Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие малыша после рождения

Развитие малыша после рождения

Вот и закончился один из самых сложных периодов не только для малыша, но и для его родителей. Спустя 28 дней после рождения, ваша кроха уже не является новорожденным — теперь у вас на руках грудничок, который с каждым днем все больше и больше начинает интересоваться окружающим его миром. Происходят изменения и во внешнем облике: спадают отеки и припухлости, кожа принимает розоватый оттенок.

Смена памперса должна производиться достаточно часто, поскольку опорожнение кишечника и количество мочеиспусканий в сутки равняется минимум 6 разам.

Ребенок уже чувствует мамин запах, чувствует вкус молочка – все это дарит ему ощущение безопасности и комфорта. Материнское молоко еще несколько месяцев будет оставаться наилучшим вариантом кормления крохи. Прикладывать его нужно по требованию, даже если малыш находится на искусственном вскармливании, а после трапезы надо обязательно подержать его столбиком. Прикладывания к груди достаточно частые, хаотичные. Порой одно кормление может длиться до полутора часов, а все потому, что малышу сейчас крайне важно чувствовать мамино присутствие.

Маме по-прежнему нужно придерживаться диеты: не злоупотреблять сладким, острым, жареным, совершенно исключить из рациона алкоголь и не прибегать к курению. Стоит с осторожностью вводить новые продукты и внимательно наблюдать за реакцией малыша. Если на теле или на щечках появляются высыпания, то от определенного продукта лучше пока воздержаться.

Детки все еще много спят, как минимум 18 часов. Но время бодрствования уже увеличивается, и постепенно начинает формироваться режим дня. Сейчас малыш может спать не так крепко как раньше, поскольку теперь у него более острый слух, и излишний шум может стать помехой. Однако не стоит создавать вакуум в комнате: не бойтесь оставлять негромко включенным телевизор или радио, не бойтесь разговаривать вполголоса или читать книгу вслух. Все это лишь поможет ребенку в будущем, и он не станет вдруг вздрагивать от малейшего шума или шороха. Но все же заметьте, что ночью должна быть тишина.

Малыши в возрасте 1 месяца уже могут ненадолго фокусировать свое внимание, особенно на лице мамы и на ярких предметах, но видят они лишь на расстоянии не более 40 см.

Движения ручками и ножками становятся более активными, постепенно сходит на нет гипертонус мышц, свойственный для новорожденных: расправляются ручки, ножки. Однако пальчики еще зажаты в кулачки.

К концу первого месяца у деток появляется реакция на громкий шум, который их пугает. Будучи новорожденными, они просто его не слышали. Испуг характеризуется таким поведением: малыш вздрагивает, раскидывает ручки (желая ухватиться за что-нибудь), а затем громко плачет. Маме обязательно нужно взять его на руки, чтобы подарить чувство безопасности.

Кстати, многие молодые родители боятся, что постоянное нахождение ребенка на руках сделает его зависимым от этого. Но это ошибочное мнение. В первые месяцы жизни, особенно в самый первый из них, ребенку просто необходимо чувствовать маму – это делает его уверенным в собственной безопасности, повышает доверие к маме, способствует укреплению связи мама-ребенок.

Адаптироваться малышу к новым жизненным условиям помогают врожденные рефлексы. Часть из них остается на всю жизнь: рефлекс моргания, чихания, вздрагивания. Но есть такие рефлексы, которые свойственны только новорожденным и грудничкам:

• сосательный рефлекс – если провести пальцем вокруг рта, то у малыша появятся сосательные движения;

• хватательный рефлекс – если вложить малышу в ладонь палец, он рефлекторно сожмет ладонь;

• рефлекс ходьбы – поддерживая малыша под ручки так, чтобы он касался поверхности, ножками он будет совершать движения, имитирующие ходьбу;

• рефлекс Моро – пугаясь чего-то, ребенок раскидывает ручки и ножки;

• плавательный рефлекс – при положении на животе детки совершают движения, напоминающие плавательные;

• рефлексы Бабкина – при легком нажатии на ладонь, ребенок поворачивает головку и приоткрывает рот;

• рефлекс Бабинского – если пальцем вы проведете по внешней стороны стопы ребенка, то пальчики его разойдутся в стороны.

В первый месяц жизни малышу уже предстоит первое посещение детской поликлиники. Заранее узнайте о так называемом «дне здорового ребенка», чтобы случайно не попасть в тот период, когда в больницу приходят заболевшие детки.

Теперь вам предстоит приходить на осмотр каждый месяц в течение всего первого года жизни вашего чада. В первый же приход вас обязательно осмотрит врач-педиатр, который даст направления на посещение других специалистов: детского хирурга, невролога, окулиста, ортопеда. Помимо этого необходимо будет пройти через процедуру повторной вакцинации против гепатита В (первую ставили еще в роддоме). А также нужно будет сдать анализ крови, мочи и кала. У многих родителей не укладывается в голове, каким образом можно собрать мочу у месячного малыша. На помощь вам придут специальные полиэтиленовые мешочки, которые легко приклеиваются и безболезненно снимаются. Они продаются в аптеках и бывают как для девочек, так и для мальчиков.

Как правило, ежедневные купания проводятся в течение самых первых недель после рождения. Делается это отчасти и для того, чтобы в пупочной ранке не появилось заражение. А по истечении этого срока педиатр может вам порекомендовать более редкие купания: через день, либо через два. При этом не забывайте, что подмывать маленького нужно при каждой смене памперса.

После исполнения малышу 1 месяца, когда зажила пупочная ранка, можно уже начать занятия по грудничковому плаванию. Инструктора можно пригласить прямо домой, где он вам все подробно расскажет и покажет.

Как говорилось выше, к концу первого месяца жизни пупочная ранка окончательно засыхает и заживает. Во время первого визита врач-педиатр обязательно ее осмотрит, и, если все в порядке, скажет, что обработку зеленкой можно прекратить.

Умения ребенка в 1 месяц

У малыша в 1 месяц уже заметен огромный прогресс в развитии. Теперь он не только все время спит, ест и кричит, а уже пытается познавать окружающий мир: он широко открывает глазки, пытается смотреть по сторонам. Ребенок становится способным распознать голос мамы и ее запах, а лежа на животике предпринимает активные попытки поднять головку, у некоторых это уже может получиться.

Появляются первые, пусть и не совсем осознанные, улыбки. Чаще всего так называемые «сытые улыбки», когда вдоволь накушавшись молочка, малыш довольный засыпает.

Ваш ребенок уже способен перемещать взгляд вслед за медленно движущимся предметом, но не забывайте, что хорошо видит он только с достаточно близкого расстояния. Потому очень часто малыши любят смотреть на маму во время кормления, поскольку она находится в непосредственной близости.

Следует отметить, что к концу первого месяца жизни уже не стоит туго пеленать ребенка: это будет сковывать его двигательное развитие, он хуже будет есть.

Режим дня все еще размыт, но все же некоторые изменения появляются. Месячные детки уже дольше бодрствуют днем, просыпаются утром примерно в одинаковое время.

По-прежнему стоит тщательно проводить утренние процедуры — это умывание, принятие воздушных ванн, выкладывание на животик, легкий массаж. Время пребывания на свежем воздухе также увеличивается – теперь гулять можно не менее часа, но при условии, что воздух не является слишком морозным. Прогулку можно разбивать на 2 раза. Если же за окном суровая зима, то прогулку можно заменить выходом на балкон. С той же целью необходимо каждый день проветривать помещение, предварительно убедившись, что, пока окно открыто, малыш тепло одет, либо находится в другой комнате.

Во время бодрствования полезным будет развлечь малыша каким-нибудь занятием, например, показать ему яркие игрушки простых форм, будь то воздушные шары или цветные кубики. Поднесите игрушку на расстояние не более 30 см, подождите пока малыш сфокусирует свое внимание на ней, а затем медленно двигайте ее из стороны в сторону, чтобы ребенок не отводил взгляд.

Либо над кроваткой можно подвесить мобиль, который кроха будет с удовольствием рассматривать. Также популярностью пользуются специальные развивающие коврики, которые умеют воспроизводить простые звуки, либо петь песни, а к специальной дуге прикрепляются игрушки, и, таким образом, малыш может лежать на коврике и наблюдать за свисающими вниз фигурками. Наиболее интересным такой вид времяпрепровождения станет чуть позже, поэтому родителям не стоит разочаровываться, если подобные игрушки не производят на малыша должного впечатления.

Интересной игрушкой могут оказаться и специальные погремушки, которые надеваются на ручку или ножку.

Очень полезно разговаривать с ребенком – постоянное общение будет способствовать скорейшему формированию речевых навыков, малыш начнет лепетать и гулить. Одним из вариантов занятий может стать и прослушивание музыки: будь то классические мелодии, или же детские песни. Однако ребенок может очень скоро утомиться – не стоит его перенапрягать.

Любые занятия не должны превышать пары минут, поскольку малыш еще слишком мал.

Эта проблема не обходит стороной практически ни одного ребенка и его родителей — такова плата за совершенствование пищеварительной системы. Когда начинаются колики, малыш испытывает сильную боль — он отказывается от груди, выгибается и прижимает ножки к животику, а также громко кричит и плачет. Для родителей это представляет душераздирающую картину. Однако не стоит паниковать! Прежде всего, попытайтесь согреть животик малыша, для этого возьмите его на руки и легонько прижмите к себе, лучше, если контакт будет телесным. Помочь также может прогретая утюгом, но не горячая пеленка, приложенная к животику малыша.

Полезным станет и небольшой массаж: аккуратно выпрямляйте и сгибайте ножки ребенка. Поскольку колики – это результат скопления газиков, то выручить способна еще и клизма из небольшого количества теплой воды. После введения жидкости, на минуту нужно сжать ягодички ребенка, а затем расслабить. Это поможет избавиться от излишнего газообразования.

К счастью, существуют и аптечные препараты, которые помогают справиться с этой неприятностью: вы можете приобрести как специальные сиропы, так и чаи. Предварительно целесообразным будет проконсультироваться с врачом, а выбирая то или иное средство, лучше остановить свой выбор на таком, которое не имеет ярко выраженного фруктового или любого другого вкуса, поскольку это чревато аллергией и высыпаниями на коже.

2) Вторая проблема: обильные срыгивания

Малыши по-прежнему срыгивают после каждого кормления, однако, мама должна обязательно следить за их количеством: срыгивания не должны превышать нормы, т.е. 1 столовой ложки. Если объемы срыгивания превышают допустимого количества, то необходимо обратиться за консультацией к педиатру и к специалисту по грудному вскармливанию.

3) Третья проблема: недостаточно молока

Главными признаками нехватки молока являются недостаточно частые мочеиспускания (менее 6 раз), более плотный стул либо его отсутствие, частые требования груди, ребенок хуже набирает вес, плачет после кормления. Если все эти факторы имеют место быть, то существует несколько способов повышения лактации.

Во-первых, необходимо как можно чаще прикладывать малыша к груди, то к одной, то к другой.

Во-вторых, не следует допускать использование пустышки в течение дня, поскольку это может понизить эффективность сосание груди. Маме следует включить в рацион побольше жидкости, возможно также применение аптечных препаратов для стимулирования выработки молока.

Конечно, в каждой семье, у каждого ребенка все очень индивидуально. Никогда не стоит сравнивать развитие и поведение своего малыша с другими детками. Наш журнал "Charm Lady" рекомендует своим читательницам в первую очередь присушиваться к собственным ощущениям, а при возникновении каких-либо сомнений обязательно советоваться с педиатром, либо с врачами-специалистами.

portal-od.com

Этапы развития новорожденного малыша по неделям после родов: календарь от рождения до 1 года

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: когда впервые начинают видеть и слышать новорожденные дети?).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым — таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью — малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.

Первое купание — экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: таблица с нормами веса новорожденного ребенка). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Иногда у младенца в первые дни шелушится кожа. Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.

Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика — он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку — хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.
  • Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.
  • С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

    Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: что должен уметь делать ребенок в два месяца?).

    Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: каких еще врачей проходят в 3 месяца?). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.
  • К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой — у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

    Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.
  • В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

    Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки — этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

    • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
    • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
    • понемногу начинает ползать;
    • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
    • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

    У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает — скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.
  • Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

    Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

    У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

    • садиться без помощи взрослых;
    • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
    • делает первые шаги, держа маму за руку.
    • Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

      Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова?).

      Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

    • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
    • умеет пить из кружки или поильника;
    • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
    • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
    • ползает и ходит, держась за опору;
    • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.
    • Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

    • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
    • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
    • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
    • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
    • несколько смазано произносить отдельные слова.
    • Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

      В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

      vseprorebenka.ru

      Развитие ребенка после рождения

      В первый год жизни малыша родители с удивлением наблюдают, как быстро он растет. Нормально ли развивается кроха и как он меняется от месяца к месяцу? Узнать об этом помогут некоторые цифры и факты в статье на тему «Развитие ребенка после рождения».

      За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набирает около 600 г, т.е. каждый новый день приносит крохе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все здоровые дети обязательно «убывают» в весе, у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от первоначальной массы). Причинами этого являются выделение довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества молока в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Интересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доношенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интенсивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстников. А вот недоношенные дети массу набирают медленнее. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на 3 см.

      Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возраста просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непродолжительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при наличии «весомой» причины — мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудивший кроху.

      Продолжительность пребывания на свежем воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практически со следующего дня после выписки из родильного дома. Начинают прогулки с 20-30 минут, их продолжительность постепенно увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями. Оптимальным при хорошей погоде считается пребывание на свежем воздухе не менее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-з дня, а затем его тоже «выводят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 10°С), отсутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий.

      Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые относятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вертикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребенка еще отсутствует координация движений, они хаотичны. К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на животе, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковременная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому времени младенец может начать улыбаться при ласковом обращении к нему.

      Как уже было сказано, первый месяц жизни в целом представляет собой время адаптации ребенка к внеутробному существованию. Это касается и питания. У крохи, находящегося на грудном вскармливании, обычно отсутствует четкий режим приема пищи. Малыш ест так часто, как ему хочется. Это и есть режим свободного вскармливания. За сутки ребенок первого месяца жизни прикладывается к груди в среднем 8-12 раз. Если младенец требует грудь чаще, не спешите паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не только получает капельки бесценного маминого молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития. Малыш, находящийся на искусственном вскармливании, в первые 2 недели жизни должен получать адаптированную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволительно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет 7 раз в сутки при 6-часовом ночном отдыхе. Обычно таким детям между кормлениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее — второй. Полученное значение делят на количество кормлений, рассчитывая, таким образом, необходимый разовый объем смеси. После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, равное по объему V5 от его массы.

      В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейросонография — НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего — органов брюшной полости, почек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования, в месячном возрасте каждому малышу необходимо сделать электрокардиограмму — ЭКГ (графическое отображение биопотенциалов работающего сердца).

      В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая — от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 Раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в первые дни невелико. Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня выделяется густой первородный кал зеленовато-коричневого цвета, называемый меконием. Затем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После дней жизни стул у грудничка желтый, кашицеобразный, имеет кислый запах. Частота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий — в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме также могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или беспокойством крохи.

      Еще находясь в родильном доме, малыш успевает в норме получить 2 вакцины — против гепатита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте 1 месяца повторно против гепатита. В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В. или больны гепатитом В, или перенесли это заболевание незадолго до родов). Также в i месяц повторную дозу вакцины против гепатита. В должны получить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хронической формой. Каких врачей нужно посетить В 1 месяц ребенок в первый раз отправляется на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действующего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматривают ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультировать врач-офтальмолог или кардиолог. Теперь мы знаем, как происходит развитие ребенка после рождения.

      www.allwomens.ru

      1. Раскрыть особенности развития ребенка после рождения, их проявления.

      2. Раскрыть понятие развитие.

      3. Раскрыть понятие личность, определить основные необходимые условия ее становления и формирования.

      4. Закрепить учебный материал с помощью выполнения практических заданий.

      5. Почерпнуть интересные факты, касающиеся темы, из видеороликов, представленных в уроке.

    • Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

    • Рост – увеличение массы индивидуума (особи), происходящее за счёт увеличения числа клеток, массы клеток и неклеточных образований.

    • Хронологический возраст – (или паспортный) наш обычный возраст, выраженный в количестве лет (месяцев, дней) прожитых с момента рождения.
    • Биологический возраст – понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма.
    • Личность – это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность.
    • Самовоспитание — это волевой процесс, в котором регулируется весь образ жизни человека.

      Найдите правильный ответ

      1. Назовите орган, в котором происходит оплодотворение яйцеклетки:

      Б) фаллопиевы трубы

      2. Определите предназначение плаценты:

      А) плод получает питательные вещества и кислород, а также освобождается от углекислого газа и других продуктов обмена;

      Б) выполняет функцию временной железы внутренней секреции;

      В) берет участие в делении клеток.

      3. Определите набор хромосом в мужских и женских половых клетках:

      4. На каком сроке беременности происходит заложение всех органов и тканей человека:

      А) в первую неделю;

      Просмотрите видео о развитии зародыша

      1. Назовите основные наследственные заболевания.

      2. Назовите заболевания, передающиеся половым путем.

      3. Охарактеризуйте необходимые изменения в поведении и привычках беременной женщины.

      Изучение нового материала

      При рождении маленький ребенок наделен многими свойствами взрослого человека, однако таковым он не является и какое-то время остается совершенно зависимым от материнского организма (или заботы взрослых).

      На рисунке 1 изображен ребенок, который пройдя определенное развития станет вполне самостоятельным человеком.

      Лишь спустя определенный промежуток времени ребенок стает взрослым и самостоятельным человеком. Но прежде с ним происходят процессы роста и развития. Оба эти процесса являются частью онтогенеза – индивидуального развития организма с момента его зарождения до естественной смерти.

      Сегодня мы рассмотрим постэмбриональный период онтогенеза. В этот период интенсивность роста и развития неравномерны, что провоцирует специфические анатомические, физиологические и психические особенности, называемые возрастными. В соответствии к возрастным особенностям жизненный цикл делится на периоды.

      Задание: используя данные учебника, заполните в тетради таблицу «Возрастная периодизация человека»:

      На этом видео Вы увидите ребенка и его возможности в 1 месяц от роду

      Весь грудной период (от 10 дней до года) ребенок познает окружающую действительность, развивается, растет, учится ползать, затем ходить, начинает более осознанно воспринимать мир. В это же время увеличивается рост (почти в 2 раза) и вес ребенка. В 6 месяцев начинают появляться молочные зубы, начинает изменяться скелет – хрящи заменяют кости. В 2,5-3 месяца у ребенка формируется шейный изгиб, что связано с самостоятельным держанием головы. Каким стает ребенок в 7 месяцев, Вы узнаете из следующего видеоролика

      На рисунке 2 изображен ребенок, научившийся держать голову.

      На рисунке 3 показано, как ребенок учиться ходить с помощью взрослого.

      Рис. 3. Первые шаги ребенка

      На рисунке 4 показаны все стадии развития, которые ребенок проходит прежде, чем научиться ходить.

      Рис. 4. Развитие умения ходить

      Отобразить весь период развития ребенка после рождения можно с помощью рисунка 5.

      Рис. 5. Развития ребенка после рождения

      В это время начинается интенсивный процесс развития детей. Особенно речи и мышления. С первого детства дети начинают осознанно воспринимать окружающий мир, проявляют к нему неподдельный интерес, способны обрабатывать большое количество информации. Во втором детстве ребенок развивается еще и физически и духовно. Именно в этот период ребенок проходит через три этапа: младший школьный, подростковый, юношеский.

      Во время этих этапов происходит не только физический рост и развитие человека, но и становление личности. Теперь ребенок может не только действовать самостоятельно, но и самостоятельно принимать решения, давать оценку происходящему, выбирать свой путь.

      На рисунке 6 раскрыты основные понятия личности.

      Рис. 6. Понятие «личность»

      Внутреннее содержание личности формируется лишь в процессе общения с другими людьми.

      На формирование личности влияют потребности и самовоспитание.

      На рисунке 7 отображены основные фазы становления личности

      Рис. 7. Фазы становления личности.

      Потребности можно поделить на биологические, социальные и духовные. Удовлетворение всех этих потребностей в комплексе с саморазвитием могут обеспечить полноценно сформированную и развитую личность.

      Задание: используя дополнительную литературу и учебник, раскройте понятия биологические, социальные и духовные потребности.

      1. Что такое онтогенез?

      2. Определите, какое значение рост и развитие играют в жизни человека.

      3. Что такое биологический возраст?

      4. В каком возрасте выделяют период раннего детства?

      1. На ножки ребенок стает в возрасте:

      2. Возраст 36-55 (60) лет называется:

      а) второй период зрелого возраста

      б) пожилой возраст

      в) первый период зрелого возраста

      3. Период жизни до 10 дней называется:

      в) первое детство

      4. Личность полностью формируется в:

      а) юношеский период

      б) в первом детстве

      в) в пожилом возрасте.

      5. Формирование личности зависит от:

      а) общения с людьми

      б) заботы за животными

      1. Обработайте материал учебника – параграф 63.

      2. Запишите в тетрадь и выучите термины: развитие, рост, личность, хронологический возраст, биологический возраст.

      — 6 месячный ребенок может научиться плавать, что подтверждает безграничные возможности младенцев. Малышу легче одновременно учиться ходить и кататься на роликах;

      — всего через сутки после рождения младенцы своим плачем начинают проявлять признаки родительского языка;

      — чем выше дом родителей расположен над уровнем моря, тем с меньшим весом будут рождаться их дети;

      — средний рост первоклассника (в норме) составляет 108 см у мальчиков и 106 см у девочек.

      Список использованных источников

      1. Урок «Наследственные и врожденные заболевания» Гармаш О.С., учитель биологии ООШ № 203 г. Москва

      2. Урок «Развитие ребенка после рождения» Калюжная И.А., учитель экологии и биологии ООШ № 2 г. Пермь.

      3. Урок «Развитие ребенка после рождения. Становление личности» Беловерхая Е. Н., учитель биологии ООШ № 13 г. Санкт-Питербург.

      4. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. (3-е изд.) — М.: Дрофа, 2012. — 336 с.

      5. Омельковець Я.Б. Біологія. Тестовізавдання. 6-11 кл.- К.: Академия, 2011.- 444с.

      Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

      Над уроком работали

      Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

      edufuture.biz

      Развитие ребенка после рождения — по месяцам. Часть 1

      Женщина вынашивает ребенка в течение девяти месяцев. И вот, наконец, этот момент настал — малыш появился на свет! Закончились месяца волнительного ожидания, с момента рождения малыша жизнь всех членов семьи меняется: рутина жизни заканчивается, каждый член семьи живет не только для себя, но и ощущает ответственность за жизнь маленького человечка.

      Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры: все члены семьи видят малыша крепким, умным, активным, счастливым, здоровым. Правильное воспитание и уход, предоставленные ребенку первого года жизни, очень важны для физического развития. Поэтому будущих родителей обучают, как правильно ухаживать за ребенком и знакомят с изменениями в физическом развитии ребенка по месяцам после рождения в норме, обучают адекватно оценивать развитие малыша.

      Несомненно, все близкие маленького человечка очень желают ему быть самым, самым: здоровым, счастливым, крепким, успешным. Поэтому, каждый член семьи заботится о малыше, задолго до его рождения, изучив нормы развития ребенка по месяцам. Родители ведут календарь развития своего маленького «чуда», следя за его ростом и развитием.

      Периоды развития ребенка по месяцам до года

      1 месяц жизни малыша

      Нормальное состояние новорожденного в первый месяц его жизни — состояние сна с перерывами на кормление (карапуз кушает также в состоянии сна). Первый месяц жизни поза ребенка повторяет положение «эмбриона» — ручки и ножки прижимаются к туловищу (если их развести в разные стороны, они вскоре возвращаются в исходное положение).

      Первую неделю жизни малыш практически не открывает глазки. Если же он их открывает, не пугайтесь, если глазки как будто косят — у грудничков еще нарушена фокусировка, но ребенок уже видит близко расположенные (на 20 – 25 сантиметров) объекты.

      Когда ваш малыш свободно лежит и ничто его не стесняет, он может активно двигать ножками и ручками, чередуя движения с отдыхом — это нормальное состояние месячного ребенка.

      Где-то на третьей неделе жизни новорожденный способен слышать голоса и звуки (слушая, он как бы замирает — прислушивается).

      Все действия новорожденного ребенка — рефлекторные: хочет кушать — начинает плакать, покушал — дремлет.

      Издаваемые ребенком звуки: крик, кряхтение, хмыканье – безусловно-рефлекторные реакции, цель которых, обратить внимание на ребенка: он хочет либо кушать, либо у него что-то болит, либо он просто мокрый и требует поменять памперс.

      Ребенку 2 месяца от рождения

      Действия, которые может выполнять ребенок в возрасте двух месяцев:

      — увидев маму, ребенок улыбается;

      — появляется способность фиксировать взгляд на предметах в течение 5 -10-ти секунд, следит глазками за движущимся предметом (обычно это яркая игрушка, которую двигают перед глазами ребенка из стороны в сторону);

      — ручки и ножки двигаются более скоординированно;

      — ручки, обычно сжатые в кулачки сразу после рождения, разжимаются и ладошка раскрывается;

      — в положении лежа на животике, малыш начинает поднимать и удерживать головку до 10-ти секунд;

      — появляется реакция на неречевые и речевые звуки (поворот головы, фиксирование взгляда);

      — развитие речи выражается в так называемом «гулении» — ребенок издает звуки: «агу», «уа», «абу», «убу» и др.,

      — основной вид общения малыша со взрослыми — с помощью улыбки, крика, плача.

      На третьем месяце жизни малыш во всю улыбается знакомым, особенно маме.

      — Лежа на животике, удерживает головку уже дольше — до 20 -25-ти секунд, также способен уже держать головку и в вертикальном положении — до 10-15-ти секунд.

      — Более ярко проявляется реакция на движущиеся предметы: активнее поворачивает голову, тянется к игрушкам ручками, пытается их затянуть в рот.

      — По-разному реагирует на разные голосовые модуляции — пение, громкий звук и другие бытовые шумы и музыку.

      — Активно агукает и гулит — «разговаривает».

      — Современные детки даже делают попытки сесть, правда, с помощью мамы или других взрослых.

      Ребенку 4 месяца жизни

      На четвертом месяце жизни малыш различает близких ему людей и незнакомых, по-разному реагируя на них: то улыбается, то плачет, то отворачивается, то тянет ручки и прочее.

      — В положении на животике ребенок способен опираться на локоточки и удерживать головку приподнятой до 30 -40 секунд.

      — В положении «торчком» (вертикальном) малыш также дольше удерживает головку (до 20-30 секунд).

      — Малыш делает попытки самостоятельно перевернуться со спинки на животик.

      — При поддержке может сидеть (но этого лучше пока не позволять малышу).

      — Более осознанно и целенаправленно манипулирует с игрушками: облизывает, стучит, бросает.

      — Предпочтение отдает не всем игрушкам, а выборочно.

      — В развитии речевой функции появляется «лепет» — первые лепетные слова — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

      — Запоминает и реагирует на свое имя.

      — Отмечается особенная привязанность к маме (особенно, если мама кормит ребенка грудью).

      В пять месяцев ваш малыш уже четко распознает близких ему людей (знакомых и незнакомых) и игрушки, по-разному на них реагируя: то улыбается, то смеется, то смотрит настороженно и т.д.

      — Ребенок самостоятельно проявляет желание общения, протягивая ручки, улыбаясь, издавая звуки. Не получив желаемого, он может начать хныкать или плакать.

      — Ручки и ножки двигаются более целенаправленно: карапуз берет игрушки, стучит ими, бросает; знакомится со своим телом — сосет пальчики рук, даже пальчики ножек умудряется затащить в ротик.

      — Малыш уверенно поворачивается со спинки на животик, также с животика на спинку. Пытается подтягивать туловище с помощью рук (как бы начинает ползти).

      — Малыш постоянно лепечет (когда не спит).

      Активность малыша увеличивается – он поворачивается к любимым игрушкам не только головой, но и переворачивается всем туловищем. Игрушки, другие предметы ребенок способен удерживать, бросать, стучать ими, перекладывать из одной ручки в другую.

      — На своих родных ребенок очень ярко реагирует, особенно на маму. С незнакомыми взрослыми ребенок общается настороженно.

      — Откликается на свое имя.

      — Малыш начинает хорошо и уверенно сидеть, начинает ползать, подползает к интересующим его предметам и игрушкам.

      — Пытается вставать, опираясь о какой-либо предмет.

      — В словесном лепете появляются новые звукосочетания: «би-би», «ав-ав».

      — Запоминает такие действия, как: нажал на кнопку — заиграла музыка, толкнул игрушку — она упала.

      Из всех сортировщиков, «Домик с животными» от Chicco, пожалуй, самый «долгоиграющий». Нам подарили его в 6 месяцев. Вначале сынок заинтересовался только ключиками, они у нас были и в роли «прорезывателя», и активно развивали моторику, приходилось мыть их несколько раз в день. Ближе к 9 месяцам малыш стал открывать и закрывать дверцы домика, рассматривать животных и перебирать их. В год вместе со мной рассаживал животных в домик, фигурки уже мог вставлять в отверстия сам, с животными было сложнее…. Еще через пару месяцев и животные стали интересовать, стал складывать по цветам – фигурку и животное. В 1,5 года мы умели делать все, включая открытие нескольких дверей подходящими ключами. Это отличная логическая развивающая игрушка! Малыш без конца брал ее с собой на дачу, хотя там полно игрушек. Безусловно, как любая другая игрушка Chicco, максимально продумано все до мелочей: никаких острых углов, легко протирать, яркая и гладкая, легко поднимается сверху, удобна в перевозках и переносках. А сколько сторон развития для малыша: образное мышление, логическое мышление, сенсорика, моторика, а сейчас у нас и фантазия активно развивается на этой игрушке: нам год и 9, малыш, видимо, решил представить домик для животных в виде гаража для машинок, вытащил из него все фигурки, и ставит в каждое отверстие маленькие машинки, пытается закрыть на ключ) Всем советуем такой сортер! Вообще он рекомендован с годика, а мы начали заниматься с ним раньше и очень довольны!

      www.malishandiy.ru



    You Might Also Like