Raiting-OY.ru

Все о детях

Концепции развития и формирования личности

Формирование и развитие личности

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.

Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э. Эриксон придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития. Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) — завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

psyera.ru

14. Основные парадигмы развития и формирования личности.

Проблема соотношения биологического и социального в развитии личности, т.е проблема факторов (движущих сил) развития и формирования личности является важнейшей проблемой педагогической науки как отечественной так и зарубежной. Исторически сложились два основных подхода к трактовке этих факторов.

1) Идеалистическо-преформисткий (преформизм лат. prae forma заранее созданный). Общее, что объединяет всех его сторонников (теологов, философов-богословов, биологизаторов, неоатамистов, неопозитивистов и др.) – это идея о том, что развитие человека ? это процесс стихийный, неуправляемы, обусловленный некой внутренней «врожденной программой» личностного и индивидуального формирования.

1а) Теологическая концепция. Источник развития личности – божественная сила.

1б) Биологизаторское направление. «Программа» личностного развития имеет биологическую основу и непосредственно связана с наследственным генотипом каждого человека.

2) Материалистический. Сторонники этой концепции не отвергая по большей части влияния наследственных факторов (биосоциологизаторы) в большей степень учитывают влияние внешних, социальных факторов – среды и воспитания

2а) Социологизаторская концепция. Полное отрицание наследственности, среда и воспитание – определяющие факторы развития

2б) Биосоциологизаторская концепция – её основу составляет идея о том, что человек существо биологического и социальное, поэтому он развивается и формируется как личность под влиянием целой совокупности факторов, к числу которых относится среда, воспитание, наследственность и собственная активная деятельность личности (полифакторная теория).

15. Важнейшие факторы развития и саморазвития личности

Отечественная научная педагогика основывается на полифакторной теории, согласно которой человек развивается и формируется как личность под влиянием следующих факторов:

I. наследственности (биологический фактор)

III. воспитания (социальные факторы)

IV. собственной деятельности человека

I. Наследственность – совокупность природных свойств организма, переходящих от поколения к поколению, воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность – свойства организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом ряду поколений

Роль наследственности в социальном (личностном) формировании человека проявляется в следующих аспектах:

1) По наследству в соответствии со своей биологической природой (принадлежность к роду homo sapiens) человек обладает способностью к социальному развитию – прямо хождению, к овладению речью, развитию мышления, самосознания, творчеству, труду и т.д. Ни один другой представитель живого мира этой способностью не обладает.

2) Носителями наследственности являются гены, от родителей к детям как результат реализации их генетической программы, отражающей то или иное сочетание генов родителей, передаются: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз, тип кожи и т.д. В то же время ученые-генетики доказали, что приобретаемые родителями в процессе жизнедеятельности социальные черти и качества в генетическом аппарате не фиксируются, и соответственно, передаваться не могут.

3) К наследственным относятся особенности нервной системы человека, обуславливающие характер, протекания психических процессов; изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (шизофрения) могут передаваться по наследству и влиять на процессы индивидуального и духовного формирования детей. Наследственный характер также имеют болезни крови, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость, ожирение) и т.д. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм, наркомания, звуковые нагрузки (тяжелый рок, шум), канцерогены, вредные условия жизни и труда. Эти быстротечные воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению генетических кодов, к необратимым психических мутациям, отражающимся на личностном формировании детей.

4) Педагогический аспект наследственной природы человека на процесс его личностного развития выражается также и в том, что детям по наследству передаются предрасположенности к той или иной деятельности. Эти природные задатки (хороший слух, вокальные данные, феноменальная память, способность к поэтическому творчеству) является потенциальным условием формирования способностей.

5) Биологически человек имеет неограниченные возможности к развитию, но свой личностный потенциал использует лишь на 10-15%.

6) Биологическое в развитии человека может проявляться самым неожиданным образом (психология красавицы и дурнушки) стимулируя или тормозя личностный рост человека.

В общем и целом следует отметить, что наследственность человека выступает как потенциальная предпосылка последующего (успешного или неуспешного) его социального развития.

II. Окружающая среда – это природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

Частью окружающей среды являются:

? среда географическая ? определенный территориальный ландшафт, климат, животный и растительный мир, природные условия, экологические условия;

? среда социальная ? окружающая человека общественные материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Выделяют социальную среду:

? дальнюю (средства СМИ): социальные отношения и институты, и т.д., которые в своей совокупности формируют тип личности определенной страны и определенной эпохи.

? ближнюю: социально-культурные условия региона, семья, ближайшее окружение формирует личностные качества, ценностные установки и ориентации, мотивы и интересы.

? микросреду (квартира, магнитные воздействия, микроволны) ? влияют на развитие нервных тканей, головного мозга.

Целостное влияние среды выражается в том, что:

1) среда является источником и главным условием социализации растущей личности (приобщение ребенка к нормам и требованиям социальной жизни).

2) среда кардинальным образом не влияет на развитие личности, поскольку является достаточно пассивным фактором (например, 2 разных ребенка в одной семье), поскольку влияние среды определяется отношением человека, зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

3) среда является стихийным, непреднамеренным фактором формирования личности, поскольку может оказать на нее как позитивное, так и негативное влияние

III) Воспитание принято считать определяющим фактором формирования личности, т.к. оно корректирует и направляет влияние всех других факторов и является главным средством, обеспечивающим полноценное личностное развитие и формирование человека.

1) использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнедеятельность ребенка (создание воспитывающей среды)

2) нейтрализует и преобразует негативные средовые влияния

3) выявляет склонности и задатки растущей личности и обеспечивает их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

4) влияет на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным условиям жизнедеятельности (заполнение пробелов в программе человеческого развития).

Итог: сила (эффективность) воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием растущей личности.

Слабость воспитания состоит в том, что она основывается на сознательности человека и требует его активного участия в собственном развитии и формировании.

IV) Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется ещё одним важнейшим фактором ? деятельностью личности.

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что с точки зрения влияние на ребенка наследственности, среды и воспитания невозможно объяснить почему в одних и тех же условиях воспитания, обучения и развития дети с одинаковой наследственностью (2-3 ребенка в семье) вырастают разными. Или почему выросшие в худших условиях и явно не выделяющиеся природными задатками дети нередко в жизни добиваются больших успехов, чем те, кто имел лучшие бытовые и природные стартовые возможности.

В педагогике первым ответил на эти вопросы К.Д.Ушинский. Он высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности; участвуя в различных видах деятельности (умственной, трудовой, общественной, техническо-творческой и т.д.) человека преобразует окружающую действительность и самого себя. Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т.д. деятельности. Деятельность может быть активной и пассивной. Из глубины веков до нас дошло высказывание: «Сколько пота ? столько и успеха». Это означает, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько собственное напряжение (умственное или физическое), собственные усилия, собственная активность личности в этой деятельности проявляющаяся. Следовательно, ребенок (ученик, воспитанник) в воспитательном процессе является не столько объектом воздействий и усилий педагога, сколько субъектом ? активным участником собственного развития, формирования, т.е. собственного воспитания. Понимание этого привело педагогическую науку к необходимости ответить на вопрос: когда ребенок становится субъектом воспитания и что необходимо для формирования субъектности (активности) растущей личности. Ученые выяснили, что активность личности имеет избирательный характер. Из этого следует, что развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а тех из них, которые находят положительный отклик во внутренней эмоциональной сфере ребенка (чувства, переживания), выражают его собственные потребности и стимулирует его к активной работе над собой, т.е. стимулирует его к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию. Это явление в педагогике принято называть персонификацией воспитания (греч. «persona» ?личность, «face» ?делать). Из этого следует, что процесс развития личности по существу является процессом саморазвития, а все внимание (воспитательные и средовые воздействия) ? это лишь средство, механизм запуска этой активности.

studfiles.net

Варианты концепций развития личности

Концепция, или же понимание развития личности – это специфическая совокупность представлений о особенностях всех процессов, которые характеризуют собой формирование и дальнейшее развитие личностных данных каждого человека. На данный момент существуют различные варианты концепций развития личности, которые анализируют возможные механизмы развития личности и объясняют наличие разницы между двумя индивидуумами.

Следует понимать, что формирование и дальнейшее развитие индивидуальности — это не только приобретение определенных навыков и жизненного опыта, способностей и определенных характеристик. Изучение в психиатрии самой сути такого понятия как «личность» позволяет иметь некоторое представление о индивидуальности каждого человека и ее особенностей. Хотя современная наука пока еще не способна сформировать единую общую концепцию, большинство из них опираются на тот факт, что главным потенциалом развития личности является внутренний конфликт.

Основные теории развития личности

Поэтапное формирование индивидуальной личности не является результатом каких-либо случайных процессов, зависящих исключительно от внешних факторов и стечения обстоятельств. Основные теории развития личностиподчеркивают тот факт, что становление личности – это вполне закономерный и сложный процесс, который выражается в ряде изменений психики индивидуума, его духовной и интеллектуальной сферы, а также организма в целом.

Вопрос познания специфики человеческой личности и особенностей ее процессов остается актуальным и в наши дни. В психологии и психиатрии уже принято различать социогенетическую и биологозаторскую концепции в данном вопросе.

Первая из них представляет индивидуальность человека как нечто, сформированное в результате воздействия последовательных процессов окружающей социальной среды. Такая теория попросту игнорирует возможность самостоятельных действий субъекта и представляет его как нечто совершенно спонтанное, приспосабливающееся к конкретным социальным установкам, нравам. Критика социогенетической теории основывается на том, что она не объясняет появления в одном и том же социальном слое индивидуумов с совершенно различными характеристиками.

В противоположность первой, вторая теория базируется на личностном прогрессе индивидуума, которые обосновываются, в основном, сугубо наследственным фактором. Это хорошо объясняет тот факт, что последующее развитие личности может обладать совершенно спонтанным характером. Основываясь на данной концепции можно предполагать, что в каждом субъекте изначально заложена некоторая предрасположенность к конкретному эмоциональному и мыслительному поведению. К примеру, кто-то с рождения уже обладает психическими подоплеками тяги к убийству, а кто-то — обладает «талантом» различной полезной социальной деятельности. Говоря иными словами, изначально природа закладывает в каждом человеке определенную психическую форму поведения, которая в процессе роста и развития личности трансформируется в определенный вариант.

Безусловно, это подразумевает тот факт, что на развитие уникальной личности влияют как биологические и естественные, так и внешние социальные факторы, события в жизни, образ ведения жизни… Тем не менее, все эти факторы принято считать сопутствующими, так как психологи уже давно подчеркивают постулат о том, что личностью не рождаются, а становятся, несмотря на вероятные «врожденные установки».

Существует также масса других основных вариантов концепций развития личности. К примеру, психоаналитическая теория настаивает на том, что формирование индивидуальной личности не что иное, как механизм приспособления субъекта к окружающим условиям, его способ добиваться своих потребностей и защищаться от внешних раздражителей. Теория гуманистическая пытается трактовать развитие личности как непосредственное утверждение субъектом значимости своего личного «Я». Помимо них существует и биосоциальная концепция, которая рассматривает проблему совместимости в процессе формирования личности как социальных, так и биологических факторов.

Духовно-нравственная теория развития личности

Несмотря на различные установки среди аналогичных концепций, не стоит забывать факт того, что человек является социальным существом. Это подразумевает, что важным фактором, влияющим на смысл жизни любого субъекта, являются также его взаимоотношения с окружающими. Можно утверждать, что вся жизнь субъекта зависит от его планов в отношениях с людьми, умения анализировать поведения в социуме и выстраивать необходимый тип и уровень отношений с конкретными людьми.

В своей основе духовно-нравственная теория развития личности содержит такую неотъемлемую часть как воспитание. Она является действительно важной в жизни любого человека, так как именно посредством семейного воспитания или образования в школе осуществляется привязка и приобщение формируемой личности к культурным ценностям и социальным нормам. Недостаточно просто привить ребенку способность жить в определенном культурном обществе, необходимо его также обеспечить соответствующим обществом, чтобы сформировать и поддерживать желание созидания и принятия культурных ценностей.

В настоящее время духовно нравственная концепция воспитания и развития личности старается делать больший упор не только на целенаправленность процессов воспитания, но также «универсальный» этикет. Такая позиция подразумевает, что необходимо избегать узкой направленности воспитания ребенка и будущего индивидуума, не свести все принципы к узким корпоративным, национальным, групповым рамкам поведения. Субъект должен развиваться в более широком спектре, рассматривая все доступные ему культурные, этнические, духовные и религиозные, социально-классовые позиции.

В процессе воспитания должно наблюдаться идеально сочетание целенаправленности процессов на некоторые общепринятые, универсальные рамки, и упора на традиции, культурные и национальные ценности окружающего социума. Такой подход, будучи положенным в основу воспитания, послужит не только хорошей подоплекой для формирования культурного общества, но также станет опорой для ведения диалогов между представителями разных культур и классов.

В данном случае происходит изменение ориентации поведенческих реакций индивидуума с внешних моральных ценностей на внутренние нравственные. При этом нравственность приумножается в качестве метода саморегуляции, не зависящего от внешних факторов.

Также важной проблемой является вопрос самоопределения личности путем приобретения определенного нравственного опыта. Этот процесс заключается в том, что субъект должен эмоционально прочувствовать тот или иной опыт нравственности, проанализировать его, понять и усвоить не только на теоретическом уровне, но и в действии.

Субъект должен сам занять активную позицию в процессах построения отношений с другими индивидуумами, понять интуитивно структуру различных видов отношений, определить среди них те, в которых он нуждается. Именно умение анализировать и выстраивать поведенческие отношения посредством их постепенного усвоения лежит в основе духовно-нравственной концепции.

По сути, целью концепции духовно-нравственного воспитания является формирование высококультурных личностей, обладающих выраженной нравственностью и всеми необходимыми общечеловеческими положительными качествами, деятельность которых была бы направлена исключительно на созидание. При этом к общечеловеческим ценностям относят такие качества, которые принимаются всеми людьми при любых условиях общественных изменений: абсолютное равенство, доброта, жизнелюбие, братство, сотрудничество. Будучи воспринимаемыми сквозь призму субъективности, обусловленной национальной культурой, данные ценности могут переходить также и в национальные.

psytheater.com

22. В чем суть основных положений концепции развития личности ав. Петровского?

В середине 80-х гг. А.В. Петровский в монографии «Психоло­гия развивающейся личности» вступает в дискуссию с Д.Б. Элькониным по проблеме периодизации возрастного развития личности. Петровским был впервые поставлен вопрос о несо­впадении таких явлений, как «развитие личности» и «развитие психики». По его мнению, существует специфический процесс формирования личности как особого сверхчувственного со­циального качества индивида, по содержанию не совпадаю­щий с развитием психики. При этом на каждом возрастном этапе формируется целый комплекс разноплановых деятельностей и каждая из них выполняет в развитии личности свою определенную функцию. Наряду с ними особую роль в разви­тии личности играют противоречия в системе внутригрупповых и межгрупповых отношений, участником которых являет­ся личность. На развитие личности оказывают влияние также закономерности вхождения ее в новые группы и те изменения, которые возникают в результате динамики социальных пози­ций личности внутри относительно стабильной группы. Исхо­дя из этих положений Петровский в 1987 г. создает социально-психологическую концепцию развития личности и возраст­ной периодизации.

Предложенная Петровским концепция развития личности базируется на идеях разработанной им стратометрической те­ории. Согласно ее главному принципу, межличностные отно­шения в группе опосредованы содержанием, ценностями и ор­ганизацией совместной деятельности ее членов. Уровень раз­вития группы является фактором развития личности в группе. Кроме идей стратометрической теории в основу концепции развития личности, предложенной Петровским, положены ос­новные выводы концепции персонализации индивида о том, что деяния индивида ориентированы на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью. Основным источником противоречий, задающих направление развития личности, выступают разнонаправленные тенден­ции во взаимодействии личности и общества, личности и группы. С одной стороны, личностная активность направлена на то, чтобы утвердить себя, свою личностность, свою индивидуальность, а с другой стороны, общность, в которую включена личность, являясь референтной для нее, принимает только те проявления личности, которые соответствуют ее целям, задачам и нормам. Источником развития личности выступает противоречие между потребностью быть личностью, утвердить себя (персонализация) и активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил. В этой связи в самом общем виде развитие личности человека Петровский представляет как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. В случае если человек входит в новую для себя, но относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность: 1) фаза адаптации, которая предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение со­ответствующими формами и средствами деятельности. Индивид объективно попадает в условия, где надо «быть таким, как все», чтобы быть принятым данной общностью; 2) фаза инди­видуализации, порождаемая противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в персонализации, при этом поведение индивида направлено на поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности; 3) фаза интеграции личности обществе инициируется противоречиями между стремлением субъекта быть личностью и одобрением лишь тех его индивидуальных особенностей, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. Если противоречие между индивидом и группой не устранено, возникает дезинтеграция, сопровождаемая либо «выталкиванием» личности из данной общности, либо ее изоляцией.

Сложный процесс развития личности еще усложняется в связи с тем, что в действительности социальная среда не является стабильной, каждый индивид на своем жизненном пути оказывается включен в общности, не одинаковые по своим социально-психологическим характеристикам, сами группы находятся в процессе развития. По мнению Петровского, лич­ность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она оказывается включе­на и с которой она интегрирована. На этой основе им выделя­ются возрастные этапы формирования личности: ранний дет­ский (преддошкольный) возраст (0—3 года), детсадовское дет­ство (3—7 лет), младший школьный возраст (11 — 15 лёт), стар­ший школьный возраст (15—18 лет). На каждом этапе ребенок проходит три фазы. Например, в раннем детском возрасте раз­витие личности осуществляется преимущественно в семье. Этому периоду свойственны фазы адаптации, индивидуализа­ции и интеграции. Фазе адаптации соответствует овладевание простейшими навыками, языком, благодаря чему ребенок по­степенно приобщается к социуму. Когда начинается фаза ин­дивидуализации, ребенок начинает выделять и противопостав­лять себя окружающему миру. В период интеграции ребенок начинает овладевать своим поведением, подчиняясь требова­ниям взрослых.

На основе своих рассуждений Петровский строит обоб­щенную многоступенчатую схему периодизации и выделя­ет в ней эры, эпохи, периоды и, наконец, фазы формирова­ния личности. Развитие личности Петровский видит как единый, целостный этап, который включает три фазы фор­мирования, становления личности, ее вхождения в социаль­ную среду фазы адаптации, индивидуализации, интегра­ции. Эти фазы выступают как макрофазы развития личнос­ти в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: дет­ство (преимущественно адаптация), отрочество (преиму­щественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция).

Итак, концепция развития личности, разработанная Пет­ровским, учитывает закономерности становления социальной зрелости целостной личности, опираясь на идеи взаимодейст­вия личности, ее отношений, совместной деятельности и уров­ня развития группы.

1. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1978. С. 38-76.

studfiles.net

I. Теории развития личности;

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

I. Теории развития личности.

II. Характеристика факторов, влияющих на развитие личности.

Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. В данной теме выделяют четыре основных понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

Личность – человеческий индивид как продукт труда, общения и познания, определенный конкретно-историческими условиями жизни.

Индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает социальных и психологических характеристик.

Индивидуальность — совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Итак, человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Следует также различать следующие понятия: развитие, формирование и социализация личности.

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими; физиологическими изменениями.

Социальное развитие связано с психическими, духовными, интеллектуальными изменениями.

Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление как биологического вида и социального существа.

Процесс морфологических, физиологических, психологических изменений называют развитием, тогда как нравственных и духовных — формированием. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление к ней. Социализация длится на протяжении всей жизни, а происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существует три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов, а также внешних требований, к которым человек вынужден приспосабливаться. Воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социальной концепции считают:

— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды;

— среда является определяющим фактором формирования личности;

— воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

— чем ниже по уровню развития личность, тем ярче проявляются у неё биологические черты.

Представители биосоциальной концепции считают:

— человек – существо и биологическое и социальное;

— психические процессы (ощущение, восприятие, мышление) имеют биологическую природу;

— направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате воздействий социальной среды.

Движущими силами развития личности являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия выражаются на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, противоречия, предъявляемые учебным заведением, и желанием учащегося).

Общие противоречия обуславливают развитие каждого человека и всех людей (например, противоречия между материальными потребностями и реальными возможностями).

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

В случае удовлетворения потребности человека противоречие снимается и человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую, более высокого уровня. Таким образом одно противоречие сменяется другим и развитие продолжается.

Изучая развитие человека, ученые установили ряд закономерных связей между процессом развития, его результатами и причинами, влияющими на них:

  • Развитие человека определено внутренними и внешними условиями;
  • Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности;
  • Развитие человека определено типом ведущей деятельности; зависит от мотивов данной деятельности;
  • Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности.

II. Характеристика факторов, влияющих на развитие личности.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относятся собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в узком и широком смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, наследственность – это биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди ученых о соотношении биологических и социальных факторов. Одни утверждают, что человек, его сознание, интересы, способности, определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д.Дьюи). Они отрицают роль воспитания и среды в развитии личности. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). «Ребенок от рождения – чистая доска, на которой можно все написать». Третья группа ученых полагает, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания. Й. Шванцара утверждает, что взаимодействие всех трех факторов может быть оптимальным (одинаковым), либо при переоценке одного из компонентов негармоничным (преобладание одного из факторов). В результате ученый делает вывод, что ни один из факторов не действует самостоятельно, результат развития человека зависит от их согласованности.

Наследственностьсвойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены. По наследству могут передаваться: речь, особенности телосложения, цвет кожи, резус крови, характер, а также заболевания. В структуре гена существует свободное пространство, которое природа дает человеку для того, чтобы он мог приспосабливаться к изменению условий существования, заполняя ее при помощи дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Человек наследует интеллектуальные, специальные и моральные качества. Что наследуют дети – готовые способности или только предрасположенность, задатки? Исследования доказывают, что наследуются не способности, а только задатки.

Задаток – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся потенциальной возможностью для развития способностей. Задатки могут реализоваться в способности, могут остаться на прежнем уровне.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Остро стоит вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной деятельности. Материалисты считают, что все нормальные люди имеют от природы высокие интеллектуальные задатки и способны к неограниченному духовному развитию. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. В то же время педагоги признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (алкоголизм, наркомания, психические заболевания). Идеалисты считают доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной интеллектуального неравенства признается биологическая наследственность. Отсюда вывод, что человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

К специальным задаткам (художественные, музыкальные, математические) более спокойное отношение, особых разногласий нет: дети, обладающие этими способностями, достигают более высоких результатов, которые могут проявляться в раннем возрасте. Специальные задатки наследуются.

Особенно интересны исследования, изучающие наследование моральных качеств. Долгое время господствовало утверждение, что все психические качества личности не наследуются, т.е. в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении, они приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. В то же время другие видные ученые утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки. Поведение человека в ряде случаев является инстинктивным, основываясь не на высшем сознании, а на простейших инстинктах. Значит, моральные качества могут наследоваться.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. взаимодействия с другими людьми. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется «средой». Педагоги ее разделяют на два вида – социальную и домашнюю. Социальная – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Домашняя – семья, друзья.

Огромную важность влияния среды признают педагоги всего мира, но нет единства при оценке степени влияния. Среды абстрактной не бывает, она всегда конкретна. Ребенок обычно является довольно точным отражением той семьи, в которой он растет и развивается, семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ориентаций.

Что же оказывает большее влияние среда или наследственность?

Мнения специалистов лишены единства. Приверженцы биогенного направления в педагогике отдают предпочтение наследственности, а социогенного – среде. Многие пытались установить количественные пропорции, но получены противоречивые результаты. Одно можно сказать точно – доля участия исследуемых фактов в развитии разных людей неодинакова.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Такое взаимодействие называется социализацией.

Влияние наследственности и среды корректируются воспитанием. Именно оно может дать обществу полноценную личность. Роль воспитания тоже оценивается по-разному: от полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человека. Истина же в том, что воспитанием можно добиться многого, но полностью человека изменить нельзя.

Сила воспитания в его целенаправленности и систематичности. Слабость – в сознательности, необходимости человеческого участия, тогда как два других фактора, среда и наследственность, бессознательны. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Поэтому одной из важных задач воспитания является выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Личность формирует воспитание, ведущее за собой развитие, ориентируясь на процессы, которые не созрели, но находятся в стадии становления.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания еще дополняется деятельностьюличности. Под этим понимается все многообразие занятий человека. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, формируется его отношение к окружающему миру. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд.

Деятельность может быть активной и пассивной. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Трудовая активность стимулирует быстрое формирование духовного и нравственного мира личности. Все проявления активности имеют один источник – потребности. Развитие личности происходит под воздействием тех влияний, которые выражают потребности человека.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Она способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, её гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

studopedia.su



You Might Also Like