Raiting-OY.ru

Все о детях

Проблема физического воспитания дошкольников

Статья по физкультуре на тему:

Проблемы физического воспитания дошкольников

Д.биол.наук, проф. И.М.Козлов,

физической культуры им. П.Ф.Лесгафта

Предварительный просмотр:

Проблемы физического воспитания дошкольников

Д.биол.наук, проф. И.М.Козлов,

Санкт-Петербургская государственная академия

физической культуры им. П.Ф.Лесгафта

П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. Предлагаемая статья не претендует на всесторонний анализ состояния физического воспитания; ее целью является обсуждение некоторых проблем, характеризующих кризисные явления, а также поиск механизмов, способствующих их преодолению для обеспечения телесного, душевного и социального благополучия детей.

Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования. Чтобы не впасть в крайность, следует отметить два обстоятельства. Первое — неспецифическое влияние средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и работоспособность организма человека (косвенное влияние) и второе — значение профессионально-прикладной физической подготовки в качестве механизма, оказывающего прямое влияние на специальную работоспособность и нашедшего широкое применение в вооруженных силах и системе профтехобразования.

Однако в дошкольных и школьных учреждениях народного образования используется лишь первое направление — обособленное применение средств и методов физического воспитания на уроках физической культуры. Напомним сакраментальные слова И.М.Сеченова [3]:"Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению". Но не заказан и обратный маршрут — от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей.

Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке [2] в детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы — буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже освоенных двигательных действий или в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития.

Способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду — воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходи-мостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей.

Противоречия между социальной и биологичекой программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамический, а не "подсобный", статический характер их работы необходимы для формирования "мышечного депо" (структурных и энзимных белков).

В возрасте от двух до пяти лет происходит становление "схемы тела" [1] — двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. "Схема тела" или "модель тела" — функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании "схемы тела". Это важно, во-первых, потому, что "рефлексогенными зонами", стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов являются прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям, поэтому включение в кольцевое управление двигательной активностью крупных мышечных групп в период становления "схемы тела" является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма.

Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной системы, находящиеся за пределами головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние при перемещении крупных звеньев тела, на чем основываются некоторые восточные системы физического воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды.

Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответсвии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах [4], полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических упражнений, но и применением сенсорной стимуляции без участия собственных рецепторов двигательного аппарата.

nsportal.ru

13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.

Исторически у каждого народа накапливались свои национальные игры. Они вовлекали в активную двигательную деят-ть целые группы играющих, проводились, на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления. Постепенное развитие педагогической мысли позволяло осуществлять отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. Научно обоснованные взгляды на использовании П.И. в педагогическом процессе изложены в системе ФВ П.Ф. Лесгафта. Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять, движениями игры. Учёный рассматривал как упр-я, посредством кот. ребёнок готовится к жизни П. И. богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие П.И. с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам: по принципу организации детей- игры одиночные и командные; -возрастному принципу -для мл-го, среднего и ст-го дошк-го возраста; -видам движений — игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазанием; -двигательным способностям — развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость; — степени интенсивности движений -большой, средней и малой подвижности; — особенностям содержания — П.И. с правилами, сюжетные, бессюжетны; элементы спортивных игр. Наиболее значимой для развития моторики ребёнка явл. классификация, в основу кот. положены особенности содержания подвижных игр.

В развитие теории и практики Ф.В. дошк-ов огромный вклад внесли p-ты Е.А. Аркин – заслуга учёного в подготовке работника д/у. Знакомил с закономерностями высшей нервной деят-ти, с режимами дня. С организацией жизни в семье и д/с. Его фундаментальный труд «Дошк-ый возраст».

Лидия Ивановна Чулицкая профессор, доктор медицины.

1)впервые разработала физическое развитие детей;

2)научно обосновала гигиенические требования и нормы, и ввела их в практику.

Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоров-ой p-ты с детьми.

Особенно успешными в Т.Ф.В. дошк-ов можно назвать 50-80г. г. ХХв. В этот период проведены научные исследования, определившие базис теории и методики Ф.В. детей. В 1949г. исследования А.И. Быкова посвящены проблеме содержания ФВДДВ в качестве основных средств ФВ.: 1)физические упр-ния (это строевые, О.Р.У., О.В.Д, П.И.); 2)естественные силы природы, 3)гигиенические условия (гигиену одежды, обуви). Она описала физ-ие упр. с учётом особенности возраста детей Разработала методику развития движения детей (выделила значение, содержание, методы обучения). Она предложила игровые методы и приёмы обучения.

Н. А. Метлов – составил учебник по утренней гимнастике в д/с. «У.Г. под музыку». Он явл. автором многих программ для д/у.

Ал-дра Владимировна Кенеман – разработала научную сис-му и углубила методические подходы к Ф.В. Впервые создаёт курс ТМФВ дошк-ов. Кypc раскрывает важность культуры с раннего детства, она обосновала поэтапность разучивания движений раскрывая закономерности. В 1960г. создаёт методику по использованию сюжетного рассказа, мини сказки при объяснении новых ПИ Она создаёт учебник «Т.и М.Ф.ВДДВ»

Домна Вас-на Хухлаева – её исследования были первыми по формированию двигат-ых навыков, выделила двигат-ые приёмы обучения детей 6-7л. Разработала Т.и М. по метанию, создаёт М.ФВ.

Т.И Осокина – её исследования представляют современные формы p-ты по Ф.В. Тематику физ- х занятий дошк-ов, определила формы p-ты с детьми. Её труд «Физ-ая культура в д/с».

Евдокия Андреевна Тимофеева- разработала методику обучения детей младшего дошк-го возр. П.И. Выделила целесообразность развития ОД. в игре воспитание самоорганизаций реб-ка через ПИ. «ПИ младшего дошкольного возраста».

Э.Л. Степаненкова – ученица Кенеман, выделила значение развития творчества детей в ПИ Эффективность ориентировки в пространстве у детей старшего дошк-го возр. в П.И. Значение обучения в играх по безопасному передвижению на улицах.

studfiles.net

научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ТЮМЕНИ»

и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени

Кандидаты педагогических наук, доценты Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень А.С. Яковлев

Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF TYUMEN PRESCHOOL CHILDREN T.P. Zav'yalova, associate professor, Ph.D.

I.V. Starodubtseva, associate professor, Ph.D.

Institute of physical culture of Tyumen state university, Tyumen A.S. Yakovlev

Department of sport and youth policy of Administration of the city of Tyumen

Key words: children, preschool children, physical education, sports organizer.

Preschool age is an especially important and crucial period in the man's life. High rates of development, reorganization of functions of many body systems, high plasticity and lability define great sensitivity to the effect of environmental factors, including education and training. In the period of early and preschool childhood educational interferences are not only essential conditions of mental development, but reflect the significant impact on the formation of child's physical health.

The purpose of the study was to analyze the problems and perspectives of development of physical education of Tyumen preschool children.

Nowadays the tremendous activity on enhancement of the system of preschool education is being carried ou in the Tyumen region. Many important, necessary and proper actions are being taken to ensure full-fledged education and training of preschool children.

The analysis of the situation being set now indicates to the capacity of control of innovation processes in the sphere of physical education of preschool children, intended to promote and protect health of preschool children. But efficiency of the introduced innovations will increase in case of compulsory coordination of all participants of the educational process in a kindergarten, education, public health units, higher educational institutions, between education units, Tyumen department of sport and youth policy.

Ключевые слова: дети, дошкольники, физическое воспитание, спорторганизатор.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период в жизни человека. Высокие темпы развития, перестройка функционирования многих систем организма, высокая пластичность и лабильность определяют большую чувствительность к воздействию факторов окружающей среды, в число которых входят обучение и воспитание. В период раннего и дошкольного детства педагогические воздействия являются не только важным условием развития психики, но и оказывают значительное влияние на формирование физического здоровья ребёнка.

Цель исследования — анализ проблем и перспектив развития физического воспитания тюменских дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в Тюменском регионе проводится огромная работа по совершенствованию системы дошкольного образования. Делается много важного, нужного, должного для обеспечения полноценного воспитания и обучения дошкольников. В частности, область признана победителем в номинации «Лучший регион» по итогам второго всероссийского конкурса «Детские сады — детям». Количество воспитанников муниципальных образовательных учреждений в г. Тюмени увеличилось до 36,5 тыс. Охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составил 98,2 %, в то время как по Российской Федерации данный показатель составляет 62 %. Несомненно, радует и действующее видовое разнообразие дошкольных учреждений города: от детских садов общеразвивающего вида — до центров развития ребёнка. Большое внимание уделяется вопросам

обеспечения доступности дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Изыскиваются средства для социальной и материальной поддержки педагогов.

Однако многое ещё предстоит сделать. В первую очередь это касается вопросов организации физического воспитания, которое занимает особое место в системе дошкольного образования и является важным фактором всестороннего развития личности ребенка. Физическое воспитание по праву считается одним из важнейших средств формирования культуры здоровьесбережения и оздоровления подрастающего поколения, однако в настоящее время его эффективность остаётся низкой, что обусловлено комплексом причин, связанных как с общероссийскими тенденциями, так и с региональными особенностями г. Тюмени.

Среди общих проблем, затрагивающих все компоненты системы дошкольного образования, в первую очередь необходимо обозначить низкий исходный уровень состояния здоровья современных дошкольников. Сегодня специалисты рассматривают здоровье как целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. При этом отмечается, что на реализацию функций здоровья влияют многие факторы, как внешние, так и внутренние, в том числе социально-культурные, индивидуально-личностные, наследственно обусловленные, сре-довые и др. [7] Это многообразие делает проблему оздоровления междисциплинарной и требует консолидации усилий всего общества [1].

С указанной проблемой взаимосвязана ещё одна — перекос системы образования в сторону интеллектуального развития ребёнка в ущерб другим составляющим развития, в том числе двигательной [3]. Как показывают наблюдения, в недельном расписании старших групп среднестатистического детского сада насчитывается до 16 учебных занятий. Из них 11 носят познавательную направленность, 2 — музыкально-эстетическую и только 3 — физкультурно-оздоровительную. Помимо этого учебный процесс насыщается дополнительными занятиями статического характера, организуемыми на платной основе (иностранный язык, обучение чтению, письму, подготовка к школе и т. д.). Всё это приводит к резкому снижению двигательной активности, которая, как известно, является витальной потребностью организма и лежит в основе здорового образа жизни каждого человека.

Кроме того, масштабная оптимизация дошкольного образования в г. Тюмени привела к по-

явлению дополнительных проблем регионального характера. Обозначим некоторые из них.

1. Сокращение числа педагогов: воспитателей (вместо четырёх воспитателей на двух группах работают три) и узких специалистов (психологов, логопедов, инструкторов по физической культуре), обеспечивающих комплексное решение задач физического воспитания в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

2. Слабая технологическая и методическая вооруженность воспитателей, вынужденных самостоятельно проводить занятия по физической культуре.

3. Массовая реконструкция спортивных залов под групповые помещения, вызванная необходимостью обеспечить наличие дополнительных мест в детских садах и как следствие — возникновение несоответствия между условиями проведения занятий и степенью требований к их организации, а также снижение возможности для реализации оптимальной двигательной активности дошкольниками.

4. Увеличение числа детей, единовременно посещающих одну возрастную группу (нередко до 35-40 человек) и невозможность осуществления в этих условиях полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей.

Данные положения дополняются далеко не всегда идеальными условиями жизни и воспитания ребёнка вне дошкольного учреждения. Известно, что здоровье детей дошкольного возраста, их физические кондиции во многом определяются отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье. Однако регулярная, целенаправленно организованная деятельность по оздоровлению детей средствами физической культуры, воспитанию у них физических качеств и развитию движений в большинстве современных семей отсутствует. В качестве основных причин можно выделить следующее:

• повышенная занятость родителей, вызванная стремлением обеспечить семью материально, и как следствие дефицит родительского тепла и внимания к воспитанию ребёнка;

• недостаток специальных знаний в области воспитания и образования детей;

• дефицит педагогического опыта, снижающий успешность прогнозирования последствий своих воспитательных воздействий или бездействий даже в ближайшем будущем;

• трудности в установлении контактов с собственными детьми и др.

Кроме того, значительная часть родителей склонна недооценивать роль физической культуры в жизни, здоровье и развитии детей.

Наши исследования показывают, что к наиболее важным направлениям воспитательной

работы большинство родителей относят прежде всего подготовку к школе и развитие интеллекта. А среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье ребёнка, они в первую очередь отмечают те, которые не зависят от них напрямую: экологическая обстановка (было отмечено 51,5 % от числа опрошенных), стрессовые ситуации (34,3 %), наследственная предрасположенность (30,3 %). Значительно меньшее число респондентов отмечает недостаток двигательной активности (18,2 %) или отсутствие знаний по здоровому образу жизни (6,1 %) [3, 4]. Настораживает и тот факт, что большая часть родителей (83,7 %) затрудняются с ответом на вопрос о необходимых для здоровья ребенка показателях двигательной активности. При этом более половины респондентов (56,7 %) утверждают, что их ребенок получает в детском саду достаточный объем двигательной активности [2].

Очевидно, что отсутствие срочных мероприятий, направленных на компенсацию указанных недостатков, может привести к разрушению системы дошкольного воспитания. Конечно, в первую очередь необходимы грамотные управленческие решения, поэтому одной из основных задач является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и по месту жительства ребёнка. И такой поиск повышения эффективности физкультурно-спортивной работы с различным возрастным контингентом успешно осуществляется в Тюмени [5].

Одним из приоритетных направл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

naukarus.com

Некоторые проблемы музыкального воспитания дошкольников

К одной из распространенных проблем музыкального воспитания детей дошкольного возраста относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования.

Эта проблема, возможно, существует потому, что в дошкольном учреждении ей уделяется недостаточно внимания, Освоить элементарную технику певческого дыхания как можно раньше особенно важно для детей с хорошими голосами, которые предпочитают пение другим видам музыкальной деятельности.

Часто несформированный навык певческого дыхания является препятствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив правильное дыхание при пении, ребенок легче и с интересом занимается, результат занятий становится намного выше.

В дошкольных учреждениях закрепилось правило, что ребенку нельзя брать дыхание в середине слова и дышать, не поднимая плеч. При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поем. Поэтому было бы правильно сказать, что пение — это техника выдоха.

Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно дышать при пении.

Учимся вдыхать через нос — представим, что наш живот — это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы — создаем опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф» выпускаем воздух, который вдохнули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).

Такое упражнение следует выполнять на каждом индивидуальном занятии с ребенком, независимо от уровня его музыкальных способностей, следя за правильностью вдоха и выдоха. Мы способствуем становлению одного из лучших типов певческого дыхания — диафрагмового или нижнереберного, не владея которым нельзя сформировать правильный красивый певческий звук.

Говоря о пении, хочется заметить, что у некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть».

При пении она как бы неподвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо открытым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в сочетании с согласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребенок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддается коррекции (а иногда и не поддается) у старших школьников, студентов.

Корректируя любые встретившиеся проблемы музыкального развития у дошкольников, следует использовать в полной мере музыкально-дидактические игры, которые решают конкретные задачи.

Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одаренными детьми, так и с остальными, то результат обязательно будет положительным.

Подводя итог, хочется пожелать, чтобы музыкальным воспитанием дошкольников занимались только те работники, которые любят свою работу, не убегают от проблем, а решают их. Ибо, как сказал Бернард Шоу: «В том, что они такие, какие есть, люди всегда винят обстоятельства. Я не верю в обстоятельства. В этом мире успеха добивается тот, кто встает и ищет те обстоятельства, которые хочет, а если их не находит, он делает эти обстоятельства сам».

vscolu.ru

Проблемы воспитания детей

Проблема дошкольного воспитания

В процессе воспитания ребенка в дошкольный период имеет большое значение позиция родителей. Очень важно, чтобы родители проводили в отношении ребенка согласованную позицию. Однако зачастую у родителей возникают разногласия по методам воспитания.

Причин таких разногласий может быть очень много. В основе этих разногласий обычно лежит собственный опыт. Некоторые родители пытаются скопировать линию поведения в отношении детей с методов, которые применялись к ним в детстве их родителями. Другие же, напротив, часто, будучи несогласными с родительскими методами, выбирают иной путь, часто полностью противоположный. Это бывает, когда взрослые в детстве испытывали давление со стороны родителей. И, исходя из своего опыта, они начинают позволять детям слишком многое. Очень часто это приводит к появлению у детей эгоцентричной, безответственной модели поведения. Что впоследствии приводит к проблемам воспитания в школе и социализации ребенка в коллективе.

Серьезным фактором в выборе модели воспитания является и характер родителей. Обычно более строгий отец настаивает на беспрекословном послушании, а более мягкая мама напротив скорее будет потакать капризам и слабостям ребенка. Это может привести к двум линиям в поведении ребенка. Первый вариант — у ребенка повысится уровень тревожности за счет постоянного ожидания следующего шага со стороны родителей. И второй вариант — это появление у ребенка склонности к манипулированию родителями. Так после наказания отцом за проступок он может выпросить у матери прощения и даже компенсацию в виде подарка. Тем самым подрывается авторитет отца.

Однако за маской строгости взрослых часто скрывается мягкая натура с пониженной самооценкой. Обычно такое поведение происходит из желания уберечь ребенка от собственных ошибок. Зачастую такие люди создают настолько спартанские условия, что подвергают опасности психическое здоровье ребенка.

Решить проблемы дошкольного воспитания детей можно только через решение разногласий между родителями. Это одна из основных проблем воспитания ребенка в семье. Такие разногласия часто свидетельствуют о наличии проблем в самой семье. Ребенку приходится занимать позицию между мамой и папой. Он хочет быть любимым всеми членами семьи, и это является главным побудительным мотивом. Чтобы получить такое одобрение от всех, ему приходиться лгать, изворачиваться. У ребенка развиваются различные невротические проявления — вспышки агрессии, страхи и даже энурезы. Эти проявления проблем дошкольного воспитания детей приводят к развитию еще более серьезных проблем в подростковый период. Такому ребенку сложно выработать моральные и нравственные установки, что мешает развитию его личности.

Проблемы воспитания детей пытаются решить психологи и педагоги. Проводятся международные конференции и симпозиумы. Однако даже они не помогли решить самые актуальные проблемы воспитания. Сломаны тысячи копий, а единственно верного решения так и не было найдено. Посмотрим, что нам может предложить наука.

Педагогика выделяет четыре вида воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. Причем в воспитании ребенка важны они все. И только синтез всех методов позволит избежать большинства проблем воспитания детей.

Диктат — это постоянное подавление взрослыми или старшими детьми инициативы и достоинства младших детей. В результате в ребенке развивается реакция сопротивления. Если же ребенок слабый, у него развивается мнительность, склонность к страхам, неуверенность, понижается самооценка. Ребенок начинает настолько бояться наказания за неверный поступок, что предпочитает не делать ничего.

Невмешательство — это система воспитания, когда ребенок фактически предоставлен сам себе. Родители, практикующие этот стиль, полагают, что у ребенка происходит развитие самостоятельности, накопление опыта, ответственности и без их активного вмешательства. Делая ошибки, ребенок сам их и исправляет. Плох этот метод тем, что у ребенка развивается отчужденность от родителей, что приводит к еще большим проблемам воспитания. Недополучивший свою долю родительской заботы и ласки, такой ребенок бывает подозрительным, недоверчивым.

Гиперопека — это такие отношения, при которых родители ограждают ребенка от всех трудностей и при этом всем его обеспечивают. В результате формируется незрелая, эгоцентричная, капризная личность, неприспособленная к самостоятельной жизни. Также гиперопека способствует развитию ипохондрических тенденций. Окруженный с детства заботой, ребенок начинает чувствовать себя слабым в любой ситуации, где требуется принимать решения. Часто при взрослении происходит эмоциональный взрыв, который приводит к проблемам со сверстниками и даже к разрыву с семьей.

Сотрудничество — способ создания отношений в семье, основанных на принципах объединения интересов и целей, общей деятельности, поддержки, в том числе и взаимной, во всех начинаниях и сферах деятельности. Основа воспитания при таком подходе — это «мы». Ребенок при этом достаточно самостоятелен, но всегда рядом находятся взрослые члены семьи, готовые вовремя оказать помощь и поддержку, успокоить, растолковать непонятное. Такие семьи объединяют семейные ценности, общие традиции. В таких семьях принято проводить совместные праздники, вместе трудиться и отдыхать.

«Сотрудничество» — это наиболее приемлемый тип воспитания. Это признается практически всеми педагогами и психологами.

Обычно в семьях происходит столкновение различных стилей воспитания, что приводит к напряженности в семье и неблагоприятно влияет на развитие ребенка. В нахождении выхода из этой ситуации и состоит главная проблема воспитания. И как же поступить родителям?

Прежде всего, не стоит вести войны между собой, отстаивая свои методы воспитания. Рекомендуется обратиться к семейному психологу или в детский реабилитационный центр к профильному специалисту. Следует выработать свой, общий стиль воспитания, основываясь на согласованной позиции. Не следует заниматься экспериментами. Чем более последовательна будет ваша позиция, тем лучше. Нужно собраться за семейным столом изложить свою позицию, выслушать друг друга. Стоит признать, что ребенок — это личность, и не стоит пытаться решать за его счет проблемы воспитания взрослых. Хорошо будет, если вы вспомните проблемы из своего детства и обсудите их. Полезно будет обсудить книги по психологии и воспитанию детей, статьи из тематических журналов. В наше время можно найти множество советов на тематических форумах и конференциях в Интернете, посвященных проблемам воспитания дошкольников, школьников и детей других возрастов.

www.vashevse.ru



You Might Also Like