Raiting-OY.ru

Все о детях

Двигательное развитие дошкольника шишкина

Изучение двигательной активности детей (обследование 2-х детей в течение 60 минут), выявление объема, продолжительности, интенсивности ДА. С этой целью используется метод наблюдения.

Внимание обращается на самых подвижных детей и на тех, кто больше сидит, не решаясь активно двигаться. Следует выделить преобладающие движения у каждого из детей, определить, кто двигается самостоятельно, пытается «завоевывать» пространство для своих игр, соотносит движения с эмоциями, кто проявляет нерешительность, медлительность, малоподвижность.

Сравнение полученных показателей с примерными показателями двигательной активности детей, имеющимися в методической литературе (Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника. – Минск, 2011), выделение групп детей по степени их подвижности: гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные. Разработка программы коррекционной работы с дошкольниками (малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность, для гиперподвижных разнообразится состав движений, в игры включаются упражнения, требующие сосредоточенности внимания, точности движений).

Проведение на прогулке белорусской народной подвижной игры в соответствии с программой для детей своей возрастной группы с последующей фиксацией в дневнике по схеме (см. прил. № 8)

Фиксация в дневнике практики: заполнение таблицы «Показатели двигательной активности детей» (см. прил. № 10), самоанализ собственной деятельности.

Оформление в папку специалиста программы коррекционной работы для детей с разным уровнем двигательной активности ребенка, конспекта белорусской народной подвижной игры.

День 3. Индивидуальная работа с детьми, имеющими высокие (низкие) показатели физической подготовленности

Цель: учить студентов организовывать двигательную деятельность детей (на занятии, прогулке), учитывая индивидуальные особенности их физической подготовленности.

Студенты используют протоколы изучения физической подготовленности детей, имеющиеся у воспитателя группы или руководителя физического воспитания. Выделяют детей, имеющих высокий и низкий уровни физической подготовленности, проводят с ними на физкультурном занятии или прогулке индивидуальную работу.

Для детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, отличающихся уверенностью в действиях, смелостью, решительностью, высокими количественными и качественными показателями движений, высоким уровнем развития основных физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость), студенты планируют и проводят задания, направленные на совершенствование двигательных умений и навыков: выполнение упражнения по названию, схеме, рисунку, применение частичного показа, сжатая форма объяснения упражнения.

Детям, имеющим низкие показатели физической подготовленности, свойственно состояние угнетенности при неудачах, медлительность, недостаточная уверенность, неспособность преодолеть чувство страха при выполнении движений. Таким детям необходим замедленный показ упражнения, с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание, наиболее сложные упражнения, следует демонстрировать в различных плоскостях. Эффективны для них задания специального обучения использованию знаний в действиях, где каждый ребенок в речи выражает все то, что выполняет практически. Это побуждает к предварительному обдумыванию действий, контролю над ним.

Оформление в папку специалиста конспекта физкультурного занятия, прогулки (в первую половину дня), отражающих приемы индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий (низкий) уровень физической подготовленности.

День 4. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий

Цель: учить студентов использовать в оздоровительной работе с детьми алгоритмы здоровьесберегающих технологий.

studfiles.net

В. А. Шишкина. Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования

1 В. А. Шишкина Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь М о з ы р ь «Белый Вецер»

2 УДК :796 ББК Ш65 Р е ц е н з е н т ы: кафедра теории и методики физической культуры учреждения об разования «Гомельский государственный университет имени Фран циска Скорины» (заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры Г. И. Нарскин); руководитель физического воспитания государственного учреждения образования «Ясли-сад 92 г. Минска» Н. М. Ракша Ш65 Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишки на. Мозырь : Белый Ветер, , [3] с. ISBN В пособии раскрываются научно методические подходы к организации процесса двигательного развития дошкольников; представлены содержание и методика работы по каждому из его направлений в разных возрастных группах. Предложенный материал будет способствовать реализации задач образовательных областей «Физическая культура»,«ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования. Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования. УДК :796 ББК ISBN Шишкина В. А., 2014 Оформление. ООО ИД «Белый Ветер», 2014

3 ÂÂåäåíèå Двигательное развитие одна из важнейших линий разви тия дошкольника. Ее научное обоснование заложено в трудах А. В. Запорожца, который отнес исследование движе ний к фундаментальным проблемам психологии и педагогики. Сре ди неотъемлемых характеристик физического, психическо го и социального благополучия ребенка первостепенно выде ляется уровень его двигательных умений. Поэтому двигатель ное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач вос питания и одновременно как условие и средство гармонич ного становления личности ребенка. Двигательное развитие понятие, которое в настоящее время широко используется в теории и практике дошкольного об ра зования. Однако на сегодняшний день не существует единой концепции, равно как четкого и однозначного определе ния этого понятия. Традиционно под двигательным разви ти ем п о д разумевается формирование у детей двигательных умений и физических качеств, в совокупности составляющих определен ный уровень их физической подготовленности. С учетом современных научных представлений стало очевид ным, что этот критерий не дает объективной и достаточно пол ной картины двигательного развития ребенка, поэтому он не может считаться главным, и тем более единственным. Пе ре осмысление накопленного к настоящему времени немалого научно методического опыта в области двигательного развития дошколь ников указало на важность дополнения оценочного аппарата такими критериями, как: характеристика уровней двигательной активности; состав движений, используемый ребенком в самостоятель ной деятельности; уровень физической подготовленности. 3

4 Рассматривая проблему двигательного развития ребенка, об ра тим особое внимание на один весьма важный ее аспект становление двигательной деятельности. Заметим, что в обозна ченном направлении двигательное развитие пока только начинает включаться в круг обсуждаемых вопросов. Между тем среди различных видов деятельности дошкольника (игровая, познавательная, художественно речевая, изобразительная, музыкальная, конструирование и др.) двигательная занимает особое место. Ее основу, как известно, составляет двигательная активность врожденная биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит здоровье человека, его физическая и умственная работоспособность. Это позволяет считать двигательную деятельность одной из самых востребованных и привлекательных для детей. Единицами двигательной деятельности являются дви жения и двигательные действия, которые составляют операциональное содержание всех других видов детской деятель нос ти. Значит,чем богаче и разнообразнее движения ребенка,тем более осознанными и содержательными становятся другие виды его деятельности. Как и любая деятельность, двигательная имеет следующие структурные элементы: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели результаты, на достижение которых она направлена; условия, необходимые для достижения результата; средства и действия, с помощью которых деятельность осу ществляется. Для двигательной деятельности источником мотивов, безусловно, служит биологическая потребность в движении. В ка честве средств достижения цели в процессе двигательной деятельности выступают отдельные движения, двигательные дейст вия, физические упражнения. В прямой зависимости от вы 4

5 бранных средств будет находиться результат, который в итоге может быть представлен непосредственно в качестве са мого движения, либо движение может выступать как средство дости жения какого либо другого результата. При всей значимости двигательной деятельности для разви тия ребенка она до сих пор не имеет однозначного определе ния. Наше представление о данном понятии основано прежде всего на сложившихся в дошкольной педагогике и психо логии взглядах на деятельность в целом и первых резуль та тах нашего исследования. Под двигательной деятельностью мы понимаем умение субъекта управлять собственными движения ми, двигательными действиями с целью достижения определенного результата. Разумеется, что становление двигательной деятельности это процесс длительный, разворачивающийся постепенно, от спонтанных движений и простого приумножения двигательных навыков (в младшем дошкольном возрасте) до развития умений управлять движениями, ставить цели при их выполнении, добиваться результатов (в старшем дошкольном возрасте). Таким образом, двигательное развитие можно рассматривать как поэтапное формирование движений, двигательной активности, двигательной деятельности в целом. Формированию движений, двигательной активности, физической подготовленности посвящены многочисленные исследова ния, предложившие практике содержание, методы и методи ки работы с детьми. Однако представлены они как отдельные направления работы вне контекста целостного двигательного развития ребенка. В данном пособии впервые все направления двигательного развития ребенка рассматриваются комплексно, предложены методические материалы по формированию двигатель ной деятельности как одного из компонентов двигательного раз ви тия. На основании изложенного можно сделать вывод: широко используемая в практике оценка двигательного развития до 5

6 школь ников по уровню физической подготовленности яв ляет ся неполной. Имеется необходимость дополнить оценоч ный ап парат такими критериями, как оптимальный уровень двигательной активности и состав движений, которым ре бе нок пользуется в самостоятельной деятельности. Последние следует считать основополагающими в оценке двигатель ного развития. Физическую подготовленность будем рассмат ривать не как цель, а как результат оптимизации двигатель ного пове де ния ребенка.

7 Ëèòåðàòóðà 1. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. Й. Адашкявичене. М.: Просвещение, с. 2. Анищенко, О. А. Впереди школа: физ. и умств. развитие дошк. при подгот. к системат. обучению: пособие для педагогов дошк. уч реждений / О. А. Анищенко, М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. Минск: Нар. асвета, Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспи тателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, С. 25, 32, 71, Вавилова, Е. Н. Учите бегать,прыгать,лазать,метать / Е. Н. Ва вилова. М.: Просвещение, с. 5. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоров я,1983. С. 27,34,55, 104, Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вёльфль [и др. ]; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В. Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Изд. центр «Академия», с. 7. Дедулевич, М. Н. Не пропустить миг игры: пособие для педагогов и родителей / М. Н. Дедулевич. Мозырь: ООО ИД «Бе лый Ветер», с. 8. Дедулевич, М. Н. Сто тропинок, сто дорог: пособие для педагогов дошк. учрежд. / М. Н. Дедулевич. Минск: Нар. асвета, Дедулевич, М. Н. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в интернатных учреждениях: дис. канд. пед. наук: / М. Н. Дедулевич; БГУФК. Минск, С Дземянчук, Л. Абновім дзіцячую пляцоўку / Л. Дземянчук, М. Дзедулевіч, А. Юсіфава // Пралеска С

8 11. Карманова, Л. В. Физическая культура в старшей группе дет ского сада: метод. пособие / Л. В. Карманова, В. Н. Шебеко. Минск: Полымя, С Кольцова, М. М. Медлительные дети / М. М. Кольцова. СПб: Речь, с. 13. Логвина, Т. Ю. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста: метод. рекомендации / Т. Ю. Лог ви на,в. Н. Шебеко,В. А. Шишкина. Минск: Изд. В. М. Скакун, С. 9, 11, 14, Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. 3 е изд., перераб. М.: Просвещение, с. 15. Перечень средств воспитания, обучения, учебно наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (приложение 1). Перечень надворного оборудования детских игровых площадок для учреждений,обеспечивающих получение дошкольного обра зования (приложение 2),к Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. Минск: НИО; Аверсэв, с. 17. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. М.: Просвещение, С Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для средн. пед. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ер мак, В. А. Шишкина. 4 е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», с. 19. Шебеко, В. Н. Физическая культура в средней группе детского сада: метод. пособие / В. Н. Шебеко, Л. В. Карманова. Минск: Полымя, С Шишкина, В. А. Журнал мониторинга здоровья,физического и двигательного развития дошкольника / В. А. Шишкина. Мозырь: Белый Ветер, Шишкина, В. А. Знать ребенка не по бумаге / В. А. Шишки на // Пралеска С

9 22. Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: по собие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина,М. В. Мащенко. Мозырь: ООО ИД «Бе лый Ветер», , [3] с.: ил. 23. Шишкина, В. А. Оценка двигательного развития детей дошкольного возраста: новые подходы / В. А. Шишкина // Избранные науч ные труды ученых МГУ им. А. А. Кулешова / под ред. М. И. Вишневского. Могилев: Изд во МГУ им. А. А. Кулешова, С Шишкина, В. А. Развитие движений детей в группе «Малыши» (по программе «Пралеска»): планирование в таблицах / В. А. Шишкина. Мозырь: Белый Ветер, 2006.

10 ñîäåðæàíèå Введение Компоненты и критерии оценки двигательного развития детей: современные подходы Двигательная активность дошкольников Состав движений детей в самостоятельной деятельности Физическая подготовленность дошкольников Индивидуализация двигательного развития детей Двигательный режим в дошкольном учреждении Физкультурно игровая среда как фактор двигательного раз вития детей Планирование работы по развитию движений детей Сотрудничество с семьей Двигательное развитие детей в младшей группе Двигательное развитие детей в средней группе Двигательное развитие детей в старшей группе Приложения Приложение 1. Комплексная методика изучения уровня подвижности детей с помощью наблюдения Приложение 2. Тест для самооценки знаний педагогов по руководству двигательным развитием детей Приложение 3. Подвижные игры и физические упражнения для коррекции двигательного поведения детей Литература

docplayer.ru

Двигательное развитие дошкольника шишкина

Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. языками обучения / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 222 с.

В пособии рассматриваются основные подходы к психологической культуре. Особое внимание уделено профессиональной психологической культуре педагога и руководителя учреждения дошкольного образования. Подробно освещены такие ее составляющие, как возрастная и социальная психология. Рассматриваются подходы к детству, представлены данные о психологии современного ребенка.

Предназначено для педагогов, руководителей учреждений дошкольного образования.

Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. языками обучения / Г.Н. Казаручик. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 72 с.

Пособие включает дидактические игры экологического содержания, способствующие обогащению экологических представлений у детей от 5 до 6 лет, реализации задач образовательной области « Ребенок и природа » учебной программы дошкольного образования.

Смолер , Е.И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности : пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Е.И. Смолер . – Минск: Нац . ин-т образования, 2014. – 94 с.

В пособии раскрыты особенности эвристической деятельности детей старшего дошкольного возраста, представлена характеристика активных методов ее осуществления, предложены методические рекомендации по организации данного вида деятельности в учреждениях дошкольного образования.

Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Г.А. Никашина. – Минск: Нац . ин-т образования, 2014. – 167 с.

Пособие включает проблемно-игровые ситуации, направленные на интеллектуально-творческое развитие детей от 4 до 6 лет. Содержание пособия содействует реализации задач учебной программы дошкольного образования.

Житко , И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / И.В. Житко . – Минск: Нац . ин-т образования, 2014. – 200 с.

Содержание пособия направлено на реализацию образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования. Включает перспективный тематический план занятий для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет) и конспекты их проведения.

Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования.

Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные : пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Е.А. Стреха. – Минск: Нац . ин-т образования, 2014.

Пособие раскрывает содержание работы по ознакомлению детей от 3 до 4 лет с миром животных, формированию гуманного отношения к ним. Соответствует задачам образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования для второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

Адресуется педагогам учреждений дошкольного образования, родителям.

Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Е.А. Стреха. – Минск: Нац . ин-т образования, 2014.

Содержание пособия включает игровые задания, способствующие формированию у детей от 3 до 4 лет интереса к окружающей природе, закреплению у них представлений о животных. Соответствует образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования для воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

Ладутько, Л.К., Шкляр, С.В. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. (от 5 до 6 лет) : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Нац . ин-т образования, 2014.

В учебно-методическом пособии представлены примерное тематическое планирование, конспекты разных видов занятий, материал для планирования и организации специально организованной и нерегламентированной деятельности дошкольников.

Содержание пособия направлено на реализацию задач образовательной области «Ребенок и природа» (неживая природа, растения, животные, организм человека, взаимосвязи в природе) учебной программы дошкольного образования в старшей группе (от 5 до 6 лет).

Ладутько, Л.К., Шкляр, С.В. Удивительный мир природы. (от 5 до 6 лет) : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Нац . ин-т образования, 2014.

Учебное наглядное пособие включает занимательные игровые задания и упражнения, способствующие систематизации представлений о природе и развитию интеллектуальных способностей детей.

Содержание пособия направлено на реализацию задач образовательной области «Ребенок и природа» (неживая природа, растения, животные, организм человека, взаимосвязи в природе) учебной программы дошкольного образования.

Литвина, Н.В., Лосик, Е.И. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением) : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошк . образования с белорус. и рус. языками обучения / Н.В. Литвина, Е.И. Лосик. – Минск: Выш . шк ., 2014.

Учебно-методическое пособие включает конспекты занятий по ознакомлению детей с рукотворным миром в старшей группе учреждения дошкольного образования.

Содержание пособия направлено на реализацию образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования.

Старжынская, Н.С., Дубініна, Д.М. Народная цацка – люстэрка культуры : дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – М і нск : Выш . шк ., 2014.

Дапаможнік уключае звесткі пра беларускую народную цацку як сродак пазнання культуры, методыку выкарыстання народнай цацкі ў адукацыйным працэсе ўстановы дашкольнай адукацыі .

Змест дапаможніка накіраваны на рэалізацыю задач адукацыйнай вобласці “Мастацтва” (выяўленчая дзейнасць, мастацкая літаратура) вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі.

Адрасуецца педагогам устаноў дашкольнай адукацыі , бацькам .

Дополнительные издания (2014 год)

Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк . образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского , Е.А. Панько . – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 184 с.

Пособие знакомит с психолого-педагогическими основами игры дошкольника. Уделено большое внимание общению и развитию личности ребенка, проявлениям индивидуально-психологических особенностей, месту и роли взрослого в детской игровой деятельности. Рассматривается также значение игры и игрушки в жизни ребенка дошкольного возраста.

Дубініна , Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі / Д.М. Дубініна , А.А. Страха, Д.У. Дубінін . – Мазыр : Белы Вецер , 2014.– 136 с.

У дапаможніку выкладаюцца канцэптуальныя асновы этнакультурнага выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту ад 5 да 7 гадоў , раскрываюцца метады і прыёмы азнаямлення іх з прыродай роднага краю праз выкарыстанне вуснай народнай творчасці ў адпаведнасці з вучэбнай праграмай дашкольнай адукацыі .

Адрасуецца педагогам устаноў дашкольнай адукацыі.

Смолер , Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк . образования / Е.И. Смолер . – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 104 с.

В пособии раскрыты теоретические вопросы: развитие интеллектуальной активности старших дошкольников, особенности эвристической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Даются практические методические рекомендации по организации эвристической деятельности в дошкольном учреждении и семье.

Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк . образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич . – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 88 с.

В пособии представлены подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств детей, обогащение их двигательного опыта .

Материал пособия способствует реализации содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования в младшей, средней и старшей группах.

Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк . образования / А.Л. Давидович. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 104 с.

В пособии излагаются теоретические основы развития речевого творчества детей дошкольного возраста на материале поэзии, а также предлагаются игры, упражнения, творческие задания и примерные конспекты занятий по развитию детского речевого поэтического творчества.

Материал пособия способствует реализации задач образовательных областей «Развитие речи и культура речевого общения» и «Искусство» учебной программы дошкольного образования.

Адресуется педагогам учреждений дошкольного образования.

Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк . образования / В.А. Шишкина. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 133 с.

В пособии раскрываются научно-методические подходы к организации и руководству процессом двигательного развития дошкольников; представлены содержание и методика работы по каждому из его направлений в разных возрастных группах.

Предложенный материал будет способствовать реализации задач образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования во всех возрастных группах.

sites.google.com

Влияние занятий физкультурой на эмоциональное состояние дошкольников

Эмоционально-волевая сфера дошкольника. Развитие эмоциональной устойчивости и формирование личности дошкольников средствами физической культуры. Единство обучения, воспитания и развития ребенка. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

1.1. Структура эмоциональных реакций дошкольника.

2. Сохранение физического здоровья детей дошкольного возраста в

2.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий

2.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе

3. Направленность работы в ходе активизации физкультурной

3.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как пример

эмоционального развития дошкольников в ходе занятий физкультурой.

Библиографический список литературы.

Актуальность темы курсовой работы. Многоплановые структурные преобразования, которые происходят в экономической, социальной, культурной сферах российского общества, ставят огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение человека. Многими учёными фиксируются у взрослых и детей недостаток ответственности, повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1 класса их количество увеличивается до 60-70 %.

Между тем высокий уровень эмоциональной устойчивости обеспечивает положительный результат общения, взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, способствует качественному усвоению знаний, формированию умений и, в целом, успешному обучению в дальнейшем в школе. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен в профессии, личной жизни. То есть, в конечном счёте, высокий уровень эмоциональной устойчивости способствует повышению стабильности общества в целом. Поэтому в настоящее время актуализировались задачи осмысления особенностей психического развития современных детей, в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения в школе, социализации.

Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка подчеркивали Л.А. Абрамян, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн и др. Эмоции оказывают влияние практически на все сферы психического развития — регуляцию поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, освоение социального опыта. Эмоции выступают как внешний знак внутреннего состояния, показатель социально-психического благополучия, индикатор личностного развития в дошкольном возрасте.

Исследования А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, И.Ю. Ильиной, Г.А. Свердловой, Е.П. Арнаутовой и др. показывают, что устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка является основой всего отношения дошкольника к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Вместе с тем, создание общей картины развития ребёнка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане необходимо обращение к возможностям двигательной деятельности дошкольника, занимающей значительное место в системе его активности. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического, физическая культура занимает особое место. Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).

И.М. Сеченов и И.П. Павлов экспериментально доказали, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира. Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей и подростков.

Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема учебно-познавательного материала, гармоническое развитие дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность — естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.

В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей увеличиваются. Дошкольники уже хорошо владеют большинством основных видов двигательных действий. Это дает возможность для более широкого использования физической культуры в развитии и воспитании ребенка.

Особое место физической культуры как одного из важнейших средств всестороннего развития дошкольника в отечественной педагогике общепризнанно (А.В. Кенеман, Н.В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.А. Ноткина и др.).

Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям организации и методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане, Н.Ф. Потехина, Л.М. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова, Е.А. Сагайдачная, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.).

Однако вопросы развития эмоциональной устойчивости дошкольников в процессе двигательной деятельности изучены недостаточно. В массовой практике физического воспитания развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе двигательной деятельности. В этой связи возникают противоречия:

· между необходимостью развития эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста и неэффективностью существующей педагогической практики;

· между возможностью развития эмоциональной устойчивости детей средствами физической культуры и отсутствием адекватной методики;

· между необходимостью использования методики развития эмоциональной устойчивости детей средствами физической культуры и недостаточной профессиональной подготовкой воспитателей.

Объектом исследования является эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Предметом исследования являются педагогические условия развития эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста средствами физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях.

Основной целью курсовой работы является исследование педагогические условия развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.

В соответствии сданной целью поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть эмоционально-волевую сферу дошкольника.

2. Раскрыть проблемы сохранения физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

3. Проанализировать проблемы развития эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры.

4. Охарактеризовать направленность работы в ходе активизации физкультурной деятельности дошкольника.

Теоретической основой исследования являются:

· — исследования теоретических аспектов эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, В.Э. Мильман, Я. Рейковский, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко);

· — работы, посвящённые проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников (Л.А. Абрамян, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.);

· — исследования в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Я. Лыкова);

· теоретические основы развития физической культуры и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, М.Я. Виленский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.);

· работы по теории и методике физического воспитания дошкольников (Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И.Осокина, Н.И. Бочарова, Ю.Ф. Змановский, Н.А. Ноткина, С.С. Прищепа, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова, и др.).

Эмоциональная устойчивость ребёнка дошкольного возраста может быть рассмотрена как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью, оптимальной силе проявлений переживаемых эмоций и стабильных особенностях эмоционального реагирования.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.

Если плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога.

Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб: Питер Пресс, 1996..

Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации агрессии или депрессии.

1.2. Условия развития эмоций и чувств дошкольника.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы — сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

· к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

· к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

· к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства — переживания — плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

2. Сохранение физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2.1. Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.

Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

Коррекционно-педагогическая и социально-адаптивная направленность воспитательно-образовательного процесса отражается в содержании и методах работы специалистов по физическому воспитанию.

Адаптивная функция физкультурных занятий проявляется в создании зоны эмоционального комфорта; повышении интенсивности разных видов активности; укреплении адаптационных возможностей в процессе физкультурных занятий Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И.П. Прокопьева и проф. П.Т. Фролова. — Москва — Белгород, 1995. .

Само развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важности воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.

Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Средства физической культуры могут быть использованы для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. Результативность данного процесса определяется комплексом педагогических условий Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание № 3. 2000.:

· обогащение основных форм физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр и др.), и вариативность их использования;

· обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости при реализации экспериментальной методики;

· осуществление специальной подготовки педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.

Физическое развитие детей должно быть направлено на укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В дошкольном возрасте движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.

В системе физического воспитания используются следующие организационные формы двигательной активности детей в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные праздники.

В структуру занятий включаются упражнения по коррекции осанки, мелкой и общей моторики, развитие пластичности, равновесия и координации. Для укрепления свода стопы используется оздоровительная тропа с различными раздражителями.

Для стимуляции развития двигательных функций важное значение имеет широкое использование комплексных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится по образцу), тактильных (игровой массаж), слуховых (инструкция дается в вербальной форме), звуковых (упражнения проводятся под музыку).

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в процессе игровой деятельности, в результате ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются нравственные формы поведения, становится разнообразнее спектр общения. Большое внимание концентрируется на сенсомоторном развитии, ритмической организации произвольных движений, формировании пространственно-временных представлений.

Особое внимание обращается на дезадаптированных детей, детей с отклонениями в физическом развитии. У многих дошкольников отмечается отставание в формировании мелкой и общей моторики, выделяются нарушения произвольной регуляции движений, недостаток координированности, пластичности, трудности переключения с одного движения на другое. Наблюдается корреляция между состоянием психомоторного развития и проявлениями трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии детей. Также видна зависимость познавательного развития от состояния моторной сферы, двигательной активности — от умственной работоспособности Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, c. 13-15.

Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то все они отмечают подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Это подтверждает, что физкультура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо выполняет упражнения (особенно под музыку, как бы танцуя), испытывает неповторимое ощущение от умения владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений, его радуют их точность, красота и пластичность. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения и творческого начала в человеке.

Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях.

Создание благоприятных условий для эмоционального и физического развития личности дошкольника решается через оптимизацию физического развития детей, через получения ими определенного положительного тонуса от движений, а так же от радости совместного соревнования.

А что может повлиять на эмоции ребенка, на его желание двигаться?

Это, конечно же, среда, в которую входят и яркий спортивный инвентарь(мячи, скакалки, обручи, кубы), и инвентарь, созданный руками родителей (различное нестандартное оборудование), и яркие плакаты. Погружаясь в обстановку убранства, ребенок старается выполнить упражнение на гораздо более высоком уровне, на эмоциональном подъеме.

Таким образом, через занятия физической культурой, через оздоравливающую роль движений осуществляются попытка к саногенному (оздоравливающему) мышлению, эмоциональному восприятию себя в новом качестве, попытка отношения к себе как к полноценной личности и восстановления психологического комфорта в обществе Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников. М.: Издательство: ЗНАНИЯ, 2007..

2.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями.

Личность — это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.

Дошкольный возраст — это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности — реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида — успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника — насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования — эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Важная характеристика личности — ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка — наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых.

В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты).

Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка — преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия физическими упражнениями — важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.- М.: ACADEMIA, 2000.

2.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата пед. наук. — М.: МГАФК, 2000..

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

Содержание обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с программой.

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти:

· эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик;

· образной — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми;

· словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения;

· двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности.

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. — Мн.: Уроджай, 2000.

3. Направленность работы в ходе активизации физкультурной деятельности дошкольника.

3.1. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей, учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.

Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе.

У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. — Мн.: Университетское, 1998.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка.

Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ).

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

3.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как пример эмоционального развития дошкольников в ходе занятий физкультурой.

Сюжетное занятие — одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Программа проведения сюжетных игр направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач можно использовать различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.

Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями: например, комплекс «Морское царство» может быть дополнен познавательной игрой-занятием М. Сигимовой «Загадки Морского Царя» и т.п. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.

В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету: например, перед разучиванием танца «Раки» загадать загадку «Под водой живет народ — ходит задом наперед» ; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А.С. Пушкина «Ты волна моя, волна. » или спеть песенку из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе «Морское царство» применяются музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита» , «Морские сны» , «Путь дельфина» , «Благоговение» , «Морские мелодии» и др.). Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей.

Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.

После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий проводится физкультурный досуг или праздник (например, комплекс «Морское царство Сигимова М. Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе познавательных игр-занятий на экологические темы (конспект познавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание, 1995, № 2, c. 9-11.» завершается физкультурным праздником «В гостях у Морского Царя»), в процессе которых используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к празднику (досугу) является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.

otherreferats.allbest.ru



You Might Also Like