Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей

Так называют процесс познания действительности, который основывается на формировании отношений и связей между явлениями, событиями, предметами в окружающем мире. Любознательность детей направлена на изучение того, что их окружает, построение собственной картины внешнего мира. Детское мышление пребывает в постоянной связи с речью. И чем ребенок активнее, тем больше он спрашивает взрослых, задавая множество разнообразных вопросов.

Итак, узнаем об особенностях развития мышления в разные возрастные периоды формирования личности.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

В этом возрасте мыслительный процесс основывается на представлениях. Дитя может мыслить о том, что оно знает и чувствует, по своему опыту. Поэтому в дошкольном возрасте дети оперируют представлениями и образами вне ситуативно. Их мысли приобретают абстрактность, то есть выходят за пределы конкретной ситуации. Это и расширяет границы их познания.

Между речью и детским мышлением устанавливаются более тесные взаимосвязи. Они приводят к формированию развернутого мыслительного процесса, то есть рассуждений. В этом возрасте речь уже выполняет функцию планирования, что позволяет активно развиваться мыслительным операциям. Обычно рассуждение дошкольника начинается с вопросов. Их наличие — свидетельство проблемности мышления, поскольку отражает возникшую перед ребенком практическую задачу. В этом возрасте вопросы детей имеют познавательный и любознательный характер. За невинными, на первый взгляд, детскими дилеммами кроется стремление постигать проблемы бытия, законы окружающего мира, взаимосвязи и причины разных происходящих процессов.

Вопросы ребенка — это то, что он не может видеть и знать, что требует объяснения папы и мамы. Они рождаются также при нарушении уже сформированных представлений. Так, например, в дошкольном возрасте дети не могут осознать и понять проблему смерти. Зная из личного опыта, что после болезни наступает выздоровление, дети не понимают, почему умирают бабушки и дедушки, что с ними, точнее с их телами происходит в дальнейшем. И в этом вопросе важно сформировать у ребенка представление о смерти как закономерном процессе, сделать это грамотно, без моральных травм. При этом даже самое доступное объяснение взрослых чревато еще массой вопросов.

Их дети задают и для того, чтобы убедиться, что они сами сделали правильные выводы. Дети с этим всегда обращаются к самому авторитетному взрослому (бабушке, маме), чтобы тот подтвердил их компетентность. Далее, уже в раннем школьном возрасте, количество таких обращений будет возрастать, если родители смогут поддерживать здоровую моральную взаимосвязь с детьми. Ведь иногда „отмашки” папы с мамой заставляют дитя искать ответы на свои вопросы в среде сверстников, старших братьев или сестер, и эти ответы не всегда тактичны, адекватны и морально правильные.

Дошкольник пытается определять назначение предметов, устанавливать связи между признаками и предназначением объектов, предметов. В процессе такого познания возрастает понимание причинности. Так, в 6 лет дети уже легко делают выводы о последовательности природных явлений: небо темное, гремит гроза, сорвался ветер, будет дождь. В понимании причинности ребенок от внешних переходит к выделению внутренних причин. Это дает ему возможность строить собственные предположения, теории, что развивает не только опыт, но и самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Позже оно будет называться его креативностью.

К началу младшего школьного возраста у ребенка формируются зачатки мировоззрения, начальное понимание логики, что способствует формированию понятийного мышления. А развитие мыслительных операций служит основой умения согласовывать суждения друг с другом. Это и есть зачатки дедуктивного мышления.

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

В этом возрастном периоде мышление становится центром психического развития ребенка. Оно будет определяющим среди других психических функций ребенка.

Овладевая знаниями, навыками, умениями, младший школьник приобщается к научным понятиям начального уровня. Его умственные операции уже меньше связаны с практической деятельностью, с наглядностью. Дети этого возраста, имея определенный багаж знаний, овладевая приемами мыслительной деятельности, учатся анализировать события. Они обретают способность мыслить и действовать в уме, анализировать личные рассуждения.

В младшем школьном возрасте формируются основные мыслительные приемы и действия. Это обобщение, сравнение, выделение признаков явлений и предметов, определение понятий, резюмирование.

Неполноценность мыслительной деятельности отображается на знаниях младшего школьника. Они оказываются фрагментарными, иногда ошибочными, что осложняет обучение. Поэтому родителям и педагогам необходимо уделять внимание работе по формированию основных приемов мыслительной деятельности детей. Это позволяет добиваться полного овладения словесно-логическими приемами мышления. И первое, что нужно научить юного школьника, — умение выделять свойства предметов, их разнообразие. Служат этому навыки сопоставления и сравнения. Когда ребенок научится выделять множество разных свойств предмета, то нужно переходить к такому элементу логического мышления как формирование понятия его отличительных и общих признаков. Затем можно переходить к умению отличать существенные (то есть важные) и несущественные (второстепенные) признаки и свойства.

В младшем школьном возрасте формируется умение делать правильные выводы. Для этого нужно подводить к обобщениям, пониманию того, что связь между основанием и следствием есть не всегда. И это уже совершенно другой этап мышления, отличающийся от дошкольного возраста. Логические приемы, усвоенные младшими школьниками при изучении одной темы, в дальнейшем применяются и для усвоения других школьных предметов в виде готовых познавательных средств.

Развитие мышления старших школьников

В этом возрасте вырабатываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, возникает потребность разобраться в собственном „ я” и своем окружении.

Познавательные и мыслительные процессы старших школьников базируются на дифференциации дисциплин, овладении научными понятиями, системой знаков, которые формируют теоретическое мышление. Учеба позволяет старшему школьнику устанавливать связи между получаемыми знаниями, контролировать мысли, управлять ими. Старшие школьники учатся оперировать гипотезами, предположениями, критически и объективно их оценивать. В этом возрасте четко прослеживается самостоятельность в учебе. В подростковом и старшем школьном возрасте уже можно четко разделить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам.

Они умеют использовать приемы запоминания знаний, логически их распределять.

Развитие мыслительных способностей во многом зависит от головного мозга и зрелости нервной системы. Память как основа мышления и логики становится более продуктивной, произвольной, потому что увеличиваются синаптические связи между волокнами мозга.

У старших школьников развивается темперамент, который характеризует скорость протекания мыслительных процессов. Так, холерики соображают, анализируют, делают обобщения быстро. Флегматики и меланхолики характеризуются медленными мыслительными процессами. То есть в старшем школьном возрасте устанавливается индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Благодаря нему и достигается успешность в будущей профессиональной сфере и самореализация.

Старшие школьники отличаются от младших креативностью своего мышления, эмоциональными переживаниями в познавательной деятельности, особенно в тех сферах, которые им интересны.

Развитие мышления у детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта

Любые дефекты физического развития накладывают отпечаток на формировании мышления детей. Плохо слышащий, видящий малыш не может приобретать жизненный опыт, знания с теми же темпами, что и здоровый ребенок.

Дети с нарушением слуха и зрения отстают в развитии мыслительных процессов, поскольку они просто не могут подражать взрослым, копировать их действия, умения, приобретать жизненно-необходимые навыки.

Нарушение этих двух функций — это и затруднения в формирование речи, развитии познавательной деятельности в целом.

Обнаружением компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха занимаются сурдопсихологи. Поэтому без их помощи нормальное развитие мыслительных процессов такого ребенка не возможно, как и получение достаточного образования. Французский философ Мишель Монтень еще в 16 веке говорил о том, что глухота является более тяжким физическим недостатком, чем слепота, лишая человека главного — общения как возможности познавать мир и развиваться.

Сегодня распространенной формой коррекционной помощи со слабослышащими малышами или теми, у кого нарушен слух, является обучение в специализированных детских общеобразовательных учреждениях.

Дети с нарушением интеллекта характеризуются очень низким уровнем умственных способностей, в том числе и мышления. У них отсутствуют активность, овладение предметной деятельностью, познание как основа формирования мыслительных процессов. К трем годам такие дети не выделяют себя, у них нет представлений об окружающем мире, отсутствуют желания. Они существенно отстают в речевом, психическом, социальном развитии. К концу дошкольного возраста у таких детей не развивается произвольное внимание, запоминание, память. Ведущей формой их мышления является наглядно-действенное. Но даже и оно не достигает уровня развития здоровых детей.

Таким образом, если к концу дошкольного возраста такие мальчики и девочки не прошли специальное обучение, то и готовность к учебе на уровне элементарных мыслительных процессов у них отсутствует.

nashidetki.net

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления ^

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

  • поиск и открытие нового знания;
  • обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;
  • анализ событий или объектов;
  • восприятие предметов.
  • По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

    Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

    Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

    • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
    • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
    • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
    • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.
    • Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

      Виды мыслительной деятельности у дошкольников ^

      В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

      Виды мышления, характерные для детей до школы:

    • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
    • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
    • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.
    • Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

      Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

    • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
    • запоминают соотнесение предмета с другими;
    • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.
    • В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

      Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

    • начало экспериментов;
    • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
    • поиск взаимосвязей между явлениями;
    • активное обобщение собственного опыта.
    • Основные мыслительные операции и их развитие ^

      Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

      С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

      Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

      Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

      Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

      Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

      Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

    • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
    • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
    • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.
    • В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

      Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

      Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

      Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

      Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

      Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

      Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

      Как развивать мыслительные процессы у дошкольников? ^

      Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:

    • в 2–3 года ребенок должен уметь давать основные характеристики предметам и группировать их по схожим параметрам (большой, маленький, тяжелый, холодный и т. п). Ему доступно умение создавать простые модели, имитирующие реальные объекты (дом, машина, парк и т. п.);
    • в 4 года малыш способен по описанию находить предмет, давать распространенную характеристику объекту, знать профессии, животных и названия их детей, правильно отвечать на задаваемые вопросы, выделять особенности в поведении разных людей и их внешнем виде;
    • в 5–6 лет дети умеют применять свой опыт, давать характеристику объектам по аналогии, могут ответить на вопросы об окружающем мире, описать процессы, которые с ними происходят чаще всего или наблюдаемые ими.
    • Принципами развития мышления принято считать:

    • совершенствование на базе воображения;
    • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
    • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.
    • Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

      Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

    • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
    • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
    • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
    • лепка, аппликации, рисование;
    • разучивание стихов, чтение книг.

    Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

    Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

    Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

    mozgid.ru

    Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

    Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

    Виды мыслительной деятельности

    Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  • Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  • Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  • Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.
  • У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  • Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  • Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  • Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.
  • Мыслительные операции

    Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

    1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
    2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
    3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
    4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.
    5. У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

      1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
      2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
      3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

      Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

      Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

      Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

      Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

      У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

      В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

      Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

      Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

      Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

      Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

      Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

      Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

      К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

      К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

      Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

      doshkolnik.net

      Если каждый человек обратится к своему детству, то он не сможет сказать, в какой момент он начал мыслить, запоминать, логически думать. Кажется, что человек обладал мыслительными умениями всю жизнь. На самом деле мышление требует своего развития, которое происходит на основе той внешней обстановки, в которой ребенок дошкольного возраста находится. За развитость в первую очередь отвечают родители, которые являются первыми учителями, работающими с физическим и интеллектуальным развитием своего чада.

      Интернет-журнал psytheater.com указывает, что развитием мышления можно заниматься в любом возрасте. Однако чем раньше ребенок будет получать нужные ему навыки, тем быстрее он будет приспосабливаться к социальным условиям. Родители должны понимать, как мыслит их малыш и какие упражнения с ним можно проводить в период дошкольного возраста.

      Что такое развитие мышления у детей?

      Развитие мышление у детей начинается с самого рождения, несмотря на то, что они пока еще не понимают, что их окружает, не обладают речью и не могут рассуждать. Развитие мышления начинается с того, в каких условиях малыш находится. Он пока только смотрит, наблюдает и запоминает, какие предметы и люди его окружают, какие явления происходят, какие действия совершаются.

      Параллельно с этим ребенок научается тем действиям, которое позволяет его тело. Мышление развивается параллельно с теми поступками, которые человек совершает. Таким образом, если малыш уже может брать в руки игрушки, то он не только начинает их видеть, но и изучать состав, манипуляции, которые с ними можно совершить, явления, которые выполняют сами игрушки.

      Мышление развивается по мере того, как малыш осваивает свой организм и начинает сам двигаться. Если поначалу он может только наблюдать и запоминать, то в более старшем возрасте у него развиваются фантазирование, воображение, рассуждение, измышление и излагание своих мыслей.

      Понимая это, взрослые должны создавать соответствующие условия для развития своего малыша. Они не только должны его кормить и ухаживать, но и развивать его физиологическое тело, показывать окружающий мир, разговаривать, рассказывать, а также постепенно предлагать ребенку самостоятельно столкнуться с окружающими явлениями и предметами, самому их прочувствовать и ощутить на себе.

      Выделяют три этапа развития мышления, которые занимают огромный промежуток времени, включая школьный возраст:

    6. Наглядное мышление, когда малыш пока только наблюдает или сам совершает с предметами примитивные действия.
    7. Конкретно-предметное мышление, когда малыш уже начинает использовать предметы, совершать с ними определенные действия, задействовать руки для совершения определенных манипуляций.
    8. Логико-абстрактное мышление, когда малыш начинает оперировать словами и образами.
    9. перейти наверх

      Дошкольное мышление в первый черед базируется на представлениях, которыми малыш обладает, исходя из своего прошлого опыта. Он уже знаком с определенными предметами и явлениями, поэтому может с ними не контактировать, однако оперировать образами, что позволяет ему выходить за пределы имеющейся ситуации и расширять границы своего мышления.

      Постепенно усваивая речь, малыш начинает расширять границы своей интеллектуальной деятельности, когда:

    10. Речь связывается с действиями и, соответственно, мышлением – рассуждение. В данном процессе главным становится вопрос. Когда внутри ребенка возникает вопрос, это указывает на его стремление постичь проблемы и истины окружающего мира (любознательность). Вопросы возникают в зависимости от того, какими интересами малыш обладает и как смотрит на мир. Сталкиваясь с новым предметом, он желает его изучить, найти ему место и согласовать с прошлым опытом, которым обладает.
    11. Вопросы возникают и тогда, когда ребенок сталкивается с противоречиями во внешнем мире и тем опытом, которым он обладает. Если то, что он знает, не совпадает с тем, что он видит или слышит, тогда возникает вопрос, который он желает решить.

      Также вопросы появляются при желании ребенка подтвердить свою идею или вывод. Он обращается к взрослым, чью компетентность признает. С каждым годом таких вопросов становится все больше.

      Здесь важным становится осознание причинности происходящих событий. Ребенок постепенно начинает замечать закономерности, видит множественность причин одного и того же явления, задаваться вопросами, по каким причинам возникают те явления, которые ему являются новыми. Он отмечает несоответствия с действительностью. Критичность мышления позволяет ребенку формировать свои выводы и умозаключения, что делает его независимым и самостоятельным от взрослых.

      Порой детские умозаключения являются необычными и новыми для взрослых. Это связано с тем, что мышление ребенка пока не такое, как у взрослых. Он оперирует имеющимися знаниями и тем, что видит. Причем заострение внимания всегда происходит на ярком, необычном, несоответствующем, что позволяет делать такие выводы, которые просто не могут быть вынесены взрослым человеком, который не замечает того, что видит малыш.

      Ребенок отличается необычным мышлением по трем причинам:

    12. Нехватка знаний, опыта, информации, поэтому он не может понять сути происходящего.
    13. Неразвитость умственных процессов.
    14. Отсутствие критичности мышления. В происходящем ребенок зачастую выделяет отдельные детали, яркие и видимые на первый взгляд, не замечая всего остального.
    15. На основе этого рассуждения малыша оригинальные, вместе с тем субъективные (здесь отсутствует объективность). Ребенок исходит из того, что видит и слышит он, воспринимает и ощущает лично, не обладая способностью посмотреть на ситуацию с различных сторон.

      Такое мышление позволяет ребенку формировать первые зачатки того, в каком мире он появился. Несомненно, его знания являются поверхностными и неглубокими. Однако постепенно он будет приобретать знания, которые и помогут ему в более полной мере расширить горизонты своих познаний.

    16. Речь становится планирующей, то есть в некоторой степени заменять физические действия. Это связывают с теми экспериментами, которые ребенок начинает производить с окружающими предметами. Уже бросание камня в воду позволяет ему увидеть явления, которые за его действием последуют. В дальнейшем малыш уже сможет в голове воспроизвести пережитый опыт. Чем больше экспериментов ребенок проведет в дошкольном возрасте, тем больше знаний он будет иметь, когда будет сталкиваться с новыми ситуациями.
    17. Имеющийся опыт позволяет ребенку обращаться к нему, когда нужно решать, что делать дальше. Если ребенок уже сталкивался с какими-то явлениями, то уже может прогнозировать, что последует за каждым его действием. Он начинает рассуждать и выбирать, какое действие совершить, опираясь на те причинно-следственные связи, с которыми уже сталкивался.

      Постепенно ребенок начинает выделять не только видимые признаки окружающих предметов, но и их невидимые функции. Это позволяет предметы делить на виды, классифицировать их, хотя и примитивным образом: «съедобное»/«несъедобное», «подвижное»/«неподвижное» и пр.

    18. Речь помогает активизировать воображение.
    19. Таким образом, можно выделить следующие особенности мышления у детей дошкольного возраста:

    20. Все, что ребенок видит и слышит, ощущает и переживает, воспринимается им, запоминается и создает первые представления о мире.
    21. Включение речи позволяет дополнительно влиять на окружающий мир, рассуждать, делать выводы.
    22. Опосредованное восприятие мира, то есть когда незнакомые явления объясняются знакомыми. Это позволяет ребенку понять мир, который ему незнаком, и заполнить пробелы информации.
    23. По мере наработки опыта малыш все больше сначала начинает анализировать и рассуждать, а затем предпринимает какие-либо действия.
    24. Способность оперировать предметами в уме на основе имеющегося опыта.
    25. Деление предметов на категории приводит ребенка к использованию абстрактного мышления, когда он воспринимает мир, которого не существует, делит его.
    26. Игра является главной операцией, где ребенок начинает познавать окружающий мир. Вот почему она должна осуществляться под контролем взрослых, которые могут через игровые моменты повлиять на то, как их ребенок будет воспринимать окружающий мир.

      Логическое мышление начинает свое зарождение тогда, когда малыш начинает узнавать и пользоваться словами. Сначала он понимает значение слов, которые характеризуют функцию или понятие определенного предмета. Затем ребенок понимает правила рассуждений и отношений между предметами и явлениями.

      Развитие логического мышления у детей

      Логическое мышление является главной формой интеллектуальной деятельности, которая выделяет человека на фоне животного. Человек воспринимает мир, делает суждения, оперирует выводами, понятиями и абстрактными терминами, выражает свои мысли – все это формы логического мышления.

      У детей дошкольного возраста логическое мышление начинается с 3-летнего возраста, когда начинает активное познание мира. Оно включает такие мыслительные операции, как:

    27. Анализ и синтез.
    28. Абстрагирование и конкретизация.
    29. Обобщение и сопоставление.
    30. Развитие одного вида мышления неизбежно влечет за собой развитие другого. Также родителям не следует перескакивать стадии развития и упражнения, которые направлены на конкретный вид мышления, какими бы простыми они ни казались. Логическое мышление базируется на умении ребенка воспроизводить в голове образы. А для их появления он сначала должен их на физическом уровне воспринять, проработать, задействовать.

      Творческое мышление базируется на фантазиях и воображении ребенка. Его также необходимо развивать, несмотря на то, что оно базируется на некоторой естественности проявления. Логика часто обладает шаблонностью и стереотипностью, то есть человек должен мыслить определенным образом, что диктуется обществом. Это создает ограниченное мышление. Однако благодаря творческому подходу ребенок может расширить границы своей мыслительной деятельности.

      Родители должны развивать все виды мышления, поскольку все они дополняют друг друга и способствуют развитию личности в целом.

      Зачем знать о том, как развивается детское мышление в период, когда малыши еще не ходят в школу? Родители должны обладать данными знаниями, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности своих детей. Во-первых, взрослые начинают понимать мотивы действий своих малышей, которые часто делают то, что считается плохим и неправильным в обществе. Во-вторых, они способствуют развитию своего ребенка, который вскоре пойдет в школу, где будут полезны все виды мышления.

      Отдельное внимание специалисты рекомендуют уделять творческому мышлению, которое позволит их чаду в любом возрасте выходить за границы предложенного, оставаться гибким и рассуждающим.

      psytheater.com

      Развитие мышления у детей дошкольного возраста

      Развитие мышления у детей неразрывно связано с практической деятельностью крох. Мыслительная деятельность считается специфической структурой людского познания. Именно поэтому любой карапуз после появления на свет приступает познавать происходящее вокруг, окружение, среду суть вещей и природу явлений, разыскивать взаимосвязи между ними. В немного старшем возрастном периоде малыш учится рассуждать, воображать, фантазировать, измышлять и грамотно излагать личные думы. Поэтому задача взрослого окружения крох состоит в воспитании, содействии их формированию и самостоятельной мыслительной деятельности. Для превращения такой задачи в реальность взрослым особам нужно уразуметь, что встречаются специфические особенности развития мышления у детей.

      В первый черед, это трехэтапное развитие мышления у детей школьного возраста. Первым вырабатывается наглядное мышление, которое постепенно из действенного трансформируется в образное. На третьем этапе организуется словесно-логическое мышление. Иначе говоря, на начальном этапе карапуз совершает лишь примитивные задания (крутить, вертеть). Следующая ступень знаменуется появлением конкретно-предметного мышления, при котором чаду не нужно задействовать ручки для образного изображения действий. На заключительной фазе вырабатывается способность мыслить логико-абстрактно, то есть задействуя слова.

      Развитие мышления у детей дошкольного возраста

      У дошкольников мыслительная функция базируется на представлениях. Их мыслительная деятельность становится внеситуативной, выходящей за границы воспринимаемых событий и значительно расширяющей пределы познания благодаря умению производить различные операции через представления и образы.

      Трансформации, проистекающие в мыслительной деятельности крох, связаны, преимущественно, с установлением все более плотных взаимосвязей мыслительных операций с развитием речи. Подобные взаимосвязи ведут к зарождению обстоятельного мыслительного процесса, к преобразованию взаимоотношений практического и интеллектуального функционирования, когда планирующую функцию начинает выполнять речь и к неистовому формированию мыслительных операций.

      Особенности развития мышления у детей.

      Операциями мышления называют своего рода теоретическую деятельность и практические манипуляции, которые охватывают действия и приемы исследовательско-ориентировочного, преобразующего характера и познавательной направленности.

      Мыслительная деятельность – это наивысшая степень познания личностью действительности. Чувственным базисом мышления считаются ощущения и представления. Благодаря органам чувств, которые являются единственными каналами взаимосвязи тела индивида с окружающей средой, в мозг поступает информация. Ее содержание перерабатывается мозгом. Мышление формируется, базируясь на восприятиях и ощущениях.

      Мыслительная деятельность неразрывно взаимосвязана с речевыми элементами, особенно речеслуховыми механизмами и речедвигательными. Кроме этого, мыслительные операции прочно связаны с практическими манипуляциями людей. Так как всякая манипуляция требует от индивидов обдумывания, произведения учета условий операций, планирования и наблюдения. Посредством деятельности, индивид определенные задачи. Поэтому основным условием зарождения мышления является наличие практической деятельности.

      Таким образом, процессы мышления являются специфической функцией мозга, итогом его аналитико-синтетических операций. Мышление обеспечивается функционированием обеих сигнальных систем, однако при этом ключевая роль отведена второй сигнальной системе.

      Специфической особенностью функции мышления считается его опосредованность, заключающаяся в познании опосредованно того, что невозможно понять прямо. То есть субъекты воспринимают одни свойства посредством других, неведомое – посредством знакомого. Мыслительные функции всегда опираются на информацию, полученную посредством чувственного опыта, и на прежде полученные теоретические сведения. Косвенное познание является пониманием опосредованным. Следующей характерным качеством мыслительной деятельности будет обобщенность. Обобщение в качестве постижения общего и основного в событиях и объектах реальности возможно благодаря взаимосвязи всех свойств таких событий или объектов. Общее бытует и выражается исключительно в отдельном и конкретном.

      У дошкольников продолжается формирование действенной формы мыслительной функции. Она не пропадает, а улучшается и перескакивает на более высокую ступеньку. На старшем дошкольном возрастном этапе действенному нахождению решения задания предшествует мысленное его разрешение, представленное в словесном виде. Вследствие чего модифицируется суть производимых крохой действий. Трехлетним карапузам понятна только конечная цель, которую необходимо достигнуть. Одновременно с этим дети не замечают условий разрешения поставленной задачи. Вследствие этого их действия носят беспорядочный характер. Уточнение задания делает их манипуляции более проблемными и поисковыми.

      Старшие дошкольники уже выполняют действия исполнительного характера, так как поставленное задание решается малышом мысленно, то есть до начала действий решают словесным путем. Соответственно происходящим модификациям изменяется и суть процесса мыслительной деятельности. Из действенного мышление трансформируется в словесное, планирующее, критическое. Но при этом действенная форма мыслительных операций не откидывается и не замирает, она остается в запасе и в ходе столкновения со свежими умственными заданиями малыш заново обращается к действенному методу их решения.

      Подобные трансформации в процессе мыслительных операций обусловлены:

      — расширяющимся количеством операций, производимых крохой, усваивающим глубже и более разносторонне опыт взрослых;

      — нарастающими потребностями адекватными возможностям ребенка, которые побуждают его к поиску и решению более многообразных задач и выполнению сложных заданий;

      — возрастающим значением речи.

      Так как игра является главенствующим видом деятельности дошкольника, то именно в ней можно найти ресурсы, помогающие ненасильственно осуществить правильное возрастное развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

      К окончанию дошкольного периода более высокой степени достигает формирование наглядно-образной операции мышления и начинает вырабатываться логическое мышление, способствующее образованию умения крохи выделять значимые признаки и существенные свойства объектов реальности, зарождению способности сопоставления, обобщения и классифицировать. Формирование описанного вида мышления происходит активно в возрастном периоде от полутора и до пяти лет.

      При решении заданий с косвенным итогом пяти-четырехлетние дети начинают совершать переход от внешних операций с объектами к операциям с образами этих объектов производимым в уме. Таким образом, вырабатывается наглядно-образная мыслительная функция, опирающаяся на образы, или происходит развитие образного мышления у детей. Во время наглядно-образного оперирования происходит сопоставление зрительных образов, вследствие чего задание решается.

      Возможность разрешения задач мысленно зарождается вследствие того, что представления, которыми пользуется кроха, приобретают обобщенный характер.

      У пятилетних дошкольников начинает формироваться логико-абстрактное мышление, заключающееся в совершении операций посредством абстракций – категорий, которых в природе нет. Абстрактно-логическая мыслительная деятельность самая сложная. Она совершает операции не при помощи конкретных образов, а посредством сложных отвлеченных понятий, которые выражаются словами. У дошкольников появляются лишь предпосылки развития данной формы мыслительной деятельности.

      Психофизиологические черты пяти-шестилетних малышей позволяют активно их включать во всевозможные формы трудовой деятельности, организованной и управляемой взрослым окружением, что обеспечивает наиболее эффективное всестороннее воспитание и развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

      Кроме этого, зарождается логико-словесная мыслительная деятельность детей, предполагающая наличие умения совершать операции со словами и разуметь логику рассуждений.

      Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зарождает как минимум два периода. Кроха осваивает словесные значения, относящиеся к объектам или объясняющие действия с ними, учится пользоваться ими для решения заданий в первом периоде. Во втором периоде ребенок постигает систему понятий, обозначающих правила логики рассуждений и отношения.

      Развитие мышления у детей с ЗПР характеризуется специфическими особенностями. ЗПР, преимущественно, касается запоздания развития всех сфер психики, а не некоторых процессов. Характерными чертами деток, отстающих в развитии, является неравномерность отклонений различных функций психики. Поэтому наиболее значимой задачей будет являться развитие мышления у детей школьного возраста, страдающих ЗПР, учитывая ведущую деятельность возрастной ступени.

      Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы. Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.

      Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.

      Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности. К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны. Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.

      Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей. Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох. Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.

      Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга. Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики. Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.

      Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое. Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции. Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.

      Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.

      Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.

      psihomed.com



    You Might Also Like