Raiting-OY.ru

Все о детях

Психическое развитие ребенка таблица

Развитие ребенка в 2 года

По мнению психологов, именно с двухлетнего возраста ребенок начинает проявлять себя в качестве самостоятельной личности. В этом возрасте у малыша наблюдается кризисный период, когда он исследует границы дозволенного и заявляет о своей независимости. Нормальное развитие ребенка в 2 года во многом зависит от того, как родители помогут крохе пережить этот непростой период.

Социально-эмоциональное и психическое развитие ребенка в 2 года

Двухлетние дети часто могут проявлять упрямство и непослушание. Ребенок может требовать что-либо запрещенное, а не получая этого, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание взрослых и пытаясь во что бы то ни стало добиться желаемого. Родителям и родственникам в этот период важно показывать малышу свою любовь и поддержку, но в то же время спокойно и уверенно пресекать любые попытки ребенка добиться своего путем слез, истерик и прочих манипулятивных способов.

Психическое развитие ребенка в 2 года характеризуется сильной эмоциональностью: малыш проявляет яркие эмоции при общении с близкими, которые он выражает с помощью возгласов, мимики и жестов. При испуге, обиде или нежелательных событиях (например, уходе мамы) ребенок может долго плакать, но в основном он находится в хорошем настроении, часто улыбается и очень положительно реагирует на общение и внимание взрослых.

В 2 года ребенок начинает подражать взрослым, копируя мимику, движения и речь. Малыш в этом возрасте очень восприимчив к оценкам взрослых: обучая его чему-либо, для положительного результата обязательно нужно оказывать поддержку и хвалить.

При общении с другими детьми двухлетний ребенок также ведет себя оживленно: улыбается, пробует разговаривать. Но некоторые детки в этом возрасте ведут себя со сверстниками настороженно и могут некоторое время находиться в стороне от общих игр и развлечений.

Уровень социального развития ребенка в этом возрасте зависит не от опыта общения с ровесниками или незнакомыми людьми, а от того, какое поведение он наблюдает в своей семье. Если родители и близкие общаются между собой спокойно, без раздражения и агрессии, то у ребенка не возникнет проблем с развитием социальных навыков.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Вес мальчиков в 2 года может составлять от 11 до 14,5 кг, а девочек – от 10,8 до 14 кг. Нормы роста для мальчиков в этом возрасте – от 83,5 до 93 см, для девочек – от 84 до 90,4 см.

Двухлетний ребенок очень подвижен, стремится побегать и попрыгать, с удовольствием преодолевает препятствия. У него уже не наблюдается нарушений координации: малыш умеет достаточно уверенно ходить и бегать. Развивается и его мелкая моторика – ребенок в 2 года более ловко и умело обращается с предметами. Малыш умеет подниматься по лестнице, бросать и ловить мяч, крутить педали на детском велосипеде.

При нормальном физическом развитии ребенок в 2 года уже полностью контролирует свои физиологические потребности: самостоятельно просится на горшок, заявляет о чувстве голода или жажды.

Речевое развитие ребенка в 2 года

Развитие речи ребенка в 2 года происходит очень интенсивно. В 2 года ребенок хорошо понимает простые и короткие рассказы взрослого и может отвечать на вопросы о знакомых событиях.

Развитие речи ребенка в 2 года находится на таком уровне, при котором он способен вести практически полноценные диалоги с взрослыми: малыш понимает, что ему говорят, и может отвечать на вопросы простыми предложениями из двух–трех слов. Также двухлетний ребенок умеет задавать вопросы и может выполнять небольшие поручения – отнести что-то или положить на место.

Многие детки в 2 года знают простые стишки и песенки и умеют заканчивать четверостишия в знакомых стихах, а также подпевать ранее услышанные песни.

Речевое развитие ребенка в 2 года происходит сразу в нескольких направлениях: малыш осваивает грамматические правила построения предложений, совершенствует произношение звуков и понимание речи, а также развивает умение связно выражать свои мысли и учит новые слова. В этот период родителям рекомендуется как можно больше разговаривать с ребенком, четко и ясно проговаривая слова, и всячески поощрять его попытки самостоятельной речи.

Словарный запас ребенка в 2 года обычно превышает 100 слов. Правда, сюда входят различные упрощения или звукоподражания – слова, которые ребенок еще произносит не полностью или неправильно, но все же пользуется ими для обозначения предметов или явлений. В этом возрасте ребенок еще не умеет выговаривать некоторые звуки и часто путает слоги в словах.

Навыки ребенка в 2 года

В 2 года ребенок владеет многими бытовыми навыками:

  • просится и ходит на горшок;
  • самостоятельно ест с помощью ложки, умеет пользоваться чашкой;
  • моет руки и умывается;
  • с помощью взрослого чистит зубы;
  • умеет хорошо держать ручку или карандаш;
  • складывает предметы в коробку и достает их оттуда.
  • Кроме того, двухлетний малыш делает попытки самостоятельно одеваться. Ребенка в этом возрасте нужно учить завязывать узелки и застегивать пуговицы. Его желание самостоятельно одеться рекомендуется поощрять.

    Уже с 2 лет ребенку можно давать простые задания: убрать или унести игрушку, «помочь» маме с уборкой или с готовкой. Конечно, практической пользы от этой деятельности почти не будет. Однако малыш с ранних лет будет привыкать к тому, что работа по дому – это важное и нужное дело, и в дальнейшем его будет проще приучить к порядку и чистоте.

    mezhdunami.net

    Нервно психическое развитие детей таблица

    Нервно-психическое развитие недоношенных детей

    При современном уровне знаний невозможно точно провести грань между последствиями «чистой» недоношенности и наслоившимися на нее патологическими состояниями. Совершенно очевидно, что частота психоневрологических расстройств во многом обусловлена насыщенностью вредных воздействий в анте- и интернатальном периодах и их пагубном влиянии на незрелый мозг плода и ребенка. Однако по мере роста и развития детей осуществляется значительная коррекция врожденных дефектов и мозговых повреждений.

    Наиболее замедленное развитие наблюдается у глубоконедоношенных, родившихся с весом до 1000—1500 г. У этих детей в течение первых трех месяцев жизни отмечается повышенная сонливость, эмоциональная бедность (слабый и редкий плач), отсутствие периодов активного бодрствования, пониженная пищевая активность (вяло сосут из соски, груди матери, быстро устают). Дети, родившиеся весом выше 2000 г, в большинстве случаев уже в конце первого, на втором месяце жизни активно бодрствуют после кормления, хорошо сосут грудь матери.

    При соответствующих воспалительных воздействиях у большинства недоношенных детей в возрасте до 3—4 мес. возникает слуховое и зрительное сосредоточение, наблюдается удерживание головы в положении на животе и на руках у взрослого, появляется первая улыбка в ответ на эмоциональное общение с окружающими.

    В возрастном периоде от 3—4 до 6 мес. у недоношенных детей происходит дальнейшее развитие деятельности анализаторов (ребенок по звуку отыскивает невидимый объект, рассматривает игрушки), возникают манипуляции с игрушкой (сначала он их ощупывает, захватывает подвешенные игрушки, затем берет их руками), начинает упираться ногами. В этот период ребенок долго лежит на животе, на разговор взрослого отвечает длительной улыбкой, проявляет радость от общения с ним оживленными движениями рук, ног, радостными возгласами («комплекс оживления»).

    Во втором полугодии (от 6 до 9 мес.) у ребенка развиваются первичные речевые реакции (длительно гулит, произносит слоги). Он переворачивается со спины на живот и с живота на спину, возникают движения, подготовительные к ползанию. В этом возрасте недоношенные дети во время бодрствования много занимаются игрушками, рассматривают, постукивают, берут их из разных положений и длительно удерживают в руках. Дети хорошо могут есть с ложки и пить из чашки, которую держит взрослый.

    От 9—10 до 12 мес. недоношенный ребенок хорошо ползает, умеет сам садиться и ложиться, встает к барьеру и переступает, придерживаясь за него, свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы. Дети понимают адресованную к ним речь взрослых (на вопрос «где?» находят несколько предметов, по просьбе взрослых делают «ладушки», дают ручку), много лепечут сами, начинают произносить первые слова.

    Нервно-психическое развитие недоношенных детей

    В таблице приведены данные, характеризующие нервно-психическое развитие недоношенных детей на первом году по месяцам жизни (в первой графе таблицы даны нормативы развития доношенных детей).

    На втором году жизни (от 1 до 1 г. 6 мес.) дети овладевают самостоятельной ходьбой, говорят 10—15 слов, понимают речь взрослого. Ребенок этого возраста длительно играет, проделывая некоторые действия с предметами (качает куклу, надевает кольца на стержень, накладывает кирпичики).

    В возрасте 1 г. 2 мес.—1 г. 4 мес. недоношенные дети при отсутствии органических поражений центральной нервной системы и правильном воспитании соответствуют в большинстве случаев по нервно-психическому развитию своевременно родившимся детям.

    На протяжении первых полутора лет жизни большинство здоровых недоношенных детей имеет задержку формирования основных психомоторных реакций. Степень этой задержки зависит от степени недоношенности. Дети, недоношенные на 2,5—3 месяца, начинают держать головку, улыбаться, стоять, сидеть также в среднем на 2,5—3 мес. позднее, чем доношенные.

    Наиболее тесно связаны степень недоношенности и показатели моторного развития. Если, например, доношенный ребенок начинает ходить без поддержки в 11—12 мес. то у ребенка, недоношенного на 1—2 мес. этот навык появляется в 13—14 мес.

    Аналогичная связь показателей сенсорного развития и развития речи со степенью недоношенности в основном проявляется до 6—9 мес. Затем четкость связи теряется.

    Уже в возрасте 1 год показатели развития речи зависят прежде всего от уровня воспитательных воздействий в семье и от образования родителей. В дальнейшем величина связи с воспитанием еще более усиливается. Установлено, что в семьях, где развитию речи уделяли особое внимание (под контролем врача), подавляющее число детей начинало произносить отдельные слова в те же сроки, что и доношенные дети (в возрасте 11—12 мес.), независимо от степени недоношенности.

    К 3 годам те из здоровых недоношенных детей, которые получали достаточно регулярные воспитательные воздействия в семье, практически по всем показателям нервно-психического развития не отличаются от доношенных. Отстают от доношенных сверстников по многим показателям преимущественно те дети, которые растут в неблагополучных семьях («неполная» семья, семья с низким культурным уровнем родителей и т. п.). Следует отметить: если недоношенный ребенок из такой «неблагополучной» семьи попадает в ясли, показатели нервно-психического развития (прежде всего показатели развития речи), значительно улучшаются.

    В возрасте 4—6 лет по уровню выполнении специальных экспериментально-психологических тестов здоровые недоношенные дети, посещающие детские дошкольные учреждения, практически не отличаются от доношенных сверстников.

    Грубые неврологические нарушения у недоношенных детей (детский церебральный паралич, эпилепсия, слабоумие) наиболее тесно связаны с гипоксией в родах и с тяжелой внутричерепной родовой травмой. Вследствие того что тяжелую травму и гипоксию в родах чаще переносят глубоконедоношенные дети, именно у них особенно велика угроза неврологических нарушений.

    Негрубые, так называемые «функциональные», нарушения (повышенная общая возбудимость, двигательное беспокойство) у недоношенных детей связаны не только с неблагополучным течением беременности и родов, но и с факторами окружающей ребенка микросоциальной среды. При этом особое значение имеют дефекты воспитания по типу «кумир семьи».

    К. И. Козьмина на основании анализа успеваемости 294 недоношенных детей, обучающихся в общеобразовательной школе, пришла к выводу, что качество успеваемости недоношенных детей по основным предметам (письмо, чтение, математика, литература) более низкое, чем у доношенных детей контрольной группы. Об этом свидетельствует число недоношенных детей, вынужденных дублировать школьную программу в 1—8-м классах. Таких детей в группе недоношенных выявлено 6,4% против 2,4% в контрольной группе. В первом классе у недоношенных детей средний балл по основным предметам ниже, чем у доношенных, и соответственно составляет по русскому языку 3,2—4,2 балла, по арифметике 3,2—3,8, по чтению — 3,4—3,8 балла.

    У большей половины изучаемых недоношенных детей в возрасте 7—7,5 года отмечено некоторое снижение памяти, внимания, ориентации и др. Словарный запас беднее, чем у доношенных сверстников. Недоношенные Дети особенно нуждаются в помощи при выполнении учебных заданий, многие из них отличаются быстрой утомляемостью.

    Таким образом, развитие недоношенного ребенка в раннем постнатальном периоде во многом определяется степенью зрелости его организма к моменту рождения, состоянием здоровья матери, характером течения беременности и родов у нее. В дальнейшем все большее значение приобретает влияние педагогического воздействия. Недоношенные дети длительное время отличаются более быстрой истощаемостью физиологических процессов, которое выявляется в повышенной утомляемости, что сказывается в дальнейшем на их занятиях в школе.

    Что должен уметь ребенок в месяц, в год

    Что должен уметь ребенок первого года жизни. Соответствует ли нервно-психическое развитие ребенка его возрасту? Многие родители часто задаются такими вопросами. И не зря. Чем раньше будет замечено отставание развития ребенка, тем легче будет это устранить. Иногда, просто добавив дополнительные занятия с ребенком . В некоторых случаях придется обратиться к специалистам для установки правильного диагноза, если таковой имеет место быть.

    Таблица по возрастам, что должен уметь ребенок

    Физическое развитие ребенка первого полугодия жизни

    Физическое развитие ребенка второго полугодия жизни

    Данная таблица физического и нервно-психического развития примерная, но она четко отражает последовательность появления тех или иных навыков у детей первого года жизни. Дети акселераты могут опережать в развитии своих сверстников. Гиперактивный ребенок всегда физически активнее. Не обязательно, но возможно, что такому ребенку в дошкольном или школьном возрасте будет поставлен диагноз СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Детям с таким диагнозом особенно нужна для гармоничного развития теплая, добродушная, спокойная атмосфера. Родителям при воспитании гиперактивного ребенка придется запастись массой терпения.

    Характер, поведение ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется тем, кто и как их воспитывал в раннем детстве. От того, получил ли он достаточно ласки и внимания, напрямую зависит формирование его нервно-психического развития в будущие годы.

    Чтобы физическое развитие соответствовало возрасту, нужен постоянный контакт с взрослыми. Иначе может развиться синдром Маугли , даже если у малыша нет никакой неврологической симптоматики. При задержке развития речи, аутизме, ДЦП и других заболеваниях, без своевременной и грамотной помощи специалистов не обойтись. Наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием поможет вовремя установить правильный диагноз и начать соответствующее лечение.

    Можно ли ребенка садить в подушки?

    Нет. Нельзя. У детей костно-мышечная система слабая. Такое насильственное усаживание может привести к деформации скелета.

    Что делать, если ребенок упал с кровати?

    Как правило, дети начинают переворачиваться со спины на живот очень неожиданно. Это может произойти, даже если мама стоит рядом и на секундочку отвернулась. Если ребенок после падения не проявляет длительных признаков беспокойства, то ничего страшного. Но иногда при сильном падении у ребенка может образоваться гематома или сломаться ключица. В таких случаях ребенка нужно обязательно показать врачу.

    vospityvaem-detej.ru

    Психическое развитие ребенка

    Психическое развитие ребенка – это совершенствование всех механизмов его жизнедеятельности: нервной системы, эмоциональной сферы, интеллекта, опорно-двигательной активности. От того, насколько слаженными будут эти процессы, зависит успешность обучения детей, их физиологические особенности.

    Развитие психики ребенка идет скачкообразно: то бурно, то замедляется. Это связано с фазами взросления:

    • В течение первого года жизни развиваются движения
    • С года до трех двигательные функции усложняются, формируется чувственная сфера
    • От 3 до 12 лет совершенствуется эмоциональная сфера
    • После 12 лет развивается мыслительная деятельность ребенка
    • Естественно, деление на эти этапы весьма условно, так как психическому развитию ребенка могут способствовать или мешать различные факторы внешнего мира и свойственные ему особенности.

      Особенности психического развития ребенка

      Едва малыш научился распознавать голос мамы, у него появляются первые эмоциональные реакции. Вначале они выражаются только криком или плачем. Затем ребенок начинает улыбаться осмысленно при виде игрушек, ярких предметов, в ответ на ласковые слова, обращенные к нему.

      К 10 месяцам он может уже проявлять ревность по отношению к взрослым, уделяющим ему «мало» внимания. В этот же период времени он способен выражать удивление при виде чего-то нового – это первые проявления познавательной активности.

      Если в раннем младенчестве малыш практически не может концентрировать внимание, то в возрасте около года он проявляет интерес к игрушкам, начинает исследовать их. Здесь большую роль в развитии играет тактильная чувствительность, нужно давать ему предметы, разные на ощупь.

      Как только дитя встает на ноги, его впечатления о мире наполняются новым содержанием. Обзор становится шире, объем получаемой извне информации больше. Ему хочется двигаться, появляется интерес к предметам, находящимся на расстоянии. Это опасное время: нужно убирать как можно дальше все опасные предметы, до которых ребенок может дотянуться.

      Когда ребенку исполняется 3 года, родители понимают, что такое упрямство. Ребенок уже достаточно хорошо справляется с речью, проявляет свои желания, у него формируется воля. Именно поэтому здесь особенно важно сформировать у него правильное понимание «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Свои слова подкрепляйте мимикой, эмоциональной реакцией.

      В то же время надо поощрять любознательность детей, которая тоже появляется в этом возрасте и продолжает проявляться еще сильнее к 5-7 годам.

      Нервно-психическое развитие ребенка и кризисы

      Специалисты выделяют несколько критических периодов в детском психическом развитии:

    • 1 год: ребенок многое умеет делать сам (кушает, играет, ходит), но его речь еще неразвита, поэтому окружающие не всегда могут понять, чего он хочет. С этим непониманием часто связаны вспышки агрессии со стороны малыша. Следует понимать, что это не шалости и не капризы, а проявление беспомощности и запрос поддержки
    • 3 года: ребенок бунтует, потому что уже чувствует собственное «я», но контролировать эмоции пока не умеет. Спокойная позиция взрослого и четкое обозначение границ допустимого поведения помогут ребенку быстрее социализироваться
    • 7 лет: ребенок идет в школу и обретает новый авторитет в лице учителя. Здесь возможна смена поведения вплоть до неузнаваемости. Ваш спокойный и управляемый малыш становится маленьким деспотом или, напротив, стесняется, манерничает и т.д. Так происходит социализация: видя вокруг детей с разным типом поведения, ребенок «примеряет» их на себя. Взрослые должны приложить усилия к сохранению доверительных отношений с ним, чтобы без насилия помочь ему сохранить и проявить собственную личность, стать авторитетом для сверстников
    • Если кризис 7 лет будет преодолен, то вам легче будет понимать ребенка в подростковом возрасте, который нередко называют «затяжным кризисом». Здесь очень важно позволять ребенку совершать ошибки, в то же время не утрачивая контакта с ним и поддерживая его, а иногда и направляя.

    sonyaclub.ru

    Психическое развитие ребенка раннего возраста

    Чтобы грамотно развивать и обучать ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. Периодизация психического развития — это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

    Основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

    Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

    Основные достижения раннего возраста

    Основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

    · овладение прямой походкой;

    · овладение активной речью;

    · развитие предметной деятельности.

    Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

    В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

    Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

    Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

    Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

    Символизм и зарождение самосознания

    Развитие символизма как возрастного новообразования второй половины раннего детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и частично начала третьего года, ребенок только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.

    Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

    Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», — говорят дети раннего возраста о себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами, «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого.

    И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

    «Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» — заявляет малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» — одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у Ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» — центральным новообразованием данного периода.

    Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».

    На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». Это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

    Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

    Кризис трех лет (Л.С.Выготский) выражается в семизвездии симптомов:

    1. Негативизм проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».

    2. Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз « нет» и теперь повторяет свой отказ.

    3. Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.

    4. Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности : «Я сам».

    5. Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.

    6. Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.

    7. Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.

    Таким образом, мы видим, что ребенок в конце раннего возраста ( от рождения до 3 лет) воспринимает окружающий мир по – новому, через призму самого себя.

    На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят. Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости. По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

    На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

    В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

    К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

    1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — 1-е издание, СПб, 2009. — 320 с.

    2. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 704 с.

    xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

    Развитие ребенка 5 лет

    В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.

    Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем. Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанием ребенка занимались плохо и при этом уделяли этому мало внимания. Нужно помнить, что воспитание — это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира. Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.

    Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами. Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.

    Для ребенка очень важны игры в этом возрасте. При помощи игры вы закрепите у малыша основные знания, которые он должен приобрести в этом возрасте. Малыш должен уже научиться различать цвета, форму, размер, предмета. Кроме этого, он должен определять соотношение предметов по высоте, длине, ширине. Также кроха должен уметь определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет. Объясните ему значение следующих предлогов: в, над, под, это важно. Он должен понимать расположение предметов в пространстве, то есть предмет находится справа, слева, снизу, сверху и т.д. в таком возрасте малышу нужно объяснять, чтобы он учился разговаривать вежливо, правильно излагать свои просьбы, благодарить, внимательно и терпеливо выслушивать своего собеседника.

    При воспитании ребенка просто огромное значение имеют игры. Очень хорошо, если обучающий процесс проходит в детском коллективе. Игры, можно сказать, являются тренингом социального развития малыша. В коллективе он научится взаимодействовать со своими сверстниками, выполнять правила и просьбы, в чем-то уступать, проявлять свои лидерские способности.

    Не стоит запрещать ребенку фантазировать во время игры. Наоборот, поддержите его. Предложите ему предметы, которые, по вашему мнению, совершенно ни к чему. Дайте крохе тряпочки, палочки и другие ненужные вещи. Благодаря игре у него формируется самостоятельность. Он как бы моделирует поведение взрослых. Во время игры малыш открывает для себя много нового и познавательного.

    Физическое развитие ребенка

    Очень важно в данном возрасте физическое развитие. Необходимо приучать кроху к физической культуре. Это связано с тем, что малыши в возрасте 5 лет формируются со стороны опорно-двигательного аппарата. Занятия спортом важны для детей. Просто в 5 лет ребенок осознанно может выполнять определенные физические упражнения.

    Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки и развитие всех групп мышц.
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, то есть укрепление защитных сил организма.
  • Воспитание в ребенке закаливания организма.
  • К физическим нагрузкам нужно приучать с самого раннего возраста. Давайте вспомним тот момент, когда малыш появился на свет. Ему в обязательном порядке нужна была утренняя гимнастика ручек и ножек. В процессе взросления ребенка отменять эти процедуры не нужно. Попытайтесь придумать что-то оригинальное, чтобы приобщить его развиваться физически. Естественно с детьми в возрасте 5 лет это делать немного проще. Все упражнения должны выглядеть как игра. Прекрасно подойдет ходьба. Во время ходьбы можно попросить кроху выполнять не сложные взмахи руками.

    Также, можно повыше поднимать ножки, менять темпы ходьбы и шаг. Это позволит работать многие группы мышц, а также сформировать правильную осанку. Кроме этого можно приобщить ребенка к бегу и прыжкам. Для этого педагогами были разработаны определенные игры. Очень хорошо детки играют в мяч. Мало того, что упражнения с мячом полезны для здоровья, так еще и воспитают внимательность, резкость движений и бдительность крохи. Будет полезно, если вы научите своего ребенка кататься на велосипеде. Поездки на этом виде транспорте не только полезны для физического развития, но и для координации движений. Малыш станет более устойчивым, и не будет бояться упасть.

    Нервно-психическое развитие в 5 лет

    Ребенок 5 лет очень хорошо развивается психомоторно. Ведь нервно-психическое развитие является самым главным в этом возрасте. Во время прогулок малыш вынослив, рассматривает окружающий мир с интересом и с азартом познает все новое. В этом возрасте у малыша закрепляется мелкая моторика рук. У малыша начинает проявляться интерес к изобразительной и творческой деятельности. Крохи очень любят рисовать, что-то вырезать и склеивать, строит волшебные замки и украшать свою комнату изделиями, сделанными своими руками.

    Очень активно начинает развиваться речь. Более того, ребенок прекрасно может формировать свою мысль. То есть, может пересказать сказку, которую вы читаете ему на ночь. Может хорошо выстраивать предложения и просить вас о чем-либо. Кроме этого, дети в этом возрасте активно делятся впечатлениями, которые он увидел в детском саду. Словарный запас увеличивается, и ребенок может хорошо передавать то, что думает и желает выразить.

    Ребенок использует речь для общения со своими ровесниками. Он начинает очень активно тренировать свои речевые способности. Очень часто в пятилетнем возрасте ребенок задает просто огромное количество вопросов. Кроме того, у него появляется способность рассуждать и пересказывать ранее происходящие события. Иногда детки сочиняют стихи, поют песенки. Все это развивает их речь, что не маловажно в этом сложном периоде жизни ребенка.

    Малыш уже научился решать довольно сложные задачи. Он может различать предметы по определенным признакам на довольно высоком уровне, чем ранее. Нужно отметить, что логика малыша в 5 лет очень своеобразная и к этому необходимо привыкнуть. В 5 лет малыш уже может выучить короткий стишок или песенку. То есть у него развивается сознательное запоминание определенных вещей. Но, здесь есть некоторые нюансы. Нужно развивать в ребенке смысловую память. То есть, кроха должен знать то, что его просят заучить, то есть осознавать это. Он должен понимать, что от него требуется и зачем это нужно.

    Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет

    У малыша должен быть приличный словарный запас, около 3000 слов. Малыш должен знать свой адрес проживания. Использовать в предложении 5-6 слов. Кроха должен использовать в своей речи не только простые, но и сложные предложения. Малыш должен в 5 лет уметь пересказывать уже пройденный материал. Со стороны произношения у ребенка не должно быть корявых звуков. Малыш должен хорошо определять право-лево у себя, но не показывать это на других. В малыше нужно развивать знание элементарных антонимов: большой – маленький, твердый – мягкий и т.д. малыши должны уже в 5 лет уметь считать до 20. Кроме этого дети должны различать количество предметов, то есть где больше, а де меньше. Маленький человечек должен знать предметы, а также из чего они сделаны, то есть из каких материалов.

    Как уже говорилось выше для ребенка очень важно общение. Общение должно быть не только с родителями, но еще не маловажно общение со своими сверстниками. Большинство родителей принимают решение отдать ребенка в детский сад. Однако есть и такие, которые совершенно против, отдавать свое излюбленное чадо в государственные структуры. Таким родителям нужно помнить о том, что садику следует найти альтернативу. Ведь вашему крохе просто необходимо общаться со своими сверстниками. Такой альтернативой может стать детская игровая площадка, развлекательный центр, студия для раннего развития, самодеятельный кружок. В этих заведениях ребенок может реализовываться как личность, развиваться физически и эмоционально. Также не стоит забывать, что ребенок 5 лет должен уже потихоньку подготавливаться к школе, ведь через год он станет первоклашкой.

    Мы уже говорили о том, что малыш в этом возрасте развивается хорошо с творческой стороны. Поэтому нужно обращать внимание, чем он больше всего любит заниматься. В 5 лет можно отдать малыша в какой-нибудь кружок. Это может быть танцевальный кружок, рисование, лепка и др. главное, чтоб малышу нравилось то, чем он занимается.

    И на конец. Пристальное внимание обращайте на именно физическое развитие малыша. Ведь в этом возрасте они становятся более активными, обладают резкой реакцией, повышается координация и скорость движений. Кроме этого, если вы заметили, у ребенка изменились пропорции тела. Они стали больше походить на взрослые формы. При этом центр тяжести опустился вниз, собственно, это так и нужно. Все навыки, которые малыш получил в течение своей жизни, стали совершенными. Кроха начинает очень активно играть в мяч, ездить на роликах или велосипеде. Может глобально фантазировать, что очень хорошо.

    mirmam.info



    You Might Also Like