Raiting-OY.ru

Все о детях

Болезни развития речи у детей

Что такое задержка речевого развития?

В логопедии задержка речевого развития (ЗРР) означает несвоевременное овладение разговорной речью ребенком младше 3-летнего возраста. Проявляется такое заболевание при недостаточном развитии словарного запаса в количественном, а также качественном плане. Важно знать симптомы патологии, чтобы начать вовремя ее корректировать, а также возможные последствия несвоевременной терапии.

При данном нарушении отмечается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.

При задержке речевого развития требуется консультация не только логопеда, но и некоторых других врачей, так как патология может развиваться на фоне некоторых других заболеваний. Часто ЗРР сопровождается задержкой психического развития. Требуется осмотр логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. В отдельных случаях проводится медицинский анализ общего состояния ребенка.

Общая характеристика болезни

Задержка речевого развития – не слишком распространенное детское заболевание, так как по статистике им страдают не более 10% людей, причем значительно чаще проблемы с речью испытывают мальчики.

Данный термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.

Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:

  • 1 период – у детей 2 лет и меньшего возраста;
  • 2 период – до 3 лет;
  • 3 период – до 7 лет.
  • В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов. В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР, во 2 – заикание, мутизм, в 3 – детская афазия, заикание.

    Причины возникновения ЗРР

    Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:

  • тугоухость;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • гипоксии;
  • родовые удушения;
  • травмы, полученные при родовой деятельности;
  • преждевременное рождение;
  • переношенность;
  • недоразвитость мышц рта, лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после введения активных вакцин;
  • гипотрофия.
  • Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.

    Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.

    Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.

    Для развития речи нежелательно учить детей говорить на двух разных языках сразу и воспитывать его в среде, где идет постоянный большой поток разной информации, которая сложна для понимания в младенчестве.

    Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.

    Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:

  • неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
  • отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
  • в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
  • неспособность у детей в 2 годика к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
  • неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
  • в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
  • абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
  • использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.
  • Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.

    Диагностика задержки речевого развития

    При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения.

    Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.

    Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.

    Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.

    Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.

    При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.

    В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.

    Для диагностики психологического и речевого развития психологи детского профиля и логопеды используют Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкала раннего речевого развития.

    Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении, мутизма) и общего недоразвития речи любого из уровней.

    Коррекция состояния задержки речевого развития

    Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.

    Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.

    Медикаментозное лечение детей с заболеванием ЗРР

    Если у ребенка наблюдаются патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом с учитыванием его рекомендаций. Обычно назначается курс ноотропов, транскраниальная микрополяризация, массаж, терапия магнитами, электрорефлексотерапия.

    Магнитотерапия и электрорефлексотерапия являются процедурами, направленными на восстановление правильной работы мозговых центров, ответственных за воспроизведение речи, слух, дикцию, активность речи, интеллектуальные способности в целом и речевой запас. У данных процедур есть противопоказания, поэтому нужно их учитывать при подборе лечения.

    Эффективен логопедический массаж, при котором врач-логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе.

    Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.

    При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения используются методики дельфинотерии и иппотерапии.

    Лечение ЗРР посредством упражнений

    Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.

    Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:

  • лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
  • деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
  • процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
  • расширению активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение навыков связного выражения мыслей.
  • Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.

    Профилактические меры и прогноз течения заболевания

    Задержка речи у детей хорошо поддается коррекции. Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным – при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.

    2 года – возраст, при котором лечение даст достаточно быстрый и эффективный результат, дети старше хуже поддаются терапии.

    Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации врачей, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения.

    Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.

    Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:

  • создание условий, необходимых для гармоничного протекания беременности;
  • сокращение риска получения ребенком удушения при родах и родовых травм;
  • обеспечение нормального протекания постнатального развития;
  • создание нормальных семейных условий для развития речевой коммуникации;
  • предоставление детям развивающих игр, игрушек;
  • обеспечение нормального, актуального, адекватного возрасту ребенка информационного потока.
  • Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать врача для оценки текущего развития.

    Возможные последствия

    Если лечение начато своевременно (в год или раньше), обычно негативных последствий для ребенка не бывает. Но задержка речевого развития у детей 3 лет требует быстрого лечения, так как при отсутствии должной терапии отклонение может стать причиной следующих последствий:

  • интеллектуальное и психологическое запаздывание в прогрессе по сравнению с детьми аналогичного возраста;
  • при отсутствии должной терапии – постепенное усиление этого различия;
  • ошибки в построении речи, упрощенность фраз, мышления;
  • трудности при последующем образовательном и познавательном процессе, особенно во время учебы в школе.
  • Во избежание данных состояний важно следить за прогрессом речевого аппарата ребенка с рождения.

    Задержки речевого развития у детей хорошо поддается лечению: при своевременной терапии ребенок может достаточно быстро догнать своих сверстников по уровню возможностей речевой коммуникации. Важно точно установить истоки проблемы, так как задержка развития речи у детей может быть спровоцирована не только психологическими с социальными причинами, но и биологическими как признак более серьезного заболевания. Что делать в каждом конкретном случае, вам лучшего всего подскажет врач-специалист.

    vseorechi.ru

    Нарушения речи у детей

    Что такое Нарушения речи у детей —

    Психиатрические проблемы и специфические нарушения речи часто связаны. Первый вариант – причина их может быть едина – аномалии мозга, препятствующие «высшим функциям». Нарушения речи могут быть также вызывать фрустрацию и изоляцию, поскольку речь является мощным орудием мышления и решения жизненных задач, это средство получения чего-либо от людей. Третий вариант – одно и то же расстройство социального общения речевым психотерапевтом может быть истолковано как проблема речи, а специалистом по психическому здоровью – как психиатрическая проблема.

    Существуют разные оценки распространенности специфических нарушений речи. Это вызвано в том числе отсутствием единого определения и единых диагностических критериев расстройств речи у детей. Существуют тяжелые и устойчивые расстройства, что приводят к существенным социальным нарушениям и возникают у малышей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Это довольно редкие явления – менее 0,1% от всех случаев расстройств речи.

    Также существуют широко определенные науршения речи у детей, распространенность которых достигает от 15 до 25%. Но у многих таких детей относительно небольшие задержки или проблемы с артикуляцией, которые либо не приводят к социальным нарушениям, либо приводят к небольшим, и сводятся «на нет» без лечения.

    У 1-5% детей школьного возраста могут быть значительные проблемы с речью. В основном расстройства речи встречаются у мальчиков и парней. Соотношение с пораженным женским полом составляет 2-3:1.

    Симптомы Нарушений речи у детей:

    У детей могут быть проблемы с:

    — артикуляцией (нарушено образование звуков)

    — просодией (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника)

    — синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений)

    — семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов)

    — прагматикой (нарушена способность использовать речи и понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).

    Виды нарушений речи у детей:

    Проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммуницировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем. Сверстники могут дразнить таких детей.

    Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня. Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной. Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией).

    Проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.

    Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог. Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение. Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аутистического спектра.

    3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия

    Такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет. Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь. У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы.

    После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные. Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел. У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.

    Сопутствующие учебные трудности

    При тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам. В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением. Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.

    Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы

    Многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства.

    Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи.

    При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка. Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении.

    Диагностика Нарушений речи у детей:

    Дифференциальный диагноз и оценка

    Следует отличать речевые расстройства (нарушения) от нарушений слуха. Необходима адекватная оценка слуха. Задержка речи может проявляться в рамках генерализованной недостаточной обучаемости, потому важны тексты общей умственной способности. При тяжелых проблемах с речью применяют тесты невербальных способностей.

    С помощью тестов общей умственной способности также отличают избирательную потерю речевых навыков при синдроме Ландау-Клеффнера от общей потери когнитивных навыков при прогрессивных деменциях детского возраста.

    Должна быть проведена общая психиатрическая оценка, потому что при расстройствах аутистического спектра может быть задержка и отклонения речи, аутистические расстройства даже могут начинаться с «регресса» развития, при котором теряются установившиеся речевые навыки.

    Элективный мутизм – диагноз детей, которые понимают чужую речь, но сами говорят только с узкой группой малознакомых людей и только в специфических обстоятельствах. Скорее всего, в большинстве случаев ключевым фактором является социальная тревога, но она может усугубляться сосуществующими небольшими проблемами с речью. Существует много специфических тестов артикуляции, а также экспрессивной и рецептивной речи. К примеру, в США и Англии используют Основы клинического оценивания речи.

    Лечение Нарушений речи у детей:

    Вмешательства при расстройствах речи

    Вмешательства оказывают значительный эффект при экспрессивных и фонологических расстройствах речи. При трудностях в рецептивной речи эффективность вмешательств не доказана. При трудностях у детей в экспрессивной речи лечение, проводимое родителями под руководством специалиста, настолько же эффективное, как и лечение, которое проводят клиницисты. Некоторые исследования показали, что у детей с фонологическими или рецептивными трудностями речи, лечение, проводимое клиницистами, более эффективно.

    Прогноз развития речи зависит и от типа расстройства речи и от наличия сопутствующих когнитивных нарушений. Хуже прогноз, когда у ребенка низкий интеллектуальный уровень и расстройства речи. Самый высокий шанс выздороветь – у детей с чистыми артикуляционными проблемами. Минимальный шанс выздороветь у детей с расстройством рецептивной речи. Ребенок с расстройством рецептивной речи и нормальным IQ может достичь достаточного прогресса к взрослой жизни для того, чтобы довольно хорошо общаться, но у него сохраняются в большей или меньшей мере дефициты речи. Дефициты в использовании и содержании речи могут быть очень устойчивы, как показали некоторые исследования. При синдроме Ландау-Клеффнера единого прогноза нет, а если симптомы проявляются у детей до пяти лет, тяжелые проблемы будут устойчивыми.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Нарушения речи у детей:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Нарушений речи у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    www.eurolab.ua

    Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    М алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:

    Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

    Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

    Формирование словаря.

    Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

    Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

    Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
  • Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

    Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

    Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

    Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).
  • Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

    Грамматический строй речи

    Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).

    Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.

    Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

    Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

    Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

    Звуковая культура речи

    Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.

    Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
  • В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
    • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
    • Знает последовательность событий
    • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.
    • Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

      Формирование словаря

      Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

    • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
    • «Кто у кого?» — в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
    • «Назови ласково» — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
    • «Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
    • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.
    • Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

    • Чем рисует художник?
    • С помощью чего пришивают пуговицу?
    • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
    • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.
    • Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

      Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

      В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

      Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

      Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

      С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.

      Для этого возраста важно уметь:

    • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
    • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
    • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
    • выразительно читать стихи.
    • Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

      Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

      Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

      Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

    • Осенью часто идёт моросящий…
    • Весной с юга возвращаются перелётные…
    • Символ России – белоствольная…
    • Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

      Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

      Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

      Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

      Определять количество звуков и букв в слове.

      Дошкольники этого возраста должны уметь:

    • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
    • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
    • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
    • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
    • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
    • выразительно читать стихи, загадки.
    • Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

      Формирование словаря

      Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

      «Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

      «Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

    • Кто водит автомобиль?
    • Кто разносит почту?
    • Кто тушит пожар?
    • Кто лечит людей? И т.д.
    • Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

      Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

      Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

      Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

      Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

      «Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

      Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

      «Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

      Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

      Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

      Результаты в таблице

      Существительные мн. числа

      Существительные мн. числа родительного падежа

      detki.guru

      Задержка развития речи у детей

      Задержка развития речи или ЗРР – это сложная болезнь, которая выявляется у детей до 4 лет. Характеризуется существенным отставанием в развитии речевой нормы. Могут быть сложности в выявлении глубины проблемы из-за того, что отличают два вида этого заболевания:

      • задерживается только речевое развитие, в интеллектуальном плане все так же, как и у сверстников. А, возможно, умственное развитие у малыша и выше, трудности только в произношении слов;
      • задерживается психоречевое развитие, то есть и интеллектуально, и эмоционально малыш сильно отстает от своих одногодок.

      ЗРР не может возникнуть само по себе, есть множество причин, которые послужили отправной точкой развития этой болезни. Зачастую, это:

    • травмы во время родов;
    • патологии развития плода внутриутробно;
    • повышено внутричерепное давление;
    • дислексия – это заболевание возникает вследствие генетической предрасположенности;
    • расстройство психики;
    • были получены травмы физического характера;
    • потеря или снижение слуха;
    • болезни мозга головы;
    • лицевая и ротовая мускулатура недоразвита.
    • Когда причины этого заболевания не выяснены, тогда лечение будет затруднительно так, как провоцирующий фактор работает и дальше. Нужно, чтобы был поставлен верный диагноз и выявлены причины ЗРР.

      Как же понять, что у детей есть проблемы с развитием речи? Нужно обязательно обратить внимание на следующие возрастные симптомы:

    • в четыре месяца малыш не обращает внимания на жестикуляцию мамы-папы, бабушки-дедушки и других взрослых, не узнает самых близких людей, которые практически постоянно находятся с ним;
    • от шести до девяти месяцев не лопочет и не начинает произносить однотипных и повторяющихся звуков, таких, как ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.п.;
    • в полуторагодовалом возрасте не произносит простейших слов и никак не реагирует, когда взрослые обращаются только к нему, не понимает легких заданий и просьб;
    • давиться твердыми кусочками пищи, так как не умеет ее пережевывать;
    • не разговаривает или имеет очень скудный запас слов в двухлетнем возрасте;
    • маленький запас слов, не более 20, и неумение строить фразы хотя бы из двух простых слов в два с половиной года;
    • невозможно понять разговор трехлетнего малыша, его фразы позаимствованы у взрослых или мультфильмов.
    • Все симптомы перечисленные выше, говорят о том, что у детей развивается ЗРР, которую можно скорректировать без серьезного и специфического лечебного применения. В том случае, когда эти симптомы останутся без внимания и не будут устранены до того, как малышу исполнится 5 лет, тогда заболевание будет развиваться.

      Если ЗРР была выявлена своевременно, то есть до двухлетнего возраста, тогда лечение, которое производится в комплексе при воздействии врачей и родителей, даст желаемый эффект. Ошибочно полагать, что достаточно только одних занятий с логопедом. Этот специалист может научить детей правильному произношению звуков и букв, комплексное лечение включает коррекцию и занятия у различных специалистов.

      Медикаментозная терапия

      Зачастую, при этом заболевании назначают лечение лекарственными препаратами, направленное на восстановление речи. Нельзя заниматься самолечением – это может делать только психиатр или невропатолог. Препараты могут назначаться такие, как актовегин и корктексин, лецитин и нейромультивитамин, а также когитум.

      Электрорефлексотерапия и магнитотерапия

      Такое лечение направлено на восстановительный процесс работы центра мозга головы, отвечающих за речевую активность, дикцию, интеллект или словарный запас. Но стоит понимать, что электрорефлексотерапия имеет много противопоказаний – это и расстройства психики, и судорожный синдром, и проявление эпилептических припадков.

      Альтернативная медицина

      Для детей могут подбирать иппотерапию или дельфинотерапию. Такие процедуры могут назначаться исходя из индивидуальных особенностей малыша.

      Педагогическая коррекция

      Медикаментозное лечение не даст никаких результатов если параллельно не будет проводиться педагогическое воздействие. Коррекцию отклонений производит дефектолог. Для этого он составляет индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

      Логопедический массаж

      Если у детей проблемы с задержкой развития речи, тогда специалист может воздействовать точечно на язык и губы, щеки и мочки ушей, а также руки с помощью логопедического массажа.

      Упражнения, которые проводит с маленькими пациентами дефектолог, направлены они на развитие слухового аппарата и подвижности языка, а также лицевых мышц. Это могут быть звукоподражания и скороговорки, сказкотерапия и песни, лицевая гимнастика и упражнения, направленные для того, чтобы разработать мелкую моторику рук. Есть очень много упражнений, которыми просто необходимо пользоваться, но только согласно советам специалиста.

      С пациентом, у которого выявлена ЗРР нужно заниматься непросто ежедневно, а несколько раз в сутки, так что родителям нельзя обособиться и остаться в стороне, поручив все заботы врачам, если они хотят, чтобы лечение было эффективным.

      ЗРР, если лечение не будет проводиться, то можно ждать следующие последствия:

    • с годами разница в психическом и интеллектуальном развитии у детей становится все более ощутимой;
    • занятия на уроках в школе будут затруднены, может быть вопрос о переводе ученика в специализированное, коррекционное, заведение.
    • Намного проще предупредить задержку речевого развития, чем потом ее вылечить. Взрослые просто обязаны проводить со своим крохой больше времени, и начинать общаться с ним с того момента, как только узнали о его существовании, то есть, когда он находится еще в утробе матери. Если дети не страдают от нехватки общения со взрослыми, они желанны и любимы, то никогда не возникает проблем с речевым развитием.

      lecheniedetej.ru

      Этапы развития речи у ребенка

      Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных слов.

      К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

      В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

      В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

      В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

      1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

      1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

      1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

      2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

      2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

      После двух — не поздно

      3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

      4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

      5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

      7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

      medportal.ru



    You Might Also Like