Raiting-OY.ru

Все о детях

Дети из трудных семей

Дети из трудных семей

3. Криминально-аморальная семья

4. Аморально-ассоциативная семья

5. Конфликтная семья

6. Педагогически несостоятельная семья

Список использованной литературы

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это – дела деликатные, внутрисемейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6-7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16-18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе.

1. Виды неблагополучных семей

Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно – и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, а другим все трын-трава, ничем их не проймёшь. Стало быть, говорить о ребенке из неблагополучной семьи – значит говорить:

1). Какие бывают неблагополучные семьи

2). Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, поверженные

чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.

3). Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.

4). Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т.д., т.е. превращать семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка.

5). Что должны предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье.

Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с ограниченными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец-пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, – это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае – несчастливыми. Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия – только отношение к ребенку.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

2. Алкогольная семья

Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе, имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.

Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство — причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц – матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием – алкогольной болезнью.

www.newreferat.com

Дети в трудной жизненной ситуации

Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.
  • Причины семейного неблагополучия

    1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
    2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
    3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

    Дети в трудной жизненной ситуации

    1. Дети без попечения родителей

    Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

    Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.
  • Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

    Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

    Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

    Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

    2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

    Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

    Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

    Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

    Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.
  • В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

  • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
  • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
  • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
  • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.
  • Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

    И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

    В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

    3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

    По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

    Самой уязвимой категорией в случаях чрезвычайных происшествий, как правило, являются дети.

    В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

    Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

    В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

    4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

    Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

  • физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие,

    психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.
  • Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

    Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: "Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?". Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

    Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

    Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

    5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

    Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение, т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

    Уровни отклонения в поведении:

  • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
  • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.
  • Причины отклонения в поведении:

    • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
    • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
    • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
    • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
    • безнадзорность.
    • В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

      При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует телефон доверия, по которому они могут звонить при необходимости.

      На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

      www.ya-roditel.ru

      Подростки из трудных семей

      Под «трудными» семьями здесь имеются в виду прежде всего семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребенок растет, никогда не будучи уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее очевидным и, увы, весьма распространенным примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и даже те, где взрослые члены семьи постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в выражении своих негативных чувств друг к другу. Семьи, о которых идет речь, могут быть внешне довольно благополучными. Но в таких семьях детям тоже недостает уверенности в том, что они любимы родителями и нужны им.

      У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которые становятся более заметными именно в подростковом возрасте. Необязательно, что у подростка из такой семьи проявятся все перечисленные ниже особенности, но возникновение некоторых весьма вероятно. Для них характерна низкая самооценка, которая нередко маскируется защитами различного вида (например, перфекционизмом, т. е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к другим и сплетничаньем). Они испытывают чувство вины, действуя в своих интересах, даже при том, что не задевают интересов других людей. Чувство стыда у них также гипертрофировано. Сама способность распознавать и выражать собственные чувства, а также понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей, делая многое в своей семье по чувству долга, становясь взрослыми, бывают или чересчур ответственны (в том числе когда этого не требуется ), или, напротив, весьма безответственны, словно наверстывая упущенное в детстве. Из-за непредсказуемости семейной ситуации они очень болезненно реагируют на неподконтрольные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и контролировать других. С этим связаны и их трудности планирования собственной деятельности – они склонны откладывать на потом дела, требующие выполнения к определенному сроку.

      В отношениях с другими людьми они также имеют целый клубок тесно переплетенных между собой проблем. В силу особенностей своего детства и подростничества, когда они не были уверены в том, что их любят близкие, дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь. Это проявляется, например, в том, что им недостает искренности в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни (и потому, что запрещают взрослые, и потому, что неловко рассказывать какие-то подробности), они усваивают привычку к так называемой автоматической лжи, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции в тех случаях, когда за правду никто не стал бы осуждать. Не желая обидеть или потерять друзей, они поддерживают дружеские отношения даже с теми, кто их предал. В этом отчетливо проявляется страх отвержения и потери отношений с другими, даже таких отношений, которые изжили себя. Эта черта, а также низкая самооценка и неуверенность в себе, защиты, маскирующие такую самооценку, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают подросткам из трудных семей невротические черты и делают более вероятным возникновение у них неврозов.

      Психологическая помощь таким подросткам требует большого мастерства и такта. Как средство работы с ними полезен групповой личностный тренинг, направленный на работу с перечисленными проблемами. Важнейшими элементами тренинга является развитие способности распознавать и выражать свои чувства, формирование уверенности в себе, преодоление гипертрофированных чувств вины и стыда. Семейные проблемы если и нужно обсуждать, то не на первых нескольких занятиях. Основной целью этого обсуждения является снятие напряжения в отношении к семье и пробуждение позитивных чувств к ней, основанных на понимании и эмпатии. Групповая работа должна дать подросткам чувство того, что они поняты и приняты группой сверстников и не одиноки перед своими проблемами. Это даст важные предпосылки психологического благополучия в будущем.

      lektsii.org

      Дети из неполных семей

      Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

      Неполная семья — это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении.

      Не будем останавливаться на анализе других причин появления неполных семей, они раскрываются в обществоведческих курсах. Отметим лишь значимость воспитательного фактора. Вследствие значительного ухудшения нравственного и социального воспитания, начавшегося в начале прошлого века, люди все более безответственно относятся к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Низкая моральная культура, терпимость общества, несовершенство законов создали благоприятную почву для легкомысленного отношения к одному из главных целей человеческой жизни — продолжению рода. Во многих семьях дети становятся досадной помехой. В лучшем случае их терпят, в худшем — выгоняют на улицу. Из более чем 100 тыс. малолетних бродяжек, обитающих ныне на улицах нашей страны, более 80 % — выходцы из неполных семей.

      К сожалению, число несовершеннолетних детей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этом повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения. Исследования подтверждают, что длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывает в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентации; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжелых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

      При отсутствии одного из родителей дети страдают больше всего. У них отмечается раннее взросление, знакомство с теневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитии ребенка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно на готовности к будущей семейной жизни. Выходцы из неполных семей отличаются заниженными познавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстают в обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса.

      Таким образом, всевозможные недостатки в учебе и отклоняющееся поведение детей из неполных семей фактически запрограммировано:

      • из-за неудовлетворенности эмоционального контакта с родными людьми,

      • положительной оценки с их стороны,

      • неудовлетворенной потребности в любви и ласке,

      • уменьшении возможностей удовлетворения материальных потребностей.

      Как помочь этим детям? В истории российской педагогики сохранился опыт педагогической помощи бездомным, беспризорным детям и детям из неполных семей 20—30-х годов. Тогда вследствие революционных преобразований, гражданской войны, разрушения традиционных общественных и семейных ценностей сотни тысяч детей и подростков, осиротевших, беспризорных и без средств к существованию, оказались на улице. Дополнило эту безрадостную картину забвение традиций брачных отношений. Среди молодежи распространились взгляды, подобные нынешним. Удовлетворение сексуальной потребности становилось таким же простым и нехлопотным делом, как удовлетворение жажды. «Стаканом воды» был назван теоретиками такой животный подход к самой сокровенной части человеческих отношений. Все это и привело к возникновению внебрачных отношений, рождению целой армии никому не нужных детей. Фактически сохранили моральное здоровье только патриархальные, религиозные семьи, придерживающиеся старых традиций и моральных взглядов.

      Бездомных детей и детей из неполных семей, чьим воспитанием не обременяли себя их родители, собирали в детские дома, приюты, колонии, число которых множилось. В истории отечественной педагогики студент найдет соответствующую статистику. В детских домах выходцев из неполных семей, т. е. сирот и полусирот, насчитывалось от 65 до 85 %.

      На разработке методик воспитания беспризорных детей расцвел педагогический талант А.С. Макаренко. Многие его выводы и теоретические обобщения актуальны и сегодня, потому что безрадостная картина детской беспризорности осталась неизменной. Изучая педагогический опыт А.С. Макаренко, учитель современной школы, в которой находятся дети трудных судеб, найдет немало ценных советов, вытекающих из богатого педагогического опыта выдающегося педагога.

      Характерно, что к неполным семьям А.С. Макаренко относил и семьи с одним ребенком. Семья, в которой два родителя и один ребенок, одинаково сложная. Не зря в Педагогическом словаре записано: «Единственный ребенок в семье — педагогическая проблема воспитания ребенка, растущего в окружении взрослых». Без науки известно, что без братика или сестрички у ребенка не могут сформироваться те качества, которые закладываются бессознательно и в очень раннем возрасте. А наука говорит, что среди генов человеческого детеныша есть ген сосуществования и если это сосуществование не реализуется в полной мере, то у ребенка формируется комплекс эгоцентризма. Жизнь, сконцентрированная на эгоизме, сложна и неуютна, так как нужно постоянно отстаивать и защищать от других свое «Я» и свое «мое». Великие заповеди дружбы, любви, заботы, сотрудничества, данные людям, остаются у эгоиста невостребованными и нереализованными.

      Единственный ребенок в семье, по А.С. Макаренко, — это центр чрезмерного семейного внимания, гиперопеки со стороны родителей; вредное центробежное угодничество; ошибочная концентрация родительской любви; нервозное проявление родительских чувств через опасность потерять ребенка; сосредоточение обеспокоенности и страха; отсутствие опыта заботы о братьях и сестрах; помощи, любви, уважения, опыта игры, копирования поведения, разделения обязанностей; совместной радости и напряжения, опыта соседства; необходимость проявления в этой семье ненормальной родительской чувствительности и организации специального товарищеского окружения ребенка.

      Единственный ребенок становится предметом общих забот и повышенного внимания. Это может привести к развитию у него индивидуализма, к ослаблению воли, трудоспособности, повлечь за собой повышенную возбудимость. Постоянное руководство со стороны взрослых тормозит воспитание самостоятельности, инициативности, вызывает вялость, нервность.

      А.С. Макаренко оставил ценные наблюдения относительно формирования у ребенка психических установок после развода родителей. Он сформулировал требования к участию в воспитании отцов, проживающих отдельно от своих детей. Охарактеризовал А.С. Макаренко и практику денежных отношений, их негативное влияние на ребенка в случае педагогически нецелесообразного поведения матери.

      Педагогический опыт АС. Макаренко убеждает: неполные семьи наиболее ранимы в воспитательном плане. Чтобы оказать им действенную поддержку, необходим целостный подход в изучении детей из неполных семей. Он, по утверждению А.С. Макаренко, должен включать:

      — выявление социального окружения ребенка;

      —синтетическое изучение среды ради совершенствования личности в целом;

      —организацию определенных изменений в условиях развития ребенка, соединенных требованиями ответственности и уважения к нему;

      — включение детей в различные виды деятельности с целью их социализации.

      Воспитание детей из неполных семей — важная социально-педагогическая проблема, решение которой становится неотложной задачей и в XXI в. Наука должна ответить на вопросы, которые уже давно ждут своего решения. Среди них:

      —раскрытие специфики воспитания детей в условиях неполной семьи;

      —устранения трудностей, возникающих в период межличностных столкновений интересов совместно или отдельно проживающих родителей;

      —возможности правильного проявления отцовской (материнской) любви и сохранения авторитета единственного воспитателя ребенка;

      —целесообразность участия отдельно проживающего отца в общении и воспитании ребенка;

      —формирование определенных установок в поведении ребенка после развода родителей;

      —построение взаимоотношений детей с родственниками бывшего отца (матери);

      —разрешение вопросов социальной помощи, улучшения материальной стороны жизни семьи.

      Современным учителям пригодятся накопленные в опыте 20—30-х годов прошлого века педагогические рекомендации:

      • создание педагогически целесообразных отношений в неполных семьях различных типов;

      • индивидуализация работы общественных учреждений с детьми из неполных семей;

      • сотрудничество воспитательных учреждений, семьи и общественности в нейтрализации негативного влияния среды, общественных условий для обеспечения жизненных потребностей детей;

      • работа по устранению и недопущению беспризорности, бродяжничества;

      • организация приютов, домов ребенка, детских домов, интернатов;

      • оказание общественной помощи семьям, чтобы они не распадались;

      • юридическая ответственность всех виновных за распад семей и неправильное воспитание детей.

      Главным направлением коррекционной работы в классе станет координация и усиление компенсаторной деятельности взрослых — учителей и воспитателей, предполагающая замещение ребенку недостающих родителей. Хотя родительской любви никто, никогда и ничем заменить не сможет, но для устранения дефицита родительской ласки необходима компенсация. Только благодаря ей можно несколько улучшить формирование взаимоотношений с другими людьми, отогреть детское сердце.

      Подытоживая, отметим: школа получила трудную проблему воспитания детей из неполных семей. Неполные семьи — это семьи, где отсутствует один из родителей или где присутствует только один ребенок. Помогая этим семьям, учитель обеспечивает компенсаторную помощь.

      1. Какое поведение детей называется асоциальным, антисоциальным?

      2. Каких детей называют трудными?

      3. Опишите трудного ученика.

      4. Почему дети становятся трудными?

      5. Какие типы трудных детей выделяются учеными?

      6. Какими особенностями характеризуются педагогически запущенные дети?

      7. Как помочь трудным детям?

      8. Когда и почему ребенок врет?

      9. Как исправлять нечестное поведение ребенка?

      10. Как учитель корректирует детскую грубость ?

      11. Как бороться с детским сквернословием?

      12. Как бороться с ленью?

      13. Какие существуют способы профилактики наркомании?

      14. Какие способы профилактики алкоголизма вы могли бы назвать?

      15. Как бороться с курением школьников?

      16. Каких детей называют аффективными?

      17. Как корректировать аффективное поведение детей?

      18. Какая семья называется неполной?

      19. Почему существуют воспитательные проблемы в неполных семьях?

      20. Как корректировать поведение ребенка из неполной семьи?

      1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1986.

      2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.

      3. Борьба с детской беспризорностью / Под ред. Я.А. Перль, А.А. Любимова. М.; П., 1972.

      4. Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. М., 1909.

      5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

      6. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1955.

      7. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. М., 1987.

      8. Куфаев В.И. Юные правонарушители. М., 1924.

      9. Ларин АЛ. Об упрямстве детей. М., 1958.

      10. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.

      11. Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб., 1903.

      studfiles.net

      Социальное сиротство в России: что происходит с детьми из семей в трудных жизненных обстоятельствах

      Фото: Анастасия Егорова / «Новая газета»

      Мы привыкли думать, что детдомовец — это ребенок, у которого умерли родители и нет никаких родственников, поэтому он попал в государственное учреждение. В реальности это совсем не так. Восемьдесят процентов детей в детских домах — социальные сироты. У них есть родители. Они живы. Но их или принудительно лишили родительских прав, или они добровольно передают ребенка под опеку государства.

      Вдруг в вашей жизни случилось что-то, из-за чего временно вы не можете заботиться о своем ребенке. По закону Российской Федерации, можно обратиться в органы опеки и подписать договор на «временное размещение ребенка в интернат». Это единственная помощь, которую предлагает государство, — забрать ребенка в детский дом.

      Помимо опеки, есть еще органы социальной защиты. Они могут предложить вам единовременную выплату в размере трех тысяч рублей. В обмен на миллион собранных вами справочек и постоянное назойливое вмешательство социальных работников и опеки в вашу жизнь.

      С момента, как вы обратитесь за помощью, они будут везде — в вашем холодильнике, в ванной, в постели вашего ребенка, в детской, в кухне, даже в туалете. И что угодно — вещи на стуле, а не в шкафу, пятно на обоях, муха в компоте, стопка неглаженного белья или кошачья шерсть на ковре — может лишить вас родительских прав. Никакого нормативного документа, описывающего, за какие условия дома можно отобрать ребенка, нет.

      Если три тысячи единовременно не могут улучшить вашу жизненную ситуацию, вы подписываете договор с опекой и отдаете ребенка на «временное размещение» в интернат. Длительность зависит от личных предпочтений опеки в конкретном регионе. Где-то любят на три месяца, где-то на год. По закону вы можете свободно посещать ребенка, забирать домой на выходные и каникулы. В реальности же вам придется еще доказать опеке и сотрудникам интерната, зачем вам забирать ребенка. И почему вы просто не приедете к нему в гости (интернат может быть на другом конце области, куда не добраться общественным транспортом, без помещения, где вы смогли бы побыть наедине).

      Сотрудница опеки по Глинковскому району Смоленской области Татьяна Ивановна Мельникова рассказывает: «Временное помещение ребенка в госучреждение по соглашению с родителями — это, наверное, единственное, что может предложить государство семьям в трудной жизненной ситуации, это правда.

      Но ситуации бывают разные. Если у родителей сложности только материального характера, мы стараемся обойтись своими силами, не забирать ребенка. Такими ситуациями обычно занимаются органы социальной защиты. Если необходимо временное размещение, то ребенок попадает в их центр реабилитации. Опека занимается другими семьями, где родители не выполняют свои обязанности надлежащим образом.

      Последний наш случай: мама оставила ребенка с пьющей бабушкой и сама загуляла на четыре дня. Ребенка временно забрали в интернат без лишения родительских прав. Для таких семей, которые один раз оступились, не справились, это очень действенная мера. Пока ребенок дома, мы ходим, ведем с ними беседы. Это все обычно бесполезно. Зато когда ребенка забрали, это их быстро отрезвляет. Вот эта мама уже приходила к нам с горькими слезами, съездила закодировалась, привезла нам справочку. Но мы за ней пока, конечно, еще понаблюдаем».

      Другого государственного органа, кроме опеки и соцзащиты, который мог бы помочь, нет.

      Есть некоммерческая организация, благотворительный фонд «Дети наши», который занимается реальной помощью семьям, попавшим в трудную ситуацию, и социальным сиротам в госучреждениях.

      Фонд начинался с группы московских волонтеров, которые десять лет назад ездили в детские дома в Смоленской области. Социальный педагог фонда Алина Киприч рассказывает: «Когда мы несколько раз съездили в интернаты, как обычно, с вещами, игрушками — стало понятно, что главная проблема не в этом. Дети убегают даже из самых материально благополучных интернатов. К маме».

      Фонд «Дети наши» занимается возвращением детей из детского дома в родную семью и восстановлением связей с родными. Помогает семьям, которые отдали детей на «временное размещение», справиться с жизненными трудностями и забрать их домой. У фонда сложилось взаимодействие с двумя интернатами в Смоленской области — Шаталовским и Сафоновским.

      В обоих детских домах социальные педагоги и психологи фонда постоянно работают как внештатные сотрудники. Ездят в «трудные» семьи в отдаленных деревнях, проводят психологическую работу с родителями и детьми, помогают адаптироваться ребятам, только что попавшим в интернат, сопровождают семьи, куда вернули детей после «временного размещения». И просто помогают выбраться из этой ситуации, относятся к родителям и детям по-человечески. Фонд также оказывает материальную помощь семьям в трудном положении.

      Сотрудники фонда, два социальных педагога — Алина Киприч и Павел Исаченко — привозят меня в гости в семью Марины (имена изменены по просьбе героини) и маленького Вани. Я рассказываю историю этой семьи, потому что она со счастливым продолжением. И оно стало возможно только благодаря совместной работе государственных органов и некоммерческого фонда.

      Марина живет на краю деревни в шестидесяти километрах от Смоленска. Приземистый деревянный дом, во дворе на цепи пес лениво лает и виляет гостям хвостом, на крыльце рыжий кот. Марина проводит нас в комнату, за ней хвостиком Ваня. Ему пять лет. Он стесняется заговаривать с чужими, только здоровается и прячется в кресле за мамину спину.

      Когда Ване было три года, Марина была вынуждена на год отдать его в Шаталовский детский дом.

      «Единственная работа, которая была, — дояркой в частный коровник. Но там был такой график, что я не могла ни смотреть за Ваней, ни отводить и забирать из детского сада. Оставить не с кем, никаких родственников у нас нет. Старшая дочка уехала учиться в Смоленск».

      Договориться об удобном графике не получилось. Сотрудники фонда пытались найти няню для Вани или другую работу для Марины. Фонд готов был оплатить няню, расклеивали объявления на остановках в ближайших деревнях вдоль трассы, но никто не откликнулся.

      Марина решилась обратиться в органы опеки: «Они приехали, разговаривали вежливо, не пугали, не оскорбляли. Но предложили только забрать его на год без лишения родительских прав. Никакого другого варианта не предложили, никакой помощи тоже. Я подписала договор, его забрали».

      После переезда в интернат Ваня совсем перестал разговаривать. Хотя до этого бегло болтал. Мама постоянно приезжала, даже забирала его на выходные. Только через три месяца с помощью психолога интерната Оксаны Петровны Решетовой Ване удалось справиться со стрессом. И он снова начал разговаривать.

      Оксана Решетова рассказывает: «Ситуация в интернатах очень зависит от руководителя. У нас такой директор, который настаивает на возвращении детей в родные семьи. Два постоянных вопроса, которые должен задавать себе каждый сотрудник: что вы сделали, чтобы родители приехали к ребенку в этот раз, и что вы сделали, чтобы они приехали еще раз?

      Общая статистика довольно печальная — после временного помещения ребенка в интернат в 60 % случаев его отбирают. Не всегда решение об изъятии принимает опека. Часто бывает так, что вначале родители ездят, плачут, забирают на выходные. А со временем привыкают жить без детей, которые раньше были сдерживающим фактором.

      Родители смиряются с тем, что ребенок не с ними, постепенно ездят реже, а потом перестают. Ребенок остается в системе, а родители при этом не решают своих проблем и часто начинают пить больше.

      Действительно, бывают ситуации, когда родители после того, как ребенка отобрали, берут себя в руки, перестают пить. Но это шоковая терапия, очень травматичная для ребенка.

      Мы, к сожалению, не мобильны и не можем выезжать в семьи. С этим нам очень сильно помогает фонд «Дети наши». Всей системе, конечно, очень не хватает ресурсов, в первую очередь человеческих. Чтобы проводить психологическую работу с детьми и родителями, заниматься сопровождением семей. Это помогло бы сохранить многие кровные семьи».

      Весь наш разговор Ваня не отходит от мамы. Когда Марина выходит ответить на звонок мобильного, он хватает ее за край кофты и выбегает следом. Сквозь смущение все-таки отвечает на мой вопрос, где лучше — в интернате или у мамы: «У мамы».

      Павел объясняет, что ситуация этой семьи довольна нетипичная. Часто после «временного размещения» родителей лишают родительских прав, ребенка отбирают. Опека находит сто и одну самую абсурдную причину не возвращать ребенка в семью. Не из злого умысла. Просто с точки зрения системы легче забрать и поместить в детский дом, чем сопровождать «проблемную» семью.

      Нужно ведь заниматься адаптацией ребенка, оказывать материальную помощь, обеспечивать регулярные занятия с психологом. Интернаты-то уже есть, а ресурсов для сопровождения семей нет. И если с возвращенным в семью ребенком что-то случится, ответственность в том числе понесут сотрудники опеки.

      «Мы и есть тот самый орган, которого нет. У сотрудников опеки и психологов интерната часто нет возможности выезжать в семьи, особенно если это отдаленные деревни. А мы ездим. Иногда приезжаешь, а нет даже названия улицы. Ищем дом, спрашиваем у соседей. Часто люди боятся, что мы опека, что заберем ребенка.

      Бывает, заходишь, а родители сразу начинают показывать холодильник, мол, видите, у нас вот сосиски даже есть, праздник сегодня. Иногда опеку вызывают соседи — пишут заявление, что такая-то семья неблагополучная, плохие условия. Бывает — правда, а бывает, просто с соседями поругались, они и настучали.

      Поэтому сначала стараемся выезжать мы. Потому что если выедет опека, то, скорее всего, заберут ребенка. А может, и еще парочку поблизости, за компанию. Чтобы два раза в отдаленный район не ездить, за бензин не отчитываться.

      Опека зачастую не представляет себе, как живут люди в деревнях, для них это все дикость. Для городского жителя туалет во дворе или печка вместо плиты, на которой надо греть воду, чтобы помыться, — это признак нищеты. Но это просто другой образ жизни», — объясняет Павел.

      Государство плодит нищету, а потом с этой нищетой расправляется: почему у бедных семей отбирают детей?

      Городскому человеку, привыкшему к комфорту квартиры с евроремонтом, дом маленького Вани показался бы, наверное, плохими условиями для ребенка. Посреди комнаты закопченная печка, на которую то и дело вспрыгивает кот. Низкий диван под ней. Маленький телевизор. На полке под ним стопка новых одинаковых детских носков с суперменом. «Это все фонд привез», — смущенно говорит Марина. Пахнет жареным луком и немного сыростью. Зато главное — Ваня с мамой.

      Пока Ваня был в интернате, Марина вышла замуж и уволилась из коровника. Точнее, ее сократили, потому что предприятие обанкротилось. Теперь муж обеспечивает семью, и Марина может позволить себе не работать. Благодаря помощи сотрудников фонда и психолога интерната Оксаны Петровны Решетовой она смогла забрать Ваню домой.

      www.novayagazeta.ru



    You Might Also Like