Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие самосознания и самооценки детей дошкольного возраста

§ 2. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста

Особенности развития самосознания и самооценки. Мы видели, что одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами

обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в само­оценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» — «Плохо».— : «Почему он плохо сделал?» — «Потому что раздавил теремок».— «Тебе мед­ведь нравится или нет?» — «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее.’ Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл со­вершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может’в отношениях с матерью играть роль ребенка, подчеркивая свои детские черты, вызываю­щие у нее любовь и умиление, и добиваться таким способом получения всяких удовольствий.

В этом возрасте ребенок может нарочито лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать ее от окружающих. При всем том дошкольник не может долго сосредото­чиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия ребенка хотя и развита в достаточной мере, но он обращен к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя.

Осознание себя во времени. Особо надо указать на жизнь ребенка дошкольного возраста во времени. Уже в раннем возрасте малыш, осознав себя как некую самоценную индивидуальность (Я — Петя — хороший — мальчик), начинает активно интересо­ваться своей персоной в прошлом («Расскажи, как я был маленьким»), относясь к себе в этом прошлом с пониманием, симпатией и снисходительностью. Вместе с тем он стремится видеть себя и в будущем («Когда я буду большим. ») в ореоле положи­тельных качеств. В дошкольном возрасте этот интерес к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) возрастает и углубля­ется. Теперь он не только обращается ко взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает о себе сам. О себе в прошлом он легче судит объективно (ведь это было, когда он был маленьким), что позволяет ему высказывать о себе и критические замечания. О себе в будущем он судит с надеждой на свершение самых невероятных ожиданий, его будущее светло: ведь в нем он не успел совершить никаких проступков. Для ребенка его прошлое, настоя­щее и будущее начинают выступать как возможность осознать себя в жизни, оценить себя в прошлом и представить в будущем. Перспектива, которая открывается перед ребенком в жизни, становится его достоянием и по-своему определяет развитие его личности. Ребенок совместно с близким ему взрослым строит установки на себя в будущем. Конечно, он будет хорошим (добрым) и успешным. Будет настоящим — сильным, волевым, умным, если он мальчик, и привлекательной (красивой) умницей-благоразумницей, если девочка. Он, безусловно, всегда будет заботиться о своих близких, всегда любить свою маму. Он сделает все, чтобы на земле был мир и не было бы войны, чтобы все были

здоровы и счастливы. Он станет космонавтом, врачом, садовником и даже всемогущим волшебником. Нормально развивающийся ребенок полон благих намерений в будущем, что дает ему основа­ние на положительную самооценку и стремление быть хорошим по отношению к окружающим людям еще сегодня.

studfiles.net

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю. Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше». Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5- летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5- 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» — сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть- чуть»). У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально- ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

— развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

psyera.ru

Развитие самооценки детей дошкольного возраста

Самооценка ребенка-дошкольника

Адекватная самооценка – залог успеха любой личности. Умеренные амбиции, правильная оценка собственных сил, умение критиковать собственные поступки – все это помогает нам выбрать нужное направление саморазвития, научиться контактировать с окружающими людьми и выбрать подходящую профессию. Закладывается самооценка уже в дошкольном возрасте. Родители – главные помощники в том, чтобы самооценка была не заниженной и не завышенной.

Ведущие ученые, изучающие психологию дошкольника, уделяли большое внимание именно исследованиям формирования самооценки детей и подростков. Под самооценкой понимается личностное развитие, участвующее в регуляции собственного поведения и деятельности, как ведущий критерий оценки личности, отражение его отношения к окружающему и внутреннему миру.

Главное значение играет самооценка в рамках исследования вопросов самосознания. Она характеризуется как центральное ядро этого процесса, критерий индивидуального уровня развития личности ребенка, его саморазвитие и самовоспитание в контексте с восприятием окружающего мира и общества. К самооценке относят так же эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

На развитие самооценки влияет множество факторов. Ведущими среди них можно назвать общение ребенка с окружающими людьми и собственная его деятельность. Во время общения ребенок усваивает виды оценок, критерии оценки поведения окружающих. Затем происходит их апробация в индивидуальном опыте. Ребенок узнает оценки, которые дают ему окружающие, определяет их критерии и способы, затем переносит их на свою личность. Так рождается оценивание им самого себя.

В состав самооценки входят две составляющих. Первая – это отражение знаний о самом себе. Вторая – отношение к самому себе как мера довольства собой. Эти две составляющие неразрывно связаны между собой. Невозможно вычленить в чистом виде ни ту, ни другую. Ребенок получает знания о себе в результате социализации, эти знания отражаются в проявлении тех или иных эмоций.

Ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми. Он может быть удовлетворен теми качествами, которые в нем к этому моменту сформировались, а может быть и неудовлетворен. Он знает, с какими эталонами нужно сравнивать собственные умения, но не всегда понимает, что в силу малого возраста, ему не дано уметь все то, что умеет взрослый. Задача родителей и воспитателей – помочь ему осознать эту причину и научить безболезненно воспринимать чужие успехи при собственных неудачах.

Начав общение с окружающими, дошкольник понимает существование самого себя в этом общении. Но он не знает о своих качествах. Он только принимает ту оценку, которую дают ему взрослые. «Ты молодец», — скажет ему мама, и ребенок знает, что он молодец. «Ты плакса», — скажет папа, ребенок знает, что он плакса. Но какое из определений хорошее, какое плохое – он не понимает. А вот когда начнет посещать детский сад и общаться с такими же, как он, оценки взрослых обретут смысл и начнут вызывать у малыша положительные или отрицательные эмоции.

Самооценка начнет развиваться гораздо позднее, уже после того, как ребенок научится распознавать положительную или отрицательную стороннюю оценку. Он должен заниматься определенными видами деятельности (игра, самостоятельное одевание, держание ложки, первые развивающие занятия) и сравнивать себя с другими детьми, чтобы понимать, что у него получается, что не получается. Ну а давать адекватную оценку своему знанию и незнанию он начнет в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе. Дети 3-5 лет чаще дают себе завышенную оценку, нежели заниженную. Это связано с тем, что взрослые их больше хвалят, чем критикуют.

Чем раньше ребенок начнет общение с посторонними людьми (не с родственниками), тем раньше он научится сравнивать себя и других. Вам знакома ситуация, когда ребенка 2-х лет в яслях определяют в группу к полуторагодовалым деткам временно, до освобождения места в группе нужного возраста? Начавший довольно прилично разговаривать ребенок вдруг начинает лепетать едва понятные слова, даже забывать про горшок. Это результат сравнения себя и окружающих. Поэтому, не рекомендуется длительное общение малышей такого возраста с еще более младшими детками. Уж лучше попроситься временно в более старшую группу.

В процессе взросления и развития ребенка он уже не воспринимает оценку взрослых как единственно верную. Он уже сопоставляет ее с собственной оценкой.

Чем ближе к поступлению в школу, тем адекватнее ребенок осознает свои достоинства и недостатки. При этом он, конечно же, принимает во внимание отношение к ним окружающих. Если этого восприятия нет, личность ребенка не получит правильного развития, не сможет сознательно усвоить нормы поведения и ему будет все равно, какой образец для подражания выбирать. Но такая абсолютная неспособность к социализации наблюдается крайне редко. Здесь речь идет либо о психическом нездоровье ребенка, либо он не общался до школы абсолютно ни с кем, кроме родных.

Несколько советов взрослым. которые помогут в формировании адекватной самооценки.

  • Нужно взять метод убеждения как ведущий в общении с ребенком. Взрослый является безусловным авторитетом для дошкольника, он – пример для подражания. Поэтому будьте осторожны в суждения и оценках. Одно неосторожно сказанное слово критики может перечеркнуть все, что сформировалось в характере ребенка.
  • Из первого совета вытекает второй – суждения и оценки должны быть справедливыми, но осторожными, мягкими. Не должно быть только положительных оценок, ровно так же, как и постоянных отрицательных.
  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком болезненно относится к успехам сверстников, обижается на их высказывания в свой адрес, разговаривайте с ним, объясняйте ему, что нужно приложить усилия и научиться тому же, что умеют другие.

    Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему развития самосознания и самооценки личности. В рамках исследования становления самосознания самооценка играет ведущую роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, как единое начало, включенное в процесс самосознания.

    Самооценка рассматривается как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

    Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

    В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А.Белобрыкиной, Л.И.Божович, А.ВЗахаровой, М.И.Лисиной, В.С.Мухино. Однако, еще не все особенности проявления самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены достаточно.

    Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста».

    Проблема исследования – поиск психолого-педагогических условий развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Объектом исследования является психолого-педагогическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть сущность понятия самооценка.

    2. Рассмотреть особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    3. Подобрать и обосновать комплекс диагностических методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    4. Составить рекомендации по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с первой задачей исследования нами были изучены материалы научных исследований отечественных и зарубежных психологов.

    Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

    Основоположником в области изучения становления самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь [1,25].

    В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой».

    08 апреля 2014 Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему развития самосознания и самооценки личности. В рамках исследования становления самосознания самооце.

    Статья Кротовой Е. В. Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Главная #32;#8594;#32;Наши публикации #32;#8594;#32;Статья Кротовой Е. В. Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Под развитием личности ребёнка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в период развития личности ребёнка (1, с.28). От рождения до трёх лет доминирует семья, и основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации.

    Основной проблемой в развитии личности в дошкольном возрасте является проблема самосознания и развитие адекватной самооценки. Этот процесс в дошкольном возрасте считается важнейшим достижением в развитии личности. Ядром самосознания является самооценка и связанный с ней уровень притязаний.

    Исследованием проблемы формирования самооценки занимались многие педагоги, психологи: В.С. Мухина, М. И. Лисина, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и т.д. Но экспериментально разные компоненты структуры самосознания изучены не одинаково и на первый план выдвигается проблема самооценки. Самооценка возникает на основе знаний и мыслей о себе и в этом смысле является как бы механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса. Самосознание – свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от условий его жизни, воспитания и обучения (3, с.59). Таким образом, самооценка – это осознание ребёнком самого себя, оценка своих действий и поступков.

    Изучая самосознание, в связи с мотивационной сферой дошкольников, выделяют 3 вида самооценки:

    1. Общая самооценка – оценка личностных качеств ребёнка, которая формируется на основе общения ребёнка с окружающими людьми и возникает лишь в конце дошкольного возраста.

    2. Конкретная самооценка – это оценка своих возможностей и умений в конкретной деятельности. Данный вид самооценки обычно является более адекватным и реалистичным, и формируется на основе познания ребёнком результатов своей деятельности.

    3. Динамическая самооценка – представляет собой промежуточный этап между конкретной и общей самооценкой. Путь развития идёт от конкретной и общей, причём реалистичность самооценки тем меньше, чем больше степень её обобщённости.

    Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивают взрослые и сверстники. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные – искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Оценивая себя, ребёнок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто целое для окружающих. Если взрослые и сверстники не замечают его положительные качества, то он наделяет себя вымышленными качествами.

    В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается дошкольное общество. Умение ребёнка анализировать и оценивать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей, так происходит становление самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнку необходимо общение не только с взрослыми, но со сверстниками, так как сверстники являются одним из факторов формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

    В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в процессе самосознания ребёнка. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям. Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстников. Сверстники – это мерка, позволяющая ребёнку оценить себя на уровне реальных возможностей.

    В старшем возрасте ребёнок не только может сопоставлять собственные результаты с результатами других детей, но даже способен довольно точно определить пределы своих сил с помощью одного только сравнения других детей. В старшем возрасте умение сравнивать себя со своими сверстниками достигает очень высокого уровня. От взаимоотношений ребёнка с другими детьми зависит его отношение не только к коллективу, но и к самому себе.

    Влияние группы сверстников на развитие личности на развитие личности ребёнка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям. Положение ребёнка в группе сверстников показывает, насколько принят ребёнок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников. От оценок сверстников и своих самооценок зависит положение ребёнка в группе. Сверстники по-разному оценивают друг друга, и поэтому существует различное положение детей в группе сверстников.

    Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Дети 6-7 лет активно ориентируется на мнение сверстников. Их объяснения, почему они повторяют за другими, то, чего нет на самом деле, однозначны.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение ребёнка в группе сверстников оказывает большое влияние на формирование адекватной самооценки. В старшем дошкольном возрасте оценки сверстников имеют большое значение, так как под их влиянием формируется самооценка ребёнка.

    Для того чтобы определить уровень влияния сверстников на формирование самооценки было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста. Для исследования самооценки были использованы следующие методики: методика “Лесенка” (В.Г. Щур), методика “Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы” (Н.А. Репина). Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 60% детей с завышенной самооценкой, 20% детей с заниженной самооценкой, 20% детей с адекватной самооценкой. Для исследования взаимоотношений в группе сверстников были использованы следующие методики: “Отношение к сверстникам” (В. Богомолов), методика “Социометрия”. Были получены следующие результаты: выявлено 35% детей “востребованных”, 20% “изолированных” и 45% детей, занимающих среднее положение.

    Соотнося полученные данные, можно сделать вывод о том, что дети, имеющие заниженную самооценку – имеют чаще всего статус “изолированные” дети, а дети с завышенной самооценкой относятся к “востребованным”.

    Исходя из полученных результатов эксперимента и учитывая большое влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки, следует, на наш взгляд, проводить с детьми систематическую работу, направленную на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Работа может включать в себя: циклы занятий, игры, релаксационные упражнения, беседы, консультации с родителями. Если работа будет проходить систематически, то заниженная самооценка станет адекватной.

    1. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- Москва, 1999.

    2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева.- Москва, 2001.

    3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова.- Москва, 2000.

    4. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева.- Москва, 1995.

    5. Карелина Е.А. Психологические тесты / Е.А. Карелина.- Москва, 2002.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Как формируется самооценка дошкольников

    Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.

    Компоненты самооценки

    Рефлексия и самосознание ребенка возникают достаточно рано. Взрослые ошибочно полагают, что дети в возрасте 2-3 лет не способны на глубокие размышления. Однако именно в этом возрасте формируется самооценка дошкольника, состоящая из двух основных компонентов:

    1. Эмоциональный. Он основан на отношении взрослых к ребенку. Компонент преобладает у дошкольников до 4-5 лет. В этом возрасте авторитет родителей особенно высок. Дети испытывают внутреннюю потребность в том, чтобы мама и папа постоянно хвалили и поощряли их действия.
    2. Интеллектуальный. Компонент основан на рефлексии и сравнении себя с другими. Постепенно ребенок перестает обращать внимание только на самого себя. Он изучает других людей: сверстников, с которыми играет, малознакомых взрослых и т. д. В 4-5 лет дети способны выявлять различия, которые существуют между ними и окружающими. Эти различия вызывают у ребенка беспокойства. Рефлексия в этом возрасте направлена на выявление стандарта, идеала. Создать стандарт в создании детей помогают окружающие люди и СМИ. Очень часто маленькие девочки хотят быть похожими на любимую куклу Барби или на актрису из рекламного ролика. Невозможность быть похожей на идеал вызывает недовольство собой, которое может сопровождать ребенка в старшем возрасте. Многие комплексы, от которых страдает уже взрослый человек, формируются еще в дошкольные годы.
    3. Первые признаки самооценки

      Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

      Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

      Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

      Завышенная самооценка

      Это другая крайность, которой подвержены люди. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте формируются под влиянием ближайшего окружения, состоящего в большинстве случаев из родителей и других близких родственников. Взрослые нередко склонны баловать ребенка. Мама часто называет свою маленькую дочь принцессой. Отец внушает сыну, что он «мужик». Дети начинают чувствовать свою уникальность. Принцесса имеет полное право руководить окружающими. «Мужику» можно обращаться со сверстниками «по-мужски», то есть оскорблять или избивать их.

      Безусловно, такие методы родителей изначально направлены не во вред сыну или дочери. Мамы и папы хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе людьми, а развитие самооценки в дошкольном возрасте шло более быстрыми темпами. Однако желание сформировать самостоятельную и успешную личность заканчивается тем, что ребенок начинает считать себя лучше своих ровесников. Во время игры с другими детьми он стремится доминировать, подчинять себе окружающих. У детей с завышенной самооценкой развивается представление о самих себе, как о самых лучших, а лучшему дозволено все.

      Лидер вызывает раздражение у тех, кто вынужден с ним общаться. Сверстники предпочитают играть с теми, кто не считает себя идеалом. Завышенная самооценка детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что они остаются в одиночестве и не способны строить полноценные отношения ни со своими товарищами, ни со взрослыми.

      Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

    4. Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
    5. Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.

    Как повысить самооценку?

    Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

  • Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
  • Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
  • Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
  • Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
  • Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.
  • Как понизить самооценку?

    Выявление завышенной самооценки и своевременное ее снижение поможет уберечь дошкольника и самих родителей от проблем в будущем. Однако не следует добиваться своей цели с помощью унижения личности. Необходимо сохранение положительного образа. Ребенок всегда должен знать о том, что он «хороший», но в данном случае поступил плохо, и это нужно исправить. Методы могут быть такими:

  • Указывать на ошибки. Для развития самосознания слишком уверенного в себе дошкольника необходимо указание на недочеты. При этом ошибки должны быть настоящими, а не мнимыми. Если ребенок нарисовал некрасивый цветок, указывать ему на это не стоит. Однако если он не поздоровался с соседкой или незаслуженно обидел товарища, это несомненная ошибка.
  • Отмечать не уникальность. Для самосознания дошкольников, считающих себя особенными, нужно ощущение того, что они такие же, как все. Необходимо как можно чаще отмечать их сходство с другими людьми («У твоего друга такой же велосипед, как у тебя»).
  • Давать более трудные задания. Существуют задания, не имеющие возрастного ограничения. Самоуверенные дети охотно их выполняют, чтобы продемонстрировать свою силу, ловкость и сообразительность. Нужно давать им такую работу, с которой они не справятся или справятся очень плохо (досчитать до тысячи, рассказать алфавит в обратном порядке).
  • Хвалить других детей. Родители должны чаще отмечать достоинства товарищей сына или дочери. Ребенок должен знать, что его друзья ничем не хуже его самого.
  • Соблюдать равенство. В некоторых семьях ребенка превращают в кумира, которому все поклоняются. Его интересы и права ставятся превыше интересов и прав взрослых членов семьи. Ребенок растет эгоистом, которому все дозволено.
  • Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.

    Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.

    Объективное отношение к своей личности — редкое явление. Большинство людей или превозносят себя над другими, или занижают свои достоинства. Своевременная корректировка самооценки поможет относиться с уважением к себе и окружающим.

    doshkolnik.net



    You Might Also Like