Raiting-OY.ru

Все о детях

Программа сопровождения детей с нарушением речи

Лекция 5. Организация специального педагогического и психологического сопровождения дошкольников с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно?педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

• ясли?сад для детей с нарушениями речи,

• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа?детский сад» для детей с нарушениями речи,

• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного видаосуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений,имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений ?

• коррекция речевого нарушения;

• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речипринимаются в логопедические группы с 5?ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4?х лет на 3 года обучения.

Детей с фонетико?фонематическим недоразвитиемнаправляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканиемоткрываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8?10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно?практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.

Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно?развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитанияи обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

структурные –осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

функциональные –формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

когнитивные –формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально?речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

– принцип коммуникативно?деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

– принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико?фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно?деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно?тематическую организацию языкового материала;

– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно?пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность:около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя?логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.

Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи

В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

На первой ступени – начального образования – все уроки ведут учителя?логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4–5 лет.

На второй ступени дети за шесть лет получают основное общее образование. Учителя, осуществляющие преподавание общеобразовательных дисциплин, должны пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Коррекционно?логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель?логопед».

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы?интерната: с каждым классом работают учитель?логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.

Необходимую медицинскую помощь оказывают психиатр, невролог, педиатр. В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, также вводится ставка специалиста по ЛФК.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Л.А. Тишина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.

Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. Зачисляются дети с нарушениями устной и письменной речи: с ФФН, с ОНР, а также дети с дисграфией или дислексией. Зачисление осуществляется на основе обследования речи учащихся в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта городских школ составляет 25 человек, сельских школ – 20 человек.

Основные задачи логопедической работы: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательной программы, просветительская работа с учителями и родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей.

Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4–5 человек, как правило, во внеурочное время. Периодичность занятий определяется с учетом тяжести речевого нарушения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

Дети с нарушениями речи могут получать логопедическую помощь в системе здравоохранения, где функционируют логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтах и т. п., детские санатории.

Организация логопедической помощи в системе здравоохранения

Положение о логопедическом кабинете детской поликлиники определяет следующие направления профессиональной деятельности логопеда:

• педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;

• выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;

• участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;

• профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;

• санитарно?просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

Современные условия диктуют необходимость развития логопедической инфраструктуры в регионах,а также качественной реализации принципа преемственности между различными логопедическими учреждениями.

В речевых стационарах (отделениях) разного профиля оказывается квалифицированная комплексная помощь детям, имеющим помимо нарушения речи сопутствующие отклонения в физическом развитии; осуществляется углубленное обследование соответствующими специалистами; намечаются направления коррекционной работы с необходимым комплексом лечебных мероприятий.

Соматически ослабленные дети с выраженной речевой патологией направляются в психоневрологический санаторий.

studfiles.net

Программа логопедического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

Введение …………………………………………………………………………3 Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

1.1.Особенности развития обучающихся с нарушением слуха …………….

1.2. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха . ……………………………… ……………………………9

1.3. Содержание коррекционно — логопедической программы сопровождения. ……………………………………………………………………………………11

1.4 Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождении ………………………………………………………………….14

1.4. Нормативно-правовое обеспечение. ………………………………………15

Глава II Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха вусловиях общеобразовательной школы.

2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха……………………………………………… . 18

2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения дляребенка с нарушением слуха. …………………….21

2.3. Ожидаемые результаты логопедической работы. ……………………….26

Список использованной литературы. ………………………………. 28

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании .

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию .

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 3

Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико — педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Организация психолого-медико-педагогического, логопедического сопровождения включает в себя:

— работу школьного ПМПк ;

— выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;

-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

— разработка индивидуальных педагогических маршрутов;

— организация педагогического взаимодействия.

В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.

Содержание и формы работы в данном направлении следующие:

— наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

— поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

— разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (каждым из специалистов ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

— контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;

— формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;

— ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья .

выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;

осуществлять индивидуально ориентированную логопедическуюпомощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

устранять нарушения в устной и письменной речи;

оказывать консультативную и методическую помощь учителям, родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

по интересующим их вопросам.

Принципы коррекционной работы

Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

1.-Предупредить неуспеваемость по программному материалу, обусловленную различными нарушениями речи:скорректировать дефекты звукопроизношения ( если они есть) ; сформировать фонематические представления, представления о звукобуквенном, звуко-слоговом составе слова;уточнить значения слов, обогатить словарный запас, развить умения пользоваться различными способами словообразования; совершенствовать грамматическое оформление речи; совершенствовать навыки связной речи;

2. – Повысить логопедическую компетентность родителей детей с ОВЗ занимающихся на логопункте по коррекции устной и письменной речи;

3. – Повысить логопедическую грамотность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, которой способствует консультативная и просветительская работа, проводимая в рамках консультаций, участие в МО, педагогических советах;

Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

1.1 Особенности развития обучающихся с нарушением слуха .

Нарушение слуха – полное ( глухота) или частичное ( тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха – это не только количественное снижение слуховоговосприятия ( человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы ( человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла). Причины нарушений слуха:

— наследственные ( генная предрасположенность родителей)инфекционные заболевания матери ( краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикоз во время беременности; лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв( стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.); недоношенность ( роды ранее 32-й нед. Беременности), родовая травма,асфиксия новорожденного; вирусные и инфекционные заболевания ( менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы кори и гриппа);острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;черепно- мозговые травмы ребенка.

Глухота- нарушение слухапри котором невозможно восприятие речи; тугоухость ( слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено. Эти нарушения являютсястойкими и не поддаются лечению.

Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, ноне различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Но все равно глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.Им необходима длительная систематическая коррекционная работа.

Слабослышащие (тугоухи е) дети имеют разные степени нарушения слуха: 1-ая степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Общаются дети при помощи устной речи. 2-ая степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 м. Могут испыты-вать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности. 3-я степень — дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее2 м, шепот – не слышат. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдологом и логопедом. 4-ая степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слухового аппарата, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Им показано слухопротезирование. Устная речь развивается тольков условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

Существует три способа восприятия речи детьми с нарушением слуха: слухо-зрительный, слуховой, зрительный .При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего, губы и слышать его с помощью слухового аппарата.Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушением слуха – слухо-зрительный . Слухово й способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха.( слабослышащие 1 ст.) Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие глухими детьми речи собеседника затруднено, т.к. не все звуки можно прочитать по губам. Например, звукиМ, П, Б ребенок « видит» одинаково и различить их может только при « подключении слуха»; звуки К, Г,Х не « видны» совсем — слова КОТ, ГОД,ХОД ребенок «видит» одинаково. Для того чтобы понять сказанное, он должен научиться по едва улавимым признакам угадывать произносимое собеседником и мысленно дополнять невидимые элементы речи. Слабослышащие дети затрудняются в понимании речи по ряду причин :особенности анатомического строения говорящего; специфика артикуляции говорящего( нечетка, быстрая артикуляция и др.);-маскировка губ – усы, борода и др.; тембровая окраска голоса говорящего; место расположения говорящего по отношению к ребенку( спиной или боком к ребенку); неполное « слышание» даже со слуховым аппаратом; пробелы в овладении языком;участие в разговоре двух или более собеседников; отсутствие или неисправность слухового аппарата. Глухие дети могут овладевать речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени,накапливать словарный запас и овладевать устной речью. В целом, у данной категории детей отмечаются различные речевые расстройства: разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков; нарушения фонематического слуха; специфические особенности усвоения лексической системы языка;нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. В письменной речи преобладает дисграфия, в устной речи дислексия. Эти ошибки вызваны общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, и как следствие нарушением фонематического слуха, неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами. 1.2Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями слуха. В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи: обследование ребенка с нарушением слуха; составление перспективного плана и графика логопедических занятий;выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы); подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом слухового восприятия ребенка; проведение логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи (подгрупповых или индивидуальных);оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;проведение динамических обследований и обсуждение речевого развития детей с врачами, педагогом –психологом, учителями и родителями.Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением слуха включает в себя:-нормализацию артикуляционной моторики ;развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;

— нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); развитие зрительного гнозиса; коррекцию звукопроизношения;

— развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,фонематических представлений;

— увеличение пассивного и активного словарного запаса;

— развитие способности словообразования и словоизменения;коррекция процессов чтения и письма;

— развитие связной речи: диалогической и монологической; развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.

Направления коррекционно- логопедической работы. Основные направления коррекционной работы: диагностическая работа. коррекционно — логопедическая работа. консультативная работа.- просветительская работа. экспертная работа. 1.3 Содержание коррекционно — логопедической программы сопровождения Диагностическая работа своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи; выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы. Коррекционно — логопедическая работа. выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

— организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

1 этап — подготовительный .

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. 2. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. 3. Развитие фонематического восприятия:узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов к фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциаций слогов; дифференциаций фонем; развитие навыков элементарного анализа и синтеза. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Устранение недостаточности речевой моторики: воспитание точных движений губ, языка;укрепление мышц языка, преодоление вялости или напряжённости губ, языка, отработка новых упражнений к каждому новому звуку; работа над речевым дыханием. нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); 2 этап — формирование первичных произносительных умений навыков. 1. Уточнение произносимых звуков. 2.Постановка звуков: постановка свистящих звуков с, сь, З ЗЬ, аффрикат, постановка шипящих Ш.Ж.Ч.Щ; постановка сопоров Л, Ль Р , Рь.; 3. Автоматизация навыка произношения звука на речевом материале (в слогах, словах, фразах, потешках, сказках у тексте).

4.Развитие умения дифференцировать произношения звуков, сходных по артикуляции или по звучанию: т вердые

мягкне, глухие-звонки, шипящие-свистящие, Р – Я,. Рь–Ль 3 этап- введение поставленных звуков в самостоятельную речь (формирование коммуникативных умений и навыков); 4 этап — работа над лексико-грамматическим строем и связной речью: 1.Расширение и уточнение пассивного и активного словаря по темам, дать обобщающие понятия. 2.Подбор к словам синонимов и антонимов. 3.Работа над слоговой структурой слова. 4.Падежные формы имен существительных (дифференциация Им.п.. ед, ч. и мн. ч.„ отработка В. п., Р. п., Д. Тв. я,, П. п., предложно-падежные конструкции, надежные формы мн ч.) 5. Согласование существительных и прилагательных (Им. п, м. р. и ж р., Им, п.. ср р., косвенные падежи).

6 Глагол (наст. вр. ед. ч. и мн. ч., изменение по родам, лицам и числам в прощд, будущее время); 7. Наречия. 8. Словообразование (уменьшительно-ласкательные. формы существительных и прилагательных; образовав. прил, от сущ. .(относительные к притяжательные); образование приставочных глаголов, образование родственных слов>. 9.Работа над предложением: (составление простых нераспространенных предложений; введение в речь распространенных предложений; работа над сложными предложениями) 10.Работа над связной речью (составление рассказов-описаний; пересказ короткого и длинного текста с иллюстрациями ; составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, самостоятельный рассказ на заданную тему ).

11.- коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе; создать базу для успешного овладения орфографическими навыками;своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; развивать психические процессы, коммуникативные навыки. Консультативная работа. разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии; оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа. различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, учителям начальных классов), — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; объяснить, как речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми с ограниченными возможностями здоровья учебной программы по русскому языку и чтению;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений. Экспертная работа. систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи; диагностику и рекомендации по освоению общеобразовательной программы; проектирование условий обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в данном учебном заведении; .внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Этапы реализации программы Этап сбора и анализа информации ( информационно-аналитическая деятельность). Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. 1.4Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическим консилиумом; участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники; своевременное выявление и комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе; обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видиомотериалов. 1.5. Нормативно-правовое обеспечение:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Таким образом , формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития. Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением слуха предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию и коррекции устной и письменной речи. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию и коррекции устной и письменной речи ребенка с нарушением слуха является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов — участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха.

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию логопедической помощи ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющему речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии ребенка, его социальную адаптацию и гармонизации личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ребенка-инвалида АлинаБ., обучающейся 1 класса.

Дата рождения: 14 августа 2007 года.

Актуальный уровень развития соответствует

Тугоухость 1 степени.

Миопия, сходящиеся косоглазие.

Обучение по программе общеобразовательного учреждения.

При необходимости представить на ПМПК.

Педагогическая характеристика. Алина легко вступает в контакт со взрослыми. Проявляет интерес занятиям, но быстроутомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении ззадания.Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое — не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. У ребенка отмечается нарушение зрения, косоглазие, снижен слух. Из- за нарушения зрения у Артёма замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе

задания . Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое — не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. Из- за нарушения зрения у Алины замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе переключения внимания, в снижении объёма и устойчивости внимания. Временные и пространственные представления сформированы. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила., Общее звучание речи с легкими дизартрическими призвуками. Звукопроизношение исправлено, но отмечаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Алина испытывает назначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Алины послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Счетными операциями Артем владеет, однако,плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи. При письме допускает пропуски и замены букв, как гласных, так и согласных. При чтении отмечаются ошибки в замене парных звонких – глухих согласных. Мыслительные операции развиты достаточно. Правильно выделяет лишний предмет и объясняет почему. Хорошо владеет обобщающими понятиями, правильно классифицирует. В эмоциональном состоянии ребенка отмечается: расторможенность, повышенная утомляемость, возбудимость. Навыки самообслуживания сформированы.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения:

-устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество. Учитывая индивидуально-типологические особенности развития Алины, ее образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения: развитие просодической стороны речи; развитие мелкой моторики; развитие зрительно гнозиса; слухового восприятия; дифференциация звуков речи; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие фонематических представлений; увеличение пассивного и активного словарного запаса; развитие грамматического строя речи; коррекция процессов чтения и письма; развитие связной речи; развитие психических процессов. Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными,систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 60 часов.

Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением слуха образовательной программы:

посещение коррекционно- развивающих логопедических занятий;

строгое соблюдение режимных моментов;

соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;

щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;

развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;

организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.

2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

infourok.ru

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи

Психологическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

педагог-психолог МБДОУ № 318

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.

Доказано, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают все психические процессы, тесно связанные с речью: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, зачастую имеются нарушения общей и мелкой моторики. Кроме того, у многих детей отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в страхах, конфликтности, двигательной расторможенности; зачастую они испытывают трудности в общении – все вышеперечисленные факторы являются препятствием для гармоничного естественного психологического развития, при отсутствии помощи таким детям данные проблемы значительно осложняются.

О необходимости психологического сопровождения детей с ТНР можно увидеть и из результатов проводимой мной диагностики.

В начале года мною была проведена диагностика развития познавательных процессов. На диаграмме четко видно, что уровень развития познавательных процессов у детей довольно низкий. Соответственно и низкий уровень развития такого интегративного качества как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Исходя их вышесказанного мною была определена ЦЕЛЬ:

психологическое сопровождение детей, направленное на становление его коммуникативной, познавательной, эмоциональной компетентности.

И поставлены следующие ЗАДАЧИ:

— Развивать речевую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную сферы.

— Развивать произвольность поведения.

— Развивать навыки общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии со взрослыми.

В своей работе я использую следующие технологии:

— «Развивающая психолого-педагогическая программа Тим и Ростик» Шоакбарова С. И. ;

«Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева

Формы работы с детьми.

Индивидуальная и групповая формы работы.

Работа с детьми строится по принципу личностно – ориентированного подхода.

По принципу коммуникативной направленности речи, соблюдение которого предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности в речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

Основные методы работы.

В своей работе я использую следующие методы работы:

1. Сказкотерапия. Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям. Путешествие по сказкам вызывает у детей неподдельный интерес, эмоциональный подъём, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительную активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)

Я использую различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка, этюды.

1. Этюды способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей ребенка.

2. В работе с дошкольниками я использую различные игровые технологии

I. Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры – драматизации.

II. Игры с правилами: Подвижные игры: Дидактические игры:

Игра является самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка–дошкольника. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.

4. Немало важен Игровой сенсомоторный тренинг – который способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение.

5. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки, так же я использую классическую музыку Баха, Моцарта, Бетховена). Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, способствует растормаживанию речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с ТНР, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

6. Калейдотерапия как отдельный прием, так и с элементами изотерапии. Как ни парадоксально, но калейдоскоп используется в лечебных целях (калейдотерапия, в том числе и как инструмент цветотерапии. Калейдоскоп рекомендован в качестве развивающей игрушки для работы с детьми — ведь такого изобилия цветных узоров, вызывающих восторг, удивление и постоянный интерес даже у самых неэмоциональных детей, сложно ещё где-либо найти. К тому же он является стимулом для развития креативного мышления у ребенка. Рисование цветовых пятен увиденных в калейдоскопе с последующим оречевлением своего рисунка — эффективный приём работы над связной речью детей.

7. Наши занятия зачастую сопровождаются дискуссией. Групповая дискуссия активизирует творческие возможности ребенка, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений, способствует развитию речи.

В работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии, такие как:

8. Телесно-ориентированные упражнения. Они позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.

9. А также Кинезиологические упражнения, которые активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание, память, речь, ориентировку в пространстве.

Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей, ведь занятия построены таким образом, что дети являются активными участниками, все вовлечены в процесс познания, всё происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки.

В конце занятия я провожу рефлексию – оценивание каждым ребенком содержания занятия. Когнитивная и эмоциональная рефлексия проводится как в вербальной (ответы на вопросы «Что мы сегодня видели на занятии?», «Что делали? Узнали?», «Что запомнилось?», «Что понравилось/не понравилось?») так и в невербальной формах (например, рисование).

Предметно-пространственная развивающая среда.

Для успешной коррекционной работы с детьми необходимо создание предметно-пространственной развивающей среды.

1. Для развития слухового внимания у нас в группах есть:

• Различные звучащие пособия

2. Для развития мышления, зрительного внимания, памяти, восприятия пространственной ориентировки, развития ориентировки во времени: различные дидактические, настольные игры, разрезные картинки, сюжетные картинки и др.

5. Для развития эмоциональной сферы

• Демонстрационный материал: картинки с изображением детей, которые испытывают различные эмоции

7. Для развития мелкой моторики мы используем:

• Счеты, бусы, шнуровки, пуговицы, мозаики и т. п.

Взаимодействие со специалистами МБДОУ.

Психологическое сопровождение ребенка – дошкольника с ТНР мы осуществляем через тесное сотрудничество с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, социальным педагогом и мед. сестрой.

— Воспитатель: определят уровень развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности и культуры

— Учитель-логопед проводит диагностику речевого развития, коррекцию и развитие речи

— Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.

— Музыкальный руководитель включает в занятия ритмо – музыкальные упражнения в сопровождении речи, где музыка применяется как действенное организующее средство воздействия.

— Инструктор по физической культуре на своих занятиях использует разнообразные подвижные игры с речевым сопровождением.

Взаимодействие специалистов начинается с всестороннего диагностического обследования ребенка, составления планов взаимодействия отслеживаем динамику его развития, проводим анализ актуального состояния на заседаниях Медико-педагогических консилиумов, разрабатываем рекомендации для родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы всех специалистов, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

С родителями я провожу:

• просветительскую работу (на родительских собраниях, через информационные стенды)

• индивидуальные консультации по запросам родителей

В конце года была проведена итоговая диагностика. По результатам диагностики наблюдается позитивная динамика развития познавательных процессов. Это наглядно видно из представленных диаграмм. Также наблюдается положительная динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Перспективы на будущее.

1. Продолжать развивать познавательные процессы у детей, развивать эмоциональную сферу детей, навыки общения.

2. Продолжать пополнение предметно-развивающей среды.

3. Проводить психологическое просвещение воспитателей, специалистов, родителей.

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Физкультурный досуг для детей 5–6 лет с ограниченными возможностями здоровья «Наш хвастунишка Карлсон» Физкультурный досуг для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья. «Наш хвастунишка Карлсон» Задачи: • Формирование у детей интереса.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Познавательная беседа «Наш край — Урал» для детей 6–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Цель: систематизация и обобщение знаний детей о Южном Урале, как о родном крае. Задачи: 1. Расширять знания детей о разнообразии и красоте.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные ниточки» Цель: Развитие творческих способностей детей. Развитие детской изобразительной деятельности методом «Отпечаток» Задачи: Развивать эстетическое.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 «Сказка», г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

www.maam.ru



You Might Also Like