Raiting-OY.ru

Все о детях

Право детей на воспитание

4. Семейное воспитание и семейное право

В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конс­титуции Российской Федерации (РФ) говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и се субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и субъектами Российской Федерации. Таким образом обеспечивается единообразие семейного законодательства, учет местных традиций и особенностей, существующих в различных регионах.

Семейное законодательство состоит прежде всего из Семейного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нор мы, к которым присоединилась Россия, подписав международные документы. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Сонета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношени­ях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если положение международного договора вступает в противоречие с положения­ми Семейного кодекса РФ или иного российского правового акта, применяются нормы международных документов.

Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками и принятыми обществом нормами морали. Нормы семейно­го права и нравственные требования сближает го, что они являются регуля­торами поведения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиту их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций.

Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества — они призваны решать воспита­тельные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием мо­дели нравственного поведения, соответствующего требованиям современ­ного общества.

29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Данный доку­мент содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

общие положения (семейное законодательство, осуществление и за­щита семейных прав);

заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);

права и обязанности супругов (личные права и обязанности супру­гов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (вы­явление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усынов­ление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

В Семейном кодексе РФ предусмотрено существенное усиление гаран­тий прав детей в семейных отношениях. В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Статья 56 «Право ребенка на защиту» указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сто­роны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и закон­ных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадле­жащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образова­нию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

В соответствии с Семейным кодексом РФ требуется обязательное согла­сие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в се­мье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть за­слушанным в ходе любого судебного или административного разбиратель­ства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит сто интересам.

studfiles.net

82. Понятие и содержание права родителей на воспитание детей.

Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном, нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. При отсутствии согласия спор разрешается органом опеки и попечительства с участием родителей. Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в суд.

Несовершеннолетние родители имею право на участие в воспитании ребенка.

До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей, опекуном, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

83. Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей.

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях.

В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства.

Если родители ребенка не состоят в браке между собой, суд может поручить осуществление попечения над ребенком одному из них, ограничив права и обязанности другого в отношении ребенка.

84. Право раздельно проживающего родителя на общение и свидание с ребенком.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей на определенный или неопределенный срок, если они нарушают Соглашение о детях или решение суда либо если их общение ущемляет права и законные интересы ребенка.

85.Санкции в родительском правоотношении, их функции и виды.

86.Лишение родительских прав: основания и порядок.

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:

они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;

они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 85-1 настоящего Кодекса.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Иск о лишении родительских прав вправе предъявить один из родителей, опекун, попечитель ребенка, прокурор, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, инспекция по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону.

Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Родители могут быть лишены родительских прав по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 80 КоБС, если установлено их виновное поведение. Данный перечень оснований является исчерпывающим. Каждое из них является самостоятельным для предъявления иска о лишении родителей или одного из них родительских прав. Однако это не исключает предъявления иска к одному или обоим родителям по нескольким основаниям.

Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие родительских обязанностей вследствие душевной болезни, слабоумия или иного хронического заболевания, а также по другим обстоятельствам, от них не зависящим, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, здоровье, обучении, подготовке к общественно полезному труду, содержании, а также в отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений и от лиц, у которых ребенок находится на воспитании (ч. 3 ст. 80 КоБС). При этом не имеет значения тот факт, что другой родитель или близкие ребенка заботятся о его материальном благополучии.

Разъяснить судам, что лишение родительских прав является крайней мерой. Поэтому суд и при доказанности виновного поведения родителя в исключительных случаях вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав, учитывая характер поведения родителя, личность и другие конкретные обстоятельства, предупредив ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей и возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.

При отсутствии оснований для лишения родительских прав, когда оставление у родителей ребенка опасно для его физического, умственного и духовного развития, суд в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 85 КоБС по иску лиц и органов, указанных в ч. 1 ст. 81 КоБС, может вынести решение об отобрании у них ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства.

87.Последствия лишения родительских прав в отношении ребенка и родителя.

Так, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону.

Следует отметить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей – то есть алиментные обязательства у родителя, лишенного родительских прав сохранятся.

По просьбе родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства могут разрешить им свидание с детьми, если общение с родителями не окажет на детей вредного влияния.

88. Условия и порядок восстановления в родительских правах.

Согласно ст. 84 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

Также в ПОСТАНОВЛЕНИИ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 сентября 2002 г. N 7 «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ» оговаривается, что при рассмотрении требований о восстановлении в родительских правах суду необходимо проверить, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и выяснить их отношение к воспитанию детей. Период времени, прошедший с момента лишения родительских прав до восстановления в родительских правах, должен быть достаточным, чтобы судить об изменении отношения родителей к воспитанию и содержанию детей.

Разрешая иск о восстановлении в родительских правах, суд должен получить от органа опеки и попечительства акт обследования жилищно-бытовых условий жизни истца и заключение о возможности воспитания ребенка в его семье, которое суд оценивает в совокупности с другими материалами дела.

Восстановление в родительских правах не допускается, если дети усыновлены и усыновление их не отменено в установленном порядке.

Суд отказывает в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если это противоречит интересам ребенка. При рассмотрении таких дел суд может принять во внимание и мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста. При этом суд не вправе допрашивать его в качестве свидетеля. Мнение ребенка может быть выяснено судом как в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе судебного заседания путем личной беседы, которую следует проводить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения, как он его обосновывает и т.п.

О результатах беседы судья составляет справку, которую приобщает к материалам дела.

Одновременно с иском о восстановлении в родительских правах подлежит рассмотрению и заявленный иск того же лица о передаче ему ребенка на воспитание.

Возвращение детей родителям может быть произведено по решению суда, исходя из интересов детей, при наличии доказательств, свидетельствующих, что отпали причины, послужившие основанием к лишению родительских прав и к отобранию детей.

89.Отобрание ребенка без лишения родительских прав: основание и порядок.

В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости управления здравоохранения областного исполнительного комитета, Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка о принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляет соответствующего прокурора.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после принятия решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

90.Право несовершеннолетних родителей.

Несовершеннолетние родители имеют право на участие в воспитании ребенка. До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

91.Защита родительских прав.

Родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя без законных оснований. Иск в защиту родительских прав может быть предъявлен также органом опеки и попечительства или прокурором.

Суд вправе отказать в удовлетворении этих требований, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. При этом суд учитывает продолжительность пребывания ребенка в семье лиц, которые фактически его воспитывали, а также желание ребенка, достигшего десяти лет.

Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что ни родители, ни лица, у которых ребенок находится, не в состоянии обеспечить надлежащее воспитание ребенка, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

studfiles.net

Семейное право России

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). Причем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой, уголовной. Принцип равной ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ. Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения.

В СК в отличие от КоБС не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей СК также не раскрывается. В нем лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей.

Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, а каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных законом, а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

СК законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом. Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке, бабушке, няне и т.д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т.д.).

Однако при этом они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществлении родителями личного права на воспитание ребенка и исполнение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденной Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712.

Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, оказывает возможное содействие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, путем:

  • государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним;
  • распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
  • введения запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
  • государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы). Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3, 4 ст. 19 Закона об образовании).

Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • бережное отношение к окружающей среде.
  • Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона об образовании и включают:

  • выбор формы обучения;
  • выбор образовательных учреждений;
  • защиту законных прав и интересов ребенка;
  • участие в управлении образовательным учреждением;
  • выполнение устава образовательного учреждения.
  • Родители самостоятельно выбирают образовательное, учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. С учетом потребностей и возможностей ребенка образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Допускается сочетание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона об образовании).

    Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении.

    Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

    Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусства, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии) или посредством индивидуальной педагогической деятельности).

    Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861.

    Этим же постановлением определено, что органами управления образованием компенсируются затраты родителей на самостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

    Таким образом, на выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т.п. В любом случае родители при решении данного вопроса должны, прежде всего, исходить из интересов ребенка и по возможности учитывать его мнение.

    Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения. Так, в случае совершения несовершеннолетними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90, 91 УК может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры.

    Данная мера выражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родителей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяснять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие.

    Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком.

    Это соответствует и интересам родственников ребенка, которые могут испытывать потребность в общении с ним (как с внуком, братом, сестрой, племянником и т.д.) в силу родственных чувств и взаимной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком.

    Право на общение с ребенком его родственников не только направлено на защиту их взаимных интересов, но и согласуется с другими нормами СК, закрепляющими, в частности:

    1. необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
    2. право детей на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
    3. СК дает лишь примерный перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком: дедушка, бабушка, братья, сестры. К категории лиц, имеющих право на общение с ребенком, можно отнести его тетю, дядю, а также и иных родственников.

      В силу различных обстоятельств (развод супругов, семейный конфликт, смерть одного из родителей и т.п.) некоторые родители препятствуют дедушке или бабушке видеть своих внуков, братьям и сестрам — своих братьев и сестер, дяде и тете — племянников и т.д. Полномочиями по разрешению подобных спорных ситуаций наделен орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком.

      Порядок их общения (время, место, продолжительность и т.п.) в таких случаях определяется решением (распоряжением) органа опеки и попечительства. При неисполнении родителями (одним из них) решения органа опеки и попечительства близкие родственники ребенка (т.е. дедушка, бабушка, братья и сестры) либо сам орган опеки и попечительства в соответствии с п. 3 ст. 67 СК вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.

      Спор разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Представляется, что порядок общения близких родственников с ребенком может определяться судом на основе принципиальных положений семейного законодательства о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя. Решение суда о порядке общения близких родственников с ребенком подлежит обязательному исполнению родителями.

      В случае неисполнения судебного решения на виновного родителя судебным приставом-исполнителем может быть наложен штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

      isfic.info

      § 1. Право детей на воспитание

      Право на воспитание — основное личное право детей. Право и обязанность родителей воспитывать детей. Право детей на имя, отчество, фамилию. Споры о детях.

      В регулировании отношений, складывающихся в семье, значительная роль принадлежит нравственным нормам. Вместе с тем определенная часть этих отношений регулируется правовыми нормами. Нормы семейного права регулируют личные и имущественные отношения между родителями и детьми.

      К числу личных правовых отношений, регулируемых советским семейным правом, относятся: а) право детей на получение надлежащего воспитания от родителей; б) право на имя, отчество и фамилию; в) право детей на защиту их прав и интересов.

      Имущественным является право детей на получение содержания от родителей.

      Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей (ст. 18 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье2). Равенство прав в семье основано на закрепленных Конституцией СССР равных правах женщины с мужчиной во всех областях государственной, общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни страны (ст. 3 Основ законодательства о браке и семье).

      Право на получение воспитания является основным личным правом детей. Воспитание — сложный процесс, предполагающий учет множества факторов: психического, физиологического, возрастного и т. д. Воспитание в детях преданности Родине, коммунистического отношения к труду,

      1 См СССР в цифрах в 1973 г. М , «Статистика», 1974, с 178.

      2 В дальнейшем — Основы законодательства о браке и семье

      подготовка их к активному участию в строительстве коммунистического общества является одной из важнейших задач семейного законодательства. Л. И. Брежнев в речи на XVII съезде ВЛКСМ 23 апреля 1974 г. отмечал, что «выполнение ленинского завета о воспитании у молодежи коммунистической морали приобретает в настоящее время особенно большое значение. Мы живем в эпоху развитого социализма, в эпоху строительства материально-технической базы коммунистического общества. Вместе с большими социальными и экономическими преобразованиями идет активный процесс формирования лучших человеческих качеств — качеств человека коммунистического общества» К

      Закон исходит из необходимости воспитания детей в семье в органическом сочетании с общественным воспитанием. Советское государство принимает на себя значительную часть забот, связанных с воспитанием молодого поколения. Деятельность государства в этом направлении выражается в расширении сети дошкольных воспитательных, оздоровительных детских учреждений, учебных заведений. Например, в 1973/74 учебном году в общеобразовательных школах всех видов обучалось 49,2 млн. человек; в училищах, школах профессионально-технического образования и школах ФЗУ — 2,3 млн. человек; в средних специальных учебных заведениях — 4,4 млн. человек2.

      Общественное воспитание ребенка начинается нередко с самого раннего возраста, с момента определения его в детские ясли. В соответствии со ст. 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании3 детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к труду, заботятся об их эстетическом воспитании, подготавливают детей к обучению в школе, воспитывают их в духе уважения к старшим, любви к социалистической Родине и родному краю. В более старшем возрасте детей вости-

      1 Л И. Брежнев. О коммунистическом воспитании трудя

      щихся Речи и статьи М, Политиздат, 1974, с 535

      2 См. СССР в цифрах в 1973 г., с. 207.

      3 См. «Ведомости Верховного Совета СССР», 1973, № 30,

      тывает школа, производственно-техническое училище, техникум, пионерская и комсомольская организации.

      В воспитании детей в духе морального кодекса строителя коммунизма огромная роль принадлежит семье, семейным традициям.

      Именно в семье ребенок получает первое представление о доброте, уважении к старшим, товариществе и других морально-этических понятиях. Родительское поведение является образцом для поведения ребенка. Причем в поведении родителей нет мелочей, все имеет воспитательное значение.

      К сожалению, не все родители осознают насколько велико их воспитательное воздействие на детей. Отдельные родители ведут аморальный, антиобщественный оО-раз жизни, не задумываясь о их влиянии на детей.

      Например, Зимова многие годы злоупотребляла спиртными напитками, вела себя недостойно. Однако меры к изоляции ее от детей своевременно не были приняты. В результате дочь Людмила, 15 лет, стала ве,сти себя неподобающим образом: выражалась нецензурными словами в общественных местах, устраивала скандалы. Младшая дочь Ирина тоже усвоила отрицательные навыки, получила представление о циничном отношении к людям. По решению суда Зимова была лишена родительских прав Ч Младшая дочь была передана на воспитание в детское учреждение.

      Праву ребенка на воспитание

      родителей воспитывать детей

      Право и обязанность соответствует обязанность родителей воспитывать своих детей (ст. 52 Кодекса о браке и семье РСФСР) 2. Обязанность родителей по воспитанию детей является одновременно и их правом. Родители вправе и обязаны воспитывать своих детей.

      Право на воспитание — сложное право, включающее в себя целый комплекс мероприятий нравственного и правового характера: заботу о здоровье ребенка, его психическом и умственном развитии, о его обучении, надзор за его действиями, предупреждение противоправных поступков ребенка, подготовку его к общественно полезной деятельности, т. е. воспитание нового человека,

      См <-Согетская юстиция», J97I. № 17, с. 16. В дальнейшем — КсБС.

      гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В законе не содержится перечня действий, составляющих содержание права родителей на воспитание детей. Эти действия многообразны и определяются применительно к обстановке. Во всех случаях осуществление родительских прав предполагает непременное соблюдение интереса детей. Ст. 52 КоБС указывает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Надо иметь в виду, что при надлежащем воспитании детей их интересы совпадают с интересами родителей. Нельзя, например, признать соответствующим интересам детей привлечение их к участию в секте, которую посещают родители, приобщение их к пьянству, бродяжничеству и т. д. В таких случаях общество берет на себя защиту детей от родителей, которые на основании судебного решения могут быть лишены родительских прав.

      Совместное проживание детей с родителями. Право на воспитание ребенка может быть надлежаще осуществлено лишь при условии, что ребенок проживает вместе с родителями. У родителей существует преимущественное право на воспитание ребенка перед любыми другими лицами, фактически осуществляющими воспитание детей. Основываясь на этом родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего их не на основании закона или решения суда (ст. 58 КоБС). Однако, исходя из интересов ребенка, суд может отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам (ст. 58 КоБС).

      В жизни встречаются случаи, когда ребенок живет у деда, бабушки или других родственников, обеспечивающих ему хорошие условия жизни и снискавших привязанность ребенка. Родители же подчас воспитанием ребенка не занимаются, ведут аморальный антиобщественный образ жизни, а иск о его возврате от родственников предъявляют с целью избавиться от уплаты алиментов.

      Требование родителей не подлежит удовлетворению, если передача ребенка может неблагоприятно отразиться на нем, повлечь ухудшение его жизни и воспитания.

      Например, Носову было отказано в иске об отобрании дочери у бабушки по материнской линии, воспиты-

      вавшей девочку со времени смерти ее матери, на том основании, что Носов на протяжении ряда лет страдает хроническим алкоголизмом, неоднократно помещался в связи с этим в психоневрологическую больницу, а поэтому не может обеспечить дочери должного воспитания и подготовить ее к общественно-полезной деятельности. Напротив, у бабушки девочка окружена вниманием и заботой. Удовлетворение иска отца об отобрании ребенка в данном случае противоречило бы интересам последнего.

      К числу личных прав детей:

      Право детей на имя, относится их право на имя,

      отчество, фамилию отчество, фамилию.

      Имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество присваивается по имени отца, а в случае рождения ребенка матерью, не состоящей в браке, если отцовство не установлено в добровольном или судебном порядке,— по указанию матери (п. 4 ст. 49 КоБС).

      Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей. Если у родителей разные фамилии, ребенку присваивается фамилия матери или отца по их соглашению. Если соглашение не достигнуто — по усмотрению органа опеки и попечительства.

      Ребенку, рожденному у родителей, не состоящих в браке, если при этом отцовство не установлено ни в добровольном, ни в судебном порядке, присваивается фамилия матери. Прочерка в графе «отец» не делается.

      Например, в графе «мать» пишется: Сидорова Софья Петровна, а в графе «отец» — Сидоров Иван Петрович; имя и отчество отца ребенка записывается по указанию матери ребенка.

      После расторжения брака родителями или признания брака недействительным ребенок сохраняет ту фамилию, которая была ему присвоена при рождении. В том случае, когда родители ребенка расторгли брак или их брак был признан недействительным и ребенок остался проживать с родителем, принявшим другую фамилию, последний может ходатайствовать перед органами опеки и попечительства о присвоении ребенку этой фамилии ‘.

      1 См. Комментарий к Кодьксу о браке и семье РСФСР, с. 91.

      Ссоры о детях Между родителями возникают споры о месте проживания детей (ст. 55 КоБС). Если родители, проживающие раздельно вследствие расторжения брака или по другим причинам, не договорились о том, с кем из них будут проживать дети (поскольку родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении детей), их спор разрешается судом, исходя из интересов детей. Ни один из родителей по советскому законодательству не имеет привилегий в воспитании детей. При решении вопроса о том, кому из родителей следует передать ребенка, суд выясняет взаимоотношения ребенка и родителей, учитывает, кто из родителей в состоянии лучше подготовить ребенка к общественно полезной деятельности, воспитывать в духе требований морального кодекса строителя коммунизма. При этом суд принимает во внимание возраст детей, их личную привязанность к каждому из родителей.

      Жилищные и материальные условия жизни родителей в таких случаях не могут иметь решающего значения, если родитель, живущий лучше, не в состоянии обеспечить ребенку надлежащего воспитания. Это положение нашло отражение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 декабря 1969 г. «О практике применения судами Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» ‘, в п. 13 которого сказано, что преимущества в материальных или жнлнщ-но-бытовых условиях одного из родителей сами по себе не могут служить основанием для передачи ребенка этому родителю.

      Обследование условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, производится органами опеки и попечительства2. Дела, связанные с воспитанием детей, должны назначаться судом к рассмотрению толь-

      1 «Бюллетень Верховного Суда СССР», 1970, № 1; Дополнения к постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 4 декабря 1969 г. см. в постановщики Пленума Верховного Суда СССР or 12 января 1973 г.— «Бюллетень Верховного Суда СССР», 1973, № 1.

      1 Органами опеки и попечительства явтяются исполнительные ко\"!теты районных (городских), поселковых нчн сельских Советов де-[\/мтов трудящихся. Осуществление функций опеки и пэпечп-•1Ол_.:1ва в отнохеи7! i нгсовер^’знчолетнич возтагается на отделу; н-рэднэго образования (ст. 120 КоБС РСФСР).

      ко после получения от органов опеки и попечительстп актов обследования условии жизни обоих лиц, претендующих на воспитание ребенка (п. 25 постановленгч Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. «О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР» ‘). Эти дела должны рассматриваться с участием представители органа опеки и попечительства.

      Надлежащее воспитание может быть обеспечено только, если ребенок относится с любовью, доверием и уважением к своим воспитателям2. Поэтому суд принимает во внимание, с кем из родителей желает проживать ребенок, достигший 10-летнего возраста. Вместе с тем это желание ребенка не должно иметь определяющего значения, так как оно может быть продиктовано причинами, не заслуживающими внимания (чрезмерное баловство ребенка, задабривание его игрушками и сладостями и т. п.). Если будет установлено, что родитель, к которому ребенок больше привязан, не в состоянии обеспечить ему правильного воспитания, суд вправе не считаться с желанием ребенка и передать его другому родителю. Склонность ребенка к одному из родителей должна приниматься во внимание наряду с другими обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора о детях.

      Опрос ребенка с целью выявления его желания проживать с одним из лиц, претендующих на его воспитание, должен производиться вне зала судебного заседания, в присутствии педагога, либо классного руководителя, воспитателя детского сада и т. п. (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г.) 3. Заметим, что решение суда, вынесенное без учета желания ребенка старше 10 лет, бывает трудно исполнить.

      Например, А. Маркарян обратилась в суд с иском к Ж- Маркарян об отобрании у него двоих детей десяти и одиннадцати лет, которые проживали с отцом после расторжения их брака. Иск был удовлетворен. Однако

      1 См. «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», 1973, № 5, с. 5.

      2 См. об этом: Т, Н. Евдокимова, А. И. Пергамент.

      Споры, связанные с воспитанием детей. Научный комментарий с\-

      дебной практики за 1972 гсд. М., «Юридическая литература» 197.-

      3 См. «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», 1973, № 5, с. 7.

      исполнить это решение не удалось, поскольку дети не желали уходить от отца ‘.

      Обязанность отдельно проживающего родителя воспитывать детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, с которым проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании (ч. 1 ст 56 КоБС) Органы опеки и попечительства могут на определенный срок лишать родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним, если это мешает нормальному воспитанию ребенка и оказывает на него вредное влияние (ч. 2 ст. 56 КоБС). Если родители не могут прийти к соглашению о порядке участия родителя, проживающего отдельно от детей, в их воспитании, то этот порядок определяется органами опеки и попечительства с участием родителей. В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, последний вправе обратиться за разрешением спора в суд (ч 4 ст. 56 КоБС). Заметим, что право обращения в суд в таком случае имеет только орган опеки и попечительства

      Например, рожденная в 1959 г. от брака Белованцева с Алексеевой дочь Анна после расторжения брака между родителями осталась проживать с матерью. Поскольку последняя запретила Белованцеву встречаться с дочерью, Белованцев обратился в суд с иском об устранении препятствий в воспитании ребенка. Углегорский городской народный суд Сахалинской области данное требование удовлетворил частично, разрешив отцу встречаться с дочерью в школе в присутствии педагога, а также вести переписку с дочерью через директора школы и под его контролем. Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда решение народного суда оставила без изменения. По протесту заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР президиум Сахалинского областного суда отменил все судебные постановления, состоявшиеся по делу, указав, что поскольку иск был предъявлен не тем лицом, которому законом предоставлено право требования, при последующем рассмотрении дела суду следовало обсудить вопрос о замене истца 2.

      1 См «Социалистическая законность», 1971, № 10, с 87

      2 См «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», 1973, № 12, с

      Надлежащим истцом по данному делу является орган опеки и попечительства, а не родитель ребенка В качестве ответчика привлекается родитель, препятствовавший исполнению решения органа опеки и попечительства. Родитель же, проживающий отдельно, может вступить в дело в качестве третьего лица (п. 22 по становления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г). При рассмотрении спора о детях суд учитывает конкретные условия, в которых воспитываются дети, их возраст, особенности развития, характер взаимоотношений родителей, отношение к ним детей, условия жизни отдельно живущего родителя, воз можность положительного или отрицательного воздействия на детей и другие условия. Если суд придет к выводу, что решение органа опеки и попечительства отвечает интересам детей, он может удовлетворить иск Суд вправе также в зависимости от конкретных обстоятельств дела изменить установленный органами опеки и попечительства порядок общения с ребенком или отказать в иске. Суд должен обстоятельно мотивировать необходимость изменения порядка воспитания ребенка, установленного органами опеки и попечительства.

      Право деда и бабушки на общение с внуками. По закону дед и бабушка не имеют права на воспитание внуков Это право у них возникает только в случае, если они назначены в качестве опекунов или попечителей внуков Фактически же дед и бабушка нередко воспитывают своих внуков по соглашению с родителями, пользуются глубокой привязанностью и любовью последних. Однако в жизни встречаются случаи неразумного поведения родителей, лишающих деда и бабушку права общения с внуками. Это происходит обычно после смерти одного из родителей ребенка или расторжения между ними брака.

      Законодательство о браке и семье ставит своей задачей построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи, включая и представителей старшего поколения, деда и бабушку’. В соответствии с законом (ст 57 КоБС) у деда и бабушки есть право на общение с внуками. Если родители запрещают им общаться с внуками,

      1 См Комментарий к Кодексу о браке и семье РСФСР М, «Юридическая литература», 1971, с 100

      органы опеки и попечительства могут обязать родителей предоставлять деду и бабушке свидание с внуками в установленном этими органами порядке при условии, что такие встречи не мешают нормальному воспитании ребенка и не оказывают на него вредного влияния (ст. 57 КоБС).

      Защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Родительские обязанности и права не исчерпываются воспитанием детей. Согласно ч. 4 ст. 18 Основ законодательства о браке и семье и ст. 53 КоБС на родителях лежит защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Родители, опекуны, попечители являются представителями от имени несовершеннолетних. При этом родители в отличие от опекунов и попечителей являются представителями своих несовершеннолетних детей в силу закона без специального назначения.

      Представительство осуществляется при совершении договоров, в судебных органах, как в случаях участит несовершеннолетнего в судебном процессе в качестве истца, так и ответчика.

      Например, несовершеннолетний унаследовал имущество по завещанию, оставленному дедом. Наследники, имеющие право на обязательную долю в наследстве ‘ и не указанные в завещании, предъявили иск о признании завещания недействительным в части нарушения их прав. В возникшем споре несовершеннолетний, являющийся наследником по завещанию, выступает ответчик. Его интересы в качестве ответчика могут быть представлены родителями, опекунами, попечителями. Право на осуществление представительства от имени детей имеют оба родителя.

      Основания возникновения правовых отношений между родителями и детьми. Взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ч. I ст. 47 КоБС). Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется

      1 Согласно ст. 535 ГК РСФСР несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе и усыновленные), нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего имеют право на обязательную в наследстве. Они наследуют независимо от содержг,ч1,<- завещания не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

      записью о браке родителей. Правовые отношения между матерью и детьми основываются на происхождении ребенка от матери независимо от того, рожден ребенок от зарегистрированного брака его родителей или вне брака. Поэтому право на воспитание, представительство от их имени матерью имеют в равной мере как дети, рожденные в браке, так и дети, рожденные от родителей, не состоявших в браке.

      Правовые отношения между отцом и детьми возникают только в определенных случаях:

      а) когда ребенок рожден от отца, состоящего с его матерью в зарегистрированном браке;

      б)_ когда ребенок, рожденный у родителей, не состоящих в браке, добровольно признан его отцом.

      Добровольное признание отцовства осуществляется путем подачи совместного заявления матерью и отцом ребенка в государственные органы записи актов гражданского состояния (ч. 3 ст. 47 КоБС). В случае смерти матери, а также при невозможности установления ее местожительства запись об отце ребенка производится по его заявлению (ч. 3 ст. 49 КоБС);

      в) когда отцовство в отношении ребенка, рожденно

      го после 1 октября 1968 г. у родителей, не состоящих в

      браке, установлено в судебном порядке (ст. 48 КоБС);

      г) когда в судебном порядке установлен факт при

      знания отцовства в случае смерти лица, на иждивении

      которого находился ребенок, рожденный до 1 октября

      1968 г., и которое признавало себя его отцом (ст. 3

      Закона об утверждении Основ законодательства Сою

      за ССР и союзных республик о браке и семье от 27 июня

      При установлении отцовства суд принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка, или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание отцовства ответчиком (ч. 4 ст. 16 Основ законодательства о браке и семье, ч. 2 ст. 48 КоБС).

      Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что закон защищает не всякие фактические отношения мужчины и женщины, а лишь те, в основе которых лежит стремление создать семью. Закон преследует гуманные цели: всесторонне охранять интересы детей,

      родившихся вне брака, но одновременно воспрепятствовать распространению легкомысленных, случайных связей; содействовать укреплению семьи, повышению морального уровня людей ‘.

      Дети, в отношении которых установлено отцовство, имеют те же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, что и дети, родившиеся от лиц, состоявших в браке между собой (ст. 50 КоБС).

      Равные права с детьми, рожденными в действительном браке, имеют дети, рожденные от брака, признанного недействительным (ст. 46 КоБС).

      www.pravo.vuzlib.su



    You Might Also Like