Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста

Развитие сенсорных способностей детей

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

В 2013-2014 учебном году я взяла тему по Самообразованию. «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста ». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем Развитие детей. Именно этот Возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание. направленное на обеспечение полноценного Сенсорного развития. является одной из основных сторон Дошкольного воспитания .

Цели. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

— Изучить литературу по данной теме;

Развивать и совершенствовать у Детей дошкольного возраста все виды восприятия. обогащать их чувственный опыт.

Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.

— повышать уровень знаний у родителей по Сенсорному развитию и воспитанию дошкольников .

Приступая к работе по данной теме, я использовала Литературу :

1. Венгер Л. А. Пилюгина Е. Г. Воспитание Сенсорной культуры ребенка :книга для воспитателей детского сада. — М. Просвещение,1998-144с.

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша. Игры на Развитие восприятия цвета. формы, величины у Детей раннего возраста. – М :Просвещение, 1996 – 112с.

3. Дворова И. В. Рожков О. П. Упражнения и занятия по Сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007

4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание » .

Изучение темы начала с Раздела. «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста », в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Венгер Л. А. Пилюгина Е. Г. «Воспитание Сенсорной культуры ребенка ». и сделала краткий конспект.

В ноябре я продолжила изучение темы с Раздела. «Рассмотрение Сенсорно-двигательных игр ». я изучила статью Абдулаевой Е. А. «Сенсорно — двигательные игры для Детей раннего и младшего дошкольного возраста », в журнале «Дошкольное воспитание » .

В декабре я составила картотеку дидактических игр по Сенсорному развитию детей 3-4лет. В картотеку вошли следующие дидактические игры по Сенсорному развитию. «укрась бабочку». «игра-шнуровка». «почини одежду зайчатам». «полянка». «подбери чашки к блюдцам». «разложи фигуры по местам» .

В январе мною был разработан конспект непосредственно-образовательной деятельности по Сенсорике на тему. «Составные картинки» для второй Младшей группы .

В феврале была создана папка-передвижка для родителей на Тему. «Сенсорные игры малышей » .

В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для Сенсорного уголка. Мною были изготовлены следующие игры для Детей. «Теремок». «Найди пару». «Собери машину». «Найди похожую матрешку» …Родители активно принимали участие по созданию игр по Сенсорике .

В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша. Игры на Развитие восприятия цвета. формы, величины у Детей раннего возраста », и разработана папка-передвижка «Игры для Развития осязания(тактильного восприятия) ».

В мае закончила изучение темы Разделом. «Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста ». Изучила книгу Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста ». Были изготовлены следующие Альбомы. «Цвета радуги». «Большой-маленький». «Геометрические Фигуры. шар, треугольник, квадрат». а также сделала конспект.

В результате изучения Темы. «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста », сделала следующие выводы, что работа по Развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности Детей. режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п. игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др. занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая Сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует Помнить. расширение чувствительного опыта Детей должно производиться с учетом их Возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий Год :

1. Продолжить работу по Теме. «Развитие сенсорных способностей детей »(согласно Возрастной группе ) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

Публикации по теме:

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых.

План самообразования воспитателя на 2013–2014 г по сенсорному воспитанию План самообразования на 2013 – 2014 год воспитателя Меньшиковой Н. Г. Тема: «Чувственное восприятие окружающего мира». Цель: создание развивающей.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Ребёнок начинает изучать окружающий его мир при помощи восприятия тех или иных явлений, предметов, ощущений. За всё перечисленное отвечают органы чувств (уши, глаза, нос, язык, рецепторы кожи), они служат, как предпосылка для развития осознания окружающего мира с его разнообразием цвета, форм, величин. Но для гармоничного, полноценного, сенсорного развития детей дошкольного возраста необходимо заниматься с малышом с самого рождения.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольников

К сенсорным ощущениям относятся:

  • Зрительное представление;
  • Осязательное представление;
  • Слуховое представление;
  • Обонятельное представление;
  • Вкусовое представление.
  • Развитие зрительного представления

    Познакомить детей с семью цветами спектра, причём необходимо не просто учить цвет, а уметь их соотносить. Данный принцип относится ко всем сенсорным восприятиям.

    Знакомство с основными цветами: красный, синий, зелёный, жёлтый.

    1.Соотношение двух окрашенных предметов. Сначала сравнивают с контрастным цветом, при этом проговаривая такой, нет не такой, а затем одинакового цвета-вот и нашли одинаковый.

    2.Цвета соотнести зрительно. Попросить положить предметы синего цвета к синему, а красные к красному и т. д.

    3.Закрепление цвета в сопоставлении. Синий, как небо; красный, как вишня и т. д.

    Визуального (зрительного) восприятия

    1.Сравнивать только по одному параметру (высокий или узкий) и одинаковые по цвету и форме

    2.Подкреплять словами и жестами

    3. Сначала величину сравнивают визуально «одинаковый или нет»; затем вводят большой или маленький; обозначение конкретной величины (короткий — длинный, узкий-широкий и т. д.)

    С круга и квадрата параллельно с шара и куба

    1.Сравнение предметов «такой — не такой»

    2.Зрительно воспринимает сначала плоские, а затем объёмные фигуры

    3.Запоминание название и соотношение с фигурой

    Начать с понятия «много», «мало», «один» и т. д.

    1.С окружающего мира (количество жидкости в стакане или супа в тарелке)

    2.Картинки с изображением количественного соотношения

    Развитие осязательного представления

    Руки играют главную роль в понимании свойства предмета: горячий, холодный, сырой, скользкий и т. д. Ощупывая предмет ладошками и пальчиками развивается не только осязание, но и происходит развитие не маловажных задач для комплексного развития ребёнка. Так развивается чувствительность пальцев; хватательный рефлекс; мелкая моторика, что в свою очередь способствует развитию речи.

    Развитие слухового представления

    Слуховое представление разделяется на речевое и неречевое восприятие звуков. Оба восприятия играют огромную роль в развитии ребёнка и начинают развиваться с самого рождения.

    Демонстрировать какие звуки издают разные предметы или животные

    Начать читать известные для ребёнка стишки и просить его закончить их и т. д.

    Как известно, что дети легче и охотнее изучают всё новое, если уроки будут проходить в форме игры. Да, и по своим детям можно судить об этом, они тянутся к познанию нового материала, если обучение проходит в весёлой, увлекательной обстановке. В помощь Вам будут разные разработки и игры, сделанные своими руками. Вот один пример, который можно осуществить в домашних условиях.

    Заранее подготовьте разноцветные цветочки, вырезанные из цветной бумаги и пчёлок тех же цветов. Побегайте с ребёнком по дому изображая пчёлок, изображайте жужжание. В ручки малышу дайте пчёлок, потом «прилетите» к цветам и предложите положить пчёлок на цветок соответствующего цвета

    Все области жизни у малышей требуют активного, всеобъемлющего развития, не составляет исключение и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Воспитывайте, обучайте, развивайте своих карапузов!

    Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)

    ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.

    1.Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

    2.Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ними: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

    3.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).

    4.Учить детей называть свойства предмета. Скачать презентацию

    Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи – *В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. *В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

    Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

    К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

    Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

    Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое.

    Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.

    Основные параметры зрительного восприятия:

    Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:

    1.развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;

    2.познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

    3.развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

    Игры, способствующие развитию цветового восприятия

    Конкретизируется в следующих задачах:

    1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;

    2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;

    3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;

    4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;

    5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

    1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;

    2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

    3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;

    4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

    5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;

    6. обратить внимание на относительность величины предметов;

    7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

    Развитие слухового восприятия

    Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

    Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

    mozzy.info

    Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

    Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

    Раздел сайта – Проектная деятельность в детском саду

    Ф. И. О. автора – Царюк Наталья Ивановна

    Должность автора – Воспитатель

    Место работы — МБДОУ «Детский сад №5 комбинирующего вида г. Тимашевска».

    Название работы — Проект: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

    Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

    Царюк Наталья Ивановна.

    1.1. Анализ внешней ситуации….5 стр.

    1.2. Анализ внутренней ситуации…7 стр.

    2.1. Аннотация проекта….10стр.

    2.2. .Целеполагание ….10 стр.

    2.3. Этапы и сроки реализации проекта…. 11 стр.

    2.3.1. Перспективный план дидактических игр…. 12 стр.

    2.3.2. Методы и приемы работы с детьми ….14 стр.

    2.3.3. Образовательные технологии…. 14 стр.

    2.3.4. Формы организации с детьми и с родителями….15 стр.

    2.3.5. Модель взаимодействия….16 стр.

    2.4. Мониторинг….17 стр.

    2.5. Результаты проекта…19 стр.

    2.5.1. Практическая значимость проекта….19 стр.

    2.5.2. Перспективы развития проекта…. 19 стр.

    III. Заключение…. 20 стр.

    Список литературы…. 21 стр.

    Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка, занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М. П. Феофанов, Н. И. Жинкин, И. О. Синица. Проблемами развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Ф. А. Сохина, А. Н. Гвоздева и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова.

    Огромную роль в коррекционной работе с детьми играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом. Таким образом, игра — необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

    В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

    Современные ФГОС и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка с общим недоразвитием речи и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимым для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе;

    • Успешность познавательного процесса определяется уровнем развития сенсорных процессов;

    Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

    Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития младших дошкольников.

    Объект исследования выступает сенсорное развитие детей младшего возраста.

    В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

    1.1 Анализ внешней ситуации

    В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

    Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

    Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом.

    Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

    В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях.

    Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я. А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

    Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой, которая рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

    Таким образом, игра — необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

    Сегодня имеются большой выбор методической литературы по математике. Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры — вопрос мало изучен.

    1.2. Анализ внутренней ситуации

    Во второй младшей группе 27 детей. Из них 15 девочек и 12 мальчиков. Большинство детей посещают МБДОУ «Детский сад №5 комбинирующего вида для детей с первой младшей группы, В группе идет активная работа воспитателя, и психолога. Мы работаем по программе Веракса «От рождения до школы». МБДОУ расположено по адресу: гор. Тимашевск, ул-Западная д. 12 в экологически чистом районе.

    В группе мы стараемся создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает в малышах ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности. В группе создан сенсомоторный уголок. Сенсомоторный уголок предназначен:

    • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

    развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

    • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

    • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

    • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

    В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Имеются массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”.

    Работу по математике осуществляем в ходе режимных моментов, дидактических играх, на занятиях. В ходе своей работы я убедилась в том, что у детей навыки обследования предмета недостаточно развиты, знания детьми формы и цвета отрывочные и бессистемные, а также недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей.

    Вывод: проблему развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством дидактической игры попытаюсь решить.

    2.1. Аннотация проекта

    Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста с ОНР. Дети знакомятся с эталоном сенсорного развития через дидактические игры. Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.

    Для успешного проведения работы мною был выбран метод проекта, позволяющий разработать цели, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.

    Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

    Формирование познавательной речевой активности детей младшего дошкольного возраста через активизацию родителей по теме «Сенсорное воспитание».

    • Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;

    • Составить перспективное планирование;

    • Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета;

    • Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д.);

    • Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;

    • Разработать методические рекомендации для родителей;

    • Оценить результаты проделанной работы;

    Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных способностей будет успешными.

    Дети младшего дошкольного возраста

    2.3. Этапы и сроки реализации проекта

    1. Знакомство с темой проекта сентябрь Царюк Н. И Получение знаний о сенсорных способностях у детей младшего дошкольного возраста

    2. Изучение литературы по данной теме сентябрь Царюка Н. И.

    3. Выявление проблемы, цели, задачи сентябрь Царюка Н. И.

    4. Составление перспективного плана работы сентябрь. Царюка Н. И.

    5 .Создание условий для эффективного использования игр сентябрь. Царюка Н. И. Наличие предметно-развивающей среды в группе.

    Наличие разнообразного материала

    6. Подбор дидактического материала и игр сентябрь. Царюка Н. И.

    7. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии сентябрь Царюка Н. И. Преобладание низкого уровня развития детей

    Мероприятия Сроки реализации Ответственная Промежуточный результат

    1. Проведение консультаций для родителей по теме «Познаем,исследуем, творим» С октября по апрель Царюка Н. И. Овладение родителями информацией по данной проблеме

    2. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми С октября по апрель Царюка Н. И. Овладение детьми математическими способностями

    3. Проведение дидактических игр и игр-занятий С октября по апрель Царюка Н. И.

    4. Исследовательская деятельность детей С октября по апрель

    Итоговая диагностика май. Царюка Н. И. Максимальная приближенность математических способностей.

    Проведение родительского собрания по теме проекта Царюка Н. И.

    Выставка развивающих игрушек-самоделок «Умная игрушка своими руками» Царюка Н. И. Поделится своим опытом работы с другими педагогами

    Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете Царюка Н. И.

    2.3.1 Перспективный план дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста

    Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.

    2. «В ЦАРСТВЕ ФИГУРОК — ЧЕЛОВЕЧКОВ»

    Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником.

    2. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ»

    Закрепить у детей знание основных цветов; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.

    Обучению детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

    Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу.

    1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «ВОТ КАКАЯ КРАСОТА — ПРАВИЛЬНО НАШЛИ ЦВЕТА»

    Учить детей находить предметы по цвету.

    1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ К МИШКЕ»

    Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы; обучение выделению параметров величины предметов; обучение фигур на ощупь по зрительному образцу.

    1. «МАТРЕШКА, МАТРЕШКА ОТКРОЙСЯ НЕМНОЖКО»

    Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов.

    1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ

    ПОЛЯНУ». Обучение детей выделению параметров величины предметов.

    2.3.2. Методы и приемы работы для развития математических способностей посредством дидактических игр

    Мотивирующие Наглядные Игровые Словесные Органи-

    Формы организации с детьми

    Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.

    2. «Распутай путаницу»

    Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

    Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.

    Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.

    1 конспект «В гости к Незнайки»

    Формы организаций работы с родителями

    Совместные дидактические игры

    Методические рекомендации, консультации

    2.3.5. Модель взаимодействия педагогов

    Физкультминутки в процессе занятия

    Занятия по ФЭМП

    Занятия по изодеятельности и

    Цель: формирование у детей математических способностей посредством дидактических игр.

    Дидактические игры на определения количества. ,цвет.

    1.«В лес за грибами»

    Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один — много», активизировать в речи детей слова «один, много».

    2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый, научить классифицировать предметы по форме;

    3. «Малина для медвежат»

    Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»

    Дидактические игры на определения формы:

    1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания;

    2. Кому какая форма. Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур;

    3. Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).

    Дидактические игры на определения величины:

    1. Башня. Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами;

    2. Что там? Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки;

    3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

    Таким образом, анализируя результаты диагностики, актуальным остаются проблемы по математике у детей младшего дошкольного возраста с При активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше, но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа.

    2.5. Результаты проекта

    • В ходе реализации проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр — формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины стало возможным у детей младшего дошкольного возраста;

    • У детей вырос уровень знаний;

    • Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр.

    2.5.1. Практическая значимость проекта

    • Внедрение и апробирования условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о математических эталонах форма, количество, величина у детей младшего дошкольного возраста;

    • Разработка дидактического материала и дидактической игры;

    • Разработка методических рекомендаций для родителей;

    • Возможность использования проекта воспитателями других ДОУ.

    2.5.2. Перспективы развития проекта

    • Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех этапов через дидактические игры;

    • Дополнение системы дидактического материала и играми;

    • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;

    • Выступление с презентацией проекта городских мероприятиях.

    Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, которая поможет развивать математические,сенсорные, способности детей. Используя дидактические игры. дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и, расширить его кругозор, способствует формированию личности.

    1. Аванесова, В. А. Дидактические игры для дошкольников. — М. Просвещение, 1982.

    2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.

    3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

    4. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. — Москва.: Просвещение, 1991.

    5. Бурдина С. В. Цвет, форма, величина. – Дом печати — Вятка, 2004г.

    6. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. — М.: Владос,- 2001.

    7. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М., 1978 г.

    8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.

    9. Высокова Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. — Волгоград «Учитель», 2010.

    10. Гризик Т. И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. — М: Просвещение, 2007

    11. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И. В., Рожков О. П. — М.: Модэк, 2007.

    12. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. — М., 1978.

    13. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.

    14. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании. — М., 1973 г.

    15. Люблинская, А. А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971.

    Д. В. Менджерицкая, К. П. Татищева- 1951.

    16. Никитин, Б. П. Развивающие игры. — М., 1994.

    17. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург: Детство — Пресс, 2011.

    18. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.

    19. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – Т. Ц.:Москва, 2012.

    20. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. — М.: Просвещение, 1996.

    21. Рогов, Н. И. Настольная книга практического психолога. — М., 1999.

    22. Эльконин, Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

    23. Эльконин, Д. Б. Психологические игры. — М., 1978. – 301 с.

    24. Запорожец А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А. В.,

    25. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.

    Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47» Программа самообразования «Развитие сенсорных.

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»Введение Актуальность В современном.

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия.

    Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

    Консультация для педагогов. «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста» «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии.

    Проект «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста, посредством дидактических игр» Тип проекта: практико-ориентированый. Автор проекта: Козынцева Галина Александровна, воспитатель 2 младшей группы. Масштаб: долгосрочный.

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Дидактическая игра «Выложи узор» Данная игра состоит из деревянных дощечек и резинок. Работу рекомендуется начинать со второй младшей группы.

    Развитие сенсорных способностей средствами дидактических игр у детей 2–3 лет Развитие сенсорных способностей средствами дидактических игр у детей 2-3 лет На 2014-2016 годы я, Баранова Ольга Сергеевна, воспитатель.

    Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем.

    Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра.

    www.maam.ru

    Сайт для воспитателей детских садов

    Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

    Сколько создано развивающих игр и игрушек для на­ших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадо­ваться за малышей, их родителей и педагогов.

    Самые лучшие, самые развивающие игрушки и по­собия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А ес­ли взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.

    Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.

    С помо­щью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представ­ление о форме, цвете, количестве.

    Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.

    Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

    Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

    Также сухой дождь выполняет функцию — комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

    Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.

    Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.

    Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.

    Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

    Дидактическая игра «Ежи и мышата»

    Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.

    • Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.
    • На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.
    • Найди маму мышонку.
    • Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.

    1. «Рыбки ходят в гости».

    Цель. Учить различать основные цвета.

    — Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих доми­ках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном до­мике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указыва­ет на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут. красные рыбки. (И т. д.)

    Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в крас­ный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый до­мик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ре­бенку в разнообразных комбинациях.)

    В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, ску­чают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенно­го цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадо­вались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок рас­кладывает рыбок других цветов.)

    2. «Рыбки потерялись».

    — Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.

    Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог переме­шивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали.

    А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечали­лись рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам.

    (Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Крас­ный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси

    малыша в его домик к маме. (И т. д.)

    Описание: Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из од­ного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз ис­пользуются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жесткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, ко­торая позволяет крепко удерживать ее на основе — листе ковролина размером 45 х 45 см.

    Варианты игровых заданий

  • Рассматривание рыбок, выделение деталей (глазки,

    хвостик).

  • Закрепление названий основных цветов (по аналогии с

    заданиями к предыдущему пособию).

  • Закрепление понятия величины: большой — малень­кий (по аналогии с заданиями к предыдущему пособию).
  • Знакомство с понятиями «один — много» и их за­

    Для развития тактильного и слухового восприятия мож­но предложить игровое задание «Найди по звуку».

    1-й вариант (для детей от 2 до 3 лет).

    Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало тем­но. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Крас­ная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребенок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шур­шит). (Ребенок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. За­тем берет рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)

    Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог гово­рит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыб­ки. Потрогай их. (Ребенок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».

    2-й вариант (для детей от 3 до 4 лет).

    С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Осталь­ных рыбок ребенок берет по одной, извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком. Игровые задания можно сопровождать стихотворе­нием Е. И. Тихеевой.

    В речке — чистая вода,

    Пустим рыбок мы туда,

    Будут рыбки там играть,

    Плавать, хвостиком вилять,

    Крошки хлеба подбирать.

    Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений.

  • Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие.
  • Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен.
  • Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька).
  • В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).
  • Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 — 7 лет.

    Обучающие и развивающие возможности пособия — развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;

    — развитие тонкой пальцевой моторики;

    — развитие внимания, наблюдательности, памяти;

    — развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;

    — развитие пространственных представлений;

    — развитие математических представлений и счетных умений;

    — развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.

    В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

    Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие

    будет являться стимулятором развития сенсомоторики.

    dohcolonoc.ru



    You Might Also Like