреть технологию личностного ориентированного образовательного процесса.

1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей — человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного ис­точника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика 1 .

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.

2. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения

Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности. Существовали социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе.

Личностно ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли (детерминации) внешних воздействий, (роли педагога, кол­лектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом (программированное, проблемное обучение).

В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась, только одним социальным институтом — вузами. Во всех же остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и Психологические модели личностно ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которою строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний.

Чем лучше были организованы знания в системы (по теоретическому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содержания, специального конструирования учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности (теоретики, эмпирики, обладатели наглядно-образного словесно-логического мышления и т.п.). При всем видимом различии эти модели объединяет следующее:

признание за обучением определяющего основного источника (детерминанты) развития личности;

формирование личности с заранее заданными (планируемыми)

качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

понимание развития (возрастного, индивидуального) как наращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, усложнение содержания) и овладение социально-значимыми эталонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

выделение и отработка типовых характеристик личности как продукта социокультурной среды («коллективный субъект»);

определение механизма усвоения (интериоризации) обучающих воздействий в качестве основного источника развития личности 2 .

В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения — не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная задача личностно ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Несколько соображений о проектировании личностно ориентированной системы обучения. Исходя из ее специфики, невозможна построить идеальную модель, как это принято, т.е. наметить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивления материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектирование (как создание и практическое воплощение проекта). Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:

признание ученика основным субъектом процесса обучения;

определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;

определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?

Необходимо: во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

works.doklad.ru

11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и. С. Якиманская)

Лучший подарок для будущего — прошлое.

Якиманская Ираида Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался — субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая

По основному фактору развития: психогенная

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.По типу управления познавательной деятельностью: система малых

По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.По направлению модернизации: альтернативная.По категории обучающихся: массовая.

• Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

• Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

• Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

• Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.

• Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

• «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

• Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, иученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).

Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

СУД. Способ учебной работы — это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).

Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, само выражения в ходе овладения знаниями;

• учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

• при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

• образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

— инициирование субъектного опыта учения;

— развитие индивидуальности каждого ребенка;

признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

— свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:

— самопознание, самоопределение, самореализация.

Примечание. Аналогичная модель обучения предложена американским психологом Д.Колбом: цикл обучения, исходящий из конкретного опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.

1. Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. — М., 1962.

2. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. — М., 1991.

3. Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. — Минск, 1990.

4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащих ся / Под ред. И.С.Якиманской. — М., 1989.

5. Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В.А.Крутецкого. — М., 1964.

6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.

7. К.ларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.

8. Леви В. Искусство быть собой. — М., 1973.

9 Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов.-М., 1995.

10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

11. Психологические критерии качества знаний школьников / Под рук. И.СЯкиманской. — М., 1990.

12. Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. -1964. — № 3.

13. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. — 1994. — № 5.

14. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.

15. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутрен ние» формы // Директор школы. -1995. — №3.

16. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. — М., 1985.

17. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. — №6.

18. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.

studfiles.net



You Might Also Like