Raiting-OY.ru

Все о детях

Методика тревожность дошкольного возраста

Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.

Программа “Тревожность” составлена как тренинговая программа для детей 5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.

Мы отличаем тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки ребенка.
  2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

Цель программы. коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Снять эмоциональное напряжение.
  2. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  3. Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
  4. Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
  5. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
  6. Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.
  7. Работа по программе:

    Занятия организуются в форме тренинга.

    Структура занятия включает в себя следующие элементы

    • Приветствие ( позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
    • Разминка ( воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
    • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
    • Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
    • Ритуал прощания
    • Занятие 1 “Знакомство”

      Цель: раскрепощение участников

    • объединение детей в группу;
    • идентификация себя со своим именем;
    • формирование позитивного отношения детей к своему “Я”
    • Занятие 2. “Мое имя”

      Цель: раскрытие своего “Я”

    • разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;
    • повышение уверенности в себе;
    • Занятие 3 “Мое настроение”

      Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

    • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
    • снизить эмоциональное напряжение;
    • развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.
    • Занятие 4. “Настроение”

      Цель: снизить эмоциональное напряжение.

    • развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить свое.
    • снижение эмоционального напряжения;
    • рефлексия с опорой на художественное изображение;
    • снятие мышечных зажимов, тревожности;
    • Занятие 5. “Страхи”

      Цель: выявление реальных страхов детей.

    • создание положительного эмоционального фона;
    • выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях;
    • формирование социального доверия;
    • осознание и снятие страхов;
    • развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
    • Занятие 6. “Преодолеваем страхи”

      Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.

      Задачи:

      • снять эмоциональное напряжение, настроить детей на совместную работу;
      • уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;
      • оказать помощь в преодолении негативных переживаний;
      • ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

      Задание 7. “Я больше не боюсь”

      Цель: развитие социального доверия.

    • преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;
    • снятие страха перед темнотой;
    • снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
    • развитие внимания друг к другу, социального доверия;
    • развитие чувств эмпатии.
    • Эмоции и чувства являются важной сферой психического развития человека, они играют немаловажную роль в определении качества его душевной жизни. Данной сфере психического развития посвящены фундаментальные труды H.H. Ланге, И.А. Сикорского, Н.Я. Грота и др. В настоящее время интерес к проблеме эмоций значительно возрос.В последнее время эмоциональная сфера становится предметом серьёзных теоретических обсуждений В.К. Вилюнас, А.Б. Орлов, Е.П. Ильин. Это определяется тем, что сейчас в обществе отмечается фактор многочисленных нарушений и расстройств в эмоциональной сфере детей. В последние годы, по данным различных исследований, часто встречающимися отклонениями у детей является тревожность и страхи. (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, и др.).

      В жизни тревожного ребёнка присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является помощь детям с симптомами тревожности.

      В работахА. М. Прихожан, А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, Л. В. Пасечник предлагаются различные решения проблемы коррекции тревожности. Активно используется в настоящее время и является одним из эффективных средств такое направление как арт-терапия. Этому направлению посвящены работы O. A. Карабановой, М. В.Киселевой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой, Л. Д. Мардер, Е. В. Свистуновой, А.Ю. Татаринцевой, Л. Д. Лебедевой и т. д.

      Изначально искусство рассматривалось как способ развития эстетической стороны личности ребёнка. Однако, на сегодняшний момент появляется необходимость исследовать искусство с другой точки зрения и применять его не только для развития, формирования личности, но и для профилактики и коррекции отклонений в различных сферах личности ребёнка, сохранения здоровья детей.

      Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. В основе арт-терапии – применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Она ориентируется на свойственный любому человеку на разных возрастных этапах внутренний потенциал, силы, самочувствие, делает упор на природное проявление эмоций, чувств, настроений. [1, с.2]

      Существует большое количество видов арт-терапии. Это фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкальная, игровая, танцевальная терапия и т. д. Данные виды активно применяются в психологической практике.Применительно к детям дошкольного возраста с симптомами тревожности распространёнными видами коррекции являются сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, а так же куклотерапия.

      Терапевтический эффект арт-терапии (игротерпии, изотерапии, куклотерапии) заключается в возможности для эмоционального, психомоторного самовыражения, развития способности эмоциональной саморегуляции. Занятия способствуют преодолению страха, скованности, застенчивости, напряжения.У ребёнка укрепляется уверенность в себе,самопринятие, развивается положительное отношение к себе, повышается самооценка, восстанавливается доверие к взрослым и сверстникам. При занятиях ребёнок может проигрывать те образцы поведения, которые не реализовывает в обычной жизни в силу личностных особенностей (быть смелым, ловким, храбрым, общительным ит.д).

      Танцевальная терапия позволяет развивать у ребёнка приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, помогает преодолеть барьеры общения, умение выражать сильные эмоции, саморасслабляться. [4, с. 26].

      Основные принципы арт-терапевтического взаимодействия с детьми при коррекции тревожности созвучны гуманистической теории воспитания:[2, с. 126]

      — поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ Я ;

      — говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не обсуждать личность и характер самого ребенка;

      — отмечать сдвиги в развитии посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

      -не применять негативных оценочных суждений, отрицательного прогнозирования;

      -не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

      -принимать и ободрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

      В нашем исследовании тревожности старших дошкольников был подобран следующий диагностический инструментарий:тест тревожности (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен); детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак); проективная методика Несуществующее животное ; анкета по выявлению тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

      Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №6 города Щёкино. В исследовании приняли участие 18 человек. 9 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6 лет.

      Анализ результатов методики Тест тревожности, (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен)позволяет утверждать, что для большинства испытуемых характерен средний уровень тревожности. Этот результат присущ 55% исследовательской группы. Для 45% исследовательской группы характерен высокий уровень тревожности.

      Анализ результатов методики Детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак) позволяет утверждать, что у большинства испытуемых (61 %) нормальное эмоциональное состояние, тревожность в незначительном проявлении. У таких детей нет сильно выраженной тревоги, страхов, фобий, внутриличностных конфликтов. У некоторых членов исследовательской группы (39 %) был отмечен более высокий уровень тревоги, наличие тревожности по сравнению с другими детьми. У таких детей наблюдаются повышенные страхи, внутриличностные конфликты.

      При анализе результатов по методике Несуществующее животное было выявлено, что для большинства детей (67%) в целом характерно нормальное развитие эмоциональной сферы: не обнаружено существенных отклонений в эмоциональном развитии, признаков тревоги, скрытности, осторожности, улавливается открытость, дружелюбие и оптимизм. При анализе рисунков у 33 % детей выявлена тревожность, боязливость, неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению.

      Таким образом, рассмотренные аспекты арт-терапии при работе с детьми позволяют разработать программу для коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. А так же планируется и реализуется процесс консультирования родителей и воспитателей, который предполагает разработку и выдачу рекомендаций с целью снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

      Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми/ М. В Киселёва. — СПб. Речь, 2008.-158 с.

      Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. — СПб. Речь, 2003. — 256 с.

      Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Д. Мардер .- М. Генезис, 2007.-178 с.

      Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, коррекция, рекомендации/ авт.-сост. Н. Ф. Иванова.-Волгоград: Учитель,2009.-191 с.

      Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб. Златоуст, 2005.-352 с.

      Перейти к обсуждению работы

      Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Психология

      научной статьи по психологии, автор научной работы — ЛИМОНЦЕВА Г.В.

      В статье представлены результаты коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности старших дошкольников с помощью методов арт-терапии. Эффективность применения методов арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, подтверждена результатами диагностики и положительной динамикой в поведении детей.

      Научная статья по специальности Психология из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , ЛИМОНЦЕВА Г.В.

      ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.10).

      ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.10).

      ЛИМОНЦЕВА Г.В. (2015). Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.10).

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47 С.26-31.

      ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2015).

      ЛИМОНЦЕВА Г.В. (2015). Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

      vospityvaem-detej.ru

      Тревожность дошкольников

      Психологические особенности тревожности детей младшего и старшего дошкольного возраста. Причины ее возникновения, проявление и рекомендации родителям по работе с такими детьми. Психодиагностическое исследование и описание коррекционной программы.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      За время проведения занятий мы наблюдали повышение активности детей, их уверенности в себе. Дети все чаще не боялись высказывать свое мнение, проговаривать сложные слова, которые были включены в их деятельность. К концу опытно-практической работы они научились выполнять правила групповой работы: слушать не перебивая, не осмеивать ответы других.

      Важнейшим этапом коррекционно-развивающей работы с детьми была работа с родителями. Мы провели родительское собрание, на котором были раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность. Большинство родителей заинтересовались этой проблемой, задавали интересующие их вопросы по данной теме. Мы разработали рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с дошкольниками.

      3.3 Рекомендации родителям по особенностям взаимодействия с тревожными детьми

      Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. По итогам коррекционной программы мы рекомендуем проводить работу с тревожными детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в трех направлениях: 1.Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3.Снятие мышечного напряжения. Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

      Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе. «, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

      Обучение детей умению управлять своим поведением.

      Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

      Снятие мышечного напряжения.

      Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

      Что могут сделать родители тревожного ребенка?

      Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление. Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

      Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).

      1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!») 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

      Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. 4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

      Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

      Как играть с тревожными детьми.

      На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. 2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?». 3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. 4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

      1. Основные направления коррекционной работы с тревожными детьми: повышение самооценки и уверенности ребёнка в себе, обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков владения собой в трудных ситуациях.

      2. За время проведения занятий мы наблюдали повышение активности детей, их уверенности в себе. Дети все чаще не боялись высказывать свое мнение, проговаривать сложные слова, которые были включены в их деятельность. К концу опытно-практической работы они научились выполнять правила групповой работы: слушать не перебивая, не осмеивать ответы других.

      3. Важнейшим этапом коррекционно-развивающей работы с детьми была работа с родителями. Мы провели родительское собрание, на котором были раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.

      В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

      1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме.

      2) Исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

      3) Проведена коррекционно — развивающая работа по снижению тревожности у детей дошкольного возраста.

      В процессе теоретического анализа были сделаны выводы, что тревога зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний. Чаще всего возникновение тревожности связывают с неправильным воспитанием, с сильными волнениями и страхами матери.

      Опытно-экспериментальная работа показала, что для тревожных детей характерна неуверенность в себе, пугливость, наличие многочисленных страхов. Они жалуются на страшные сновидения, часто не могут сдержать слезы, испытывают мускульное напряжение.

      Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение в младшей группе 8 и в подготовительной 9 детей.

      Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном.

      Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью критерия Q-Розенбаума, который составил Q эмп < Q кр (p?0.01).

      Таким образом, дети младшего дошкольного возраста не превосходят детей старшего дошкольного возраста по показаниям тревожности, что подтверждает наше предположение о том, что дети младшего дошкольного возраста проявляют такой же уровень тревожности, как другие дети, в частности, старшего дошкольного возраста.

      Вследствие полученных данных, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась и что высокая тревожность детей младшего и старшего дошкольного возраста связана наличием большого количества страхов и способствует эмоциональному неблагополучию личности дошкольника.

      Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.

      При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.

      Положительные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность младшего и старшего дошкольника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.

      Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на снижение тревожности в поведении детей дошкольного возраста.

      В профилактике и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

      Список использованной литературы

      1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.

      2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.

      3. Бассет Л. Только без паники! — СПб., 1997.

      4. Безруких М.М., Ефимов СП. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? — М., 2004.

      5. Берн Э. Игры в которые играют люди. — СПб., М., 1997.

      6. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. — Томск, 1999.

      7. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 2000.

      8. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, 2003.

      9. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков».- М., 1997.

      10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — С-П., 2000.

      11. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — Алма-Ата, 2004.

      12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 2005.

      13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 2004.

      14. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М, 1998.

      15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

      16. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). — Киев, 1992.

      17. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002.-№47.- с.8-9.

      18. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 2003.

      19. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.- М.: АПО, 1995.

      20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.

      21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. — М., 2000.

      22. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления., 1999, №5.

      23. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 2000.

      24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ, Сфера, 2001.

      25. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. — М., 2001.

      26. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.

      27. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003.

      28. Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 2004.

      29. Практикум по возрастной психологии : Учеб. Пособие/Под. Ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- Речь, 2005.-688с.

      30. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.,2001.

      31. Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш Габдреева, А.О. Прохоров/ ред. проф. А.О. Прохорова.- М: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.- 608с.

      32. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.

      33. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 2001.

      34. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1999.

      35. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.

      36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996.

      37. Роджерс К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001.

      38. Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики психологии. М.,1970

      39. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 2000.

      40. Руководство по детской неврологии./Под ред.В.И. Гузеевой, СПб., 2002.

      41. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2001.- 63с.

      42. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. — СГб., М., 1999.

      43. Сидоренко Л.В.Методы математической статистики в психологии.-СПб.,2002.

      44. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,2003.

      45. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Бурлачук, С.Морозов.- СПб.,2003.

      46. Спилбергер Ч.Д., Калашников Н.В. Шкала оценочной реакции. М.,2003

      47. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.

      48. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 2002.

      49. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2001.

      50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2000.

      51. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей // серия Педагогический ф-т — М., 1989.

      52. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛА ДОС, 1995 — 544 с.

      53. Шибутани Т. социальная психология. Пер. с англ. В. 5. Ольшавского — Ростов Н / Д изд-во “Феникс”, 1998 — 544 с.

      54. Детство и общество. — Санкт-Петербург, 1996 -592 с.

      55. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., Прогресс, 1990.

      56. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. — М: Канон, 1997 — 336 с.

      57. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 2005.

      58. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. — М., 2005.

      revolution.allbest.ru

      Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

      Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

      Детский страх: норма или патология?

      Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

      Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

      Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

      Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

      Причины тревожного поведения

      В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

      1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
      2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
      3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
      4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
      5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
      6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
      7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.
      8. Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

        Способы преодоления страхов

        Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

        Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

        Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

        Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

        Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

        doshkolnik.net

        Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста

        Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста

        Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет.

        Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

        Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже). В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-«.

        Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:

        Наличие 6 — 7 признаков говорит о высокой тревожности,

        3 — 5 — о тревожности среднего уровня,

        Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, на втором этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний балл.

        Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им можно предложить небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности.

        Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Исследование индивидуальных особенностей».

        Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.

        «Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно — минус».

        1. Не может долго работать не уставая.

        2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

        3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

        4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

        5. Смущается чаще других.

        6. Часто говорит о возможных неприятностях.

        7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

        8. Жалуется, что снятся страшные сны.

        9. Руки обычно холодные и влажные.

        10. Нередко бывает расстройство стула.

        11. Сильно потеет, когда волнуется.

        12 Не обладает хорошим аппетитом.

        13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

        14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

        15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

        16. Часто не может сдержать слезы.

        17. Плохо переносит ожидание.

        18. Не любит браться за новое дело.

        19. Не уверен в себе, своих силах.

        20. Боится сталкиваться с трудностями.

        Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

        Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности,

        7-14 баллов — о среднем,

        1-6 баллов — о низком.

        Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя.

        А. И. ЗАХАРОВА НА ОЦЕНКУ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА

        Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено — ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «О», если отсутствует «—».

        Тест выполняют родители детей 4—10 лет.

        1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

        2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

        3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

        4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

        5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

        6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

        7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

        8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

        9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

        10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

        11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

        12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

        13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

        14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

        15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

        Возможные варианты ответов:

        — данный пункт выражен и возрастает в последнее время — 2 балла;

        — данный пункт проявляется периодически — 1 балл;

        — данный пункт отсутствует — О баллов.

        Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

        — от 20 до 30 баллов — невроз;

        — от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время;

        — от 10 до 15 баллов — нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;

        — от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку;

        — менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

        ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ

        Проводится психологом, предназначен для психологического анализа личностных особенностей детей 4,5 лет и старше.

        Необходимо нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.

        Детям предлагается лист бумаги и простой карандаш (детям 4,5—6 лет можно дать цветные карандаши или фломастеры). Взрослый не вмешивается в процесс рисования, а по окончании задает вопросы:

        — Как зовут это животное?

        — С кем оно дружит?

        При анализе рисунка учитывается следующее:

        — размер фигуры: связан с самооценкой ребенка (чем больше, тем выше);

        — расположение фигуры: в верхней трети листа — высокие притязания, в нижней трети — заниженные; наиболее адекватен достаточно большой рисунок в средней части листа: уверенность в себе, желание проявить свои возможности, получить высокую оценку, поощрение;

        — животное большого размера в верхней части листа: завышенная самооценка, стремление к лидерству, высоким оценкам;

        — если рисунок еще и сильно декорирован (украшения, цветы, орнаменты, — демонстративность, стремление. обратить на себя внимание;

        — маленькая фигурка животного в самом низу листа: неуверенность, тревожность, беспомощность, потребность в поощрении, низкая самооценка;

        — маленькие фигурки расположены в самом верху листа: несовпадение между самооценкой и уровнем притязаний, наличие внутри-личностного конфликта, высокое нервное напряжение, конфликтность, неуверенность и тревога, агрессивность как защита, потребность в любви и защите взрослых; большая фигура внизу листа: несовпадение между высокой самооценкой и низким уровнем притязаний, внутриличностный конфликт, неуверенность, конфликтность, агрессивность как выплеск нереализованных возможностей; фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево: инфантильность, стремление назад, в детство, может быть связано с появлением второго ребенка в семье; фигура, смещенная в правую сторону или смотрящая вправо: стремление в будущее, желание поскорее вырасти; фигура, вытянутая по горизонтали: неуверенность, тревожность; фигура, вытянутая по вертикали: уверенность, агрессивность, стремление к лидерству; когти, зубы, языки, рога, кулаки: агрессивные тенденции;

        сильная прямая штриховка, нажим: внутреннее напряжение, стремление к высокой оценке, лидерству; косая штриховка с сильным нажимом, выходит за пределы контура: нервное напряжение, неуверенность в себе, обидчивость, невротичность; штриховка кругами: инфантилизм, потребность в защите, ласке; броня, панцирь: желание спрятаться, уйти от общения, тревожность, замкнутость; заборы, барьеры, ограждения: желание уйти от общения, неразвитость эмоциональной сферы; птички, бабочки, крылья: желание выйти из неблагоприятной ситуации; — антенны, провода, локаторы и подобное: интерес к окружающим, стремление к контактам.

        Важно при анализе рисунка учитывать все его особенности во взаимосвязи, а также ответы на вопросы.

        КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

        1. Испытывает постоянное беспокойство

        2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

        3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

        5. Имеет нарушения сна

        Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

        «Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

        Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребёнок?» Тревожен ли Ваш ребенок?Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша.

        www.maam.ru



You Might Also Like