Raiting-OY.ru

Все о детях

Ребенок герой семьи

Дети — герои нашего времени

1. Конов Максим и Сучков Георгий

В Нижегородской области эти двое учеников третьего класса вытянули пенсионерку из проруби. 20 января 55-летняя жительница поселка Мухтолова Ардатовского района пошла на пруд, чтобы набрать воды из крещенской проруби. Лед не выдержал и женщина практически бы ушла под воду, но ей удалось ухватиться за кромку льда.

На момент происшествия мимо проходили Максим и Георгий, которые стремглав кинулись на помощь пенсионерке. Добравшись до проруби, мальчики ухватили женщину за обе руки и вытянули на крепкий лед.

После, они проводили её домой и дождались вместе с ней медиков. Женщина не устает благодарить своих спасителей за отвагу, ведь на тот момент, она уже была без сил и могла утонуть. Своим спасателям она подарила футбольные мячи и сотовые телефоны.

Ценою своей жизни, Саша спас двух школьниц на реке Чулым. 19-летняя Валерия повела в воду двух соседских девочек, 9-летнюю Ангелину и 12-летнюю Женю. Однако эта река славится своими коварными течениями, буквально через несколько минут девочки Ангелина и Женя оказались на глубине.

Кто-то успел позвать на помощь, а Саша мигом кинулся в воду. Услышав крики, прибежали взрослые, которые помогли выбраться спасенным девочкам. Но сам Саша, к сожалению погиб, отважно спасая девчонок, хоть он и знал хорошо эту реку. Просто в этот раз обстоятельства были сильнее его.

Семилетний Иван Макаров из Ивделя героически спас свою одноклассницу, когда та провалилась под лёд. Невзирая на возраст и на то, что мальчик щупленький и худенький, он смог сам вытащить девочку на лед. Сам Ваня вырос в детдоме, но за год за происшествие он попал в любящую приемную семью. В дальнейшем Ваня планирует пойти учиться в кадетскую школу, чтобы стать спасателем.

15-летний житель Моздокского района Альберт Ахмедов спас двухлетнего ребенка, который упал в водоем для хранения технической воды. Обстоятельства данного случая полностью не известны, но когда малыш упал в водоем, сам он не мог выбраться.

Мать ребенка плакала и звала на помощь. В этот момент, мимо ехала легковая машина, в которой и находился Альберт Ахмедов. Услышав крики, товарищ остановился, и Альберт тут же кинулся к водоему и вытянул ребёнка.

20 февраля 2014 года Павел Захаров, Артем Гусев, воспитанники клуба «Казачий патруль» спасли мальчика, провалившегося под лёд. Мальчишки в этот день решили прогуляться по Волге и увидели, как мальчик подросток упал под лед. Первым на помощь ринулся Артем, но не удержался и сам попал в воду. Тогда Павел взял палку и ползком подобрался к проруби, таким образом он спас двоих ребят.

6. Виктория Веткова и Влад Демьяненко

Одноклассники Виктория и Влад прославились героизмом в разных случаях. Виктория помогла выбраться упавшему в ледяную воду мальчику, когда тот во время прогулки по реке соскользнул с края льда. Не взирая на то, что девочка была значительно слабее и меньше, она нашла в себе силы вытянуть восьмилетнего парня из воды.

Влад Демьяненко проявил себя во время пожара. В декабре 2013 года их дом загорелся. Тогда, Влад первым бросился на помощь родителям, спас все семейные документы и самоотверженно помогал тушить пожар.

Пожар в частном жилом доме в поселке Зельвено Амурской области случился уже поздним вечером. Именно поэтому о нем узнали поздно, только тогда, когда с окон вовсю валил дым. Максим (14 лет) был одним из первых, кто прибежал на помощь.

Когда он узнал, что в доме находятся люди, он без капли сомнения бросился их спасать. Мальчишка спас женщину-инвалида 1929 года рождения. Потом, рискуя собственной жизнью, вернулся в полыхающий уже дом и вынес мужчину 1972 года рождения. Небывалое мужество и отвага!

8. Владимирова Любовь

Тринадцатилетняя Люба старший ребенок в многодетной семье из Петропавловки. Она во всем помогала матери и часто оставалась с братьями и сестрами одна. В тот день мать уехала в Воронеж, тогда как Люба осталась на хозяйстве сама. Ночью девочка проснулась от запаха гари, выбежав в коридор, она увидела, что тот охвачен уже пламенем. Выход был отрезан и огонь подступал к комнате, где спали дети. Люба выбила табуретом стекла и поставила сестер у окна, чтобы они дышали, пока она вызволяла младшего брата. Потом все вместе они выбрались на свежий воздух. Они кинулись к подруге матери, чтобы вызвать пожарных.

Пожарные приехали быстро, но к сожалению дом выгорел полностью. Однако дом — это ничто по сравнению с тем, что Любе удалось спасти три маленькие жизни.

Ученик 3 класса школы №2 города Волжска Коля Гусаров спас новорожденную девочку, которую нашел в кустах. На прогулке, Коля случайно увидел сверток с малышкой, которую родила и бросила мать. Мальчик сообщил о ребенке взрослым, которые тут же вызвали скорую помощь и милицию.

Поистине отважный мальчуган спас своего товарища от смерти. По пути на рыбалку 9-летний житель села Частые Пермского края Павел Куликов упал в ледяную воду с моста. Его друг Никита не испугался и кинулся на помощь. Он повис на мосту, дав возможность Павлу ухватиться за его ногу и выкарабкаться на лед.

11. Жирков Василий и Мальцев Александр

Двое учеников Юринской средней общеобразовательной школы имени С.А.Лосева — Василий Жирков и Александр Мальцева — спасли тонущую мать с ребёнком. Дело происходило так. Водоем в поселке Юрьино славится своими опасными заглублениями, так как относится к каналу инженерных сооружений Чебоксарской ГЭС. В тот день там купалось много людей, в том числе и семилетний ребёнок со своей мамой. Заигравшись, мальчик оступился и ушёл под воду, его мать, попытавшаяся спасти сына, также попав в яму, стала тонуть вместе с ним.

На крик о помощи кинулись Жирков Василий и Мальцев Александр, которые приложив не дюжие силы вытащили мать и сына с воды.

12. Дайнеко Кирилл и Скрипник Сергей

В Челябинской области два друга 12 лет от роду проявили настоящее мужество, спасая своих учителей. Все произошло на момент падения метеорита, когда в школе от ударной волны прогремел взрыв. Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой. Дверь была завалена, поэтому ребята схватив под руку первый попавшийся арматурный прут выбили им окно в столовую.

Им удалось вынести раненую учительницу на улицу. После они услышали ещё один крик о помощи. Работницу кухни завалило утварью. Мальчики разгребли завал и позвали на помощь взрослых, так как у женщины оказался сломан позвоночник.

Спас друга, тонущего в канализационном люке. Ученик 5-го класса Таловской средней школы Даниил Боженов угодил в яму случайно: её просто не было видно, т.к. по дороге разлилась лужа. Если бы он случайно не ухватился за край люка, то ушел бы на глубину 4 метра!

По счастливой воле случая мимо проходил Антон, который и увидел голову Даниила, торчащую из воды. Антон кинулся спасать товарища, но у него не получалось вытащить его за руки, и тогда он буквально выдернул Даниила из ловушки за рюкзак.

Эти дети настоящие герои!

Естественно, это лишь малая часть имен самоотверженных детей, которые готовы ценою своих жизней прийти на помощь.

www.happy-giraffe.ru

Жизнь во всех её проявлениях…

Кто Ваш ребёнок «герой семьи» или «козёл отпущения»?

Во многих семьях разные члены семьи, в том числе дети, играют устойчивые психологические роли. У этих ролей есть свои четкие правила и выгоды для всей семьи. В целом выполнение членами семьи этих ролей служит сохранению стабильности и единства семьи. Вознаграждением за выполнение роли для ребенка является одобрение, внимание и любовь родителей. Роли эти, как правило, не осознаются, но они так прочны, что становятся частью поведения и системы ценностей на долгие годы. Ребенок, принявший определенную семейную роль, впоследствии личностно срастается с ней. Повзрослев, человек продолжает выполнять привычную роль на работе, в общении и собственной семье.

Психологи выделяют шесть основных семейных ролей. В этой статье мы рассмотрим две из них — «герой семьи» и «козел отпущения».

Вася — капитан школьной команды по футболу, победитель множества конкурсов и олимпиад, отличник, звезда и признанный лидер в классе. Он держится независимо и уверенно. И никто из ребят, втайне соревнующихся с ним, не решается выступить открыто против его очевидного превосходства. Но сегодня у Васи черный день — на олимпиаде по шахматам он занял всего лишь второе место. Васина мама недоумевает: «Он совершенно не умеет принимать неудачи и ошибки. Вчера, проиграв в приставку брату, он швырнул ее в сердцах и долго не мог успокоиться. Я не знаю, как вести себя с ним в такие моменты. Что ему говорить? Я говорю: «не переживай, ничего страшного, но это не помогает. Наверное, это неуверенность в себе?»

А вот Петя, старший брат Васи — его полная противоположность. Он — «вечная проблема». Учится взразвалку, на переменах ведет себя из рук вон плохо, прогуливает, врет. «Способный, но ленивый. А ведь мог бы», — выносят вердикт учителя. «Да, он очень ленивый. И почему он совсем не старается? Без меня вообще не делал бы уроков, его нужно постоянно контролировать», — жалуется мама. Петя совсем не лишен амбиций. «Ты вечно хвалишь Васю за все, а меня только ругаешь», — обижено говорит он маме. Он соперничает и часто конфликтует с братом несмотря на их взаимную привязанность. Но продолжает «лениться». Никаких сил на него нет.[ad name=»content»]

Что же на самом деле тут происходит? Почему в дружной и любящей семье, где оба ребенка пользуются заботой и вниманием, у них возникают такие разные трудности? Вася играет роль «семейного героя». Вася чувствует, что не просто может, а обязан быть успешным, причем всегда и во всем. Зачем ему это надо? Разгадка проблемы в том, что успехи и достижения «семейного героя» сплачивают семью. Они не только ценятся сами по себе, но и служат неосознанным стимулом для объединения семьи вокруг одаренного ребенка. Поэтому если Вася вдруг перестанет приносить успехи, в отношениях остальных членов семьи уменьшится сплоченность, могут обостриться конфликты. Чтобы цементировать семейное единство и покой, Вася старается изо всех сил. И его природная одаренность способствует этой роли. У него действительно многое получается, а гордость родителей за него сформировала у него уверенность в себе и желание развиваться. Проблема только в одном — Вася не чувствует права на ошибку. Потерпев даже маленькую неудачу, он чувствует, что не справляется с возложенной на него миссией — быть красой и гордостью семьи. И это приводит его в отчаяние. Как и любой ребенок, он любит своих родителей и стремится соответствовать их ожиданиям, как осознанным, так и бессознательным. Как и любой ребенок, он сделает все от него зависящее, чтобы сохранить мир и гармонию в семье.

Повзрослев, Вася скорее всего продолжит свое триумфальное шествие. Такие люди много и успешно трудятся и действительно добиваются карьерных успехов. Их честолюбие и трудоспособность помогает завоевать авторитет среди коллег. Их могут недолюбливать, подозревая в высокомерии или завидуя, но точно будут уважать. И все бы хорошо, если бы не пара мелочей: чрезмерно строгое отношение к своим ошибкам и промахам и неумение расслабляться и отдыхать. Поехать в отпуск? Взять больничный? Конечно! Через год-два, когда компания выйдет на новые показатели… В будущем Васе придется учиться терпимее относиться к собственным ограничениям, принимать свои неудачи и провалы как источник опыта, а также разрешать себе выбывать из «гонки», чтобы отдохнуть.

А теперь представим себе повзрослевшего Петю. Ему не занимать непосредственности и свободы от социальных рамок. Свободного времени у него также достаточно. Но почему-то каждый раз, когда Пете подворачивается возможность добиться успеха, что-то ему мешает. То поссорится с шефом, то выкинет какой-нибудь номер, то заболеет, то просто засомневается — на кой оно ему? Петя находится в вечном противоречии с социумом. Увы, для того, чтобы добиться успеха Пете придется проделать немалую внутреннюю работу и отказаться от привычной роли «создателя проблем».

Семейные роли выполняют в семье важную функцию — они скрепляют отношения внутри семьи, помогают поддерживать баланс между супругами, а также родителями и детьми. Именно поэтому «роли» так сильны и устойчивы. Играя свою роль, ребенок помогает родителям объединяться вокруг его успехов или неудач. Гордость за успехи семейного героя, так же как и решение проблем трудного ребенка, создает поле совместной деятельности для членов семьи. Мама Васи и Пети, которая сильно вовлечена в развитие и образование детей, как бы показывает отцу: «Посмотри, как много я делаю». Конечно, внимание к делам и успехам ребенка со стороны родителей — важно и замечательно. «Семейные роли» теряют гибкость и закрепляются только тогда, когда это внимание начинает выполнять дополнительные неосознанные функции в жизни семьи. И тогда начинается сложный семейный танец, в котором каждый знает свои «па».

Ребенок, который получает достаточно поддержки и не играет ни одну из этих ролей, способен гибко относиться как к успехам, так и неудачам. Он достаточно уверен в своих силах, способен ставить собственные цели и достигать их, извлекать опыт из ошибок. Изменить устоявшиеся роли сложно, но можно. Сотрудничество со специалистом поможет разобраться том, в чем истинное значение трудностей ребенка.

roza2017.ru

11.3.4. Ответственный ребенок, или «герой семьи»

Ответственный ребенок, или «герой семьи», не соответствует широко распространенным обыденным представлениям о том, какими должны быть дети алкоголиков. Серьезный, дисциплинированный, аккуратный и подтянутый, он производит впечатление хорошо воспитанного ребенка, которому родители уделяют много внимания. Такие дети хорошо учатся, добросовестно выполняют все требования и поручения учителей. Дома они делают значительную часть работы по хозяйству: убирают квартиру, моют посуду, ходят за продуктами, возятся с младшим братом или сестрой. И это тоже выполняют очень тщательно, стараясь сделать как можно лучше. Такие ребята очень ответственны – никогда не забудут купить хлеба, ни за что не опоздают забрать из садика сестренку. Поэтому мать с большей уверенностью поручает 10-летней дочери что-либо сделать по дому, чем ее взрослому отцу, на которого никогда нельзя положиться. Дети этой категории – большие труженики, они умеют мобилизовать свои силы и могут достигать значительных успехов в учебе, спорте, а затем и в профессиональной деятельности.

Что побуждает их вести себя таким образом? То же самое, что и всех детей алкоголиков: потребность в любви и внимании родителей и желание изменить жизнь семьи к лучшему. Эти ребята прилагают поистине героические усилия, чтобы поддержать более-менее сносное функционирование семьи и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию в доме.

Очень много энергии дети этой категории тратят на сокрытие секрета семьи. Они постоянно начеку, следят, чтобы никто не догадался о поведении отца. Например, ответственный ребенок может целый день держать под контролем телефонные звонки, чтобы пьяный отец не успел раньше него взять трубку; караулить появление пьяного родителя во дворе, чтобы сразу увести его домой; прилагать недетские усилия, убеждая папу с мамой потише ссориться; встать на защиту матери, если отец на нее «подымет руку», и т. п.

Стараясь скрыть дезорганизацию семейной жизни, т. е. по сути, принимая на себя часть ответственности за семью (что полагалось бы делать отцу), «герой семьи» теряет детство. Он слишком быстро взрослеет, не успев насладиться беззаботностью, удовольствиями и развлечениями своего возраста. Такой ребенок рано утрачивает детскую непосредственность, веселость, легкомыслие и становится не по годам серьезным, вечно озабоченным, скованным и напряженным.

Стремясь заслужить любовь родителей, ответственный ребенок старается сделать все, чтобы порадовать их. Меньше всего думает о своих потребностях и интересах, но зато готов «в лепешку расшибиться», чтобы доставить удовольствие родителям, а затем и другим значимым взрослым. Жертвовать своими интересами ради других, значимых для него людей, напрягать все силы, чтобы заслужить похвалу – вот характерный стиль поведения «героя семьи».

Однако, все больше убеждаясь в том, что его усилия не приносят результатов (отец не бросает пить, мать не становится счастливее, проявлений внимания и любви к нему со стороны родителей не чувствуется), ответственный ребенок все сильнее испытывает чувство вины за свою несостоятельность. Он болезненно переживает сохранение алкогольной ситуации в семье, расценивая это как собственное поражение. Отсюда возникает чувство своей ущербности, заниженная самооценка, неприятие образа «Я». В его душе навсегда закрепляется чувство вины, стыда, обиды и гнева.

Казалось бы, в алкогольной семье воспитывается совершенно положительный, с точки зрения стороннего наблюдателя, ответственный ребенок. Он действительно выступает в роли «героя семьи», поскольку внешне его поведение идеально: он не доставляет хлопот, а, напротив, сам участвует в организации жизни семьи. Однако какой ценой это дается ребенку? В 10-12 лет взять на себя ответственность взрослого – непосильная ноша для детской психики. Став взрослым, ответственный ребенок сохраняет заниженную самооценку, продолжает считать себя никчемным человеком, который должен жертвовать своими интересами ради интересов других людей, которых считает более значимыми. Привыкнув брать непосильную часть ответственности на себя, он и во взрослой жизни позволяет другим взваливать на него все больше работы. Постоянно боится оказаться несостоятельным, болезненно переживает неудачи, старается все предвидеть и проконтролировать, чтобы не допускать ошибки. Даже успехи в работе не сопровождаются чувством удовлетворения, радости, спокойной уверенности в себе. Мешает сформировавшийся в детстве комплекс неполноценности. Дети этой категории и во взрослой жизни не умеют радоваться, получать удовольствие, чувствовать себя раскованными, счастливыми. Даже если в их жизни все идет благополучно, они продолжают оставаться напряженными, озабоченными, тревожными, слишком серьезными. Стереотипы, усвоенные в детстве, продолжают действовать.

Реакция на алкогольную ситуацию в семье по типу «герой семьи» обычно характерна для детей с сильным типом нервной системы и высоким интеллектом. Как уже говорилось, во взрослой жизни они часто достигают высокого уровня профессионального мастерства, больших успехов в работе. Именно они из всех детей алкоголиков чаще всего становятся фанатичными трезвенниками. Сложнее складывается их личная жизнь. Эмоциональная недоступность, скованность, негибкость, комплекс неполноценности – все это мешает установлению близких, доверительных отношений. Например, если такая девушка встречает на своем пути обаятельного, открытого, веселого человека, умеющего проявлять яркие глубокие чувства, она теряется, не может наладить с ним взаимоотношения. Не может понять и не знает, как нужно вести себя в подобной ситуации. Ведь в родительской семье она не видела взаимоотношений, основанных на доверии, понимании, эмоциональной поддержке, уважении к личности другого человека, сотрудничестве на правах партнеров.

Иное дело, когда такая девушка встречает парня, который приходит на свидание «выпивши». В этом случае девушка чувствует себя уверенно. Она тысячу раз видела эту ситуацию в своей семье, на примере отца. Неосознанно девушка еще в невестах начинает копировать поведение матери: контролирует поведение жениха, берет ответственность за него на себя. Не имея примера иного стиля отношений, такая девушка подсознательно стремится либо доминировать над мужем, спасая его, либо жертвовать собой. Именно мысль о том, что она нужна своему любимому, что он без нее пропадет, является основным мотивом поведения, поскольку «подпитывает» ее заниженную самооценку. Жажда ощутить таким образом свою значимость побуждает девушку повторить жизненный путь своей матери. Так уж устроен человек, что он лучше чувствует себя в знакомой обстановке и боится незнакомых обстоятельств.

Исследования показывают, что дочери из семей алкоголиков в большинстве случаев выходят замуж за тех, кто вскоре заболевает алкоголизмом. Круг замыкается. Более того, часто наблюдается и такая закономерность: если женщина, прожив несколько лет с мужем-алкоголиком, все же разводится с ним, то повторный брак также оказывается неудачным. Вроде бы «непьющий» (а точнее, умеренно пьющий) человек, став мужем этой женщины, через некоторое время тоже заболевает алкоголизмом, или, даже не являясь алкоголиком, начинает относиться к жене очень жестоко, просто издевается над ней. Эта закономерность объясняется личностными особенностями жены. Будучи дочерями алкоголиков (либо приобретая уже в браке аналогичные свойства личности в силу заболевания созависимостью), они стремятся жить только для других, пренебрегая удовлетворением собственных потребностей и интересов. Такие женщины надеются, что чем больше они будут угождать своему мужу, тем скорее заслужат его любовь, не задумываясь о том, насколько муж удовлетворяет ее потребности в любви, внимании, заботе, как он обеспечивает жизнь семьи и т. п. В своих страданиях эти женщины даже находят удовлетворение, поскольку считают себя великомученицами, красиво и гордо несущими свой крест. Они самоутверждаются в своих мучениях, чувствуют себя героинями, спасающими любимого человека ценой своей жизни.

Таким образом, даже при внешне благополучном поведении ребенка, относящегося к категории «герой семьи», во взрослой жизни его ждут серьезные проблемы: трудности в установлении близких отношений, неудовлетворенность любыми достижениями и успехами, стремление к сверхконтролю всех обстоятельств, включая жизнь близких людей, привычка жертвовать собой ради интересов других (которые чаще всего не заслуживают такого отношения). Эти качества, в свою очередь, могут стать причиной неудачного супружества, невротических расстройств, депрессии, соматических заболеваний, вызванных длительными переживаниями отрицательных эмоций.

Не исключена также и вероятность заболевания алкоголизмом. При всем своем негативном отношении к пьянству, повзрослевший ребенок из категории «герой семьи» может однажды попробовать бокал шампанского. Алкоголь произведет на него большее впечатление, чем на другого человека, выросшего в нормальных условиях. «Ответственный» ребенок из семьи алкоголиков почувствует себя не таким напряженным, менее натянутым, более раскованным, чем он чувствовал себя всю жизнь. Неожиданно, само собой улучшится настроение, исчезнет вечная серьезность, которая давит и на него самого, и на окружающих, появится такое прекрасное чувство общности с друзьями, облегчение, радость. Ему захочется испытать это состояние еще и еще раз. Не зная, что в силу наследственности он предрасположен к алкоголизму, такой человек заболеет так скоро, что даже не успеет осознать, что с ним случилось.

Итак, возникает вопрос: неужели все дети алкоголиков обречены быть несчастными? Возможны ли иные варианты? Конечно, возможны. Дети из семей алкоголиков могут вырасти вполне благополучными, счастливыми людьми, если им в детстве встретится человек, который поможет иначе взглянуть на мир. Даже если такой ребенок просто часто общается с ровесником из нормальной семьи, где его принимают как родного, он может усвоить стереотипы нормального общения между близкими людьми. Ведь дети из семей алкоголиков просто не знают, какими должны быть отношения в нормальной семье. По фильмам и телепередачам; из разговоров ровесников они понимают, что их семья не такая, как надо, а какой она должна быть, дети только могут догадываться. Ребенок из алкогольной семьи также понимает, что и он не такой, как все. А как ему стать обычным, веселым и спокойным ребенком, он не знает.

Конечно, тот ребенок, кому повезло на хороших людей, вовремя оказавшихся рядом, вырастет счастливым человеком. Этими людьми могут быть соседи, родственники, родители одноклассника, учительница. Но, к сожалению, такое случается очень редко. Поэтому лучше не надеяться на случай, а терпеливо и последовательно оказывать детям из алкогольных семей специальную психологическую помощь. И не только детям, но и их матерям, которые поражены созависимостью.

Для организации такой помощи нужны специалисты-профессионалы, система подготовки и переподготовки кадров, а главное – программы психокоррекционной работы и система диагностики детей и подростков группы «риска».

1. Какая семья называется алкогольной?

2. Почему непьющая жена не разводится с мужем-алкоголиком?

3. Что такое созависимость? Какие вы знаете признаки созависимости?

4. Почему в алкогольной семье ребенок усваивает дезадаптивные формы поведения?

5. Почему подросток из алкогольной семьи не обращается за поддержкой к учителю или к другим взрослым, которые могли бы ему помочь?

6. Всегда ли дети алкоголиков плохо учатся и плохо себя ведут?

7. Почему дети алкоголиков часто сами становятся алкоголиками или выбирают себе супруга-алкоголика?

8. Какие чувства чаще испытывают дети к отцу-алкоголику, а какие – к непьющей матери? Чем это обусловлено?

Задача 1. «. Я уже все перепробовала: умоляла, плакала, просила, чтобы не пил. Он обещал не пить, если ему не будут «трепать нервы». Угождала ему во всем, слово наперекор боялась сказать, детям строго-настрого приказывала, чтобы они не раздражали папу. Все равно найдет повод, чтобы рассердиться и уже напьется, как он говорит, на «законном основании». Тогда я стала кричать и ругаться, выгонять его из дома, если пришел пьяный, прятать деньги. Стало еще хуже: он деньги одолжит, а мне отдавать. И шляется неизвестно где, а я с ума схожу от страха, что там с ним, ведь пьяный, а город большой, машины носятся,да и преступность сейчас какая! Тогда я сказала: «Лучше пейдома». Сама покупала бутылку, пила вместе с ним за компанию.Но он стал пить все больше и больше. Уже не стесняясь, покупал спиртное и друзей-собутыльников стал приглашать. Этого я уже не выдержала. Рассказала все его матери. Та дала ему «прочухан». Друзей-собутыльников быстро отвадила, деньги и даже ботинки на выходные дни у него отбирает и прячет. Теперь мы с ней дежурство установили, чтобы на работу его провожать и встречать Но он, подлец, все равно изловчится и напьется. Что делать? – не знаю».

1. Как оценить действия жены?

2. Чем обусловлены такие действия жены?

3. Что можно сказать относительно жизненного опыта свекрови?

4. Какой прогноз можно дать в отношении этой семьи, если события будут развиваться стихийно (т. е. по обычной схеме, без влияния специального психологического воздействия)?

Задача 2. К школьному психологу обратилась классный руководитель 7«б» класса с просьбой посоветовать, что делать с ее учеником Мишей. Мальчик очень недисциплинированный, срывает уроки. Передразнивает учителей, чтобы рассмешить ребят, строит из себя шута. То мышь в класс принесет, то доску чем-то намажет, то чулок на голову натянет и всех пугает. Учится плохо, хотя способности есть. Мать бывает в школе, но говорит с учительницей как-то формально, не откровенно, будто скрывает что-то. Отец никогда не приходил. Однажды учительница решила навестить семью Миши дома. Дверь ей не открыли, хотя было слышно, что в квартире есть люди и кто-то подходил посмотреть в дверной «глазок».

1 Что может поеаложить психолог в отношении семейкойситуации Л’шши

2 Как проходит процесс формирования личности мсмьiumi’

– Смотри, дочка, хоть и хорош всем твой Бладик, а не нравится мне, что уж очень он вечеринки любит

– Ну что ты, мамочка, это же хорошо, он такой общительный! Душа компании: на гитаре играет, поет, смешит всех, анекдоты рассказывает. Мне девчонки завидуют, говорят, что с таким веселым мужем всю жизнь в радости проживешь.

– Веселье – это хорошо. Но не от водочки ли оно? Я за ним наблюдала за столом, – с таким аппетитом он пьет

– Ну что ты, мама! Такое выдумала! При чем здесь водка? Да он, если хочешь знать, больше других выпить может, и хоть бы что. Крепкий парень! Вот в прошлый раз, все наши мальчики уже после третьей стопки попадали, а Владик – нормально.

– А как на свидание к тебе пришел выпивши, – забыла?

– Ну подумаешь, выпивши, так ведь совсем не заметно было. Зато какой он тогда букет мне принес – целую охапку цветов 1 И все на руках хотел носить. И в любви мне тогда первый раз признался. Он, наверно, и выпил-то для смелости. Нет, мама, не отговаривай меня! Он меня очень любит, а это главное. Он мне сам говорил, что так меня любит, что готов наизнанку вывернуться, только чтобы мне понравиться. Значит, я ему очень нужна! А ведь ты сама говорила, что главное в жизни – это быть нужной людям.Fa3 он меня так любит, я все сделаю, чтобы он был счастлив.

1. Правильно ли рассуждает дочь?

2. Что можно сказать в отношении сомнений матери? На основании каких признаков?

3. Уем обусловлены высказывания дочери и ее отношение к ситуации?

4. Какой можно дать прогноз замужества дочери?

studfiles.net

РОЛИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ: ГЕРОЙ СЕМЬИ

Эта первая статья цикла, посвященного детям из дисфункциональных, то есть психологически нездоровых, семей. Нам расскажет о них, о том, как и почему складывается их судьба, известный отечественный специалист, автор многих публикаций, ведущий научный сотрудник ФГУ «Национальный научный центр наркологии» Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Валентина Дмитриевна Москаленко – доктор медицинских наук, профессор, специалист по работе с семьями, в которых кто-либо страдает зависимостями.

Откуда родом Герой, или дисфункциональная семья.

Увы, мало какую семью можно назвать здоровой. Большинство относится к дисфункциональным. В первую очередь это:

  • семьи, в которых кто-то страдает зависимостью (алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной, трудоголизмом…);
  • семьи, в которых произошел развод, ребенок видит конфликт между мамой и папой, и даже если супруги разошлись достаточно мирно, столь важная фигура отца все равно стала дистантной;
  • семьи, в которых много конфликтов, явных или подспудных (например, родители продолжают жить вместе только «во имя детей». Или родственники так и не приняли этот брак, поэтому семья словно разбита на два враждующих лагеря);
  • семьи, в которых непринято выражать чувства, говорить о них, ребенку приходится сдерживать свои эмоции, и они словно «замораживаются».

Жизнь ребенка, растущего в дисфункциональной семье, нелегка. Он пытается закрыться от болезненных переживаний, поэтому у него формируются защиты в виде определенной роли, которую он на себя принимает. Эту роль можно сравнить с рыцарскими доспехами, вот только рыцарь их временами все же снимает, а ребенок таскает их на себе круглосуточно и вот так вот, прямо в них, выходит во взрослую жизнь. И если когда-то они его защищали, то теперь сковывают и ограничивают.

Каждая статья будет посвящена определенной роли. В ней мы дадим ответы на вопросы: что это за роль? Как ее распознать? Почему ребенок ее принимает? Что с ним происходит во взрослости? И, конечно — как это можно изменить. Возможно, некоторые роли вы узнаете в ком-то из близких, в своем ребенке или даже – в себе самом…

Героическая личность, или личность Героя.

Начнем мы с роли, которая носит красивое название «ГЕРОЙ». Вот только судьба этого героя, к сожалению, печальна…

Ведь роль Героя — реакция на хронический стресс, испытываемый ребенком в семье. Роль складывается неосознанно и очень рано, порой в 2-летнем возрасте. Поскольку роли помогают детям выжить, то они получили название: «роли выживания». Роли выживания дети не выбирают, а как-то неосознанно к ним приходят. Правда, Герой – это такая роль, к которой родители могут подталкивать сына или дочь, потому что она облегчает жизнь родителя, разгружает его, но происходит это неосознанно.

В семьях со здоровыми взаимоотношениями естественная роль ребенка – быть ребенком, учиться тому, что соответствует его возрасту, и быть объектом безусловной любви, а не опорой и другом, которому один обиженный родитель может «поплакаться в жилетку», жалуясь на другого.

Это ответственный ребенок с высокими достижени­ями в учебе либо в спорте, но уделяющий мало внимания своим любимым интересам. На первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, он активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший или единственный ребенок в семье.

Его эмоциональная жизнь напряжена. Он носит в себе грустные чувства одиночества и неадекватности. В сочетании с пониженной самооценкой все вышеперечисленное – почва для депрессии в будущем

Область, на которую меньше всего обращает внимание Герой — это его собственные интересы и потребности. Он жертвует ими ради других. В детстве почти не умеет играть, и во взрослости не научен получать удовольствие от жизни, он стремится доставлять удовольствие другим. Такой ребенок «пропускает детство».

Контроль, постоянная мобилизация всех сил у Героя на первом месте. Расслабляться он не умеет – ни в детстве, ни во взрослости.

Детям в семье необходим устойчивый порядок, постоянство, предсказуемость событий. В дисфункциональной семье этого нет, постоянство и порядок уходят из семьи. Дети чувствуют это. Дети не знают, что ожидать от родителей. Если семья не обеспечивает ребенку устойчивую, упорядоченную жизнь в семье, ребенок ищет ее сам.

«Герой семьи» – это обычно старший или единственный ребенок в семье. В этой роли с равной вероятностью могут оказаться и мальчик, и девочка. Герой может заботиться о своих младших братьях и сестрах, словно родитель, тем самым облегчая жизнь их настоящих родителей, тогда достигается иллюзия порядка и предсказуемости. Детям подобное поведение дает определенный комфорт, чувство стабильности жизни.

Склонность постоянно ставить себе цели, задачи мобилизует внимание ребенка и уводит его от той душевной боли, которую вызывает семейная атмосфера. Занятость дает отдохновение, облегчение. Ответственные дети постоянно получают одобрение, их хвалят дома и в школе. И это облегчает им жизнь.

Для родителей в нездоровых семьях типично — гордиться своими не по возрасту серьезными, «самостоятельными» детьми. Дети чувствуют себя очень организованными, они привыкают планировать жизнь, ставить многочисленные краткосрочные цели и манипулировать своим окружением — вначале братьями и сестрами, а потом и родителями.

Склонность организовать текущую жизнь, брать на себя ответственность может формировать такое качество как лидерство. «Герой семьи» может стать старостой класса или курса, капитаном команды… Это «любимчики» учителей, но среди своих сверстников они не очень-то популярны: они слишком серьезны. Это «маленькие старички».

В кого вырастает Герой.

Во взрослости Герой может достичь больших успехов в избранной сфере деятельности, поскольку будет много работать, возможно даже, станет трудоголиком. Однако сколько бы он ни сделал, чего бы ни достиг, он никогда не станет доволен собой. Он не даст себе права на ошибку, будет стараться всегда поступать правильно (со своей точки зрения). Соответственно, и других будет судить по жестким меркам. Однажды он может не выдержать многолетнего напряжения и «сломаться»: заболеть депрессией или зависимостью…

Трудно сказать, как будет складываться его семейная жизнь. Но есть основания полагать, что близкие, доверительные отношения складываются нелегко. Герой с детства не мог доверять близким, не раз испытал предательство со стороны самых значимых для него людей – родителей. Без доверия и здоровой самооценки хороших взаимоотношений в семье не построить.

Такие дети привыкли полагаться только на себя. Они давно поняли, что лучший путь достичь стабильности – это обеспечить ее самому. «Если хочешь, чтобы что-то было сделано как надо, сделай это сам».

Герой тоже нуждается в помощи: как помочь такому ребенку.

Родители, учителя и все, кто хочет помочь сверхответственному ребенку, должны уделять ему больше внимания. Надо помнить, что детям, работающим по максимуму, требуется столь же много внимания, как и детям, легче дающим знать о своих потребностях. Помогите Герою сбалансировать свою жизнь между работой и игрой.

Настаивайте на том, чтобы он не приносил в жертву свои интересы: занятия в кружках, общение и игру со сверстниками, спорт, занятия искусством, экскурсии и прочее. Дайте ему понять, что интересы членов семьи не выше его собственных интересов.

Пусть ребенок выполняет задания сообразно своим способностям, но не берет на себя непосильных дел. Избегайте ситуаций, когда от него ожидают слишком многого и, соответственно, перегружают.

Дайте знать сверхответственному ребенку, что это хорошо и нормально -время от времени расслабиться и ничего не делать. Убедите его, что он не должен всегда и везде угождать кому-то: взрослым, братьям и сестрам, радовать только других. Ничего плохого нет в том, чтобы порадовать себя, а это может включать и ничегонеделание.

Цените ребенка за то, кто он таков, а не за то, что он делает. Пусть он поверит, что вы принимаете его независимо от того, преуспевает он в делах или нет. Развивайте в нем психическую гибкость, побуждая его к спонтанности, игре, радости. Помогайте ему выражать себя в беседе, рисунке, лепке – любом творчестве.

Не оставляйте его один на один с необходимостью принимать важные решения, обеспечьте ему помощь. Поощряйте его успехи, разделяйте с ним радость достижений. Но дайте ему знать, что он не обязан быть совершенством во всем. Будьте рядом после крупных (с его точки зрения) неудач, помогайте спокойно принять собственное поражение как неизбежную часть человеческого существования.

Убедитесь, что у ребенка есть возможность играть, наслаждаться детством, общением со сверстниками. Пусть дети остаются детьми – шутят, смеются, дурачатся, кувыркаются, выдумывают свои глупые истории. Они не должны проводить время только со взрослыми.

Как помочь самому себе?

Если вы сами были с детства сверхответственным человеком, то и в зрелом возрасте все вышеперечисленные советы могут оказаться вам полезными. Примените их к себе. Смените стиль жизни, сбалансируйте ее между работой и развлечением.

Если вы герой семьи, то, возможно, вы были страшим или единственным ребенком. Вспомните примеры своего поведения, которые делали честь вашей семье. Наверное, это были успехи в учебе или вы были лидером в какой-то другой области. Наверное, вы старались заработать похвалу, добровольно выполняя обязанности взрослых (уход за младшими детьми, домашние дела…). Вы были организованным, ответственным человеком, старше своих лет по поведению. Все это замечательно, и до сих пор вы законно этим гордились. А чем плохо быть «звездой»? В конце концов, «звезды» способствуют стабильности семьи и могут достигать больших личных успехов. Все это достойные и желаемые цели и завоевания. Но какой ценой они дались вам? Давайте подумаем об издержках этой роли.

К издержкам можно отнести чувство одиночества, страх и гнев — выраженный или спрятанный. Как герой семьи, вы всегда должны были что-то делать. Может быть, это хроническое состояние истощило вас, может быть, вы чувствуете горечь разочарования. Если это так – мы предлагаем вам следующее упражнение.

Упражнение для Героя.

  1. Если в семье вы были Героем», вспомните и напишите несколько предложений о том, как ваша роль проявлялась.

Пример. Анастасия, врач, выразила это так: «Была отличница учебы с первого класса. В подростковом возрасте я делала всю домашнюю работу не хуже мамы, я начищала кастрюли до блеска, надеясь, что мама это заметит и меня похвалит. Правда, хвалили меня мало».

Пример. Анастасия: «Меня пугали как успехи, так и поражения. Часто я чувствовала печаль, одиночество, горечь. В глубине души я оставалась такой одинокой».

Пример. Анастасия: «Я нелегко сходилась со сверстниками, как бы дистанцировалась от них. При малейшем провале, неуспехе я чувствовала себя глупой, никчемной».

irsol.wordpress.com

Дети в созависимых семьях.

Автор — Солодовникова Оксана Владимировна (врач-психотерапевт)

Статья посвящена тому, кто вырастает в семьях, где есть созависимые отношения, в частности, где один из родителей является больным зависимостью (алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией и т.д.).

Что такое созависимость, созависимые отношения и каким образом созависимость поддерживает развитие зависимости в семье можно прочитать в других статьях, размещенных на сайте.

Емельянва Е.В пишет: «Стоит ли говорить, что дети супружеских пар, основанных на созависимости, получают опыт, жизненный сценарий и модели поведения созависимых отношений.

Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

• они боятся быть искренними и поэтому всегда находятся «в маске»;

• они не уважают себя и не ценят;

• не веря в собственные силы, они стремятся избавиться от от­ветственности, или же у них развивается сверхответствен­ность;

• они считают, что должны удовлетворять потребности родите­лей, и при этом ожидают, что их потребности будут удовлет­ворены другими людьми;

• они учатся извлекать выгоды из деструктивных отношений и обучаются манипулятивному поведению;

• они пытаются подчинить себе других, открыто доминируя или манипулируя;

• они не умеют дифференцировать свои чувства и не понима­ют их происхождения;

• они наполнены страхом, тревожны и не уверены в себе;

• если они подвергаются мучениям, то сами могут впоследствии мучить себя и других людей;

• им свойственно переживание собственной ненужности, ник­чемности и беспомощности, чувство одиночества;

• они никому не доверяют и не уважают окружающих;

• они раздражительны, депрессивны и

• они не умеют строить отношения с другими людьми.»

Неосознанно человек, выросший в семье, где созависимые отношения, где кто-то из родителей пьет, или употребляет наркотики, или имеет лишний вес, или есть игровая или любая другая зависимости, в чем-то повторяет жизнь родителей. Проживает ее в тревоге, страхе за будущее.

Уже выросший ребенок из созависмой семьи:

«Его может мучить чувство стыда за то, что он неприятный, не­лепый или извращенный человек.

? Он может портить свои отношения с брачным партнером, что­бы они не были лучше, чем отношения его родителей друг с дру­гом.

? Если его родители были неспособны получать удовольствие от своих детей, он может не позволять этого и себе.

? Если один из его родителей рано умер, он может бояться смерти в том же возрасте; и именно в этом возрасте он может спрово­цировать болезнь или кризисную ситуацию.

? Если у брата или сестры не сложилась карьера, он может испы­тывать депрессию или тревогу, когда сам добивается успехов в своей работе.

Ребенок, выросший в несчастливой семье, может считать неблаго­получие в жизни само собой разумеющимся. Он может и не догады­ваться, что, даже став самостоятельным и покинув родительский дом, поддерживает уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве. Однако со временем он постепенно может на­чать замечать, что его состояние ухудшается после собственных успе­хов или неудач близких друзей или родственников. Еще позднее он может осознать, что чувствует вину перед членами своей семьи и счи­тает свои победы и успехи чем-то нечестным перед своей семьей».

Вот почему дети из созависимых семей нуждаются в курсе реабилитации. В противном случае во взрослой жизни они обречены на созависимость, неудачи, неуспех, втяжелых случаях на зависимость, и даже смерть.

В современной психотерапии не стоит вопрос, что происходит с человеком, злоупотребляющим алкоголем, наркотиками, игрой или чем-то другим. Речь идет о том, что происходит в его семейной системе, куда, кроме созданной им семьи, относятся и его родительская семья. Что происходит в семейной системе зависимых людей, что у них существует непреодолимая тяга к употреблению вещества или совершению каких-либо действий. Семейная система – это то, что дает жизнь человеку, и то, что нуждается одновременно в стабильности и развитии, росте. Если человек прошел курс лечения от зависимости (алкоголизма, наркомании и т.д.) и его семья не включалась в процесс реабилитации, не проходила курса лечения от созависимости, то вероятность срыва остается высокой.

Созависимость гораздо тяжелее зависимости. Никакие консультанты и психотерапевты не способны оказать такое сильное влияние на выздоровление человека, какое может оказать его близкие, включающиеся в проблему зависимости.

Процессы, происходящие в семье, где есть зависимый больной, отражаются на воспитании и становлении ребенка, как личности. Дети, вырастающие в созависимых семьях, тоже являются созависимые. Очень рано, до 5-6 лет у человека закладывается посредством чувствования определенное отношение к себе, окружающим людям и окружающему миру. И эти представления ребенок несет из своей семьи. Дети, в семьях, где есть зависимость и созависимость, вынуждены играть по правилам семьи для собственного выживания. Ребенок неосознанно выбирает для себя одну из нижеприведенных ролей. На уровне бессознательного у таких детей закладывается определенная программа, определяющая всю его дальнейшую жизнедеятельность.

Именно на уровне бессознательного заложенная, с самого детства, программа жизни определяет, будет ли прогрессировать созависимость, станет ли человек зависимым.

Итак, ниже я привожу основные 4 роли детей в семье, где есть зависимость, и соответственно отношения носят созависимый характер.

1. Ребенок – герой. Почти в каждой созависимой семье есть ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности одного из родителей. Этот ответственный ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, например, непьющую мать. То есть своими действиями ребенок-герой стремиться обеспечить нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли посредника, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения. В школе ребенок обычно является сверхуспевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников. Ребенок-герой нацелен на высокие достижения, всегда делает, что положено, перфекционист, но на самом деле, он работает для одобрения. Ребенок-герой однозначно тот, кем может гордиться семья.

Внутренний мир такого ребенка полон обид, стыда, страха, низкой самооценки, чувства ответственность за всех.

Внутренняя связь со своей семьей: часто этот ребенок неосознанно замещает партнера для родителя противоположного пола, берет на себя их вину или несет в себе внутренее желание уйти из жизни вместо кого-то из своих родителей (иногда вместо обоих).

Будущее без специального курса лечения от созависимости. Большая вероятность стать химически зависимым, в лучшем случае трудоголиком. Этот человек будет считать себя во всем правым, но по жизни он подчиненный (и в семье), он не может сказать «нет», стремиться всем понравиться, нуждается в контроле и манипулировании, поддается внушению, не допускает неудач. Девочки находят себе мужей, страдающих от зависимости.

Будущее после курса избавления от созависимости. Компетентный организованный, уважаемый, отличный сотрудник, часто становиться преуспевающим.

2. Козел отпущения. Это трудный ребенок. Он враждебный, не подчиняется старшим, угрюмый, замкнутый, обвиняет других. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Для непьющего родителя он, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от алкоголика. Ребенок привлекает к себе все негативное внимание. Но внутри психики такого ребенка заложен определенный неосознаваемый механизм – отрицательное внимание лучше, чем никакого внимания вообще. Своим неправильным разрушительным поведением он когда-то привлек внимание родителя или родителей. Привлек то внимание, которого ему так не хватало, и вот с помощью плохого поведения он каждый раз получает это внимание. Такой ребенок очень рано покидает семью, уезжая учиться или работать.

Внутренний мир такого ребенка полон обид, злости, страха, чувства брошенности, покинутости, у него очень низкая самооценка, ниже, чем у его братьев или сестер.

Внутренняя связь с семьей: часто этот ребенок в своей судьбе несет что-то тяжелое из своего рода, часто с явным внутренним желание уйти из жизни вслед за кем-то или вместо кого-то.

Будущее без специального курса лечения от созависимости. Алкоголизм или наркомания, ранние эксперименты с алкоголем, таблетками, наркотиками. У девочек ранняя незапланированная беременность. Часто возникают проблемы с законом.

Будущее после курса избавления от созависимости . Вылечившийся от зсозависимости или ависимости такой человек храбрый, под чьим-то контролем уравновешен, реально смотрит на жизнь, отлично умеет помогать другим, способен пойти на риск.

3. Покинутый ребенок. Это одиночка, мечтатель, спокойный, привязан к вещам, а не к людям, застенчив. Покинутый ребенок даже не пытается самостоятельно действовать, вместо этого выбирая "плыть по течению". Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми. Такой ребенок спокоен, послушен, он облегчение для семьи. Обладает творческим потенцеалом.

Внутренний мир такого ребенка полон глубокого чувства одиночества, покинутости, обидчивости, боли, тревоги.

Будущее без специального курса лечения от созависимости. Уже став взрослым, такой человек не решителен, жизнь для него неинтересна. Он часто одинок, не разборчив в связях, не может сказать «нет». Для потерянных детей характерна ранняя смерть. Также возможна другая сексуальная ориентация.

Будущее после курса избавления от созависимости. После курса лечения такой человек становиться независимым, талантливым, творческим. У него богатое воображение, он настойчивый и находчивый.

4. Шут. Он симпатичный, инфантильный, гиперактивный, милый, слабый, нуждающийся в защите. Такой ребенок умеет веселить и может заболтать. Такие дети привыкают с помощью юмора нейтрализовать раздражение и гнев. Они облегчение и юмор семьи.

Внутренний мир такого ребенка полон одиночества, боли, страха, отверженности, тревоги, неуверенности, низкой самооценки.

Будущее без специального курса лечения от созависимости. Неспособность справляться со стрессом, в браке «герой», вечно на грани истерики, демонстративен. Он эмоциональный дальтоник, запрет на выражение чувств,

Будущее после курса избавления от созависимости. Обаятельный гость и хозяин, остроумен, с отличным чувством юмора, независим, услужлив.

У всех детей в будущем велик шанс развития зависимости. Если речь идет о мальчике то шансы по данным различных авторов от 60 до 80%, если девочка то 15-25%. Но у девочек из подобных семей, велик шанс выйти замуж за мужчину, страдающего зависимостью до 80%.

Что делать родителям, где есть созависимые отношения, чтобы предотвратить развитие тяжелой судьбы у своего ребенка? Пройти курс избавления от своей собственной созависимости. разобраться со своей взаимосвязью с родом и возможно избавить ребенка от необходимости неосознанного повторения чьей-то сложной или трагичной судьбы. Поскольку в семейной системе все члены семьи взаимосвязаны между собой, то изменения на уровне сознания и бессознательного у одного из членов семьи влечет за собой изменения в поведении и судьбе других его членов, в том числе детей.

Что делать, если уже взрослый человек выявил у себя черты созависимости или понимает, что в своей родительской семье, он играл одну из вышеперечисленных ролей? Тоже пройти курс избавления от созависимости, выявить свою неосознаваемую связь с тяжелом в судьбах предков, если это возможно, смягчить влияние на свою судьбу или жизнь своих детей.

.Помните в семье, где есть созависимые отношения рано или поздно кто-то делает шаг в сторону зависимости. Весь процесс неосознаваем всеми членами семьи и не поддается контролю. Не теряйте времени, не стыдитесь вовремя обратиться за помощью.

Подробнее на индивидуальном тренинге с сопровождением по е-мейлу и скайпу

solodovnikova.org



You Might Also Like