Raiting-OY.ru

Все о детях

Главная проблема воспитания детей

Проблемы воспитания детей

Одна из вечных проблем человечества – проблема отцов и детей, а как следствие этого вопроса – проблема воспитания детей.

Наверняка нет таких родителей, которых бы не мучил вопрос о воспитании своих чад: правильно ли они их воспитывают, не слишком ли они строги или, наоборот, уступчивы в обращении с детьми. И очень часто они не находят ответа на свои вопросы. Однако как бы это печально не выглядело, большинство родителей все-таки допускают некоторые ошибки при воспитании детей.

Проанализировав работы и утверждения некоторых психологов, нам удалось сформировать список ошибок, которые допускают родители при воспитании детей. Давайте рассмотрим их:

  • Чрезмерная строгость. Если относиться к ребенку слишком требовательно и строго, запугивая его и не разрешая ему многое, из этого не выйдет ничего хорошего. Ребенок будет расти закомплексованым и недостаточно развитым в той сфере, в которой родители проявляют строгость. К примеру, если мама и папа запрещают ребенку проводить время с друзьями, гулять и развлекаться, то, скорее всего он вырастет необщительным и асоциальным. Очень часто непомерная строгость родителей делает так, что пословица «Запретный плод сладок» становится правдивой. Ребенок, которому многое запрещали в детстве, пытается наверстать упущенное с еще большим рвением и желанием.
  • Разрешение на все. Если родители, наоборот, проявляют чрезмерную снисходительность к желаниям и действиям ребенка, то, вероятней всего, он вырастет избалованным. Некоторые родители потакают всем прихотям ребенка, объясняя это тем, что он еще успеет в жизни настрадаться и добиваться всего самому. Этим самым они делают большую ошибку, так как ребенок видит, что ему все достается легко, а родители готовы исполнить любое его желание. Со временем они начинают требовать того же от других, при этом совершенно не умея справляться со своими проблемами самостоятельно.
  • Уклон на традиции. В современном мире все меняется очень быстро, меняются цели и приоритеты, а также взгляд на жизнь. Однако некоторые родители являются слишком консервативными в своем мировоззрении и навязывают его ребенку. К примеру, родители могут с детства навязывать детям мысль, что папа – глава семьи и добытчик, а мама – кухарка, уборщица и служанка. Такой же взгляд на жизнь будет и у их детей, что не очень хорошо, так как подобные стереотипы будут существенно мешать ребенку в дальнейшем.
  • Контроль за ребенком. Многие мамы, читая тайком дневники дочерей, утверждают, что они таким образом только делают им лучше, пытаясь узнать все о их жизни и уберечь от плохого. Однако подобный тотальный контроль не приведет ни к чему хорошему – ребенок перестанет вам доверять, а вы потеряете авторитет в его глазах. Но не стоит действовать противоположно – не лишайте ребенка контроля полностью. Не думайте, что лучше вам постоять в сторонке, пока дочь или сын самостоятельно будут набивать шишки, запутываясь в своих трудностях. Направляйте их, подсказывайте, однако ни в коем случае не навязывайте им своего мнения – дайте возможность выбрать.
  • Иногда случается, что современные родители хотят посвятить все свое время воспитанию ребенка, но случается так, что у них мало что получается или же не получается ничего. Это также можно объяснить по-разному.

    Во-первых, если родители неправильно воспитывали ребенка с самого детства, то им трудно будет завоевать авторитет ребенка и заставить его слушаться. Поэтому родителям обязательно следует помнить о том, что воспитанием своих детей нужно заниматься не тогда, когда вы замечаете проблемы в его поведении, а с самого его рождения.

    Во-вторых, ребенок больше внимает тому, как вы сами живете, нежели слушает ваши советы, как надо жить. К примеру, если родители учат его быть вежливым и толерантным, а сами ругаются между собой или обсуждают всех, то он будет делать также. Поэтому родителям нужно следить за тем, чтобы их слова не расходились с делом. Только так воспитание ребенка будет успешным.

    Проблемы в воспитании ребенка возникают часто тогда, кода родители разведены и не живут вместе. В таком случае мама придерживается одной политики в воспитании ребенка, а отец – другой. Ребенок теряется между «двух огней», и, как результат, ни один из типов родительского воспитания не будет принят ребенком.

    В воспитании ребенка главное – это любить его. Если родители будут любить своего ребенка и правильно его проявлять – проблем с воспитанием значительно уменьшиться.

    lady-all.ru

    Проблема воспитания детей

    Педагоги и психологи утверждают, что в семьях, как правило, складывается один из четырёх видов (или их некая комбинация) воспитания детей родителями:

    • семейная тирания;
    • гиперпротекция;
    • самоотстранение;
    • партнёрство.
    • Можно уверенно утверждать, что проблемы воспитания детей в семье могут возникать при любом типе воспитания, ведь кроме семьи на ребёнка влияет и среда, в обиходе — “улица”: его знакомые, одноклассники, телевизионные кумиры и их поведение… В конце концов, на ребёнка влияет и Интернет, с его положительными сторонами и проблемами. Однако в некоторых случаях эти проблемы усугубляются ещё и неправильным поведением родителей.

      Семейная тирания — один из сложных случаев, при котором проблемы могут иметь как близкие, так и отдалённые последствия. Однако следует сказать, что последствий может и не быть. Конечно, надеяться на “авось” нельзя и исправлять стиль воспитания никогда не поздно. Тирания — это требование слушаться беспрекословно, понимать с полуслова, выполняя приказания и команды немедленно. Нередко за невыполнением приказов следует физическое или моральное наказание.

      При таком чрезмерно строгом воспитании — воспитании страхом, у детей могут возникать стойкие функциональные расстройства деятельности нервной системы. Это доказано научными исследованиями психологов. Несколько лет назад американские учёные провели масштабное исследование — магнитно-резонансное сканирование мозга исследуемых особым томографом, с целью установления фактической связи между стрессами и нервными проблемами и функциональными расстройствами.

      Само исследование было совершенно безвредным, однако позволило установить связь между симптомами тревоги и страха после стрессов, в том числе из-за жёсткого обращения родителей и образованием устойчивых нейронных цепей страха в особых структурах мозга подростков, которые сыграли роль в развитии хронических нервных расстройств.

      Amygdala, Medial Prefrontal Cortex, and Hippocampal Function in PTSD

      LISA M. SHIN, SCOTT L. RAUCH, AND ROGER K. PITMAN

      Department of Psychology, Tufts University, Medford, Massachusetts 02155,

      bDepartment of Psychiatry, Massachusetts General Hospital–Harvard Medical

      School, Boston, Massachusetts 02115, USA

      Гиперпротекция или проявление чрезмерной опеки — это тоже психологическая проблема родителей, которая приводит в последующем к проблемам у детей. Возникает она, как правило, у матерей, дети которых в младенчестве перенесли тяжёлые заболевания, либо часто и длительно болели. Также чрезмерная опека нередко устанавливается над единственным в семье ребёнком, лишая его возможности полноценно развиваться, общаться со сверстниками. В результате ребёнок растёт совершенно неприспособленным к жизни, инфантильным, беспомощным.

      Родители, которые самоустраняются от проблем и воспитания ребёнка по любым причинам, подвергают его лишним опасностям, в том числе опасности попадания под влияние ложных авторитетов. Такие дети легче вовлекаются в уголовную среду, также может развиваться феномен “отчуждения родителей”. В старости такие родители как минимум рискуют получить то же самое: дети могут самоустраниться от необходимости помогать пожилым родителям.

      Партнёрство , как метод воспитания — ближе к гармоничному, однако тоже идеалом не является. В детском возрасте очень важны авторитеты. Очень хорошо, если это родители, однако партнёрство может привести к “панибратству”, к восприятию родителей “равными”, а их советов — на том же уровне “ценности”, что и “советы” сверстников.

      Правильное воспитание, пожалуй, несёт элементы каждого из четырёх распространённых типов.

      Родители могут и обязаны “проявить власть”, когда речь идёт о безопасности, жизни и здоровье ребёнка. В некоторые периоды жизни ребёнок действительно нуждается в особой опеке. А некоторое “отстранение” родителей, например, когда ребёнок выполняет школьное задание, которое он может выполнить, только поможет ему воспитывать характер. В остальное время, конечно, партнёрство является лучшим вариантом, однако гармоничное воспитание и мудрость родителей заключается в том, чтобы не превратить его в фамильярность, уничижение их родительского авторитета.

      Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

      Известно, что характер ребёнка, его психологические черты и физические возможности закладываются в основном в дошкольном возрасте. В такой важный период его жизни родителям нужно принять во внимание рекомендации психологов, которые в один голос говорят о необходимости посещения детьми детских дошкольных учреждений.

      Детские ясли, сады — не только возможность общения ребёнка со сверстниками, это ещё и возможность общения родителей с педагогами, которые являются носителями специальных знаний по воспитанию. Посещая детсад, ребёнок приучается самостоятельности, привыкает к режиму дня, без которого ему не обойтись в жизни вообще, и в школе в частности.

      Проблемы воспитания детей дошкольного возраста чаще возникают там, где родители ребёнка и дедушки с бабушками не находят общего подхода к тактике воспитания.

      Если родители настаивают на том или ином обязательном действии — например, своевременном отходе ко сну, а бабушка с дедушкой, умиляясь, наблюдают, как ребёнок у телевизора с недетскими передачами засыпает у них на руках, то такой диссонанс “в воспитательных методах” только вредит ребёнку.

      В то же время умные родители никогда не отвергнут мудрость и опыт своих родителей, и для пользы ребёнка используют его в полной мере. Конечно, с тактичными коррективами некоторых нюансов, почти неизбежных для “бабушкиного воспитания”.

      Воспитание детей с проблемами развития

      Если в семье воспитывается ребёнок с проблемами физического или психического развития, ребёнок-инвалид, то активность родителей, их взаимодействие с социальными службами, с педагогами, с врачами и патронажным персоналом играет чрезвычайно важную роль. Задача родителя — сделать всё, чтобы как можно лучше адаптировать такого ребёнка к взрослой жизни.

      Зарубежная практика показала, что наиболее эффективное воспитание детей с проблемами развития осуществляется в коллективе здоровых детей.

      Дети-инвалиды изо всех сил тянутся за здоровыми, наследуют их навыки.

      В многих развитых странах Запада одни и те же детские дошкольные заведения, одни и те же группы детей посещают и здоровые дети, и дети с проблемами развития — с ДЦП, с синдромом Дауна и другие. Это важно не только для детей-инвалидов, но и для их здоровых сверстников, которые растут рядом с ними, учатся терпимости, человечности, состраданию. Конечно, важнейшую роль играет моральная, материальная и методическая помощь государства и общества.

      Проблемы воспитания современных детей

      В век информатики, Интернета, социальных сетей мир меняется особенно быстро. Меняются и дети. Должны меняться и подходы к их воспитанию. Идеально, если родители остаются для своих детей друзьями, но одновременно и авторитетами в любой сфере. Таких родителей, скорее всего, не заботят проблемы воспитания современных детей, потому что они знают друзей своих чад, всегда в курсе музыкальных вкусов своего ребёнка, всегда знают, что сейчас модно из одежды, а что — “отстой”.

      Поддерживая постоянный и душевный контакт с ребёнком, такие родители смогут не только разделять его интересы, но и мягко корректировать его поступки, и даже мотивы. Например, мудрые родители, выслушав категорическое желание 13-летней дочери сделать тату “как у подружки”, не станут закатывать истерики, но и не станут говорить “делай, как хочешь”. Они выслушают “аргументы” девочки и скажут приблизительно следующее: “классный рисунок ты выбрала для тату, действительно красивый! Жаль только, что когда ты будешь стариться, то твоя кожа неизбежно растянется, как у нашей замечательной бабушки, и такое красивое тату на коже, к сожалению, тоже “поползёт”… Удалить его полностью у косметологов не получится… Как ты думаешь, кого захочет видеть рядом с собой твой парень в старости — синюю татуированную обезьянку или милую и симпатичную бабушку, похожую на нашу?”

      Видео по теме: Как правильно воспитывать ребенка

      Если у Вас возникли вопросы и Вы хотите получить квалифицированный ответ на них, можете задавать свои вопросы в комментариях или через форму обратной связи.

      ladybox.info

      Сайт саморазвития, самопознания, личностного роста и духовного совершенствования. Станислав Милевич

      Света и любви всем!

      Проблемы воспитания детей. Человек будущего

      Воспитание ребёнка – это большая ответственность, и воспитание в первую очередь следует начинать с себя. Чтобы избавиться от внутренних проблем неприятия мира, проявляющихся как алчность, зависть, жадность злоба, гнев, необходимо с помощью самоисследования научится менять себя осознанно, делать более совершенным своё восприятие.

      Но к сожалению, в современной системе образования даже не существует таких понятий, как самопознание и самоисследование. Нет также школ подготовки родителей, где существовали бы подобные предметы. Поэтому лишь некоторым самоучкам удаётся найти соответствующие учения и изменить себя. Но не следует обвинять только систему в её несовершенстве, потому что тот, кто захотел, нашёл необходимые материалы и учителей и, изменив себя, стал человеком будущего.

      Проблемы воспитания детей возникают из-за того, что многие не понимают роли своего личного примера и пытаются воспитать в ребёнке качества, которыми не обладают сами. Говоря иными словами, «не хочу учиться, хочу жениться». И как результат безответственного отношения к воспитанию детей можно видеть взаимоотношения в современном обществе, где царствует не любовь, а выгода. Но процесс изменения сознания людей идёт, с каждым годом становится всё больше людей, глаза которых светятся любовью, — это люди будущего. Мир начал меняться. То, что он наполнится светом любви, — только вопрос времени. И мы можем этот процесс ускорить своим стремлением стать осознанней, пробудив в себе божественную любовь.

      Процесс воспитания ребёнка не односторонний. В то время как вы воспитываете ребёнка, он воспитывает вас, давая вам то, что не сумели дать ваши родители. Происходит некий взаимный процесс, некая игра, и чтобы следовать её правилам, нужно уметь держать равновесие.

      Для того чтобы правильно воспитывать ребёнка, одного желания недостаточно. Нужно ещё устранить своё непонимание, из-за которого благими намерениями часто мостится дорога в «ад». С одной стороны, запреты обусловливают, создают ограничения для дальнейшего выбора, но с другой — без них совсем не обойтись, ибо у ребёнка ещё нет своих представлений и ему порой необходимо подсказать, где находится край. Делать это следует осознанно и с любовью, иначе запреты будут создавать в нём ограничивающие убеждения. Следует помнить, что обусловливают не только запреты, а абсолютно всё, что видит, слышит и чувствует ребёнок. И совсем недопустимо запрещать ребёнку делать то, что делаете сами, иначе он будет видеть, что некоторые запреты существуют не для всех. Такие запреты формируют в нём такие качества, как неуверенность, нерешительность, боязнь нового.

      Очень важно, чтобы в семье было согласие и взаимопонимание. Запреты одного родителя и разрешение со стороны второго убивают родительский авторитет, воспитывая в ребёнке хитрость и изворотливость. Ещё хуже баловать своего любимца, давать ему то, что не получают окружающие. Такое обусловливание может создать в нём убеждение, что всё лучшее должно быть у него и сам он лучший. Излишнее нянченье и сюсюканье со стороны родителей способствуют гипертрофированию эго ребёнка и вырабатывают такие качества, как заносчивость и самолюбие. Такие люди часто способны ради своих амбиций на подлые поступки.

      Если запрещать что-либо ребёнку, не исходя из спокойного ума, совершая наказания в порыве страстей и эмоций, то такие запреты могут подорвать его веру в родительский авторитет и рано или поздно разрушат отношения, приведут к невозможности его правильного воспитания.

      Ребёнок всегда сам учится всё делать на примере окружающего его мира. Мир же создаётся фокусом его внимания. По умолчанию большая часть внимания ребёнка направлена на родителей или старших. Его ничему можно даже не учить, он всё будет перенимать сам, впитывая как губка. Лучшее обучение — это ваш личный пример. Механизм восприятия ребёнка так устроен, что он перенимает большинство ваших повадок и знаний сам. Поэтому прежде чем ребёнка учить, надо стать таким самому и, даря ему свою любовь, обучать его своим примером. Чтобы не заблуждаться в «правильности» воспитания, важно уметь различать любовь от нахлынувших на вас эмоций.

      Но даже если вы будете идеальным воспитателем, окружающий социум всё равно будет оказывать на вашего ребёнка обусловливающее воздействие. Чтобы оградить ребёнка от подобного обусловливания, вы должны быть для него безусловным родительским авторитетом. А для этого нужна не только любовь, но и умение различать истинное от ложного, спокойный ум. И, в первую очередь, следует избавиться от тех своих привычек, которые вы не хотели бы видеть в своём ребёнке.

      stanislav-milevich.ru

      Главная проблема воспитания детей

      1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

      7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завучу:

      (10) – Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет. 12)Голос у завхоза тусклый, ровный. 13)Ни волнения, ни сомнения в нем нет. 14)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 15)Только и всего. 16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на Нину Петровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

      23) – Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 24)Постыдись. 25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:

      29) – Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро. 31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

      32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

      36) – Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает. 40)Только попробуй еще. 41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. 43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад. 47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной… 48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо. 51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. 54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек. 57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. (по тексту Ф.А. Соколовой)

      В предложенном тексте Ф.А.Соколова затрагивает проблему воспитания подрастающего поколения. Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к успешной жизни в обществе. Во все времена воспитание являлось отнюдь не легким делом и сопровождалось многими проблемами. В тексте поставлен очень важный вопрос: как следует воспитывать подрастающее поколение?

      Как бывший директор детского дома, Ф.А.Сололова с глубокой заинтересованностью размышляет о том, как трудно приходится честным, порядочным молодым людям устраивать жизнь в современном обществе. Её глубоко волнует вопрос о том, как сделать воспитанников по-настоящему счастливыми. Не случайно она формирует вопросы от лица воспитанников. Несмотря на то, что никто не прислал в детский дом писем с упреками, что их не так воспитали, жизненный опыт подсказывает Соколовой, что подобные вопросы у них не раз возникали поскольку именно хорошие качества иногда мешают человеку устроиться в жизни. Фаина Андреевна благодарна своим воспитанникам за то, что «никто из них не попрекнул нас в том, что мы учили их «не тому добру»». Она считает, что прожила свою жизнь не зря, воспитывая в детях доброту и честность.

      С позицией автора трудно не согласиться. Я считаю, что хорошие качества надо прививать человеку с детства. Пусть он вырастет честным, добрым, порядочным, а жизненные препятствия делают его закаленным и стойким.

      В литературе есть немало примеров, когда родители внушали своим детям ложные ценности, что ни к чему хорошему не приводило. Вспомним гоголевского Чичикова, которому отец дал наставление беречь каждую копеечку, что в итоге развило в нем жадность и стяжательство. Целью всей жизни для него стало накопительство. Для него не важны друзья, знакомые – главное деньги. Неоднократно предавая, он сам был предан и отброшен к началу пути. Но так не смог обрести истинного понимания настоящих ценностей.

      В рассказе Р.Брэдреби «Вельд» главными героями являются Венди и Питер, которые совершают чудовищный поступок: убивают собственных родителей. И это убийство не случайно, долгие годы дети жили, получая только то, что они хотят, никогда не задумываясь об источнике их благ. Проанализированный текст Ф.А.Соколовой заставляет понять: пусть часто побеждают расчетливость, обман и жестокость, вера в добро не должна исчезать; не нужно бояться добрым и порядочным людям противостоять плохому: «Гордость и чистота делают человеку честь»

      litera.su

      Проблема воспитания. Особенности воспитания мальчиков и девочек

      Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

      Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.

      Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш – индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

      Что такое воспитание

      В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

      Понятие «воспитание» в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

      При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая культурная среда и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

      Понятие «воспитание» в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

      Подростковое воспитание

      В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: гормональный фон заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

      В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

      Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

    • действительность воспринимается максимально критически;
    • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
    • поведение подвержено частой смене настроений;
    • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
    • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

    Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

    Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

    Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

    Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, как воспитать подростка, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям — стать для подростка примером.

    Важность семейного воспитания

    Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

    Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

    Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй – запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой – нет.
  • Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

    Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

    Организация процесса воспитания

    Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

    Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

    Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

    Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в неполных семьях.

    Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

    Патриотическое воспитание

    Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

    Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

    В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

    Реализацией воспитания патриота способствуют:

    • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
    • организация школьных музеев;
    • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.
    • Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

      Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

      Актуальные проблемы воспитания

      Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

      1. Диктатура — систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат — сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
      2. Невмешательство (бездействие) — предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
      3. Гиперопека — представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
      4. Сотрудничество — основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

      Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания. Для ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

      Как воспитывать мальчиков

      Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

      Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

      В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

      Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

      Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

      Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

      Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

      Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки положительные качества, достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

      Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

      Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

      Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

      Теоретические основы воспитания

      Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

      Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

    • Биогенная. Это направление строится на том, что свойства личности являются наследственными и почти не подвержены изменению.
    • Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
    • Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.
    • Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

      Методики и стили воспитания

      За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

      Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

      С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность методики Никитиных, которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

      Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

      Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

      Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

      Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.

      fb.ru



    You Might Also Like