Raiting-OY.ru

Все о детях

Ребенок раннего возраста развитие и воспитание

10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т.д.) Таким образом, понятие «личность» характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ — это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

-физическое развитие — изменение роста, веса, объема человеческого тела;

-физиологическое развитие — изменение физиологических процессов (например, половое созревание);

-психическое развитие — это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

— социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА — это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

-анатомо-физиологическую структуру биологического вида «человек разумный» (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);

-безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);

-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином «микросреда» обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только «живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

studfiles.net

Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст можно разделить на три условных периода:

  • младший (с 3 до 4)
  • средний (с 4 до 5)
  • старший (с 5 до 7)
  • Для наглядности представим особенности физического и психологического развития детей этих возрастов в виде таблицы.

    Понятно, что такое разделение весьма усреднённое: все дети имеют разную скорость эмоционального, психического и даже физического развития. Поэтому в некоторых случаях рекомендации по воспитанию следует воплощать в жизнь с оглядкой на индивидуальность ребёнка.

    Дошкольный возраст часто называют «возрастом игры» — именно игра в этот период является главным видом деятельности ребёнка. Следовательно, через игру взрослые должны осуществлять развитие и воспитания малыша, причём так, чтобы это случалось не посредством усилий и навязывания, а как бы само собой.

    Общие вопросы воспитания детей раннего возраста

    Читая материалы по воспитанию, слушая советы педагогов и врачей, родители, как правило, ждут от них конкретных жизненных советов. Как именно воспитывать — строго или со снисхождением? Применять наказания или ни в коем случае не применять? Оказывать давление авторитетом или вести себя с ними по-товарищески? Что важнее в воспитании — чувства или холодная расчётливость?

    Эти вопросы, конечно же, важны, но всё-таки не имеют первостепенного значения. Более того — наличие этих вопросов уже свидетельствует о неуверенности родителей в собственных силах, о том, что они ещё сами не разобрались в методах воспитания своих детей.

    Воспитание — в широком смысле этого слова — не есть умышленное воздействие на ребёнка. Мы воспитываем его не только тогда, когда делаем ему внушения, замечания, поощрения или наказываем его. Значительно сильнее воздействует на детей личный пример родителей, даже если они сами этого воздействия не осознают. Фразы, слова, жесты и эмоции, которыми в обыденном общении обмениваются между собой родители, зачастую могут оставить в ваших детях более глубокий след и инициировать в них более глубокие психологические трансформации, чем занудные поучения и наставления. Такие же изменения может вызвать и понимающая улыбка, и брошенное как бы невзначай слово.

    Исследования показывают, что между детьми, воспитанными в строгости и послушании (с применением наказаний) и детьми, воспитанными мягкими методами нет большой разницы. Вывод — воспитание это не только целенаправленные методики воздействия, а нечто более существенное. Можно назвать это атмосферой родного дома, чувством общности семьи, открытости и доверия родителей друг к другу.

    Если в семье царит эмоциональное согласие, тёплая атмосфера, и каждый умеет не только поведать другому о своих мыслях и чувствах, но и выслушать, то такая обстановка будет сама по себе способствовать правильному, гармоничному развития ребёнка — в независимости от способов воспитания.

    Характерные особенности методик и принципов, из которых состоит воспитание детей дошкольного возраста, в том, что без любви, без бесконечного терпения никакие практические рекомендации не будут работать.

    Основные заповеди воспитания

    Сформулируем основные правила, определяющие воспитание детей дошкольного возраста, основанные на современных внутрисоциальных законах, правила, которых нужно придерживаться, как базовой основы для применения тех или иных методик. Не стоит воспринимать эти правила, как инструкцию или руководство к действиям, воспринимайте это, как дружеские советы:

  • Не ждите, что ваш ребёнок будет таким же, как вы. Или даже таким, как вы хотите. Он свободная личность и будет только самим собой.
  • Не требуйте от ребёнка «платы» за всё, что вы для него делаете.
  • Никогда не вымещайте на ребёнке свои обиды, плохо настроение и раздражение.
  • Не относитесь к проблемам ребёнка свысока и не отмахивайтесь от них, помните, как вам самим в детстве были необходимы поддержка и понимание родителей.
  • Не упрекайте себя, если вы не можете что-то сделать для ребёнка, но всё, что вы в силах сделать, делайте.
  • Никогда не унижайте ребёнка в процессе воспитания, это самый плохой метод воздействия на человека вообще.
  • Умейте любить и ценить не только своего ребёнка, но и других детей. Никогда не делайте чужими детям того, что вы бы не сделали своим.
  • Любите своего ребёнка любым — не талантливым, не слишком удачливым или не слишком, на ваш взгляд, умным. Любите его просто за то, что он есть, потому что ваш ребёнок — это праздник, который всегда с вами. Цените это каждую минуту.
  • Дети рождаются не только для того, чтобы вы их воспитывали. Пусть иногда они воспитывают и вас тоже.
  • Для того, чтобы сделать вашего ребёнка лучше, вам надо быть лучшими самим.
  • Ребёнок раннего возраста понимает взрослого тогда, когда ему ясно дают понять, что правильно, а что — неправильно. Ему необходимо признание и поощрение, если он поступил хорошо, но также нужна критика и порицание, если он поступает плохо, неправильно. Те дети, которых хвалят за хорошее поведение и не применяют наказание за плохое, учатся всему медленнее и тяжелее. Наказание или критика всё-таки должны являться частью воспитания, другое дело, что их применение должно быть стопроцентно обоснованным и не наносить ребёнку психологическую травму.

    Но нельзя забывать, что положительные эмоции в любых моментах, которые охватывает воспитание детей раннего возраста, должны преобладать над отрицательными: чаще детей следует всё же хвалить, чем ругать. Причём наказание или критика должны следовать непосредственно за проступком. Если дети уже забыли, за что их наказывают или вовсе не понимают причины, то такое наказание бессмысленно и принесёт вред, а не пользу. Конечно же, наказание не должно нарушать контакта между ребёнком и родителями и вызывать эмоционального отчуждения.

    Речь здесь идёт о психологическом наказании, а не физическом. Физические воздействия, кроме символических шлепков совсем маленьких детей в случаях их опасного для здоровья поведения, применять не следует. Физические наказания, такие, например, как отцовский ремень, не должны применяться вовсе — они свидетельствуют, скорее, о бессилии родителей, чем об их авторитете. Особенности детской психики таковы, что телесные наказания вызывают у ребёнка, скорее чувства унижения и стыда, чем понимания. Дети, которых наказывают физически, впоследствии ведут себя хорошо лишь под присмотром взрослых. Как только надзор исчезает, их поведение кардинально меняется в худшую сторону.

    Именно психологические наказания — когда мы ясно даём понять малышу, что он мы не согласны с его поведением и не одобряем его, вызывают ответственную реакцию. Утрата родительской симпатии, пусть даже временная, действует сильнее, чем физическое воздействие. Пробуждённое в нём чувство вины становится регулятором его поведения даже в отсутствие взрослых.

    Во всем следует придерживаться «золотой середины». Хорош и кнут, и пряник. Только вот нужно правильно расставить приоритеты, чтобы справедливо поступить по отношению к любимому чаду. Будьте благоразумны!

    Ранний дошкольный возраст начинается именно с этого кризиса: осознание ребёнком собственной личности, своего «я» является границей между младенчеством и отрочеством. В это период резко повышается стремление ребёнка быть самостоятельным. У него возникает психологический конфликт, который вызван противоречием между потребностью всё делать самому и физическими возможностями осуществления этой потребности на практике.

    Помимо этого повышается требовательность к ребёнку со стороны родителей: они всё чаще говорят ему, что он уже большой и уже должен (или наоборот — не должен) поступать так-то и так-то. Этот кризис можно смягчить, если воспитание детей раннего возраста осуществлять комплексно, учитывая и психологию, и физиологию ребёнка. В этом возрасте важно раскрыть для малыша новые виды деятельности, чтобы благодаря им ребёнок мог как раз и проявить инициативу и воплотить потребность делать всё самому на практике.

    Очень важно в этот период следить за правильным и гармоничным физическим развитием детей. В три года у ребёнка значительно улучшается координация движений, укрепляются мышцы и кости, дети становятся подвижнее, быстрее, и умеют уже не только ходить, но и прыгать, бегать, лазать по лестницам. Было бы отлично уже в этом возрасте привить ребёнку основы физического воспитания — научить его получать от физических упражнений удовольствия и следить за своим телом.

    Здесь важен личный пример — никакого физического воспитания не получится, если родители все выходные лежат на диване перед телевизором. Особенности психического развития ребёнка в этом возрасте таковы, что он старается подражать взрослым во всём, и в плохом и в хорошем. Если вы учите его утренней гимнастике с самых ранних лет, в будущем вашему малышу будет, во-первых, легче даваться физкультура в школе, во-вторых, он будет развиваться гармоничным и здоровым человеком.

    Плюсы и минусы раннего развития

    Любой родитель, конечно же, желает своему ребёнку только лучшего, и хочет, чтобы его малыш в будущем стал умным, красивым и обеспеченным человеком. Мамы и папы, работая на перспективу, начинают образовывать ребёнка зачастую с очень раннего возраста — с полутора-двух лет, посещают с ними различные школы и курсы, учат танцам или английскому языку.

    Статистических данных о том, способствует ли ранее развитие возникновению у детей выдающихся способностей, не существует. Неизвестно, даёт ли ранее развитие какие-либо преимущества ребёнку в дальнейшем или, наоборот, отвращает от дальнейшего обучения. Курсов и систем образования и развития очень много, но не все они гарантируют качество. Пожалуй, родителям всё-таки лучше не стоит слишком торопиться с ранним обучением малыша всем тем премудростям, которым он в своё время будет обучен в школе. В это время нужно больше внимания уделять физическому развитию и воспитанию ребёнка.

    Очень важно в возрасте от 3 до 4 лет заложить в психике ребёнка основы независимой, целеустремлённой и гармонично развитой личности. Но, опять же, успех воспитания зависит от того, какой пример ему будут подавать сами родители.

    Воспитание ответственности и самостоятельности у ребёнка

    По достижении ребёнком среднего дошкольного возраста необходимо уже сформировать в нём основы сильного, независимого характера. Воспитание полноценного человека невозможно без развития в нём чувства ответственности за себя и свои поступки и самостоятельности в принятии решений. Для достижения этих целей, как и многих других, используйте игровые ситуации. Особенности этого возраста таковы, что дети с удовольствием принимают участие в играх, особенно со взрослыми — и нужно пользоваться этим обстоятельством в практической педагогике. Превращайте ежедневные ситуации при уборке постели или детской комнаты в игры с поощрениями и соревнованиями.

    Старайтесь внушить малышу, что все его действия — как положительные, так и негативные — имеют неизбежные последствия. Необходимо, чтобы у детей чётко развивалось понимание связи «поступок-последствие»: это понимание очень поможет ему в дальнейшей подростковой и взрослой жизни.

    Никогда не называйте ребёнка непослушным, безответственным, глупым или нерешительным. Подсознательно дети могут следовать нашим представлениям о них и действительно начинают ощущать себя таковыми. Лучше лишний раз похвалить сына или дочь — не стоит обесценивать важность поощрения. Но и в случаях действительно безответственного поведения следует немедленно дать понять, что такое поведение недопустимо.

    Чтобы правильно и гармонично осуществлять воспитание детей дошкольного возраста, нужно помнить главную истину — дети всегда верят, что заслуживают нашего к ним отношения. Другими словами — безоговорочно доверяют как проявлениям нашей любви к ним, так и выражению недовольства их поступками.

    Воспитание у детей уверенности в себе

    Без уверенности в себе ни один человек не обретёт в жизни успеха. Чувство самоуважения возникает у ребёнка раннего возраста тогда, когда он убеждён, что заслуживает любви и уважения. Когда мы дарим детям любовь, они учатся любить и себя и других.

    Если мы будем уважать их, уделять им всё своё внимание — играя с ними, обучая их навыкам, вкладывая в общение эмоции, не скупясь на поощрения и похвалы при любых, пусть самых незначительных их успехах, мы создадим прочную основу для уверенной в себе личности. Почаще смейтесь вместе с детьми, чаще ласкайте их, оставаясь с ними наедине, выдумывайте какие-то свои, тайные ритуалы приветствий, общения — любви не бывает слишком много. Запасы родительской любви очень помогут детям в их дальнейшем существовании в социуме.

    Умственное развитие и воспитание детей

    Всестроннее воспитание детей раннего возраста невозможно без должного внимания к развитию умственных навык ребёнка — в этот период жизни, особенно начиная со среднего дошкольного возраста, центральная нервная система человека развивается очень активно. Представьте себе огромное пустое пространство, которое требует заполнения — это будет мозг маленького ребёнка. В этом возрасте человек нуждается в знаниях о мире также как и в пище — ежедневно и ежечасно.

    Соблюдая терпение и выполняя ряд простых рекомендаций, указанных ниже, вы создадите правильное направление умственного развития ребёнка раннего возраста, что очень пригодится ему при дальнейшем обучении в старших группах детского сада и школы:

  • Отвечайте на все вопросы ребёнка, как бы вы от них не устали. Если родители отмахиваются от вопросов или отделываются формальным «об этом ты узнаешь/прочитаешь потом сам», у детей раннего возраста происходит снижение познавательного интереса.
  • Поощряйте интерес ребёнка к себе, к своему организму, к своим чувствам и переживаниям.
  • Поощряйте развитие воображения у ребёнка.
  • Поощряйте развитие у него трудовых и художественных видов деятельности.
  • Играйте с ним в развивающие игры.
  • Уделяйте внимание эстетическому воспитанию.
  • Формируйте у детей раннего возраста основы нравственного воспитания.
  • Психологические проблемы детей младшего дошкольного возраста: страхи

    Детские психологи и педагоги, занятые вопросами особенностями дошкольного воспитания, считают, что страхи появляются у детей в результате недостатка родительской любви и слишком большого количества всяческих ограничений и запретов. Чтобы не создавать у детей раннего возраста психологических травм, родителям не рекомендуется делать следующее:

    • закрывать его одного в детской комнате
    • пугать полицейским или доктором
    • пугать собакой или другими животными
    • физически наказывать
    • наказывать посредством прекращения разговоров с ним
    • наказывать, заставляя неподвижно стоять или сидеть
    • Нельзя высмеивать страхи малыша, называть его трусом, наказывать за боязнь темноты или боязнь остаться одному. Если вы хотите избавить сына или дочь от фобий, действуйте мягко и изобретательно. Например, нарисуйте вместе с ним его страхи, а затем сожгите рисунок и выбросьте пепел в окно. Не устраивайте с малышом перед сном слишком возбуждающих игр, не читайте ему на ночь страшных сказок и уж конечно не разрешайте ему смотреть по телевизору «ужастики» и страшные мультфильмы.

      Роль общения в воспитании ребёнка раннего возраста

      Общение с детьми имеет огромное значение на всех этапах их жизни. Но особенно оно важно при воспитании детей дошкольного возраста.

      Потребность во внимании взрослого — это одна из основных детских потребностей. Основные, базовые представления ребёнка о мире формируются именно в этот период, от 3 до 7, и эти представления напрямую зависят от того, что говорит ребёнку взрослый и чему он учит его. С 3-4 лет у малыша возникает не только потребность общаться, но и потребность в уважении со стороны родителей. Простого внимания и сотрудничества уже не достаточно, ему необходимо серьёзное отношение к его вопросам. Ребёнок в этом возрасте начинает обижаться, если взрослые делают ему замечания, но всё время ищет их оценки — конечно, положительной.

      В раннем возрасте очень важно использовать различные формы общения с ребёнком — беседы с ним должны быть, в зависимости от ситуации, эмоциональными, серьёзными, игровыми.

      В 6-7 лет детей уже интересуют правила человеческого поведения, отношения между людьми, а не только познавательные темы. Важно чтобы взрослый мог терпеливо и доходчиво объяснить малышу все эти сложные вопросы.

      Воспитание детей дошкольного возраста в детскому саду

      У каждых родителей свой собственный опыт и своё личное мнение о плюсах и минусах воспитания и развития ребёнка в дошкольных учреждениях. Это право родителей — отдавать туда своё дитя или не отдавать. Но как бы родители не относились к детскому саду, у большинства педагогов и медицинских работников мнение о дошкольных учреждениях однозначное: детсады — это положительный фактор в детском развитии их посещение для полноценного воспитания детей раннего возраста абсолютно необходимо.

      И педагоги, по большому счёту, правы. Человек — существо коллективное, и навыки общения детей раннего возраста с себе подобными во многом определяют их дальнейшую социальную жизнь. Искусству и правилам общения надо начинать учиться как можно раньше, и никакие няни, бабушки и гувернантки не смогут заменить детский сад.

      Педагогических и психологических преимуществ посещения детских садов масса: это и развитие адаптационных способностей детей, и обучение навыкам правильного питания, и привыкание к режиму.

      Огромное значение имеет, конечно, личностные характеристики воспитателей — это следующие после родителей по силе воздействия на формирование характера взрослые в жизни ребёнка. От того, какими профессиональными и человеческими качествами обладает воспитатель, во многом зависит полноценное развитие малыша.

      Конечно, важны и особенности методик воспитания, принятые в вашем детском саду и образовательные программы, которыми в нём пользуются. Но важнее всего — атмосфера понимания и доброты. Если воспитатель способен выслушать каждого ребёнка, вникнуть в суть всех конфликтов внутри детского коллектива и вынести правильное решение, то родителям не стоит бояться, что посещения детского сада «испортят» их ребёнка.

      Успешное воспитание детей младшего школьного возраста и старшего напрямую зависит от успешного психологического и физического развития ребят в дошкольный период.

      rebenokzdorov.com

      Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

      Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного воспитания. Таким образом он познает окружающий мир. Ярким примером является стремление в младенческом возрасте все испробовать на вкус. Позже это переходит в желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются сенсорные детские игры.

      Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.

      Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи — как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.

      В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет (подробнее в статье: что должен уметь делать ребенок в 2-3 года?)? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста — это:

    • базовый фундамент для умственного развития;
    • развитие наблюдательности и внимания;
    • положительное влияние на эстетические чувства;
    • расширение воображения;
    • возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
    • приобретение сенсорных эталонов;
    • постижение навыков учиться и изучать;
    • помощь в увеличении словарного запаса;
    • влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.
    • Деятельность по сенсорному воспитанию поможет проявить творческие способности ребенка

      Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

      Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок — это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

      Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:

    • знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
    • способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
    • умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.
    • Поэтапное формирование сенсорного восприятия

      В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:

      1. Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
      2. Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
      3. Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант — сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.
      4. Собирание «пирамидки» помогает ребенку познакомиться с понятием формы и размера

        В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:

        1. Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
        2. Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
        3. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
        4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
        5. Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
        6. Еще одна из задач сенсорного воспитания — умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.

        Развитие сенсорики у ребенка

        Приобретение малышом знаний о формах, размерах, цветах, расположении и других признаках предметов, а также накапливание подобного опыта требует создания необходимых условий, которые позволят ему это делать. Полезной будет консультация со специалистом, который проведет диагностику и выявит особенности сенсорного развития ребенка.

        Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков движения. В раннем возрасте малыши стремятся все повторять за взрослыми и подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить сенсорное воспитание крохи. Например, показывать как обращаться с интересующими его предметами, как держать карандаш, рисовать и лепить.

        Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает основополагающее место в познании мира, ведь практически все о нем ребенок узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечет внимание крохи.

        В целях сенсорного воспитания детей раннего возраста используют игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции — например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают малышу возможность изучать всевозможные цвета, формы, структуры и габариты. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.

        Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания:

      5. Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойствам и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
      6. Сортеры, пирамидки, матрешки, деревянные или мягкие кубики и другие конструкторы подобного типа.
      7. Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов.
      8. Сортеры помогают крошке больше узнать о формах и их соотношении

        Развивающие игры с малышами

        Уже с годовалого возраста для сенсорного воспитания в играх используются тематические картинки. Они есть в магазинах детских товаров, а можно сделать их дома своими руками. Для изготовления потребуется распечатать изображения на различную тематику: животные, предметы быта, транспорт, фрукты. Затем раскрасить и наклеить их на картон.

        Ниже представлены несколько вариантов дидактических игр с рисунками:

        • «Ежики собирают грибочки». Для этого потребуется рисунки ежиков и грибочков. Задача ребенка -прикреплять грибы на иголочки к животным.
        • «Дерево с листочками» или «Фруктовое дерево». На картинке с изображением дерева крохе нужно расположить нарисованные листочки или фрукты.
        • «Картинки из частей». Рисунки, на которых изображены овощи, одежда, транспорт или другие предметы, следует разрезать на 2-3 части. Перед ребенком стоит увлекательное задание отыскать и соединить части морковки, самолета, платья.
        • «Колеса для машинки». Сделать 5-6 картинок с автомобилями разных цветов и отдельными колесами тех же цветов. Ребенок должен подобрать к каждой машинке ее колеса.
        • Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

          Для более эффективного сенсорного воспитания идеально подходят такие материалы как:

          vseprorebenka.ru

          Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей

          Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

          Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально

          Дети младшего возраста — особенности

          Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

          Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

          Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

          Факторы, влияющие на развитие речи

          Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать. Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

          Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

          Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

          Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

          Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша. Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике. Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

          Но среди всех голосов он безошибочно узнает голос мамы и папы. Поэтому после рождения он ищет их поддержки. Единственный способ, с помощью которого он может это сделать – это плач. Не всегда плач ребенка является отрицательным явлением. Иногда это просто способ поговорить с мамой или с самим собой. Но в тоже время в этот период необходимо предоставлять возможность поговорить и без крика. Для этого необходимо ласково говорить с ребенком, петь песенки, брать часто на руки, поглаживать тело малыша, обращаться по имени.

          С малышом надо много разговаривать и показывать игрушки

          С первых дней появления ребенка на свет необходимо развивать его словарный запас. Для этого ребенку необходимо показывать предмет и сразу их называть.

          Не стоит беспокоиться, что ребенок еще ничего не понимает. Подсознание человека намного сильнее, чем сознание. Вся полученная информация ребенком в этот период будет храниться в кладовых его памяти.

          Постарайтесь с самого начала сделать окружение ребенка интересным для него. С этой целью можно повесить над кроваткой мобиль и повесить на него предметы, которые могут заинтересовать кроху. Это могут быть ленточки, трубочки, фломастеры, игрушки. Их нужно периодически приводить в движение. Обновлять эти вещи стоит раз в две недели. В случае, если мобиль не заинтересовал ребенка, вы можете повесить над кроваткой нарисованное лицо. Именно форму круга и овала ребенок усваивает раньше всех других.

          Массаж ребенку способствует физическому развитию

          Стоит уделять должное внимание и физическому развитию малыша. Его необходимо перед кормлением выкладывать на животик, но следить, чтобы он не ударился лбом. Необходимо поддерживать его желание удерживать голову. Затем можно взять ребенка на руки и прислонить к плечу. Важно чтобы ребенок поднимал голову и опускал ее на ваше плечо.

          Начиная с 3 месяцев, ребенок хочет, чтобы его не просто носили на руках, а показывали и рассказывали о предметах, которые его окружают.

          Именно в этот период проявляется первый конфликт: ребенок хочет познать новое в этом мире, а физически еще не способен этого сделать. Важным моментом в этот период является педагогические основы поддержки познавательного интереса ребенка. Именно сейчас закладываются основы дальнейшего умственного развития малыша.

          С месяца малыш начинает активно интересоваться игрушками

          Главным источником получения информации в 3 месяца является звук. Но в тоже время необходимо начинать ребенка учить следить взглядом за предметом. Для этого можно использовать желтую погремушку. Необходимо погреметь ею с одной стороны от ребенка, а затем после того, как он повернул голову погреметь с другой стороны. Это упражнение займет немного времени, но зато будет отлично способствовать развитию произвольного внимания.

          Развитие и воспитание детей от 3 до 6 месяцев жизни

          В этот период необходимо активно развивать речевые способности ребенка. Для этого необходимо создать педагогические условия: надо почаще разговаривать с ним, называть по имени, рассказывать несложные стихотворения, повторять вслух звуки, которые он уже сам научился говорить.

          Заниматься надо каждый день. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам повторял за вами звуки и слоги.

          Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

          Продолжайте нежно поглаживать ребенка, ласково улыбаться, поддерживать его хорошее настроение. Начиная с 3 месяцев ребенка надо уже на более продолжительное время выкладывать на животик. В это время положите перед ним игрушку, а затем немного отодвиньте ее. Он захочет достать ее и поползти. Любая двигательная активность ребенка должна быть поощрена.

          Повесьте игрушки над кроваткой так, чтоб ребенок мог рассматривать и захватывать, ощупать их. Важный момент – игрушки не должны быть размещены ближе, чем на 30 см до ребенка. В таком случае возрастает риск возникновения косоглазия.

          Совет родителям: периодически заменяйте старые игрушки новыми. Затем снова дайте возможность ребенку играться его старыми игрушками. Это будет способствовать развитию долговременной памяти.

          В полугодовалом возрасте необходимо способствовать развитию у малыша долговременной памяти. Для этой цели можно использовать игрушки, убрав их и заменив их новыми. Затем необходимо снова дать ребенку играться его старыми игрушками. Ребенок должен узнать их.

          Игрушки для ребенка до года надо периодически заменять

          Необходимо развивать у ребенка умения совершать несложные действия – дать ручку, помахать ручкой, поиграть в «ладушки».

          В полугодовалом возрасте активно поддерживайте стремление ребенка ползать. Но не принуждайте его садиться. Это может спровоцировать серьезные проблемы с позвоночником в будущем. Он должен захотеть этого сам.

          Всячески поддерживайте стремление малыша говорить. Используйте с этой целью потешки, звукоподражательные слова.

          Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни

          В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.

          Ребенок в 6-7 месяцев самостоятельно сидит и может играться сам

          Некоторые детки начинают ходить, но потом снова возвращаются к ползанию. Этого не стоит бояться, так как это явление временное.

          Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.

          Развитие от 7 до 12 месяцев — примерный график

          В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.

          Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.

          Альбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить

          В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.

          Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.

          Развитие и воспитание ребенка 2 года жизни

          В этот период очень важно уделить индивидуальное внимание развитию речи ребенка. Необходимо расширять словарный запас ребенка за счет прилагательных и других частей речи. При общении с ребенком не используйте «детскую» речь и не сюсюкайте. Произносите слова четко. Старайтесь сделать вашу речь проще, произносите легкие слова, которые малыш сможет повторить.

          Ребенок в 2 года активно познает окружающий мир через игру

          Когда вы занимаетесь с вашим крохой, сначала несколько раз назовите слово, а потом попросите малыша показать предмет и назвать его. Говорите с ребенком не спеша.

          Также особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, ведь именно она влияет на развитие и формирование речевых навыков.

          Заниматься следует регулярно, в игровой форме. Занятия должны способствовать возникновению хорошего настроения у малыша. Развивая моторику можно предложить малышу выполнить следующие действия:

        • покатать каждым пальчиком камешек или шарик;
        • побарабанить ладошками по столу;
        • сжать и разжать кулачки;
        • помахать в воздухе только пальчиками;
        • похлопать в ладошки то тихо, то громко и в разном темпе;
        • раскладывать и раскладывать матрешку;
        • размять пальчиками глину и пластилин.
        • Развивающая игра на развитие речи, моторику и фантазию

          С ребенком 2 лет необходимо активно играть в сюжетные игры. Для игр необходимо приобрести разные игрушки: собачки, куклы, пирамидки, мячики, машинки. Ребенок должен учиться различать предметы по цвету, размеру, форме.

          Необходимо усовершенствовать ходьбу ребенка. Для этого необходимо чтобы он ходил по наклонной поверхности, перешагивал через преграды, учился бегать.

          Совет родителям: установите четкие правила дисциплины, которые должен соблюдать малыш. Но не наказывайте го, так как это способствует формированию агрессивного поведения.

          Много играйте с ребенком

          Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)

          Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.

          Занятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно

          Любознательности ребенка в 3 года просто нет границ. Не стоит расстраиваться, что все новые игрушки поломаны и разобраны на части.

          Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.

          Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.

          Лото для маленьких — отличная развивающая игра

          В этом возрасте у детей формируется понятие «Я — НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».

          В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.

          Кризис 3-х лет — симптомы

          Совет родителям: никогда не говорите ребенку, что вы его не любите. Мама для ребенка – это все, это центр всей Вселенной, его защитница.

          Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.

          detki.guru

          56. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста

          Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

          Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже.

          Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.

          Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов

          Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам.

          Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.

          В раннем возрасте развиваются другие психические процессы — память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.

          Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности — игры.

          В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

          Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

          xn--80aaivjfyj3e.com



    You Might Also Like