Raiting-OY.ru

Все о детях

Родительское собрание капризы и упрямство детей дошкольного возраста

«Капризы и упрямство ребенка, как с ними справиться?»

1 «Капризы и упрямство ребенка, как с ними справиться?» Кадникова Татьяна Николаевна, педагог-психолог Наши дети рождены для счастливой жизни, и в основном зависит от взрослых, будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами. Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте. Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых. Отшлепать или накричать на ребенка довольно легко. Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения. Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством, и нужно ли это делать вообще? Постараемся это разобрать. Итак, что же такое упрямство? Упрямство это особенность поведения, выражаемая в стремлении непременно поступать по-своему, несмотря на все просьбы, указания и доводы других людей. Детское упрямство чаще всего проявляется в стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. Например, ребенок может отказываться есть, ложиться спать, идти на прогулку и т. д., повинуясь единственному стремлению идти наперекор взрослым, даже если это не выгодно ему самому. Упрямство определенный способ ребенка настоять на своем «Я», его одна из первых попыток самоутверждения. Он начинает проявлять упрямство в ответ на

2 определенное поведение или некоторые требования родителей. Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка. Капризы, в отличии от упрямства — это действия, которые лишены разумного основания, направленные на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Капризы часто сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку игрушек. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, ребенок вдруг захотел сока, которого в доме нет, или он хочет идти в детский сад с мамой, а не с бабушкой. Капризы детей это вид упорного детского непослушания взрослым, для которого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все»). Чаще капризы свойственны таким детям, которые не знают, как достичь своей поставленной цели не иначе, чем своим нытьем и плачем. Как правило, капризный ребенок всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых. Период упрямства и капризности начинается примерно с 1,6 2 лет, а продолжаться может достаточно долго, в зависимости от методов воспитания. Упрямство ребенка результат требовательности самих родителей, а капризы, наоборот, проявляются вследствие чрезмерной уступчивости взрослых. У «упрямца» формируются очень неприятные качества: самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений. Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства. Ими выступают: 1. Особенности развития психики ребенка: в развитии ребенка наступают определенные периоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым. 2. Смена окружающей обстановки. Когда появляется второй ребенок в семье, малыш начинает чувствовать, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест, который выражается во вспышках злости и агрессии. Недостаток любви родителей считается главной причиной бесконечных и беспричинных капризов и непослушания. 3. Различие природных темпераментов детей и родителей. Когда родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнение которых он не может обеспечить

3 именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже тихий флегматик начинает капризничать, если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником. 4. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит. 5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка со взрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви. Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне. 6. Реакция ребенка на запрет родителей. Капризничая, малыш хочет добиться желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители запрещают что-то. В особенности это касается в запрете взрослых на свободу ребенка. 7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его. Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка: — Взрослым необходимо изменить свое поведение, постараться уйти от зависимости от детских капризов. Родители должны быть более твердыми в своей позиции. Малыш должен понять, что если нет то это нет, если нельзя то это нельзя; — Вместе с этим взрослые должны сформировать у малыша определенные способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке самостоятельность, ответственность, умение добиваться поставленной цели. Важно показать ребенку, что взрослый делает это с любовью к нему; — Необходимо разнообразить среду общения ребенка его сверстниками, друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят, он забывает про капризы и упрямства. Вместе можно собирать кубики, строить из них дом; — Взрослым следует поощрять самостоятельность ребенка, нужно почаще предлагать ему самому сделать что-то: убрать все игрушки или построить «гараж» и поставить туда весь свой транспорт. Самое главное, взрослому вместе с ребенком

4 необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в капризном ребенке убежденность, что ему очень везет, когда, допустим, ему разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем меньше сил остается на капризы и упрямство; — Взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов. Необходимо себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение; — Взрослым не нужно просто говорить ребенку «нет». Иногда бывает недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой пример: ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать или требовать, но получает от родителей раздраженный отказ. Это совсем не правильно. Родителям нужно объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее, чем думают о нем его родители, и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку. В целом же для того чтобы искоренить упрямство и капризы, взрослым необходимо осознанно изменить в корне свое, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно. Памятка родителям: 1. Для того чтобы упокоить ребенка, вам необходимо отвлечь его внимание. Это сделать не очень просто, так как в порыве капризов ребенок не поддается никаким уговорам. И чтобы малыш не понял, что его стараются обмануть, чтобы успокоить, вам нужно попробовать «сыграть» в отвлечение. Необходимо сделайте вид, что вы чем-то заинтересованы, например монеткой в кармане. Возьмите на прогулку «неожиданные вещички-пустячки», шарик или колечко. Вот пример: когда ребенок без видимой причины начинает проявлять свои капризы, вам нужно сделать вид, что вы внимательно рассматриваете монетку, которую достали из кармана. Заинтересованно рассуждайте сами с собой: «Какая интересная монетка», и ребенка это уже начинает привлекать и интересовать. 2. Используйте только положительные просьбы. Необходимо попросить ребенка подойти к вам поближе, а не требовать от него перестать кричать. 3. Дети не умеют управлять своими эмоциями, потому что они еще даже не знают, что это такое. Необходимо помочь им в этом. Выразите чувства ребенка словесно:

5 «Наверное, тебе очень хотелось конфету, и сейчас ты расстроился, потому что тебе его не дали?». После этого нужно объяснить малышу, что выражать свои эмоции допустимо в открытой форме не всегда: «Я тебя понимаю, но это не означает, что тебе можно визжать и топать ногами прилюдно». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато его плохое поведение. Можете сказать ему, что если он сию минуту не прекратит так себя вести, то вы его накажете. Необходимо подтвердить свои предупреждения на практике. 4. Один из эффективных способов остановить истерику сделать пятиминутную паузу. Посадите ребенка на стул, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего, что может заинтересовать ребенка. Если он откажется сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, при этом нужно убедиться, что он не сможет причинить себе вреда. Наедине малыш с большей вероятностью справится со своей истерикой сам. 5. Существует еще один из способов угомонить кричащего ребенка присоединение к нему. Начните также плакать вместе с ним и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Вы получите определенный эффект от подобной ситуации, который основан на склонности детей подражать. Неосознанно изображая вас, малыш приобретет спокойствие. 6. Многие дети, для того чтобы родители выполняли все их прихоти, имеют очень плохую привычку биться головой о стену или пол. Подобное поведение притворство или провокация, а потому вам не стоит обращать на него внимания. У детей в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. 7. Если ребенок капризничает и постоянно ноет, нежно сказать ему: «Когда ты хнычешь, я не понимаю ни одного твоего слова из того, что ты хочешь мне сказать. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». После того как ребенок успокоится, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Теперь мы сможем поговорить тихо и спокойно». 8. Отмечайте и хвалите все поступки ребенка, которые заслуживают вашего одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Вашребенок поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы. 9. Когда ребенок начинает плакать или ныть по какому-либо поводу, выражать свое недовольство вам, не обращайте внимания, пытайтесь игнорировать. Если вы понимаете, что уже не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Поняв,

6 что вы лишили его своего общества, ребенок успокоится. 10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не нужно стыдить его и не наказывать. Это жестокость в чистом виде. Особую обиду у ребенка вызывает не шлепок, а раздраженность родителей, которую он ощущает. Это для маленького человечка самое горькое и обидное. 11. В том числе, очень важно, чтобы все члены семьи боролись с детскими капризами одинаково. В ином случае ребенок очень быстро вас раскусит в том, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание. Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, еще труднее теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку. Успехов вам!

docplayer.ru

Родительское собрание «Капризы и упрямство»

МБДОУ «Д/с «Санаторный» Круглый стол для родителей «Капризы и упрямство»

Капризы и упрямство в дошкольном возрасте

Круглый стол для родителей 2 младшей группы

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Материал и оборудование: видеоклипы: «Капризы», «Способы преодоления капризов», авторская презентация «Капризы и упрямство», памятки для родителей, мяч, проектор, ноутбук, экран, листы бумаги, фломастеры.

Подготовительная работа: Изготовление приглашения родителей на заседание круглого стола, поиск и нарезка видеоклипов на тему «Капризы и упрямство», составление мультимедийной презентации, подбор игр и упражнений ля проведения с родителями.

Ход проведения: Эмоциональный настрой (родители стоят в кругу) «Поменяйтесь местами те, кто…

… водит в детский сад мальчиков,

… у кого двое детей

… кто любит с детьми гулять в парке

… у кого хоть раз капризничал ребенок.

А теперь предлагаю вам присесть и посмотреть видеоклип «Капризы».

Наверное, каждый взрослый, будь то мама, папа, бабушка или дедушка, чувствовали себя хотя бы раз неуютно, когда его ребенок вел себя как персонаж в клипе. В возрасте от года до 3-5 лет в развитии ребенка происходит перестройка, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш начинает капризничать, узнав, что кроме слова «да», есть слово «нет».

Как помочь ребёнку избавиться от капризов и упрямства? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 1,5-3,5 лет, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство».

Ваше мнение (обсуждение с родителями понятий) слайд 3

Мини-лекция Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников

Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных — «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» — желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

Согласны ли вы с утверждением: «Упрямство – неплохая черта характера? Во что она может перерасти при вашем грамотном подходе и любви?»

Мини-лекция Упрямство часто рассматривается как синоним настойчивости. Иногда даже родственники восхищаются упрямым ребенком. Вот мол захотел и обязательно добьется своего. Но упрямство и настойчивость – вещи все-таки различные.

Настойчивость – это когда ребенок (человек) чего-то очень-очень хочет и добивается этого: просит, обещает что-то взамен, делает шаги навстречу и готов чем-то поступиться. Упрямый ребенок не слышит доводов и уговоров, его не соблазнишь конфеткой, прогулкой, добрыми словами. Эмоции застилают все доводы разума – «рогами в пол», «упертый как баран» — и ребенок тупо добивается своего.

Всё в этом мире неслучайно, и упрямство ребенка – это тоже один из важных шагов в его развитии. Для чего необходимо упрямство? Из упрямства и рождается настойчивость, через упрямство развивается воля ребенка, умение говорить «нет» и добиваться своей поставленной цели. На почве упрямства взращивается воля ребенка!

— Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?

Игра-упражнение «Продолжи фразу» — «Я капризничаю тогда, когда….» (передавая мяч, родители от лица ребенка продолжаю фразу)

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Опасность капризов в том, что они тормозят развитие ребенка. При чем это правило не имеет исключений. Даже самые легкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают и делают это в любом возрасте. Мотивом таких поступков являются желания. Важно помнить, отрицательное поведение редко носит преднамеренный характер. Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребенок выражает недовольство всем на свете – он все время хнычет, ноет, а сам не знает, что он хочет. Или же отвечает вспышками гнева на любые требования взрослого не зависимо от того, разрешают ему или запрещают что-либо сделать.

Будет ли ребенок капризничать наедине с собой?

Как вы думаете, с какого возраста надо бороться с капризами?

Правильно, с самого первого его проявления, чем старше дети, тем больше вам понадобиться усилий, чтобы избавить ребенка от капризов.

Как бороться с капризами и упрямством? (Слайд 4 )

1 шаг – знать, как могут проявляться капризы и упрямство (слайд 5,6 )

2 шаг — выявить причины капризов и причины упрямства (слайд 7,8 )

3 шаг – научиться преодолевать капризы и упрямство у детей.

(Можно родителям предложить решить проблемные ситуации (работа в группах)

Затем предлагает родителям проиграть возможные ситуации капризов и непослушания детей, найти оптимальные пути их разрешения. Одна группа родителей – исполняет роль детей, другая группа – роль родителей.

1. В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации?

2. Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама?

3. Девочка 6 лет отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации?

4. Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите?

Видеолекция «Капризы – рекомендации»

Закончить работу круглого стола Предложить родителям выработать рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»

Записать их на приготовленных листах бумаги и зачитать.

Вот примерные рекомендации

Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)

2. Не завышайте требований к своему ребенку.

3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.

4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.

6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).

13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей

infourok.ru

Родительское собрание — круглый стол во 2 младшей группе на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»

Родительское собрание — круглый стол во 2 младшей группе на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»

1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.

2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.

Участники: воспитатель – Зельман Наталья Евгеньевна, педагог-психолог — Алексеева Марина Владимировна, родители.

Оборудование: карточки с ситуациями, анкета для родителей «Острое блюдо!», памятки «Что делать, если ребенок капризничает

1. Каприз и упрямство (выступление педагога-психолога)

3. Как преодолеть капризы и упрямства (выступление педагога-психолога)

4. Вручение родителям памяток «Что делать, если ребенок капризничает

1. Выступление педагога-психолога

— Добрый вечер, уважаемые родители!

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Чтоб исполнились в жизни

Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

— Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?

Зачитываются ответы на вопросы «Острое блюдо!», после чего родителям предлагается ответить на вопрос, в чём отличие капризов от упрямства.

Обобщение: капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных — «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» — желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

2. Выступление воспитателя

На ваше рассмотрение предлагаются две знакомые ситуации.

1. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит. Вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, — заявляет он решительно, -и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот.».

2. А во т как ведет себя капризная Таня.

Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Таня с недовольным видом отворачивается от стола: «Не хочу суп!»

Бабушка (всплеснув руками). Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет.

Танечка. Я не люблю теплый. Я вообще не хочу. (Суп остывает)

Таня (опускает в суп ложку). Фу, пенка. Я не люблю пенку, у меня она в горле застревает.

Бабушка (в отчаянии). Ну, что же ты будешь?

Таня. Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)

Бабушка (не может этого вынести). Таня, давай положим в суп вермишели. Ты сама насыплешь, и будет вкусно- вкусно.

Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня насыпает в него вермишель, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут.» Бабушка воодушевлена — ей, может быть, удастся уговорить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал: «Я не хочу суп, я не люблю суп». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку – все бесполезно. Таня отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.

Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2 часов, а бабушка и внучка выходят из-за стола совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может уснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше.

— Ваше мнение, родители? Какие ошибки допущены взрослыми в данных ситуациях? (Ответы родителей)

Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже увидела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему на встречу. Разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».

А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка решиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но никак не идти у нее на поводу. Более эффективен был бы первый вариант, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удается избежать именно этих обеденных сцен.

В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: ребенок легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство». Ваше мнение (обсуждение с родителями понятий)

Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.

3. Выступление педагога-психолога.

Как преодолеть капризы и упрямство.

Причины – нарушения режима дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни, переутомление (физические перезагрузки).

Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка: то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности со взрослыми.

Прежде всего, взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой.

Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.

В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.

Обобщение: что ж сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви.

«Как справиться с детскими капризами и упрямством»

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)

6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).

11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена, ребенок может быть лишен чего-либо.

13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

Спасибо за внимание!

Перспективный план работы с родителями на 2013–2014 учебный год Перспективный план работы с родителями на 2013—2014 учебный год группы № 10 (с 3 до 4 лет ЧДБ) воспитатели Беленок О. Г Месяц Форма работы.

План работы с родителями в первой младшей группе на 2011–2012 уч. год. Работа с родителями в первой младшей группе на 2011 – 2012 учебный год. Сентябрь. 1. Провести индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих.

www.maam.ru

Упрямство у детей и взрослых

Упрямство — нерациональная настойчивость. Упрямый человек готов преодолевать препятствия, на которые расходуется больше сил или ресурсов, чем стоит достижение цели. Основой упрямства бывает инертность психических процессов, неспособность переключать внимание на другие цели. Не меньшее значение имеет воспитание. Особенно важно преодолеть упрямство у детей. Привычка настаивать на своём, закреплённая в детстве, становится трудноустранимой в зрелом возрасте.

Упрямство детей дошкольного возраста

Упрямство у детей — это поведение, при котором они неконструктивно игнорируют или отказываются выполнять требования взрослых.

Упрямство у детей 2 лет лучше контролировать, перенаправляя внимание. Самоконтроль в этом возрасте пока затруднён. Причинами упрямства ребёнка может быть игнорирование взрослыми, стремление к самостоятельности.

Упрямство у детей 3 лет — на пике. В это время осознающий себя как личность ребёнок требует у взрослых, чтобы с его мнением считались. Ещё не осознавая своей мотивации, он начинает реализовывать потребность самоутверждаться. Ошибка взрослых — навязывание ребёнку нерациональных требований при непонимании мотивов поведения. Это могут быть слишком ранние требования к опрятности, укоры из-за нежелания ребёнка ходить на горшок или отсутствия аппетита. В дальнейшем это усиливает уже осознанные капризы и упрямство детей. Капризность детей при нарушении привычного уклада жизни не стоит преодолевать укорами. Гораздо эффективнее общением в спокойной и убедительной форме восстановить стабильность во внутреннем мире ребёнка. Для решения проблемы подобного поведения полезна консультация для родителей у детского психолога.

Физиологическая предпосылка для упрямства — доминирование правого полушария. У детей-левшей избавление от упрямства проходит несколько сложнее. Перегрузка левого полушария чрезмерными требованиями приводит к развитию механизма компенсации правого, иррационального полушария, и как следствие нелогичного поведения.

В случае психопатической формы упрямства, желания доминировать в агрессивной форме, нужно обратиться к специалисту. Врачебного вмешательства также требует упрямство на фоне невроза, сильного стресса. Осознавая неправильность поведения, детям сложно себя контролировать вследствие функционального нарушения психики. Стресс может быть вызван излишне жёстким воспитанием, резким изменением жизненных условий, ссорами родителей.

Упрямство детей 4 лет иногда становится защитной реакцией на подавление потребностей личности, чувства собственного достоинства.

Здоровый ребёнок не может беспрекословно выполнять все требования взрослых.

Преодолевая упрямство детей 5 лет, нужно учитывать индивидуальные потребности ребёнка. Оно может развиться у детей, обладающих повышенным чувством собственного достоинства и свидетельствовать, что у них есть трудности с реализацией «я» в обществе, семье. Важно не подавить позитивные природные задатки. Многие выдающиеся личности — упрямцы в детстве.

Упрямство у детей младшего школьного возраста

Упрямство у детей 7 лет связано с успешностью адаптации к новому образу жизни, началом школьного обучения. В это время нужно уделить особое внимание нагрузке на нервную систему, связанную с усвоением новой информации, требованиями к дисциплине. Она может превышать пределы приспособляемости, истощая ресурсы мозга маленького человека, что в итоге вызовет неадекватную реакцию между силой раздражителей и ответом на них.

Упрямство детей 8 лет несколько усиливается, однако, успешно трансформируется в положительные волевые качества, нужно лишь направить энергию на достижение учебных и воспитательных целей. Заложив основы дисциплины, нужно стремиться заинтересовать детей новыми задачами. Они должны действовать не по принуждению, а благодаря собственной мотивации. После преодоления периода «втягивания» в учёбу, достигнутые результаты закрепляются, и при необходимости корректируются в последующие годы.

Правила воспитания упрямых детей

  • Стремиться предоставлять ребёнку возможности для самоутверждения, чаще интересоваться его мнением.
  • Глубже понимать внутренний мир ребёнка. Корректировать мотивацию на основе результатов поведения.
  • Не акцентировать внимание на проявлениях упрямого поведения.
  • Не потакать капризам, но и не подавлять в жёстком авторитарном стиле.
  • При подвижном типе темперамента бесполезно пытаться замедлять действия детей, а при инертном — подгонять. Это может спровоцировать противодействие.
  • Поощрять при положительных изменениях в поведении.
  • Не придираться к мелочам.
  • Нежелание выполнять обязанности преодолевать в игровой форме, превращая скучный процесс в нечто увлекательное.
  • Не употреблять негативную лексику, по возможности заменять слова обозначающие отрицательные качества на положительные аналоги.
  • При наказании объяснять ребёнку, за что он наказан, иначе он почувствует несправедливость, и эффект резко снизится.
  • Применять игры, требующих развития нравственных и дисциплинирующих качеств.
  • Чаще показывать свою любовь.
  • Быть примером в поведении.
  • Упрямство подростков

    В период полового созревания задатки к упрямству необходимо трансформировать в рациональные психические установки. Понимание границы между упрямством и настойчивостью должно воспитываться в процессе общения с авторитетами, знакомства с примерами нерационального поведения, основанного на упрямстве из литературы. Например, герой романа «Упрямец Керабан» Жюля Верна, который объехал вокруг Чёрного моря, всего лишь потому, что не хотел платить пошлину за переход через Босфор, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя, где герои соглашались на лишения для себя, с целью навредить друг другу.

    Упрямство у взрослых

    Упрямые взрослые при осознании собственного упрямства склонны пытаться объяснять поведение рациональными причинами. В основе упрямства иногда лежит базовая мотивация — стремление доминировать. Упрямый индивид игнорирует обращения к нему окружающих, желая сделать всё так, как хочется. Одна из предпосылок — фрустрация, невозможность достижения жизненных целей.

    Упрямым людям стоит попробовать пройти тренинги, развивающие гибкость мышления, умение взглянуть на ситуацию по-новому или обратиться к психологу.

    Важно знать, что упрямство у взрослых и подростков может быть симптомом обсессивно-компульсивного расстройства. Это заболевание называют также неврозом навязчивых состояний. Человека могут преследовать навязчивые мысли, непреодолимые желания совершать бессмысленные «ритуалы», чувство тревоги, мнительность. Чтобы избавиться от этого расстройства, нужна работа с психиатром. Некоторые учёные связывают его с повышенным уровнем гормона стресса — кортизола. Способом снизить от него могут стать успокаивающие упражнения: аутотренинг, медитация, йога, тай-чи.

    sunmag.me

    Родительское собрание капризы и упрямство детей дошкольного возраста

    Родительское собрание «Детские капризы и упрямство»

    Жох Татьяна Владимировна МБДОУ №14 «Теремок» Педагог-психолог г. Константиновск, Ростовская область

    (собрание проводится в музыкальном зале)

  • подготовить памятку для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством»;
  • подготовить презентацию на тему: «Упрямство и капризы»;
  • атрибут к игре – мяч;
  • подготовить материалы для проведения игры «Ассоциации», «Доскажи важные слова»;
  • подготовка видеоматериала «Интервью с детьми».
  • Цель: совершенствование психолого-педагогических знаний родителей, обогащение педагогических умений.

  • познакомить с понятиями капризы и упрямство;
  • помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей;
  • формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их;
  • развивать навыки общения родителей с ребенком.
  • Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг.

    Станем дружно, вместе в круг, я твой друг, и ты мой друг,

    Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

    Представьте себе, что мы – одно большое животное.

    Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.

    (Упражнение повторяется 3 раза)

    В начале встречи педагог-психолог делает короткое вступление об актуальности темы.

    Родителям предлагается присесть на стулья и посмотреть презентацию — «Капризы и упрямство»

    (презентация и текст прилагается прил. №1)

    Педагог-психолог, предлагает родителям поиграть в детскую игру, передавать мяч по кругу со словами:

    Ты катись веселый мячик

    Быстро, быстро по рукам

    У кого остановится

    Тот на вопрос ответит нам…

  • Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
  • Как Вы относитесь к капризам детей?
  • Могут ли капризы и упрямство, сформировать нежелательные черты характера ребенка?
  • Что вы предпринимаете, когда ваш ребенок капризничает?
  • Каково значение единства требований родителей?
  • Выслушиваются ответы родителей.

    Родителям предлагается объединиться в две группы. Затем каждая подгруппа получает свое задание. Первая подгруппа должна написать ассоциации, которые возникают у них при слове «капризы». А вторая, ассоциации при слове «упрямство».

    После выполнения упражнения выслушиваются мнения родителей.

    Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в таких ситуациях.

    Педагог-психолог: «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей? Могут ли родители провоцировать такое поведение ребенка?»

    Предлагается родителям поделиться своим опытом в преодолении и предупреждении капризов и упрямства детей: «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?»

    Родители предлагают свои версии.

  • Психолог обобщает и конкретизирует высказывания родителей:
    1. Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность.
    2. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого.
    3. Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого.
    4. Уровень самостоятельности ребенка крайне низок.

      Поэтому такое поведение – это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности.

      4. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность.

      5. Капризы и упрямство могут быть проявлением возрастного кризиса ребенка. Он внезапно перестает делать то, о чем его просит взрослый (возникает стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят).

      6. Они могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.

      «Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе.

      Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас.

      Любите своих детей такими, какие они есть!»

      (Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение).

    5. Не завышайте …………… к своему ребенку
    6. Давайте ребенку …………, но будьте всегда рядом
    7. …… никогда не бывает лишней
    8. Взрослым необходимо давать ребенку право…
    9. Требования к ребенку должны быть……
    10. Детские капризы – это результат…
    11. Используйте прием авансирования — …
    12. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставте…
    13. Просьбу взрослого ребенок должен выполнить …
    14. Отрицательное поведение ребенка может …
    15. Педагог-психолог, предлагает методы остановки истерики (приложение 3).

      В конце собрания каждому родителю предлагается памятка с рекомендациями по преодолению капризов и упрямства.

      УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

    16. выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».
    17. КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е.

      » Я так хочу и всё. «. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

      4 слайд Капризы

    18. в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
    19. в недовольстве, раздражительности, плаче.
    20. в двигательном перевозбуждении.
    21. что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

      • Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
      • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
      • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
      • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
      • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
      • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
      • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
      • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета.
      • Спокойный тон общения, без раздражительности.
      • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
      • Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»

        1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей»

        5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.

        8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора

        9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.

        10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.

        11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.

        12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

        14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

        Методы остановки истерики:

        1. Переключение внимания.
        2. Помыть лицо холодной водой, если словесное переключение внимания не помогает. Нужно помнить, что во время истерик, ни в коем случае нельзя ребёнка дёргать и бить! Только переключение внимания может ему помочь!
        3. После окончания истерики сделайте ребёнку теплую ванну. Вода очень успокаивает нервную систему. Выпейте вместе с ним горячий чай и всё будет отлично! Знание возрастных особенностей всегда поможет нам подходить с адекватными требованиями к ребёнку и лучше понимать его. Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игнорирование капризов в итоге приводит к неврозам. Итак, поговорим о неврозах… Невроз – это слабость регуляции эмоциональных состояний — гнева, растерянности, страха, тревоги и т. п. Невроз возникает в случае, когда затруднён поиск выхода из переживаний.

          Это влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности ребёнка. Неврозы служат основой для многих заболеваний.

          Причин тому множество: перенасыщенный событиями и эмоциональными перегрузками ритм жизни, ранний отрыв ребенка от матери, стрессы, перегрузка психики средствами массовой информации и многими другими.

          Медицина считает невроз заболеванием, психология — социальным явлением. Правы и те и другие. Невроз ухудшает работу внутренних органов, может привести к появлению соматических заболеваний. В то же время число детей, страдающих ими, постоянно растет.

          Поскольку изменить свою жизнь малыш не в силах, то и реагирует на непрерывные стрессы нервными срывами, сдвигом функциональных состояний в сторону дисбаланса — расстройством сна, ночным недержанием мочи, кожными высыпаниями, зудом, капризами и истериками… Пока ребенок мал, забота о нём лежит на нас, родителях. Именно мы обеспечиваем ребёнку благополучную жизнь в социуме. Если плохо родителям, то ребёнку тоже будет плохо.

          «Уметь жить маленькими радостями сегодняшнего дня — великое искусство, которым владеют дети. Так давайте не будем отягощать собственного существования тревогами о том, что только может произойти в дальнейшем. И пусть солнечное утро, улыбка ребенка, выращенный своими руками помидор, чашка крепкого чая служат вам хорошей эмоциональной разрядкой, лучшей, чем патентованные успокоительные средства».

          Спокойствие ребёнка напрямую зависит от отношения родителей к нему, от степени доверия своему ребёнку. Если мы без конца надоедаем ему своими замечаниями, разговариваем с ним исключительно на повышенных тонах, выплескивая на него свое раздражение, мы разрушаем психическое здоровье нашего ребёнка.

          Так же нужно обратить внимание на то, какую информацию черпает ребёнок от взрослых и телевидения. Родители должны быть фильтром, для поступления информации в мозг малыша, стараясь выбирать позитивную информацию, чтобы не травмировать его раньше, чем он будет способен осознать, что он видит и слышит.

          doshkolnik.ru



    You Might Also Like