Raiting-OY.ru

Все о детях

Методики развития для детей раннего возраста

Методики раннего развития детей

Для чего существуют методики развития детей раннего возраста?

Наверное, этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый хочет вырастить своего ребенка, прежде всего умным, здоровым и счастливым. Именно для этого и предназначены различные методики раннего развития детей. Основой их является простой принцип: чем раньше начать работать с ребенком, тем легче ему будет в будущем познавать этот мир, учится и развивать навыки и способности. Ученые уже давно установили, что есть такие вещи, которые в младенческом возрасте даются очень легко, а со временем, когда ребенок подрастает, они начинают восприниматься уже сложнее, вплоть до полного непонимания. Самое страшное здесь является то, что упустив что-то в детстве, родители уже не смогут этого исправить в будущем именно, на это и рассчитаны методики раннего развития ребенка, ведь они не дают возможности родителям упустить какой-нибудь важный момент в воспитании и развитии своего малыша.

Но это далеко не все чего можно добиться с помощью различных систем раннего развития. Ведь каждая развивающая методика предназначена сделать из ребенка личность, которая в будущем станет известным и успешным человеком, например хорошим ученым или же бизнесменом. А если повезет, то ребенок может вырасти и стать всемирно известным гением. Многие уверены, что всего этого можно добиться только благодаря генам, но если б не было никакого развития, то гены оказались бы совершенно беспомощными перед человеком. А то, что системы развития действительно работают, уже многократно доказано учеными с мировыми именами: П.В. Тюленев, Н.А. Зайцев, Гленн Доман, Масару Ибука и многие другие.

Развивающими методиками для детей раннего возраста успешно пользуется множество родителей во многих странах мира уже десятки лет, так как убеждены в том, что хотят для ребенка только счастливой и обеспеченной жизни. Ведь и вправду – ребенок совсем маленький и не в силах сам решать что для него лучше так как еще ничего не понимает, а родители для того и существуют, чтобы помочь и решить за свою кроху выбрав ту судьбу, которую хотели бы иметь сами.

Почему так важно развивать ребенка с самого детства?

Все системы раннего развития ориентированы на работу с маленькими детьми. И чем меньше возраст ребенка, тем лучше. Уже давно было доказано то, что именно в первые три года мозг у ребенка формируется на 80%, а в первые два года — на 50%. Именно в этот период очень важно запрограммировать в ребенке все те аспекты жизни, которые понадобятся в будущем. Это и навыки, и мышление и здоровье и самое главное – социальную адаптивность. Социальная адаптивность — это не что иное, как приспособленность к жизни, которая дает возможность легко общаться с людьми, с легкостью решать конфликты и жизненные проблемы, быть всегда активным не взирая на неприятности и относится к жизни с определенным энтузиазмом, реалистичностью.

Из всего этого у родителей может возникнуть вполне понятный вопрос: «Как же помочь развиться ребенку?». Существует несколько довольно простых правил, которые помогут родителям. Первое – пытаться, как можно раньше знакомить кроху с различными полезными и развивающими занятиями, такими как плавание, велосипед, музыкальные инструменты, рисование и тому подобное. И пусть ребенок еще совсем не умеет, например, плавать или рисовать, зато у него уже появляется интерес к этому делу и стремление научиться. А это уже очень сильно помогает малышу развиваться. И пусть он научится хорошо рисовать или плавать только в четыре или шесть лет, зато опыт, который он получит в раннем детстве, сыграет в будущем умении немаловажную роль.

Вторым правилом для родителей, которые хотят развить в своем ребенке достойную личность, должны стать различные стимулы, хорошо воспринимающиеся мозгом ребенка и помогающие в развитии. В первую очередь внимание нужно обратить на комнату ребенка – в ней не должно быть белых стен, все должно быть ярким красочным с рисунками сказочных героев. И вообще комната ребенка – это сказочный, красивый и полный тайн мир, где совсем нет места однотонным тусклым и неинтересным цветам. У каждого ребенка должна быть такая комната, а также соответсвующая одежда и игрушки. Также крохе необходимо обеспечить полноту движения и общения с другими людьми и детьми, что поможет ему стать коммуникабельнее и создать свое индивидуальное отношение к миру.

Чтобы убедиться во всем этом, можно взять за пример ребенка Маугли из известной детской сказки. Он с раннего детства жил с животными и перенял от них все черты, инстинкты, которые им присущи. А когда попал в общество людей, он уже был взрослым и не смог стать настоящим человеком. Даже самые лучшие педагоги мира были не в силах научить его разговаривать и принять тот образ жизни, который для человека является обычным, так как для него он был чужым.

golysh.ru

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

В области раннего развития наиболее известны и востребованы методики, разработанные иностранными авторами: Гленном Доманом, Марией Монтессори, Масару Ибука и др. О них мы уже рассказывали в статье Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет. Однако и российские педагоги создали множество интересных программ по обучению самых маленьких детей. Кубики Зайцева, физическое развитие по методу семьи Никитиных, музыкальные разминки Железновых знакомы, хотя бы по названию, многим родителям. Об этих и других российских методиках мы поговорим в сегодняшней статье.

Методика раннего развития Зайцева

Николай Зайцев – педагог, филолог, автор методики обучения чтению по складам. О кубиках Зайцева слышали, наверно, все мамы. Кроме того, автор разработал также собственные программы по изучению русского, английского, французского, украинского, белорусского и других языков, пособия по счету и письму.

  • Основой для обучения чтению считается не буква или слог, а склад. Склад – это сочетание согласного и гласного звуков (ка-ша), одна гласная, составляющая слог (я-ма), согласный звук в закрытом слоге (до-м), согласный звук с мягким или твердым знаком (да-ть). Зайцев считал обучение чтению по складам более органичным и естественным, чем по традиционному способу.
  • В учебный комплект входят кубики со складами и таблицы-тренажеры, помогающие закрепить навык чтения.
  • Занятия проводятся в движении, в игровой форме, дети в процессе обучения много поют.
  • Методика раннего развития Никитиных

    Борис и Лена Никитины – увлеченные педагоги и родители семерых детей, создавшие собственную новаторскую методику (особенно с учетом консервативных взглядов советского времени). Целью Никитиных было воспитать своих детей самостоятельными, способными отстоять свои взгляды, творческими и физически крепкими.

    1. Борис Никитин провозгласил принцип НУВЭРС – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Согласно мнению Никитиных, каждый ребенок при рождении обладает максимальным интеллектуальным и физическим потенциалом. Задачей родителей является организация такой среды, в которой заложенные способности проявятся в полной мере, а не будут постепенно угасать.
    2. Дети должны воспринимать спортивные снаряды, находящиеся дома, как норму, как часть повседневной жизни. Нельзя кутать детей, как можно больше времени они должны проводить в легкой одежде, ходить босиком.
    3. Дети свободны в занятиях, принуждение недопустимо.
    4. Родителям нужно избегать крайностей – «сверхорганизованности» детских занятий и «заброшенности» ребенка. Важно проявлять интерес к делам малыша, радоваться его успехам.
    5. Взрослые играют с детьми в интеллектуальные игры: «Уникуб», «Сложи узор» (с кубиками Никитина), «Точечки», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Таблица Пифагора», «Термометр», «Узелки», «Дроби» и др.
    6. Методика Воскобовича

      Вячеслав Воскобович – инженер-физик, разработавший ряд развивающих пособий и игр. Он придумывал их для собственных детей, пытаясь найти альтернативу скудному ассортименту постсоветских игрушек. Развивающие игры Воскобовича предназначены для детей от 2 до 10 лет, их особенностью является многофункциональность и универсальность.

    7. Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.
    8. Многие игры сопровождаются методическими пособиями со специально разработанными сказками, где задания и вопросы переплетаются с интересным сюжетом, увлекающим ребенка.
    9. Самые популярные игры Воскобовича – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик «Брызг-брызг»», «Математические корзинки», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», «Складушки». Каждая из игр оказывает комплексное развивающее действие: ребенок знакомится с цветами, формами, счетом, цифрами, буквами, проявляет творческие и сенсорные способности, учится мыслить и тренирует мелкую моторику.
    10. Мария Гмошинская – доктор медицинских наук, разработавшая свою интересную развивающую методику для малышей. Она называется «Художники в памперсах», или методика грудничкового рисования. Согласно ей, уже с полугода стоит заниматься с малышом совместной творческой деятельностью.

    11. С полугода до года дети рисуют пальчиками и ладошками, после года постепенно обучаются пользоваться кисточкой.
    12. Начинать стоит с оранжевых и желтых цветов. Красные и темные оттенки лучше отложить на потом.
    13. Первые занятия лучше проводить с утра, а длиться они должны не более 2-3 минут.
    14. В течение недели можно устраивать не более двух занятий живописью, в другие дни лучше заняться лепкой или рисованием восковыми мелками.
    15. Рисование должно быть в радость и ребенку, и взрослому. Именно тогда оно принесет желаемый эффект.
    16. Методика Китаева и Трунова

      Леонид Китаев и Михаил Трунов – авторы современной методики физического развития малышей. Упражнения, выполняемые с ребенком, помогают укрепить его здоровье и психику, сделать сильным, способствуют тесному эмоциональному контакту с взрослым.

      Основные принципы методики:

    17. Базой методики Китаева и Трунова является динамическая гимнастика. Несмотря на противоречивость взглядов на нее, авторы считают свою методику продолжением древних традиций, ведь младенцев и раньше подбрасывали, кружили за ручки и ножки, учили плавать. Несомненно, важно учитывать отсутствие противопоказаний. Начинать гимнастику необходимо с нежных прикосновений и установления контакта с малышом. Сложность упражнений нарастает постепенно.
    18. С грудничками проводят водные упражнения. Они снимают стресс, поскольку ребенку привычна водная среда; закаляют ребенка и делают его сильнее; учат задерживать дыхание в воде и нырять. Водные упражнения желательно осваивать с поддержкой опытного инструктора.
    19. Специальная гимнастика с позами, напоминающими йоговские асаны, получила название «Бэби-йога». Упражнения Бэби-йоги эффективны для расслабления мышц малыша, коррекции мышечного тонуса и лечения родовых травм. Однако проводиться занятия Бэби-йогой должны только специалистом.
    20. Евгений Чаплыгин, педагог и отец троих детей, разработал собственные уникальные пособия для обучения чтению и счету – кубики и домино Чаплыгина. Они подходят детям от 3 лет.

    21. В отличие от кубиков Зайцева, Чаплыгин сделал упор на игровую составляющую обучения чтению. Ребенку интересно крутить в руках так называемые динамические кубики (это два кубика, соединенных вместе специальной платформой), и он самостоятельно собирает склады и слова. Автор целенаправленно не дополнял буквы картинками, не акцентировал внимание на глухих и звонких, твердых и мягких звуках, поскольку считал, что лишняя информация только запутывает ребенка.
    22. На плашках математического домино изображены черные и красные точки, от 0 до 20 на одной плашке, причем их расположение ни разу не повторяется, а также знаки математических операций. С помощью домино ребенок знакомится с счетом, понятиями «больше-меньше», учится складывать и вычитать.
    23. Методика раннего развития Железновых

      Авторами методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой» являются отец и дочь Железновы – Сергей и Екатерина. Оба они являются педагогами-музыкантами. Железновы выпустили большое количество аудио- и видеодисков с веселыми песенками и красивыми мелодиями, помогающими развивать музыкальные способности детей с самого их рождения.

    24. Учебный материал подается в игровой форме, что превращает музыкальные уроки в веселую игру.
    25. Родители должны участвовать в процессе обучения.
    26. Жесты и движения делают музыку более понятной для детей, поэтому танец и подвижные игры являются основой музыкальных занятий с детьми старше года.
    27. Музыка должна быть классической или качественной танцевальной, и при этом обязательно должна нравиться ребенку.
    28. Павел Тюленев – педагог, социолог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработавший «Метод интеллектуального развития ребенка», или МИРР. Автор, как и другие специалисты в области раннего развития, считает важным создать вокруг ребенка благоприятную для его развития развивающую среду. Соблюдение принципов МИРР, по мнению Тюленева, способно ускорить обучение детей в 5,10 и даже 20 раз. Обучение четко распланировано и не допускает совмещения с другими методиками развития.

    29. Необходимо соблюдать строгие правила создания максимально полезной для развития ребенка среды: выбора игрушек, книг и пособий.
    30. Младенческий возраст слишком важен, чтобы тратить его «впустую», поэтому важно использовать каждую минуту с пользой.
    31. Окружающие ребенка предметы должны быть безопасными. Младенца нужно отучить пробовать всё на вкус.
    32. Главное – это интеллектуальное развитие ребенка. Всё, что отвлекает его, должно быть устранено (реклама и передачи, вызывающие эмоциональную реакцию, музыка – как минимум, до обеда).
    33. Ребенка должны окружать «опорные образы», разработанные в системе МИРР: геометрические фигуры, изображения животных, цветов, символов и т.д. Разглядывая и запоминая их в раннем возрасте, в будущем он встретит их, «как старых знакомых».
    34. Как видите, российские специалисты предлагают массу интересных и разносторонних методик раннего развития, каждая из которых находит своих последователей. Заниматься по конкретной программе, выбрать из некоторых отдельные элементы или же вовсе отказаться от идеи раннего развития – решать вам, родителям.

      Желаем вашим детям радостного детства и гармоничного развития!

      lovingmama.ru

      Методики развития детей раннего возраста

      Мечта любого родителя это умный малыш, который обучается с удовольствием. Но как достичь такого эффекта, можно ли все списать на генетическую предрасположенность или многое зависит от усилий приложенных родителями в раннем возрасте? Насколько необходимы и результативны методики раннего развития детей от 0 и выше. Оценить все плюсы и минусы раннего обучения предлагаем в нашем обзоре.

      Ранее развитие – дань моде или благо для детей

      Скажем сразу, что выбранная взрослыми методика еще не гарантирует получения желаемого результата. Все дети индивидуальны, и их развитие идет персональными темпами, который можно стимулировать, но не подогнать. Родители должны не фанатично следовать новым веяниям и тенденциям, а понимать что лучше для их ребенка. Исходить не из позиции – больше значит лучше, а из позиции – лучше меньше, да лучше.

      С малышом стоит заниматься только при его хорошем самочувствии и отличном настроении, иначе процесс обучения у него будет ассоциироваться с муками, что отобьет у него полное желание в дальнейшем учиться.

      История пестрит жизнеописаниями гениев, с которыми никто не занимался, а также рассказами о том, как ребенок довольно низких интеллектуальных способностей, благодаря настойчивости мамы и папы смог стать интеллектуально развитым и много достиг в учебе. То, что методики раннего развития детей приносят результат — несомненный факт, то, как это развитие определяет успешность дальнейшей жизни ребенка не имеет выявленной корреляции.

      Заниматься со своим малышом или не заниматься решать только родителям, но то, что эти навыки ему не повредят это точно.

      Как известно правое полушарие отвечает за интуицию. Оно позволяет ребенку познавать мир образами, символами, а не буквально. Это полушарие отвечает за воображение, музыкальные способности, мечты, художественное восприятие мира.

      Левое полушарие – это логика, аналитика, решение математических задач, которые требует последовательной обработки информации, буквального, а не образного восприятия.

      Развитие обоих полушарий очень важно для всестороннего формирования личности, а подходы к улучшению мозговой активности правой и левой стороны разнятся и имеют свои нюансы.

      Основной функцией раннего развития ребенка является формирование устойчивых нейронных связей и увеличение их количества за счет систематической тренировки мозговой деятельности. Параллельно с этим формируются и улучшаются навыки, позволяющие развивать речь детей раннего возраста.

      Популярные методики развития

      В текущий момент времени существуют тысячи различных методик развития, их количество растет в геометрической прогрессии и приводит к постоянному пополнению списка обучающих программ. В данной статье мы рассмотрим самые популярные методы, которые уже снискали заслуженную славу и опробованы десятками тысяч родителей и детей.

      Методика раннего развития детей Марии Монтессори

      Это методика снискала себе вековую славу, так как основы ее заложены еще в далеком 1907 году. Мария Монтессори разработала метод воспитания малышей, который помогает им приобретать некоторую независимость в принятии решений, самостоятельно выбирать, что лучше для него в данный конкретный момент. Взрослый в данной методике лишь мудрый учитель, который не учит, а помогает развиться малышу его собственным путем.

      По Монтессори ребенок учится не только принимать решения лично, но и уважать мнение и волю других детей и взрослых, а также чувствовать границы дозволенного и не пересекать их. Эта система дает упор на развитие моторики, а значит, способствует формированию речевых навыков.

      Сегодня данную методику не используют в чистом виде, так как она направлена больше на развитие практичных способностей малыша, оставляя в стороне творческие начала его натуры. Многие педагоги, практикующие данный метод, берут его как основу-костяк и наращивают сверху дополнительные развивающие функции.

      Метод Николая Зайцева

      К лучшим современным методикам раннего развития относится обучение и развитие малыша с помощью кубиков Зайцева. Данный метод развивает малыша при помощи обучающих кубиков, на сторонах которых написаны буквы, слоги, не только на русском, но и на английском языке. Кубики дополняются аудиозаписями и таблицами, которые помогают в игровой форме освоить малышу не только азбуку, но и чтение. Мама с малышом поет, читает, составляет слова и фразы. Все действия происходят в непринужденной обстановке игры.

      Метод Сергея и Екатерины Железновых

      Данная методика разработана на личном опыте воспитания дочери Екатерины, который впоследствии был трансформирован в обучающий материал.

      Технология данного метода направлена на всестороннее развитие малыша, начиная с 1 месяца. Сюда входят и физические тренировки, и улучшение речевых навыков, и формирование музыкального слуха и восприятия, что помогает в формировании сенсо-моторных функций.

      Все занятия основаны на песенках, которые поются для малыша, а потом и вместе с ним, во время занятий зарядкой, пальчиковой гимнастикой, массажем.

      Методика Масару Ибука

      Масару Ибука стал специалистом по развитию детей поневоле, так как имел сына, отставающего в развитии. Его метод на сегодняшний день нельзя назвать инновационным, но актуальности не теряет. Ибука акцентирует внимание родителей на пользе именно своевременного развития от 0 до 3 лет, так как именно в этом возрасте закладываются основы умственного и физического здоровья. Его принцип не навязывания информации, а изменения способов подачи. Заинтересовать ребенка к познанию, раскрыть ему игровую сторону учебы и тогда малыш сам будет стремиться к освоению. Масару Ибука говорит, что перекормить малыша знаниями невозможно, он с удовольствием впитывает все новое и интересное. А задачей взрослых является именно интересная подача обучающего материала.

      Методика Глена Домана

      Глен Доман основал свой метод на необходимости приобретения малышом навыков счета, чтения и накоплению энциклопедических знаний. Для этого родителям предлагается готовить карточки, соответствующие возрасту, на которых будут изображены буквы, цифры, точки, геометрические фигуры, различные животные, техника, деревья и т.д. Все что родители считают нужным вложить в головы своих чад.

      Основой учения Домана является своевременность обучения, а именно до 7 лет, пока формируется мозговая структура.

      Методика Сесиль Лупан

      Данный способ предполагает некоторую экономию на обучающих материалах и предлагает родителям использовать для обучения все подручные средства. Подача материала по Сесиль Лупан должна происходить исключительно индивидуально и ориентироваться на запросы ребенка. Автор рекомендует начинать обучения с момента рождения ребенка, пусть в нем и отсутствует осознанность, но так он учится воспринимать родную речь и познавать окружающие мир. Сесиль Лупан акцентирует внимание на том, что ребенка необходимо вписывать в обучающий материал, чтобы он осознавал себя как часть этого мира, посредством создания книжек-сказок с фотографиями малыша.

      Вальдорфская система

      Вальдорфская школа развития направлена правостороннее развитие детей, то есть имеет явно гуманитарный уклон. Вся система направлена на развитие физических и творческих способностей малыша. Упор делается на своевременность подачи материала и отсутствию давления со стороны взрослых для его восприятии. Дети играют и обучаются только на материалах естественного происхождения, никаких искусственных вещей данная школа не приемлет.

      Методика развития Дьенеша

      Состоит из логических игр, которые позволяют развивать логическое мышление и аналитических способностей малыша. Игры разделены на возрастные блоки и содержат в себе различные задания, способствующие укреплению навыка в данный период времени. Система представлена карточками и обучающими пособиями, которые предполагают не самостоятельное, а совместное с взрослыми обучение.

      Систем обучения очень много какие-то направлены на развитие интуиции и способности фантазировать, другие развивают логику и память. Методика развития речи детей содержится в каждой из представленных систем в большей или меньшей степени. Ни одну из обозреваемых систем нельзя назвать хорошей или плохой. Все они имеют и плюсы, и свои собственные недочеты.

      Задача родителей в раскрытии способностей и потенциала ребенка, поддержание его индивидуальности не за счет стороннего мнения на необходимое воспитание, а за счет выявление способностей и их развития.

      amalutki.ru

      Методики развития детей раннего возраста от 0 до 3 лет

      Первые годы жизни для ребенка очень важны, ведь именно в это время закладываются основы интеллекта, физического и эмоционального развития, он быстро осваивает этот мир и учится в нем жить. И крайне важно научить его всем ранним аспектам деятельности человека, повлиять на развитие речи детей раннего возраста и помочь адаптироваться малышу в этом непростом мире.

      Раннее физическое развитие

      Чтобы развивать физические особенности ребенка, родителям можно прибегнуть к помощи книг в области раннего развития малышей. Методика Бориса и Елены Никитиных твердит о том, что обязательно стоит развивать малыша физически, так как в нем от природы заложено огромное количество возможностей, которые, если из не развить, просто угаснут.

      Грудничок имеет три рефлекса:

      Если не запустить и развивать эти рефлексу у ребенка, то плавание и ходьба, да и любое другое физическое развитие будет даваться малышку гораздо легче. Никитины также предлагают ввести в доме для детей дошкольного возраста, 4-6 лет спортивные комплексы. Обязательно использование методик закаливания и массажа.

      Глен Доман также предложил очень интересную методику по развитию детей. Физическое развитие, согласно тому, что пишет Доман, должно быть системным. Он предлагает целую серию упражнений и игра, которые затронут все группы мышц на теле карапуза от 0 до 3 лет. Доман считает что динамическая гимнастика крайне важная для малышей.

      Динамическая гимнастика для малышей

      Исследования показали, что если ребенка с рождения занимали такой динамической гимнастикой, которую рекомендует Доман, то уже очень быстро дети начинали опережать своих одногодок. Можно сказать, что физические упражнения и координация движений малыша принимают активное участие в интеллектуальном развитии и становятся ступенькой к активному познанию мира. Если вы будете развивать ребенка как рекомендует Доман, то вы быстро увидите результаты этой методики у вашей крохи.

      Методика Домана включает набор физических упражнений:

      • на двигательные навыки;
      • на мануальные навыки;
      • на равновесие.

      Эмоциональное развитие

      Для ребенка от 0 до 3 лет очень важно развитие эмоциональной сферы. Родители должны уделить этому максимум внимания. До полутора лет карапуз будет неосознанно осваивать и перенимать поведение родителей, поэтому очень важно, что они были спокойными и умиротворенными.

      Основные этапы эмоционального развития ребенка

      Самая простая методика по развитию эмоциональной сферы состоит в поддержке и вере в своего малыша, а также полное принятие любой его особенности.

      Совет: Чтобы карапуз нормально развивался эмоционально, родители должны любить его, быть спокойными рядом с малышом и ограждать его от собственных эмоциональных перепадов.

      Вы должны открыто проявлять свою любовь к малышу, принимать его полностью таким, какой он есть. Старайтесь, чтобы у карапуза формировалось только хорошее отношение к себе, хвалите его и верьте в его. Предлагайте ему задания которые он может выполнить и постарайтесь помогать ему понимать свои чувства и желания, также объясняйте, что другие люди тоже имеют свои чувства и желания и их нужно уважать.

      Предоставьте малышу дошкольного возраста свободу в рамках разумного и пусть он действует самостоятельно, рискует, ошибается и приобретает опыт.

      Поощряйте его интерес к играм, музыке, движению, чтению, рисованию, чтобы карапуз получал хорошие и позитивные эмоции.

      Игры для раннего развития детей

      Игры для раннего развития детей должны быть простыми, но при этом у каждой игры должна быть задача, которая будет полезной для развития детей дошкольного возраста.

      Первая игра обогащает двигательный опыт детей и вызывает желание поиграть с родителями, но также она поощряет в детях самостоятельность и инициативность. Посадите детей на стульчики, это будут домики. Говорите:

      Хватит тебе, дождик, лить,

      Сидят дома деточки,

      Словно птички в клеточке.

      Выйдут детки погулять,

      Станут бегать и играть».

      Детки начинают бегать, хлопать в ладошки, можно включить музыку и потанцевать. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» малыши бегут в домики.

      Вторая игра направлена на позитивные эмоции и развитие в целом. Поиграйте с малышом в обычные прядки, детей от года до 3 лет чрезвычайно веселит, когда люди то появляются, то исчезают.

      Не забывайте играть с детьми 2-3 лет в кубики, собирать пирамидку, рисовать красками и мелками, играть на музыкальных инструментах. Игра должна быть не только полезной, но и приносящей удовольствие малышу.

      Методика Марии Монтессори

      Методика Марии Монтесори в основном базируется на том, что у карапуза должна быть полная свобода действий. Кроха должен обучаться играючи, но при этом все упражнения он должен выполнять самостоятельно.

      Конечно же, родители по задумке этой программы должны помогать, но при этом не мешая. Подход к карапузу должен быть индивидуальным и должен учитывать все особенности ребенка дошкольного возраста. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори.

      Во многих городах существуют детские сады, которые основаны на основах методики Монтессори. Для каждого малыша разработан план развития в специальной среде. Воспитатель должен организовать деятельность крохи так, чтобы потенциал получил максимальное развитие.

      Учим цвета и развиваем моторику

      Такую среду Монтесори можно создать и дома, в результате малыш от 0 до 3 лет будет проявлять свои способности на глазах у родителей, у него будет развиваться творческое и логическое мышление, память, концентрация внимания, воображение и фантазия, а также моторика. Начать занятие по принципам методики Монтесори можно с 8-10 месяцев.

      Игры, основанные на принципах программы Никитина, позволяют развивать интеллект ребенка, основываясь на переходах от простого к сложному. При этом в развитии используются принципы творческой деятельности и учитываются особенности ребенка дошкольного возраста.

      С самого раннего возрасте дети получают пищу для размышлений и развития творческих способностей, играя в игры Никитина. Также эта методика позволяет действовать поэтапно, создавая для детей условия ступеньки, которые слегка опережают развитие способностей малышей. Дети будут самостоятельно расти и развиваться, поднимаясь до рубежа знаний данного этапа и потом их будет ждать следующая ступенька.

      Все игры Никитина разнообразны и карапузу никогда не будет скучно, его не нужно будет заставлять что-то делать, малыш будет сам хотеть играть. Более того, Ира будет стимулировать родителей держать себя в руках и не мешать малышу делать что-то самому, принимать решения и сталкиваться с их последствиями.

      В основе раннего развития Зайцева лежат кубики как наглядные пособия. Также это могут быть карточки, таблицы, веселые песенки. Все эти материалы позволяют детям легко усваивать материал во время развлечений и игры. Главный принцип методики Зайцева – это обучения играя.

      Чтение по кубикам Зайцева. Логопед Н.Пятибратова

      Кубики Зайцева позволяют детям читать уже начиная с двух лет. Этот складовой метод позволяет легко и просто научить малыша чтению в ходе игры. Можно приобрести звучащие кубики Зайцева, тогда малыш будет самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Начать занятия по методике Зайцева можно с 1,5-2 лет. Главное не запускать занятия с детьми, когда они достигнут дошкольного возраста.

      «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагает родителям совокупность игр и упражнений, которые постепенно возводят малыша к чтению и заинтересовывают его держать книгу в руках. Эта книга прекрасно подойдет для детей дошкольного возраста и для родителей, которые не любят торопить события.

      В книге «Гармоничное развитие ребенка» подробно описана уникальная система, которую разработал Глен Доман. Она ориентирована на занятия родителей и деток, при чем родители должны принимать самую активную роль в развитии малыша и его играх, так считает Доман. Упражнения, которые разработал Доман, стимулируют память и уже в первый год жизни у малыша формируется богатая база знаний. Доман предлагает учить с малышом разные факты из областей биологии, географии, истории и других, с первых месяцев учить буквы, чтение и счет.

      Книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считается одно из самых известных в мире, она предлагает раскрытие индивидуального потенциала малыша, превращая обучение в игру. Научится читать можно через пение букв по мотивам детских песенок, Считать – загадывая несложные загадки. Родителям не нужно будет заставлять малыша заниматься, занятия можно проводить тогда, когда у крохи будет настроение, но не стоит забывать о регулярности.

      razvitieiq.ru

      Развивающие методики для детей дошкольного возраста

      Подготовка ребёнка к школе начинается с самого раннего детства, можно сказать с рождения. Мы постоянно занимаемся развитием своих детей для того, чтобы они многому научились: говорить, познавать окружающий мир, а позже – читать, писать, рисовать. Таким образом, мы готовим благоприятную почву для формирования успешной личности в будущем. На сегодняшний день на помощь молодым родителям приходят современные развивающие методики для детей дошкольного возраста.

      Что дают ребёнку развивающие методики? Прежде всего, они позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Как раз это и есть главным преимуществом современных развивалок над устаревшими методиками прошлых десятилетий. Конечно, новомодные развивающие методики не дают повода полностью отказаться от старых, хорошо проверенных годами программ обучения детей дошкольного возраста, но, тем не менее, обучение по-новому даёт положительный продуктивный результат. Поэтому, рассмотрим несколько наиболее распространённых и эффективных методик раннего развития детей дошкольного возраста.

      Методика раннего развития детей от 0 до 4 лет Глена Домана

      Развивающая методика Глена Домана для детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на обучение ребёнка чтению. Многие при этом забывают, что развитие по Доману, это не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и активное физическое развитие. При этом развитие и совершенствование мозга ребёнка напрямую связано с освоением и совершенствованием многих двигательных навыков. Материал гораздо легче и быстрее усваивается, если ребёнок проявляет физическую активность.

      Суть обучения чтению и энциклопедическим знаниям по методике Глена Домана заключается в том, что взрослый, всего на короткий промежуток времени (на 1-2 секунды), предлагает взглянуть ребёнку на карточку с написанным словом, при этом произнося написанное слово. Как правило, рядом со словом рекомендуется помещать соответствующее изображение. Надписи делаются большими ровными красными буквами. Методика опирается на то, что ребёнок запоминает слово целиком, а не обучается чтению по слогам, как предлагает стандартная методика обучения.

      Недостатки методики Глена Домана.

      Данная методика неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов и родителей. Во-первых, ребёнок при обучении выполняет пассивную роль – просто смотрит на карточки. С другой же стороны, время просмотра карточек довольно непродолжительное, поэтому пассивность длится очень недолго. Во-вторых, процесс изготовления карточек очень трудоёмкий, требует больших затрат вспомогательного материала (картон, бумага, краски или заправка картриджей для принтера). В-третьих, наблюдалась такая тенденция, что ребёнок неплохо запоминает само слово, написанное на карточке, но не «узнаёт» такое же слово, указанное в другом месте.

      Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори

      Методика Марии Монтессори была разработана для детей в возрасте от трёх лет, тем не менее её последователи рекомендуют применять эту методику немного раньше: когда ребёнку исполнится 2-2,5 года. Главный принцип этой методики раннего развития заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

      Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать. Методика Монтессори представлена целым комплексом занятий из многочисленных упражнений. Многие из упражнений требуют подготовки различных материалов, например, различных дощечек, фигур, рамок и вкладышей.

      Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

      Благодаря кубикам Зайцева многие дети начинают довольно рано читать: в три и даже в два годика. Набор представлен из 52 кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с кубиками, ребёнок составляет различные слова. Эти же кубики различаются по объёму, цвету, весу, по вибрации и звучанию наполнителя. В дополнение к кубикам предлагаются плакаты с нарисованными складами для чтения и сопоставления. Многие кубики, имеющиеся в продаже, нужно предварительно собрать: склеить, закрепить и наполнить наполнителем. Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева требует усидчивости со стороны родителей. Если вы готовы регулярно заниматься со своим малышом, то эта методика для вас, если же нет – то лучше отдать ребёнка в специальный развивающий центр, обучающий чтению по кубикам Зайцева.

      Игры для раннего развития детей по системе Никитиных

      Семья Никитиных, Елена Андреевна и Борис Павлович, — по сути, классики отечественной педагогики и воспитания. Они на примере собственной многодетной семьи в далёкие советские времена продемонстрировали яркий пример воспитания самостоятельной и гармонично развитой личности.

      По мнению семьи Никитиных родители зачастую допускают две крайности: либо это чрезмерная заорганизованность, когда родители всячески стараются занять и развлечь ребёнка, тем самым не давая ему возможности для самостоятельной деятельности; либо это полная заброшенность ребёнка, когда родители за обычными бытовыми делами по обслуживанию ребёнка (кормёжка, уборка, укладывание спать и т.д.) забывают о важности общения и интеллектуального развития.

      Главная задача воспитания, согласно методике Никитиных, заключается в максимальном развитии творческих способностей ребёнка, его подготовка к будущей взрослой жизни.

      Интеллектуальные развивающие игры семьи Никитиных очень популярны. Они развивают у ребёнка логическое мышление, учат принимать решения. Такие игры доступны в продаже и рекомендуются деткам уже с 1,5-годовалого возраста. Автор развивающей методики предлагает 14 правил игры, шесть из которых считаются обязательными. Широко известны игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и «Точечки», а также рамки и вкладыши Монтессори.

      Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

      Эта методика раннего развития ребёнка возникла приблизительно сто лет назад в Германии, автор её Рудольф Штейнер. Согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

      Методика раннего развития Сесиль Лупан

      Сесиль Лупан – последователь Глена Домана и многих других методик раннего развития. Накопив собственный опыт и изменив методики предшественников, она разработала свою собственную «стратегию» раннего развития ребёнка. В своей книге «Поверь в своё дитя» она рассказывает свои советы и решения о воспитании ребёнка. Главное утверждение Сесиль Лупан: «Ребёнку не нужна ежедневная обязательная программа занятий».

      Для развития речи ребёнка имеет огромное значение чтение ему книг. Автор методики предлагает читать и объяснять малышу сложные сказки и басни. Чтобы легче учить буквы и цифры, нужно вместе с буквой нарисовать изображение на букве. Например, на букве «К» нарисовать кошку. Как и в методике Глена Домана, С.Лупан рекомендует обучать малыша чтению с помощью карточек. Только вот на этих карточках буквы она рекомендует писать не красным цветом, а разными цветами, а точнее: согласные буквы – чёрным цветом, гласные – красным, а те буквы, которые не произносятся – зелёным. В своей книге автор даёт подробные советы по обучению ребёнка верховой езде, плаванию, живописи, музыке, а также иностранным языкам.

      Итак, на сегодняшний день существует множество развивающих методик для детей дошкольного возраста, главные из которых описаны в этой статье. Кроме того, в продаже имеется достаточное количество вспомогательного материала для занятий по этим методикам. Не последнее место в роли источника обучающих материалов принадлежит интернету. Решив заниматься по одной из вышеизложенных методик, нужно заранее обдумать план и последовательность занятий.

      Лично я приверженец занятий по нескольким методикам и некоторых позиций Вальдорфской системы. Я, как родитель, считаю, что ребёнку нужно создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития в раннем детском возрасте. Это будет хорошим фундаментом для дальнейшего формирования его как личности. Тем не менее, не нужно забывать, что детство – это период радости и беззаботности, и не нужно у ребёнка забирать это сладкое детство. Главный мой принцип воспитания: делать всё то, что доставляет удовольствие и радость моему ребёнку. Думаю, со мной согласятся многие ответственные родители. Успеха вам и вашим деткам в познании окружающего мира, ведь он (мир) так прекрасен! Подарите красочный и многогранный мир своим малышам!

      www.allwomens.ru



    You Might Also Like