Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие творчества детей в рисовании

Методическая рекомендация «Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества»

«Развитие творчества детей

с помощью нетрадиционных техник рисования».

Зиганшина Диляра Марсовна

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и другим участникам образовательного процесса.

Данные методические рекомендации разработаны на опыте работы Школы творческого развития «Пластилин» по предмету «Изобразительное искусство». Работа ведется по образовательной программе «Веселые художники» с детьми дошкольного возраста от 4 до 6 лет. По истечению 1 учебного года можно сделать предварительные выводы и дать рекомендации для начинающих педагогов, работающих по данному направлению.

Сведения об авторе-составителе: Зиганшина Диляра Марсовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детско-юношеского твочества» I квалификационной категории Школы творческого развития «Пластилин» по предмету «Изобразительное искусство».

Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Известно, что обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения этому взрослых (Н.А.Ветлугина (1972), Л.С.Выготский (1930), Н.П.Сакулина (1959) и другие). Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить — сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, было принято решение использовать нетрадиционные техники изображения. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в работе сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективным на наш взгляд является подход — сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях в ШТР «Пластилин», обсуждение с коллегами привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучение методической литературы, интернет-ресурсов привели к выводу, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

infourok.ru

Развиваем творческое мышление рисованием

Современная педагогика стремится развивать в детях таланты, творческое мышление. Один из методов занятий с малышами дошкольного возраста — рисование. Так проще научиться выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих переживаниях.

Развитие творческого мышления поможет ребенку в дальнейшем. Почему бы и не заняться этим? Ваш ребенок вполне может открыть у себя настоящий талант! Для этого преподавателям рекомендуется показывать детям разные способы рисования.

Для мотивации к творчеству используются игровые подходы и поощрения. Для детей это погружение в сказку, которую они же создают на листе бумаги. Яркие краски и карандаши, спокойная атмосфера и доброжелательное отношение воспитателя или родителя — это необходимо для того, чтобы маленький художник раскрыл свою душу. Не ставьте запретов, не ругайте детей — они лишь пытаются показать вам, о чем и как думают. Для развития эмоциональной сферы рисование — один из лучших методов.

Зачем учить детей рисовать?

Дети обычно сами тянутся рисовать. Для них это очень простой, но интересный процесс — ручка или карандаш подчиняются их движениям. Сначала рисунки лишен всякого смысла – это лишь набор черточек и закорючек.

Затем родители показывают детям, как правильно рисовать. После этого ребенок открывает для себя этот интереснейший вид творчества. Конечно, существуют самые разные техники рисования для детей всех возрастов – не стоит ограничиваться только карандашами или красками.

В рисовании мы открываем себя миру. Демонстрируем то, что хотим сказать или показать, но не может сделать этого словами. Лучше всего начинать уроки в раннем дошкольном возрасте: сейчас дети очень сенситивны. Это важно еще и потому, что в возрасте 3-4 лет начинает активно развиваться логическое и абстрактное мышление. Рисование — это не только срисовывание, но и бескрайнее поле для воображения.

Придумывать мир, изображать героев сказок такими, как ребенок их видит, раскрашивать привычные предметы в самые необычные цвета — вот что дает нам этот вид творчества. Мы можем быть свободны в том, что делаем, менять мир так, как нам нравится. Дети, которые занимаются рисованием с детства (не просто рисуют, а с ними действительно занимаются родители или педагоги), впоследствии делают большие успехи в учебе и социальных взаимодействиях.

Что дает нам рисование

Развитие творческого навыка помогает детям. Для многих это отличный способ раскрепостится, снять какие-то внутренние психические ограничения. Это базис, позволяющий ребенку раскрыть свои творческие способности. Совсем необязательно, что он будет рисовать в дальнейшем.

Возможно, лепка, музыка, литература привлекут его больше. Но главный урок уже получен: показывать себя миру, открывать свои мысли — это не страшно.

С развитием навыка рисования приходит лучшее понимание себя. Становление собственного «я» происходит быстрее, ведь человек нашел еще один способ связать свой внутренний мир с миром внешним — перенести на бумагу свои переживания, страхи, рассказать о том, что он любит и ценит. Так гораздо проще знакомиться с миром и другими людьми.

Нельзя оценивать творчество детей негативно — это лишь создаст психические проблемы или же усугубит их. Творчество должно быть, с одной стороны, свободным, но с другой — иметь смысл, цель. Что хочет донести до нас художник? Для начала эту цель будет устанавливать педагог, а затем маленький художник сам сможет делать это. Причем не только в рисовании, но в учебе, общении, работе.

Формирование творческого мышления

У детей дошкольного возраста большой потенциал, который нужно развивать. Сейчас их мозг способен развиваться очень интенсивно, если давать ему пищу. Простые методы рисования быстро наскучивают детям. Интересные, нестандартные материалы и способы изображения привлекают их больше всего. Ведь такая деятельность сродни игровой.

Вы даете ребенку самые обычные предметы, но показываете, как их можно использовать для создания картины. Именно в свободной изобразительной деятельности самый большой коэффициент пользы для мозга. Развитие мышления, самовыражения — вот главная задача сейчас. Вы можете не только подготовить ребенка к школе, но и сформировать у него стремление к творческой деятельности.

Самовыражение ребенка

У детей не всегда есть способ выразить свои мысли и чувства. Особенно это относится к малышам 2-4 лет. Они еще не очень хорошо владеют речью, но через рисунок могут многое рассказать нам о себе, мире вокруг, семье и своих проблемах.

Через рисунок же эти проблемы можно решить. Активное развитие мозга в этот период помогает развивать таланты. А творческая деятельность, в свою очередь, благотворно влияет на личность ребенка.

Развитие его способностей должно проходить рядом с человеком, который сможет направить его – мало кто из детей начал рисовать сам и достиг больших успехов.

Сейчас во всех детских садах воспитатели активно привлекают малышей к творческому самовыражению. Это помогает адаптироваться к новым условиям, научиться концентрироваться на процессе. Любое творчество — стимул для обучения и развития.

Как правильно учить детей рисовать?

Для малышей это веселое и полезное занятие. В процессе творчества они часто находят себя.

4 метода обучения рисованию

Это основные методы, которые педагог применяет для того, чтобы научить ребенка (или взрослого) чему-то. Для детишек дошкольного возраста все они подходят, а применяются в зависимости от ситуации и целей работы. Они указаны в определенной последовательности – по степени самостоятельности.

Начинать нужно с того метода, который предусматривает демонстрацию примера. Так проще разобраться в чем-то новом. Чем дальше продвигаются занятия, тем больше простора для творчества детей должно оставаться. Их больше не сдерживают рамки — теперь абстрактное мышление способно само устанавливать цели.

Информационно-рецептивный метод

Воспитатель показывает, как нужно работать – как пользоваться красками, кистями, карандашами, рисовать пальцами и т.д.

Он делает образец — простой, но понятный. Дети смотрят, задают вопросы, если что-то осталось неясным. На данном этапе воспитатель вводит их в мир рисования, дает базовые знания.

Его работа — некий образец, который первое время дети будут пытаться повторить. Им обязательно нужно сказать, что это — рисунок педагога, а их вариант может быть таким же, похожим или совсем другим. Пока что дети немного побаиваются «творить» сами, но их нужно настраивать на это.

Метод воспроизведения

Помогает довести какие-то навыки до автоматизма. Здесь дети повторяют одно и то же действие, пока оно не закрепится и не перейдет в навык. Подходит для работы с новым материалом, нестандартными методами творчества, которых дети еще не встречали. Это «разучивание», которое потом поможет им свободно, без стеснения использовать новый навык уже для создания собственной работы.

Эвристический подход

Учитель дает больше самостоятельности ребенку, позволяя ему продолжить заданную мысль. Здесь можно увидеть, как отличается подход каждого ученика к рисованию. Например, задается тема и какие-то обязательные объекты на картинке — все остальное будет выбором ребенка. Что еще изобразить? Каких персонажей добавить? На этом этапе обучения начинается активное развитие абстрактного мышления и воображения.

Свободное творчество. У детей может быть общая тема для работ. Например, их просят нарисовать картинку на тему «осень». Это может быть все что угодно – как ребенок видит, знает, воспринимает осень.

Развитие его творчества тут связано с опытом, сенситивным восприятием, личным отношением. Все работы получаются разные — это и есть смысл занятия. Это создание своего собственного мира на бумаге, глядя на который, нам легче понять ребенка.

Как можно стимулировать желание рисовать?

Иногда для того, чтобы рисунок был более эмоциональным и отражал переживания ребенка, необходимо дополнительно стимулировать его воображение и психику. Есть несколько простых методов, которые знают воспитатели в детских садах и специальных кружках по рисованию.

Творчество преподносится как игра. Способов реализации множество. Например, детей делят на несколько команд, которые состязаются между собой.

Задание может быть общим для всей команды, или же каждый вносит свой вклад, делая определенный рисунок. Затем все вместе обсуждают результаты работы, общаются между собой. Это важный стимул: дети не должны стесняться показывать свои рисунки. Конечно, все получат награду за участие в этом конкурсе-игре.

Появление сказочного героя. Организовать это можно разными способами. Он зовет детей в свой мир, предлагая им какое-то задание. Такие живые, веселые уроки можно проводить перед праздниками. Дед Мороз приходит к детям с подарками и просит нарисовать новогодние картинки, рассказывает им сказку, предлагая проиллюстрировать ее.

Маленькие дети знают много историй о том, что нужно помогать слабым. Они не откажут в помощи, если их кто-то попросит. Воспитатель приносит на урок игрушку, например котенка или собачку.

Этот персонаж просит о помощи — нарисовать для него теплый домик на зиму или любящую семью, в которую он бы мог пойти жить. Масса вариантов существует в этой ситуации. Дети с радостью реализуют свои идеи. Ведь пока у них еще не так хорошо развита речь, нарисовать на самом деле проще всего. Это занятие развивает эмоциональную сферу, эмпатию, сопереживание.

Хорошим стимулом будут эмоции самого воспитателя. Дети видят, что он тоже вовлечен в деятельность. Это может быть выразительный рассказ или чтение детям стихотворения, сказки. По мотивам рассказанного нужно создать рисунок. Интересно, как эмоции одного человека переходят к другому. Все это направлено на развитие эмоциональной сферы, необходимой для творчества.

Создание комфортных условий

Первое, что необходимо сделать воспитателю или преподавателю — создать комфортные условия для творчества. В классе должно быть достаточно света. Это важное условие, ведь при недостаточном освещении можно серьезно испортить зрение.

Психологи советуют включать тихую приятную музыку: она не отвлекает детей, а позволяет погрузиться в себя в поисках новых идей.

Самое главное здесь — психологический комфорт. Дети должны сосредоточиться на рисовании, не отвлекаясь на шум, разговоры, другие занятия. Воспитателю необходимо следить за дисциплиной. Всегда находятся дети, которым хочется заняться чем-то другим, привлечь внимание шутками. Этого нужно избегать. Дети 3-5 лет не могут концентрировать внимание долго, поэтому на занятие должно уходить не более 20-25 минут. Это время нужно провести с максимальной пользой.

Для детей необходимо поставить задачу. Малышам еще трудно самим определяться с темой, цветами, они не до конца осознают свои возможности. Постановка задачи должна быть четкой, но позволять ребенку выражать свое отношение к теме работы. Иначе вы получите совершенно одинаковые картинки, лишенные логики, души, эмоций.

Очень важно познакомить детей с картинами известных художников. Расскажите им немного о выборе темы, поговорите о картине. Пусть дети выразят свое отношение к ней — даже простые слова «мне она нравится» значат много. Так учитель рисования воспитывает в детях чувства гармонии, красоты, цвета, эстетики.

Развитие навыка невозможно, если у вас всегда будут однообразные материалы: белый лист бумаги, 12 цветных карандашей… Это скучно, а ведь в дошкольном возрасте ребенку необходимо постоянно узнавать что-то новое: это дает стимул для развития его психики и моторных навыков.

Рисование может быть очень разнообразным. Карандаши, краски, цветные фломастеры — это лишь начало. Для создания картин можно использовать клей и аппликации, блестки, объемные предметы, которые становятся частью рисунка.

Чем больше идей у воспитателя, тем больший эмоциональный отклик он получит от своих учеников. Для детей важно иметь выбор. Кому-то не даются краски, зато он делает очень красивые аппликации, умеет точно раскрашивать картинки. Предлагайте им разные виды работ, а материал сам найдется. Чем он сложнее и разнообразнее, тем активнее работает мозг. Это отличный тренинг для мелкой моторики и ситуативной логики.

Вы можете разместить разные материалы в центре комнаты. Скажите детям, что они могут выбирать все, что им нравится, для создания работы на определенную тему.

Здесь нет «проигравших», а есть 10-15 совершенно разных взглядов детей на наш мир. Конечно, так им будет интереснее создавать что-то, ведь не нужно следовать жестким правилам, а можно выбирать, пробовать, исследовать свои возможности.

Для начала выбираются простые и понятные: герои сказок, игрушки, животные, члены семьи. Все то, что уже знакомо. Как только дети привыкнут и освоятся с техникой работы (все равно с какой), можно вводить новые образы, подключать воображение. Например, расскажите детям про разных птиц, которые живут в вашем регионе. Покажите им картинки, расскажите что-то про них. А затем предложите выдумать свою собственную птичку и историю про нее:

Активное развитие воображения будет основано на уже увиденных образах. Так ребенок сможет придумать действительно сказочную птицу. Точно так же вы можете вводить другие образы, интересные детям.

Не оставляйте картинки без комментариев. Для детей дошкольного возраста важно получить «обратную связь». Дело в том, что это мотиватор их творчества. Они привыкли, что за правильно выполненным действием следует похвала взрослого.

Дома это родители, а в садике или в кружке — воспитатель. Детям важно знать, что взрослые думают про их картинки, работы. Важно и мнение друзей.

Оставьте 5 минут для того, чтобы прокомментировать каждую картинку. Или же предложите подождать, пока краски высохнут, а потом повесьте все рисунки на доске и поговорите о них. Вы можете предложить каждому малышу самому сказать пару слов о том, что он нарисовал. Главное, чтобы среда для обсуждения была психологически комфортной. Обязательно похвалите всю картинку или какую-то ее деталь.

Детям 3-4 лет критика все еще кажется агрессивным действием. Лучше приберечь ее для более старших детей. В 5-6 лет развиваются психические механизмы оценки себя, «социальное я». Вы уже можете сказать ребенку, что, например, задумка очень интересная, но он выполнил картинку неаккуратно. Возможно, ему захочется переделать ее?

Что делать, если не получается?

Что ж, не всем дано быть художниками. Не акцентируйте внимание на том, что у ребенка не получается. Предложите ему помощь: дорисуйте что-то, подправьте. Причем делать это нужно очень деликатно.

Ребенку становится очень обидно, если что-то не получается только у него одного, а других воспитатель хвалит. Это может разочаровать его и заложить основу для низкой самооценки и комплексов.

Нет такого понятия, как «плохо нарисовал». Все дети рисуют так, как могут, а это значит, что именно так они общаются с миром.Они доверили вам свое видение — уважайте это. Учите менее успешных так же, как и других, показывайте разные техники.

Возможно, в одной из них ребенок найдет себя. Тут важно, чтобы педагог понимал: все детки разные, и у кого-то абстрактное мышление развито очень хорошо, а у кого-то нет. Но это не повод для того, чтобы расстраиваться.

Само по себе рисование очень полезно для развития психики. Действия, движение, выбор цвета и формы — вот что важно на самом деле.

Движения рук помогают нервной системе развиваться, пальцы становятся более чувствительными, они могут выполнять мелкие движения. Работает логика, дети вспоминают все то, что они знают о предмете, который рисуют. У них получится в любом случае.

Техники рисования для детей всех возрастов

Главное, чтобы детям было интересно, иначе сама суть процесса теряется. Творить насильно — бессмысленная трата времени. Дети с радостью делают то, что помогает им, дает повод гордиться собой. Это важный стимул для ребенка: создать что-то такое, за что его похвалят.

Тогда и он начинает видеть себя иначе: значимым, важным , интересным. С осознанием таких качеств многое меняется в психической жизни малыша. Ему гораздо проще заводить друзей, он с радостью пробует новое, не боясь неудачи.

Отличных результатов вы достигнете, если будете совмещать творческий процесс и обучение. Разнообразие природы, смена времен года, страны и города, семья — темой для рисования может быть что угодно. Расскажите немного о предмете, которым занимаетесь на уроке, покажите фотографии, картинки, диафильм. Таким простым способом можно даже научиться писать буквы и цифры.

Рисование пальцами отлично подходит для малышей. Этот метод простой: ребенок окунает палец в краску и водит по бумаге. Следите, чтобы краски были натуральные, а не химические.

Такой метод считают терапевтически-полезным: он развивает мелкую моторику и благотворно влияет на нервную систему. Активизируются связи пальцев с мозгом – теперь ребенку будет легче справляться с мелкими движениями, ведь его пальцы стали активнее. Он может делать рисунок одним пальчиком, двумя или всеми пятью —выбор техники за ребенком.

В момент творчества активизируются одни участки мозга, а другие, наоборот, успокаиваются – так можно снять стресс, страх, негативные мысли. Малыш настраивается на размышление, его давление и пульс приходят в норму. Такой способ творческой релаксации можно применять после физической активности. Он позволит, например, подготовиться ко сну.

Главное, что рисование пальцами – это простой способ. Для него не нужно ничего лишнего. Пальчики малыша – это и есть «кисти» для рисования. Так ему проще познакомиться с самим видом творчества. Это одна из первых возможностей выразить собственное «я», заявить миру о том, как малыш видит цвета, краски, формы.

Младший дошкольный возраст

Сейчас детям уже проще рисовать, ведь они знают о мире больше. Простые картинки можно сделать интереснее. Например, предложите им окунать ватную палочку в гуашь и рисовать «методом тычков». Рисунок будет состоять из точек и линий — это увлекательное занятие, которое и взрослым должно понравиться. Оно полезно для развития чувства цвета и гармонии рисунка.

Еще один интересный способ рисования для детей – «проявляющиеся рисунки». Контуры нужно нанести восковым карандашом (цветным или бесцветным), для этого же может подойти обычная свечка. Потом на рисунок наносится акварельная краска.

С воска краска будет стекать, а скрытый рисунок проявится. Для детей это настоящее волшебство. Они могут делать друг другу «сюрпризы»: рисовать свою задумку, а потом обмениваться листами для «проявления».

Для младшего дошкольного возраста подходят развивающие техники. Вы уже можете совмещать искусство и познание. Гуляя в парке или перед детским садом, собирайте осенние листочки разных деревьев. Воспитатель может рассказывать про разнообразие природы, учить определять по листьям, какому дереву они принадлежат.

С этими сухими листочками появляется новая возможность для рисования — «метод печати листьями». На крепкий листик наносится краска. После этого его нужно аккуратно прижать к листу бумаги.

Покажите детям, как это делается. Через несколько секунд просто снимите листик за черенок – на бумаге останется ажурный отпечаток. Предложите детям создать букет из разных листьев. Эта красивая техника позволит перенести структуру сухого листа дерева на бумагу — получаются выразительные и довольно реалистичные картинки.

Старший дошкольный возраст

Для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) подойдет интересная техника творчества — монотипия. Она дает полную свободу действий и стимулирует воображение. С ее помощью можно нарисовать небо или морское дно.

Это принцип оттиска. Краску наносят на гладкую ровную поверхность (это может быть гладкий кусок пластика). Детям нужно объяснить, что делать все необходимо быстро, пока краска не засохла. Можно сочетать несколько цветов и оттенков. Затем на покрытую краской поверхность накладывается белый лист бумаги и разглаживается.

Можно прикладывать его несколько раз, постепенно смещая. Тогда получится плавный переход цветовой гаммы. Если вы хотите изобразить морское дно, то это могут быть голубые, синие, фиолетовые, бирюзовые тона. Здесь можно научить детей предварительно смешивать краски, чтобы получать оттенки.

Когда фон готов, можно начинать творить: дети дорисовывают камешки, водоросли, разноцветных рыбок. Монотипия — сочетание нескольких творческих подходов. Каждый раз у вас получаются новые рисунки, ведь все зависит от того, какие цвета и в какой последовательности наносятся на пластиковую «матрицу». Дальше — только воображение.

Родители и дети: совместное творчество

Часто психологи рекомендуют детям с социально-коммуникативными проблемами заниматься дома с родителями рисованием. Это простой способ помочь малышам справиться с их страхами, зажатостью, низкой самооценкой.

Если нет возможности отдать ребенка в садик или водить на занятия, то все то же самое вы можете сделать дома.

Родитель может положить начало развитию интереса к творческой деятельности. Вам нужно создать комфортные условия дома, предложить большой выбор тем, материалов, сюжетов, чтобы заинтересовать ребенка. Это поможет детям с проблемами проще адаптироваться к социальной жизни.

Покажите ребенку, как нужно рисовать. Самые простые формы отработайте вместе. Детям 3-4 лет нет смысла давать сложные задания. Пока что мелкая моторика только развивается — они видят мир проще, чем мы. И все же начало положено — ребенок заинтересовался рисованием.

Теперь некоторое время вам нужно предлагать ему идеи или же заниматься вместе. Тем, у кого присутствует задержка в психомоторном или эмоциональном развитии, тяжелее начать самостоятельно рисовать, выдумывать себе сюжеты. Вы можете повторять те же модели и методы, которые даются малышам в детском саду – иллюстрация для сказки, например.

Совместный рисунок – помощь в адаптации

Для очень закрытых детей, имеющих проблемы с выражением своих эмоций, задержку речи, предлагается «лечение рисунком». Рисовать нужно вместе с мамой, например. У вас должен быть один лист бумаги, на котором вы вместе что-то изображаете.

Для начала мама может рисовать половину формы, а малыш будет дорисовывать. Он может не пускать вас в свое «пространство» на листе, закрываться. Со временем, когда появится уверенность в себе, он откроется.

Совместное рисование — это не только первый шаг для развития творчества для таких детишек, но и существенная помощь им. В процессе развивается доверие, пропадают границы. Теперь уже проще становится общаться с ребенком посредством рисунка. Ваши темы и мотивы должны быть доброжелательными: домики, солнышко, лето, семья.

Все это вызывает яркий эмоциональный отклик. Никто не сказал, что он придет сразу же.

Часто нужно долго и упорно рисовать вместе, чтобы малыш справился со своими внутренними проблемами. Когда он начнет делать это с вами охотно, без страха — цель достигнута. Ему стало лучше. Этот метод применяется для детей с психологическими травмами, сложной адаптацией в обществе.

В классе рисования или дома – все действия взрослого направлены на развитие собственного видения ребенка, мнения о предмете или явлении. Оно совершенно не обязано совпадать с вашим или чьим-то еще. Конечно, детей в любой возрасте нельзя ругать за рисунки. Это их видение мира, а также возможности их моторики. Не все ведь научатся рисовать профессионально.

Этот навык дается нам частично от природы. Для творчества необходима предрасположенность. В детстве проще всего научиться правильно изображать свои мысли, если будет присутствовать похвала. Маленькие дети будут в восторге от небольших конкурсов, когда все получают поощрение — вы можете присуждать каждому из них победу в определенной «номинации».

Чем старше малыш, тем у него активнее работает интерес к соревновательной деятельности. Тогда уже можно выбирать победителя или нескольких победителей из группы. Этот способ подходит и для тех, кто занимается дома. Обязательно хвалите малыша, указывайте на интересные моменты рисунка, выбор цвета.

Даже если в будущем он не станет художником, графиком, вообще не будет иметь связи с искусством, заложенные в детстве понятия об эстетике и гармонии цвета очень помогут ему в жизни. Многие взрослые не умеют рисовать, а на просьбу нарисовать что-то реагируют резким отказом. Возможно, кто-то в детстве смеялся над их рисунками, осуждал их. Делать этого нельзя, даже если родитель или воспитатель по-доброму критикует работу. Ребенок расстраивается и запоминает это надолго.

Ругать за разлитые краски по полу — одно, а вот за рисунок — совсем другое. Суть этого процесса — научиться выражать себя, мыслить творчески, создавать. Кто может осудить ребенка, воссоздавшего на листе бумаги целый мир своего воображения? Если что-то кажется вам нелогичным или странным, деликатно поговорите с малышом.

Почему ты нарисовал это?

Почему ты выбрал эти цвета?

Зачем на рисунке этот персонаж/предмет?

Обсудив все спокойно, можно получить интересные ответы. Например, некоторые педагоги хотят скорее добиться реализма в творчестве детей. Это нормальная практика, ведь застревать на уровне 3-4 лет нет смысла.

Развитие реалистичного рисунка — важная задача. Но ругать ребенка за то, что он изображает улыбку и ручки у солнца, ни в коем случае не следует. Лучше показывайте ему готовые работы – пейзажи, портреты, натюрморты. Объясняйте разницу между стилями рисования.

Все, что дети делают, не ошибочно. Они так видят. Вы можете развить в них чувство прекрасного, усовершенствовать их работы. Для этого не должно быть агрессии, оскорблений, публичной критики работы. Обычный разговор поможет все расставить на свои места. Иначе вы получите лишь нежелание развиваться дальше и отказ от рисования.

rebenkoved.ru

Как развить творческие способности детей в изобразительной деятельности

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Малыши фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Применяя определенные приемы и техники, включаясь вместе с детьми в мир увлекательных фантазий, изобретая и воплощая удивительные сюжеты, места, неведомых зверей, родители и педагоги поддерживают творческую искру дошколят.

Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить креативный подход к его воплощению.

Способности к творчеству

Умение фантазировать, воображать, создавать необычное играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – малыш получает информацию (знания, умения, навыки), вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности. Значение творчества в становлении гармонично развитой личности достаточно велико – доказано, что уровень общей интеллектуальной одаренности человека напрямую коррелируется с уровнем креативности.

Какие качества имеют в виду психологи, когда говорят о творческих способностях детей?

  • Желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы.
  • Умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу».
  • Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности.
  • Умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом.
  • Развитая интуиция, способность угадывать.
  • Проявление инициативы.
  • Умение пользоваться приобретенным опытом – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения.
  • Решение поставленных задач неожиданными, новыми способами,
  • Все вышеперечисленные свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, тем более интенсивно развивается креативность, задатки перерастают в способности, творчество становится неотъемлемой частью жизни малыша.

    Развитие воображения на разных возрастных этапах

    Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества у детей проходит несколько этапов:

    1. Крохи одного-двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать малышу проявить себя таким нестандартным образом.
    2. На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей дошколят. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
    3. Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки».
    4. Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.

    Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально. Однако роль этих трех лет в формировании характера, психических процессов, других особенностей личности ребенка очень важна. Именно сейчас в игровой форме можно заложить фундамент для полноценной мыслительной деятельности, богатого воображения, крепкой памяти, эмоционального комфорта.

    Создание развивающей среды

    В благоприятных условиях развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста происходит естественным путем, «само собой», без применения специальных методик и техник. Формированию творческих навыков способствуют доброжелательная среда, отношения, способы взаимодействия ребенка с окружающим миром:

  • Выделяйте время для физической активности, лучше всего – совместной. Любые подвижные игры, упражнения на развитие моторики, координации благоприятно влияют на мозговую деятельность человека.
  • Расширяйте горизонты, уводите малыша из зоны комфорта. Детские способности поистине не имеют границ – повышайте планку, увеличивайте количество задач, усложняйте цели, стимулируйте детей пробовать то, что кажется им сложным.
  • Предоставляйте свободу выбора. Лучше всего развиваются способности в той деятельности, которая доставляет большее количество эмоций. Пусть ребенок занимается тем, что ему действительно нравится.
  • Дайте ребенку безусловную любовь, уважение и подтверждение того, что он ценен, – таким образом он обретет чувство безопасности, доверия, уверенности в себе и позволит себе свободно раскрыться.
  • Замените критикующие высказывания на нейтральные или описательные. Вместо фразы «Смотри, как неаккуратно! Ты перемешала все цвета. Что это за пятно?!» попробуйте так: «Я вижу, что у тебя тут много разных цветов, они друг с другом смешались вот здесь и тут, получилось большущее разноцветное пятно! Как ты так придумала?».
  • Воспринимайте с энтузиазмом желание ребенка творить, поддерживайте созидательную деятельность, предоставляйте для нее инструменты.

  • Отвечайте на вопросы малыша – детское любопытство является фундаментом для развития творческих способностей, его нужно подпитывать.
  • Дайте крохе возможность бывать наедине с собой, самостоятельно придумывать для себя развлечения, игры, воплощать собственные задумки. Гиперопека и постоянный контроль подавляют инициативу.
  • Старайтесь показать детям способы взаимодействия с разными людьми – детьми и взрослыми. Берите их с собой в магазин, гости, банк, другие учреждения, учите правилам общения и поведения в обществе.
  • Заботьтесь о психологическом комфорте крохи. Стрессовые ситуации дома или в детском саду могут привести к «откату». Если такое случилось, в первую очередь нужно решить проблемы, а потом заниматься развитием и обучением малыша.
  • Темпы творческого развития детей индивидуальны и зависят от многих факторов. Каждая семья отличается своим подходом к воспитанию, организацией быта, условиями жизни. Не старайтесь непременно подогнать сына или дочку под определенные стандарты, вместо этого обратите внимание на то, к чему лежит душа ваших детей, и помогите им реализоваться именно в этой сфере.

    Приемы развития детского воображения

    Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции. Одновременное совершенствование интеллектуальной, эмоциональной сфер и расширение опыта позволяют повышать общий уровень креативности. Стимулировать развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста помогают несложные приемы, которые можно использовать в любой совместной деятельности:

  • чтение книг, рассматривание и описание картинок, совместные посещения культурных мероприятий, экскурсий;
  • изобразительная деятельность – лепка, рисование, создание аппликаций – чистое творчество, доступное каждому возрасту;
  • рисование сюжетов, прожитых ребенком (реальных жизненных ситуаций), пересказ каких-то событий;
  • сочинение сказок, рассказов, стихов;
  • игра любого вида и направленности: подвижная, ролевая, предметная, настольная, совместная с родителями, другими детьми, или одиночная;
  • конструирование.
  • Психологи рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с детьми. Не нужно контролировать кроху, подсказывать ему или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и молча нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией. Такие занятия успокаивают нервную систему взрослых, создают приятный спокойный климат дома: малыш видит положительный пример родителей, которым тоже нравится творить.

    Активное развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности происходит наиболее успешно, если в процесс созидания включаются родители. Совместное рисование картин, раскрашивание или работа с пластилином повышают мотивацию малыша, наполняют творчество яркими эмоциями, сближают всех членов семьи.

    Постепенное развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста начинается в самом раннем детстве, однако наиболее благоприятное время наступает примерно с трех лет. Очередной кризис развития дает мощнейший толчок для приобретения новых навыков, умения применять их на практике, решать более сложные задачи. Совершенствование творческих способностей происходит как спонтанно, так и под чутким руководством взрослых. Дошкольные педагоги предлагают использовать следующие методы, игры и упражнения.

  • игры в слова: подбираем синонимы или антонимы, называем ассоциации;
  • настольные игры;
  • конструкторы, головоломки, мозаики;
  • «Угадайка»: мама кладет в коробочку какой-то предмет, ребенку предлагается угадать его, задавая уточняющие вопросы;
  • «Две стороны медали»: малыш должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи (например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко);
  • «Крокодил»: участники по очереди показывают разных животных, остальные угадывают»
  • «Что, если…»: взрослый предлагает воображаемую ситуацию – а что, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий;
  • сюжетно-ролевые игры разнообразных сюжетов и содержания.
  • Развитию воображения и фантазии способствует ограниченное количество игрушек – ребенок вынужден придумывать, каким образом можно использовать один и тот же предмет, присваивать новые функции давно знакомым атрибутам игры, наделять их разными необычными свойствами. Оперируя немногочисленным набором игрушек, ребенок самостоятельно развивает умение нестандартно мыслить и искать креативные решения.

  • читайте ребенку много, особенно, если сами это любите;
  • тщательно подбирайте содержание книг, обращайте внимание на качество иллюстраций;
  • учитывайте интересы детей, их увлечения и характер;
  • познакомьте малыша со своими любимыми произведениями (учитывая его возраст);
  • попробуйте чтение по ролям;
  • разговаривайте о прочитанном произведении, обсуждайте героев, события, свои эмоции;
  • разбирайте значение незнакомых ребенку слов;
  • ходите в библиотеки, на литературные встречи, организуйте у себя дома коллективные чтения с соседскими детьми;
  • читайте сами в присутствии детей.
  • слушайте классическую музыку, фольклор, звуки природы;
  • учите смешные, веселые детские песенки;
  • танцуйте и резвитесь под свою любимую музыку, пусть даже это будет рок или хип-хоп;
  • приобретайте детские музыкальные инструменты;
  • включите музыку и попросите кроху закрыть глаза, а после – рассказать, что он услышал в этой мелодии, какие чувства она вызвала, о чем была музыка;
  • Если малыш проявит интерес к песням и танцам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

  • ставьте семейные спектакли;
  • разыгрывайте сценки из прочитанных книг;
  • готовьте реквизит для вашего театра: шейте костюмы, оформляйте сцену.
  • Позвольте ребенку рисовать акварелью, гуашью, пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, восковыми мелками и мелом на асфальте.
  • Выделите под рисование часть стены: можно специально покрасить ее белой краской и оставить так до следующего ремонта, другой вариант – прикрепить к стене большой кусок белых обоев, а после того, как он будет полностью покрыт рисунками, нужно поменять его на новый.
  • Предложите ребенку проявить творчество в «рисовальных» играх: закончить начатый вами рисунок, сделать кляксу и пофантазировать о том, на что она похожа. Предложите выбрать три или четыре цвета и полностью закрасить ими лист бумаги, а потом обсудите, что кроха хотел передать своим рисунком. Подготовьте шаблон с двумя одинаковыми силуэтами, малышу дайте задание превратить фигуры в добрую и злую волшебниц.
  • Поощряйте развитие творческих способностей у детей – не ругайте их за покрытую краской одежду, пластилин в волосах, изрисованные фломастерами руки младшего брата. Со временем кроха научится творить аккуратно, соблюдать чистоту, а пока чрезмерное стремление родителей к порядку лишь огорчает карапуза, ставит подножку его искреннему творческому порыву.

    • Дайте ребенку пластилин – мягкий и твердый, красивых ярких цветов, изготовьте вместе тесто для лепки. Делайте картины из пластилина, размазывая его по плотной бумаге,
    • Покупайте наборы для аппликации, доверьте малышу ножницы, на начальном этапе можно просто позволить ему нарезать листы бумаги в хаотичном порядке. Используйте разные виды клея, картон и тонкую бумагу.
    • Описанные выше занятия требуют в первую очередь регулярности. Не стремитесь сделать все и сразу. Выберите наиболее приятные для вашей семьи виды деятельности и уделяйте своим любимым занятиям 15-20 минут в день. Разрешайте малышу заниматься творчеством самостоятельно – можно обустроить ему рабочее место рядом с мамой, чтобы у нее была возможность находиться с ребенком в контакте, одновременно занимаясь своими делами. Многие упражнения можно выполнять «между делом», по пути в садик, в качестве ритуала перед сном, на прогулке.

      Влияние педагога и родителей

      Роли, которые играют значимые взрослые в становлении личности дошкольника, имеют решающее значение – родители, преподаватели, воспитатели демонстрируют допустимые модели поведения, отношение к миру и собственной личности. Правильный посыл от взрослых – «делай, ты можешь, я в тебя верю, попробуй» — способен превратить застенчивого малыша в открытого, смелого, дерзающего художника, настоящего творца.

      Ошибка мам и пап, а зачастую и профессиональных образованных педагогов заключается в нацеленности на результат без концентрации на процессе.

      Учитель, стремящийся обучить, сосредоточивается на правильных ответах, соответствии учебной программе, отметках, баллах и процентах – успех измеряется количественными показателями.

      Наставник, ставящий своей целью развитие, уделяет внимание построению процесса обучения, выстраивая его так, чтобы максимально раскрыть индивидуальность учеников, их таланты. Такие учителя стремятся акцентировать внимание на сильных сторонах детей, одновременно «подтягивая» слабые, поощряют использование нестандартных подходов к решению задач, не ругают за то, что кто-то выбивается из общей картины.

      Для достижения наилучших результатов в развитии ребенка школа и родители должны прийти к синергии, действовать сообща, придерживаясь одних и тех же принципов. Поэтому очень важно, чтобы родители вдумчиво выбирали воспитателей для своих детей. Отношение педагога к ребенку, его личности, особенностям, характеру, поведению – важнейший фактор влияния на обучающий процесс.

      Когда родители находятся на одной волне с педагогами, малыш чувствует эту общность, что позволяет ему сосредоточиться на творческой деятельности, чувствовать доброжелательность окружающего мира. Именно в таких условиях дети склонны проявлять и развивать свои глубинные задатки, слушать себя, обретать уверенность в собственных силах.

      Раскрытие творческого потенциала дошколят происходит естественным образом при условии комфортной психологической обстановки дома и в детском саду. Поэтому так важно для родителей заботиться об атмосфере в семье, общаться с детьми, быть с ними искренними, настоящими, учить малышей чувствовать, слышать, проявлять заботу, понимание и любовь.

      pups.su

      Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании (стр. 1 из 9)

      В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство – отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества.

      Как никогда, в настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности.

      Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

      Теоретической основой работы явились исследования по проблеме развития изобразительного творчества отечественных ученых (Казакова Т.Г., Флерина Е.А., Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Выготский Л.С., Т.С. Комарова, Езикеева В.А. и др.), работы посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (Ильина А., Казакова Р.Г. и др.).

      Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

      1. Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-педагогической литературе

      2. Выявить особенности сюжетного рисования в среднем дошкольном возрасте.

      3. Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников.

      4. Разработать и апробировать экспериментальную методику на выявление возможности влияния сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

      Гипотеза исследования: мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:

      -грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования

      -наличие соответствующей материальной базы

      -заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей

      -взаимосвязь различных видов детской деятельности.

      Объект исследования: сюжетное рисование.

      Предмет исследования: процесс развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании.

      Методы исследования: анкеты для родителей и воспитателя на выявление условий в семье и детском саду для развития детского творчества, наблюдение, эксперимент, изучение продуктов детской деятельности.

      Исследовательская работа проводилась на базе я/с № 3.

      1. Теоретическ о е исследование проблемы развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

      1.1 Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

      Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.

      Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

      Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

      С точки зрения философской науки, творческая деятельность — это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное. [12]

      Важно выделять еще и социальную сущность творчества, так как в условиях стремительных изменений в социально — экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны только творчески одаренные люди. А. Лилов считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности. [20]

      В педагогической литературе можно встретить следующее определение понятия творчества: деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

      Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью.

      Виды творчества здесь определяются характером деятельности человека:

      -Научное творчество — производство нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним.

      -Техническое творчество — разработка новых технологий и технических устройств.

      -Педагогическое творчество — разработка нового содержания, методов, принципов, форм педагогических систем.

      -Художественное творчество — создание новых художественных произведений, и т.д. [21, с. 565 – 572]

      С позиции эстетики творчество (художественное) — это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве.[15, с. 7 — 8]. Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения. [2] Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества — ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

      Однако при этом важно учесть две позиции:

      -креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности.

      -очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.

      Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна — это первая важная особенность детского творчества.

      При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества.

      Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

      Одной из первых определение детского творчества дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому». [28, с 181]

      mirznanii.com



    You Might Also Like