Raiting-OY.ru

Все о детях

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников

« От объятий станет всем теплей» — интеллектуально- развлекательная игра (4 декабря – Международный день объятий). Мы поговорили с детьми об истоках возникновения этого праздника, о пользе дружеских объятий, пришли к выводу что объятия означают дружбу и поддержку в трудную минуту. Далее мы затронули тему дружбы. Ребята попытались осмыслить, какими чертами характера надо обладать, чтобы поддерживать дружеские отношения с одноклассниками, что такое « настоящий друг», вспомнили пословицы и поговорки о дружбе. Далее школьникам была предложена игра, которая называется «Мир без друга». Библиотекарь начинал предложения, а дети должны были закончить его:

1. Мир без друга был бы не интересным, потому что

2. Мир без друга был бы безрадостным, потому что.

3. Мир без друга был бы мрачным, потому что.

Игра «Дружеское объятие»

Два ученика стоят спиной друг к другу с завязанными глазами. Им предлагается отойти на пять шагов, повернуться, подойти навстречу друг другу и обменяться дружескими объятиями.

Закончилось наше мероприятие тем, что в честь нашей дружбы мы устроили праздничный салют.

(Круг разбивается на 3 команды: красный, желтый и зеленый. По команде «Красный!» хлопает 1-я команда, «Желтый!» — 2-я команда, «Зеленый!» — 3-я. Затем, библиотекарь дает команду: «Красный! Желтый! Зеленый!»). (Общий салют.)

С большим интересом дети восприняли беседу – обсуждение « В мире вежливых слов» . В ходе мероприятия школьники вспомнили все вежливые слова, которые можно и нужно употреблять в своей речи ( с помощью волшебного мячика, который они передавали друг другу).

Затем мы предложили ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях – миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живёт по своим правилам, отличающиеся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди. Библиотекарь предложил просмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, сформулировать правила вежливого поведения.

Очень понравилась ребятам игра « Комплименты» . Мы посадим на волшебный стульчик в центре ребенка и по очереди говорили ему комплименты. ( Предварительно мы определились с самим словом « комплимент»). В игру включились все, даже преподаватели – им тоже хотелось сказать хорошие приятные слова своим ученикам.

Одна из задач духовно- нравственного воспитания школьников – это повышение эффективности воспитания через приобщение детей к основам православной культуры. В этом году мы провели первое мероприятие из серии « Православные праздники на Святой Руси» . Это был православный час

« Звезды зажглись в таинственной мгле…» ( Рождество Христово). Большое внимание было уделено обстановке, в которой происходило действие. Полумрак, икона Рождества на столе. Перед иконой зажженная свеча. Рассказ о рождении младенца Христа происходил на фоне музыки П.И. Чайковского из балета « Щелкунчик». Затем мы поговорили со школьниками о традициях встречи Рождества, о том как отмечали этот праздник на Руси, и как его отмечают в наши дни. Ребята рассказали о своих семейных традициях.

sites.google.com

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Постоянно — действующий семинар для старших воспитателей.

Тема: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей.

Презентация опыта работы ДОУ №35, ст. воспитатель Серенко Л.П.

«Виртуальный микрофон» организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Специалист ЦРО Морозова Т.Ю.

Экскурсия: «Деятельность старшего воспитателя по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в контексте работы методического кабинета».

Старший воспитатель ДОУ №52 Пискунова А.А.

Деловая игра — калейдоскоп педагогических идей «Использование активных форм методической учебы в повышении качества работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».

Деловая игра — калейдоскоп педагогических идей

Тема: «Использование активных форм методической учебы в повышении качества работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».

Цель: Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры.

Сформировать представления старших воспитателей о многообразии направлений их педагогической деятельности;

Оказать практическую помощь старшим воспитателям в выборе педагогических технологий, овладении современными формами и методами в работе с воспитателями.

Участники игры: Специалисты ЦРО г. Армавира, старшие воспитатели ДОУ города.

Мероприятие проводится в начале учебного года с целью обмена опытом работы по проблеме «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»; обучения интерактивным методам работы с педагогами начинающих старших воспитателей.

Ход игры построен на основе организационно — деятельностной игры, предполагающей организацию коллективной мыследеятельности, но при этом сохраняется личная позиция каждого участника.

Основные роли: ведущий, эксперты, участники (старшие воспитатели ДОУ города).

Атрибуты в игре:

Эмблемы для участников групп «Солнышко», «Радуга», «Звездочки»;

Таблица «Критерии оценки представленной работы»;

« Волшебный сундучок»; Конверты с заданиями;

«Древо Знаний», вырезанные из цветной бумаги листочки.

Проведение деловой игры.

Информационно-теоретический. Актуальность проблемы.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».По определению В.И.Даля «патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его».

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы, каждая страна уникальна. Задача нашего поколения — сохранить и приумножить эту самобытность. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, отвергли в своё время православие и духовность. Пустота в душах нескольких поколений осталась невосполнимой. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Таким образом, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре калейдоскоп педагогических идей по проблеме «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Ведущий: Для успешного проведения игры нам необходимо распределиться на 3 группы с помощью жребия. (Столы расставлены так, чтобы за них могли сесть 3 группы педагогов по 10 человек).

— Итак, у нас определились 3 группы: «Звездочки», «Солнышко», «Радуга».

— А сейчас, Внимание! Звучит музыка.

« Волшебный сундучок» непростой и внутри он не пустой! Приглашаются представители от каждой команды, которые должны вытащить задание для своей творческой группы:

Назвать активные формы методической работы с педагогами. Разработать и представить мероприятие, способствующее повышению уровня педагогического мастерства.

Назвать формы взаимодействия с родителями. Разработать и представить одну из них.

Назвать виды контроля, используемые старшим воспитателем для изучения состояния работы в ДОУ по данной проблеме.

Разработать и представить один из них.

Педагогам представлены критерии оценки разработки данного мероприятия.

Творческая работа педагогов в мини — группах. Разработка мероприятия по заданной теме. Защита педагогической идеи.

Слово представляется нашим экспертам для подведения итогов.

5. Рефлексия « Древо знаний».

Итак, давайте попытаемся оценить проделанную сегодня совместную работу.

Можно начать с фраз:

« За этот час я поняла, что…»

Выставляется сделанное заранее дерево, на которое педагоги прикрепляют листочки со своими отзывами в письменной форме, а по желанию озвучивают их.

Блок – схема деловой игры.

Игра рассчитана на 55 минут. Из них аудиторная работа- 30 минут.

3 минуты Актуальность проблемы.

Организационный этап/ 7 минут Определение цели игры;

Формирование мини-групп, Распределение ролей;

Ознакомление с критериями оценки;

Принятие правил игры.

Игровые этапы/15 минут

Разработка мероприятия по заданной теме.

Защита педагогической идеи.

Подведение итогов/15 минут Выступление ведущего и экспертов: анализ процесса игры в целом.

Подведение общих итогов деловой игры.

1. Научная обоснованность выбранной темы.

Культура речи педагога, корректность.

7. Коммуникативные навыки педагогов, умение работать в группе.

8. Интуиция и импровизация педагогов.

9. Умение заинтересовать аудиторию представленной формой работы.

10 баллов ярко выражено.

5 баллов – частично присутствует

0 баллов – отсутствует

2. Актуальность выбранной формы работы с педагогами.

3. Логика построения данного мероприятия.

(фамилия, имя, отчество)

Критерии оценки представленной работы

№ п/пКритерии оценки баллы

4. Диапазон методов и приемов, используемых в данной разработке.

5. Компетентность педагогов в данном вопросе.

6. Степень раскрытия темы.

profhelp.net

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации “Об образовании” установлено, что “основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся”.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ведущей идеей моей профессиональной деятельности является связь предметного обучения истории, обществознанию, краеведению с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала. В рамках реализации данной идеи мною решаются следующие задачи:

  • реализация потенциала личности ребенка, сформированности у учащихся определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
  • формирование позитивного правосознания школьников;
  • развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности;
  • развитие познавательной активности школьников.

Осознавая значимость работы по формированию чувства уважения к Родине, родному краю, его истории и традициям для подрастающего поколения, стараюсь направлять деятельность своих учеников именно в этом направлении. Как учитель и классный руководитель принимаю активное участие в реализации школьной воспитательной программы, которая включает в себя подпрограмму по гражданско-патриотическому воспитанию “Я рожден в России”.

Работа по данной программе осуществляется в следующих направлениях:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, героев Отечества.
  • Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  • Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
  • Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  • Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  • Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
  • Изучать историю родного края.
  • Воспитывать у обучающихся позицию “Я – гражданин Урала”.
  • Формировать экологическое поведение.
    1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
    2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
    3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
    4. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

      Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая Родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

      Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Развитие у ребят гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, формирование и развитие разносторонней личности осуществляю в первую очередь через различные уроки:

    5. Традиционные (вводный урок; изучение нового материала; комбинированный урок (опрос и изучение материала); контрольный урок; урок повторения, обобщения).
    6. Нетрадиционные (уроки в форме соревнований и игр; уроки-исследования; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие; уроки-мероприятия; интегрированные уроки).
    7. Темы гражданственности и патриотизма “красной нитью” стараюсь проводить на всех уроках истории, обществознания и краеведения с 5 по 11 класс. Применяя технологии критического мышления, проблемного и развивающего обучения, информационные, модульные технологии, организую разнообразную познавательную деятельность обучающихся, развиваю их творческие способности, успешно формирую у ребят предметные компетенции.

      Формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма способствует курс краеведения, который реализуется мною через уроки, факультативные занятия, внеклассную работу. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Краеведческая работа способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт писал: “Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие”.

      Благодаря краеведению мои ученики имеют возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Краеведческие темы реализую через следующие блоки:

      1. Мой дом. Родословная семьи.
      2. Родная школа. Ее история и традиции.
      3. Мой город: прошлое, настоящее, будущее.
      4. История области (края).

      Применяю и различные внеурочные формы, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся: факультативные занятия, семинары, конференции, консультации, экскурсии, конкурсы школьного, городского, областного уровня, тематические декады истории и правовых знаний и т.д.

      Ежегодно мои ученики участвуют в различных конкурсах краеведческой и правовой направленности: “Вот эта улица, вот это дом”, “О край родной, край, сердцу милый…”, “Юные знатоки Урала”, “Испытай себя на пути в студенчество”, “Мы выбираем будущее” и др. В наше время востребован новый человек – исследователь проблем, а не простого исполнитель, поэтому главным успехом своей работы считаю увеличение числа учащихся, вовлеченных в исследовательскую, проектную деятельность по истории, обществознанию, краеведению.

      Считаю, что в первую очередь мои ученики должны быть настоящими людьми, с развитыми духовно-нравственными и социально-значимыми качествами. Воспитанники моего класса активно принимают участие в различных школьных мероприятиях, соревнования, акциях, а также экскурсиях и поездках, направленных на изучение родного края (посещение Демидов центра в нашем городе, окрестностей Ревды, городов области Невьянска, Кунгура, Камышлова). Именно на базе своего класса стараюсь осуществлять свои идеи и задумки по гражданскому воспитанию. В основе гражданско-патриотической работы с моим классом лежит следующая схема мероприятий:

      1-3 – экскурсии, прогулки “Город, в котором я живу”, участие в городских мероприятиях (1 сентября – День рождения Ревды),

      23 – встречи с ветеранами педагогического труда, в связи с Днем рождения школы. Акция “Подарок школе”.

      (1 октября – День пожилого человека), изготовление и распространение листовок, встречи с ветеранами войны и труда,

      5 – классный час “Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей” (День Учителя.)

      – Участие в мероприятиях, посвященных Дню героев России (9 декабря),

      – Изготовление листовок, поздравление жителей микрорайона с Новым годом.

      – Операция в микрорайоне школы “Спасибо, тебе рядовой армии Российской”, встречи с военнослужащими.

      – Операция в микрорайоне школы “Спасибо, Вам, ветераны”, “Помним, благодарим”, встречи с ветеранами войны и труда.

      Мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях обновляемой России. Ребята привлекаются к подготовке и проведению классных часов патриотической направленности, они подбирают материал, создают презентации, делают сообщения, оформляют листовки, выступают лекторами. Героические события нашей истории, выдающиеся достижения в области политики позволяют воспитывать в моих учениках качества патриота и гражданина.

      Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Программа "Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников "

      Программа "Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников "

      Просмотр содержимого документа

      «Программа «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников «»

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад «Лесная сказка»

      муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

      216400, Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон тел. 8(48153) 7-02-95

      д/с «Лесная сказка»

      «Первые уроки нравственности»

      Программа нравственно – патриотического воспитания

      Срок реализации: 5 лет

      Возраст детей: 2-7 лет

      Богатко Н.М., воспитатель

      Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад «Лесная сказка»

      муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

      представляет на региональный тур Всероссийского конкурса

      «За нравственный подвиг учителя»

      Богатко Надежды Михайловны

      «Первые уроки нравственности»

      Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

      работы с детьми и молодёжью

      Фамилия Имя Отчество

      Название работы: Программа нравственно – патриотического воспитания

      Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

      Информация об авторе работы:

      Дата и место рождения 18 июня 1967 г. д. Осетище, Шумячского района Смоленской области

      Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail

      216400, г. Десногорск, 7 мкр, д. 1, кв 11,

      Место работы или род занятий

      МБДОУ д/с «Лесная сказка» г. Десногорска, воспитатель

      Почётные звания (при их наличии) нет

      Наличие премий, призов и иных наград

      Почетная грамота Главы администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской обл. 2014 год

      Почетная грамота Министерсва образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2015 год

      муниципальное образование «город Десногорск» Смоленской области

      «За нравственный подвиг учителя»

      Богатко Надежда Михайловна

      Краткая аннотация работы

      Аннотация к конкурсной разработке.

      На конкурс «За нравственный подвиг учителя» представлена программа по нравственно — патриотическому воспитанию «Первые уроки нравственности». Разработана воспитателем высшей категории Богатко Н. М.

      Программа направлена на воспитание и развитие детей дошкольного возраста 2 — 7 лет. Обеспечивает нравственно — патриотическое воспитание дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В программе прослеживается взаимосвязь с образовательными областями: социально — коммуникативной, познавательной, речевой, художественно — эстетической, физической. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы регионализации, доступности, целостности, научности, системности и стимулирования активности .

      Программа определяет содержание, основные пути развития нравственно -патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

      Цель: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

      Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.

      — помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители — дети — детский сад.

      — воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, уважение к людям труда;

      — формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;

      — развивать интерес к русским традициям и промыслам;

      — воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

      Программа содержит пояснительную записку, в которой указаны актуальность темы, основные принципы построения, структура , педагогические средства, позволяющие решить поставленные задачи,

      ожидаемый результат от реализации программы и работа с родителями.

      Основной раздел представляет собой тематический план работы воспитательно — образовательной деятельности, по нравственно — патриотическому воспитанию.

      Работа с детьми организуется в следующих формах:

      Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.

      Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включает совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.

      Проектная деятельность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, стимулирует активность детей.

      Праздники и ключевые события , которые проходят в конце каждой темы.

      Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

      Срок реализации программы – 5 лет.

      Программа предназначена для детей дошкольного возраста: 2 – 7 лет.

      В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания нравственности и патриотизма потребовало новой образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности сейчас приобрела государственное значение.

      В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

      Исходя из актуальности и злободневности данной темы, возникла необходимость в разработке программы нравственного и патриотического воспитания, которое следует начинать с младшего дошкольного возраста, включая самую разную тематику, в том числе и тематику экологической направленности, и культурные традиции, и ознакомлении с родным краем. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую, в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

      Важно также помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Очень большую роль в нравственно – патриотическом воспитании играет и семья.

      Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач.

      Цель программы: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Создание условий для формирования у дошкольников правового мировоззрения и нравственных представлений.

      — воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

      — развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители — дети — детский сад;

      — воспитывать уважение к людям труда;

      — формировать бережное отношение к родной природе ивсему живому;

      -воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

      — расширять представления о России, ее столице;

      — знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

      II.Основные принципы программы

      Регионализация нравственно-патриотического воспитания.

      Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

      Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

      Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

      Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

      Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

      Стимулирование активности. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач).

      multiurok.ru

      «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ»

      «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ»

      «Чем дальше в будущее входим, тем

      больше краем родным мы дорожим…»

      Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры краеведения во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) — это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, народной музыки, устного народного творчества, краеведческой работы и т. д.

      В ФГОС ДО и других документах об образовании определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, умеющего воспринимать целостность окружающего мира, умеющего непосредственно эмоционально относиться к окружающим людям, сочувствовать к их нуждам и переживаниям. В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007 г.) краеведческое воспитание определено, как формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что духовно- нравственное и патриотическое воспитание, включая и краеведение рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка

      Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции. Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Акцент — на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, знание о своем крае, – ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние.

      Краеведческое воспитанием в ДОУ: формирование представлений у детей о Малой Родине, о ее историческом прошлом, о настоящем и будущем; изучение культурных традиций родного края; знакомство с его достопримечательностями; формирование чувства гордости за свой край; воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию. Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора в работе по краеведению делается на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения Краеведческое воспитание оно осуществляется во всех видах детской деятельности.

      Главная цель краеведения — воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, приобщение детей дошкольного возраста к культуре народа, его истокам, языку, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.

      Задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы; создание предметно — развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе краеведения; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.

      Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; расширяет кругозор дошкольников, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания; способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений; вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни. Объединяя материалы по территориальному признаку, краеведение позволяет углубить представление о своей малой родине, помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края. Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. Целенаправленную работу по нравственно–патриотическому воспитанию педагоги нашего дошкольного учреждения проводят на протяжении нескольких лет. Она проводится по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. Это тщательно спланированный, кропотливый, ежедневная труд. Модель развития включает в себя: развития интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, играми и фольклором.

      Воспитательно — образовательный процесс строится с учетом требований ФГОС ДО : комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; использование необходимого и достаточного материала, введение культурных и региональных компонентов; построение предметно — развивающейся среды ( отражение в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития). Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ строится на принципах проблематизации, культуросообразности, ценностно-ориентированного подхода, учета возрастных особенностей, развития личностных качеств ребенка, принципы свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности и наглядности, системности, последовательности и занимательности, опоры на ведущую деятельность, адресности и активности . В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; знакомством жизнью православных святых и защитниках земли русской; знакомством с архитектурой, иконографией. А также прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах; экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с достопримечательностями Самарской области и города Тольятти, с символикой городов Самары и Тольятти. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте.

      Основные формы познания краеведения – наблюдение и подведение итогов, включающие в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т.п. Семья ребенка — ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей через краеведение. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея — за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. Критериями оценки объективной результативности в качестве обобщенных оценочных показателей выступают количественные и духовно-нравственные параметры: толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде; снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на любовь и защиту родного края и Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей. В результате работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей через краеведение, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ, расширение связей ДОУ с социумом. формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ. Перспектива дальнейшей работы Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию через краеведение. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

      Вывод Краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Только слаженная работа специалистов ДОУ: педагогов, музыкального руководителя, координированная заведующим дошкольного учреждения и старшим воспитателем, имеющая поддержку у родителей, даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью

      Список используемой литературы

      1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004

      2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. — Томск: изд-во ТГУ, 1982.

      3.Аксельрод В. И. «С чего начинается Родина» //Внешкольник, № 3, 2003

      4 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.

      5. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1988

      6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984 7.Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание», № 6, 2003

      multiurok.ru



    You Might Also Like