Raiting-OY.ru

Все о детях

Упражнения на развитие воли у детей

Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда при¬ходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дис¬циплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъ¬являющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учеб¬ная деятельность, во-первых, требует от школьника умения уп¬равлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной теле¬передачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в вос¬питании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспи¬танию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспиты¬вается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стрем¬ление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, уме¬ния преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответ¬ственности, долга — важное условие воспитания воли.

Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми во¬левого усилия. Только тот может проявить сильную волю в «большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполне¬ния повседневных обязанностей. Например, учительница II клас¬са обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В те¬чение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также органи¬зует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои по¬рывы, контролировать друг друга.

Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младше¬го школьника воспитывается и через подражание делам и поступ¬кам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспита¬нии воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положи¬тельно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школь¬ников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иног¬да школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодо¬ления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдер¬жка, выносливость, настойчивость более присущи физически здо¬ровым, с крепкими нервами людям.

Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепен¬ность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать при¬вычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).

3. Охарактеризуйте основные волевые качества.

4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?

6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?

2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

www.p-lib.ru

Развитие воли у детей

Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Поведение новорождённого носит непроизвольный характер, оно состоит из безусловных рефлексов (например, у ребёнка имеются сосательные рефлексы, рефлекс хватания, различные защитные рефлексы и т. д.).

В дальнейшем происходит овладение своими движениями, образование простейших двигательных навыков. Младенец в возрасте 2—3 месяцев, увидев какой-либо заинтересовавший его предмет (например, яркий шарик или погремушку), приходит в общее двигательное возбуждение и производит большое количество хаотических, неупорядоченных движений ручками и ножками, которые обычно не приводят к результату.

Когда же ребёнку удаётся иногда случайно захватить или задеть видимый предмет, у него начинает накапливаться известный опыт и в дальнейшем младенец всё более ловко и всё более успешно производит свои хватательные движения. Физиологической основой этих произвольных движений является образование временных связей между зрительными и двигательными анализаторами.

Вместе с развитием ручных произвольных движении ребенок овладевает движениями туловища и ног.

Последовательно ребёнок научается поднимать и удерживать головку. Потом сидеть, стоять, а затем (к концу первого года — началу второго) начинает самостоятельно передвигаться.

Большие успехи делает ребёнок на первом году жизни также и в овладении своим голосовым аппаратом. Уже в лепете полугодовалого ребёнка слышатся отдельные звуки и звукосочетания человеческой речи. К концу первого года он начинает произносить первые слова.

В развитии произвольных движений важнейшую роль играет собственная двигательная практика ребёнка.

Но уже со второго полугодия жизни, наряду с личным двигательным опытом, источником овладения новыми движениями становится подражание. Подражание, которое имеет очень большое значение в формировании воли, само меняет свой характер на протяжении жизни ребёнка. Если у младенца, и в значительной мере у преддошкольника, оно носит механический характер, то к началу дошкольного возраста оно становится более сознательным, более обобщённым.

На протяжении преддошкольного детства идёт интенсивное развитие произвольных движений. Ребёнок уверенно захватывает руками различные предметы и затем ловко манипулирует ими. Он самостоятельно передвигается шагом, бегом и вприпрыжку, преодолевая несложные препятствия на своём пути. Так с развитием движений у ребёнка возникают предпосылки для дальнейшего развития воли.

Новый важный шаг в развитии воли совершает ребёнок в дошкольном детстве. В этом возрасте происходит интенсивное формирование произвольных действий. При правильной организации жизни и воспитания у дошкольника постепенно вырабатывается умение выполнять какое-либо дело (построить, нарисовать, запомнить и т. д.) в соответствии с заданием, предложенным воспитателем, или с требованиями детского коллектива.

Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношении двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребёнка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий.

По мере того как дошкольник усваивает словесно сформулированные требования окружающих людей и общепринятые правила поведения, они начинают оказывать влияние на его поступки даже в тех случаях, когда он действует самостоятельно, без непосредственного руководства со стороны взрослых. Это и придаёт его действиям преднамеренный, произвольный характер.

Волевые качества появляются не сразу, они проходят сложный путь развития на протяжении дошкольного детства. Младшие дошкольники ещё испытывают большие трудности в овладении своими действиями. Участвуя в коллективных играх, они часто нарушают правила, делая не то, что требуется коллективным замыслом игры, а то, что им в данную минуту хочется.

Один трёхлетний малыш, которого старшие дети посадили в «пароход», сделанный из стульев, во время рейса вдруг встал со своего места и отправился «по бурным волнам океана» доставать заинтересовавшую его игрушку, лежавшую поблизости. Этот поступок вызвал справедливые нарекания всех участников игры, так как малыш не сумел подавить возникшее у него желание, хотя оно и противоречило правилам данной игры.

Значительные трудности испытывают также младшие дошкольники при необходимости выполнить какое-либо учебное задание, предлагаемое воспитателем в словесной форме.

Однажды четырёхлетним детям предложили разложить кучку картинок, на которых был изображён ряд животных, растений и неодушевлённых предметов, на три группы так, чтобы в каждую попадали «похожие друг на друга». Таким образом, воспитатель хотел посмотреть, как дети будут производить сравнение и обобщение предметов.

Однако через несколько минут после начала занятий малыши совершенно видоизменили данное задание и, вместо того чтобы производить мало интересовавшую их группировку, затеяли игру, в которой лошадки и коровки, изображённые на одних картинках» «ели» травку и цветы, нарисованные на других картинках. Наглядно воспринимаемое содержание картинок отвлекло их от выполнения словесно сформулированного задания.

Однако наряду с такого рода явлениями уже у младших дошкольников постепенно складывается умение действовать произвольно. Это обычно бывает тогда, когда на поведение ребёнка непосредственное влияние оказывает взрослый, предъявляя ему определённые требования и так или иначе оценивая его поступки.

Слова «нельзя» или «нехорошо» действуют уже на преддошкольника. Ещё более глубоко влияют указания взрослого на поведение маленького дошкольника. Даже в тех случаях, когда ребёнок пытается как-либо обойти эти указания, они всё же оказывают определённое влияние на его поведение.

Мать Олега Кошевого рассказывает, что, когда он был маленьким, она наблюдала такую комическую картину. Олег стоял перед кустом смородины и, запрятав руки за спину, пытался зубами срывать ягоды. Держался он на ногах ещё плохо, часто терял равновесие и шлёпался на траву. Но подымался вновь, производил все действия только ртом, не дотрагиваясь до ягод руками.

Оказалось, что дедушка, который пользовался у Олега большим авторитетом, строго приказал ему ничего в саду «не трогать руками». Мучимый соблазном попробовать ягоды, мальчик решил воспользоваться таким странным приёмом, чтобы не нарушить запрещения деда.

Годам к пяти, т. е. в среднем дошкольном возрасте, происходят существенные сдвиги в развитии детской воли. Участвуя в сложных коллективных играх и занятиях, выполняя различные указания и требования воспитателя, ребёнок постепенно научается руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями. Ребёнок овладевает не только внешними действиями, но и внутренними психическими процессами. В главах, посвящённых восприятию, памяти, вниманию, мы уже указывали, что в это время у детей впервые начинают формироваться произвольное запоминание, произвольное внимание, произвольное восприятие и т. д.

На этом этапе развития детская воля оказывается, однако, ещё очень неустойчивой и ребёнок способен действовать произвольно лишь при наличии соответствующих благоприятных условий. Только в том случае, если цель, поставленная перед ребёнком, ему совершенно ясна и может быть достигнута в условиях привычной для него деятельности, он может руководствоваться ею в своём поведении. Такие условия создаются, например, в игре.

Так, если ребёнку предлагают стоять неподвижно, сохраняя определённую позу для того, чтобы научиться это делать, то он не в состоянии овладеть собой и очень скоро начинает двигаться, нарушая таким образом предъявленное к нему требование. Но если ему необходимо сохранить эту позу, выполняя, например, роль стоящего на посту милиционера, то необходимость оставаться неподвижным настолько для него очевидна, что он успешно справляется со своей задачей, обнаруживая произвольность в своём поведении.

К концу дошкольного возраста, у старших дошкольников произвольность может достигнуть той ступени развития, когда ребёнок в выполнении своих действий меньше зависит от тех обстоятельств, в которых они производятся.

Ребёнок уже произвольно обращает внимание, произвольна запоминает, произвольно совершает какие-либо практические действия в самых разнообразных условиях — в игре, в трудовой деятельности, в учебных занятиях. Он постепенно научается ставить перед собой всё более отдалённые цели и подчинять им свои действия.

Это развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему указывает их воспитатель.

Давая ребёнку указание, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях, организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, воспитатель постепенно приучает ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

Выполнение задания приучает ребёнка подчиняться в своих действиях сознательным целям и преодолевать на пути их достижения известные препятствия.

Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его нравственное воспитание. Воспитание советского патриотизма, любви к родине, уважения к советским людям и к их труду формирует у ребёнка благородные стремления, высокие общественные мотивы деятельности являются необходимыми для развития волевых качеств будущего гражданина нашего общества.

А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.

www.detskiysad.ru

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движе­ниями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, ког­да ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодоле­вать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.

Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда при­ходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дис­циплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.

С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъ­являющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учеб­ная деятельность, во-первых, требует от школьника умения уп­равлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной теле­передачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в вос­питании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспи­танию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспиты­вается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стрем­ление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, уме­ния преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответ­ственности, долга — важное условие воспитания воли.

Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми во­левого усилия. Только тот может проявить сильную волю в «большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполне­ния повседневных обязанностей. Например, учительница II клас­са обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В те­чение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также органи­зует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои по­рывы, контролировать друг друга.

Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младше­го школьника воспитывается и через подражание делам и поступ­кам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспита­нии воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положи­тельно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школь­ников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иног­да школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодо­ления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдер­жка, выносливость, настойчивость более присущи физически здо­ровым, с крепкими нервами людям.

Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепен­ность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать при­вычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).

Вопросы для повторения

1. Что такое воля?

2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.

5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.

1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из уче­ников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.

studfiles.net

Упражнения развитие воли младших школьников

Развитие воли у младших школьников

Процесс развития и формирования воли происходит на протяжении всей жизни, в результате воспитания и обучения человека. Что подразумевается под словом воля? Воля — сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного.

Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю. развивает волевые качества личности школьника.

С приходом в школу у первоклассника изменяются мотивы поведения. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, перед своим классом. Специфика учебной деятельности обуславливает необходимость обязательного проявления воли. На уроках ученик должен проявлять умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, целенаправленности восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так, одновременно с общим психическим развитием младшего школьника, развивается и его воля.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Ученик подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

Упражнения для развития воли младших школьников

В.А. Петровский предлагает целый ряд развивающих заданий 1. Приведем некоторые.

Цель: нахождение формулы желаемого воздействия взрослого на ребенка с целью организации ребенком собственного волевого действия.

Развивающая ситуация: убеждение себя от имени другого.

Проблемная ситуация: «Тебе срочно надо выучить трудное длинное стихотворение. Это очень сложное и скучное задание, и ты не хочешь его выполнять. К тебе подошла мама. Как бы ты на ее месте уговорил себя все же выучить стихотворение?»

Воспитатель вводит ребенка в проблемную ситуацию, читая ее описание и привлекая иллюстративный материал.

Ребенок сам рисует ситуацию по ходу рассказа (на бумаге, полу, доске и т.д.); сам изображает себя и других людей. Действия ребенка: отвечая на вопрос, дети опираются на изображение.

Важно, чтобы дети приводили именно те аргументы, которые им хотелось бы услышать, а не наиболее часто употребляемые данными взрослыми. В последнем случае объясните ребенку различия между этими двумя вариантами и попросите его еще раз построить диалог.

Если ответ слишком формален и не затрагивает значимых ценностей испытуемого (это можно понять по интонациям ребенка, по простому перечислению правил поведения и т.д.), то предложите ему подумать над другими вариантами диалога.

Цель: нахождение ребенком собственной формулы воздействия на себя для организации волевого действия.

Развивающая ситуация: убеждение себя самого от собственного имени.

Проблемная ситуация: «Ты со своим близким другом пошел на прогулку. Но на улице вы поссорились из-за качелей. Они одни на двоих, но вместе качаться нельзя. Тебе, конечно же, хочется первому сесть на качели. Как бы ты уговорил сам себя уступить место другу?»

Воспитатель вводит ребенка в проблемную ситуацию, читая ее описание. Напротив сидящего испытуемого стоит еще один стул. Слова воспитателя: Представь себе, что на одном стуле сидит тот, кого уговаривают, а на другом — тот, кто уговаривает. Убеждая самого себя, пересаживайся с места на место . Действия ребенка: ведя диалог с самим собой, испытуемый занимает то один, то другой стул.

Цель: научить ребенка осознавать положительные эмоции, переживаемые в результате разрешения проблемной ситуации.

Развивающая ситуация: переживание положительных эмоций и осознание их причины.

Проблемная ситуация: «Представь себе, что ты один в квартире, а вокруг тебя разбросаны одежда и игрушки, на полу грязь. К приходу взрослых надо все убрать. Расскажи, что ты чувствуешь, когда видишь такой беспорядок. Ты начал уборку: положил в шкаф вещи, поставил на место книги, подмел пол. Время прошло незаметно. Что ты чувствуешь теперь, когда стало чисто и красиво?».

Воспитатель просит ребенка закрыть глаза и представить себе ту ситуацию, о которой он будет рассказывать. После медленного (настолько, чтобы испытуемый мог мысленно нарисовать картину) прочтения задания ребенка просят описать свое эмоциональное состояние.

На что обращать внимание.

Важно, чтобы дети правильно поняли задание и при ответе на вопрос Что ты чувствуешь? описывали именно чувства ( я рад , мне страшно , мне весело и т.д.), а не давали лишь оценочных высказываний ( я хорошо поступил и др.).

Также следует обратить внимание на то, чтобы ребенок успел мысленно нарисовать ситуацию. В зависимости от индивидуальных особенностей, детям может потребоваться разное время для выполнения задания.

Гімназія «Школа Розвитку» №2000

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Галерея
  • Классы
  • Родительский комитет
  • Администрация
  • Информация
  • Контакты

Сила воли в младших классах

Чтобы ребенок вырос здоровым и адекватным человеком, его нужно многому учить. Нужно следить за интеллектуальным и способностями ребенка. Ребенок должен постоянно получать новые знания и иметь нормальную успеваемость в школе. Следить нужно также и за физической активностью. Ребенок должен быть в хорошей физической форме и не болеть. Ну а третье в этом списке, это развитие воли у младших школьников .

Этот пункт очень важен, так как без него невозможно хорошее физическое и интеллектуальное развитие. Если у ребенка нету силы воли, то ему будет сложно иметь хорошую успеваемость. Кроме того, это качество необходимо на протяжении всей жизни, и выработать его нужно, как можно раньше. Разберемся с основными проблемами и их решением.

Особенности развития воли у младших школьников

Чем отличается развитие силы воли у взрослых и у детей? Дело в том, что это качество более осмысленное. Дети в маленьком возрасте могут и не понимать значение. Сила воли, наполовину основана на мотивации. Если нам действительно что-то нужно, то мы готовы преодолеть трудности используя силу воли. Потому, что мы знаем для чего это делаем. Совсем другое дело, это маленькие дети. Первое время у них отсутствуют обязанности и трудности. К силе воли нужно приучать.

Упражнения на развитие воли у младших школьников

Нельзя назвать конкретные упражнения, ведь для силы воли должно меняться поведение в целом. Сила воли должна быть осознанной и связанной с мотивацией. Развитие силы воли у школьника – это постепенный процесс, который включает в себя множество воспитательной работы. Чтобы ребенок имел силу воли – он должен понимать важность своих поступков и последствия. Все это ему сможете объяснить только вы, как главный авторитет. Если ребенок после ваших бесед начинает проявлять силу воли, его нужно поощрять.

Игра на развитие воли у младших школьников

Термин игра не совсем корректный. Дело в том, что сила воли появляется, когда ребенок взрослеет, а игра это детство. Большая сложность как раз в том, что дети в первых классах испытывают сильный перепад. Еще совсем недавно у них был игровой период, а теперь учебный. В этом переходном возрасте и формируется сила воли благодаря правильному воспитанию.

Волевой человек – это тот, который может отказаться от каких-либо благ, ради достижения цели. И для выработки такого навыка, у ребенка должны появиться цели. Самый простой пример – он получит подарок, за хорошую успеваемость в школе. Если он действительно хочет получить что-то, то он будет делать все задания и исправно посещать школу, зная, что его труды вознаградятся.

orebenkah.ru

Упражнения для развития силы воли.

Была ли у вас ситуация, когда вы планировали начать новую жизнь или внести в нее какие-то изменения в конкретный период? К примеру, начать делать зарядку с понедельника, бросить курить после Нового года, заняться спортом летом. И вот наступал этот определенный день, а ничего не происходило, так как появлялись важные отговорки или новые планы.

У меня это происходит с завидной систематичностью… Хотя все вокруг считают меня очень волевым человеком! Странно, но некоторые моменты у меня просто выходят из-под контроля. Всю жизнь я борюсь с тем, чтобы делать утреннюю зарядку и никак не могу ввести ее в систему. Я могу делать ее месяц, а потом пропустить день, и все вернется на круги своя…

Важной составляющей успеха в любой сфере человеческого бытия является сила воли. Конечно, она не гарантирует того, что человек станет богатым и знаменитым, но шансы значительно увеличивает. Кстати не забудьте пройти тест на силу воли !

В книге Уолтера Мишеля «Развитие силы воли» автор делает на основе многолетних наблюдений такие выводы: ребенок, обладающий высоким уровнем самоконтроля, получит более высокие баллы по обучению в школе и достигнет больших результатов на профессиональном поприще. Ученые пока так и не смогли точно выяснить, является ли сила воли врожденным или приобретенным качеством. Скорее всего, речь идет о комплексном явлении, базирующемся, как на генетических основах, так и на жизненном опыте.

Раньше упражнения на развитие силы воли нацеливались на выработку полезных привычек вопреки желанию. Однако в последнее время, не без участия Уолтера Мишеля, взгляд на развитие силы воли изменился. Основной принцип развития силы воли кроется в том, чтобы подогревать в себе интерес к правильным поступкам и разрушать неправильное поведение. То сеть сила воли должна стать сотрудником в деле достижения успеха, а не противником неправильных привычек. Проще говоря, силу воли требуется задобрить, прикормить чем-то вкусненьким, чтобы она хотела развиваться.

Упражнения для развития силы воли.

1. «Мысленные процессы». Мы можем долго бороться с неправильными поступками, но они будут возвращаться к нам вновь и вновь, пока мы не сделаем их для себя непривлекательными. Поэтому перед тем, как сделать то, от чего вам бы хотелось избавиться, подумайте о вреде, который принесет данный поступок или его отсутствие. Покажите себе в красках все преимущества правильного поведения. К примеру, утренняя зарядка. Каждое утро надо начинать с того, чтобы уделить пару минут размышлениям: что будет, если зарядку не делать и если делать… На кону стоит здоровье, красота, да и уверенность в себе, что уже немаловажно.

2. «Борьба с отговорками» . Когда внутри вас будет появляться желание оправдать свое негативное поведение или отсутствие правильного поведения, вспомните о том, что мозг имеет особую программу, защищающую от лишней информации и действий. Эту программу можно называть разными словами, но суть ее от этого не меняется: она всегда найдет, как оправдаться. Старайтесь бороться с этой установкой, как с чем-то чужеродным, отгоняйте ее мысленно от себя.

3. «Стратегия». Очень часто развитию определенного качества или отказу от привычки мешают срывы. Человек может выкинуть из дома все сигареты, но попасть в курящее общество и попросить угостить его злополучной сигаретой. Чтобы перебороть эту проблему, необходимо вести дневник срывов, в который надо записывать все проблемные ситуации, почему и как они произошли. Конечно, это тоже потребует определенной силы воли, но игра стоит свеч…

Обычно после нескольких срывов по дневнику можно отследить слабое место. Только после этого можно будет составить стратегию дальнейшего поведения в подобных ситуациях. Стратегия должна звучать лаконично и понятно, как установка. К примеру: «Когда я попаду в курящее общество, мне будет неприятно дышать сигаретным дымом. Если мне предложат сигарету, я откажусь».

4. «Взгляд со стороны». В моменты слабости попробуйте посмотреть на себя глазами окружающих, которые лишены этого преимущества. К примеру, вам не хочется делать утром зарядку, а некоторые люди хотели бы, но не могут из-за болезни встать с постели, чтобы ее сделать. Или вам не хочется гулять с ребенком, а другие люди мечтают иметь детей и т.д.

5. «Похвала себе». Начните делать то, о чем давно мечтали, но никак не могли себя заставить, к примеру, бегать по утрам. После того, как вы осуществили задуманное, уделите время, чтобы похвалить себя. Не скупитесь на комплименты себе. А теперь обдумайте, какую пользу вы принесли себе этим поступком. В данном примере польза очевидна: тело становится подтянутым, сердечная мышца укрепляется, вы становитесь выносливее, худее, настроение улучшается.

Советы психолога рекомендуют вам попробовать упражнения на развитие силы воли. Понимая основной принцип развития силы воли – мотивацию, вы сможете достичь успеха в работе над собой.

psiholog1.com



You Might Also Like