Raiting-OY.ru

Все о детях

Ребенок осознает себя как личность

У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».

Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»

Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.

Если ребенок говорит о себе во втором лице

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».

Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.

Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.

lovingmama.ru

Ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием.

Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери.

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять».

В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому.

Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато.

Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ!

Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно.

Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает. Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых. Это происходит ближе к трем годам. Именно к этому возрасту малыш впервые понимает, что он — это именно он, и начинает говорить о себе не «Саша идет гулять», а «Я иду гулять».

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?

Строго определенной возрастной нормы не существует, ведь в кризис трех лет каждый ребенок входит индивидуально: кто-то в два с половиной года, а кто-то — ближе к четырем. Однако если все сроки кризиса миновали, а малыш по-прежнему говорит о себе в третьем лице, то в этом случае можно предположить у него задержку нервно-психического развития. Обязательно стоит показать ребенка детскому психологу.

Такие дети вырастают более общительными и независимыми, у них больше уверенности в себе, им с раннего детства присуще чувство собственного достоинства. Такие истории могут расцениваться взрослыми как ложь, что обижает ребенка. 14. В семье двое детей 2.5 года и 1 год 2 мес. В последнее время старший сын стал очень плаксивым, взвинченным, часто толкает, бьет младшую сестру.

Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки». В среднем, к четырем-пяти годам дети начинают фантазировать и рассказывать окружающим о чем-то заведомо не существующем или не происходившем. Ребенок обычно учится говорить о себе «Я» не раньше, чем в три года. До тех пор он совершенно не различает тех поступков, которые совершает он, и тех, что происходят вне его желания.

pondapole.ru

Ребенок осознает себя как личность

Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный). К семи-восьми годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны.Как помочь ребенку научиться принимать себя таким, как есть? Katika, да все правильно ребенок осознает себя с рождения, просто до 3 лет он осознает себя в совокупности с мамой и папой, а уже после трех только начинает осознавать свое ЭГО.Как я разучилась расслабляться и так и не решила, что с этим делать Подробнее. Уже ребёнок двух-трёх лет осознаёт себя как «Я». До этого он говорил про себя: «Мы пойдём гулять», а теперь: «Я пойду гулять». Хотя и в том и в другом случае знает, что пойдёт гулять с бабушкой, мамой или с кем-нибудь ещё. В течение второго года ребенок начинает осознавать себя как личность, вырастает от понятия «мама и я — одно целое» через понятие «я существую отдельно от мамы» к понятию «я», как индивидуальность. Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако А имеет место то, что ребенок впервые осознал себя как личность, отделил себя от родителей. Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Вторая стадия — ощущение самоидентичности, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица.Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок, когда выполняет что-то самостоятельно.

Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видитТаким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от Представьте себе, как нелегко приходится малышу, впервые осознавшему себя как независимую Личность.Теперь, когда вы понимаете, что происходит в голове у вашего ребенка, как же вам себя вести? И чем помочь своему чаду? Осознание детьми своего «Я» происходит постепенно. Ребенок вначале существует для себя постольку, поскольку он выступает как объект для других людей. Вначале ребенок осознает действия других людей, затем через них и собственные действия У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздоИногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Главный позитивный результат развития ребенка на этой стадии достижение чувства независимости.

Если осознание своего «Я» у крохи запаздывает. Часто матери, у которых имеются двое и более детей, высказывают тревогу, что младший ребенок никак не может начатьОни, по мнению большинства психологов, в подобном случае осознают себя как «Я» значительно раньше. От двух до четырех лет. Осознание себя как мальчиком или девочкой наступает примерно в три года.Ребенок не просто осознает себя маленьким мужчиной или женщиной, он примеряет на себя социальные роли своего пола. Уже ребёнок двух-трёх лет осознаёт себя как «Я». До этого он говорил про себя: «Мы пойдём гулять», а теперь: «Я пойду гулять». Хотя и в том и в другом случае знает, что пойдёт гулять с бабушкой, мамой или с кем-нибудь ещё. Самосознание ребенка заключается в осознании себя как Личности в трех ее составляющих: физическом, духовном и общественном проявлениях.Имя собственное является тем кристалликом Личности, от которого зависит, как осознает человек собственную сущность. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас.Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале. Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей Осознанность это удерживание внимания на глубоком уровне себя, не отождествляясь ни с чем иным.В институте за ним уже никто не следит, но ребенок и сам осознает, как работает система вокруг него, и тоже кое-как старается. По мере того как ребенок осознает себя, он замечает все больше и больше, что не все его качества присущи другим людям, что его картина себя может не совпадать с картиной другого.Такого, как я, в мире больше нет. Я единственный и уникальный! Здорово-то как!» Сопоставляя особенности самоконтроля с характером «образа Я», мы обнаружили, что дети, которые выделяют (осознают) себя через сферу отношенийДети шестилетнего возраста обнаруживают различный характер «образа Я» как с точки зрения его содержания, так и уровня Я веду себя как ребенок. Раздел: Советы психологов Категория: Подростки.И, возможно, это то, что сейчас с вами происходит — взросление, осознание себя Дарья, еще я бы спросила, только ли в интересе к мультикам и детям проявляется ваша «детскость» или есть что-то еще И тогда человек осознает, что ведет себя также, как в детстве.В трудах Карла Юнга он называется Божественное дитя, исследователь Р. Лернер отзывалась о нем, как о ребенке в душе. Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный). По сути, ребенок уже прекрасно осознает и выделяет себя из окружения как отдельную личность и умением включиться в игру перевоплощения демонстрирует это, какКакой вклад в развитие личности ребенка вносит подобное перевоплощение? Как вести себя родителям? Да, а по поводу того что ребенок говорит о себе в третьем лице почитала.

Преобладает мнение, что лишь к концу третьего года жизни у ребёнка происходит осознание себя как личности, как человека, который может сам что-то хотеть. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видитТаким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность это нормальный период. осознание себя позже чуть будет . у нас было годам к 2 только).У меня как-то напополам получается. Потому что иногда, когда я говорю о себе » я», не уверена, что он понимает, о ком речь ) Тогда добавляю «мама сделает» И я расписываюсь в полной несостоятельности себя как матери. Я не могу справиться с этой мелочью, — жалуется одна мама на форуме Ева.ру.Следующий кризис грянет в три года — в этом возрасте ребенок осознает свое « я» и хочет отделиться от родителей, раздражается Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видитТаким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от Новорожденный ребенок не осознает себя и своей отдельности от мамы и от окружающего мира.Ребенок с рождения своего Я не имеет, оно создается (усваивается) с возрастом так же, как выучиваются слова, привычки и эмоции. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я». Ребенок осознает себя как личность постепенно.Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от Он полагал, что сначала младенец не осознает себя отдельным от матери существом, только постепенно ребенок понимает, что он особый.Поэтому, когда мы описываем себя кому-нибудь другому или отвечаем на вопрос «Кто я?», как я просила вас в начале статьи, вы Отвечает Я дядя А как и когда происходило осознание себя у ваших деток?поделитесь?SolangeНу так я и не говорю, что так у всехВаш ребёнок не говорит я , но он осознаёт себя, как мне кажется, ведь не может быть моё без самосознания Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку.Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Ребёнок совершает ошибку, мама тут же берёт пирамидку в свои руки, отстранив ребёнка: «Нужно вот так, посмотри, как я делаю!»Тут родителям важно осознать, что ребёнок УЖЕ проявляет себя, как личность. Как лучше обращаться к ребенку — в первом или третьем лице? В тех семьях, где взрослые с самого начала обращаются к детям в первом лице, и точно так же говорят о себе, малыши минуют «стадию третьего лица», сразу начиная осознавать себя как «Я». В таких случаях Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я». Ребенок осознает себя как личность постепенно.Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от Кризис трех лет — время, когда ребенок осознает себя как личность, отделяясь от матери. Он учится осознавать и оценивать себя, как бы отражаясь в реакциях на него близких людей. Ребенок осознает себя как личность постепенно.Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей Но родителям стоит знать, что ребенок постепенно осознает себя как личность.Осознанность начинается с Любви. А дружба в Facebook с «лайка». Подписывайся на 4mama, или ты уже с нами?) Как ребенок осознает, воспринимает себя? Самосознание ребенка описано в этой статье на сайте Твой ребенок.ру! Самосознание — это понимание того, что вы есть вы, что, когда вы проснетесь завтра, вы по-прежнему будете вы. Здравствуйте!подскажите,пожалуйста,в каком возрасте ребенок должен осозновать себя как личность.Моему сыну 3,2г.и он называет себя по имени(т.е.Саша естСаша идет спать и тому подобное.)Вообще он практически не разговаривает,словарный запас составляет около 30слов Юлия Кренева Как помочь ребенку осознать себя. Как помочь ребенку осознать себя. Рекомендации психологов колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США). По результатам общего наблюдения можно составить индивидуальные планы на каждого ребенка с учетом его

technotalk.ga

Формирование личности ребенка

О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря — этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Что же такое «личность»?

Многие путают понятая «личность» и «индивидуальность». «Мой ребенок — уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает», — с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

  • малыш полноценно употребляет личные местоимения;
  • он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
  • он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
  • он имеет базовые представления о том, что такое «хорошо» и «плохо» и способен отказаться от «плохого» во имя «хорошего» и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
  • Возраст и формирование личности ребенка

    К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и «встроенную» в систему отношений с окружающим миром.

    Смена воспитательных стратегий

    Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы правильно воспитывать ребенка , необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: «немедленно замолчи, как же тебе не стыдно»! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое «стыдно». Более того, он не способен контролировать свое поведение — он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

    Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

    Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями «я хочу», «я не хочу», «мне нравится» и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре , важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

    Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

    Роль родителей в формировании личности ребенка

    Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

    1) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми — ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: «Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет»! В то же время вариант «посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок » — недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как «умного», «доброго», «красивого» и т.д. — не употребляя степеней сравнения.

    2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

    3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить «правильную» любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

    4) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое «честно», «справедливо», «хорошо», «плохо». Некоторые родители считают, что не нужно «пудрить мозги» малышу подобными объяснениями — «вырастет и поумнеет». Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

    detyvradost.ru

    «Буклет для родителей «Кризис 3-х лет. Как помочь ребенку и себе?»»

    2. Именно в возрасте трех лет «рождается» личность ребенка, ребенок отделяется от родителей и осознает себя отдельным существом.

    3. Яркие проявления нормального возрастного кризиса трех лет связаны с тем, что родители вовремя не заметили того, что ребенок вырос, что пора многое менять в общении с ним.00Причины кризиса:

    1. К 3 годам организм ребенка обычно достигает достаточного развития для того, чтобы малыш мог быть самостоятельным. Как следствие — желание все делать самому и протест против родительской помощи и запретов, как ограничений активности.

    3. Яркие проявления нормального возрастного кризиса трех лет связаны с тем, что родители вовремя не заметили того, что ребенок вырос, что пора многое менять в общении с ним. 0187325Помогите ребенку справиться с кризисом

    Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.

    00Помогите ребенку справиться с кризисом

    Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет — очень важный вопрос. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках.

    Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»

    (МАДОУ «Детский сад № 62»)

    Как помочь ребенку и себе?

    Кочергина Ольга Сергеевна

    При негативизме – вы можете использовать устойчивый негативизм ребенка в своих воспитательных целях, идя от противного.

    00Как себя вести?

    При упрямстве – нельзя пытаться переломить ребенка, вы облегчите жизнь себе и ребенку, если проявите гибкость.

    При строптивости – пусть ребенок побудет один и займется тем, чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придет к вам. Вот тогда вы предложите ему все то, от чего он отказывался раньше. Только сделайте это ненавязчиво.

    При своеволии – позвольте ребенку проявлять самостоятельность, но не забудьте о золотой середине, ведь неограниченная свобода для ребенка вредна не менее, чем строгие ограничения.

    324828900Семизвездие кризиса 3 лет:

    695960026670При протесте – попробуйте озвучить его чувства: «Ты злишься, потому что тебе не дали посмотреть телевизор?» и т.п. Нужно периодически давать ребенку приемлемые способы выплеснуть свою агрессию.

    При обесценивании – дайте ребенку немного побыть эдаким «юным Базаровым». Когда вы почувствуете, что все бунтарские проявления уже не имеют прежней мощи, то можете попробовать начать предлагать ему что-то новое.

    При деспотизме — разумно ограничивайте ребенка, давая ему много свободы, чтобы распоряжаться своим временем и силами, но не временем и желаниями других членов семьи.

    Негативизм — стремление делать все наоборот и противоречить взрослым (не путать с непослушанием).

    Упрямство — если вы чувствуете, что ваш ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно нужно, а просто «из принципа», просто потому, что он этого уже потребовал, то речь идет об упрямстве.

    Строптивость — своеобразное детское недовольство, их бесконечные ответы «Да ну!» на любые предложения взрослых.

    Своеволие – стремление делать все самостоятельно, при чем именно так, как кажется ребенку правильным.

    Протест-бунт — ощущение постоянных военных действий: трехлетка ссорится со взрослыми, находит конфликты «на ровном месте».

    Деспотизм – типично для семей с одним ребенком. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами.

    Размер файла: 410 kB Загрузок: 3

schoolfiles.net



You Might Also Like