Raiting-OY.ru

Все о детях

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении

«Лично – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя»

Изумление человеком – вот что должно быть

красной нитью всего школьного воспитания.

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, ставит во главу угла применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Становится понятной необходимость построения такой системы обучения и воспитания школьников, которая бы полным образом удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к учебно — воспитательному процессу в школе. Современные ученые-педагоги: Степенов Е.Н., Александрова М. А и многие другие творчески работающие педагоги считают необходимым для решения данного вопроса построение личностно – ориентированной системы обучения и воспитания школьников.

Несмотря на очевидную необходимость предлагаемой системы, следует заметить, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно- ориентированного подхода в педагогической практике. Степанов Е. Н. и Александрова М. А. вместе с группой единомышленников систематизировали уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытались расширить границы его использования в деятельности педагогов в учебно – познавательном процессе.

Определение личностно – ориентированного подхода с философской точки зрения звучит следующим образом: « Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»

В сформулированном определении отражены следующие важные аспекты, такие как:

· Личностно – ориентированный подход является, прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;

· Личностно – ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

· Личностно – ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника.

С точки зрения Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подхода можно отнести следующие:

· индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающие их от других индивидов и человеческих общностей;

· личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

· самоактуализированная личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности;

· самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

· субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

· субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

· Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

· выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

· педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:

1. принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

2. принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

3. принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

4. принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;

5. принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

6. принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;

Методы и приемы, составляющие технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской соответствуют таким требованиям, как:

· деятельностно- творческий характер;

· направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

· предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений.

Исходя из теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и собственного опыта работы, можно сделать вывод о наиболее приемлемых методах работы лично-ориентированного подхода, таких как:

4. метод педагогической поддержки;

5. диагностические методы;

6. создание ситуации выбора и успеха.

В заключении можно сделать вывод о том, что наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии сданной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

1. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой «Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа,:М. «ТЦ Сфера», 2002.

2. Черникова Т. В., Сукачева Г. А. « Старшеклассник без стрессов и тревог», программы занятий методические рекомендации,: М. «Глобус».

lyudyammilaya.moy.su

1. Личностно-ориентированный подход в обучении

1.1. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности

В последние годы личностно-ориентированный подход стреми­тельно завоевывает образовательное пространство России. Большин­ство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают тео­ретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологиче­ской ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, рас­крепощенность и независимость, а это, в свою очередь, предопре­деляет применение педагогами новых подходов и методов во взаи­модействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятель­ности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на их основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов. Но сначала постараемся на основе анализа педагогических исследований ответить на вопросы:

Что такое личностно-ориентированный подход?

Чем он отличается от традиционных подходов?

Из каких компонентов он складывается?

Правильно ответить даже на первый вопрос очень нелегко, хотя часть ответа лежит на поверхности в формулировке самого вопроса. Как ни покажется банальным, но личностно-ориентированный подход – это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами.

Изучение педагогических публикаций не позволяет в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Большинство авторов не утруждают себя описанием его содержания, состава и структуры. Если обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой, то можно обнаружить, что философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности. В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на основе не одной, а нескольких ориентации. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.

Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, постараемся дать определение личностно-ориентированного подхода.

Итак, личностно-ориентированный подход –это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В сформулированном определении отражена сущность данного феномена и выделены наиболее важные его аспекты, такие как:

во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Теперь настало время дать более обстоятельный ответ на третий вопрос, из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая– основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

индивидуальность неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность– постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность– человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

самовыражение– процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект– индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность– качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я-концепция– осознаваемая и переживаемая человечком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая– исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации.В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора.Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха.Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки.Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также спо­собы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его само­развития и самореализации. Использование личностно-ориентирован­ного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т. В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

studfiles.net

Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

Просмотр содержимого документа

«Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»

Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников

Моисеева Мария Николаевна

учитель начальных классов

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;

учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;

целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;

перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. Он подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в образовании делался лишь на интеллектуальное развитие, а не на личностное. Он выделял два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.

У Роджерса существует два слова, характеризующих образовательный процесс: обучение и учение. Под обучением Роджерс понимает процесс воздействие учителя на учеников, а под учением — процесс развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся в результате их собственной деятельности. Он выделяет следующие установки учителя при использовании личностно-ориентированного метода: открытость учителя межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.

Обучение должно нести за собой личностный рост и развитие. А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие личности учеников. Также необходимым условием является использование общих методических приемов. К таким приемом относятся: использование ресурсов чтения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы: склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения.

Личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности». Психические свойства личности формируются и развиваются в процессе деятельности. Вся личность проявляется в деятельности, в том числе и в учебной. При этом он ставит перед учителем вопросы, которые необходимо задать, прежде чем изучать развитие личности: что для ученика привлекательно, к чему он стремится? Что он может? Что он есть? Ответ на эти вопросы может дать полное представление о направленности, интересах и потребностях учащихся, изучить его способности, узнать, как ученик реализует их и, что немаловажно, узнать характер человека. Долгое время в России личность понималась как носитель социокультурных образцов, как выразитель их содержания. При этом личностно-ориентированная педагогика исходила из признания ведущей роли внешних воздействий, а не саморазвития отдельной личности. Индивидуальный же подход сводился к разделению учащихся на слабых, средних и сильных, а педагогическая коррекция осуществлялась через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овладению этим материалом. Таким образом проводилась предметная дифференциация, а не личностный подход. Индивидуальные способности рассматривались через обучаемость, которую определяли как способность к усвоению знаний. А психологические модели личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных способностей, таких как: рефлексия, планирование, целеполагание.

Человек становится личностью только как субъект общественных отношений. Он указывает на направление развития личности, которое заключается в том, чтобы сначала «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения», а потом «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель».

Авторы призывают учителей принимать ребенка таким, каков он есть на самом деле, пытаться проникнуть во внутренний мир ребенка и увидеть окружающее его глазами. При этом отмечают, что без инновационных преобразований не обойтись. На уроке должны быть созданы такие условия, которые способствуют развитию личности каждого ученика.

Личностно-ориентированный подход имеет ряд принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, а также приоритетного старта. Он объясняет эти принципы таким образом:

— Вариативность: использование не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их опыта. При этом ответственность за этот принцип ложится на взрослых.

— Синтез: это технологии, которые вовлекают учащихся в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.

— Старт: вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее, создание благоприятных условий для дальнейшего изучения иностранного языка.

При этом авторы отмечают, что в процессе развития личности нужно ориентироваться и на развитие познавательной сферы учащихся (ощущений, восприятия, памяти и мышления). Также авторы ставят вопрос о том, что ученик должен быть полноправным субъектом учебной деятельности. Следовательно, он должен знать психологические закономерности, лежащие в основе познавательной, эмоциональной и волевой сфер. А спрашивать нужно не только результаты обучения, но и развитие личности. При этом ученики должны знать, что они в большей мере ответственны за развитие своей личности.

Быть личностью означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Личность — это субъект собственной жизни (т.е.человек сам строит свои взаимоотношения с природным и социальным окружением). Личность — субъект предметной деятельности (т.е.человек в процессе жизни выступает как деятель). Личность — субъект общения (т.е.человек взаимодействует с другими людьми).

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней. При этом он осваивает новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. Через учебную деятельность школьник формирует отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям. Такое отношение реализуется как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Теоретические основы личностно-ориентированного подхода на современном этапе.

Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние и на развитие образования. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным, ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия.

Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации и гуманитаризации всех звеньев образовательной системы – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь учащемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации, самоутверждения. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.

Суть столь широко востребованной современной образовательной системой личностно-ориентированной парадигмы «заключается в отказе от концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался лишь объем его знаний, от идей технократизма» в сосредоточении внимания на личности каждого обучающегося, которая в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Личностно-ориентированный подход характеризуется как свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. В современных условиях необходимо помочь каждому человеку в выстраивании собственной личности: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих проблем, освоить способы их решения, открыть мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование.

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Модель личностно-ориентированного обучения направлена на создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и развития индивидуально-личностных черт ребёнка. В данной модели базовыми понятиями являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные:

В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:

-индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,

-человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,

-индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,

-взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,

-самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения являются:

— цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

-обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

-учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

-субъективность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

-при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

-усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно-ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.

Можно выделить несколько позиций, которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:

«Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.

2. Знание психофизических особенностей.

«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно. вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.»

«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным — все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.

Так или иначе, можно констатировать тот факт, что реализация личностно – ориентированного обучения в современной школе – процесс сложный и болезненный. Наряду с объективными причинами, препятствующими внедрению личностно — ориентированного обучения, можно говорить и о консерватизме определенной части педагогов, позиционирующих себя в рамках авторитарной педагогики, или же привыкших внедрять инновации в образовательную практику по формальным признакам, не вникая в глубинную суть преобразований. Внедрение личностно – ориентированного обучения возможно только при переосмыслении функций всех участников образовательного процесса и соблюдении всех необходимых условий.

Из опыта работы.

Однажды на уроке я сказала детям: « Закройте глаза, представьте что вы бабочки, вы порхаете и кружитесь над цветами. Откройте глаза и расскажите, какой бабочкой вы себя видели».

Ни один из ответов детей не повторился. Все нарисованные детским воображением бабочки были не похожи друг на друга.

Этот пример показывает, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Это значит, что образование должно быть личностно-ориентированным.

Идея личностно ориентированного образования принята сегодня массовой начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно- репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Прежде всего, давайте разберемся в характеристике «личностно-ориентированного обучения» младших школьников. Будем рассматривать такой тип обучения – как обеспечения права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Развитие в данном случае рассматривается как «результат обучения, несовпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным пребыванием ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качество его личности, которые необходимы школьнику сегодня и завтра.

Кого называют образованным («много знает»).

Наличие знаний, их объем, полнота – лишь один из показателей образованности человека.

Знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего нестандартных учебных задач), то есть умение применять полученные знания.

А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание.

Один из важных моментов личностно-значимого обучения – развитие мотивации учебной деятельности.

Например, когда я работала по традиционному обучению, объясняя правила «Правописание шипящих» 1 класс, то есть я говорила: «После шипящих в словах пишется И.» учащиеся повторяют правило, затем они записывают соответствующие слова на это правило. В этом случае все зависит от памяти: кто быстрее запомнит правило, тот не сделает ошибок.

А теперь, работая по программе «Начальная школа 21 века» обучение идет по –другому пишу на доске слова, в которых пропущена буква И «Ш_ло, Уж_» и спрашиваю какая буква пропущена. Ответы могут быть разные. Кто скажет И, кто Ы. почему мы сомневаемся? (не знаем правило). Итак, знакомимся с правилом. Пишем на доске и в тетради ЖИ- ШИ и пишем слова.

Изменен характер обучения и эти изменения формируют мотив их деятельности.

Следующий важнейший компонент детского развития — сформированность умения добывать знания.

К каким ролям привыкал школьник? Учитель призывал его внимательно слушать (он – «слушатель»), внимательно смотреть (он- «зритель»), и все хорошо запоминать (он-«репродуктор»).

В этом случае процесс обучения ориентировался на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, то есть на уже «созревшие плоды», опирался на «слабость ребенка», а не на его «силу».

Действительно, восприятие и память – важные психические процессы, необходимы для обучения. Вместе с тем, их преобладание, приоритет в педагогическом процессе уже в начальной школе определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания навязываются ребенку в виде готового образца – правила.

В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Без высокого уровня развития развитие этих процессов вообще не возможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «Я- ученик, Я- школьник».

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика — существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец, а сам в равной с ним мере отвечает за сои промахи, успехи, достижения.

Он активно участвует в каждом шаге обучения — принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок.

В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Например, «Окружающий мир 3 класс» тема «Насекомые». Дети работают с рубрикой «Выскажи предположение». Рассмотри рисунок, выскажи свое мнение: почему у каждого насекомого ноги имеют различное строение? Какое значение имеет это в их жизни? Какие ноги насекомых можно назвать? «Прыгательные, копательные, плавательные, а какие хватательные».

Обратите внимание: текста, который бы рассказал о конечностях насекомых – нет. Это задание побуждает учащихся сравнить строение ног с местом обитания и самостоятельно сделать вывод об особенностях передвижения их. Здесь школьник выступает в роли исследователя.

При личностно-ориентированном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащегося он, в данном случае, равноправный партнер по учебному общению.

Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку, под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность.

У школьников развивается критичность мышления, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Как же изменяется дидактический процесс, если он ориентируется на приоритет «задействования» в обучении воображения и мышления?

Во- первых, ученики получают новую роль-«исследователя», во- вторых, процесс становится не продуктивным, а поисковым творческим. В- третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, а выбор, альтернатива, то есть возможность самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. В- четвертых, опора на два принципа обучения — доступность, как меру трудности и наглядность, как дидактическую поддержку.

Возможные пути привлечения самостоятельности и инициативности младшего школьника, как проявление личностно-ориентированного обучения является предоставление им возможности работать в системе альтернативных образцов.

Например, учебник «Математика», 2 класс. Два постоянных героя – Волк и Заяц по- разному решают одну и ту же задачу (один правильно, другой – неправильно), один рациональным способом, другой нет. И дети имеют право обосновать целесообразность или правильность любого решения. По такому же принципу построен учебник русского языка.

Таким образом, учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения, находить верный ответ. При личностно-ориентированном обучении изменяется характер контролирующей и оценочной деятельности ученика. Контрольные работы «Найди ошибку», «Проверь себя» даются в нескольких вариантах.

Говоря о личностно-ориентированном обучении, нельзя не сказать о дифференцированном обучении, когда задания различаются по объему, по сложности.

И так, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно не многое: признать каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Личностное начало должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. Должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Ее сущность в трех принципах педагогической деятельности: «любить детей, очеловечить среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство». Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы – воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию. Цель каждого конкретного учителя в совокупном личностно-развивающем пространстве школы органично согласуется с целями других педагогов, с целостной личностно-развивающей жизненной ситуацией воспитанника. Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; даст совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно — ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности. Каждый вид деятельности основан на специфических механизмах и требует разных способностей. Кроме того, важно установить связь между практической и развивающей целью. Развивающая цель должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта.

Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка — значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности.

multiurok.ru



You Might Also Like