Raiting-OY.ru

Все о детях

Литература по воспитанию детей от года

Книга Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога, страница 1. Автор книги Анн Бакюс

Чтобы любить и воспитывать своего ребенка, делать его счастливым и помогать гармонично развиваться, вовсе не нужно обладать каким-то особым даром или получать специальное педагогическое образование. Коктейль из нежности, терпения, энтузиазма и здравого смысла приносит потрясающие результаты. При этом очень важно хорошо понимать своего малыша. Какие этапы проходит он? С какими проблемами или страхами сталкивается? Что творится у него в голове и в теле в том или ином возрасте? Эта книга даст вам ответы на эти и многие другие вопросы.

На протяжении многих лет я слышу от родителей маленьких детей такие вопросы, как: «Когда начинать приучать его к горшку?», «Какие игрушки подходят его возрасту?», «Как заставить его кушать, когда он капризничает?» или «Как запретить ему кусаться?» и т. д.

На эти бесконечные как? и почему? я и хочу ответить, отдавая себе отчет в том, что ни одна книга просто не может дать точных ответов на все вопросы. Так что родителям придется взять ответственность на себя и решить, руководствуясь здравым смыслом и ситуацией, как воспитывать своего малыша.

Первый год жизни ребенка проходит более-менее спокойно; в эти двенадцать месяцев ребенок развивается постепенно, знакомясь со своими родителями и миром вокруг. Следующие два года менее предсказуемы, однако от этого они не становятся менее увлекательными.

Кто не мечтает о том, чтобы его ребенок был умным, послушным, развитым не по годам, талантливым, веселым. Папа и мама отдали бы все на свете, чтобы их малыш избежал проблем и ошибок. Но как избежать неизбежного? Так что родителям раз и навсегда надо усвоить, что в период от одного до трех лет ребенок проходит через своего рода «мини-подростковый» этап, зачастую сопровождающийся конфликтами с внешним миром: тут полно как истерик, во время которых ребенок становится просто невыносим, так и самых приятных моментов – это нормально!

Когда я говорю вы, то обращаюсь тем самым к обоим родителям, даже если в первые годы жизни ребенка большую часть времени он проводит все-таки с матерью.

Так как в русском языке существительное ребенок мужского рода, то на протяжении всей книги я буду использовать местоимение «он».

Так что не смущайтесь, родители девочек, и знайте, что все сказанное касается в полной мере и вас.

Он учится ходить

Он начинает есть самостоятельно

Вкусы и аппетиты

Перемены в яслях

Первые проявления ревности

loveread.me

Книга Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога, страница 46. Автор книги Анн Бакюс

Онлайн книга «Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога»

А как насчет физического воздействия?

Порка ничему не учит. Однако она позволяет взрослому выпустить пар, а ребенку – смягчить свое чувство вины. Так что, если использовать ее в исключительных ситуациях и не стараться сделать ребенку больно, порка может подчеркнуть в его глазах решительность и непреклонность родителей. Так что иногда она помогает разрядить атмосферу лучше, чем продолжительные разговоры.

В то время как одних детей никогда не шлепали, другие, кажется, только этого и ждут. Грозный голос и нахмуренные брови порой гораздо эффективнее шлепка. Не существует единого для всех правила. Но будьте бдительны: избыток конфликтов, криков и шлепков – признак того, что отношения в семье явно не заладились.

В атмосфере вседозволенности дети быстро теряются и не понимают, как им себя вести… Некоторые пользуются родительской слабостью и становятся настоящими дьяволятами: так они пытаются определить границы дозволенного, которые им никто не удосужился установить. Все заканчивается чувством глубокой тревоги, которая проявляется в чрезмерной агрессии.

В этой модели родители ведут себя строго, но гибко: они следят за соблюдением правил, установленных с учетом потребностей каждого члена семьи.

Взрослые считаются с желаниями ребенка, а правила предусматривают исключения: например, во время каникул можно ложиться спать позже. При этом правила меняются по мере роста ребенка, и все решения принимаются по обоюдному согласию.

Исследования показали, что подобная тактика наиболее эффективна. Уровень агрессии у ребенка минимален. Для успешного применения данной стратегии важно, чтобы оба родителя были согласны с выбранными методами и терпимы к шуму и беспорядку, устраиваемому их чадом.

Детей больше не держат в неведении, как это было раньше. Родители не боятся того, чтобы их дети бегали голыми. Таким образом, уже в 2–3 года они уже прекрасно знакомы с анатомическими различиями между мужчиной и женщиной.

Горд быть собой

Будет ли ребенок горд своей половой принадлежностью и уверен в своем будущем, зависит от родителей. Довольны ли они сами собой? Уважают ли друг друга? Не злословят ли друг на друга при ребенке? Может, они относятся к мальчикам и девочкам по-разному или даже имеет место дискриминация? От этого зависит, будет ли ребенок гордиться своим полом или нет.

Откуда берутся дети

В период от 2 до 3 лет дети, как правило, начинают задаваться вопросом о своем происхождении. Откуда берутся дети? А где они были до этого?

Ребенку это любопытно так же, как и все остальное. Он почувствует неприязнь, если услышит ответы, из которых будет следовать, что этот вопрос отличается от других…

На самом деле в этом возрасте ребенку не нужно, чтобы вы вдавались в анатомические подробности. Ему достаточно простых и коротких ответов. Когда ему захочется узнать подробности, он вас спросит, можете не сомневаться.

Нужно ли говорить с ним о сексуальных домогательствах?

Говорить с ребенком о возможных сексуальных домогательствах очень непросто, но необходимо. В первую очередь нужно объяснить, что никто, кроме него самого, не имеет права трогать его интимные места – за исключением врача, разумеется. Затем следует научить его остерегаться людей, которые просят держать что-то в секрете, не говорить маме и папе.

Родители сильно переживают, когда ребенок «проглатывает» некоторые звуки, меняет их местами или говорит неразборчиво.

Содержание важнее формы

Бессмысленно и даже вредно систематически поправлять ребенка каждый раз, как он допустит ошибку. Человеческая речь служит для коммуникации, а не для дрессировки: намного важнее то, что сказал ребенок, а не то, как он это сделал. Если вы будете постоянно его перебивать и просить повторить неправильно произнесенное слово, у него сложится впечатление, что вам не особо интересно то, о чем он пытается вам рассказать, и будет прав.

Если он заикается

Зачастую мысли ребенка опережают слова, и он начинает заикаться. Придайте малышу уверенности: не торопите его с ответом, давайте ему возможность высказаться, и все встанет на свои места через несколько месяцев.

Постоянно поправляя ребенка, вы рискуете отбить у него желание учиться: в этом возрасте он еще очень восприимчив. Если он будет думать, что плохо говорит, то потеряет удовольствие от общения и будет стесняться выражать свои мысли, речь будет развиваться медленнее, и вы добьетесь обратного желаемому результата.

Ваша задача – самому говорить с ребенком правильно и как можно чаще. Если он ошибся, просто ответьте ему, правильно произнеся слова. Ведите с ним диалог – и его речь выправится.

Произношение улучшается само собой в течение третьего года жизни ребенка, благодаря постоянной тренировке и его физиологическому развитию. Если этого не случится, то на пятом году стоит обратиться к логопеду.

Все чаще в семьях воспитывается единственный ребенок. Сильно ли отличается такой ребенок от своих сверстников?

В обществе с высоким достатком и комфортными условиями часто встречаются семьи с одним ребенком. А вот до второго дело доходит далеко не всегда: маловата квартира, работа не оставляет свободного времени, развод… Для родителей пополнение в семье означает дополнительные проблемы, нехватку денег и времени. А что насчет ребенка, каково ему?

Единственный ребенок в семье может столкнуться с тремя серьезными проблемами.

Во-первых, ему приходится довольно рано погружаться в мир взрослых. Он знает об их проблемах, приспосабливается к их расписанию и в итоге взрослеет слишком быстро, потому что лишен возможности погрузиться в детский мир. Он более рассудителен, из-за чего оказывается порой менее веселым и радостным, чем остальные дети, и чаще подвержен чувству тревоги.

Во-вторых, единственный ребенок в семье подвержен чрезмерному давлению. В многодетных семьях от каждого из детей ожидают гораздо меньшего, и каждый может развиваться по-своему. Если же ребенок один, все родительские надежды направлены исключительно на него. Чаще всего у него нет права на ошибку, нет права отличаться от образа идеального ребенка, который сложился в головах папы и мамы. Появление младшего смягчает родительские тревоги и беспокойства – единственному ребенку в семье это не грозит.

loveread.me

Развитие и обучение ребенка: лучшие книги для родителей. Обзор

Читают мамы, читают папы

— А сколько лет вашему ребенку? — поинтересовался Антон Семенович.

— Ему всего три недели.

— Ну что ж. Вы опоздали ровно на три недели.

Л.Пантелеев. «Наша Маша. Книга для родителей»

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в нем, как известно, пять тысяч страниц. И все они постоянно крутятся в головах несчастных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу?

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир. Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и мамы, и специалисты по детской психологии — как думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку: после трех уже поздно!

С момента рождения надо постоянно пристально следить за здоровьем и поведением ребенка: правильное питание, сон, гимнастика. Порой ответ на какой-то вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Опыт педиатрии и психоанализа доктор Спок использовал для создания пособий для родителей, где вместе освещаются вопросы и детского здоровья, и питания, и общения. Книга «Ребенок и уход за ним» остается востребованной до сих пор, хотя многие советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) уже утратили актуальность. Но иметь ее на полке не помешает и в XXI веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Как правило, они уделяют внимание вопросам как физиологии и роста, так и психологии и развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьми детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за детьми и по общению с ними для каждого этапа взросления ребенка.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» сочетаются советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а заодно рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии «Справочников здравомыслящих родителей», призванных помочь родителям в профилактике и лечении детских инфекций.

Но важно не только здоровье. В какой-то момент легко впасть в заблуждение, что силы родительской любви и внимания достаточно, чтобы вырастить идеального ребенка. Но любые крайности, как известно, опасны — а разработать гармоничный подход самому непросто. Крайностей же множество — позволять малышу до поры до времени делать все, что вздумается; напротив, с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен; с детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух. Не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки помогут разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением, силой духа и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду» (разместить на большом пространстве различные предметы, материалы) — и позволить самостоятельно выбирать, что ему более интересно. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий воспитателей с группами и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, внимательности, а не, например, ранее обучение чтению и счету.

Методика Глена Домана («Гармоничное развитие ребенка»), напротив, ориентирована именно на занятия родителей со своим ребенком, причем именно у родителей здесь самая активная роль. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний за первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить читать и считать.

К родителям обращена и книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка («Интеллектуальные игры» Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное «руководство по эксплуатации»: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания — с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также «неубиваемые», то есть способные выдержать активный интерес малышей — неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. К счастью, существуют книжки, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в «литературное купание», сразу привлекает внимание к процессу.

Авторских методик обучения чтению множество. В книге «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту вообще держать в руках книгу. Речь идет в большей степени о детях постарше, лет четырех-шести, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события — вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука («После трех уже поздно»), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивает, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами взрослые-то представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями» английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. «Книга для неидеальных родителей» практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге «Дети с небес», а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой «111 баек детских психологов».

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок». Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге «Воспитываем ребенка? Или себя?» практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш («Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили», американского психолога и педагога Эды ле Шан («Когда ваш ребенок сводит вас с ума»), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Бретт Дорис написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина Мурашова («Ваш непонятный ребенок») и Елена Алексеева («Как понять ребенка»). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

www.7ya.ru

Текст книги "Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога — Анн Бакюс"

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога

LE GUIDE PRATIQUE DE VOTRE ENFANT DE 1 A 3 ANS

Copyright © Hachette Livre (Marabout), Paris, 2012

Illustrations: Iris Glon

Перевод Ивана Шкурко

Дизайн переплета Екатерины Гузняковой

Ни один период жизни ребенка так сильно не влияет на его будущее, как три первых года его жизни. Таким образом, было бы неплохо, если бы родители уделяли ему в этот период особое внимание.

Понимая закономерности развития своего ребенка, вы будете эффективнее решать многочисленные проблемы воспитания, недостатка в которых, как правило, не наблюдается.

В какой-то момент любые родители чувствуют себя потерянными, не зная, что делать с ребенком, который плачет без видимой на то причины; отказывается кушать; начинает ни с того ни с сего бояться принимать ванну; ходит под себя, хотя давно пора научиться проситься на горшок; просыпается по ночам или устраивает страшные истерики на пустом месте.

Более специфические проблемы – чисто медицинского, психологического или финансового характера – в этом пособии не рассмотрены. Разумеется, они могут дать о себе знать в период от первого до третьего года жизни малыша, как и в любое другое время, однако они слишком сложны и выходят далеко за рамки этой книги.

Каждые папа и мама найдут свой способ окружить ребенка атмосферой доверия, уважения, защищенности и любви.

Любые проблемы в большинстве случаев связаны с приемом пищи, сном или характером малыша. Если до этого момента ребенок соответствовал тому идеализированному образу, который мы рисовали у себя в голове, то теперь, взрослея, он становится более сложным для понимания и гораздо требовательнее.

В самом начале этого вы носите его на руках. В конце – этот маленький человечек, махая вам ручкой на пороге детского сада, говорит вам: «До свидания, до вечера». Именно этот путь, на котором столько важных открытий и препятствий, вам и предстоит проделать вместе с ним.

В качестве предупреждения

Все дети разные. Они отличаются как темпераментом, так и вкусами, каждый развивается в своем режиме. Среднестатистического ребенка в реальности не существует. Однако именно его описывают в книгах, адресованных широкому кругу читателей.

Таким образом, родители не должны испытывать ни гордости, ни беспокойства по поводу того, что их ребенок опережает или отстает от своих сверстников по каким-то из описанных в этой книге критериям.

– Руководство к действию

Ребенок от 12 до 14 месяцев

Ограничения и запреты

Годовалый малыш – уже сложившаяся личность, он самостоятельно передвигается, любит общаться и привлекать к себе внимание, он просто обожает игры, в которых надо что-то складывать, соединять, наполнять и опустошать – он постоянно чем-то занят.

Важнейший этап развития

Это очень важный этап развития ребенка. Он чувствует особенную – праздничную – атмосферу в доме, чувствует себя центром мироздания, и недаром: все внимание направлено на него. Малыш впитывает в себя гордость за то, что взрослеет, – именно это чувство будет помогать ему двигаться вперед, несмотря на страхи и опасения.

Годовалый ребенок необъятно любопытен. Если он передвигается – ползком или пешком, – то делает это с какой-то конкретной целью. Он подолгу с увлечением наблюдает за мельчайшими деталями окружающего мира, за насекомыми или пылинками, а двери шкафов вызывают у него непреодолимую тягу: что там за ними?

Как бы вы ни переживали за возможные последствия такой любознательности, ваша первоочередная задача – сохранить у малыша это замечательное качество и помогать ему совершать открытия. Ведь именно эта страсть к познанию приведет его к открытию чтения, письма и всего остального, чему учатся дети. Любопытство свидетельствует о глубоком жизненном стремлении ребенка к познанию. Поощряя его, вы, разумеется, должны обеспечить своему чаду безопасность.

В этом возрасте ребенок не выносит ограничений свободы: даже необходимость сидеть на высоком детском стуле для него серьезное испытание и не должно быть слишком долгим. К великому счастью родителей, ребенка все еще довольно легко отвлечь.

Один год – это также самое начало развития детских страхов, которые будут на протяжении двух следующих лет прогрессировать: одни дети чувствительны к громким звукам, другие боятся воды в ванной, темноты или незнакомцев.

Все это свидетельства взросления. Я еще расскажу вам, как помочь малышу преодолеть все свои страхи, придавая ему уверенности в себе и не оказывая на него давления.

Он самостоятельно передвигается

Отныне ребенок передвигается самостоятельно – на четвереньках или на ногах, держась за руку взрослого или сам. В этом возрасте пока неважно, насколько уверенно он ходит, так как это нисколько не мешает ему стремительно перемещаться. В следующие несколько месяцев он достигнет в этом деле еще большего прогресса: он научится держать равновесие, вставать, и вот тогда его уже на самом деле не остановить.

Его руки приобретают ловкость: некоторые дети уже без проблем пьют из стакана, почти ничего не разливая, другие строят башни, причем держат по кубику в каждой руке, что свидетельствует о том, что они уже освоили движения руками на довольно высоком уровне. Они учатся расставлять большой и указательный палец в виде пинцета, что делает их движения более точными – им не составляет особого труда ухватить небольшой кусочек пищи или даже пылинку. Однако рот остается у ребенка пока что основным элементом познания объектов окружающего мира. Именно с помощью рта дети изучают и открывают для себя мир, предметы вокруг, а режущиеся зубы делают десны еще чувствительнее.

Он может прекрасно объясняться

Около года ребенок начинает демонстрировать зрелые зачатки речи: если он еще и не умеет говорить по-настоящему, то с огромной скоростью впитывает в себя поступающий извне вербальный материал. Важно разговаривать с ним как можно чаще, комментировать его действия и поступки, совершаемые им в повседневной жизни, причем делать это простым, понятным языком, стараясь выразиться как можно точнее. Вы можете начать учить его названиям частей тела, сначала на кукле, а потом и на его собственном теле.

? Что помогает ребенку взрослеть

? Ощущение того, что он желанный и его любят.

? Ощущение поддержки в своих начинаниях.

? Жизнь в теплой, придающей уверенности атмосфере, наполненной весельем и безмятежностью.

? Размеренная и предсказуемая жизнь, в которой всегда есть место сюрпризам и неожиданностям.

? Четкие и точные указания, согласующиеся с тем, что от него ожидают: чтобы во вторник от него требовали то же самое, что требовали в понедельник.

? Чтобы в его воспитании принимали участие оба родителя, уверенные в своих родительских способностях и не боящиеся быть самими собой.

Все это должно происходить в виде игры, а не занудного урока и как можно чаще заканчиваться игривым щекотанием. Если ребенок не говорит, он общается с нами: он прекрасно понимает, что ему говорят, может выполнять простейшие указания и дает понять, что у него на уме.

Ему нравится привлекать внимание

Взаимоотношения с другими детьми сложно назвать основанными на взаимном уважении: ребенок может поначалу вести себя дружелюбно, затем ни с того ни с сего ударить; а игрушки в руках у других всегда кажутся красивее и привлекательнее, чем собственные, даже если, с точки зрения родителей, они и выглядят абсолютно одинаково или даже если точно такая же игрушка просто валяется на полу. Таким образом, он будет пытаться присвоить себе чужое. Эта игрушка выглядит живой и забавной, потому что развлекает кого-то другого: ребенок присваивает предметам свойства живых существ и пока не понимает, что только человек может вдохнуть в бездушный предмет жизнь.

Отношения со взрослыми развиваются гармоничнее: ребенок требует их присутствия и внимания. Он то и дело тянет за рукав того, кто готовит еду, закрывает вашу книгу или делает всевозможные глупости, лишь бы поскорее закончить ваш телефонный разговор. Дело в том, что больше всего на свете ему нравится работать на публику, которая должна восхищаться им и аплодировать его клоунадам.

Именно в этот период родители должны начать проявлять свою строгость и непоколебимость. Если в течение первого года жизни не было смысла заставлять ребенка слушаться, то отныне его надо учить, что значат слово «нет» и определенные правила, которые сделают жизнь всей семьи в последующие годы намного проще.

Он складывает, соединяет, переливает…

Годовалый малыш обожает что-то тянуть или толкать, наполнять и опустошать. Так что было бы неплохо предоставить ему побольше ненужного барахла: собственный шкафчик, ящик в нижней части кухонного шкафа или полку в зале, огромный контейнер или коробки, наполненные безопасными безделушками, – он получит огромное удовольствие, просто ставя вещи на место и наполняя коробки.

Среди любимых детских забав фигурируют также игры в ванной, шарики и мячи, бусины и все, что складывается или соединяется.

В этом возрасте…

? Он умеет или не умеет ходить.

? Он вас не слушает, особенно если вы разговариваете с ним издалека или спиной – доходит до того, что родители начинают беспокоиться, нет ли у их малыша проблем со слухом.

? Он постоянно пытается добиться вашего внимания, особенно когда вы заняты. Больше всего вы ему нужны в тот момент, когда начинаете говорить по телефону.

? Он хочет, чтобы весь мир крутился вокруг него и все его обнимали.

? Он кричит очень громко с причиной или без – во всяком случае явной.

? Он плачет по ночам, чтобы ему вернули выпавшую изо рта соску.

А еще ребенка тянет к громким игрушкам: чем громче они шумят, тем могущественнее себя чувствует малыш – что приходится по вкусу далеко не всем родителям…

Тем временем родители остаются самыми предпочтительными участниками всех детских игр. Дети обожают убегать, хвататься за родителей, прятаться от них, им нравится, когда их щекочут или берут на руки – это, без сомнения, их любимейшие игры. Они перенимают родительский энтузиазм, смех и эмоции взрослых, они учат новые слова и учатся жизни.

Умение ходить – решающий этап в развитии малыша. Как правило, он учится уверенно передвигаться на двух ногах между 10 и 18 месяцами, а в среднем дети начинают ходить в 14 месяцев.

Ребенок начинает ходить при условии достаточной как физической, так и психологической зрелости. Развитие этой способности также зависит от темперамента: активные «исследователи» начинают ходить пораньше, более спокойные «наблюдатели» с этим не торопятся. У каждого свой ритм – главное, чтобы ребенок продолжал совершать открытия и оставался активным. Если ребенок встал на ноги относительно рано, это вовсе не значит, что он достигнет подобных успехов в других областях, будь то в плане физического или умственного развития. А вот если в 18 месяцев ребенок не пошел, необходимо обратиться к педиатру.

Вы сразу заметите, что малыш готов начать ходить: постоянные тренировки этого умения берут абсолютный верх над всеми другими занятиями. Он тратит на попытки встать уйму времени, а многочисленные, но мягкие падения нисколько не отбивают у него желания.

В этот момент определяющую роль играет отношение матери. Падая, ребенок смотрит на нее, чтобы понять, что она по этому поводу думает. Если она улыбается и вслух призывает его не сдаваться, он видит, что в этом ничего страшного, встает и снова берется за дело. Уверенность в своих физических способностях подразумевает, что не нужно сдаваться, встретив на своем пути первое препятствие. Мамы-волшебницы используют заклинания: «Абракадабра, подуем три раза, и все прошло!» Такое колдовство пойдет на пользу, а вот если вы броситесь к упавшему малышу с видимым беспокойством, он воспримет это как повод, чтобы его пожалели… и начинает плакать.

Все дело в темпераменте

Годовалые дети проходят разные стадии в умении ходить. Одни передвигаются на четвереньках, встав на колени или на полную ступню, и их это устраивает.

Те, кто ходит, опершись на ладони и ступни, встают на две ноги быстрее. Другие проводят немало времени стоя, держась за мебель, они пытаются ходить, передвигаясь от одной опоры к другой. Третьи без особого труда преодолевают несколько шагов до взрослого, вытянувшего навстречу руки.

Чаще всего относительно рано – в 9–11 месяцев – учатся ходить энергичные и любознательные дети. Это может оказаться и семейной чертой – дети нередко начинают ходить в том же возрасте, что и их мама или папа.

Что касается тех детей, которые отстают в этом плане от своих сверстников, то тут тоже свою роль могут играть как наследственность, так и характер: такой ребенок чаще всего любит наблюдать за происходящим и ведет себя относительно спокойно. Он сделал свой выбор – пусть и временный – и решил использовать больше руки, чем ноги.

Момент, когда ребенок учится ходить, символичен. Встав с колен на ноги, малыш присоединяется к миру людей, а его младенческому этапу жизни приходит конец. Отныне он начинает путь к самостоятельности.

Итак, родители чувствуют, что их кроха начинает от них ускользать – и в буквальном, и в переносном смыслах. Ребенок вкладывает в это дело много энергии, а эта борьба за независимое и полноценное существование будет играть важную роль на протяжении его второго года жизни.

Научившись ходить, ребенок освобождает руки, что позволяет достичь ему значительного прогресса во множестве областей. А так как теперь он тоже может уходить и возвращаться, то ребенок начинает по-настоящему проявлять накопленное за предыдущие месяцы своей жизни беспокойство по поводу ухода и возвращения родителей.

Мир начинает расширяться, ребенку хочется все разведать и понять. Однако очень быстро он упирается в некоторые ограничения – те, что устанавливаются родителями, и те, которые он чувствует и понимает сам. Испытываемое в связи с этим чувство неудовлетворенности станет большой проблемой грядущих месяцев его жизни.

Ребенку, который решился научиться ходить, надо помочь. Предоставьте ему, например, подвижную опору – спинку стула, табурет или раму с колесиками. Поощряйте его попытки ходить. Малыш упал на попу? Ничего: подгузник смягчил падение. Разрядите обстановку и призовите его встать.

Он начинает есть самостоятельно

Многие 2-летние дети не умеют сидеть за столом, а все потому, что возраст, в котором они хотели этому научиться, миновал, а мы в свое время не предоставили им такой возможности. Умение кушать самостоятельно, как и ходить, – важное свидетельство детской автономии. Было бы неплохо относиться к нему с должным уважением.

Позвольте ему научиться

На этом этапе все дети настойчиво и громко требуют возможности делать самостоятельно то, что до этого мы делали за них. Прием пищи не исключение. До этого момента малыш безропотно позволял вам кормить его с ложечки, теперь он внезапно решил взять все в свои руки.

Пока он не умеет управляться с приборами, переворачивает тарелку, возит ей повсюду, окунает руки в тарелку с супчиком и размазывает содержимое по лицу… Настоящая катастрофа на кухне!

Результат неудачных попыток зачастую столь плачевен, что у мамы появляется непреодолимое желание все вернуть в старое русло. Это было бы грубейшей ошибкой: как чему-то научиться без тренировки?

Единственный гарантированный способ избежать конфликтов на почве питания – позволить ребенку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает. Отличная новость: чем больше ребенок тренируется, тем быстрее научится есть сам. Потерянное время сейчас будет многократно возмещено позже.

Чтобы ребенок научился есть самостоятельно…

? Малыш хочет сам держать ложку? Так тому и быть. Однако не помешает приготовить две ложки: одну для ребенка, а вторую для себя. Пусть он начнет трапезу сам, а когда он устанет, переймите эстафету.

? Застелите газетой стол и пол под ним, прежде чем дать малышу возможность самостоятельно себя покормить.

? Используйте слюнявчик или салфетку. Вы можете смастерить из старой рубашки своего рода фартук с рукавами, застегивающийся за спиной. Возможно, это не самый красивый наряд, однако он очень практичен для первых попыток малыша кушать без вашей помощи.

? Если после обеда малыш похож на поросенка, дайте ему смоченную банную рукавичку и научите вытирать самостоятельно рот и руки.

Чтобы ограничить отходы…

? Приготовьте блюдо, состоящее из небольших кусочков, которые легко жуются и глотаются – тогда малыш сможет их брать и подносить ко рту. Тут руки могут заменить ложку.

? Маленькими кусочками можно подавать сырые и вареные овощи и фрукты, злаковые продукты, печень, ветчину, рыбу…

? Отдавайте предпочтение пище, прилипающей к ложке: пюре, киселям, овсянке, творогу…

? Жидкий йогурт предложите пить через трубочку или из бутылочки.

Любитель насвинячить

Итак, приняв меры предосторожности, дайте волю своему малышу, стараясь держать ситуацию под контролем. Весь следующий год у ребенка будет постоянно появляться желание поиграть с едой – точно так же, как с песком, грязью или пластилином. И ничего с этим не поделать. Так что сохраняйте спокойствие – к концу второго года он будет есть вполне прилично.

Если немного еды оказалось на полу, а ребенок к концу обеда похож на поросенка, не страшно: хорошими манерами вы займетесь несколько позже… Ребенку должно быть в радость садиться за стол, и он должен учиться управляться со своей едой и столовыми приборами.

Однако вы не обязаны молча терпеть, если ребенок намеренно переворачивает тарелку или размазывает пищу по стене. У вас есть полное право сказать «хватит» и забрать тарелку.

Запомните: ребенок правильно и хорошо питается не тогда, когда он через силу проглатывает котлету или две ложки шпината, а тогда, когда он здоров и активен.

Как правило, к году у ребенка прорезаются зубы, наделяя его способностью кусать и жевать. Таким образом, он начинает открывать для себя радость разделения трапезы со всей семьей. В этот же период ребенок, который раньше ел с превеликим удовольствием, начинает капризничать: один отказывается проглотить даже самый маленький кусочек, другой становится невыносимым, третий превращает семейный обед в хаос. Одно можно сказать наверняка: если вы будете пытаться его заставить вести себя нормально, то тем самым только усугубите ситуацию.

Точно так же, как необходимо перестать кормить ребенка старше полутора лет и дать ему в руки ложку, я рекомендую начать приучать его к пище из кусочков. Иначе он будет все настойчивее отвергать подобную еду и к двум годам напрочь откажется пользоваться зубами. С мясом лучше подождать, однако остальные продукты можно смело давать в виде кусочков или поначалу давить их вилкой.

Разнообразный рацион

Привыкнув к пище в кусочках, ребенок расширит свой рацион. Пищевые предпочтения малыша могут порой вызывать изумление: некоторые дети пристращаются к маринованным огурцам, копченой рыбе или сыру с плесенью.

Ниже вы найдете примеры блюд, которые можно приготовить для малыша возраста от года до двух. С двух лет он будет есть все и сможет питаться со всей семьей.

Слишком толстый младенец рискует вырасти в толстого ребенка, а затем и в подростка с избыточным весом. Дело в том, что именно в течение первых месяцев в организме ребенка образуется запас жировых клеток.

Почему в современном мире столь актуальны проблемы с ожирением? Если наследственный фактор и играет какую-то роль в строении тела, то им дело далеко не ограничивается: определяющее влияние оказывает образ жизни и манера питаться.

В конечном счете слишком толстый ребенок является таким просто потому, что он систематически потребляет намного больше калорий, чем расходует.

Предотвратить такое развитие событий проще простого: никогда не заставляйте ребенка есть, если он не хочет, и не балуйте его слишком часто сладким.

Однако помните: лучше вас никто не может учитывать два основных фактора: вкусовые предпочтения вашего ребенка и его аппетит – единственный показатель, определяющий размер порции в тарелке.

Сбалансированный рацион питания, четыре приема пищи в день, постоянный аппетит – все это миф, который лучше развеять и тем самым спасти родителей от беспокойства… Предложенные ниже меню состоят из продуктов, которые подходят для ребенка этого возраста; однако это не значит, что они должны ему нравиться одинаково и что он будет охотно потреблять их в равных количествах. Все зависит от вкусовых предпочтений и аппетита вашего малыша.

Завтрак требует того, чтобы к нему подходили со всей серьезностью. Нередко у детей с утра плохой аппетит, особенно если их торопят, чтобы отвести в ясли.

В год ребенок зачастую еще пьет из бутылочки. Ему будет достаточно в среднем 210 г молока, в которое можно добавить детскую муку с различными вкусовыми добавками. Молоко можно заменить йогуртом или творогом.

Вы можете понять, что нравится малышу, предлагая ему выбрать еду по вкусу. Вот несколько вариантов:

? йогурт, творог, творожный сырок;

? хлопья для завтрака с молоком, мюсли, овсянка;

? фруктовый сок, овощной сок, свежие фрукты, например, банан, яблоко или киви;

? бутерброд с медом, вареньем или плавленым сыром.

Обед обычно состоит из:

? свежих овощей и фруктов;

? мяса, рыбы или яиц с гарниром из разнообразных овощей;

? сыра или йогурта с фруктами, компотом или чем-то сладким.

Многим детям не нравятся какие-то овощи, мясо или рыба – добавляйте их в суп или пюре; еще долго пюре будет для детей намного предпочтительнее кусочков.

Этот перекус во второй половине дня должен включать в себя:

? хлопья для завтрака, пряник или бутерброд с медом, вареньем, плавленым сыром, тертым шоколадом и т. п.

? молочные продукты – молоко или молочный десерт;

? или фруктовый сок, если что-нибудь молочное было на обед;

? В идеале надо учитывать, что ребенок ел на обед. Необязательно включать в меню ужина мясо или рыбу, если ребенок успел поесть их в течение дня.

? Если ребенок поел овощи в обед, то основное блюдо на вечер может также состоять из риса или макарон.

? Предложите ребенку яйцо – всмятку или вкрутую – или кусочек ветчины.

? На десерт дети обожают рис на молоке или манный пудинг, которые отлично дополняют легкий супчик; фруктовое пюре или какое-нибудь пирожное также неплохо справятся с этой задачей.

Доверяйте замороженным продуктам

Замороженные овощи и овощные смеси – отличный способ поставить на стол «свежие» овощи даже вне сезона. Только убедитесь, что продукты не были в какой-то момент разморожены, а потом заморожены снова.

А как насчет детских смесей?

Детские смеси позволяют разнообразить питание ребенка, а также сэкономить уйму времени на готовке. Однако я не рекомендую кормить ребенка исключительно детским питанием, потому что его вкус достаточно отдаленно напоминает вкус «настоящей» еды. Во всем нужна мера.

iknigi.net

Литература воспитанию детей года

Топ-8 лучших книг о воспитании детей

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми. Одни доверяются интуиции, другие обращаются к литературе. Woman’s Day подобрал список самых читаемых книг о воспитании детей.

«Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности». Автор – Жак Ледлофф

Более противоречивую книгу сложно найти. Одни родители вдохновляются ею, другие ? резко критикуют. Однако большинство рекомендует ее к прочтению всем будущим мамам и папам.

Американский психотерапевт Жак Ледлофф провела 2,5 года с индейцами племени екуана в южноамериканских джунглях. На примере их жизни, обычаев и взаимоотношений с детьми она показывает недостатки в процессе воспитания западной цивилизации. В основе ее философии – связь с природой, доверие интуиции, принцип преемственности. Например, она настоятельно рекомендует продолжительный «ручной период», лишение которого негативным образом сказывается на развитии ребенка. Стоит отметить, что сегодня многие мамы не ленятся носить малышей на руках, используя при этом всевозможные слинги и рюкзачки.

Из книги Ледлофф можно узнать немало интересного не только об отношениях с детьми, но и о взрослом несовершенном мире.

Младенец, как и мудрец, живет в вечном сейчас. Если ребенка держат на руках, то он бесконечно счастлив, если нет, то он переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния

Не забудьте скопировать эту ссылку и продолжайте путешествовать по сайту в поисках барашков. Вам осталось уже лишь девять…

О конкурсе Барашек Шон приглашает в Лондон

23 ноя 2013, 14:14

Действительно, спасибо за тему

Для себя нарыла Курпатова — надо обязательно взять.

Из прочитанного мною, может будет кому полезно:

Комаровский — спасибо огромное за его Здравый смысл Очень помог в плане ухода, гигиены, здоровья ребенка, профилактики болезней. Есть, конечно, недостатки — главу про ГВ можно с чистой совестью выкинуть, но. мужчина, что с них взять))) Грудь для себя хотят, а не для дитяти) Хотя из лучших ведь побуждений пишет, сам радеет за грудное молоко для детей, но советы больше по Остеру, вредные, ибо не учат врачей законам лактации.

Сирзы — очень во многом повторяют Комаровского в плане ухода и здоровья, тоже минимум лекарств для ребенка. Дополняют в плане организации ГВ, перевыполняют — в аспекте естественного родительства. Как раз в паре с Комаровским и разумом родителей по главе — очень большие помощники.

Р. Темплар Правила родителей — полезные обобщенные советы, держать неподалеку и перелистывать

М. Ибука После трех уже поздно — если растите гения, то начните с этой книги. Если хотите вырастить гения — лишите ребенка детства, так бы я сформулировала. Книга написана японцем, и этим все сказано. Они, конечно, очень большие умницы все, общалась много лично с ними, очень уважаю их, но не хочу такого ребенка вырастить)

П. Друкерман Французские дети не плюются едой . Написано увлекательно, весьма познавательно для желающих расширять свой кругозор родителей, но очень вредные советы ИМХО Прочитав эту книгу, я поняла, почему современные французы такие буки — Д#39;Артаньяны, ау Если хотите не кормить грудью, научить ребенка спать всю ночь, вести свою жизнь, не особо отличающуюся от той, что была до появления в семье ребенка, отдать ребенка в ясли в пару месяцев — это книга для вас Я к такому не готова, наслаждаюсь материнством и ребенком по полной.

П. Бронсон, Э. Мерримен Воспитательный шок . Хорошая книга в плане развенчания разных родительских мифов, типа раннего развития и иже с ним. Хороший перевод, научный, основанный на фактах и различных исследованиях труд для современных пап и мам.

Л. Полински PEKiP Спасибо Лизель за эту книгу Все-таки до года главное — физическое развитие ребенка, остальное как паровозик следом потянентся. Гимнастика, этапы развития, упражнения, игры с малышом — все в ней есть. Ребенок сам подскажет и покажет, куда двигаться

17 дек 2013, 12:42

Прочитала тут брошюру Т.Л. Шишовой Как правильно наказывать ребёнка . Есть советы, которые можно применить в жизнь и в то же время не знаю, как ребёнок на такие наказания отреагирует. Например, автор рекомендует, если ребёнок уже взрослый, то в виде наказания может быть дополнительное задание по русскому, математике и английскому языку или дать что-нибудь сделать на кухне. Я вот думаю, к урокам и выполнению домашней работы может появиться ненависть, я этого не хочу, мы только-только начали выполнять разную домашнюю работу. Или если плохо себя ребенок вёл, это значит согрешил, пойди и попроси у Бога прощения.

21 дек 2013, 00:37

Сейчас читаю вот такую книгу

Потом напишу свои впечатления от книги.

3 книги о воспитании детей

Которые стоит купить прямо сейчас

Родителей никогда не покидают вопросы:«Как помочь своему ребенку?Как правильно воспитать?Как сделать счастливым?»,но в сентябре,с началом учебного года,эти вопросы,пожалуй, напоминают о себе особенно явно.Сегодня мы хотели бы рассказать о трех книгах,посвященных воспитанию детей.

Книга «Слова о воспитании детей» представляет собой сборник советов святого Порфирия Кавсокаливита. одного из самых почитаемых старцев Святой Горы Афон. Многие люди приезжали и приходили к нему. не в силах самостоятельно решить проблемы со своими детьми.

В книге представлены реальные истории о том. как советы святого Порфирия помогали родителям не только понять своего ребенка. но увидеть и исправить собственные ошибки.

Мы читаем про проблемы самого разного масштаба -от того. как приучить маленького мальчика есть йогурт. до того. как помочь дочери. семейная жизнь которой не клеится из -за неправильного поведения родителей.

Одна тоненькая книжечка становится не только духовным сокровищем. но и собранием житейской мудрости. и практическим руководством в таком сложном деле. как воспитание

Издательство «Никея», 2011, мягкая обложка, 42 страницы, формат 140х215мм, рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

Книга «О детях:Священное писание и церковный опыт» входит в серию «Азы православия». в которой также представлены книги «О браке». «О любви». В этом издании собраны цитаты из Священного писания и высказывания святых отцов и священников. посвященные, главным образом, детям и семье. Но это не просто короткие фразы. вырванные из контекста. а достаточно развернутые высказывания. которые заставляют задуматься.

В книге освещаются такие вопросы. как отношения родителей и детей. беременность и рождение ребенка. аборты. выбор имен и, воспитание и взросление детей.

Издание имеет твердый переплет и небольшой формат. что. вместе с формой изложения в виде отдельных высказываний и цитат. делает книгу удобной для чтения даже в метро по дороге на работу или домой.

Издательство «Даръ», 2012, твердая обложка, 158 страниц, формат 120х165мм, рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

Автор книги «Дети в семье:психология взаимоотношений » Екатерина Бурмистрова -не просто детский психолог и семейный психотерапевт. но еще и мама 11 детей. В своей новой книге она делится собственным опытом о том. как подготовить первенца к появлению братика или сестрички. как справиться с детской ревностью и правильно выстроить отношения внутри большой семьи.

В книге подробно расписаны все важные этапы. «Ждем новенького». «Знакомство с новеньким». «Новенький дома». «Братья и сестры растут». «Когда рождается третий». «Традиции воспитания». Более того. автор разбирает. как себя вести в разных ситуациях. с погодками. с близнецами. с двойняшками. с детьми. у которых разница в возрасте 2,5-4 года. 5 -8 лет или 10 и более лет. Екатерина Бурмистрова постоянно напоминает читателям. что в каждом ребенке важно увидеть личность и индивидуальность и помочь этим разным личностям стать по -настоящему близкими людьми.

В книге освещаются и возможные сложности в отношениях с мужем. с бабушками и дедушками. даются советы по разрешению этих проблем. Почти после каждой главы приводятся памятки для родителей. в которых собраны главные рекомендации.

Книга написана простым доступным языком. автор не уходит в научные рассуждения. а будто беседует с читателями. как со своими знакомыми. Милые. немного напоминающие детские. рисунки Екатерины Ватель помогают расслабиться и вспомнить при чтении книги. что как бы ни были сложны описываемые проблемы. появление нового ребенка в семье -это. прежде всего. большая радость.

vospitaemrebenka.ru



You Might Also Like