Raiting-OY.ru

Все о детях

Почему ребенку трудно учится

Дислексия: почему ребенку трудно научиться читать

Если вашему ребенку никак не удается освоить процесс чтения в школе, он постоянно путает или «теряет» буквы, переставляет их местами, не спешите ругать его и обвинять в невнимательности и лени. Возможно, у него нередкая в настоящее время проблема с освоением чтения – дислексия.

Смотрите также: Как научить ребенка контролировать эмоции

Четыре простых совета помогут объяснить ребенку, как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями Расскажите ребенку, что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами: «я расстроен» или «я злюсь на тебя». Посоветуйте ребенку делать паузу, прежде чем он закричит или ринется в драку. Научиться останавливать себя можно с помощью выбранного слова-сигнала или, например, посчитав мысленно до трех.

Термин «дислексия» был введен еще в 1887 году офтальмологом из Штутгарда Рудольфом Берлином. Так он назвал трудности в освоении чтения и письма у мальчика, который при этом в освоении других областей деятельности проявлял нормальные интеллектуальные и физические способности. Ныне дислексией считается частичное нарушение процесса овладения чтением, обусловленное нарушением или недоразвитием высших психических функций, которые участвуют в формировании процесса чтения. Иными словами, чтение – это очень сложный процесс, состоящий из множества функций. Этот процесс формируется постепенно, вместе с развитием психики. Но у некоторых детей по определенным причинам формируются не все функции, что приводит к нарушению формирования навыка чтения.

Как заподозрить дислексию

Не все трудности в овладении чтением могут считаться дислексией. Интеллектуальные способности у детей развиваются неравномерно. Кто-то просто тугодум, кому-то сложно сосредоточиться по каким-то причинам, кто-то читает правильно, но медленно. У детей с дислексией можно наблюдать многочисленные ошибки во время чтения, стойкие, специфические и постоянно повторяющиеся. Он может постоянно путать звуки, произнося, к примеру, звук «д» вместо «т», или, наоборот, менять буквы местами, пропускать буквы и слоги. Трудности с соотношением звуков и букв – это первые признаки возможной дислексии, которые можно заметить у ребенка еще с момента освоения первых букв. Буквы могут быть, например, графически похожими, отличающиеся только расположением всего одной черточки, и ребенок постоянно их будет путать. Замена звуков, перемешивание их, перестановка слогов, добавление лишних слогов (например, «маниша» или «машна» вместо «машина») – это все признаки дислексии, если таких ошибок много и они повторяются часто и регулярно. Также при дислексии ребенок часто не может сопоставить слово с его значением, не понимает смысл прочитанного, для него все слова как будто отделены друг от друга (синтаксическая дислексия). При дислексии также имеют место нарушения темпа и скорости речи, хотя это не основной признак данной проблемы. Часто у детей, у которых есть дислексия, может наблюдаться подобная проблема в отношении письма (дисграфия). В группе риска часто оказываются «леворукие» дети или амбидекстры (с одинаково развитыми правой и левой руками), если их переучивали.

Чтобы убедиться в том, что ребенок готов к освоению письма и чтения, рекомендуется в 5 лет посетить логопеда. Специалист сможет сделать прогноз, возникнут ли трудности у ребенка в дальнейшем освоении этих речевых навыков.

Когда ребенок с дислексией понимает, что он отстает от своих ровесников в классе, он может стать замкнутым, неуверенным или агрессивным. Одноклассники тоже часто могут быть немилосердны к ребенку, который отличается от них. И здесь очень многое зависит от поведения взрослых – учителей и родителей. Маловероятно, что ребенок сам способен побороть проблему дислексии. Особенно в начальной школе, когда дети и без этого переживают кризис. Вот важные моменты, которые необходимы при работе с дислексией:

Используйте метод «зеленой пасты». Многие родители и учителя обращают внимание на ошибки, критикуя и ругая родителей. Важно не только с детьми, у которых проблемы с чтением, но и со всеми остальными в первую очередь подчеркивать те моменты, которые удались.

Станьте ассистентом логопеду. Прислушивайтесь к рекомендациям логопеда, помогайте ребенку выполнять домашние задания, делитесь любыми успехами ребенка со специалистом, поддерживайте ребенка в его стараниях.

Добавляйте игру к занятиям ребенка. Читайте с ребенком по слогам или по отдельному слову, задавайте вопросы по поводу прочитанного, интересуйтесь, понял ли он смысл текста. Представьте себя на месте ребенка, который только осваивает чтение. Это ведь очень сложно – узнать буквы, отличить их от других букв, сопоставить букву со звуком, затем сложить слоги в слово, объединить это слово со значением, учитывая небольшой лексический запас ребенка. Учитывайте интерес ребенка, подбирайте тексты, соответствующие лексическому запасу. К примеру, если ребенок любит машины, предлагайте ему тексты про машины и т.д.

Относитесь к ребенку с дислексией как к нормальному человеку. В настоящее время все больше специалистов сходятся во мнении, что детей со сложностями в освоении материала или с задержками развития не следует изолировать от других детей в специализированных интернатах, они должны учиться вместе со всеми. Иначе ребенок изначально чувствует себя не таким, он уже не сможет достичь значительных успехов в жизни. Во многих школах сейчас нанимают ассистента учителя, который помогает таким детям справляться с заданиями, упрощая задания учителя под их возможности, отражает нападки сверстников и т.д. Минус в том, что школа, в которой есть эта должность, может быть расположена далеко от места жительства ученика.

Дислексия – это проблема очень многих людей в мире. Очень многие известные личности сталкивались с ней. Это Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Мэрилин Монро, Стив Джобс, Квентин Тарантино, Киану Ривз, Кира Найтли и многие другие. Многие из известных дислексиков сейчас являются участниками благотворительных программ по борьбе з дислексией. Своевременное выявление и квалифицированная помощь специалистов, а также поддержка учителей и родителей дает возможность избежать трудностей, которые могут возникнуть во время изучения процесса чтения.

Для того чтобы лучше понимать детей с дислексии, рекомендуем посмотреть индийский фильм «Звездочки на земле».

odnako.su

5 причин «троек»: почему ребёнок плохо учится и как ему помочь

Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной.

Как и любая мама, ты уверена, что твой ребенок самый умный. Однако любимое чадо не торопится соответствовать этому громкому званию: последнее время юный ученик приносит из школы одни тройки. Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной пятеркой.

Самая распространенная причина появившихся у школьника троек – усталость. Поэтому в первую очередь обрати внимание на внеклассную нагрузку своего чада. Если твой вундеркинд ходит в художественную студию, играет в теннис, плавает в бассейне, а по вечерам занимается с репетитором английским, не стоит удивляться его плохой успеваемости. Специалисты уверены: ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально учиться, только если посещает дополнительно не более двух кружков.

Идеально, если это спортивная секция и интеллектуальные занятия – например, карате и иностранный язык или лыжи и шахматы. Избыток физических нагрузок или, напротив, умственной активности может затмить собой школу, так как будет отнимать все силы и не позволит сосредоточиться на уроках. Исключением являются только занятия музыкой, с которыми невозможно переборщить, ведь они помогают структурировать полученные знания и, по мнению психологов, тренируют внимание. Играя с листа, ребенок решает сразу несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное, что учит концентрации и развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на развитие речи. Не сомневайся, все эти навыки школяр будет неосознанно переносить и на школьные уроки. Более того, сама музыка, неважно – вальс это или менуэт, успокаивает и благотворно влияет на нервную систему.

Купи ему компьютерную игру

Психологи уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что телевизор и компьютер – главные проблемы современных «несостоявшихся отличников». Когда ребенок погружается в готовые жидкокристаллические картинки (мультики или игры – неважно), у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество, – он не фантазирует, как при чтении книги или прослушивании аудиосказки. Ученые отмечают, что детям, не знающим меры в просмотре DVD, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: физика, сочинения по литературе и даже рисование. Кроме этого отсутствие необходимости думать и воображать, сидя у экрана, приводит к общей пассивности. Если ты не хочешь, чтобы подобная участь постигла и твоего малыша, включай телевизор не более чем на 1,5 часа в день. Тот же лимит установи и на компьютерные игры (причем школяр должен выбрать либо одно, либо другое развлечение).

Несмотря на все минусы телевизора и компьютера, не стоит навсегда придавать их анафеме. Существуют и полезные программы, способные помочь в учебе. В последнее время стало появляться все больше качественных фильмов о путешествиях, древних войнах и животном мире. Впрочем, и создатели хитовых компьютерных игрушек заметили пробел в тематике своих «стрелялок» и начали выпускать развивающие игры. В них твой троечник сможет построить цивилизацию и стать в ней царем. Что самое главное, для долгого существования страны ему придется научиться принимать правильные решения и быть ответственным. Согласись, это отличные навыки как для учебы, так и для жизни.

Как приучить ребенка понимать все с первого раза? Читайте >>>

Мобильный тоже может стать причиной плохих отметок школяра, если ученик, вместо того чтобы впитывать знания, на уроках пишет эсэмэски приятелям или играет во встроенные игрушки. Психологи настаивают на том, что в младших классах телефон вообще не нужен, а в старших его лучше сдавать вместе с уличной одеждой. И не стоит волноваться, что в случае особых обстоятельств чадо не сможет до тебя дозвониться. Не забывай, ребенок находится под присмотром учителей, которые, если вдруг что-то случится, дадут школьнику возможность связаться с тобой.

Одним из самых важных факторов ученического роста является питание ребенка. Поэтому твоя главная задача – сделать меню любимого чада разнообразным: старайся готовить овощные супы, мясо и рыбу, покупать свежие овощи и фрукты. При этом помни, что питание отличника должно быть адекватно нагрузкам. Если, убегая на занятия, ребенок ограничивается полезным листом салата и стаканом витаминного сока, не ищи в дневнике пятерок. В завтраке обязательно должен присутствовать белок: ветчина, яйца или сыр. Именно эти продукты богаты витамином B12, положительно влияющим на нервную систему ребенка. А если с ней все в порядке, то и проблем с вниманием на уроках нет. В том случае если у твоего юного ученика нет аппетита, обязательно дай ему с собой дополнительный завтрак. Но не подумай, что речь идет о шоколадном батончике – питательном и калорийном! Известно, что сладости – это быстрые углеводы, то есть энергия. И, приняв ее, ребенок должен будет срочно от нее избавиться и уж точно не сможет сосредоточиться. Безусловно, на отметки по физкультуре это повлияет положительно, но что делать, если впереди русская литература?

По данным последних исследований, в рационе большинства детей, имеющих проблемы с успеваемостью, в избыточном количестве присутствует глютен: смесь двух растительных белков – глиадина и глютенина, содержащихся в пшенице и ржи.

Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике – единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка – невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.

Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, – это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.

Иногда причиной плохой успеваемости становится отсутствие мотивации: зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам? Поэтому всегда поощряй своего вундеркинда за четверки и пятерки. Ребенок, получающий похвалу от родителей даже за нечастое «отлично», станет снова к этому стремиться. Не исключай и материальные награды. Особенно за успеваемость по не дающимся твоему школьнику предметам. Но не переусердствуй: дорогие подарки могут привести к обману – ученик начнет скрывать проблемы и подделывать подпись классного руководителя. За хорошую успеваемость в течение недели достаточно карманных денег и скромного подарка, а ноутбуки и поездки за границу в качестве награды оставь на окончание года.

Возможно, причина плохих отметок твоего вундеркинда – банальная скука. В этом случае попробуй разнообразить обучение своего чада. Например, если он охладел к биологии, своди его в зоологический или палеонтологический музей. Что может быть интереснее возможности увидеть скелет настоящего динозавра?! А еще, по мнению педагогов и психологов, ребенку важно применять полученные знания на практике. Например, если твой сын увлекается «Формулой-1», попробуй объяснить ему законы физики на примере гоночного болида, а начинающей кокетничать дочке расскажи про расширение, возникающее при нагревании, используя щипцы для завивки.

Наталия Михайлова, психолог:

– Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.

Составь список. Предложи ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведи для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.

Пронумеруй задания. Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуй, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки. Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.

Выключи телевизор. Найди ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, тебе придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сама мешаешь ему учиться.

Придерживайся режима. У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.

Не откладывай на завтра. Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.

www.aif.ru

Ребенок плохо учится в начальной школе, что делать?

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Ребенок плохо учится – знакомо? Часто родители младших школьников жалуются на то, что их дети, закончив первый или второй класс с отличными отметками, к концу начальной школы съезжают до троек и даже двоек. Родительскую обеспокоенность можно понять, ведь они наблюдают своего малыша с рождения и помнят, когда и как он начал читать, считать, его успехи в детском саду. В общем, знают его способности и потенциал. Что же изменилось сейчас? Почему ребенок плохо учится? Школа и учительница те же, способности малыша остались при нем, а вот результат оставляет желать лучшего.

Родители ищут причины, почему ребенок плохо учится в школе, и что делать, чтобы вернуть хорошие отметки. Корнем всех бед называют лень, а в качестве методов воздействия на ребенка выбирают различные виды наказания, пытаются взывать к совести, беседуя с ребенком. Как правило, если и есть результат, то он недолговечен.

Ребенок плохо учится школе. Берем в руки инструмент

В этой статье я попробую объяснить причину, почему ребенок стал плохо учиться, на примере своих учеников, применив знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему системно-векторная психология? Это наука, которая на сегодняшний момент дает полную картину развития психики человека, глубоко исследует процессы, происходящие в бессознательном, и четко отвечает на многие вопросы, которые до сих пор оставались нераскрытыми. Эта психология является практическим инструментом, с помощью которого можно решить многие детские, да и другие проблемы, тем более понять, почему ребенок стал плохо учиться.

Системно-векторная психология рассматривает восемь составляющих психики – восемь векторов. Каждый вектор имеет свой определенный набор свойств и желаний.

Ребенок рождается с уже заданными от природы векторами, которые находятся в неразвитом состоянии. До окончания пубертата, то есть переходного периода, у детей должно произойти развитие психики — свойств, заданных векторами. Дальше уже идет реализация того, что развилось. Для успешного созревания ребенка необходимы благоприятные условия, они же помогают ему учиться.

Что имеется в виду под «благоприятными условиями»? У человека, как и у животного, есть базовая задача – сохранить свою целостность или, другими словами, жизнь. Взрослый человек способен сохранить себя сам. Что касается ребенка, то для него до 16 лет главным гарантом безопасности является мама. Именно она дает чувство защищенности, которое не имеет ничего общего с материальными вещами. Никакие дорогие игрушки, красивые коляски, модные вещи, красочные книжки не заменят его. Ощущение защищенности и безопасности — это и есть та среда, в которой ребенок сможет развить свои природные качества по максимуму. Не трудно понять, что нормальное психологическое состояние матери играет здесь наиважнейшую роль и стоит на первом месте как профилактика того, чтобы ребенок не стал плохо учиться.

Почему ребенок стал плохо учиться? Такие разные дети

Да, дети разные. Один шустрый, быстро запоминает, быстро пишет, сообразительный, любит соревноваться — имеет кожный вектор в своей психике. Другой спокойный, внимательный, не спеша думает, вникает во все детали, не любит соревноваться — имеет анальный вектор. А третьего вообще не поймешь: у него своя дорога, и он не прислушивается к замечаниям, делает только то, что ему интересно, независимый — уретральный вектор.

Кожный, уретральный, анальный, а также мышечный являются нижними векторами. Они отвечают за либидо, адаптацию и сохранение жизни. Верхние вектора – зрительный, обонятельный, оральный, звуковой. Они задают направление, формируют интеллект. Психика современного человека состоит в основном из 4-5 векторов, следовательно, и свойства всех этих векторов будут проявлены.

Например, анально-зрительный ребенок имеет свойства двух векторов. Анальный вектор дает хорошую память, усидчивость, внимательность. А зрительный вектор наделяет человека образным интеллектом, огромной способностью к познанию. Поэтому такие дети при благоприятных условиях прекрасно учатся, побеждают на олимпиадах, заканчивают школу с золотой медалью, университет с красным дипломом. И в дальнейшем могут стать лучшими профессионалами.

Но если условия, в которых находится ребенок, оставляют желать лучшего, если он теряет чувство защищенности и безопасности, то его свойства не могут развиваться в полной мере. Малыш будет испытывать стресс на бессознательном уровне и плохо учиться, потому что все силы будут уходить на нейтрализацию негативных факторов. Последствием этого могут быть и неадекватное поведение, и различные психосоматические заболевания.

Отличник в первом классе плохо учится во втором?

Индивидуальные занятия с детьми позволяют мне установить близкий контакт с учениками, их родителями и увидеть ситуацию в семье изнутри. А понимание глубинных бессознательных процессов, происходящих в психике ребенка, позволяет выявить причину многих проблем, в том числе, почему ребенок плохо учится в школе.

У меня есть прекрасный ученик Слава, обладатель кожного, анального и зрительного векторов. О нем я писала здесь. Я начала заниматься со Славой, когда он был во втором классе. Прекрасная память, сообразительность, усидчивость, прилежность – это именно те качества, которые помогают мальчику отлично учиться. Он любит читать энциклопедии, поэтому часто удивляет меня своей эрудированностью. Я была также довольна его успехами в изучении иностранного языка. По результатам он намного опережал других ребят-второклассников.

Мы встретились в новом учебном году, в третьем классе. И здесь меня ждало разочарование. Куда делась быстрота реакции, сообразительность, прекрасная память? Слава скатился на уровень среднего ученика. Я недоумевала, почему ребенок стал плохо учиться в школе. Сначала предположила, что не вошел в ритм после летних каникул. Но и через 2 месяца результат был такой же. Более того, появились проблемы в дисциплине: несделанные домашние задания, потерянные тетради и так далее. Казалось, он не хочет учиться…

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогли мне расставить все по местам.

Ребенок стал плохо учиться, что делать? Эх, мама, мама…

Чтобы разобраться, почему ребенок стал плохо учиться, напишу немного о ситуации в семье Славы. Мама с папой в разводе. Занимались мы с ним у его прадедушки и прабабушки, и у них же Слава часто жил. Маме некогда, говорил Слава, у нее много дел. Но мама присутствовала в его жизни, это было видно. Малыш часто рассказывал про их совместные походы в кино, говорил о том, что мама готовит, что говорит.

На следующий год мы уже встретились в квартире мамы. Оказалось, что у Славы появился новый папа. Я порадовалась, наконец-то он будет жить в семье. Но все быстро закончилось. В связи с непредвиденными обстоятельствами маме пришлось уехать, и вот опять мы занимаемся у прадедушки и прабабушки.

Не буду вдаваться в подробности всех жизненных перипетий этой семьи. Для меня было очевидным, что все это неблагоприятным образом отразилось на состоянии Славы. Как следствие, ребенок стал плохо учиться.

Не сразу я поняла, что происходит. Поэтому пыталась воздействовать на Славу разными методами: пробовала ставить двойки, чтобы стимулировать его к учебе, вела беседы. Но безрезультатно. Видно было, что мальчик старается, ему хочется и порадовать меня, и похвастаться успехами перед бабушкой, но что-то ему мешает это сделать.

После очередного невыполненного задания я поняла, что это не банальная лень или нежелание учиться. И неожиданно сказала: «Тебе, наверное, очень тяжело, малыш. Понимаю. Мама ведь не всегда рядом». Слава поднял на меня глаза и… заплакал. Увидеть слезы у этого мальчишки было для меня сюрпризом. Он ни разу, ни при каких обстоятельствах не показывал своего расстройства. Очень спокойное ровное отношение ко всему. А тут… Совсем, видимо, несладко ему живется. Что тут удивляться, что ребенок стал плохо учиться.

Конечно, сам мальчик не сможет объяснить, что с ним происходит, он этого не осознает. Он просто чувствует дискомфорт от того, что мамы нет рядом, у мамы проблемы, она нервничает, ей плохо. Малыш переживает стресс от потери чувства защищенности и безопасности, и это отражается на его состоянии и, как следствие, учебе.

Ребенок плохо учится. Он ушел в себя. Приходите завтра

Приведу еще один случай из практики, который наглядно показывает роль родителей в том, что дети плохо учатся в школе. Об этом мальчике я писала здесь.

В этом году Вадим радует меня своими успехами. Хотя он так же периодически зависает на уроках. Но я стараюсь показать ему, что понимаю его. И мы даже можем посмеяться над ситуацией. Например, я что-то объясняю и замечаю, что Вадим ушел в себя. Я замолкаю и жду. Тишина может длиться от 15 до 30 секунд. Потом он вздрагивает, ойкает, приходит в себя, извиняется, говорит, что немного задумался. Обычно я отвечаю: «Ничего страшного. Я тебя жду». Эти слова его немного веселят, и мы продолжаем дальше.

А ведь можно было реагировать по-другому на эти зависания. Так, как часто делают учителя и родители, не знакомые с системно-векторной психологией, жалуясь, что ребенок не слышит их и потому плохо учится в школе. Они не знают, что такой уход в себя является свойством звукового вектора и показывает, что в повседневной жизни он испытывает сверхдавление, которое не может адаптировать. Можно было кричать, читать нотации, трясти. Но это только ухудшало бы ситуацию.

Ребенок плохо учится? «Я не хочу, но я всё слышу…»

Как я уже писала, в семье Вадима не самая лучшая обстановка для звукового ребенка. Я была свидетелем только пары случаев, когда родители разговаривали на повышенных тонах. Более того, папа говорил не только очень громко, но и грубо. Для ребенка со звуковым вектором это является сверхдавлением на его сверхчувствительную зону – уши.

В этом году у Вадима были проблемы с домашними заданиями, ребенок стал плохо учиться в школе.

Кожно-анальный мальчик со звуковым и зрительным векторами очень быстро схватывает новый материал. На объяснение я трачу мало времени. Интересно наблюдать, как он хочет учиться, как начинает строить причинно-следственные связи (это свойства кожного вектора), задавая уточняющие вопросы (свойства анального вектора), и пытается сложить четкую картинку нового грамматического материала (зрительный вектор).

Затем мы приступаем к упражнениям. Проблем нет. Все ясно и понятно. Задаю домашнее задание. Но на следующий урок его проверка показывает, что материал не усвоен, очень много ошибок. Ну что ж, все бывает. Нужно время, чтобы все хорошенько уложилось. Еще раз повторяем, еще раз объясняю. Опять все хорошо, проблем нет. Задаю домашнее задание. На следующий урок все повторяется: огромное количество ошибок.

И так у нас продолжалось 4 занятия. Да, тема была не самая легкая, да, не всегда все получается сразу. Но с Вадимом если такое и было, то не так долго. Почему ребенок плохо учится?

Наконец, пришло понимание, что здесь что-то не так. Я начала спрашивать, как Вадим делает мои домашние задания. Оказалось, иногда это происходит в спешке. Поговорили с мальчиком об умении концентрироваться, о спокойной обстановке, чтобы было время, и не надо было никуда спешить.

И вот я проверяю домашнее задание в очередной раз и не могу сдержать возглас досады: «Опять куча ошибок! Да что же это такое!» Хочу понять, почему ребенок плохо учится. Смотрю на Вадима, а у него в глазах слезы: «Я все сделал, как вы говорили… Я…я концентрировался, но… я не мог сконцентрироваться… Знаете, как трудно это сделать, когда мама с папой ругаются, они так сильно кричат, что я не могу думать».

Вот и вся разгадка. Причина не в лени, не в нежелании учиться, а в родителях, которые решают свои проблемы и не знают, как это влияет на их ребенка.

Непередаваемое ощущение – понимать своего ребенка, понимать глубинные процессы, происходящие в его психике, увидеть в его глазах благодарность за это понимание.

Чтобы стать хорошими родителями, создать благоприятные условия для полноценного развития своих детей, не нужно заканчивать высшие учебные заведения. Сегодня достаточно пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начать можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация здесь.

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

19 Апр, 2016 Комментариев: 2 Просмотров: 8122

svp.expert

Почему ребенок плохо учится?

Как найти причину и решить проблему.

30 сентября 2017 1054

К октябрю даже воодушевленные первоклашки начинают потихоньку терять интерес к школе: ощущение первосентябрьского праздника осталось позади, торжественная линейка в прошлом, а домашние задания и пугающая техника чтения на скорость не спешат исчезать из жизни. Ученики постарше и вовсе не питают иллюзий по поводу школы. Конечно, многим родителям хочется, чтобы их дети были самыми лучшими и учились на одни пятерки, но иногда ситуация обратная. Если вы заметили, что ваш ребенок с каждым годом учится все хуже — не спешите ругать школьника. Давайте разберемся, в чем может быть дело.

Усталость. Россия — лидер по огромным размерам домашних заданий. Кроме того, количество уроков в школе тоже не маленькое. Прибавим к этим фактам постоянные ранние подъемы и недосыпы. И вот уже постоянным спутником ученика становится хроническая усталость, которая напрямую сказывается на качестве учебы.

Оценки — не показатель. Важно понимать, что есть оценки, а есть знания ребенка. Иногда бывает, что они никак между собой не связаны. Например, один учитель поставит тройку за ошибку в диктанте, а другой за эту же ошибку — пятерку с минусом.

Личные проблемы. Только родители считают, что школа — это учреждение для получения знаний. Для детей школа — это еще и место встречи с друзьями. Отношения с коллективом могут сказываться на учебном процессе. Если ребенку некомфортно в классе, он не общается с ребятами или постоянно ссорится с лучшим другом, то ни о какой пятерке по математике или русскому даже речи не может идти, все мысли заняты личной проблемой. Сюда же можно отнести недопонимания с учителем.

Невнимательность. Еще одна, на первый взгляд, банальная причина, которая наносит серьезный удар по успеваемости. Смотреть, как по небу летит самолет, или как разноцветные листья падают с деревьев, — это интереснее, чем новая тема по истории, но только до тех пор, пока в дневнике не появляются плохие оценки.

Мобильный телефон. Это небольшое устройство, которое вы купили ребенку, чтобы иметь возможность связаться с ним в любое время, может испортить весь школьный день. Особенно если в телефоне имеется, кроме функции звонка, интернет и игры.

Очень сложный уровень. Если вы отправили ребенка в школу с углубленным изучением иностранных языков, а он ненавидит уроки по английскому и мечтает об универсальной программе в «обычной» школе, то никакие мотивации не сработают — в дневнике будут уверенные тройки по нелюбимым предметам.

Пропуск новой темы. Это одна из самых частых версий. Заболел или просто отвлекся — не понял ничего из объяснения учителя, а переспросить побоялся. Вроде бы — ерунда. Всего лишь один урок, какая-то очередная тема. Но, как правило, образование можно представить в виде лестницы, по которой необходимо шагать медленно и вдумчиво, не перепрыгивая через ступеньки.

Усталость можно устранить хорошо отлаженным режимом. Договоритесь с ребенком, во сколько он будет ложиться спать, во сколько вставать, много ли времени уйдет на выполнение домашнего задания и прогулки. Можно составить план дня, красиво его оформить и повесить на стенку, чтобы ученик не забывал им пользоваться.

Смотрите не на саму оценку, а на работу. Только после этого делайте выводы об успеваемости. И объясните ребенку, что главное — не оценки, а знания.

Если поводом для снижения успеваемости стали личные проблемы, то ситуацию спасет доверительный разговор. Узнайте, в чем конкретно кроется причина.

С невнимательностью не так-то легко бороться, потому что это только частично проблема ученика, другая сторона вопроса — учитель не может заинтересовать ребенка, или в классе так много детей, что педагога на всех «не хватает». Кто-то из ребят начинает отвлекаться. Попробуйте вместе разобрать тему, расскажите, чем она полезна и интересна. Устройте с ребенком интеллектуальную игру, параллельно объясните, что важно даже во время скучных уроков слушать учителя.

Желательно, чтобы мобильный телефон не отвлекал малыша от занятий. Подумайте, сможет ли ваш ребенок сфокусироваться на уроках, если в кармане будет лежать устройство, наполненное любимыми играми. Если ответ отрицательный, то лучше выбрать такое средство связи, которое не доставит хлопот.

Перед тем, как отправить ребенка в школу с более сложной программой, обсудите это с будущим учеником. Иногда родители в погоне за счастливым будущим для своих детей забывают уточнить у них — нужно ли им такое счастье. Может быть, ваш ребенок будет прекрасно учиться в школе, которая находится в двух шагах от дома, где нет каждый день английского, а классы делятся на буквы из русского алфавита, а не строгие направления: «гуманитарный», «математический», «биологический».

Если проблема кроется в пропуске новой темы, то нужно вернуться к ней и закрыть пробел. Иногда ситуация сложнее и вернуться нужно не только к какой-то теме, а вообще на несколько лет назад, чтобы разобраться в предмете. Помните, чем скорее решится этот вопрос, тем проще будет ребенку в будущем.

Проблемы с учебой — это безграничные просторы для творческих подходов. Подумайте, как можно улучшить ситуацию и подружить школьника с процессом образования. Покажите, что учиться — не скучно. Главное — не применяйте санкций, не ругайте ученика и не делайте его виноватым во всех бедах. Каждый ребенок сам понимает, что отстает по программе и переживает по этому поводу. Дарите детям поддержку и понимание, пусть они чувствуют вашу готовность помочь.

pifagorka.com

Ребенок плохо учится: советы родителям

Хорошие оценки – повод для родительской гордости, возможность поступить в хороший ВУЗ и обеспечить удачный старт во взрослую жизнь. К сожалению, далеко не все дети показывают блестящие результаты в учебе: одни носят двойки с первого класса, другие скатываются в неуспеваемость с наступлением переходного возраста. Почему ребенок плохо учится и как ему помочь?

Для начала родители должны уяснить: плохая успеваемость в школе не говорит о том, что чадо отстает в развитии. Нужно понимать, что одинаковых детей нет, и успехи в освоении информации им тоже даются по-разному. Для многих родителей своеобразным показателем собственной состоятельности как педагога-воспитателя являются достижения ребенка в учебе. Но если соседский сын приносит домой исключительно пятерки, это еще не значит, что ваш малыш должен учиться так же. В то же время это не повод пустить все на самотек и ничего не предпринимать. Давайте рассмотрим причины, по которым дети могут не справляться со школьной программой, и попробуем разобраться, как можно нивелировать отставание в учебе.

О том, чего делать не стоит

Ребенок стал плохо учиться? Не торопитесь обвинять его в низких оценках, зачастую сами родители создают внутри семьи негативную атмосферу, ввиду чего интерес к учебе просто исчезает. И если многие мамы и папы спокойно воспринимают тот факт, что их чадо не стало круглым отличником, то справиться с тем, что сын или дочка перебивается с тройки на двойку, способны далеко не все. Криками, наказаниями и принуждением желаемого результата добиться не получится – это только усугубит и без того непростую ситуацию, да и для самого ребенка такая обстановка является весьма травмирующей. К сожалению, не все родители это понимают, чем делают только хуже.

Школьник прекрасно осознает, что у него низкая успеваемость, даже демонстрирует полное безразличие к происходящему; для него это является такой же проблемой, как и для родителей. Если ребенок плохо учится, у него снижается самооценка, появляется неуверенность в себе, на фоне чего пропадает всякое желание прикладывать усилия для достижения если не высокого, то хоть какого-нибудь результата. Давление со стороны родных, как правило, не приводит ни к чему хорошему, малыш еще больше замыкается в себе и начинает искать поддержку у таких же двоечников, как и он.

Почему ребенок плохо учится?

Проблемы такого характера появляются не из воздуха, все начинается постепенно, с детского сада и начальной школы. Существует несколько моментов, которые родители должны учесть, в противном случае на появление хороших оценок в дневнике надеяться не стоит. Итак, почему ребенок плохо учится?

  1. Отсутствие подготовки к школе. Современным ученикам приходиться осиливать немалые объемы информации, без дошкольной подготовки справиться с этим весьма сложно. Если до поступления в первый класс малыш не привыкнет соблюдать режим дня, садиться за уроки и выполнять самостоятельные работы, оказавшись в школе, он столкнется с довольно жесткими для себя условиями;
  2. Неправильно выбранная школа. Все хотят, чтобы их дети учились в самых престижных учебных заведениях, и в этом нет ничего плохого. Проблема в том, что даже если родители могут позволить себе оплачивать обучение в специализированном лицее, ребенок далеко не всегда готов к нагрузкам, которые там предусмотрены. Реально оценивайте возможности своих детей, в противном случае такая учеба обернется каторгой;
  3. Завышенные требования. Нередко бывает так, что старшие изначально прививают ребенку неправильное отношение к учебе («оценки ниже четверки – это плохо» и т. д.). Разделяйте отметки в дневнике и знания. Ваш малыш – это личность, не нужно пытаться загонять его в какие-то рамки, самореализовываясь за его счет;
  4. Проблемы с памятью и вниманием. Случается, ребенок плохо учится лишь потому, что он просто не в состоянии освоить требуемый объем информации или сосредоточиться на учебном материале, который входит в школьную программу. Рассмотрим эту ситуацию более подробно.

Память человека развивается одновременно со всем телом: к четырем годам малыш способен осваивать сложные слова и учится делать логические выводы, а к шести запоминает все, что тем или иным образом вызвало у него сильные эмоции. Для нормального развития функций памяти с дошкольником необходимо регулярно заниматься. В это же время стоит ограничивать объем информации, которую чадо получает: время просмотра телевизора и игр на компьютере должно быть регламентированным.

Если ребенок стал плохо учиться, причиной тому может быть дефицит витаминов и микроэлементов в рационе. Помните, для детей правильное питание гораздо важнее, чем для взрослых, поскольку их организм продолжает расти и развиваться, что требует колоссальных ресурсов. Только внимательное отношение ко всем аспектам жизни ребенка принесет плоды и поможет избежать трудностей в процессе обучения.

lady7.net



You Might Also Like