Raiting-OY.ru

Все о детях

Карпинская н с художественное слово в воспитании детей

Если Вы указываете количество страниц, то указывайте их везде, но можно и не указывать. [Текст] – убрать по новому ГОСТ.

Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2009.?

Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. — М., 2010. — с. 6-8.

Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М. : Просвещение, 2010.- 224с.

Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2008. – 276с.

Волковский Д. Л. Руководство к «Детскому миру» в числах. — М., 1916. — с.7-11,13,24.

Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Текст] / О. Гризик // Дошкольное воспитание. — 2010. — №5. – С. 5 – 10.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… — М.: Линка-пресс, 2008.

Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 2009. – 324с.

Житко И. В. Развитие у дошкольников творческого воображения как средства культуротворчества (в процессе предматематической подготовки). Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр.: В 2 ч. – Ч. 2. – Минск: БГПУ, 2009. – 139 с. – С. 36-38.

Занимательная математика для малышей-дошкольников.-http://community.livejournal.com/kid_home_lib/15852.html

Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 2008. – 152с.

Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. — М. : Просвещение, 2008. – С. 128

Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М. : Просвещение 2007.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 2010.

Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. – СПб.: Фирма Икар, 2009.

Новикова В.П. Математика в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. — М., 2009.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Радуга: Программа и методические рекомендации по воспитанию, развитию и образования детей 5-6 лет в детском саду. / Состав. Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2010.

Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Гном-Пресс, 2008.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. — М., 2010.

Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. — М., 2008

Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. — №7. — С. 6 — 14.

Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. — №8. – С. 10 – 18.

Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики; Курс лекций для высших учеб. зав./А.В.Белошистая.- М.:Владос, 2004.- 400с.: ил.- (Учеб. пос. для вузов).

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 2008.

Ходонович Л. С. Дошкольное образование в контексте культурологического подхода. Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып. 1. Концептуальные основания / Ред. кол. Жук А.И. – Минск: НИО, 2007 (Серия 5: Дошкольное и начальное образование). – С. 28-32.

Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров//Дошкольное воспитание и образование. – 2007. — №9. – С12-17.

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009.

studfiles.net

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследие Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка. У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа. Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему. Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать. Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

В восприятии художественного произведения участвуют все

познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений . Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение

грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.

Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].

Дыхание — периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это — непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.

Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.

Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)

4. Излишняя торопливость или растягивание слов.

Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1) Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

3) Логика чтения (логическое ударение) — выделение во фразе главного по смыслу слова.

4) Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

6)Сила голоса — это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве. Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.

Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом. Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные .После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

. Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством

Отгадывая загадки — у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Автор: Родькина Валентина Григорьевна

pedportal.net

Художественно-эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы

Художественно-эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность[5] .

Целью работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. А задачи направлены на формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи и приобщение к словесному искусству.

Чтение должно выступать культурной практикой в совместной деятельности ребенка и взрослого, а ребенок – являться участником мыслительного и познавательного процесса слухового восприятия, участником чтения как события, связанного с присутствием в нем взрослого [1].

При формировании культуры детского чтения у детей пятого года жизни необходимо учитывать следующее:

• в книгах должны быть четко определены нравственные представления, даны примеры положительного и отрицательного поведения, показаны хорошие и плохие поступки героев;

чтение произведений художественной литературы и последующие формы работы должны содействовать в развитии нравственно-ценностного словаря: «хорошо — плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый — злой», «жадный- щедрый», «жестокий» и т. д. ;

• необходимо читать произведения, в которых четко даны представления о формировании гендерной идентичности и об элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины – сильные и смелые, женщины – нежные, заботливые и т. д.)[2] .

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет «уголок книги», созданный в группе. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам[3] .

В «уголке книги» воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой (для детей пятого года жизни):

• закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой;

воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней;

• во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности;

• иллюстрации (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства.

Приобретению знаний по литературе, так же способствуют литературные игры. Пример некоторых из них, рассчитанные на детей пятого года жизни.

• Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (до 8-ми, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь. Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

• Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы: В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса? Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»? В каких сказках действие происходят в лесу? и т. д. [3]

В формировании у дошкольников любви к художественным произведениям существенную роль играет семья, перед которой стоит задача по воспитанию грамотного читателя. Эта задачу семья может реализовать через ежедневное чтение ребенку художественных произведений, рассматривание книг, иллюстрации к ним, беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось ребенку, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребенка, учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, приучать воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело, формировать нравственные качества ребенка[4] .

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг должно осуществляться через художественное слово, так как оно обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, дети живут жизнью героев, как будто сами становятся участником этих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло. Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление.

1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду/М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980.- 224с.

2. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972. – 152с.

3. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2008. – 80 с.

4. Микляева Н. В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие / Н. В. Микляева, Т. С. Мишина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 80 с.

5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский – М.: Просвещение, 1978. – 488с.

Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания Эстетическое развитие – процесс и результат формирования способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать её. В современной.

План по самообразованию: «Взаимодействие семьи и ДОУ в художественном развитии дошкольников» Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться.

www.maam.ru

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию воспитателя первой категории Сытовой Надежды Викторовны, МБДОУ№76.

Тема: «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Для реализации этой цели мною поставлены следующие задачи:

— проанализировать методическую литературу по данной теме

— повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

— составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

— создать условия для эстетического развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

— Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

3. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

— Изучение методической литературы и периодических изданий

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме.

1. Акулова О. А. Театрализованные игры «Дошкольное воспитание». – 2005, № 4.

2. Дунаев Н. О. Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка «Дошкольное воспитание». – 2007, № 6.

3. Миронова Н. П. Как научить ребёнка любить литературу? «Дошкольное воспитание».- 2005, № 5.

Мной разработано перспективное планирование по теме «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»

Перспективное планирование на 2015-2016 г. 2 младшая группа.

1. Разучивание: И. Такмакова «Дожди».

Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.

2. Чтение: «Кто у нас трудолюбивый?»

1. Чтение: Э. Мошковская «Митя-сам!»

2. Игра-драматизация «Волк и козлята».

Цель: Развивать умение детей участвовать с воспитателем в драматизации знакомого произведения.

1. Разучивание стихотворений: «Чудо-елка», «К детям елочка пришла».

2. Чтение: А Кольцов «Дуют ветры».

Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.

1. Чтение и рассматривание иллюстраций: рус. нар. сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята».

Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание Сказок; учить следить за развитием сюжета.

2. Разучивание стихотворений: А. Блок «Зайчик», И. Суриков «Зима», А. Пушкин «Зимний вечер».

1. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Цель: Привлекать к участию в совместных с педагогом инсценировках знакомых сказок.

2. Чтение: К. Чуковский «Ежики смеются», «Радость»

Цель: Продолжать развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.

1. Разучивание стихотворения: И. Такмакова «Дождик».

2. Рассказывание: Л. Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода…»

Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.

1. Чтение: А. Майков «Колыбельная песня», В. Антонова «Зайки серые сидят», А. Александрова «Белки».

Цель: Учить слушать стихотворение, эмоционально реагировать на его содержание и участвовать в его драматизации.

2. Разучивание: Е. Благинина «Дождик, дождик…»

1. Чтение: К. Чуковский «Путаница», «Чудо дерево», В. Берестов «Коза», С. Маршак «Усатый-полосатый».

Цель: Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем чтении стихотворений; создавать благоприятную атмосферу для восприятия игровых и юмористических текстов.

2. Рассказывание: «Три поросенка» (англ. сказка, обр. С. Михалкова).

— оформить сборники сочинённых детьми сказок, рассказов, проиллюстрированных детскими рисунками.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Октябрь 2015 г. – Май 2017 г. Реализация проекта: «В гостях у сказки».

Каждый месяц в группе организуется тематическая выставка детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек.

Октябрь 2015 г. Анкетирование родителей на тему: «Читаем книги с ребёнком дома»;

Ноябрь 2015 г. Круглый стол с родителями «В гостях у сказки».

Январь 2016 г. Участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).

Март 2016 г. Стенгазета «Мои любимые книги».

Май 2016. Совместный выход воспитателя, родителей и детей в театр Юного зрителя.

Сентябрь 2016 – Май 2017 г. Реализация проекта: «В гостях у сказки» (продолжение).

Сентябрь 2016 г. Анкетирование родителей на тему: «Роль книги в семье?»

Ноябрь 2016 г. Консультация «Рецепты составления домашней библиотеки».

Январь 2017 г. Показ родителями театра сказки: «Зимовье зверей» для детей.

Март 2017 г. Продолжить участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).

Май 2017 г. Совместное участие родителей и детей в конкурсе макетов сказочной избы «Домик для сказки».

В течении 2015-2017 г. планирую: создать условия для эстетического развития детей – организовать «Центр эстетики», который будет включать в себя:

— сделать подбор оборудования: стеллаж для книг.

планируется каждый месяц организовывать тематическую выставку детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек;

— оформить фотографии детских писателей;

— сделать альбом «Читаем сказки», в котором родители и дети записывают все прочитанные сказки и сказочные повести и к каждой сказке рисуют картину;

— подобрать материал для починки книг воспитателем совместно с детьми (проводить 1 раз в месяц);

— подобрать иллюстрации к стихотворениям «Времена года», т. к. они являются одним из опорных средств, позволяющим детям понимать текст произведения.

2. Театральный уголок:

планируется сшить костюмы к русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Лиса, кот и петух», «Зимовье зверей;

— связать героев к пальчиковому театру: «Репка», «Колобок», «Теремок»;

— сделать маски для показов детьми театров;

— сделать подбор игр – драматизаций с использованием художественных текстов.

3. Музыкальный уголок:

— Сделать подбор оборудования и материалов,: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ;

планируется подобрать совместно с музыкальным руководителем, аудио фонотеку, соответствующую стихотворениям из цикла «Времена года»;

— сделать картотеку песен, попевок, упражнений, артикуляционной гимнастики. Материалом ранее выученном на музыкальных занятиях.

4. Уголок изобразительной деятельности:

— Сделать подбор материалов и оборудования: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки — тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

— оформить галерею детских работ, выполненных в разных техниках.

— сделать папки с различными материалами (иллюстрации пейзажей, портретов, натюрмортов).

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах.

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.

Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.

Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей шестого года жизни с ЗПР» Цель работы: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития. Задачи.

План по самообразованию «Народное творчество как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Месяц План содержания Отметка выполнения В течении года Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной теме Сентябрь.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» План работы по самообразованию на тему ««Театрализованная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия.

www.maam.ru



You Might Also Like