Raiting-OY.ru

Все о детях

Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха

Образования лиц с нарушениями слуха

Система дошкольного образования детей

Дети с нарушениями слуха могут посещать дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) следующих основных типов.

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. Принимают детей на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии с 1,5-2 лет. Наполняемость группы: для глухих – до 6 человек, для слабослышащих – до 6 человек, срок пребывания в ДОУ– 4-5 лет.

В ДОУ компенсирующего вида могут открываться группы для детей с комплексными дефектами. Наполняемость такой группы – 5 человек. В эти группы не принимаются слепоглухие дети, умственно отсталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с психическими заболеваниями; с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе.

2. Компенсирующие группы в детских садах комбинированного вида, где наряду с общеразвивающими открыты группы для глухих и/или слабослышащих детей.

3. Детский сад общеразвивающего вида, в котором дети с недостатками слуха воспитываются в группах совместно со слышащими детьми в режиме интегрированного обучения. Специалисты-сурдопедагоги проводят с неслышащими детьми коррекционно-развивающие занятия. Наиболее целесообразно такое интегрированное обучение для слабослышащих дошкольников 1, 2, 3 степени тугоухости.

4. Группы кратковременного пребывания при детских садах компенсирующего вида, комбинированного вида. Занятия с группой по 2-3 ребенка проводит дефектолог два раза в неделю и чаще при обязательном присутствии родителей. Обучение в таких группах рекомендуется для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в семье; для детей с легкой степенью тугоухости, посещающих массовый детский сад, в котором отсутствует должность дефектолога.

ДОУ функционируют на основании «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677. Наименования ДОУ утверждены Письмом МОПО РФ от 1997 г. за № 150/14 – 12. Детские сады (и далее школы) в официальных документах подпадают под определение «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

5. Дошкольные группы при школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей. Рассчитаны на подготовку дошкольников к обучению в школе. Принимаются дети с 2-3 лет и с более позднего возраста. Группы работают по программам детских садов компенсирующего вида.

6. Центры психолого-медико-педагогической реабилитации, которые рассчитаны на широкий круг проблемных детей, в том числе эти центры могут посещать дети с дефектами слуха. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с приходящими дошкольниками, консультируют родителей, ведут контроль за развитием детей. В ряде городов действуют центры реабилитации слуха и речи, работающие по верботональной методике (см.  9.7.).

Указанные центры действуют на основании «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 867.

7. Раннее семейное воспитание неслышащего ребенка. Осуществляется родителями-параспециалистами, получающими консультативную помощь на семинарах, проводимых специалистами-сурдопедагогами [62].

Система школьного образования детей

Для детей с нарушениями слуха школьного возраста предусмотрены на современном этапе разнообразные образовательные формы: это школы 1 и 2 вида; обучение на дому; массовые школы.

1. Дети в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида получают цензовое образование в соответствии со специальными образовательными стандартами. Цензовость образования позволяет приравнивать его к соответствующим уровням образования массовой школы. Так, за 11-12 лет обучения выпускники получают полное общее среднее образование. В школах 1 и 2 вида действуют специализированные классы для детей с комплексными нарушениями: умственной отсталостью, задержкой психического развития. Образование, получаемое учащимися этих классов, бесцензовое.

В школу 1 и 2 вида ребенка направляют по рекомендации ПМПК только с согласия родителей. Также только на основании заключения ПМПК и с согласия родителей ребенок может быть переведен внутри школы в спецкласс (для детей с ЗПР, умственно отсталых) после первого года обучения в ней.

В специальной школе 2 вида предусмотрены два отделения: в 1-ом отделении учатся слабослышащие дети с относительно неглубоким недоразвитием речи, а также позднооглохшие; во 2-ом отделении учатся слабослышащие дети с глубоким недоразвитием речи. Если возникает необходимость, по рекомендации школьного консилиума и с согласия родителей ученик может быть переведен из одного отделения в другое.

Наполняемость классов в школе 1 вида – не более 6 человек; наполняемость спецклассов – до 5 человек. В школе 2 вида 1-го отделения наполняемость класса – до 10 человек, во 2-ом отделении до 8 человек.

2. В крупных городах действуют вечерние школы для неслышащих, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Деятельность школ регламентируется постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

В настоящее время в нашей стране открываются неординарные по профилю, экспериментальные школы для детей с нарушениями слуха, и эта тенденция в связи с демократическим, вариативным характером развития системы специального образования в нашей стране будет идти по-нарастающей. Так, адаптивная школа-интернат № 65 в г. Москве, созданная на базе санаторной школы для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями, обучает контингент неслышащих детей с разнообразными комплексными нарушениями. Это 40% глухих с нарушенной зрительной функцией; 35% глухих с нарушениями центральной нервной системы; 25% глухих с ДЦП. Школа создает адекватные дефектам этих детей медико-образовательные условия, в перспективе предстоит создание дифференцированных (и даже индивидуальных) образовательных и оздоровительных траекторий.

В этой же школе под руководством проф. Г. Л. Зайцевой открыты билингвистические классы (билингвистическая гимназия), в которых учебный процесс организован по билингвистическому методу (см.  9.6.).

3. Обучение на дому. В случае если ребенок не в состоянии посещать коррекционное образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях, определяемое постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861. В настоящее время в РФ на дому обучается 30824 ребенка-инвалида. Учащемуся предоставляются бесплатно учебники. Близлежащая школа 1 и/или 2 вида обеспечивает консультативную и методическую помощь родителям, проводит промежуточную и итоговую аттестацию учащегося, выдает документ о соответствующем уровне образования. Органы управления образованием обязаны компенсировать родителям затраты на обучение.

Профессиональное образование лиц

с нарушениями слуха

Получение профессии глухим учащимся начинается еще в период школьного обучения. Согласно учебному плану в школах 1 и 2 вида в старших классах (8-12) осуществляются общетехническая и профильная подготовка по конкретным специальностям на базе мастерских школы, УПК, предприятий Общества глухих. Профили специальностей, доступных глухим с учетом их дефекта, черпаются из утвержденного в 1961 г. списка профессий из 298 специальностей, разрешенных глухим (по сравнению с зарубежными странами этот список резко сужен). По окончании трудового обучения проводятся квалификационные экзамены по начальной профессиональной подготовке с присвоением 1-2 разряда. Однако по школьным специальностям идут работать единицы выпускников. Основной объем профессиональной подготовки приходится на послешкольное профессиональное образование.

В Российской Федерации лицо с нарушением слуха может получить профессиональное образование в разных структурах.

1. Специальные группы в профтехучилищах, где неслышащие получают начальную профессиональную подготовку по рабочим специальностям. Такие группы есть в любом крупном городе, и организуются они по инициативе ВОГ или сурдопедагогов вечерних школ.

2. Социально-реабилитационные предприятия, где неслышащий может получить рабочую профессию и затем трудиться. В настоящее время в хозяйстве ВОГ функционируют 68 социально-реабилита-ционных предприятий, где трудятся 4 тыс. глухих.

3. Специальные группы в средних специальных учебных заведениях. Спецгруппы открыты при многих коллеждах по различным специальностям (Рыбинск – авиастроение, Челябинск – машиностроение, Пятигорск, Москва – стоматология, Москва – педагогический колледж и т.д.). Есть опыт совмещения вечернего общего образования для глухих с одновременным получением специальностей на уровне техникума. Так, на базе вечерней школы № 483 для глухих в Москве открылась экспериментальная площадка типа техникума для подготовки глухих по 10 специальностям. На сегодня там обучается 200 глухих.

Высшее образование неслышащие в нашей стране могут получить в следующих формах.

4. Специальные группы при вузах. Московский педагогический государственный университет – ежегодный прием студентов составляет 16-18 человек; в Челябинском государственном университете, в Екатеринбурге в Уральском государственном педагогическом университете созданы центры образования инвалидов, которые набирают либо группы, либо отдельных неслышащих лиц и курируют их в процессе обучения. Давно существует центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху в МВТУ им. Баумана (Москва).

5. Специализированные вузы. В 1965 г. в Павловске открыт Ленинградский восстановительный центр для глухих – ЛВЦ (кстати, он находится на территории, где располагалась первая в России школа для глухих). Он построен на средства ВОГ. Теперь ЛВЦ переименован в Межрегиональный реабилитационный центр, в котором даются специальности: «Дизайн»; «Социальная педагогика»; «Социально-культурная деятельность и художественное творчество»; «Сурдоперевод»; «Право и организация социального обеспечения».

Государственный специализированный институт искусств инвалидов создан в 1992 г. в Москве, где неслышащим дают специальности: «Станковая живопись и графика»; «Актер драматического театра и кино».

Институт социальной реабилитации Новосибирского технического университета, где неслышащие могут получить среднее специальное образование по специальностям: «Программное обеспечение ВТ и АС», «Моделирование и конструирование одежды и ткани», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Социальная работа»; а также высшее образование по специальностям «Информатика и ВТ», «Социальная работа». ВОГ предоставляет сурдопереводчика в том случае, если набирается группа от 10 человек.

3. Задачи, содержание, формы работы с семьей в условиях коррекционного обучения

Дата добавления: 2015-04-22 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

lektsii.net

Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» учащиеся с отклонениями в развитии имеют равные с другими детьми права. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционо-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения равного со слышащими детьми образования, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию.

На современном этапе предусмотрено разнообразие организационных форм обучения: дети с нарушениями слуха могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида, в различных условиях интегрированного обучения, в образовательных учреждениях общего назначения, на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в билингвистических классах.

В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, коррекция недостатков развития, общеобразовательная под готовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка. При введении вариативных форм обучения должны обеспечиваться необходимые специальные образовательные условия.

Специфика образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся воспитанником с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии реализует в зависимости от вида коррекционного образовательного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного правя граждан на получение бесплатного образования. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями об общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования. Деятельность специального (коррекционного) учреждения строится в соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

На современном этапе в нашей стране создаются также негосударственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения, деятельность которых также осуществляется с учетом Типового положения.

Коррекционное учреждение регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии законодательством Российской Федерации.

Учредителями государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной масти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последнего.

Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работы, коррекция недостатков развития, общеобразовательная подготовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка.

Количество классов (групп) в коррекционном учреждении определяется уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость класса (группы) зависит от вида коррекционного учреждения. Например, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для глухих детей наполняемость класса (группы) до 6 человек; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших наполняемость класса (группы) в 1-м отделении до 10 человек, во 2-м отделении до 8 человек. В классах — группах для обучающихся со сложной структурой нарушения — до 5 человек.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребности в тех или иных кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционными учреждениями самостоятельно.

Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители). Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (за конных представителей) и по заключению медико-психолого-педагогической комиссии.

Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой дефекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии.

Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое сопровождение воспитанников образовательного учреждения в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в его штат.

Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического. В коррекционных учреждениях всех видов может проводиться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем.

Глухие дети в проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» представлены как одна из категорий детей, имеющих нарушение слуха, при котором без специального обучения оказывается невозможным формирование речи.

В настоящее время в Российской Федерации в 86 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида обучаются 11 039 глухих детей.

Согласно действующей психолого-педагогической классификации и медицинским дифференциально-диагностическим критериям к категории слабослышащих относят детей с такой степенью снижения слуха, которая позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладеть речевой деятельностью самостоятельно, без специального обучения. Диапазон раз л и чий в уровне сформированности речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, нередко представленный обрывками слов, множественные проявления несформированности произноси тельной и грамматической сторон речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками.

Позднооглохшие дети обучаются в одной школе со слабослышащими детьми. У позднооглохших детей нарушение слуха возникло в тот период, когда их речь уже сформировалась. Наиболее острой проблемой для позднооглохших является необходимость переключения на новые способы восприятия (зрительный, тактильно-вибрационный и др.) устной речи в целях дальнейшего развития и предотвращения ее распада. Наличие у позднооглохших сформировавшейся речи как полноценного средства общения и основы познавательной деятельности обусловливает возможность их объединения для специального обучения со слабослышащими детьми с относительно сохранной речью.

В настоящее время в Российской Федерации 11 412 слабо слышащих и позднооглохших обучаются в 83 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида.

Структура школы дня слабослышащих и позднооглохших детей определилась исходя из принципа дифференцированного обучения, в основу которого положены не столько нарушения слуха, сколько вторичные проявления, распространяющиеся на особенности речевого развития и познавательной деятельности. Именно поэтому в структуре школы функционируют два отделения: 1-е отделение — для детей, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения; 2-е отделение — для детей с глубоким речевым недоразвитием, к которым, в свою очередь, приложим дифференцированный подход с учетом условий их воспитания до поступления: в школу — наличие или отсутствие дошкольной подготовки (безотносительно к тому, в каких формах она имела место – в специальном дошкольном учреждении или семье). Для слабослышащих детей, не получивших дошкольной подготовки, в структуре 2-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс.

В особые группы выделяются слабослышащие дети, которые имеют сочетание двух первичных нарушений: тугоухость и умственная отсталость; тугоухость и задержка психического развития и др.

На современном этапе в нашей стране детям с нарушениями слуха оказывается коррекционная помощь с момента обнаружения нарушения, начиная с младенческого возраста, создан Федеральный центр ранней диагностики и сопровождения, что позволяет говорить о создании системы ранней коррекционной помощи лицам с нарушениями слуха. Такая работа проводится в специальных дошкольных и школьных учреждениях, сурдологических и реабилитационных центрах и направлена на раннее разностороннее развитие детей с нарушенным слухом.

Опыт обучения детей с нарушениями слуха и разработанные коррекционные пути педагогического воздействия доказали возможность сглаживания последствий основного дефекта и получения неслышащими детьми равного со слышащими уровня общего образования при условии специально организованной коррекционно-развивающей работы. Многие из них стремятся продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях общего назначения.

При определении содержания обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов учитываются как общие задачи образования и воспитания учащихся, так и специальные. Образование детей с нарушениями слуха является цензовым, т. е. обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим школьникам образование в объеме основной ступени общеобразовательной школы общего назначения. В учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов с учетом их характера и межпредметных связей. Содержание обучения в специальной школе, как и в школе общего назначения, строится в соответствии с принципом единства системы образования, обеспечивающей реальное функционирование идеи непрерывного образования. Построение программ соответствует основным дидактическим принципам.

Педагогический процесс ориентирован на формирование всех сторон личности школьника. В процессе образования формируются и корригируются наиболее важные для ребенка психические функции, их качества и свойства. Благодаря специальному обучению у детей с нарушениями слуха формируются мышление и речь, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования развивающегося в процессе специального обучения слухового восприятия, так и за счет других сохранных анализаторов и компенсаторных возможностей.

Любые отклонения в развитии словесной речи, сопровождающие процесс усвоения языка, тормозят развитие всех познавательных процессов, ограничивают общение с окружающими, накладывают отпечаток на развитие социальных потребностей. Поэтому коррекционно-восстановительная работа в специальной школе пронизывает весь педагогический процесс и сопутствует ходу усвоения детьми всего объема школьных знаний. Коррекционная направленность в обучении детей с нарушениями слуха реализуется через особые коррекционные предметы, специальные методы обучения, создание особых условий сообщения и отработки знаний, межпредметные связи и развитие познавательных интересов, социальных связей и потребностей детей. Обучение проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов (стационарной коллективного и: индивидуального использования и индивидуальных слуховых аппаратов). Специальное внимание уделяется развитию слухового и: слухо-зрительного восприятия, формированию произносительной стороны речи, что способствует созданию принципиально новой слухозрительной основы формирования и совершенствования устной речи школьников, а также обогащению их представлений о неречевых звучаниях окружающего мира. Для позднооглохших (независимо от возраста) ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию устной речи на зрительной основе (чтение с губ), слухозрительной, зрительновибрационой основе с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими. Важное значение придается развитию восприятия музыки, приобщению воспитанников к музыкальной культуре общества, осуществлению коррекционно-развивающей работы с использованием музыкальных средств.

Специальное обучение детей с нарушениями слуха включает использование как специфических средств, так и средств, которые применяются в образовательной школе общего назначения. К первым можно отнести дактилологию, которая используется в качестве вспомогательного средства, облегчающего восприятие речи, усвоения звукового состава слов. К специфическим средствам относятся также звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты. Ко второй группе средств относится письменная речь. Письмо и чтение для детей с нарушениями слуха — не только более доступный способ усвоения знаний, они являются самыми полноценными источниками при овладении языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития речевой и познавательной деятельности учащихся в целом. Значительно возрастает и существенно меняется роль наглядных средств: они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий, причинно-следственных отношений тех или иных явлений, наглядному обозначению межпредметных связей. Все эти средства используются в сочетании со словесными способами обозначения высказывания, доступными учащимся на данном уровне и мотивированными; с их помощью удается побудить учащихся к общению, что способствует формированию речевых навыков и обобщений.

Трудовое обучение и воспитание является важным разделом образовательно-коррекционной работы. Трудовое обучение строится с учетом местных условий и потребностей. Оно включает первоначальную трудовую подготовку (1 – 4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы),

предпрофессиональную подготовку (10 класс) (10—12 классы). Предпрофессиональная подготовка осуществляется на промышленных предприятиях, где организовано трудовое обучение, или в школьных мастерских и рассчитана в итоге на самостоятельное выполнение учащимися производственного задания на уровне начального квалификационного разряда.

Для детей со сложной структурой нарушения (с нарушениями интеллекта, зрения и др.) по существующему положению организуются: вспомогательные классы, классы для детей с ЗПР, классы для детей с нарушениями слуха и зрения и др. Такие дети обучаются в условиях уменьшенной наполняемости по особым программам и требуют сугубо индивидуального подхода.

На основе многолетних научных исследований и апробации в специальных школах разработаны Учебный план и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида (М.: Просвещение, 2003).

Продолжительность обучения в начальной и основной школе специальных (коррекционных) образовательных: учреждений I вида — 10—11 лет (подготовительный, 1—10-й классы), за период обучения с 1-го по 12-й класс дети получают среднее образование.

Образование в основной школе подразделяется, на 4 ступени, характеризующиеся, последовательным развитием и усложнением содержания образования:

• в первоначальный период (подготовительный класс);

• начальная ступень (1—3 классы);

• 1-я основная ступень (4—7 классы);

• 2-я основная ступень (8—10 классы).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида с подготовительного по 7-й класс все программы являются ориги­нальными. Основными общеобразовательными областями для этого пе­риода являются родной язык и литература, математика, естествознание, история, искусство (рисование), черчение, физкультура, трудовая подго­товка. Имеются и специальные коррекционные курсы, включающие озна­комление с окружающим и основы безопасности жизнедеятельности, предметно-практическое обучение, развитие речевого слуха и произноси­тельной стороны речи, музыкально-ритмические занятия. В 8—10 классах школьники обучаются по программам общеобразовательной школы об­щего назначения (для слышащих). Коррекционные с курсы базисного плана включают развитие речевого слуха и произносительной стороны речи, речь и культуру общения.

Особенности содержания образования в школах для слабослышащих и позднооглохших детей вытекают из специфических требований к формированию и коррекции речи учащихся, из необходимости восполнения пробелов в запасе сведений об окружающем мире и обеспечения должного уровня познавательной деятельности. Наибольшим своеобразием отличается содержание обучения по языку на 1-й ступени, в первую очередь это касается тех разделов, которые направлены на реализацию задач формирования речи и словесно-понятийного мышления. Особенностью программ по математике, естествознанию и основам других наук является то, что каждая из них обеспечивает пропедевтику изучения соответствующего предмета (формирование представлений о соответствующих сторонах действительности, расширение объема и закрепление практических навыков в разных видах деятельности), предусматривает речевое развитие в связи с изучаемым материалом, дает иное распределение учебного материала по годам обучения в сравнении со школой общего назначения.

Программы для начальных классов специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей соответствуют по объему материала содержанию учебного курса начальной (1—4 классы) образовательной школы общего назначения. Программы отличаются своей коррекционной направленностью и обеспечивают формирование практических речевых навыков, развитие слухового восприятия. В первую очередь это относится таким разделам программы, как «Русский язык», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению», в которых познавательно-развивающая направленность обучения логически сочетается с овладением практическими навыками и умениями.

Последующее обучение слабослышащих и позднооглохших детей в классах 2-й ступени (неполная средняя школа) и 3-й ступени (средняя школа) осуществляется по программам образовательной школы общего назначения.

Уровень достижений обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида оценивается в течение всего периода обучения. Для этой цели используются задания для контрольно-проверочных работ по основным предметам на протяжении всего периода обучения, творческие самостоятельные работы, выявляющие личностные интересы и потребности детей с нарушениями слуха, тестовые задания по изучению уровня достижений по этапам обучения, специальные задания по проверке уровня развития восприятия устной речи и состояния произносительных навыков и др.

На всех основных ступенях обучения (подготовительный класс, 1—3, 4—7, 8—10 классы) уровень достижения учащихся оценивается по следующим параметрам: знания программного содержания по предмету, уровень речевого оформления знаний (устно-дактильная, письменная, устная речь), способность к добыванию и усвоению знаний (обучаемость), способность применения знаний в практической деятельности. Перевод учеников на следующую ступень обучения осуществляется по результатам итоговых контрольных работ, составляемых администрацией школы. Для оканчивающих специальную школу используются экзаменационные билеты, разработанные для образовательных учреждений общего назначения. Ученики сдают экзамены по предметам основной школы.

Условия проведения специальной образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха включают создание адекватной среды жизнедеятельности: слуховые кабинеты, классы, учебные кабинеты, зал для музыкально-ритмических занятий, учебные мастерские, игровые комнаты, столовая, туалеты, душевые, комнаты для психологической разгрузки, спортивный зал, кинокласс, библиотека, компьютерный класс, пришкольный участок, медицинский блок, изолятор. Школьное здание строится по специальному проекту. Обязательным условием обучения является использование звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, музыкальных инструментов, видеотехники, компьютерной техники. Школьный двор оборудован необходимым для разных возрастов

В школах организуется систематическое медицинское обслуживание детей. Организация лечебно-восстановительной работы в школе строится исходя из наличия следующих клинических особенностей детей, обусловливающих затруднения в обучении: основного дефекта (нарушение слуха); общей недостаточности функций нервной системы (повышенная истощаемость, эмоциональная вялость либо неустойчивость, склонность к вегетососудистой дистонии); соматической ослабленности, нередко обусловленной общим нарушением нервной регуляции и влиянием основного дефекта. В свою очередь, это позволяет обеспечивать адекватную регуляцию санитарно-гигиенического режима и лечебно-профилактических мероприятий (медицинская коррекция основного дефекта, включающая специфическую медикаментозную, физиоклиматотерапию, специальную лечебную физкультуру). Интенсивная работа по развитию речевого восприятия в условиях постоянного использования электроакустической аппаратуры разных типов требует целенаправленного наблюдения врачей-сурдологов, осуществляющих периодическое аудиологическое обследование и слухопротезирование учеников.

В настоящее время в России важное значение придается развитию сети психолого-медико-педагогических комиссий, осуществляющих комплексное системное изучение детей с ограниченными возможностями здоровья, определение для них адекватных путей получения образования, консультирование родителей и педагогов.

Продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных

учреждениях, в том числе и профессиональных.

На современном этапе реализацию интегрированного подхода к образованию детей с отклонениями в развитии необходимо рассматривать в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом следует иметь в виду, что уже частично осуществляемая в образовательном процессе интеграция – одно из важных направлений подготовки детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной жизни и интеграции в обществе. Вместе с тем для части детей с тяжёлыми нарушениями в развитии интегрированное обучение неосуществимо. По данным английских специалистов, число детей, которых возможно успешно интегрировать, составляет 2% от всей детской популяции школьного возраста («Дети с отклонениями в развитии», 1997).

Обучение детей с отклонениями в развитии в обычной школе затрудняет реализацию одного из существенных направлений их будущей интеграции в обществе — профессиональную подготовку, так как массовая школа не ставит перед собой таких задач и не имеет необходимом материальной базы. Возникает необходимость специальной послешкольной профессиональной подготовки интегрированных выпускников. Данные обстоятельства подтверждает уже известное зарубежным специалистам положение: интегрированное обучение стоит дороже дифференцированного (специального). Тем не менее, интегрированный подход необходимо осуществлять, так как он эффективен для части детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

На современном этапе в России часть детей с нарушениями слуха посещают массовые учреждения. Эта категории детей разнородна и по разным причинам «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников. Условно выделяются четыре группы таких детей.

1. Дети, «интеграция» которых обусловлена тем, что отклонение в развитии еще не выявлено.

2. Дети, родители которых, зная о дефекте ребенка, по разным причинам хотят обучать его в обычном детском саду или школе; только для части детей такую форму обучения можно признать эффективной, большинство же из них через несколько лет «обучения», неадекватного их дефекту и состоянию, оказываются в специальных учреждениях или

полностью «выпадают» из системы образования.

3. Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать для них интегрированное обучение; как правило, в дальнейшем эти дети получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом и педагогами осуществляется в основном только через родителей.

4. Воспитанники специальных дошкольных групп и классов в обычных детских садах и школах; обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными («Дети с отклонениями в развитии», 1997).

В настоящее время в нашей стране используются различные формы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха: ребенок может обучаться в классе школы общего назначения, отдельные дети могут проводить часть дня, например вторую его половину, в обычных классах, дети специальных и массовых классов объединяются для проведения различных мероприятий, на прогулках, праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях. Предполагается обязательное проведение коррекционной работы, осуществляемое специалистами и родителями под руководством сурдопедагогов.

Национальная система общего образования предполагает применение и зарубежных методик, доказавших свою эффективность. На протяжении более 10 лет в России (Москве, Нерюнгри, Хабаровске, Владивостоке, Тольятти, Астрахани и других городах) около 20 специальных (коррекционных) образовательных учреждений используют в своей работе верботональный метод. Данный метод получил мировое признание: более 600 центров в 70 странах, имеющих различные национальные языки (США, Франция, Бразилия, Россия, Япония, Китай и др.), применяют верботональную систему.

В России с 1991 г. ведется опытно-экспериментальная работа по использованию в обучении глухих детей билингвистического метода. Московская билингвистическая гимназия — пока единственное в России образовательное учреждение для глухих в системе специального образования, работающее по билингвистическому методу.

«Билингвистический подход» — одна из систем обучения, которая получает сегодня все большее распространение в международной практике обучения глухих. В «билингвистическом подходе» в качестве средства педагогического воз действия признаются равноправными оба языка: национальный словесный язык и национальный жестовый язык глухих.

На современном этапе получение глухими и слабослышащими цензового образования в условиях специальной школы позволяет им продолжить обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях. 18 вузов страны имеют в своем составе самостоятельные факультеты, центры или группы, созданные для студентов с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слепые и т. д.), в том числе МПГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГПУ им. Герцена, Социальный институт Уральского государственного педагогического университета, Новосибирский государственный технический университет и др. Овладение лицами с нарушениями слуха высокоинтеллектуальными современными профессиями содействует более полной их интеграции в обществе, адаптации к условиям рыночной экономики.

lektsii.org

Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха

Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха — раздел Педагогика, Сурдопедагогика В Системе Непрерывного Образования Лиц С Нарушения Ми Слуха Важную Часть Сост.

В системе непрерывного образования лиц с нарушения ми слуха важную часть составляют специальные дошкольные учреждения. В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

Эта тема принадлежит разделу:

Коллектив авторов. Речицкая Е Г научное редактирование. ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших п

Сурдопедагогика является профилирующей дисциплиной и занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки студентов-сурдопедагогов. Изучение курса предполагает усвоение студентами определен

Сурдопедагогика — это научная дисциплина, изучающая органи­зацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Название этой дисциплины происходит от латинского слова

Специальное образование детей с недостатками слуха является целенаправленным процессом, поэтому центральное место в теории и практике сурдопедагогики принадлежит проблеме определения целей и задач.

Сурдопедагогика как одна из отраслей специальной педагогики тесно связана со всем блоком психолого-педагогических дисциплин. Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики,

· Методы теоретического познания: профессиографическое описание, моделирование, аксиоматизация, экстраполяции и др. · Эмпирические методы — это наблюдение, беседа, эксперимент (лабораторны

Личностные качества человека значимы для его профессиональной деятельности. По классификации Е.А. Климова, все профессии соотносятся- с одним из пяти основных типов: «человек—природа», «человек—тех

Проблемы теории и практики обучения и воспитания глухих имеют достаточно длинную историю и характеризуются различными подходами (А.Г. Басова и С.Ф. Егоров, А. И. Дьячков, Г.Л. Зайцева, И. И. Малофе

Хронологические рамки этапов развития теории и практики обучения лиц с нарушениями слуха в России отличаются от других стран (Н.И. Малофеев, 1996). Понятия «глухота» и «немота» на Руси был

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием

Наглядно-действенное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели. У глу

Эффективность педагогического и коррекционного воздействия на детей с недостатками слуха в значительной степени зависит от своевременного исследования состояния слуховой функции. Поэтому каждый ква

1. Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Это самый простой метод. При обследовании необходимо предъявлять известные ребенку слова. Если ребенок владеет только лепетны

Принципы теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением закладываются уже в 20— 30-е гг. XX века. Большой вклад в ее разработку внесли в 20—70-е гг. П.П. Блонский, Л. С. В

Для дальнейшего успешного развития системы воспитания и образования неслышащих и слабослышащих детей основополагающее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, выдв

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в отечественной психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривается как субъект

Проблема интеграции в общество, понимаемая как подлинная социальная адаптация, всегда была в центре внимания мировой сурдопедагогики. Однако подходы к решению этой проблемы в различных педагогическ

Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами. Именно так на современном этапе возникают концепци

Верботональная система реабилитации детей с нарушениями слуха разработана выдающимся хорватским ученым, академиком П. Губерина. Данная система используется прежде всего для диагностики и реабилитац

В коррекционной работе также применяется пиктогра­фическая ритмика, разработанная профессором М. Ловричем. В пиктографической ритмике слуховые и телесные ощущения ото

В настоящее время во всем мире получает признание гуманистический подход в обучении, который успешно реализует штайнеровская, или вальдорфская педагогика, основной целью которой яв

В настоящее время для улучшения слухового восприятия детей и взрослых с различными нарушениями слуха широко используются слуховые аппараты. Однако далеко не у всех их применение приводит к существе

1. Многоканальный имплант может восстановить частотную селективность слуха, т. е. способность выделения одновременно присутствующих в акустическом сигнале частот, до такой степени, которая достаточ

1. Вариабельность результатов улучшения слухового восприятия речи после кохлеарной имплантации. Несмотря на то, что был выявлен целый ряд факторов, существенных для прогноза восприятия речи имплант

Воспитание осуществляется в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности в системе социальных институтов, при этом одна из главных ролей принадлежит школе. На данном

В сурдопедагогике проблема методов затрагивалась в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова и др. Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха, была предложена следующая классификация методов

Метод приучения и упражнения предназначен для формирования устойчивых привычек (гигиенических, культуры поведения, организованности). Начинается с показа образца, затем проводи

Семья как, социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, эле

В отечественной сурдопедагогике создана эффективная система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха содействующая сглаживанию последствий основного нарушения и получению равного со слышащи

В настоящее время коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми начинается в младенческом возрасте в условиях раннего выявления нарушений слуха и раннего слухопротезирования (Е.И. Исенина,

Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дош

Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку их к школе. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети

Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют р

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» учащиеся с отклонениями в развитии имеют равные с другими детьми права. Образование детей с ограниченными возможностями

Современной эпохе принадлежит заслуга всестороннего развития системы послешкольного обучения глухих на всех уровнях — от начального профессионального до высшего образования. Начиная с 1950 г. особо

Появившиеся в последние десятилетия в России нетрадиционные системы образования провозгласили поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности ребенка. Возможности учета и развит

Схема занятия может выглядеть следующим образом. 1. Мотивационно-ориентировочный этап: · организация начала занятия, постановка образовательных, воспитател

Школа глухих, которая на современном этапе является общеобразовательным, цензовым учебным заведением, строит учебно-воспитательную работу, исходя из общих теоретических концепций развития современн

Процесс обучения в специальной общеобразовательной школе для глухих учащихся играет важную роль в образовании, воспитании, развитии и подготовке их к труду и жизни в современном обществе. Он характ

В практической деятельности учителя условно выделяются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для практики обучения глухих учащихся характерна также коррекци

Современная дидактика в определении сущности обучения опирается на психологические корни усвоения, знаний отдельным человеком с учетом структуры его познавательных действий. Определить мес

Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического и никогда не достигает уровня развития, характерного для данной эпохи. Однако обучение теряет смысл, если не

А.К. Маркова, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин указывали, что становление подлинной учебной деятельности не может быть сведено в отдельности ни к усвоению знаний, ни к осуществлению способов действий и о

Необходимым условием полноценного формирования УД является организация совместной деятельности детей. Многолетний эксперимент по формированию учебной деятельности глухих учащихся (Е.Г. Реч

В современных условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо только при условии положительной мотивации создаются оптимальные условия успешности учебной деятельности ребенка.

Содержание общего среднего образования представляет собой сумму знаний, умений и навыков, соответствующих современному состоянию научных знаний, педагогически переработанных в основы наук.

Программы — это нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Их можно называть проектами, по которым организовывается учебно-практическая деятельность. П

Коррекционно-развивающая система обучения неслышащих, сложившаяся в отечественной сурдопедагогике, имеет значительный опыт в разработке путей специального педагогического воздействия на ребенка, об

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Испо

Целостный подход к методам обучения состоит в том, что они должны отражать основные структурные компоненты деятельности. Достижение поставленных целей возможно, если деятельность педагогов и учащих

Опыт работы показывает, что глухие дети в состоянии усвоить абстрактные понятия только при постепенном отвлечении от свойств и признаков конкретных предметов, их особенностей, конкретных фактов и я

С.А. Зыков разработал такую систему обучения, при которой способность речевого общения стала эффективным условием овладения языком, что внесло коренные преобразования в учебный процесс. Обучение не

Аналитическая беседа, выразительное чтение, сравнение с ил люстрацией, с романсом, оценочное суждение о прочитанном. В методике выделяются методы, способствующие формир

■ Формы организации обучения Понятие формы обучения в дидактике рассматривается как особая конструкция, имеющая внутреннюю организацию содержания, реализуемо

Так как специальная школа для глухих по своему статусу является цензовым общеобразовательным учреждением, для нее характерен тот же путь развития общеобразовательных систем, что и в массовой школе.

Классно-урочная система имеет общепедагогические, дидактические условия организации, от которых зависит четкость построения учебно-воспитательного процесса. Применительно к конкретному уроку части

Урок как педагогическое явление имеет свой состав и свою структуру. Он состоит из разных компонентов: вводной части, организационного момента, опроса, объяснения, дидактических задач, пр

Одним из сложных вопросов современной дидактики является вопрос о типах уроков и их построении. Классификация уроков многими авторами проводилась по различным основаниям. Так, например, И.

Возможности совершенствования педагогического труда, умения аналитически оценивать свою деятельность и деятельность товарищей достигаются на основе психолого-педагогического анализа урока.

Многолетние исследования сурдопедагогов показали особую значимость предметно-практической деятельности для всестороннего развития, специального обучения и воспитания глухих детей (С.А. Зыков, Л.М.

Повышению познавательной активности и самостоятельности глухих учащихся содействует использование в процессе обучения проблемных ситуаций. Работа организуется таким образом, что дети самостоятельно

Дифференциация обучения означает активное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Она предполагает разработку определенной системы педагогического воздействия на учащихся

Использование технических средств обучения (ТСО) в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих детей и обеспечивает решение ряда задач:

Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к глухим детям. С помощью компьютера может быть создана особая (для каждого ученика) лично

В учебном процессе специальной школы необходим как педагогический контроль за усвоением содержания материала учащимися, так и знание самими школьниками собственного уровня развития, темпов продвиже

При проверке разговорной речи учитывается самостоятельность, содержательность и грамотность речи школьников, правильность выполнения задания. Также принимается во внимание, в какой форме речи учащи

При осуществлении проверки учитель может оценивать состояние отдельных знаний и умений (составлять план изготовления изделия, умение выполнять поручения и др.), а также всю работу, выполненную учен

Теоретический фундамент системы обучения языку был заложен в 50-е годы С.А. Зыковым. Развернув вместе со своими сотрудниками опытно-эксперментальную работу на базе двух десятков школ, он направил у

Наряду с общедидактическими принципами коммуникационная система обучения глухих детей языку имеет и своей основе три ведущих принципа: генетический, деятельностный и структурно-семантиче

В составе системы обучения глухих языку при рассмотрении ее как сложного, но целостного объекта следует выделить прежде всего последовательность этапов обучения. Они соответствуют возрастным стадия

В отечественной и зарубежной сурдопедагогике формирование у детей с нарушениями слуха устной речи всегда являлось одной из основных задач. Это объясняется важной ролью устной речи как наиболее упот

Оценивая сенсорную основу восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе, необходимо прежде всего рассмотреть те звуковые средства, которые используются при устной коммуникации норма

(звуки) заменяемые ы п’ т’ к’ ф’ с’ щ х’ в’ м’ н’ л р’ фонемы й б д г з ж л’ (звуки) б’ д’ г’ з’ ч ц В соответствии с сокращенной систе

В 30-х гг. XX в. начало осуществляться всеобщее начальное образование лиц с ограниченными возможностями, в том числе с недостатками слуха. Это с гораздо большей остротой, чем раньше, выдвинуло проб

Разработанная P.M. Боскис психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха явилась научным фундаментом для формирования нового раздела сурдопедагогики — дидактики школы слабослышащ

Дидактические принципы отражают объективные закономерности учебно-воспитательного процесса, в котором протекает обучение, воспитание, развитие учащихся, а также систему требований, направленных на

Специальные по сравнению с массовой школой учебно-воспитательные задачи, а также требование обеспечить компенсаторную и коррекционную функции педагогического процесса требуют разработки и использов

Обучение языку в школе слабослышащих предусматривает формирование у учащихся полноценного средства общения, орудия познания (мышления). Преодоление речевого недоразвития и связ

Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся — чрезвычайно важная задача современной школы, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социаль

Организация работы по развитию восприятия речи на слух предполагает следующее: • проведение слуховой тренировки — специальных упражнений в восприятии речи только на слух, исключая з

Работа по развитию слухового восприятия может проводиться успешно лишь при использовании разного типа звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования как в школе, так и вне

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Произносительные навыки формируются в ходе всего учеб

В специальных школах I и II вида обучаются и дети с комплексными нарушениями в развитии. Эта группа достаточно разнородна, полиморфна. В каждом отдельном случае нужно подходить к составлению обучаю

Рассмотрим более детально возможности обучения в школах I и II вида детей с ЗПР и с интеллектуальной недостаточностью. Категория детей с задержкой психического развития была выделена среди

Вспомогательные классы в школе глухих открыты с 80-х гг. XX в. в результате предпринятого НИИ дефектологии АПН СССР широкомасштабного изучения неуспевающих глухих школьников, которое позволило выде

Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охва

В системе профессионально-трудовой подготовки глухих и слабослышащих учащихся важное место отводится профессиональной ориентации. Хорошо организованное трудовое обучение само по себе активно воздей

В условиях рыночной экономики, использования новых форм хозяйствования специальные школы для глухих детей должны обеспечить воспитанникам знание основ производства, техники и технологии, п

Социальная ориентация, адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с глубокими сенсорными нарушениями (в частности, с нарушениями слуха) — серьезная и сложная задача, стоящая перед об

СУРДОПЕДАГОГИКА Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений Зав. редакцией В.Н. Павлова Редактор Ю.М. Раутборт Зав. художе

allrefs.net



You Might Also Like