Raiting-OY.ru

Все о детях

Диагностика звуковой культуры речи дошкольника

Игры для развития звуковой культуры речи младших дошкольников

МАДОУ детский сад № 133

Нет на земле гимна торжественнее,

Чем лепет детских уст. Гюго В.

На третьем году жизни ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [б], [б`], [ф], [ф`], [в], [в`], [т], [т`], [д], [д`], [к], [к`], [г], [г`], [х], [х`], [й],[с`], [л`].

При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими.

Игры и упражнения на развитие дыхания

В этом помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.

Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

Бабочка вырезанную из папиросной бумаги прикрепите на нитку длиной 15 – 20 см. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

Налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок устроит бурю в стакане воды.

Игры и упражнения для развития голоса

Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.

Дети часто говорят в ускоренном темпе, важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.

Возьмите картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите большие и громко произнесите: «ТИК-ТАК», затем картинку с маленькими часами и тихо произнесите: «Тик-так».

Попросите у ребенка спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка..

Поиграйте, как зайчик не спеша скачет по дорожке: «Прыг-скок, прыг-скок!» затем зайчик поскакал быстрее, темп движений и речи ускоряется.

Идет человечек (топ-топ) – пальцы шагают по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками.

Игры для развития артикуляции

Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд), перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.

Ребенок широко открывает рот, язык лежит спокойно на дне ротовой полости, а мама подносит щепоть правой руки изображая как будто что-то туда кладет. (повторить не менее 3 раз)

Ротик шире открывай –

Кушай птенчик не зевай!

С напряжением вытягиваем губы вперед, удерживаем губы 3-5 сек

Губки в трубочку сложи –

Хоботок всем покажи.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Положение губ, как при произнесении звука [о].

Губки круглые сложи

Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался» (3 – 5 раз).

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

Высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык (3 – 5 раз).

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.

Скачем на лошадке

По дорожке кладкой.

Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».

Стой моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

К четырем годам в речи малыша должны появиться свистящие звуки: [с], [з] и [ц], исчезнуть «смягченность» в речи. Ближе к пяти годам ребенок должен произносить шипящие звуки: [ш], [ж], [ч] и [щ].

Игры и упражнения на развитие дыхания

Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.

Покажите ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

Коротко, глубоко вдохните. Поднимите руки вверх, пропевая звук [а], затем разведите руки в стороны — [у], вниз — [и].

В следующий раз используйте другую тройку звуков: [УИА], [АОИ], [ОУЭ] и т.п.

Игры и упражнения для развития голоса.

Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга. Голосом изобразите завывание вьюги, длительно произнесите звук [в].

Предложите ребенку определить, начинается вьюга или заканчивается.

Если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала бил сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается.

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле – еле – еле – еле

Завертелись карусели (идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом (двигаетесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется) –

Карусель остановите (идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два (хлопайте в ладоши и говорите медленно) –

Вот и кончилась игра!

Чистим нижние зубки.

Откройте рот, широким кончиком языкам погладьте нижние резцы с внутренней стороны.

Движения совершаем вверх-вниз под счет: «раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6 – 10 раз.

Откройте рот и широким кончиком языка оближите верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз (3 – 6 раз).

Делаем ремонт в домике-ротике. Откройте рот и языком-кисточкой погладьте небо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно, 4-8 движений).

По команде: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка, …» ребенок выполняет эти упражнения по очереди.

Откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавая языку форму иголочки (например, тянемся языком к пальчику).

По дорожке гладкой.

Откройте широко рот, прижмите широкий язык всей плоскостью к небу и присосите его. Удерживайте язык в таком положении как можно дольше (до10 секунд).

Приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Широким кончиком языка, слегка загнутым, производим движения вперед – назад, не отрывая язык от губ.

Список используемой литературы.

1.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с.

2.Новиковская О.А. 1000игр, заданий и упражнений для развития речи. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 256 с.

3.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002256

tmndetsady.ru

Тема: Методика обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста

Проанализировать статьи М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, А.И. Максакова и выделить подходы к структуре занятий по обучению детей звуковой культуре речи.

Работу выполнить в два этапа:

Выделить особенности усвоения звуко- и словопроизношения детьми дошкольного возраста на основе статьи М.М. Алексеевой «Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста» (Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В. Ворошнина. Пермь, 2001).

Особое внимание при анализе статьи уделить анатомо-физиологическим и психологическим предпосылкам овладения правильным звукопроизношением в дошкольном возрасте. Приведенные тезисы обосновать:

деятельность анатомо-физиологического аппарата;

соотношение центрального и периферического органов;

роль речевого дыхания;

развитие фонетического восприятия;

формирование аналитико-синтетической деятельности слухового и речедвигательного анализаторов, позволяющих переход от грубых акустических и артикуляционных дифференцировок ко все более тонким;

способность ребенка к подражанию (И.М. Сеченов, Н.И. Красногорский и др.).

Карта-схема структуры и рекомендаций по методике обучения звуковой культуры речи

О звуковой культуре речи детей

3-го года жизни // Дошкольное воспитание. 1976. № 2.

Воспитание звуковой культуры речи // Дошкольное воспитание. 1975. № 6.

Некоторые вопросы обучения звукопроизношению // Дошкольное воспитание. 1988. № 6.

Занятия проводятся в течение всего года.

Занятие состоит из двух частей.

Дети делятся на подгруппы с учетом возраста, общего речевого развития. С учетом разделов звуковой культуры речи, несовершенство которых более всего выражены.

Воспитание звуковой культуры речи решаются одновременно с решением других речевых задач.

Дети упражняются в различных сторонах звуковой культуры речи:

развития голосового аппарата

Автор выделяет две части занятия и программное содержание для каждой из них.

I часть. Работа над звукопроизношением, используя приемы, указания, звукоподражание.

II часть – упражнения для развития голосового аппарата, используя приемы:

образец произношения слова с разной силой голоса

произношение звука по образцу речи взрослого

групповое и индивидуальное произношение с разной силой голоса

В последующих занятиях сохраняется указанная структура: I часть – развитие голосового аппарата, звукопроизношения, слухового восприятия.

II часть – работа над техникой речи.

Занятия проводятся со всеми детьми и индивидуально с учетом особенностей речи. Работу следует усложнять постепенно:

в течение первых трех месяцев повторяется материал младшей группы. Усложняется методика подачи образца, сопровождая его кратким пояснением артикуляции.

Следующая ступень в усложнении методики – подведение детей к восприятию артикуляции в образной форме.

Использование рассказов, сказок на изучаемый звук.

Объяснение артикуляции звука без игрового образа.

Тактильно-вибрационные ощущения при прикосновении к гортани, щеке, носу. Следовательно, 1-я часть занятия включает показ и объяснение артикуляции звука;

Постановка учебной задачи, затем дети произносят хором, по одному, подражая звуку ветра, жужжанию жука и др.

II часть занятия – закрепление звука в словах, используя

дидактические игры с игрушками;

чтение, пересказ коротких рассказов.

III часть – хоровое произношение стихов, потешек, насыщенных определенным звуком, который произносится с разной силой голоса, темпом.

Вариативность занятия с детьми, которые произносят звуки, но у них наблюдается вялость губ, неясная дикция и т.п. Структура таких занятий меняется. Если дети произносят звуки, то нет необходимости в показе и объяснении артикуляции, можно только напомнить.

Для поддержания интереса и внимания детей на занятиях используются:

элементы дидактической игры, моменты сюрприза, движения со звукоподражанием

чтение художественных произведений (потешки, прибаутки и т.д.)

Обучение звуковой культуре речи идет не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

studfiles.net

Работа над выразительностью речи.

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности — важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Работа над выразительностью речи — комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности — на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качество речи.

Для формирования эмоциональности речи детей мною активно используются карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.

1. Упражнения с использованием карточек «эмоций»: · Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей. · Попросить объяснить, что такое « радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции. · Рассмотреть с ребёнком пиктограммы, которые схематично отображают эмоции. · Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают. · Дети самостоятельно рисуют различные виды настроения. · Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление). 2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. · Упражнение « Эхо»: воспитатель произносит звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Детям следует повторить. · Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. · Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо. · Послушай текст, подумай, где нужно изменить силу голоса. · Упражнение « Комар — медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом ( «как комар»), если воспитатель показывает изображение комара, либо низким голосом («как медведь»), если показывают медведя.

. Сравни два текста.

Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, — удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста — разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Таким образом, от систематичной и кропотливой работы требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладею ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Вывод по главе №2.

В данной главе нами была проведена диагностика звуковой культуры речи у детей 5 — 6 лет, предложенную О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.. Проанализировав полученные результаты мы пришли к выводу о необходимости проведения работ по воспитанию звуковой культуры речи. Вообще, усвоение ребенком звуковой стороны слова — это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой анализ, действия со словами. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении этих сложных задач, нами были предложены рекомендации для родителей и воспитателей. Рекомендации подразделяются в зависимости от того в какой области необходимо проводить работу по воспитанию звуковой культуры речи, например:

· Развитие слухового внимания и фонематического слуха

· Воспитание речевого дыхания

· Работа над выразительностью речи.

Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень развития звуковой культуры речи у 90% детей экспериментальной группы находится на среднем уровне, на уровне ниже среднего 10%.

У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 2,92 балла, что соответствует среднему уровню развития звуковой культуры речи. Полученные данные свидетельствуют, что звуковая культура речи у детей 5 — 6 лет сформированы недостаточно и требуется коррекционно — педагогическая работа.

studbooks.net

Картотека по звуковой культуре речи детей старшего дошкольного возраста.

1 Картотека по звуковой культуре речи детей старшего дошкольного возраста. Составила: Будегечи А О Воспитатель МБДОУ д\с «Солнышко» С Хову-Аксы Методическая литература (автор) Содержание 1 Методика М.Ф Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» стр 13 Особенности работы по звукопроизношению. Формирование навыков произношения стр16 Отличие работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению стр 17 Система работы по формированию стр 24 Развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) стр 28 Указания к проведению артикуляционной гимнастики. стр 32 Занятия для уточнения движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука. стр 36 Дифференциация звуков (развитие умения различать сходные по звучанию и артикуляции звуки)-занятия. стр 41 Краткая характеристика состояния речи детей вторая младшая группа.(таблица) стр 46 Занятия по звукопроизношению стр 48 Планирование занятий на учебный год. стр 50 Развитие речевого дыхания. Цикл занятий. стр 75 Краткая характеристика состояния речи детей средней группы.(таблица) стр 83 Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата. Занятия. стр 111 Краткая характеристика состояния речи детей старшей группы.(таблица) стр116 Планирование занятий на учебный год. стр 118 Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата. Занятия. стр 152 Краткая характеристика состояния речи детей подготовительной группы.(таблица) стр 158 Планирование занятий на учебный год. стр 166 Цикл занятий. стр 187 Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.(1-7 комплексы). стр 202 Индивидуальный подход воспитателя к

2 2 методическое пособие А И Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М-2006г 3 методическое пособие А И Максаков «Воспитание звуковой культуры речи» для занятий с детьми от рождения до 7 лет.мозаика- Синтез -2007г 4 методическое пособие А И Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье»мозаика- Синтез-2008г детям с нарушением речи. стр 211 Обучение воспитателей проведению работы по предупреждению и исправлению недостатков речи у детей.(план) стр 224 Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста, имеющим недостаток речи. стр 238 Практический материал для обследования речи детей и работы по звукопроизношению. стр 9 Как развивается речь ребенка (1-7 лет) стр 112 Как выявить и исправить недостатки стр 122 Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста стр 138 Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи стр 4 Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. стр Последовательность уточнения и дифференциации звуков у детей возрастных групп в течении учебного года(таблица) стр 14 Формирование звуковой культуры речи детей. — ранний возраст -1 младшая группа (2-3лет)-организация и методика проведения занятий, обследование состояния звуковой культуры речи детей. -2 младшая группа (3-4 г)- организация и методика проведения занятий, занятия. -Средняя группа (4-5 лет)- организация и методика проведения занятий, занятия. -Старшая группа (5-6)-организация и методика проведения занятий, занятия. -Подготовительная к школе группа (6-7 лет)- организация и методика проведения занятий, занятия, обследование сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. стр 8 Развитие речи ребенка на первом году стр 12 Развитие речи ребенка на втором году стр 16 Развитие речи ребенка на третьем году стр 27 Развитие речи ребенка на четвертом году

3 5 методическое пособие Ф.А Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»просвещение-1979г 6 методическое пособие В В Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» Москва- 1987г 7 пособие О А Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр»издательство «Сова»-2010г 8 методическое пособие О М Ельцова Издательство «Учитель»- 2009г стр 41 Развитие речи ребенка на пятом году стр 54 Развитие речи старшего дошкольника стр 61 Как выявить и исправить недостатки в произношении звуков? стр 50 Звуковая культура речи разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи, возрастные группы- практический материал. стр 86 Планирование работы по звуковой культуре речи. стр 91 Формирование словаря стр 116 Связная речь стр 148 Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. стр 166 Подготовка к обучению грамоте стр Речь воспитателя. Работа над собственной речью. стр 199 Пданирование работы воспитателя. стр 20 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-з. стр 46 Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц стр 61 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ш-ж стр 77Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. стр 98 Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж стр 113 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ стр 153 Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л,п-л стр 5 Пальчики играют стр 35 Пальчиковые игры. стр122 Пальчики рассказывают сказки стр 148 Пальчики сочиняют стихи. стр 198 Умные пальчики. стр 88 Введение термина «слоги».знакомство с односложными словами». стр 92 Введение термина «звук».ознакомление со звучащим словом» стр 97 нахождение местоположения звука в слове. стр 99 деление слов на слоги. стр 119 введение понятия «гласный звук», стр 127 введение понятия «согласный звук», стр 132 введение понятия «мягкий согласный звук» стр занятия со звуками(выборочно)

4 9 В. С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» Серия «Вся дошкольная 10 программа» для старшего д\в» «Речь» С Е Гавриной Н Л Кутявиной 11 Методика развития речи детей дошкольного возраста М.Е.Хватцев «Как воспитать гения?»м-2002г 13.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»,м- 1988г 14 Н.С Жуков,Е.М Мастюкова,Т.Б Филичева -«Преодоление общего недоразвития речи у д\в» Комплексная система занятий по развитию речи с детьми 3-6 лет. стр 4 Звуковая культура речи. стр 22 Словарный запас. стр 40 Грамматические навыки стр 56 Связная речь» Стр 9 Теоретические основы методики развития речи д\в. Стр 15,29. Воспитание звуковой культуры речи Стр 36,52 Формирование грамматического строя речи Стр 82,114 Развитие связной речи Стр 124,157 Развитие образной речи Стр 170 Методики выявления уровня развития речи д\в. Стр 180 Рекомендации к проведению обследования. стр 194 старшая группа. -стр 62 Первые звуки и речь Стр 90 Организация и методы логопедической работы. -стр 102 Устранение недостатков патологического происхождения. Стр 112 Фронтальные занятия по развитию дыхания. Стр 188 Устранение недостатков темпа и ритма речи. Стр198 Заикание его предупреждение и устранение. Игры и игровые упражнения для развития речи» «Преодоление общего недоразвития речи у д\в» Периодические издания 15 ж ДВ г с 71 статья О Ушаковой Е Струнина «Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста». 16 ж ДП 6(63)-2010гстр 51 статья И В Скосырева В И Матвеева «Рекомендации по организации речевого уголка в логопедической группе Дидактический материал в речевом уголке ж ДП г стр ж ДВ г стр 97 статья Л Александрова «Характернотипологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска.(представлены результаты экспериментального изучения речевых затруднений, детей первых лет жизни, воспитывающихся в неблагополучной социальной среде. 18 ж Ребенок в детском саду 3- Е Манапова Занятия на звук «С» и «с». 2009г 19 ж Управление ДОУ Анкета для родителей на тему:»воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

5 20 ж Справочник старшего Конспект досуга «Город красивой речи» воспитателя стр ж ДП 8 стр Конспект родительского собрания на тему:»как организовать логопедические занятия дома» 22 ж Справочник старшего воспитателя г стр 14 Познавательный проект «Они наши друзья-все буквы от А до Я» 23 ж 6 стр 99 Комплекс упражнений со стихотворным сопровождением 24 ж Справочник старшего «Этапы работы по развитию речи дошкольников» воспитателя г 25 ДП г стр 42 «Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию» 26 ж Ребенок в детском саду г Тема: «Звуки, буквы, слова» — конспект занятия с детьми подготовительной группы. 27 Ж Обруч г с10 «5 девочек с характером». 28 ДВ г стр 41 ДВ г стр 52 Звуки,звуки мы слышим вас! Практический материал (оснащение) 29 Е В Колесникова «Слова, слоги, Работа с листом (1-40 ) звуки» 30 Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Слова, слоги, звуки» Е В Колесникова «Слова, слоги, звуки» стр 4 Использование демонстрационного материала на занятиях по развитию фонематического слуха с детьми 5-6 лет стр 5 ознакомление со словом стр 6 Ознакомление со звуками стр 7 развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. 31 Методика М.Ф Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения стр 8-32 Занятия по карточкам. стр 238 Практический материал для обследования речи детей и работы по звукопроизношению. -продолжается изучение методической литературы по этой теме.

docplayer.ru

Специфика формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития дошкольного возраста. Понятие звуковой культуры речи, задачи по ее воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. Термин «культура речи» относится к сфере языковедения. Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.

Требования культуры речи, не ограничивается правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире. Сюда входят:

? свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями);

? быстрота включения в диалог;

? хорошая речевая оперативная память;

? языковая правильность речи, соответствие литературной норме (в произносительной норме, норме словоупотребления, норме в образовании и в использовании грамматических и морфологических форм, норме правописания);

? содержательность речи (при этом выборе языковых средств связан с понятием коммуникативной целесообразности, уместности их использования);

— в устной речи это многообразие интонаций, умение пользоваться паузами, изменениями тона, тембра голоса;

— в устной и письменной речи – умение владеть образной речью, использовать тропы, афоризмы, фразеологизмы и пр. средства, позволяющие раскрыть перед собеседником новые глубины мысли и чувства.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.[6 с.4]

Таким образом, формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонетического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

В связи с этим будет не лишним обратиться к результатам исследования, проведенного А.И.Максаковым. Ученый выяснил, что всех детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы.

1. Хорошо воспринимающие все недостатки произношения в своей и чужой речи. Обычно это дети, у которых собственные недостатки произношения ограничиваются неправильным произнесением одного или двух звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).

2. Улавливающие все неправильно произносимые звуки в чужой и в своей речи, но не сразу, в момент речи, а при прослушивании записи на магнитофоне. Они имеют недостатки произношении записи на магнитофоне. Они имеют недостатки произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены звуков, реже – искажения.

3.Имеющие нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки они одинаково четко улавливают в своей и в чужой речи как в момент их произнесения, так и в ходе прослушивания магнитофонной записи. Они неправильно произносят несколько звуков из разных фонетических групп.

4. Не замечающие никаких недостатков ни в своей, ни в чужой речи. Они имеют недостатки произношения, выражающиеся, чаще всего, в искажении, при этом количество нарушенных звуков отличается вариативностью.

Дальнейшее исследования показали, что дети из 1-й и 2-й дифференцированных групп, в отличие от их сверстников из 3-й и 4-й групп, демонстрируют более высокие результаты обучения не только по разделу «воспитания звуковой культуры речи», но и «обучение грамоте». [6 с.8].

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщена в 3 основных раздела.

1.Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей.

2. Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

3. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Одной из важных предпосылок формирования речи является способность к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного формирования звуковой культуры речи. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст наиболее благоприятный для окончательного становления всех звуков родного языка.

Для детей старшего дошкольного возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорят достаточно громко или тихо и т. д. Некоторые дети, верно, произносят звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям овладении грамотой.

В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно-выразительной речи [42.С.15]. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми; шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих ( в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к ), звуков -л- и -р-, твердых мягких (д-дь, л-ль и др.).При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, ( ч-ть, с-ц, и пр.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным им свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше при отработке звуков. Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах, и во фразовой речи, это обеспечивает Возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т.е. всех сторон звуковой культуры речи.

Давая в стихотворениях, рассказах, скороговорках материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произношения слов с учетом литературных норм и произношения.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи включает в себя следующие разделы:

1. «Развитие речевого слуха». Цель этого раздела; выработка у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания; правильность произношения звуков, четкость, ясность произношения слов, повышение и понижении голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембриальную окраску.

2.«Работа над развитием речевого дыхания». Цель этого раздела; используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, воспитывать умение правильно, рационально использовать его.

3.«Работа над голосом». Цель этого раздела; развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса силу, высоту; приучать говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными интонациями (тихо, громко).

4.«Работа над интонационной выразительностью» (мелодика, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи).

Цель раздела; формировать у детей повышать и понижать голос при произношении фразы; ускорять и замедлять речь; умение равномерно чередовать ударные и безударные слоги, т.е. (долготы и краткости, повышения и понижения голоса); выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое) или отдельных слов (логическое).

5.«Формирование правильного произношения всех звуков родного языка». Цель этого раздела; научить правильно, произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слов.

6.«Работа над темпом речи». Цель этого раздела; вырабатывать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

7.«Работа над дикцией». Цель этого раздела; приучать детей внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения.

8.«Развитие артикуляционного аппарата». Цель этого раздела; развитие подвижности языка, развитие достаточной подвижности губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.

9.«Работа над орфоэпией». Цель этого раздела; осуществлять контроль постоянный за соблюдением детьми норм литературного произношения слов [7.С.129].

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороной речи детей. В старшем возрасте, при правильной работе могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и — р -). Процесс становления этих звуков, даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправленого произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает.

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способности к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи, внимания к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы, дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание, Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отвечать отказывается. Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку отчетливого произношение слов, умение различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать звуки с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, ж-з, л-р. Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи. [2 с. 210 ]

Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух. Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков, становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи [19 с. 280].

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются:

— плановый и системный характер работы по формированию звуковой культуры речи во всех блоках образовательного процесса дошкольного учреждения с опорой на данные диагностики;

— создание и изменение развивающей среды для формирования звуковой культуры речи;

— объединение усилий разных специалистов дошкольного учреждения по формированию звуковой культуры речи детей;

— взаимодействия детского сада и семьи;

— создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми (Л.Р.Болтина);

— соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических (Л.Р.Болотина);

— создание гигиенических условий А.М.Бородич

Таким образом, формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста – это многоаспектная задача. В нее входят, более частные микро-задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.

infourok.ru



You Might Also Like