Raiting-OY.ru

Все о детях

Двигательная активность детей младшего школьного возраста

Двигательная активность школьников

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга : снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связаного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне черезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе може вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось.

В печати были опубликованы давольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные утановили , что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, — это ативный отдых от школы и организованая физическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается восновнос из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, октивного отдых в выходные дни.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается полажительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Средние показатели роста и развития , а так же некоторые функциональные показатели у юных физкульнурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом : длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см. , масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

В литературе описаны следующие наблюдения : у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, — на13 кг., а у занимавшихся , кроме уроков физвоспитания , ещё и спортом на 23 кг. Наглядное обяснение этому даёт следующий эксперемент. При рассматрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышци , находящейся в покое, нащитывается от 30 до60 капиляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышци нащитывалось до 30 000 капиляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капиляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагузки капиляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышци питательных веществ. Таким образом обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высшый отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скилетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физ упрожнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сили, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задемался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность проитись по комнате – так ему легче работать , думать. Если взглинуть на думающего школьника, видно , как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усильй, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое , я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, — признание великого французкого мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек , улучшают желез внутренней секреции : щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь , которая в спокойном состоянии нециркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того , полное расправление лёгких ликведирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для винтеляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта , стремится к регулярным занятием ими.

xreferat.com

1.4. Творческая активность детей младшего школьного возраста

В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. [10] О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Б. Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу [3: c. 135].

Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте [33].

Изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью.

Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека.

Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.

Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса: — подготовку; — созревание идеи; — озарение; — проверку [61].

Центральным звеном процесса считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата, что послужило доводом в пользу решающей роли подсознательных и иррациональных факторов в творческой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга [61: c. 64].

В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества [74].

Исследованиями Н. Н. Поддьякова, Н. П. Калошиной, Н. И. Лапина, В. В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей [71]. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A. M. Матюшкин, В. В. Давыдов) [13].Потребность в отдыхе — это биолого-физиологическая осо­бенность детского организма. Досуг, проводящийся в определён­ной культурной форме, выполняет не только психофизиологичес­кую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в сво­бодное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых меро­приятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общени­ем, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятель­ность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры по­ведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность [13:c. 34].

Как подчеркивал А.Н. Леонтьев [12], в обществе человек не только находит просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но сами эти общественные условия несут в себе мотивы, цели его деятельности, её средства и способы, т.е. общество, производит деятельность образующих его индивидов. Последняя выступает главным фактором развития и становления личности, формируется в естественной или искусст­венно создаваемой социокультурной среде, а также базируется на физических и социальных потребностях, которые обуславливают досуговую активность человека. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объе­диняют единство цели и условия её достижения, а действия соот­ветствуют целям операций — условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё со­держание. И как результат — у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций [21].

Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовле­творением познавательных и практических потребностей, кото­рые основываются на мотиве деятельности. В то же самое время любая такая деятельность зависит от познавательной активности ребёнка и побуждает тем или иным мотивом. Познание, по мне­нию Л.А. Венгер, — это процесс отражения реальности в созна­нии, активная умственная и эмоциональная деятельность, резуль­татом которой являются знания, приобщение человека к культуре [12]. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способно­сти к саморазвитию и самовыражению. М. Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга: первый — полное безразличие, т.е. педагогическая безнад­зорность; второй — излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредота­чивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духов­ным напряжением [30]. И третий тип руководства — это поиск таких пу­тей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетичес­ким содержанием. В последнем случае необходимо взрослым сосре­доточивать своё внимание на формировании у детей интереса к со­держательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Познавательная ак­тивность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой дея­тельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоя­тельности и активности с его стороны. Культурно-досуговая деятельность, которая связана в боль­шей степени с удовлетворением своих личных потребностей, от­ражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметно­сти. Деятельность, протекающая в свободное время на основе ин­тереса, желания её выполнять или участвовать в ней у младшего школьного возраста связана с учеб­ной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы ото­двигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворе­ние своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к дея­тельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей [21].

Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей, профессионально организовать их досуг [17].

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность [20].

studfiles.net

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Ковалев Н.С. ГБОУ гимназия № 293 Санкт-Петербург

Цель исследования – повышение двигательной активности детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы.

Объект исследования – процесс организации внеучебной двигательной активности младших школьников. Предмет исследования – средства и методы организации двигательной активности учащихся начальных классов во внеучебное время.

Задачи исследования: Проанализировать по данным научно-методической литературы существующие проблемы здоровья школьников, а также средства и методы физической культуры для оптимизации двигательной активности детей. Подобрать оптимальное содержание и организацию внеучебной двигательной активности у младших школьников. Экспериментально определить эффективность подобранного содержания и организации, адекватность примененных средств физического воспитания для учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования: предполагается, что подобранные организация и содержание внеучебной двигательной активности (спортивного часа) окажут положительное влияние на физическое развитие, физическую подготовленность и здоровье учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы; методы оценки физического развития, двигательной подготовленности; педагогический эксперимент; методы математического анализа и статистики.

Научная новизна состоит в том, что разработаны рекомендации по оптими­зации двигательного режима и повышению двигательной активности детей младшего школьного возраста с использованием средств физической культуры на дополнительных занятиях, проводимых во внеучебное время. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и экспериментально апробированная методика организации двигательной активности младших школьников во внеучебное время может быть использована в начальных классах для повышения двигательной активности, работоспособности и устранения учебной перегрузки.

Таблица 1 Изменение показателей физического развития у учащихся первых классов за период педагогического эксперимента Антропометрические показатели пол До эксперимента После Экспери-мента Различие (прирост t р М±m М±m Экспериментальная группа Рост, см м 116,5±1,48 121,6±1,42 5,1 2,49 <0,05 д 115,7±1,50 120,7±1,52 2,0 2,34 <0,05 Вес, кг м 21,4±0,39 25,6±0,30 4,2 8,54 <0,05 д 20,2±0,31 24,8±0,27 4,6 11,19 <0,05 ОГК, см м 56,3±0,34 59,4±0,40 3,1 5,91 <0,05 д 55,4±0,29 58,7±0,30 3,3 7,91 <0,05 Контрольная группа Рост, см м 116,1±1,50 119,3±1,44 3,1 1,54 >0,05 д 114,8±1,48 117,8±1,38 3,0 1,48 >0,05 Вес, кг м 21,7±0,37 23,8±0,41 2,1 3,80 <0,05 д 19,8±0,41 21,8±0,39 2,0 3,53 <0,05 ОГК, см м 57,2±0,33 58,7±0,28 1,5 3,47 <0,05 д 56,1±0,30 57,4±0,27 1,3 3,22 <0,05

Таблица 2 Изменение показателей физической подготовленности у учащихся первых классов за период педагогического эксперимента Показатели пол До эксперимента После Эксперимента Различие (прирост) t р М±m М±m Экспериментальная группа Бег на 30 м, с м 7,40±0,10 6,20±0,12 1,20 7,68 <0,05 д 7,65±0,13 6,32±0,11 1,24 7,81 <0,05 Челночный бег 3*10 м, сек. м 10,8±0,40 9,4±0,25 1,4 2,97 <0,05 д 11,2±0,39 9,9±0,28 1,3 2,71 <0,05 Прыжки в длину с места, см м 109,2±3,77 130,4±2,40 21,2 4,74 <0,05 д 106,5±2,50 125,6±3,8 19,1 4,20 <0,05 Шестиминутный бег, м м 790,1?21,5 870,3?19,2 80,2 2,78 <0,05 д 652,3?15,6 780,4?23,6 128,1 4,53 <0,05 Наклон сидя, см м 0,9?0,08 3,3?0,07 2,4 22,58 <0,05 д 3,5?0,20 7,1?0,32 3,6 9,54 <0,05 Горизонтальное равновесие на одной ноге, сек м 3,33±0,18 7,56±0,16 4,23 17,56 <0,05 д 4,40±0,20 8,60±0,14 4,2 17,20 <0,05 Сила кисти, кг м 7,4±0,17 11,9±0,18 4,5 18,18 <0,05 д 6,3±0,30 10,3±0,37 4,0 8,40 <0,05

Таблица 3 Изменение показателей физической подготовленности у учащихся первых классов за период педагогического эксперимента Показатели пол До эксперимента После Эксперимента Различие (прирост) t р Контрольная группа Бег на 30 м, с м 7,56±0,15 7,12±0,13 0,44 2,22 <0,05 д 8,40±0,12 7,41±0,14 0,43 5,37 <0,05 Челночный бег 3*10 м, сек. м 10,6±0,29 10,1±0,33 0,50 1,14 >0,05 д 11,0±0,40 10,4±0,32 0,60 1,17 >0,05 Прыжки в длину с места, см м 104,9±3,50 114,9±3,80 10,0 1,94 >0,05 д 103,1±3,90 112,1±3,6 9,0 1,70 >0,05 Шестиминутный бег, м м 794,1?19,4 850,3?20,2 56,2 2,01 >0,05 д 655,5?15,5 750,3?21,6 94,8 3,57 <0,05 Наклон сидя, см м 1,0?0,09 3,3?0,06 2,3 21,26 <0,05 д 3,4?0,21 5,1?0,20 1,7 5,86 <0,05 Горизонтальное равновесие на одной ноге, сек м 3,43±0,19 3,94±0,16 0,51 2,05 >0,05 д 4,36±0,22 5,38±0,18 1,02 3,59 <0,05 Сила кисти, кг м 7,8±0,16 9,9±0,20 2,1 8,20 <0,05 д 6,8±0,19 8,2±0,36 1,4 3,44 <0,05

ВЫВОДЫ Исследование выявило, что дополнительные занятия физическими упражнениями (спортивный час), проводимые по разработанной нами методике, оказали положительное влияние на двигательную активность, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся экспериментального класса. Это подтверждается положительными результатами педагогического эксперимента. За период педагогического эксперимента у детей экспериментального первого класса значительно улучшились показатели физического развития и физической подготовленности. Показатели физического развития в опытном первом классе улучшились в среднем: рост тела у мальчиков на 5,1 см, у девочек на 5 см; вес увеличился у первых на 4,2 кг, у вторых на 4,6 кг; окружность груди соответственно на 3,1 см и на 3,3 см; сила правой кисти увеличилась у мальчиков на 4,5 кг, у девочек на 4 кг. 2. В процессе педагогического эксперимента установлено, что применение дозированных по объему и интенсивности физических упражнений на спортивном часе способствует развитию двигательных способностей и повышению физической подготовленности младших школьников. В контрольных испытаниях по физической подготовке результаты улучшились: в экспериментальном первом классе в беге на 30 м у мальчиков на 1,2 сек, у девочек на 1,24 сек (p<0,05); в челночном беге 3 х 10 м результаты улучшились у первых на 1,4 сек, у вторых на 1,3 сек (p<0,05); в прыжках в длину с места соответственно на 21,2 см и на 19,1 см (p<0,05); в шести минутном беге на выносливость результаты улучшились у мальчиков на 80,2 м, у девочек на 128,1 м (p<0,05); в горизонтальном равновесии у первых на 4,23 сек, у вторых на 4,20 сек (p<0,05); сила правой кисти увеличилась у мальчиков на 4,5 кг, у девочек на 4 кг (p<0,05). В конце учебного года по всем видам контрольных испытаний у детей экспериментального класса наблюдались более выраженные, положительные сдвиги с высоким уровнем значимости, чем у учащихся контрольного класса.

infourok.ru

Лекция №21. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста;

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем Дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной

жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (табл. 15).

Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной деятельности

Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43—57% суточного числа движений.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 16, 17 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ф. Ломейко, В. И. Лях и др.).

Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)

Таблица 17 Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7—10 лет (%)

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Задачи физического воспитания.К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся [6]:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания.Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I—IV классов входят: 1) простейшие виды построении (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большим и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом массой 1 кг); 3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50—100 см с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения; 7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, висы на гимнастической стенке и др.); 8) упражнения со скакалкой.

Легкоатлетические упражнения: 1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и др.); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерном темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3×5, 3×10 м; 5) прыжки в длину с разбега с 7—9 шагов; 6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега; 7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90—360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах; 8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3—5 препятствий; 10) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

Лыжная подготовка: 1) скользящий и ступающий шаг; 2) передвижение попеременным двухшажным ходом; 3) подъемы и спуски с небольших склонов; 4) повороты на лыжах на месте и в движении; 5) прохождение учебных дистанции (1—2 км).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.); 2) движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс; 3) проплывание одним из способов 25—50 м.

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий.

Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».

Физическая подготовленность.Дети младшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств (см. табл. 11).

Особенности методики физического воспитания.Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному. методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действии учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Домашние задания.Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи: 1) повышение двигательной активности детей; 2) укрепление основных мышечных групп; 3) формирование правильной осанки; 4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.

studopedia.su

Сайт для воспитателей детских садов

Двигательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста

Актуальность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, которая является одним из существенных условий всестороннего развития детей. Малоподвижное положение за рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма детей, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Общая двигательная активность детей снижается по мере их взросления, в силу увеличения учебной нагрузки. Дефицит двигательная активность в режиме дня в значительной мере обуславливает появления гипокинезии, которая может вызвать изменения в организме детей. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же в сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Придавая особую значимость роли двигательной активности, необходимо определить приоритеты.

Цель – проследить динамику физического развития детей младшего школьного возраста занимающихся физическими упражнениями в спортивных секциях и их сверстников обучающихся по программе дошкольного учреждения «Детство» (ФГОС).

Организация и методы исследования. Работа проводилась на базе «Начальной школы – детского сада № 67 ОАО «РЖД».

На начальном этапе был проведен анализ учебной и научно-методической литературы. Разработан и определен период тестирования физических способностей детей, который состоял из трех этапов в начале, средине и в конце учебного года.

На втором этапе в течение учебного года проводилось педагогическое наблюдение двигательной активности детей в рамках режима дошкольного учреждения, а также проведено тестирование физического развития детей по заранее разработанному плану.

Заключительный этап исследования включал в себя анализ и обобщение полученных данных.

Результаты и их обсуждение. При систематических занятиях в спортивных секциях детей младшего школьного возраста происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма детей. Этому, главным образом, способствуют положительное влияние дополнительных факторов на закрепление умений и навыков физических упражнений.

Регулярные занятия физическими упражнениями в спортивных секциях приводит к увеличению капиллярной сети мышц. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя капилляры не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ во время мышечной работы по сравнению с состоянием покоя возрастает. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физическая нагрузка должна быть систематической, разнообразной и не вызывала переутомления.

Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Это объясняет, тот факт, что когда ученик сидит и думает над сложной задачей и вдруг чувствует потребность пройтись по комнате. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Результаты педагогического наблюдения, характеризующий уровень двигательной активности свидетельствует, что до 75 – 80 % дневного времени дети находятся в не подвижном положении. Анализ произвольной двигательной деятельность составляет примерно до 18 – 24 % в режиме дневного пребывания в дошкольном учреждении.

Средние показатели развития физических способностей занимающихся детей в спортивных секциях на 15 – 20 % выше. Масса тела соответствует возрастным нормативным требованиям, окружность грудной клетки на 1,5 – 2 см больше, сила сжатия кисти выше 2,5 – 3,5кг, а жизненный объём легких на 0,5 – 1 литр превышает средне статические показатели учеников, не посещающих спортивные секции. Таким образом, можно утверждать с достаточной точкой вероятности, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют относительно достаточную двигательную активность, которая в свою очередь является одним из необходимых условий гармонического развития личности.

1. Занятие в спортивных секциях положительно воздействует на достаточность двигательной активности детей младшего школьного возраста. Применение здоровьесберегающих формы работы, способствуют всестороннему и гармоничному развитию подростков.

2. Дефицит двигательной активности рекомендуется восполнять занятиями в спортивных секциях и оздоровительных центрах, что в дальнейшем позволит школьникам избежать нарушения скелетно мышечного аппарата, сердечнососудистой и центральной нервной системы.

3. Динамика физического развития детей имеет устойчивую взаимосвязь с двигательной активностью детей, что подтверждает выше изложенный материал.

1. Абдульманова Л. В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.

2. Красношлык З. П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – Владикавказ, 2008. – 150 с.

3. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Гаев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – С.-П.: РГПУ им.Герцена А. И., Союз. – 2000. – 159с.

4. Змановский Ю. Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. – 1978. – №8. – с. 45-51.

5. Хрущёв С. В. Двигательная активность детей и оздоровительная роль физической культуры // Вопросы охраны материнства и детства. – 1978. — №2. – с.13-15.

dohcolonoc.ru



You Might Also Like