Raiting-OY.ru

Все о детях

Способы развития речи ребенка

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!

Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.

Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.

Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.

Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.

Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.

В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.

Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!

Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.

Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.

Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.

Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.

Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.

Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Считать ли нормой то, что ребенок в 2 года начинает рассказывать Вам что-то и сначала идут понятные слова , а затем темп увеличивается в разы и ребенок просто заменяет на набор слогов иногда повторяющихся.Например,поет песню: скажите как зовут- Бу(тарата тата)ра (тарататата) ти-но а далее может так спеть биби ми ми ти ту и пр.

karkusha.su

Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.
  • В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.
  • Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

    Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.
  • Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

    Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

    Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

    Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

    Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

    Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

    Лепка для развития тактильных ощущений

    Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

    Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

    Рецепт соленого теста

    Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

    Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

    Рисование для развития мелкой моторики

    Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

    Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

    Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

    Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

    Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

    1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Привет, ладошка!

  • К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  • С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.
  • Игрушки для развития мелкой моторики

    Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  • Пирамидка.
  • Ребристые погремушки.
  • Мячики разных размеров.
  • Сортер.
  • Книжки с выпуклыми картинками.
  • Счеты.
  • Пазлы.
  • Лабиринты.
  • Рамка со шнуровкой.
  • Бусы.
  • Кнопочные игрушки.
  • Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

    В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

    Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

    Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

    Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

    Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

    Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

    Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

    Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

    Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

    Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

    Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

    Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

    Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

    Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

    agushkin.ru

    Как научить ребенка разговаривать?

    Очень многим людям свойственно форсировать события касательно новорожденных. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок поскорее ползал, ходил, говорил, садился на горшок и владел практически всеми навыками как можно раньше. Конечно же, это нормальное и естественное желание, безусловно, природа продумала все за нас и мы можем только косвенно влиять на процесс. Но это совсем не значит, что нужно бездействовать, наоборот, надо стремиться к тому, чтобы дать своему чаду как можно больше информации в нужное время. Научить малыша говорить — не самая легкая задача, которая в большей степени зависит от родителей и окружения. А закладывать фундамент развития речи стоит еще задолго до рождения.

    Стадии формирования речи

    Как только малыш рождается — он кричит, и это является первым этапом в формировании речи. На протяжении 1–2 первых месяцев жизни это будет единственный звук, с которым новорожденный ловко научится справляться. Затем постепенно будут приобретаться другие навыки. В это время кроха будет вслушиваться в звуки и позже начнет их имитировать. Этапы формирования речи до 2 лет подразделяют на доречевой и дограмматический, а если рассмотреть более детально, то получается следующее.

    Период гуления — малыш начинает протяжно произносить гласные и слоги с горловыми согласными, и у него получается «агу», «гу», «гы».

    Следующий этап — лепет. Крохи начинают многократно повторять слоги с губными и переднеязычными звуками, например «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу».

    Детки продолжают лепетать, но начинают пробиваться двухсложные слова, чаще всего в этот период уже можно услышать долгожданное — «мама» и «папа».

    Речевые навыки малютки прогрессируют, словарный запас пополняется все новыми простыми словами, такими как «дай», «на», «бах», «ав-ав», «баба», «деда».

    Если с ребенком разговаривают и читают книжечки, после 12 месяцев новые слова начинают появляться, как грибы после дождя. Также в речи малыша уже встречаются словосочетания и короткие предложения. К 2 годам ребенок должен знать приблизительно 50–200 слов и понятно излагать свои потребности — «хочу кушать», «хочу спатки», «не хочу» и т. д.

    Очень часто встречаются такие ситуации, что только в 2 года родители начинают задумываться о том, как научить ребенка разговаривать. Это неправильно, обучение крохи должно происходить своевременно и поэтапно. Чем раньше вы об этом побеспокоитесь, тем шире и ярче будет словарный запас вашего малыша, который он сможет с вашей помощью использовать для сложения красивых фраз и речевых оборотов.

    Начинаем еще в животике

    Многолетние научные исследования подтверждают, что общение с малышом в утробе матери благотворно влияет на развитие плода. Прогрессивные гинекологи обязательно советуют будущим матерям разговаривать со своим малышом, когда он находится в животике. Если следовать этому совету, эмбрион привыкает к голосу своих близких, и формируется мощнейшая связь с ними, а также закладывается фундамент формирования речи.

    Общаемся с новорожденным

    Новорожденные реагируют изначально на интонации, с которыми вы произносите те или иные слова. Пользуйтесь этим, постоянно беседуйте с малышом в разной тональности, всегда выразительно, изменяйте громкость. Произносите ласковые слова очень медленно для того, чтобы кроха смог уловить мимику вашего лица и артикуляцию.

    Все знают о пользе книг и их влиянии на эрудированность человека, и маленькие дети — не исключение. Начинайте читать сказки и стишки как можно раньше, и вам будет намного проще научить ребенка говорить. За счет такой литературы расширяется кругозор ребенка и увеличивается словарный запас. Книги для детей написаны простым языком, который малышня отлично воспринимает на слух и при этом непроизвольно пополняет свой словарный запас, даже теми словами, которые не используют в лексиконе родители.

    Учить слова — совершенно не значит усадить малыша перед собой и повторять слова и фразы, которые ему совершенно не понятны. Тут нужен специальный подход: если мы учим ребенка говорить, то подавать информацию необходимо в игровой форме. Для этого невзначай описывайте простыми предложениями свои действия и повторяйте название задействованных предметов. Очень хорошо использовать для обучения картинки, визуализация помогает усваивать информацию. Показывайте предметы и описывайте их, давайте им характеристику, то есть добавляйте к существительному прилагательное или же глагол. Например: «мяч круглый», «птичка летает», «солнце желтое», «ветер дует». Повторяйте те слова, которые разучиваете по несколько раз в день, обращайте внимание малыша на эти вещи и предметы, чтобы у него формировалось визуальная память. То есть когда вы идете по улице, предложите крохе взглянуть на дерево и расскажите о том, что оно укрыто зелеными листьями.

    Когда мы учимся говорить, очень важно создать комфортную и весёлую атмосферу для детей. Поэтому, напевая разные песенки, можно не только развлечь свое чадо, но и разучить парочку новых слов. Благодаря воспроизведению мелодичных звуков будет развиваться речевой аппарат малыша, и он легко и непринужденно запомнит что-то новое.

    Общение играет большую роль, вовлекайте ребенка в диалог. Задавайте вопросы, и будьте уверены, что получите на них совершенно неординарные ответы. Старайтесь интересоваться мнением крохи по каждому удобному поводу. После еды будет уместно спросить, вкусно ли было и что больше всего понравилось. Вернувшись с прогулки, обязательно поинтересуйтесь, что впечатлило маленького человечка именно сегодня, а после прочтения новой сказки спросите, кто из героев понравился ему больше всего. Вопросы можно задавать на любую тему, главное, чтобы они были уместными и последовательными.

    Играем в словесные игры

    Игры — это неотъемлемая часть развития детей, с их помощью можно обретать и совершенствовать всевозможные навыки и привычки. Запоминать слова в игровой форме очень легко, поэтому специалисты рекомендуют превращать изучение слов в элементы игры. В детских магазинах есть различные карточки и картинки, предназначенные для словесных игр, необходимо подобрать те, которые соответствуют возрасту ребенка. Конечно же, вы можете придумать свои собственные, в которых будут задействованы игрушки и различные предметы обихода.

    Влияние на речь детского лепета, сюсюканья и искажения речи

    Ни в коем случае не потакайте малышу и не коверкайте слова вместе с ним, это недопустимо. Если ребенок говорит неправильно, это не повод подражать ему, и также не следует ругать его за это. Просто произносите слова правильно вслед за малышом, для того чтобы в его подсознании откладывался правильный вариант. А если вы будете сюсюкать и подхватывать искаженные словечки, малыш будет считать это нормой и не скоро научится правильно разговаривать.

    Что делать, если малыш не разговаривает?

    Все детки разные, и их развитие происходит индивидуально, поэтому если малыш не разговаривает, это совсем не повод отчаиваться и впадать в панику — следует разобраться в проблеме. К 2 годам в лексиконе ребенка должно присутствовать 50–200 слов, и если словарный запас вашего чада меньше нижней нормы, этому может быть несколько объяснений. Например, у крохи отсутствует живое общение, родители мало с ним разговаривают, заменяя беседы просмотром мультиков и играми за компьютером. Или же в жизни ребенка произошел какой-нибудь стресс — это может быть недомогание, прорезывание зубов, переезд на новое место. Позже начинают говорить дети, которые одновременно осваивают 2 языка, а также близнецы и двойняшки, которые умудряются придумать собственный язык и наслаждаться общением друг с другом.

    Также задержка речи может быть индивидуальной особенностью карапуза. Для того чтобы не мучиться в догадках, почему же ребенок не разговаривает, следует проконсультироваться с логопедом и невропатологом и исключить диагноз «задержка развития речи». То есть в любом случае необходимо понять причину, по которой малыш молчит, и только потом принимать меры. Однозначного ответа на вопрос, как научить ребенка красиво и правильно говорить, используя в лексиконе как можно больше слов, к 2 годам — не существует. Но если заниматься с малышом и уделять как можно больше времени беседам, развивающим играм и чтению, то можно значительно упростить процесс обучения для крохи и пополнить словарный запас необходимыми для его возраста словами.

    agu.life

    Задержка речевого развития — причины и способы устранения проблемы у детей-дошкольников

    Задержка речевого развития у детей — достаточно распространенное явление. И родителям нужно знать, что медлить в такой ситуации довольно рискованно. Ведь отдаленные последствия несовершенной речи могут оказаться препятствием общего развития ребенка и, особенно — в школьном обучении.

    Когда ребенок начинает говорить первые слова

    Первые осмысленные слова у большинства детей появляются в 8-10 месяцев, а простые фразы — в 1,5 года. Однако сроки появления первых слов у разных детей могут сильно отличаться. Отсутствие речи у полуторагодовалого ребенка вызывает у родителей тревожные мысли, а знакомые и близкие, пытаясь утешить растерянных в такой ситуации родителей, дают советы.

    Достаточно распространенным является мнение о том, что ребенок начнет посещать детский сад и ему придется заговорить, чтобы наладить общение с другими детьми. Такое мнение нельзя отбрасывать, как ошибочное, но на практике так происходит не всегда.

    Причины задержки речевого развития и способы их устранения

    Иногда родители успокаивают себя тем, что кто-то из них самих начал разговаривать достаточно поздно, поэтому и малыш должен заговорить позже, чем это бывает обычно. Надежда, что ребенок все же начнет говорить, останавливает родителей, из-за чего теряется время. Наследственная склонность в задержке речевого развития действительно может иметь место, но, является ли эта причина основной, может решить лишь специалист.

    В наше время популярным остается мнение о том, что мальчики «ленивее», поэтому и говорить начинают позже девочек. Или говорят, что нужно ждать, пока ребенок начнет говорить сам, поскольку логопед обычно занимается с детьми старше пяти лет.

    Эти утверждения не отвечают действительности. Последние годы одним из главных направлений логопедии стала именно ранняя диагностика речевых нарушений. Для выяснения соответствия речи ребенка возрастным нормам недостаточно сравнения его с ровесниками. Опираться нужно на определенные специалистами этапы формирования речи: в какой период появляется агуканье, лепет, первые слова, фразы, как формируется пассивный словарь (набор слов, которые ребенок понимает) и активный (слова, употребляемые в его собственной речи).

    Важным в формировании активного общения является так называемое речевое наследование , то есть такое воссоздание звуков, слов, фраз, которые сначала едва узнаваемы, но через время они становятся вполне разборчивыми элементами речи. Как известно, наследование является врожденным умением, безусловным рефлексом.

    Ребенок пытается перенимать речь, которую слышит от окружающих. Если с ребенком мало разговаривают либо постоянно сюсюкают, то развитие речи малыша существенно задержится. Поэтому постоянное общение взрослых с ребенком — залог нормального развития речи малыша.

    Но причину задержки появления речи или ее отсутствия определит лишь специалист. В первую очередь нужно обратиться к логопеду. Его можно найти в детской поликлинике, в логопедическом пункте, в детских садиках и школах, в психолого-медико-педагогических консультациях системы образования. Именно логопед поможет сориентироваться, какие специалисты еще нужны, необходимо ли ребенку комплексное обследование, дополнительные консультации педиатра, невропатолога, сурдолога. Названные специалисты быстро выяснят, по какой причине ребенок не разговаривает, помогут правильно диагностировать имеющееся нарушение, отличить от других нарушений психофизического развития, а, следовательно, предоставить рекомендации относительно надлежащей коррекционной помощи.

    Нарушение или задержка речевого развития может быть частью другого, более сложного, расстройства, диагностируемого как легкая степень умственной отсталости . В таком случае речевой порок будет иметь вторичный характер, потому что является следствием недостатка интеллектуального развития.

    Причина искажения речи или ее отсутствие может быть в снижении или потере слуха . Если ребенок, плохо слышит и понимает речь взрослых, практически всегда имеет те или другие звукоречевые нарушения. Даже при незначительном снижении слуха ребенок не в состоянии воспринимать речь и ее воспроизводить. Если ребенок не слышит вообще, то соответственно и речь его развиваться не будет. Чтобы исключить нарушение слуха у ребенка с речевыми пороками, необходимо обратиться к отоларингологу.

    Причиной того, что ребенок не разговаривает, может быть первичный недостаток развития речи , ставший следствием повреждения коры головного мозга, его речевого отдела в период беременности или в раннем возрасте. Такое нарушение называют алалией. Проявления алалии таковы: медленное накопление словарного запаса, грубое нарушение звукового произношения, и речевого слуха, трудности усвоения грамматических категорий. Другими словами, идет речь о нарушении всех составляющих речевого развития. Ребенку, в этом случае, научиться говорить поможет только квалифицированный специалист. Можно наблюдать и отсутствие желания общаться с близкими, даже с мамой.

    Очень часто такое поведение расценивается как глухота, но тщательное обследование обнаруживает коммуникативное нарушение — синдром раннего детского аутизма . Формирование речевой сферы детей с аутизмом специфическое, поэтому нуждается в особенном подходе при коррекции.

    Задержка речевого развития может быть тесно связана с особенностью формирования нервной системы и являться частью общей задержки становления недоношенного или соматически ослабленного ребенка. Такие дети даже выглядят младше своих ровесников, отстают в росте и весе, часто болеют. Дети из социально неблагополучных семей могут иметь речевые проблемы на фоне общей педагогической запущенности, когда ребенок растет в условиях, при которых у него просто нет возможности учиться говорить. При этом дети остаются психически здоровыми и после коррекционных мероприятий овладевают речью в объеме, соответствующем своему возрасту.

    Может быть и противоположная ситуация, когда ребенок воспитывается в условиях чрезмерной опеки в семье, где все действия взрослых направлены на удовлетворение потребностей и интересов ребенка. Такого ребенка понимают с полувзгляда и опережают все его желания. Если за тебя все делают, то потребность в использовании речи снижается. Следовательно, родителям не нужно рассчитывать на естественное развитие речи. Важно вовремя обнаружить проблему и как можно раньше начинать коррекцию.

    Эффективным периодом для речевой коррекции специалисты считают возраст от 2,5 до 5 лет. Чем раньше, тем лучше, потому что мозг в раннем возрасте имеет чрезвычайные компенсаторные возможности. Помните — речевые нарушения у детей поддаются исправлению. Главное при этом — не медлить, отнестись ответственно к этой проблеме и как можно скорее обеспечить ребенку профессиональную помощь.

    mamunydetki.ru

    Как легко и быстро научить ребенка говорить

    Каждый малыш овладевает техникой речи постепенно и делает это с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенные к нему выражения, а затем начинает говорить сам. Как правило, до года от крохи можно услышать первые элементарные слова, а уже к трем годам жизни он говорит осмысленными фразами.

    Стадии развития речи у ребенка

    Освоение речи ребенком начинается с самых первых дней жизни. Уже с рождения малыш нуждается в постоянном общении и стремится выразить свои эмоции любыми способами. Развитие речи происходит в несколько этапов.

  • Крик (до 1 месяца). С самого рождения кроха имеет лишь один метод общения – это крик. С его помощью он может сообщить, что проголодался или у него что-то болит.
  • Гуление (до 5 месяцев). Постепенно ребенок учится произносить целые звуковые комбинации. Гуление, как и крик, является способом вступления в диалог со взрослыми людьми и выражения своих желаний.
  • Лепет (до 12 месяцев). Данный период характеризуется произношением первых слогов, происходит подготовка артикуляционного аппарата. В это время крайне важно комментировать каждое действие крохи, ему просто необходимо слышать обращенную к нему речь.
  • Первые слова (до 1,5 лет). К году словарный запас ребенка составляет около 10 слов, к полутора годам он увеличивается примерно в 3 раза. Помимо этого происходит развитие пассивного словаря, то есть тех слов, которое малыш понимает, но произнести пока не может.
  • Фразовая речь (до 2 лет). В этом возрасте кроха учится говорить целые слова и даже может складывать из них словосочетания.
  • Построение фраз (до 3 лет). Лексикон ребенка начинают дополнять глаголы, прилагательные и местоимения. Он уже с легкостью может задать вопрос, либо составить несложное предложение.
  • Развернутая речь. После 3 лет кроха начинает не только говорить хорошо построенными предложениями, но и слушать собеседника.
  • Вышеперечисленные данные являются примерными, не всегда умения крохи совпадают с общепринятыми возрастными показателями.

    Рецепты блюд для кормящих мам есть в этой статье.

    Отсюда вы узнаете, как правильно и сколько времени хранить грудное молоко.

    Как проводить с малышом занятия по развитию речи

    Немаловажно для достижения эффективного результата правильно организовать занятие. Для того, чтобы помочь ребенку развить речевые навыки, родители должны познакомиться с рекомендациями психолога и логопеда.

    Рекомендации по проведению занятий:

    • необходимо найти правильный подход и проводить занятия в той форме, которая будет нравиться ребенку;
    • продолжительность занятия не должна превышать 30 минут, иначе малыш утомится и каждый урок будет для него пыткой;
    • форма подачи нового материала должна регулярно меняться, однообразие быстро надоедает детям;
    • процесс обучения должен проходить в максимально спокойной обстановке;
    • родителям необходимо быть на одном уровне со своим чадом и во время занятия смотреть ему в глаза.
    • Правильно проведенное занятие не только порадует малыша, но и принесет хороший результат. Следует помнить, что для быстрого уяснения информации, прежде всего, нужно заинтересовать маленького ученика.

      Как научить ребенка говорить: способы

      Развитие речи включает в себя целый ряд мероприятий, которые стимулируют и улучшают речевые навыки.

    • Общение. Этот метод является самым основным, с ребенком необходимо поддерживать общение с самого рождения. Бесспорно, все дети копируют своих родителей. И правильность речи ребенка во многом зависит от того, насколько грамотно выражаются его родители.
    • Гимнастика артикуляционного аппарата. Данные упражнения помогут крохе научиться говорить как можно легче и быстрее. Проводить такую зарядку вовсе несложно, она заключается в выполнении несложных упражнений. Например, открывание и закрывание рта, вытягивание губ и растягивание рта в улыбке.
    • Массаж лица и ладошек. Такой массаж способствует развитию речевых навыков, во время процедуры рекомендуется рассказывать малышу забавные стишки и потешки.
    • Развитие мелкой моторики. Упражнения, развивающие мелкую моторику, не только помогают крохе быстрее заговорить, но и способствуют формированию творческих навыков.
    • Овладение техникой речи – это важное событие в развитии каждого малыша. Этот период может сопровождаться, как радостными моментами, так и возникновением трудностей.

      Как быстро научить ребенка говорить

      Безусловно, родители всегда с нетерпением ждут, когда их чадо начнет говорить.

      Для того, чтобы научить ребенка говорить в 1 год необходимо:

    • учить кроху повторять все услышанные звуки;
    • необходимо постоянно менять мимику, интонацию и выражать различные эмоции;
    • при общении избегать постороннего шума;
    • все события, происходящие рядом с крохой, необходимо проговаривать;
    • не нужно по первому зову исполнять все желания ребенка, рекомендуется спровоцировать его к попытке попросить что-либо с помощью слов;
    • учить свое чадо тщательно прожевывать пищу, это является зарядкой для языка и губ.
    • К 1 году ребенок должен говорить элементарные слова, например, мама, папа, бай-бай, дай, нет и да. Если же этого не происходит, то паниковать не стоит. Это лишь является сигналом того, что родителям необходимо продумать методы развития речи.

      Если к 2 годам ребенок упорно отказывается говорить, то это указывает на небольшой словарный запас, который стоит незамедлительно наполнить. Конечно, развивать речь в этом случае можно самостоятельно только при уверенности в том, что нет никаких проблем с речью и развитием.

      Для того, чтобы малыш научился говорить в 2 года нужно:

    • регулярно читать крохе сказки и детские стихотворения;
    • развивать мелкую моторику: больше рисовать, заниматься лепкой и складывать мозаику;
    • объяснять смысл обращенных к малышу выражений.
    • Кроха непременно быстро научится говорить, если родители будут как можно больше общаться с ним.

      Как научить ребенка правильно говорить букву л, р, ш, с

      Обычно при постановке речи многих родителей беспокоит то, что малыш не выговаривает некоторые буквы. Самыми сложными в произношении считаются такие буквы, как л, р, ш и с. Научить правильному выговариванию таких букв можно без помощи логопеда в домашних условиях.

    • эту букву нужно произносить с улыбкой, прижимая кончик языка к небу;
    • также помогут некоторые упражнения языком, например, облизывание губ или дотягивание языка до кончика носа;
    • для того, чтобы ребенок запомнил правильное произношение необходимо научить его при проговаривании буквы Л закусить язык.
    • Следует помнить, что правильное произношение данной буквы наблюдается не ранее 5 лет.

    • хорошее влияние оказывает такое упражнение, как цоканье языком;
    • для того, чтобы активизировать языковые мышцы, необходимо попросить кроху слегка покусать свой язык;
    • отлично помогает упражнение, в ходе выполнения которого малышу необходимо высунуть язык и поболтать им вверх и вниз.
      • хорошо поможет имитация прожевывания пищи;
      • необходимо как можно чаще просить кроху изобразить улыбку на губах;
      • очень важно показать правильное расположение языка при произношении этой буквы, язык должен быть прижат к нижней губе в то время, как его бока слегка приподнимаются.
      • необходимо дать своему чаду какой-нибудь небольшой предмет, который он должен зажать зубами, а затем подуть;
      • также можно попросить кроху улыбнуться и упереться языком в нижние зубы, затем он должен сильно подуть.

      Что тормозит речь, поводы для беспокойства

      Считается, что развитие речи – это показатель умственных способностей ребенка. Но мнение это ошибочно. Тормозить развитие речи могут как внешние факторы, так и отклонения, требующие помощи специалиста.

      Тормозить речь могут:

    • слаборазвитые мускулы рта;
    • слабое слуховое внимание;
    • плохой слух;
    • недостаточное общение родителей со своим ребенком;
    • проживание в недоброжелательной атмосфере.
    • Для начала нужно разобраться в причине того, почему ребенок вместо того, чтобы говорить предпочитает молчать. Неумение говорить далеко не всегда свидетельствует о серьезном отклонении.

      Поводы для беспокойства:

    • Ребенок не играет и никак не идет на контакт со своими сверстниками.
    • Говорит невнятно.
    • Не понимает обращенных к нему фраз или заданных ему вопросов.
    • Не узнает людей из своего окружения, либо не помнит предназначение того или иного предмета.
    • Не может назвать своих членов семьи.
    • Если у крохи наблюдается хоть один из этих признаков, следует обратиться к специалисту.

      Чаще всего проблему с развитием речи разрешает такой специалист, как логопед. Он прекрасно разбирается в речевых дефектах и может оказать эффективную помощь родителям.

    • говорить с малышом нужно много и повсюду;
    • обязательно нужно читать сказки, петь детские песенки и рассказывать шутливые стишки;
    • необходимо просить кроху больше рассказывать, при этом аккуратно поправлять его ошибки;
    • занятия лучше всего проводить в игровой форме;
    • ребенку требуется регулярное общение со своими сверстниками;
    • обязательной процедурой является развитие мелкой моторики;
    • когда малыш просит какую-либо вещь, нужно побуждать его к тому, чтобы этот предмет был правильно назван;
    • для разнообразия рекомендуется проводить бытовые инсценировки.
    • Подведя итог, можно с уверенностью сказать, что обучение технике речи малыша – задача не из простых, часто вызывающая много вопросов. Регулярно занимаясь со своей крохой и поощряя любую его активность, родители смогут убедиться, что научить его говорить оказалось не так уж и сложно.

      Дополнительная информация по теме статьи — в следующем видео.

      nektarin.su



    You Might Also Like