Raiting-OY.ru

Все о детях

Воспитание детей 15 2 лет

Воспитание детей 2-3 лет

Воспитание ребенка – довольно сложный процесс. Причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. И это не значит, что наш ребенок «плохой», он – особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. Дети уже рождаются с определенными особенностями темперамента и характера. Эти особенности надо понимать и поддерживать. Если мы будем пытаться «переделать» ребенка – мы пойдем против него самого и самой природы.

Да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. Причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и темперамент ребенка. Так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. Для нерешительного ребенка же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. А очень активный, склонный к лидерству ребенок без должного контроля может стать неуправляемым.

Родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных особенностей ребенка, соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. Поэтому, например, у матери–одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

«Главное, чему родители должны научить ребенка, — считает Эда Ле Шан, — это быть самим собой, воплощать собственные мечты и заниматься тем, что помогает ему ощущать полноту жизни».

Роль семьи в воспитании ребенка

Дети повторяют и копируют поведение и взаимоотношения взрослых. Поэтому чаще всего в семьях, где царят доброжелательность и взаимное уважение, ребенок, принимая такую же линию в отношении окружающих людей, умеет быть счастливым и делать такими других.

Не одинакова в семье и роль мамы и папы. Мама – это забота, ласка, утешение. Вспомните, когда ребенку плохо – к кому он бежит? А когда ему весело? Правильно, к папе. Папа – это олицетворение веселья и шумных игр, защиты и порядка, наставничества и знаний, касающихся разных областей. Девочки учатся у матерей, как быть женщинами, а у отцов – как общаться с мальчиками. Мальчики же учатся у отцов, как быть мужчинами, а с матерями – как общаться с противоположным полом. Так что детям нужны оба родителям, а родители нужны друг другу, чтобы растить своих детей.

Примерно к 2,5 – 3 годам ребенок овладевает многими принципиально новыми умениями, и осознаёт себя отдельной, независимой личностью. И тут начинается кризис, который заключается в конфликте между появившемся самосознанием «Я ХОЧУ», «Я МОГУ!», «Я БОЛЬШОЙ!» с одной стороны, и не умением осуществить все свои задумки с другой стороны. А с третьей стороны еще и «наседают» родители, которые что-то запрещают и что-то требуют.

Когда ребенок достигает кризисного возраста, у него происходит переоценка его взаимоотношений с окружающими людьми, переоценка своих возможностей, своего «Я». И это толкает малыша переступать известные ему границы, очерченные родителями и прежним собственным опытом. Так, например, оставаясь все еще очень привязанным к маме, малыш может начать демонстративно проявлять свою независимость, пытаясь при помощи многочисленных экспериментов установить новые, соответствующие его новым возможностям, границы своей зависимости от матери.

Отсюда и знаменитые признаки кризиса трех лет – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм. Некоторые родители не могут перестроиться и начинают применять усиленные «воспитательные» меры. В таком случае, есть опасность, что малыш, не выдержав противоборства, сдастся и смирится, что, безусловно, обеднит его как личность; или начнет делать вид, что уступает, но при этом у него разовьется привычка действовать исподтишка. Кроме того, существует большая вероятность того, что всё, что ребенок не смог «пройти» сейчас, он постарается реализовать потом. Вам, наверно приходилось слышать истории о каком-нибудь послушном и тихом ребенке, который «ни с того ни с сего» в подростковом возрасте стал совершенно неуправляем?

Если же родителям удается выбрать правильную линию поведения в доподростковые кризисные периоды, то детям легче пройти без особых потерь самый тяжелый из них – кризис подросткового возраста. Таким образом, перед родителями трехлетнего «бунтаря» стоит непростая задача – не потерять свой родительский авторитет и контакт с ребенком и, в то же время, дать малышу возможность приобрести ни с чем не сравнимый опыт самостоятельного выбора и упорства в достижении целей, что поможет ему перейти на новую стадию развития – стадию развития инициативы.

Маленькие советы по воспитанию детей от 2-х до 3-х лет:

  • В кризисный период старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если вы не собираетесь на них кататься и т.д.). Помните, что кризисный период – это временное явление и преодолеть его нужно без особых потерь. Относитесь к ребенку как к равному, дайте ему больше свободы, уступайте в непринципиальных случаях и будьте гибкими в воспитательных моментах. Чем обширнее опыт в проявлении своей воли приобретет ребенок, тем быстрее закончится его кризисный период.
  • Больше всего на свете дети любят играть, поэтому можно многого добиться именно игрой. Если ваш ребенок не любит чистить зубы, предложите покрасить кисточкой (щеткой) заборчик (зубы) в белый цвет (паста). А фраза, сказанная в игровой форме: «Я наливаю в чашку компот, но ты его не пей» — срабатывает моментально. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, предлагайте сделать что-то вместе. Иногда полезно дать ребенку время отвлечься и передумать, взяв его на руки, обняв, рассказав какую-то историю.
  • Малыши совершают свои «проступки» не со зла, а потому что они дети – непосредственные, эмоциональные, порой не ведающие, что творят. Чаще всего они ведут себя плохо, чтобы исследовать что-либо, привлечь внимание, проверить реакцию родителей или протестуя против чего-либо и отвоёвывая свою независимость. Поэтому часто бывает, что они искренне не понимают, за что их ругают и наказывают: «За что? Я ведь такой хороший!». Да, окрик и шлепок, возможно, и помогают усмирить ребенка на некоторое время, но отдаляют родителей и детей друг от друга и учат тому, что если тебе что-то не нравится – кричи на других и бей, особенно, если они младше тебя.
  • Не в коем случае не вешайте на ребенка ярлыки, которым он, возможно, захочет следовать: «Опять хулиганишь?» или «Ах, ты, неряха!». Старайтесь обращать внимание на положительное поведение ребенка, хвалите и благодарите его (чтобы он знал к чему стремиться и не пытался привлекать ваше внимание негативным поведением). Лучше выразите свое отношение к проступку малыша и скажите о своих ожиданиях, направив его действия в нужное русло: «Ты так хорошо вчера помогал мне развешивать бельё. Сегодня мне тоже без тебя не обойтись. Поможешь?» или обрисуйте заманчивую перспективу, т.е. поощрите: «Если мы сейчас быстро сделаем все покупки, у нас останется время покататься на аттракционах».
  • От переполняющих эмоций и от незнания того, как выстраивать отношения с другими людьми, малыш в этом возрасте может причинять боль другим людям или живым существам. В любом случае, нужно сразу же пресечь его действия: словом («нельзя», «так не поступают», «драться нельзя» и т.п.) или действием (перехватом руки, отклонением в сторону и т.п.). Далее пожалейте обиженного, а когда ваш ребенок успокоится, озвучьте его чувства: «ты хотел поиграть», «ты разозлился», «тебе было неприятно» и т.п. И расскажите о том, как надо было поступить в данной ситуации: попросить, предложить, сказать и т.д.
  • Поддерживайте самостоятельность ребенка. Предоставляйте ему выбор: «В какой кофте пойдешь гулять – зеленой или желтой?» «Что будешь есть на завтрак – манную кашу или гречневую?». Когда ребенок настаивает на своём, и вы знаете, что это не причинит ему и окружающим вреда, позвольте ему столкнуться с естественными последствиями поступка, и таким образом научиться чему-то на своём собственном опыте. Иначе, чем больше вы будете противодействовать ребенку, тем больше он будет упираться. Пример: ваш малыш хочет шлёпать по глубоким лужам, предупредите его о возможных последствиях («если ты промочишь одежду, мы должны будем сразу пойти домой»), а далее – выбор за ним.
  • Помните, что Ваш ребенок самый лучший. Всегда будьте на его стороне, поддерживайте его и ставьте перед ним реальные задачи. Похвалите, если у него получилось и тактично промолчите, если что-то не удалось, помогите или подскажите другой способ решения. Тогда ребенок будет расти уверенным в себе человечком, не боящимся преодолевать трудности. Пример: ребенок хочет закрыть чемодан, в который он беспорядочно накидал игрушки. Скажите: «Давай, вместе уложим игрушки поаккуратнее». Помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность проверить, закроется ли крышка.
  • Маленький ребенок оценивает себя глазами взрослых. Поэтому от того, как вы относитесь к своему ребенку, зависит его самооценка и отношение к окружающему миру:

  • Если ребенка часто ругают, много требуют, запугивают – ребенок начинает считать: «Я плохой и мир плохой».
  • Если ребенка ругают, унижают, наказывают, сравнивают с другими не в лучшую для него сторону – ребенок начинает считать: «Я плохой, а мир хороший».
  • Если ребенка захваливают и перехваливают по любому поводу, всё позволяют, во всех бедах и неудачах обвиняют только других, сравнивают с другими в лестную для малыша сторону — ребенок начинает считать: «Я хороший, а мир плохой».
    • Если ребенка искренне любят, защищают, часто с ним общаются и хвалят за действительно хорошие поступки – ребенок начинает считать: «Я хороший, и мир хороший».
    • При воспитании, родителям также следует обратить внимание на:

      Наши дети с каждым днём становятся всё старше и старше. Не долог тот день, когда вы уже не сможете взять своего малыша на ручки или спеть ему колыбельную песенку. Не теряйте времени на раздоры, дорожите каждой минутой общения с детьми. Задумайтесь о том, какие воспоминания останутся у вас и у них об этой прекрасной поре.

      shkola7gnomov.ru

      Нюансы воспитания ребенка до 3 лет. Кризис двухлетнего возраста

      В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

      И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

      Воспитание детей до 3 лет ^

      В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

      Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

      Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

      Накопление словарного запаса

      В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

    • проводить занятия с ребенком;
    • комментировать все действия;
    • называть предметы и рассказывать их предназначение.
    • Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

      В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

    • предметов гардероба;
    • средств для ухода за собой;
    • мебели;
    • животных и птиц;
    • растений;
    • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
    • названий собственных действий (или окружающих);
    • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.
    • Познание окружающего мира

      В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

      Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

      1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
      2. Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
      3. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
      4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.
      5. Как проходит классный час эстетического воспитания в школах? Читать далее.

        Видео: Психология запретов

        Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

        Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

        Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

        В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

        Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

        А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.

        Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

        С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

        При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

        Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

        Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

      6. машинки, самолетики, куклы;
      7. развивающие коврики;
      8. строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
      9. наборы для лепки;
      10. пазлы (крупные) и другие простые игры.
      11. Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

        Развитие речи и возраст «почемучки»

        После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

        Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

        Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

      12. не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
      13. не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
      14. необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.
      15. Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

        Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

        Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

        Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

      16. стремление к самостоятельности;
      17. освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
      18. открытие новых возможностей и границ дозволенного.
      19. Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

        Актуально ли патриотического воспитания дошкольников сегодня? Читай статью.

        О принципах экологического воспитания дошкольников читай здесь.

        Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

        Маленький манипулятор

        Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

        Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

        О вреде родительской уступчивости

        Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.

        Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

        Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

        Психология и маленькие хитрости ^

        Принято считать, что кризис 2 лет начинается в полуторогодовалом возрасте. Пик же его относят к 2,5-3 годам.

        Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

      20. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей. Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
      21. Быть настойчивым, но справедливым. Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
      22. Истерика – мероприятие демонстративное, поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
      23. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать, то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

      Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

      Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

      Видео: Консультация специалиста

      Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

      Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

      gopsy.ru

      Воспитание детей 15 2 лет

      Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века. Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д. Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.

      Психология воспитания детей 2 лет

      Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками. В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае. Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

      У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться. Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым». Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

      Психология воспитания детей до 3 лет — советы

      Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта. Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям. Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

      Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

      Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору. Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище. Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

      Психология воспитания детей 3 лет

      Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

      Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».

      Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками. В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.

      Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

      Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели. Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками. К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

      Психология воспитания детей 4 лет

      Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.

      Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.

      Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.

      Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив. В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению. Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.

      В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.

      Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении. Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя. Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

      Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль. Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции — и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами. Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле. Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.

      Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера. Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку. Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.

      Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К воспитанию мальчика обязательно должен быть причастен мужчина из семьи. Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение. Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.

      Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.

      Психология воспитания детей 5 лет

      Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении. В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые. Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.

      Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.

      Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими индивидами, он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.

      Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.

      Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей. В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле. Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.

      В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов. В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых. Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.

      Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать. Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям. Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать. Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.

      Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада. Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности. Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.

      psihomed.com

      Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет психология

      Психология воспитания детей от 1 года до 2 лет

      После первого дня рождения ребенка запускается процесс перехода от физических нужд к потребностям интеллектуального характера. Малыш интенсивно растет, меняются его социальные и психологические навыки. Когда ребёнок бодрствует, его мозг сконцентрирован на умножении и накоплении умственного опыта. Поэтому грамотный подход к психологии воспитания ребенка от 1 года до 2 лет чрезвычайно важен.

      Характеристика возрастного периода

      Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:

    • проявляет самостоятельность;
    • произносит первые слова;
    • ходит, бегает;
    • с интересом изучает окружающие предметы.
    • Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый. Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах.

      Кстати! За первые три года жизни кроха проходит половину пути психического развития.

      Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.

      Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.

      Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.

      Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в

    • 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
    • 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
    • 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
    • 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
    • 2 годика не научился составлять предложения.
    • Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.

      Как воспитывать ребенка в 1 год

      Дети на втором году жизни проявляют жадное любопытство к устройству окружающего мира. Происходит интенсивное интеллектуальное взросление. Логическое мышление, познавательная активность способствуют социализации.

      Воспитание ребенка в 1 год и 3 месяца происходит посредством вовлечения малыша в предметно-игровую деятельность. Игра должна включать физическую нагрузку, поскольку дети устают без движения, им тяжело долго находиться в статичном положении.

      Развивающие игры создают атмосферу для грамотного эмоционального, социального развития. Психологи рекомендуют создавать игровые ситуации наподобие реальных жизненных. Подобный способ информационной подачи способствует лучшему запоминанию, координации детского поведения.

      Во время игровой активности происходит взаимодействие родителей с их чадом, которое совершенствует речевой навык. Доносите до малыша информацию через наглядные образы. Дети от 1 года до 3 лет быстрее осознают то, что им говорят, если мама смоделирует ситуацию по образу сказки. Объясняйте суть явлений, используя знакомых сказочных персонажей.

      Примечание! Психологи рекомендуют проводить аналогии с героями из мультфильмов, когда мальчики либо девочки не хотят спать, есть, слушаться.

      Годовалые дети не способны воспринимать запреты, поскольку не осознают, почему не могут что-то сделать. Основной воспитывающий аспект в плане запретов заключается в их доступной и своевременной формулировке. Запрещайте что-либо непосредственно перед попыткой чада совершить это.

      Взрослые должны понимать, что детское сознание сконцентрировано только на моменте происходящего. Слабо развитое мышление не позволяет осмысливать последствия поступков. Поэтому необходимо объяснять крохе смысл жизненных явлений, опираясь на наглядную визуализацию: говорите об опасности огня, когда готовите на кухне, о важности порядка, когда собираете игрушки.

      Гендерные различия в воспитании

      Психология воспитания детей до 1 года характеризуется общностью понятий, применяемых к мальчикам и девочкам. Но развитие после годика имеет свои особенности. Гендерное отличие детского поведения обусловлено не только физиологическими факторами, но и моделью социального общения. Направленность малышей на различные виды деятельности формируется вследствие общественных культурных образцов.

      Как правильно воспитывать мальчика

      Значимая роль в воспитании мальчика отводится отцу. Необходимо сознательно готовить малыша к половому определению, показывая правильный пример: быть мужественным, смелым, ответственным. Для мальчиков важно чувствовать любовь и заботу, исходящую от мамы: обнимайте малыша, целуйте, разговаривайте.

      Ближе к 2 годам дети становится активным, вовлекаясь в трудовую деятельность, что часто приводит к шишкам, синякам. По утверждению доктора Комаровского, нельзя ограничивать физическую активность мальчиков. Рекомендуется поддерживать малыша, содействуя первым достижениям и самостоятельным действиям.

      После года у маленьких представителей мужского пола определяется тип доминирующей деятельности — наглядная. Начинает формироваться задаток конструирования, что развивает абстрактное логическое мышление.

      Советы для развития девочки

      Годовалая малышка познает явления окружающего мира с большей эмоциональностью, восприимчивостью, чем малыш. Поэтому атмосфера, в которой воспитывается девочка, должна быть положительной, доброжелательной.

      Рекомендуется ориентировать внимание на эстетической стороне предметов, явлений, что развивает творческие способности девочки. Будущие женщины нуждаются в искренних комплиментах, похвале, внимании — эти маленькие хитрости сближают, сохраняют теплоту взаимоотношений.

      Учите детей обращаться со столовыми приборами, пить из кружки, пользоваться зубной щеткой. Прививайте бережное отношение к вещам.

      Ошибки в воспитании годовалых малышей

      Воспитание годовалого ребенка основывается на важном аспекте: нельзя относиться к детям, как ко взрослым, которые должны адекватно мыслить. Родители раздражаются, когда ребёнок не понимает доводов, понятные для них. Поймите, что в детском сознании отсутствуют личностные стереотипы, слабо развито логическое мышление.

      Помните! Малыши имеют право на капризы, баловство, непослушание, поскольку не осознают последствия неправильных поступков.

      К ошибочному поведению взрослых относят:

    • Разногласия в действиях родителей. Взрослые члены семьи должны одобрять одни и те же поступки, не внося лишнее недопонимание.
    • Угрозы, крики. При детской оплошности не повышайте голос. Это позволит крохе вырасти инициативной уверенной личностью.
    • Эмоциональная нестабильность. Плохое настроение — не повод показывать агрессию.
    • Чрезмерная опека, которая не позволяет становиться самостоятельным.
    • Обязательное условие при воспитании детей от 1 года до 3 лет — правильно разговаривать, четко произнося слова. Иногда родители «сюсюкают», что негативно сказывается на речевом развитии.

      Психологические аспекты воспитания детей второго года жизни взаимосвязаны с социальной и эмоциональной обстановкой в семье. На прогрессивное детское развитие влияет вклад взрослых в общение и занятия с крохой. Для содействия здоровому росту малыша будьте ответственными, терпеливыми, мудрыми.

      nello.ru

      Кризис двухлетнего возраста

      В один прекрасный день мама полутора-двухлетнего малыша вдруг понимает, что ее чадо достигло переходного возраста. Чудесный, послушный малыш вдруг превратился в маленького монстра. С ним невозможно договориться, капризы возникают несколько раз в день по поводу и без повода, переключить внимание и отвлечь, как прежде, уже не удается.

      Эта тема постоянно всплывает в конференции «Ребенок от 1 до 3». Мамы жалуются на своих неуправляемых чад:

      Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.

      Мы не ходим на горшок, не ходим гулять, потому как на улице у нас жуткие истерики и гулять нам не нравится. У нас нет ни одной целой игрушки, мы все поломали, я уже не покупаю ничего, потому что обидно деньги выкидывать — кубики валяются везде с оторванными картинками, сил нет их собирать.

      Мы не укладываемся спать днем, а если засыпаем, то около 5 часов, потом не уложишь ночью.

      Приучить его к чему-либо: к еде, порядку, к тому, чтобы не обижать свою сестренку невозможно.

      Мы не слушаем колыбельных, как только я начинаю петь, он плачет и пытается убежать, книжки только рвет, сказки тоже не слушает.

      Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется. (ЧерниКа)

      Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)

      Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде. Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)

      Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.

      Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?

      Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)

      Некоторые «истерики», на мой непрофессиональный взгляд, вызваны тем, что ребенку некуда сбросить свою энергию, просто «побеситься». (Irkin)

      Может быть, мы уделяли старшей слишком много внимания, если такое бывает. (Натали)

      Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.

      Если чего-то хочет, а ей этого не дать — корчит рожицу и начинает дикий плач и пихание, которые одномоментно прекращаются, если уступить. Я пока уступаю или пытаюсь отвлечь (все труднее получается). Но ужасно боюсь, что она привыкнет, что при помощи такого воя можно получить все. (Анка)

      Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».

      «Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов, воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему».

      Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься. «

      Мы терпеливо «вдалбливали», что без крика получить желаемое — гораздо больше шансов, нежели закатывать истерику. Дети не глупее нас — логика им вполне доступна.

      Ребенок сам не может справиться с ситуацией, и от бессилия рыдает и падает на пол. А если еще и родители на него кричат, то это совсем делу не помогает.

      Пробуйте договариваться на равных. Смотрите на малыша не «сверху вниз», а присядьте рядышком: «Давай подумаем вместе, что нам делать». (Marie)

      Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать». (Irkin)

      А если истерика все-таки началась? Что предпринять, чтобы помочь ребенку с ней справиться?

      Многим мамам не удается ничего придумать, и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это самый опасный путь. Он ведет к тому, что ребенок постепенно становится неуправляемым, привыкая всего добиваться криком. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Приведу еще одну цитату из вышеупомянутой статьи:

      «Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над вами. Нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми».

      Очень часто в конфликтной ситуации мама старается отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Однако такой способ с подросшим ребенком становится все менее эффективным, а психологи считают его не самым удачным:

      «Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится».

      Но как же все-таки поступать родителям маленького тирана? Прежде всего нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Ваш голос должен быть спокойным и убедительным. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. Даже взрослый в раздражении не способен действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Но если вы видите, что истерика усиливается, просто выйдите из комнаты, не вступая в дальнейшие разговоры. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Некоторые дети в особо запущенных случаях воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и выглядеть неприступными тоже не стоит.

      И последний совет психолога:

      «Самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права. но не большие!»

      www.7ya.ru



    You Might Also Like