Raiting-OY.ru

Все о детях

Воспитание в семье детей инвалидов

Воспитание детей инвалидов семье

Проблемы воспитания детей родителями-инвалидами. Что нужно знать о семьях в которых папа или мама с ограниченными возможностями?

Многие семьи постоянно сталкиваются с рядом различных проблем, потому как далеко не всегда складываются благоприятные условия для полноценного функционирования семьи. Именно поэтому необходима защита различных категорий населения, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения. Особой проблемой является то, когда родители воспитывают детей при различных физических или умственных недостатках.

Люди с ограниченными возможностями. Что мы о них знаем? Это та категория населения, которая нуждается в особой защите со стороны государства, а также различных социальных структур. К сожалению, бывают такие ситуации, когда ребенок воспитывается в семье инвалидов, а это имеет свою специфику и требует постоянной работы специалистов. Дети могут быть полноценными особами без каких-либо физических или умственных проблем, но это значит, что полноценного воспитания они все равно не получают. Если родители ребенка ограничены физически, то в таком случае будут отсутствовать различные активные игры всей семьей, поездки за город и мероприятия с веселыми занятиями, которые отлично влияют на атмосферу в семье и ее единство.

Если у детей родители с проблемами зрения, то старшим членам семьи очень тяжело будет научить малышей читать и писать, но нет неразрешимых проблем, ведь можно нанять репетитора, что отлично разбирается в письме, литературе, а также поможет научиться считать. Но такая ситуация подходит в том случае, если у семьи есть деньги на такого педагога, поэтому власть должна помнить о таких семьях и помогать им в сложных жизненных ситуациях. Много времени можно потратить на воспитание детей, имея отклонения в физиологии или деятельности центральной нервной системы, но намного проще и эффективнее будет работа опытных педагогов.

Дети из таких семей нуждаются в работе психолога. ведь очень часто общество ведет себя очень неадекватно по отношению к тем, кто отличается от массы, а если одноклассники увидят таких родителей, то сложно будет избежать психологической травмы ребенка. Семьи людей с ограниченными возможностями могут функционировать и развиваться полноценно, но эта категория семей как раз и называется — семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Это означает, что сами они решить свои проблемы не могут.

Дети очень быстро в таких семьях взрослеют, ведь очень рано приходится осознавать, что твоя помощь нужна родителям, а игры могут временно подождать. Но есть огромный плюс в развитии детей из семьи, где воспитание проводится родителями-инвалидами, потому как такие дети очень умные, самостоятельные очень хорошо приспособлены к жизни.

Что должны помнить окружающие о семьях инвалидов?

1. Родители-инвалиды и их дети точно такие же, как и другие представители общества, поэтому стоит научиться воспринимать их адекватно.

2. Если вы имеете возможность. то всегда откликнетесь на просьбу этой категории населения. Возможно, вы сможете помочь детскими игрушками, организацией праздника для таких семей или же просто имеете знания, которыми хотите поделиться. Но, ни в коем случае, не проявляйте жалость к родителям-инвалидам и их детям, ведь это будет акцентом на их социальном статусе.

3. Если имеете свободное время. то обязательно задумайтесь о волонтерстве. Сегодня есть масса общественных организаций, которые богаты идеей, но не имеют достаточного финансирования. Такие организации часто помогают детям инвалидов адаптироваться в обществе. Не будьте равнодушными к проблемам окружающих.

4. Бывают также и родители-инвалиды. которые лишены родительских прав. Если вы имеете возможность, подарите такому ребенку счастливую семью. Во многих странах усыновление стало нормальным явлением, ведь, как гласят лозунги социальных реклам — Не бывает чужих детей .

Что нужно помнить родителям-инвалидам?

1. Ваш ребенок ничем не отличается от других детей. Старайтесь максимально грамотно донести эту мысль вашему ребенку. Общайтесь по интернету или по телефону с родителями одноклассников ребенка, чтоб всегда быть в курсе того, как он ведет себя с другими детьми.

2. Если вы не имеете достаточно возможности для общего досуга с ребенком. то обратитесь за помощью к властям или в общественную организацию. Вы имеете полное право на помощь учителей по основным дисциплинам, социальных педагогов, психологов и медиков.

3. Всегда поощряйте успехи своего ребенка. Так он поймет, что имеет такие же права как и его одноклассники и друзья и у него будет повод собой гордиться.

4. Научите ребенка уважать вас. Он должен понимать, что вы, имея определенные физические ограничения, умеете быть интересным. Найдите хобби по душе, возьмите работу на дом или вступите в общество инвалидов, которые едины в своих взглядах и стремлениях.

5. Максимально уделяйте внимание вашему ребенку. Очень часто дети инвалидов страдают от недостатка внимания и чувствуют себя ущемленными. Ребенок любит вас вне зависимости от ваших физических особенностей, поэтому не отталкивайте от себя малыша, любите его и согревайте родительским теплом.

Если говорить более конкретно. то семьи, где воспитывают детей родители-инвалиды, могут функционировать отлично, но важна помощь со стороны власти, социальных служб, общественных организаций и т.п. К сожалению, во многих странах сегодня очень печальная ситуация с финансированием семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Именно поэтому родителям-инвалидам необходимо создать коалицию для защиты свои прав и прав их детей.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики Психология отношений

В Петербурге принимающие семьи помогут родителям взрослых детей-инвалидов

Программа направлена на улучшение качества жизни матерей, обеспечивающих ежедневный уход за своими совершеннолетними (старше 18 лет) детьми, являющимися инвалидами с детства, а также других членов таких семей, говорится в сообщении на сайте Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ).

Родителям совершеннолетних инвалидов с детства предоставляется услуга по общему уходу за сыном/дочерью с помощью принимающей семьи. В это время родитель получает свободное время для отдыха и решения неотложных дел. Эта услуга предоставляется бесплатно, программа финансируется за счет государственной поддержки и благотворительных пожертвований.

Как отмечают организаторы, родители таких детей посвящают свою жизнь уходу за ними, отказываясь сдавать в психоневрологический интернат. Такие семьи можно квалифицировать как находящиеся в трудной жизненной ситуации. Как правило, их дети имеют тяжелые нарушения интеллектуального и физического развития, и нередко отцы детей с тяжелыми формами инвалидности уходят из семьи вскоре после их рождения.

Родители таких детей вынуждены постоянно находиться дома, не имеют возможности работать или проводить свой досуг вне семьи, и такая ситуация длится многие годы и даже десятилетия. Социальная изоляция негативно влияет на психику родителя, что может отразиться на отношении к собственному ребенку. Потребность в общении не может быть реализована, разрушаются связи с родственниками и друзьями, а отсутствие поддержки негативно отражается на эмоционально-психическом и физическом состоянии таких матерей. Матери, осуществляющие уход за своими «взрослыми детьми», нуждаются в поддержке, направленной на нормализацию их эмоционального и физического состояния, говорится в сообщении.

Обратиться за помощью могут семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства в возрасте старше 18 лет, зарегистрированные и проживающие в Санкт-Петербурге. Услуга может быть оказана как по месту проживания инвалида с детства, так и по месту проживания принимающей семьи, или же на нейтральной территории (например, на улице — сопровождение на прогулке, или на даче, в санатории).

Родители/законные представители могут воспользоваться услугой «передышка» на срок не меньше 2 часов в день, но не более 360 часов в год. Варианты использования времени оказания услуги: 2 раза в неделю по 3 часа, 1 раз в неделю по 7 часов, 2 недели подряд. Семья сама определяет время и согласовывает его заранее с принимающей семьей и координатором проекта.

Потенциальные принимающие семьи проходят подготовку в школе принимающих семей, которую проводят привлеченные специалисты и сотрудники Ассоциации ГАООРДИ. Стать принимающей семьей могут граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию в Санкт-Петербурге или Ленинградской области. И родителям, и потенциальным принимающим семьям для участия в программе необходимо заполнить специальные анкеты на сайте Ассоциации.

Льготы детям-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов

В соответствии с Федеральным законом О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.95 г. № 181-ФЗ дети-инвалиды имеют право на следующие льготы:

  • бесплатное получение лекарственных средств (по рецептам врачей) и средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям);
  • бесплатно выдается прогулочная (дорожная) кресло-коляска (по заключению ВКК);
  • право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденных Правительством РФ (дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, не считается излишней и оплачивается в одинарном размере);
  • право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения. Указанная льгота распространяется на родителей, опекунов, попечителей и соцработников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами;
  • право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно (льгота распространяется на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида);
  • 50-процентная скидка на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и одни раз (проезд туда и обратно) в другое время года;
  • 50-процентная скидка с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
  • 50-процентная скидка за пользование телефоном и радио;
  • для ухода за детьми-инвалидами одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению;
  • одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляется выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;
  • бесплатно выдаются санаторно-курортные путевки (с учетом медицинских показаний) детям-инвалидам и лицам, их сопровождающим, органами здравоохранения по месту жительства;
  • обеспечение автотранспортными средствами на тех же льготных условиях детей-инвалидов, достигших 5-летнего возраста и страдающих нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи;
  • компенсация родителям детей-инвалидов расходов, связанных с эксплуатацией специальных автотранспортных средств;
  • дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
  • прием вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, если по заключению МСЭ обучение в данном учебном заведении ему не противопоказано;
  • предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, имеющим брата (сестру) инвалида детства, если мать (отец) воспитывает его без мужа (жены).
  • Вам понравилась статья?

    неужели отменили право бесплатного проезда в общественном транспорте? В соц. защите сказали что все расходы компенсировали за счёт увеличения пенсии.

    28.12 01:53:09, volk020278

    здравствуйте!моему ребенку 12 лет,в 10 лет ему поставили экс.диагноз АБ блокада кардиопатия.и сейчас нам хотят снять инвалидрость.имеют ли они на это право?

    05.12 17:21:23, tatiana

    Здравствуйте!Я мама сына инвалида детства.Ему уже 20 лет группа2 степень3. Имею-ли я право на оформлении опекунтсва если да то как это делаеться? Спасибо всем.

    02.12 11:49:09, Хадижат

    Здравствуйте я инвалид с детства, у меня ДЦП. выучилась в колледже получила диплом бухгалтера. хочу работать. посоветуйте что-нибудь пожалуйсто?

    02.12 09:33:11, Надия

    Здраствуйте!У меня двое детей.Младшая 2005 года инвалид с детства(Д.Ц.П.)не ходит.Я одинокая мама.Прописаны в двухкомнатной квартире 5человек,общая площадь50,9.Нас не ставят на очередь на улучшение жилищных условий.Где прочитать перечень заболеваний на дополнительную площадь?

    29.11 17:16:26, Жанна

    Взимается ли с родителей детей инвалидов налог на жилье?

    24.11 16:53:43, Муслим

    здравствуйте. меня интересует какой подаходный налог взымается с матери или отца имеющего ребёнка инвалида в возасте 10 лет

    16.10 17:54:47, анна

    давно пора обновить список льгот!Зашла в надежде узнать новое,а тут статья от 2003 года.

    11.09 14:23:45, Анна

    Сын инвалид-детства. ему 7 лет. Взяли в школу под мою ответственность. Учительница сказала чтобы я взяла справку о надомном обучении, а обучаться он будет в классе. Можно ли так делать? и что нам даст наличие этой справки?

    28.08 06:48:27, Яна

    Инваллид-3гр. причина-инвалид с детства,степень огранич.-1, бесрочно. Есть ли льготы по подоходному налогу? Если да, то основание(документ).

    26.08 14:18:09, Петров

    Напишите, пожалуйста,получил ли кто-нибудь земельный участок под строительство жилого дома из числа инвалидов?

    29.07 10:42:03, Галина Александрова

    У нас сын инвалид детства, наша семья стоит на очереде по молодежной политике на улучшение жиличных условий, можем ли мы согласно постановления правительства РФ от 27 июля 1996г. №901 п.5, встать в данной очереде в первоочередном порядке?

    17.06 16:57:22, ильдар

    Имеет ли право на отдых ребенок-инвалид КАЖДЫЙ ГОД?Если да,то почему же ему отказывают в путевке в санаторий ?

    мой сын- инвалид детства, распространяется ли 50 % льгота по оплате за жилье и коммунальные услуги на моего второго ребенка?

    04.02 18:33:18, татьяна

    Комментировать статью Льготы детям-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов

    vospityvaem-detej.ru

    Воспитание детей с ограниченными возможностями

    Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

    Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе

    В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:

  • Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
  • Социальные аспекты проблемы.
  • Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:

  • Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
  • Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
  • Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.
  • Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.

    Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:

    • Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
    • Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
    • Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.

    Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов

    Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.

    Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.

    Умственное и физическое воспитание аномальных детей

    Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.

    Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.

    www.neboleem.net

    8. Воспитание и обучение детей-инвалидов

    Определите в каком порядке осуществляется воспитание и обучение детей-инвалидов.

    Какие категории детей-инвалидов подлежат обучению на дому? В каком порядке осуществляется обучение детей-инвалидов на дому.

    В каких случаях и в каком порядке родителям детей-инвалидов производится выплата компенсации затрат на обучение и воспитание?

    В каком порядке производится дистанционное обучение детей-инвалидов?

    1. Исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято постановление о предоставлении бесплатного социального обслуживания областными государственными унитарными предприятиями, оказывающими населению социальные услуги и областными государственными учреждениями социального обслуживания населения следующим категориям граждан: несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и гражданам пожилого возраста и инвалидам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, остальным категориям граждан, нуждающимся в социальном обслуживании, предоставление социальных услуг предусматривалось на условиях полной и частичной оплаты.

    Дайте оценку нормам, принятым субъектом РФ. Каковы полномочия субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения?

    2. Иванов 85 лет, инвалид Отечественной войны II группы, проживает в семье сына, обратился с заявлением в Центр социального обслуживания о зачислении на обслуживание в отделение дневного пребывания. Среднедушевой доход семьи составляет 6 500 руб. в месяц. Директор центра предложил Иванову заключить договор о предоставлении услуг на условиях полной оплаты. Иванов обратился с жалобой на действия директора в управление социальной защиты населения и к главе муниципального образования, мотивируя тем, что он как инвалид войны имеет право на бесплатное социальное обслуживание.

    Правомерны ли действия директора? Каков порядок обжалования действий директора Центра?

    3. Соловьева – инвалид II группы вследствие общего заболевания, страдает онкологическим заболеванием, проживает с несовершеннолетним сыном. Ее доход: пенсия –5000 руб., алименты на ребенка – 500 руб., ежемесячное пособие на ребенка – 372 руб. 54 коп.

    Какие виды помощи может оказать Центр социального обслуживания Соловьевой и на каких условиях?

    4. Закиров – инвалид II группы вследствие военной травмы, проживает в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Неоднократно нарушал общественный порядок в доме интернате, за что имел общественное порицание, вынесенное общим собранием проживающих в доме интернате. Приказом директора дома-интерната за неоднократные нарушения правил проживания в доме-интернате переведен в специальный дом-интернат.

    Правомерны ли действия директора? Определите основания и порядок перевода граждан пожилого возраста и инвалидов в специальные дома- интернаты.

    5. Сергеева – 80 лет, проживает в семье сына – инвалида II группы, обратилась в Управление социальной защиты населения по месту жительства за помещением в дом-интернат для престарелых. Начальник Управления отказала в оформлении документов, мотивируя тем, что в дома-интернаты помещаются только одинокие, престарелые граждане.

    Правомерны ли действия начальника Управления?

    6. Сажин – инвалид II группы вследствие общего заболевания, одинокий, обратился в Управление социальной защиты населения по месту жительства за оказанием помощи. В результате весеннего паводка дом и надворные постройки были затоплены, и проживание в нем некоторое время было невозможно. Кроме того, одежда и продукты питания пришли в негодность.

    Какие виды помощи могут быть оказаны Сажину?

    7. Серова – инвалид II группы, вследствие общего заболевания, одинокая, обратилась к директору Центра социального обслуживания с заявлением о надомном обслуживании. Директор Центра предложила заключить договор о предоставлении услуг на дому с оплатой в размере 25 % получаемой пенсии. Размер пенсии гр. Серовой составляет 5900 руб.

    Правомерны ли действия директора?

    Вариант: Серова М.Н. проживает с дочерью, безработной, получающей пособие по безработице в сумме 3600 руб.

    8. В прокуратуру Свердловской области обратился гражданин Зайцев- инвалид 1 группы с детства , проживающий в доме — интернате, с жалобой на действия директора дома- интерната. В жалобе он указал, что директор обязывает его написать заявление о перечислении на счет дома-интерната 75 процентов его пенсии в счет оплаты за стационарное социальное обслуживание. Размер его пенсии составляет 8000 рублей. Зайцев считает, что он имеет право на бесплатное стационарное социальное обслуживание.

    Какое решение должен принять прокурор?

    9. В Управление социальной защиты населения обратилась гражданка Ерохина с заявлением об устройстве ее ребенка инвалида в детский дом для умственно отсталых детей. Начальник Управления отказала в оформлении документов, мотивируя тем, что у ребенка имеются медицинские противопоказания к устройству в дом интернат.

    Правомерны ли действия начальника Управления?

    10. Начальник Ленинского районного подразделения полиции г. Екатеринбурга направил в приют несовершеннолетнего Иванова, задержанного на улице нарядом милиции за занятие попрошайничеством. Директор приюта отказала в приеме несовершеннолетнего по следующим основаниям:

    1) несовершеннолетний Иванов трижды в течение года доставлялся в приют сотрудниками милиции и самовольно оставлял учреждение;

    2) на теле несовершеннолетнего обнаружена сыпь неясной этиологии;

    3) Иванову исполнилось 14 лет и без его согласия, по мнению директора, он не может быть помещен в приют.

    Правомерен ли отказ директора приюта?

    11. Солодовникова обратилась в управление социальной защиты населения по вопросу помещения ее престарелой матери, страдающей старческим слабоумием в психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов. Начальник управления отказал в приеме заявления, мотивируя тем, что психиатрическая помощь в психоневрологических учреждениях стационарного социального обслуживания может оказываться с согласия лица, страдающего психическим заболеванием.

    Правомерен ли отказ начальника Управления?

    12. Сухова обратилась в управление образования по вопросу организации дистанционного обучения на дому ее дочери, имеющей статус ребенок- инвалид. В обоснование своего обращения Сухова предъявила справку учреждения здравоохранения о нуждаемости ее дочери в обучении на дому.

    Какое решение должно быть принято по заявлению Суховой?

    13 При заключении договора на надомное обслуживание Конюхова предложила директору Центра социального обслуживания населения включить пункт о возможности направления заявки на надомное обслуживание в электронной форме. Директор Центра не согласился с таким предложением, мотивируя отсутствием технической возможности получения заявок в электронной форме.

    Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

    14 Кривоногова обратилась в Центр социального обслуживания населения с заявлением о предоставлении социального обслуживания на дому. В обоснование своего обращения представила заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому, справку о размере получаемой пенсии.

    Каков порядок зачисления на надомное обслуживание и какие виды социальных услуг могут быть предоставлены заявителю?

    15. Костин, освободившийся из мест лишения свободы, обратился в Управление социальной защиты населения за получением информации по следующим вопросам:

    О предоставлении помощи в получении паспорта?

    О предоставлении временного приюта и помощи в трудоустройстве.

    Об оказании содействия в восстановлении жилищных прав, на занимаемое им до осуждения к лишению свободы жилое помещение.

    Об оказании материальной помощи.

    Дайте ответ заявителю.

    16. Лютин — без определенного места жительства обратился в дом ночного пребывания за предоставлением полустационарного социального обслуживания. Директор учреждения предложил заявителю представить медицинскую справку об отсутствии у него медицинских противопоказаний для зачисления на полустационарное обслуживание.

    Какие виды услуг могут быть оказаны заявителю и в каком порядке?

    studfiles.net

    Физическое воспитание ребенка-инвалида

    Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей физического воспитания ребенка — инвалида в семье

    1.1. Понятие и структура детской инвалидности

    1.2. Физическое воспитание детей-инвалидов

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Актуальность исследования обусловлена особым вниманием общества к детям с ограниченными возможностями, их воспитанию и развитию. Эта категория детей нуждается в опеке государства. Однако человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-психологической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями является одной из первостепенных задач психологической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

    Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что в настоящее время ко многим категориям лиц с отклонениями в развитии сложилось отношение, далекое от толерантности. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется, прежде всего, в представлениях о данной категории лиц как убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях, которых нужно жалеть, помогать им, но которые не представляют для общества социально-психологической и личностной значимости.

    Однако для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социально-психологической адаптации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

    Степень разработанности. Нормативно-правовые основы социально-психологической работы с детьми-инвалидами рассматриваются и решаются на федеральном и региональном уровнях.

    Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина, В.А. Доскина, Г.Г.Опарова и др.). Данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках социально-психологического подхода, в центре которого находится ребенок с ограниченными возможностями. С позиций данного подхода работа с семьей ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

    Прежде всего, круг получаемых родителями знаний касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема педагогической помощи не только ребенку, страдающему той или иной патологией, но и семье, в которой он воспитывается, и которая создает условия для физического воспитания ребенка.

    Объект исследования: организация физического воспитания ребенка-инвалида.

    Предмет исследования: педагогическая помощь родителям в организации физического воспитания ребенка-инвалида.

    Целью исследования является выявление педагогических условий организации физического воспитания ребенка-инвалида в семье

    рассмотреть основные понятия по теме работы: «ребенок-инвалид», «физическое воспитание», «педагогическая помощь»

    изучить структуру детской инвалидности;

    выявить педагогические условия организации физического воспитания в семье.

    Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей физического воспитания ребенка — инвалида в семье.

    Понятие и структура детской инвалидности

    Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной диагностике и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.

    Под «инвалидностью» понимается потеря или ограничение возможностей человека с детства получать образование и принимать участие в жизни общества, как все другие. Специфические условия общественного отношения к данной категории людей имеют характер столкновения между людьми с ограниченными возможностями и их окружением. Поэтому основным принципом был провозглашен принцип нормализации условий их жизнедеятельности.

    Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

    На январь 2007 г. в Республике Татарстан (РТ) отмечается рост числа зарегистрированных детей-инвалидов (на 30%), которое составило 17.573 человек, показатель 19,2 на 1000 против 18,7 в 2005 г. Среди детей-инвалидов почти половина приходится на возрастную группу 10-14 лет (46%), 5-9 лет – 27% в отличии от прошлого года данная возрастная группа перешла в ранг лидирующих и 0-4 лет – 13 %.

    Несколько иная ситуация по первичной инвалидности детей, где соотношение детей в возрасте 10-14 лет и 0-4 лет почти одинаково и составляет 1/3. В структуре инвалидности детей преобладают висцеральные, метаболические нарушения (25%), удельный вес которых неуклонно растет, двигательные патологии (22%), умственные нарушения (18%), психические нарушения (10%), патологии органов зрения (8%), слуха (5%), уродующие нарушения (6%) и прочие (6%).

    Ввиду того, что до сих пор не существует четких критериев инвалидности, много неучтенных детей с дефектами умственного и физического развития, которые не признаются инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

    Распределение детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья представлено ниже в виде диаграммы:

    Рис. 1.1.1. Структура детской инвалидности в РТ в 2007 г. (в%)

    Умственные и психические нарушения относятся к психическим недостаткам.

    Умственные нарушения — состояния, обусловленные врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

    Психические нарушения – утвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, создающие трудности в социально-психологической адаптации.

    К физическим недостаткам относятся слуховые и вестибулярные нарушения, зрительные нарушения, висцеральные и метаболические нарушения, уродующие нарушения, двигательные нарушения – то есть временные или постоянные недостатки в развитии и функционировании органов человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание

    Инвалиды – это группа особого риска. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля тяжелых инвалидов составляет обычно 2-3% от детской популяции1.

    В последние годы во всех странах, включая Россию, при определении инвалидности особое внимание уделяется понятию социально-психологической недостаточности. Согласно Международной номенклатуре показателей инвалидности, социально-психологическая недостаточность имеет место в случаях:

    ― ограничения физической независимости;

    ― ограничения способности заниматься обычной деятельностью;

    ― ограничения способности к получению образования;

    ― ограничения способности к профессиональной деятельности;

    ― ограничения экономической самостоятельности;

    ― ограничения способности к интеграции в общество.

    Результаты исследования детей с задержкой внутриутробного развития показывают вариант динамики их развития. При рождении у детей наблюдается повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, синдром угнетения, быстрая истощаемость, низкие реакции на слух и зрительные стимулы; на первой неделе – нарушение соотношения сна и бодрствования как следствие снижения порога раздражимости и недостаточной тормозимости влияний со стороны ретикулярной формации; к концу первого месяца – синдром двигательных нарушений, гиперкинезы; к 3-му – тремор исчезает, но к 4-му месяцу наблюдается отставание локомоторных функций, а это чревато последствиями для речевого развития. Во втором полугодии: к 9 месяцам эти дети догоняют по моторному развитию, но отстают по сенсорному восприятию.

    В 1 год – отставание по сенсорному, моторному и речевому развитию, способности к обучению и пониманию. На 2-м году – задержка психомоторного развития в виде отставания речи и моторных функций. В 3 года – у 60% отставание в развитии речи, кроме того, отставание способности к овладению новыми навыками (не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться формами приветствия и т.п.).

    К 5-ти годам – обнаруживают минимальные мозговые дисфункции. У 1/3 − детские фобии и астенический синдром, регистрируется отставание на шесть месяцев по моторному развитию, по синхронизации, скорости выполнения движений, динамической координации рук, имеет место снижение интеллекта, значительнее – вербального.

    В последнее время специалистами доказано, что существует возможность воздействовать на нервно-психические функции больного ребенка, начиная еще с антенатального этапа. Это свидетельствует о возможности существенного снижения детской инвалидности за счет повышения оказания медико-психологической помощи беременным женщинам, а также роженицам и новорожденным детям.

    Таким образом, дети с дефектами физического и умственного развития, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения считаются инвалидами. Основной причиной детской инвалидности являются психоневрологические заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата. Причин роста инвалидности много, это и экологический фон, ухудшение структуры питания, социального самочувствия, показателей здоровья населения, недостаточный уровень восстановительного лечения, техники безопасности, отсутствие комплексной системы реабилитации инвалидов в соответствии с современными требованиями и многое другое.

    Принципиально новым для теории и практики социально-психологической работы является усиление психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия на основе учета единства биологических, психологических и социальных свойств личности ребенка. Перечисленные принципы составляют основу для воспитания, обучения и коррекционного воздействия на ребенка-инвалида.

    Физическое воспитание детей-инвалидов

    Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.

    Поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.

    Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений и вариантивность их выполнения позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это обуславливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

    Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности.

    Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения «равной личности», практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе сложность перемещения по дорогам и в транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; отсутствие целевого финансирования на проведение физкультурно-оздоровительной работы; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.

    Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Для инвалидов занятие физической культурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии спортом.

    Реализация физкультурно-оздоровительных программ приводит к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд. Помимо этого прямого эффекта занятия физической культурой и спортом имеют большое социально-психологическое значение. В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду; что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения наибольшего количества инвалидов в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность возможно существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе. Далее продолжительность жизни инвалидов в нашей стране значительно ниже продолжительности жизни инвалидов в других странах мира. Вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительные занятия будет способствовать улучшению показателей по этому признаку2.

    Глава 2. Специфика организации физического воспитания ребенка-инвалида в семье

    2.1.Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

    Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.

    Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

    В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена».

    В практике и теории социально-психологической работы семья рассматривается как:

    ― первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

    ― основной фактор в социализации;

    ― социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

    ― социальная система, все члены которой имеют определенные статус и роли;

    ― общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

    По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.

    Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Оно должно основываться на определенных принципах:

    ― гуманность и милосердие к растущему человеку;

    ― вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

    ― открытость и доверительность отношений с детьми;

    ― оптимистичность взаимоотношений в семье;

    ― последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    ― оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

    Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, переживают воздействие совокупности постоянно травмирующих факторов, прежде всего это малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности как ребенка-инвалида, так и родителей, низкая возможность самореализации для всех членов семьи. К этому следует добавить высокую вероятность плохих бытовых условий, в которых обычно проживают люди, столкнувшиеся с личным горем. Все негативные социально-экономические влияния такая семья ощущает особенно остро, ибо все издержки государственной политики и проблемы общества непосредственно отражаются на ее материальном и психологическом состоянии.

    Такая семья в отличие от других обладает специфическим источником постоянного напряжения, который аккумулирует в себе идею несправедливости высшего порядка, — неполноценный ребенок. Многие родители добровольно принимают на себя бремя по уходу за ребенком с непоправимой патологией. Это серьезный нравственный поступок родителей. Тем не менее осознание своего духовного величия не может устранить их страдания, ответственность и тяготы бытия.

    Говоря о роли родителей в формировании «защитных способов реагирования» ребенка, выделяют обычно два модуса отношений. Одни даже в условиях очень тяжелого состояния ребенка находят в себе силы оптимистического настроя себя и больного, что способствует снятию некоторых травмирующих воздействий болезни. Другие родители не в силах сдерживать себя, и их поведение провоцирует появление патохарактерологических реакций у больного.

    Данные медицинских наблюдений за больными с онкологической патологией подтверждают, что принципиальным фактором в приспособлении к ситуации является семейная поддержка.

    Американская исследовательница Кеннет Теркельсен в своей концепции «трех уровней вовлечения» описывает типичные ситуации в семье больного.

    Первый уровень обычно представляет один человек, и это, как правило, бывает мать. С ней чаще ребенок общается, делится впечатлениями. Жизнь матери полностью сосредотачивается на больном. Если больной в той или иной мере обрывает связь с внешним миром (в виде аутичной или агрессивной реакции), именно она становится связующим звеном между ним и миром. Она чаще других задает вопрос, что именно могло вызвать болезнь, читает медицинские статьи, посещает врача и общается с семьями других больных. На нее же обрушиваются обвинения окружающих, недовольных нарушениями в поведении больного. Больше других членов семьи она страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ослабления и усиления симптомов. Ее жизнь-это непрерывный поток дел, связанных с больным, все ее мысли — о том, что было сделано и что еще должно быть сделано.

    Второй уровень ― это члены семьи, которые менее участвуют в повседневной опеке. Они не оставляют своих дел, они продолжают работать или учиться, у них свои проблемы. С одной стороны, события в семье, связанные с больным, не так резко вторгаются в их жизнь. С другой стороны, они очень боятся момента, когда степень неблагополучия больного заставит их прервать свои обычные дела и помогать главному опекуну. Они начинают бояться больного и всего того, что с ним связано, они начинают нуждаться в месте, где они могут отдохнуть от тягостной атмосферы и от чувства вины перед главным опекуном.

    Сплоченность семьи оказывается под угрозой, отражаясь, прежде всего, на супружеских отношениях. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность, полное самоотречение и переключение внимания на больного ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта. Если взаимоотношения супругов оставляли желать лучшего, то появление больного ребенка усиливает внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка, отношения становятся напряженными, и часто достаточно одного неосторожного слова врача или родственника, чтобы семья распалась.

    Третий уровень – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако практически не имеют с ним повседневного контакта. У них своя концепция заболевания, своя наивная система объяснения причин происходящего. Они пытаются вносить свои предложения, испытывают чувство беспомощности, когда члены семьи пробуют следовать их советам и из этого ничего не получается. Их представления очень часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные поступки главного опекуна и членов семьи. В результате и без того сложное положение главного опекуна и членов семьи еще более осложняется, усиливает их чувство вины и беспомощности.

    Рождение или появление в семье ребенка-инвалида – то всегда шок и чувство вины, особенно у женщин. Реакция мужчин обратная – отстранение. Уровень разводов в таких семьях выше, чем в иных семьях, ибо отцы не выдерживают непрекращающихся трудностей и уходят из семьи. Женщина зацикливается на болезни ребенка − нет личного счастья. У нее появляется чувство безвыходной ситуации. Развиваются неврозы по истерическому типу, по навязчивому типу.

    Уход за больным ребенком-инвалидом обычно не совместим с производственной занятостью матери, поэтому она, как правило, вынуждена оставить работу либо ограничиться нелюбимой или низкооплачиваемой работой, которая чем-то удобна – свободна по графику, близко расположена и т.п. Родительское поведение по отношению к больному ребенку также чаще всего приобретает неадекватную форму. Одни из них придерживаются аскетического воспитания, в результате ребенку уделяют недостаточно времени и внимания. Другие занимают противоположную позицию. Из чувства жалости стараются выполнить все возможные и не возможные требования ребенка, варианта родительского поведения не являются целесообразными. Ребенок научается действовать успешно только при условии, если его принимают, любят, уважают.

    Характер социальных связей обеспечивается, в основном, контактом с медицинским персоналом. Самым страшным для семьи в такой ситуации становится врач, занимающий позицию судьи. Для них важна ситуация здесь и теперь, а не то, что будет потом. Задача специалистов, в частности врача, -установить этапы, разработать индивидуальный маршрут, и тогда родители получают в руки действительно необходимое средство, которое им помогает справиться с аффективными переживаниями.

    Практика показывает, что с рождением ребенка-инвалида в семье возникает целый ряд сложных психологических проблем, которые приводят к психологической дезадаптации родителей. Спиваковская А.С. выделяет четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с физическими, сенсорными или психическими нарушениями:

    1) характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу ребенка;

    2) состояние шока, которое трансформируется в отрицание диагноза. Отрицание направлено на то, чтобы сохранить надежду. Крайней формой отрицания является отказ от обследований и коррекционных мероприятий;

    3) осознание и постепенное принятие диагноза вызывают депрессию;

    4) полное принятие диагноза, психическая адаптация в случае, когда родители правильно оценивают ситуацию. Но, к сожалению, этой стадии достигают не все. Даже самые заботливые и оптимистически настроенные родители чаще всего находятся в жестких тисках эмоциональной и психической нагрузки, что, в конце концов, приводит к психологическому срыву.

    Болезнь ребенка влияет на социальные связи семьи. Семья становится закрытой, тем самым менее устойчивой к внутри и внесемейным стрессорным факторам. Конечно, во многом социальные последствия определяются индивидуально-личностным реагированием на стресс и внутрисемейными отношениями. Но, как показывают исследования, большинство из них приспосабливаются к стрессу неуклюже и нерационально.

    По данным Мамайчук И.И., особенно это проявляется в семьях с гиперпротективной реакцией на болезнь. Родители мобилизуют всю свою энергию на поиск лекарств, бесконечное хождение по больницам и т.д. При этом часто в жертву приносят профессиональные интересы. Круг социально-психологической активности с появлением в семье ребенка-инвалида резко ссужается. В результате ситуации социального ограничения, происходит «насыщение друг другом», что приводит к взаимной раздражительности и нетерпимости, тягостному чувству «познанности до конца». Нерастраченный «агрессивный потенциал» не сублимируется во внесемейную деятельность, замыкается в семье, создает наэлектризованную атмосферу злобного напряжения или уходит внутрь, приводя к чувству истощения, усталости, психосоматическим расстройствам и ипохондрическим реакциям.

    Некоторые дети-инвалиды медленно достигают определенных возрастных этапов, а иногда и не «проходят» их. В критические периоды родители вновь переживают чувство беспомощности, разочарования и неуверенности.

    Таким образом, ограничение социальных связей ведет к различным дефектам общения, способствует установлению низкой культуре взаимодействия в супружеском общении и как отражение этого сказывается на отношениях к ребенку. В конечном итоге это приводит к утрате так необходимой в таких семьях психотерапевтической функции, усугубляя еще более травмы, связанные с инвалидизацией ребенка.

    Семья должна быть готова к переживаниям таких событий. В большинстве случаев эта ситуация вызывает кризис в семье, что требует активизации имеющихся ресурсов.

    Таким образом, изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка-инвалида и ряд других важных для выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехи диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы.

    2.2. Педагогическая помощь в организации физического воспитании ребенка-инвалида

    Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями: телефон доверия;

    психологические тренинги; индивидуальные и семейные консультации;

    семейная психотерапия; семейные встречи; практикумы; лекционная работа.

    Психолого-педагогическая помощь родителям включает в себя: диагностику семьи и семейного воспитания; показ условий оптимального развития ребенка с помощью системы наблюдения; повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей.

    Целью педагогической помощи родителям является эмоционально-психологический настрой детей и родителей; удовлетворенность детей и родителей конкретными мероприятиями; массовость участия и качество подготовки конкретных мероприятий; качество диагностики (педагогический мониторинг с детьми и родителями); готовность к сотрудничеству и поддержке, стремление внести личный вклад в общее дело.

    Одной из основных задач педагогической помощи родителям ребенка-инвалида является активизация участия семьи и самого ребенка в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий. Активизация заключается в формировании заинтересованности и активности в направленном самопроявлении ребенка в семье.

    Большая роль в активизации ребенка в реабилитационной работе принадлежит организации физического воспитания ребенка в семье посредством индивидуальных и групповых игр.

    В воспитании ребенка с ограниченными возможностями игра выполняется средствами активизации, так как играя ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях.

    Игры, как средство реабилитации подразделяются на:

    Игры, развивающие двигательные навыки:

    мелкую моторику (лепка, конструкторы, рисование и др.);

    крупную моторику (игры с мячом, спортивные игры).

    Игры, развивающие умственные способности ребенка:

    логические (головоломки, логические игры, шарады и пр.);

    речевые (подражание звукам животных, предметов);

    стимулирующие развитие слуха (занятие ритмикой, музыкальными игрушками, прослушивание музыки);

    стимулирующие развитие зрения (рисование, аппликация и т.д.);

    развивающие конструктивные навыки (занятия с конструктором, мозаикой и пр.).

    Учитывая психологию ребенка, педагогу и родителям в интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими, привлекательными игрушками. В игровой деятельности следует постепенно усложнять сюжет и правила игры. Важно развить и закрепить каждый элемент совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка. Сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать. И это смогут сделать только мудрые, веселые остроумные взрослые (воспитатели, родители), которые становятся первыми и самыми лучшими партнерами по играм и максимально подготавливают ребенка к совместной игре с другими детьми. Существуют различные подходы и классификации игр, в зависимости от основания. В частности, выделяют:

    функциональные игры, выполняющие определенные функции: развивающие, обучающие, коррекционные и пр.;

    дидактические игры, направленные на решение обучающих задач, стимулирующих познавательную деятельность; закрепляющие определенные умения и пр.;

    специальные игры, имеющие определенное назначение: спортивные, познавательные, конструирование, досуговые.

    Для включения детей в игровую деятельность необходимо учитывать психологические особенности их возраста. Они диктуют важность учета, какие использовать игры и игрушки в реабилитационной работе.

    Если исходить из того, что реабилитация – это прежде всего воспитание, в процессе которого ребенок или подросток получает то, чего он был лишен в семье, то само воспитание, в его глубинной сути, представляется ничем иным, а в конечном счете – самоидентификация личности в культурном пространстве.

    Арттерапия – методы реабилитации, в которых широко используются приемы художественной самодеятельности – рисунок, танец, музыка, поэзия, театральная игра, пение, риторика, направленные на преодоление или компенсацию дефекта.

    Арттерапия – способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт осознания себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решение, более успешно отстроить свою жизнь.

    Из обзора теоретической литературы следует, что ребенок считается инвалидом, если имеет место значительное ограничение его жизнедеятельности и социальная дезадаптация, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехи диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы. Существуют различные средства организации физического воспитание ребенка инвалида, одним из них являются игры. В воспитании ребенка с ограниченными возможностями игра выполняется средствами активизации, так как играя ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях. Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.

    Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособность организма, физическое воспитание способствует выживанию и преодолению множества отклонений.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Беркутова Н.Г. Физическое воспитание аутичных детей. // Роль адаптивной физической культуры в создании безбарьерной среды жизнедеятельности. — М. 2007- С 18-21

    Ваньшин С. Кому нужна реабилитация инвалидов // Вопросы социального обеспечения. – 2007. – январь №1. – С. 4-5

    Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП.//Журнал «Курортное дело» №3 – М.2007 –С 13-15.

    Дымпилова Л. Психологическая реабилитация детей, страдающих ДЦП // Социальное обеспечение. – 2004. – янв. №1. – С. 39 – 41

    Латчук В.Н., Бурлакина О.В. О педагогических кадрах и организации рекреационной деятельности с детьми с отклонениями в развитии средствами туризма // Коррекционная педагогика. – 2006. — №2 (14). – С.12-17

    Латчук В.Н., Бурлакина О.В., Бурлакин М.Ю. Роль туризма в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями // Коррекционная педагогика. – 2006. — №3 (15). – С.22-26

    Любушкина Т. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – окт. — №19. – С.13-14

    Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов // Воспитание школьников. – 2006. — №1. – С.26 – 30

    Республика Татарстан в цифрах: Статистический сборник. — Казань, 2007. -80с.

    Социально-трудовая реабилитация детей // Социальная педагогика. – 2006. — №3. – С.63-67

    Чеснокова Л.С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с

    xreferat.com



    You Might Also Like