Raiting-OY.ru

Все о детях

Литература по проблеме воспитания детей

Психолого педагогическая литература по физическому воспитанию дошкольников

RefBox.org Самая удобная база курсовых, рефераторов, контрольных и дипломных работ

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 5

1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 5

1.2 Особенности организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 8

1.3 Психолого-педагогические условия организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 12

Выводы по главе 1 15

Глава 2 Практическое изучение организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 16

2.1 Цели, задачи, методы исследования организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 16

2.2 Методика организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 20

2.3 Анализ результатов процесса организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр 24

Выводы по главе 2 29

Список литературы 32

Признание современным обществом самоценности детства, проводимая ныне в России государственная демографическая политика предполагают обновление в нашей стране содержания дошкольного образования, в том числе по физическому воспитанию, так как создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей является важнейшей задачей образовательного учреждения.

В связи с этим особую значимость приобретает поиск путей физического воспитания и оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка и формирования у него интереса к движению. Наиболее ценным в этом плане представляется использование подвижных игр. Именно игры являются главным средством пополнения двигательного опыта каждого ребенка.

Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Э.Я. Степаненкова констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.

Несмотря на значительное количество исследований по методике физического воспитания детей дошкольного возраста поиск эффективных психолого-педагогических условий по использованию большого разнообразия подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей ведется и в настоящее время. Таким образом, проблема организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр является актуальной и требующей дальнейшего изучения.

Цель исследования – изучить особенности организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр.

Объект исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр.

Гипотеза исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр будет эффективным, если будут соблюдены следующие психолого-педагогические условия:

— учет возрастных особенностей детей при организации и проведении подвижных игр в различных группах детского сада;

— создание предметно-развивающей среды в группе для игровой деятельности;

— организация взаимодействия руководителя и семьи.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации физического воспитания дошкольников с помощью подвижных игр.

2. Разработать методику физического воспитания детей в разных возрастных группах с помощью подвижных игр и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, эксперимент.

Экспериментальная база: МДОУ детский сад №460 г. Челябинска.

Предыдущая страницаСледующая страница

Скачать реферат Организация работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр DOC | TXT

Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Жизнь человечества в ХХI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств».

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким: станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная: и культурная основа его личности.

Нравственное воспитании – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Младший дошкольный возраст — важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. Так, К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.

В советское время под руководством Н.К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей, с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка. После смерти Н.К. Крупской направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива, через коллектив». В 50- 80-е гг. ХХ в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин — Щирина, Д.В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева, Е.И. Радина, Л.А. Пеньевская, Т.А. Маркова, А.П. Усова, З.Н. Борисова и позже – А.В. Булатова, В.Я. Воронова, В.В. Кондратова, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Г.Н. Година, А.М. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Шатова, Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, Д.В. Сергеева, Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Анциферова, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева и др.

Большое место занимают исследования, посвященные изучению трудовой деятельности, которая рассматривается как средство нравственного воспитания.

В.Г. Нечаева продолжает рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало, раскрывает методы, направленные на решение воспитательных задач.

Р.С. Буре, опираясь на положение В.Г. Нечаевой о своеобразии труда дошкольников, его связи с игрой, подчеркивает, что участие в труде следует оценивать не с позиции полученного результата в его материальном выражении, что для детей недоступно, а с позиции того значения, которое он имеет для самого ребенка или группы детей, а также оценивая его отношение к порученному делу.

Ряд исследований посвящается изучению воспитательного значения ознакомления детей с трудом взрослых. Авторы подчеркивают необходимость обращать внимание на значение труда как средства, удовлетворяющего потребности людей (В.И. Логинова), на личные качества тружеников, их ответственное отношение к делу, эмоциональный подъем в процессе труда (Е.И. Радина), мотивы, побуждающие к труду (Я.З. Неверович), разрабатывают некоторую последовательность преподнесения знаний о труде и человеке труда (В.И. Логинова, Р.С. Буре), способствующих осознанию детьми его значимости и побуждающих к труду.

Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма

Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике т.

Психолого – педагогический анализ литературы по проблеме формирования художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка.

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях

Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания.

Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики.

На сегодняшний день, одной из основных задач физического воспитания дошкольного образования является физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Физическое воспитание рассматривается как – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений.

Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста составляют предмет особой заботы взрослых. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными, т.к. практически здоровых детей почти нет, большинство детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Поэтому очень важно в данный период развития ребенка создать условия, в которых ребенок будет иметь возможность полноценно развиваться физически, укреплять свой организм, чувствовать себя здоровым и активным.

В настоящее время внимание педагогов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей в этом возрасте существуют громадные психофизиологические резервы и что в дошкольные годы при благоприятных условиях жизни и воспитания, интенсивно развиваются различного рода физиологические системы организма, а также физические качества. Физическое развитие самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формулируют сущность физического воспитания по-разному.

Во второй половине 17 века передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал Епифаний Словенецкий, он писал, что правильное физическое воспитание, по его мнению, должно сочетаться с закаливанием организма ребенка и пребыванием его на воздухе.

В дальнейшем прогрессивные общественные деятели И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Материалистическое учение (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) рассматривает содержание физического воспитания многосторонне: как освоение опыта в области знаний, направленных на укрепление здоровья; как освоение гигиенических норм и овладение знаниями и навыками движений.

Физическое воспитание детей Н. К. Крупская рассматривала как задачу первостепенной важности. Первые годы детства, — писала она, — кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайна, важна борьба за здоровье .

Н. К. Крупская отмечала, что физическое воспитание неразрывно связано с воспитанием крепкого поколения. Отмечая полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка.

В работах Н. К. Крупской определен широкий подход к физическому воспитанию как комплексу материальных и социальных факторов: создание гигиенических условий в помещении, организация правильного питания, режима сна и отдыха, длительное пребывание детей на воздухе, медицинское обслуживание, контроль.

Информация о ообразовании:

Содержание элективного курса «Геометрические построения на плоскости»

Геометрические построения являются весьма существенным элементом изучения геометрии. Однако в последнее время наметилась четкая тенденция к сокращению количества часов на изучение задач на построение в школьном курсе геометрии. Это объясняется тем, что значительно сужена роль задач на построение, к.

Эстетическая подготовка, ее значение

Эстетическая подготовка – это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельно.

Понятие об орфограмме. Типы орфограмм

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия “орфограмма”. “Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу”. “Орфограммой называют то или иное написание в с.

kakvospitat-rebenka.ru

Лучшие книги по воспитанию детей. Рейтинг книг по воспитанию ребенка

Воспитание — непростой процесс, творческий и многосторонний. Любой родитель стремится вырастить всесторонне развитую личность, передать ребенку жизненный опыт и знания, найти с ним общий язык.

Для чего нужны книги по воспитанию детей?

Как правило, воспитывая ребенка, мы действуем интуитивно, исходя из личного опыта, однако иногда все же необходим совет специалиста-психолога, для того, чтобы не допустить ошибок в этом непростом деле. В подобных случаях книги по воспитанию детей — незаменимые помощники. В них собран опыт множества людей, даются советы профессиональных педагогов и психологов.

Как выбрать правильное пособие?

Сегодня полки книжных магазинов буквально пестрят томами по психологии, и популярные книги по воспитанию детей можно найти где угодно. Решив купить действительно хорошее пособие, вы не обращайте внимания на красочные обложки и многообещающие призывы, смотрите в первую очередь на содержание. Тома бывают как общие, так и посвященные какой-то конкретной проблеме, например, есть книги по половому воспитанию детей, по проблемам общения со сверстниками, по творческому развитию. Специально для вас мы составили список из семи наиболее интересных и полезных пособий по воспитанию детей, которые уже успели завоевать авторитет читателей и доказать свою эффективность.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер — «Общаться с ребенком. Как?»

Автор этой книги — профессор психологии, работает она в Московском Государственном Университете, это очень авторитетный психолог. Рейтинг книг по воспитанию детей непременно включает это пособие. Впервые оно было издано более 15 лет назад, но не теряет своей актуальности до сих пор и неизменно пользуется большим спросом. В 2008 году вышло продолжение книги по воспитанию детей под названием «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Обе части интересны и познавательны.

Анализ различных случаев смерти малышей в детских домах, проведенный после Первой мировой войны в Европе и Америке, которые нельзя объяснить только медицинскими причинами, позволил сделать вывод о том, что они стали результатом неудовлетворенной потребности детей во внимании, уходе со стороны взрослых. Значение заботы о подрастающем поколении никогда не следует недооценивать.

Юлия Борисовна впервые обратила внимание на то, какие слова используют родители, обращаясь с детьми, и как это влияет на их развитие. Она не ставит целью обвинить взрослых, а просто рассказывает, как воспринимаются произносимые нами фразы маленькими мальчиками и девочками. А они, как известно, очень впечатлительны. «Не будь нюней», «Посмотри, на кого ты похож!», «Быстро за уроки», «Подумаешь, проблема!» — это привычные фразы. Произнося их, мы даже не задумываемся, что они унижают наших детей, заставляют чувствовать себя ненужными, неполноценными, сомневаться в собственных силах.

Гиппенрейтер предлагает выход — научиться следить за своей речью, заменять «плохие» слова «хорошими», и показывает на примерах, как это нужно делать. Книга поможет вам правильно воспитывать ребенка, учить его выражать свои эмоции и чувства, а вас — говорить о своих чувствах так, чтобы это не задевало малыша.

Росс Кэмпбелл — «Как на самом деле любить детей»

Продолжаем описывать лучшие книги по воспитанию детей и представляем вам следующего автора. Росс Кэмпбелл — врач, доктор медицины, работавший в Психологическом Клиническом Центре в штате Теннеси и, кроме того, отец четверых детей. Выйдя на пенсию, он посвятил себя созданию различных трудов по психологии, а также чтению лекций. Обладатель премии «Золотой медальон» за пособие о воспитании подростков создал и общий труд о детях, который неизменно входит в топ книг по воспитанию детей.

«Как на самом деле любить детей» — это тоже проверенная временем книга, впервые переведенная на русский язык еще в 1992 году. В ней внимание акцентируется на любви, способной, как известно, творить чудеса. Основание хороших отношений с ребенком — искренняя, безусловная любовь, без которой нельзя достичь полного доверия и взаимопонимания, решить эмоциональные проблемы и научить ребенка слушаться и уважать родителей.

Вашему чаду важно знать, что его любят безусловно, иначе ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе, тревожным. В пособии даются практические советы о том, как показывать свои чувства, в частности через физический контакт, внимание и дисциплину.

Мария Монтессори — «Помоги мне сделать это самому»

Книга итальянского психолога Марии Монтессори предлагает уникальные подходы к воспитанию детей, пользующиеся большой популярностью во всем мире. Еще в начале прошлого века этим ученым была создана специальная педагогическая система, последователи которой основали к концу 20 века тысячи школ по всему миру. Она направлена на то, чтобы ребенок нашел свой путь, проявил индивидуальность. Мария Монтессори — представитель идей свободного воспитания, педагогического течения, появившегося на рубеже 19-20 вв. в Америке и Европе. Главная мысль предлагаемой вашему вниманию книги состоит в том, что ребенку необходимо предоставить свободу действий и самовыражения, поэтому взрослым нежелательно вмешиваться в занятия и игры.

Автор предлагает нам наблюдать за ребенком, когда он занимается каким-нибудь делом. Обязанность родителей — организовать досуг малыша, предоставить ему как можно больше возможностей для разнообразных занятий. Опыт применения такого подхода оказался на удивление положительным. Дети становились не только более развитыми интеллектуально, но и более дисциплинированными, послушными, организованными. Кроме работы самого автора, в книгу помещены статьи ее последователей и учеников, предлагающие практические рекомендации и советы по воспитанию.

Эда Ле Шан — «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Эда Ле Шан, американский психолог, является классиком педагогики. Она выясняет в своей работе причины плохого поведения детей, анализируя всем знакомые, типичные ситуации, и на основе полученного опыта дает советы и практические рекомендации. Книга Эды Ле Шан предоставляет родителям возможность посмотреть на семейные взаимоотношения глазами ребенка, а также выявляет штампы в поведении взрослых, которые в стремлении превратить свое чадо в воспитанного члена общества лишают его индивидуальности и ущемляют интересы. В пособии также описано то, как страхи родителей могут отразиться на поведении детей, даются советы по устранению негативных последствий.

Жан Ледлофф — «Как вырастить ребенка счастливым»

Жан Ледлофф — американский психотерапевт, весьма интересный ученый. Посвятив себя изучению взаимоотношений между родителями и детьми, она отправилась в Южную Америку и прожила там два с половиной года в племенах местных индейцев. Опыт, полученный на практике, показал, что если взаимодействовать с детьми так, как испокон веков делали наши предки, а также довериться собственной интуиции, можно вырастить их счастливыми и послушными.

Эта книга весьма интересна, а факты, описанные в ней, иногда поражают воображение. Жан Ледлофф считает, что сама природа дала нам способность воспитывать детей, но в наше время родители стараются снять с себя ответственность, предоставляя своих чад в распоряжение учителей, воспитателей, врачей. Необходимо прислушаться к интуиции, и мы поймем, что именно нужно нашим детям для того, чтобы быть счастливыми.

Дональд Вудс Винникотт — «Разговор с родителями»

Список «Лучшие книги по воспитанию детей» был бы неполным без упоминания этой книги. Она посвящена младенцам и правильному общению с ними. Автором книги является британский психоаналитик с большим стажем, а сама она пользуется в нашей стране большой популярностью уже более полувека. Следует отметить, что перевод этого пособия на русский язык вышел довольно поздно, однако ничего нового за это время в психоанализе не было открыто, и современные книги по психологии воспитания детей, по сути, не предлагают новых идей, поэтому классика остается актуальной.

Автор не только анализирует мысли и мотивы поведения младенцев, но и описывает психологическое состояние матерей в первые месяцы после родов. В это время ребенок еще не умеет общаться, его нельзя учить, поэтому она просто лежит с младенцем в обнимку и пытается понять, что он такое.

Мадлен Дени — «Сделать счастливыми наших детей»

Под именем Мадлен Дени скрывается целый ряд французских ученых, трудившихся совместно над созданием пяти томов по психологии, объединенных названием «Сделать счастливыми наших детей». Авторы книг по воспитанию детей делятся с нами бесценным опытом. В каждом томе есть комментарии различных специалистов: психологов, педиатров, диетологов и др., а сами они нацелены на различные возрастные категории: от 3 до 6 лет, от 6 до 10 лет и от 11 до 16. То есть три книги посвящены соответствующим возрастным категориям, а две другие «Сон вашего ребенка. » и «Капризы и истерики. » подходят для воспитания детей любых возрастов. Эти пособия могут ответить на любой ваш вопрос: когда ребенку можно смотреть телевизор или покупать приставку, как правильно уложить его в постель, чтобы он быстро заснул и крепко спал. В книгах, таким образом, дается систематический подход к воспитанию, а само оно представляется как некоторый урок, который на сей раз должны усвоить родители.

В наше время можно найти множество других книг по воспитанию детей, а также различных фильмов, лекций, тренингов и семинаров на эту тему. Многие из них освещают конкретные темы. Например, если у вас два ребенка, и вы хотите наладить взаимоотношения между ними, вам поможет книга «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно», авторами которой являются Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Если вы растите сына, можете прочитать пособие Найджел Латта «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей». В нем указаны особенности воспитания мальчиков, их психологии.

fb.ru

Список литературы по нравственному воспитанию школьников

учитель русского языка и литературы

Нравственность – это разум сердца

Проблема нравственного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, – это проблема государственная. Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны.

Раскрытие содержания нравственного воспитания предполагает:

  • нравственно-этическое просвещение: сообщение нравственных знаний посредством рассказов, бесед, праздников, обсуждений и диспутов, анализа поступков и т. п.;
  • нравственно-мотивированную практическую деятельность (практическую работу по выработке навыков и привычек нравственного поведения, включающую воспитание у детей сознательной дисциплины и формирование нравственной культуры их поведения).

В предлагаемом списке литературы, представлены различные программы, формы и методы работы с детьми: разработки уроков, классные часы, сценарии праздников, беседы, игры, родительские собрания на любую возрастную категорию учащихся.

1. Добру откроются сердца // Досуг в школе. — 2008. — № 11. — 32 с. — Содержание: «Если добрый ты — это хорошо!» / О. Н. Сухоносова. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» / Н. С. Нуриева. «Добру откроются сердца» / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. «Помни о других» / Н. В. Ахметова. «Волшебное слово» / Л. Л. Худякова. «С детства дружбой дорожи» / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо» / Н. С. Крюкова.

Подборка сценариев для проведения классных часов, театрализованных уроков по нравственному воспитанию для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — с.45-57.

Содержание: Современные методы духовно-нравственного воспитания; Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы; Готовность педагогов к духовно-нравственному развитию детей-сирот в условиях православного детского дома.

3. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2008. — N 5. — c.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).

Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно- нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д. С. Лихачева — уроки нравственности; Этика для младших школьников.

4. Тема номера: Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. — 2007. — N 11. — с.3-10, 37-40. Содержание: Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников; Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки; Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки.

5. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2008. — N 5. — c.14-18, 31 (вкладка).

Содержание: Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.

6. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65

7. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78

Воздействие информационной среды (СМИ, телевидения, компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда и нравственное воспитание детей.

8. Беспятова, Надежда Константиновна. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н. К. Беспятова // Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006. – c.70-77.

Содержание: Правила поведения в транспорте и в театре; Идем в гости; Как правильно приветствовать людей в различных ситуациях.

9. Беспятова, Надежда Константиновна. Занятие «Доброта» / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. — М., 2006. — c.36-38

10. Беспятова, Надежда Константиновна. Рыцарский турнир вежливости и воспитанности: [сценарий] / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. — М., 2006. — c.81-87

11. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — с.35-40

12. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). — 2010. — N 7. — c. 97-100

13. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. — 2008. — N 8. — c.11-15

14. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса «Этическая грамматика, или Веселый этикет») / А.Б. Венецкая // Начальная школа. — 2009. — N 2. — c.73-77

Понятие «культура общения». Описание программы «Этическая грамматика, или Веселый этикет». Фрагмент занятия по теме «Здравствуй, друг!» о приветствиях.

15. Власов, Игорь. Школа общения: классный час / И. Власов // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». — 2009. — N 15. — c.12-14

Сценарий классного часа для 2 класса о дружбе и общении.

16. Гагич, Светлана. Быть волшебником: игровое занятие для 1-5-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». — 2010. — N 6. — c.16-17

Сценарий классного часа о доброте, вежливости, общении детей.

17. Герасимова О.Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс / О.Б. Герасимова // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.45-46

Сценарий игры о добре, дружбе и самопознании младших школьников.

18. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. — 2007. — N 6. — c. 119-125

19. Желтовская Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л.Я. Желтовская // Начальная школа. — 2008. — N 1. — c.48-54

Обучение русскому языку в рамках УМК «Планета знаний».

20. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А.П. Иванова // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.26-30

21. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. — 2010. — N 9. — c. 26-30

22. Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. — 2008. — N 7. — c. 39-78.

Содержание: «Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть!» / Е. Г. Пенькова. «Добро и зло вокруг нас» / Е. Г. Пенькова. «Доброе сердце» / Г. В. Попова. «Вежливость как часть жизни» / Л. Ф. Кошелева. Поведение в школе / Л. Ф. Кошелева. «О маме» / С. В. Смиронова. День Матери / Л. Ф. Кошелева.

23. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. — 2007. — N 11. — c.15-17

24. Кострюкова Е.А. Да здравствует вежливость!: сценарий праздника. 2-4 классы / Е.А. Кострюкова // Начальная школа. — 2008. — N 9. — c.26-30 (вкладка)

25. Латиева Э.И. В школе Вежливых Наук: игра-путешествие с героями мультфильмов / Э.И. Латиева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.43-45

Сценарий занятия о правилах поведения для младших школьников с использованием мультфильмов.

26. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. — 2010. — N 5. — c.22-26

27. Макеева В.В. Какой я?: классный час. 4 класс / В.В. Макеева // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.69-71

Сценарий классного часа о самопознании для 4 кл.

28. Макеева, Виктория. Такой незнакомый Я: [сценарий классного часа о самопознании] / В. Макеева // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». — 2008. — N 18. — c.29-30

29. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. — 2007. — N 7. — с.21-29

30. Миловзорова А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А.М. Миловзорова // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — N 7. — c. 20-24

31. Муртазина В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В.М. Муртазина // Завуч начальной школы. — 2008. — N 1. — с.114-121

32. Петрова В. Программа нравственного образования: 2 класс (34 ч.) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т.: 2 класс (34 ч. ) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т. // Воспитание школьников. — 2006. — N 2. — c.46-51. — Продолжение N 3,4,5

33. Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости / Г. Подбородкова // Воспитание школьников. — 2008. — N 1. — С.76-80

34. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». — 2009. — N 6. — c.11-13

Сценарий классного часа о проблеме уважения, воспитанности, скромности.

35. Симонова Т.Р. Роль музыкального искусства в формировании доверительных отношений / Т.Р. Симонова // Воспитание школьников. — 2010. — N 2. — c. 48-52

Художественно-эстетическая деятельность — важнейшее средство создания отношений доверительности, эмпатии, развития способности сопереживать окружающим.

36. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. — 2007. — N 6. — с.82-85

37. Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.76-124.

Содержание: Жить с достоинством – что это значит?; Качества человека; Добросердечность; Человек и труд; Легкомыслие, разумность; Можно ли победить жестокость; Щедрость, скупость; Прибавляем бережливость; Спешите делать добро; [Толерантность]

38. Строганова Л.В. [Беседы на тему нравственности для младших школьников]: методический материал / Л. В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.33-75.

Содержание: О равнодушии и добре; Совесть; Друг познается в беде; Каждой вещи — свое место;Душа народа к добру зовет;Что значит быть дисциплинированным?;Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.

39. Строганова Л. В. [Нравственное воспитание младших школьников и подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.3-32

40. Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора / И.В. Царябина // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — N 5. — c. 49-51

41. Чикулаева Т. С. Моя семья — самая-самая: классный час / Т.С. Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.34-36

Сценарий классного часа для младших школьников о семье.

42. Чухарева В. В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В. Чухарева // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.66-68

43. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. — 2006. — N 12. — с.16-21

44. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников «Преображение» / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. — 2006. — N 8. — c.46-49

45. Юдина Г. А. Классный час «Человек рожден для добра». 4 класс / Г.А. Юдина // Этическое воспитание. — 2006. — N 6. — с.54-58

1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

Материал для практической организации работы с младшими школьниками по нравственному воспитанию в современных условиях. Пособие для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов.

2. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. — 8-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. — 320 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). — Национальный проект «Образование»

Сценарии проведения классных часов в 5-7 классах, объединенных проблемами нравственности, духовности, патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Для классных руководителей.

3. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. — М.: Народное образование, 2002. — 112 с.

Обобщенная модель нравственного воспитания школьников. Практические материалы — программы, конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий. Народная культура в предметах школьного цикла. Программы курса «Народоведение» (1-9 кл). Программа курса » Народные промыслы».

4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. — М.: 5 за знания, 2005. — 207 с. — (Методическая библиотека).

5. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. — Минск: Красико-принт, 2003. — 128 с. — (Деятельность классного руководителя).

Морально-нравственное воспитание учащихся. Теоретический и практический материал. Специалистам учебно-воспитательных учреждений.

6. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 143 с. — (Школа и родители).

Разработки родительских собраний, представленные в данном пособии, помогут педагогам организовать диалог с родителями по проблемам нравственного воспитания. Особый интерес вызовут беседы на актуальные темы по созданию детского пространства в семье, применению традиционных принципов воспитания, проверенных временем. Пособие адресовано классным руководителям 5-8 классов.

7. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. — 2-е изд., испр. — М.: Айрис-Пресс, 2005. — 159 с. Материалы для проведения классных часов в средней школе по темам: «Наш класс», «Нравственно-этическое воспитание».

strong2gether.ru

Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ СПО Педагогический колледж № 8 Санкт-Петербурга

Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей среднего

Васильевой Юлией Павловной

I . Теоретические аспекты исследования влияния детской литературы на нравственное воспитание дошкольника. 7

I .1. Исследования учёных о сущности и закономерностях нравственного воспитания дошкольника. 7

I .2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста. 16

I .3. Детская художественная литература как средство формирования нравственных норм у детей в среднем дошкольном возрасте. 21

I .4. Опыт дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме. 26

II . Проектирование педагогической деятельности по использованию детской литературы для формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста. 28

II .1. Диагностика уровня сформированности нравственных норм у среднего дошкольника на базе ДОУ № 2084/17 Всеволожского района. 28

II .2. Содержание работы с детьми по формированию нравственных норм с использованием детской литературы. 33

II .3. Анализ результатов практической деятельности. 37

Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные период жизни на первый план выступают разные ценности и цели.

В прошлом столетии авторитарная система накладывала свой отпечаток на становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребёнка, как на объект воспитания. Ребёнок не рассматривался субъектом своей деятельности.

В настоящие время воспитание рассматривается не как менторство, поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемыми конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определённое его к ним отношение.

С первых дней появления на свет ребёнок начинает познавать законы окружающего мира, с его помощью он совершенствует свои чувства, развивает ум и волю.

Современного человека, живущего в XXI веке, окружает множество проблем. Одной из наиболее острых и насущных, на наш взгляд, является проблема человечности, взаимопонимания. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, не замечаем, что стали грубее, эгоистичней, невнимательней не только к окружающим нас людям, но и к своим близким. Порой можно увидеть детей, разговаривающих со взрослыми неподобающим образом, детей, которые могут сломать ветку дерева или раздавить жука. Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь взрослые порой сами являются примером бескультурья, равнодушия. Активная позиция семьи и педагогов способна изменить эту ситуацию. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания нравственных норм и качеств у детей является актуальным на современном этапе развития личностного воспитания дошкольников. Активная позиция семьи и детского сада по воспитанию нравственных норм у детей доступными для их возраста средствами позволяет эффективно влиять на формирование экологического сознания, нравственно-патриотических качеств личности, способствует формированию познавательных интересов, реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействии с литературой.

Детская художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности, такое издание расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги прошлого (Н.Л.Крупская, А.С.Макаренко, Ф.Фребель, А.И.Тихеева и др.) видели в книге могучий источник знаний, средство для развития интеллектуальных и нравственных качеств личности. Эти идеи нашли своё развитие и подтверждение в трудах исследователей, разрабатывающих проблемы дошкольной психологии, педагогики и методики нравственного воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.Г.Саморукова, С.Г.Якобсон, А.М.Виноградова, Л.А.Пеньевская и др.).

В современном обществе выделяется проблема «дефицита» чтения. Сегодня всё большее число детей предоставлены сами себе и проводят большую часть времени, сидя у телевизоров, поэтому с литературой, они знакомятся в основном в рамках дошкольного учреждения. Следовательно, педагогу необходимо не только уделять больше внимания работе с детской литературой нравственной направленности, но и приобщать к совместной работе родителей воспитанников. Следует показать родителям неоценимую пользу детской литературы, с помощью которой можно формировать нравственные качества детей, и которая бы нравилась детям. Дошкольный возраст – это важный этап формирования нравственных представлений, являющихся основой нравственной воспитанности человека, показателем которой является его отношение к людям, к природе, к самому себе, умении сочувствовать, сопереживать, отзывчивости и доброты.

Нравственные качества являются результатом нравственного воспитания, утверждаются в личности, путём собственного познания и опыта. Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путём его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Таким образом, видно, что формирование нравственных норм для ребёнка крайне необходимо. Дети ежедневно в той или иной форме сталкиваются с ситуациями, в которых без этих знаний просто не обойтись. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к героям книг должны стать отправной точкой для воспитания и обучения ребёнка: любви, гуманизму, патриотизму, бережному отношению ко всему живому и неживому. В данной работе мы делаем акцент на детской литературе; как формировать нравственные нормы у детей при помощи книги – детской книги. Исходя из актуальной темы, были сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задачи работы.

Объектом исследования является процесс формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние детской литературы на формирование нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: детская литература способна стать эффективным средством формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста при осуществлении выбранной системы занятий, использовании разнообразных методов и приёмов работы по ознакомлении детей с детской литературой.

Цель исследования — отбор и апробация наиболее эффективных приёмов и методов использования детской литературы с целью формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.

Для достижения цели следует решить ряд задач:

1. Изучить научную и методическую литературу по выбранной теме.

2. Изучить закономерности нравственного развития дошкольника.

3. Познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений по формированию нравственных норм с помощью детской литературы.

4. Апробировать на практике наиболее эффективные методы работы с детской литературой с целью формирования нравственных норм, оценить эффективность проделанной работы.

I . Теоретические аспекты исследования влияния детской литературы на нравственное воспитание дошкольника.

I .1. Исследования учёных о сущности и закономерностях нравственного воспитания дошкольника.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс формирования и приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять, как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали и нравственности. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Нравственное развитие личности выступает, с одной стороны, как процесс положительных качественных изменений её под влиянием многих факторов (нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и др.), с другой, — характеризуется как достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности. С этих позиций можно говорить о возможном уровне нравственной воспитанности ребёнка-дошкольника. Показателем высокого уровня нравственного развития человека является его нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, нравственно — ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, обществу, её жизненные цели и идеалы.

Процесс нравственного воспитания сложен и длителен. В нём условно можно выделить три составляющие части: одну основную – воспитание и две сопутствующие – перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т.е. в его ходе происходит «проектирование» личности воспитанника с учётом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения. Прогнозируя развитие определённых моральных качеств детей, педагог организует их разнообразную деятельность, в которой происходит освоение определённого морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения и пр.), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также преодолеваются отрицательные черты поведения. Опора на активность воспитанников является обязательным условием нравственного воспитания. Освоение морали начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности (А.Н.Леонтьев). Нравственное развитие личности ребёнка определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально — положительным отношением к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребёнка (В.С.Мухина). К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами (С.Г.Якобсон). Создать благоприятные условия для активного освоения детьми социально-нравственного опыта в процессе познания, общения, игры, продуктивной деятельности – важная задача общественного дошкольного воспитания.

Никогда в нашей отечественной дошкольной педагогике не ставилась задача воспитания счастливого ребёнка. А может быть стоит задуматься над этим? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребёнка и на роль воспитания в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть счастлив уже потому, что он родился, что живёт. Отечественная же концепция: воспитывая ребёнка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. — и станешь счастливым человеком. А американцы всё перевернули «ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя всё получится, тебе всё по плечу. Воспитать такого ребёнка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Много знатных «умов»: учёных, педагогов, трудились и трудятся над тем, как помочь родителям, воспитателям воспитать социально — адаптированного, уверенного в себе ребёнка.

Нравственное воспитание осуществляется по следующим направлениям: воспитание гуманности как качества личности, трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности, коллективизма.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма – это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. А.В.Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребёнка. Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, А.М.Виноградовой, И.С.Деминой, Л.П.Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т.В.Черник и т.д. Эти исследования уточнили содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям, природе, определили методику формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе механизма нравственного воспитания лежит последовательность его компонентов, меняющихся в зависимости от возраста детей. Художественная литература была выдвинута, как главное средство в воспитании гуманности.

В советский период воспитание таких нравственных качеств как: коллективизм, патриотизм, трудолюбие, было одной из важных задач нравственного воспитания. На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма, как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют большое значение и поэтому исключить их нельзя.

Человек живёт среди людей , и его нравственность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них. Этим нравственность отличается от других сторон личности. Человек не может развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно , чтобы это были взаимоотношения – положительные , доброжелательные , коллективные взаимоотношения. Поэтому , когда сегодня появляются сомнения , нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми , а в каждом – коллективизм как качество личности , тем самым ставится под сомнение процесс нормальной социализации личности.

Коллективизм – сложное интегральное качество , которое , безусловно , в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Дошкольный возраст следует рассматривать как первый , базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 3 — 6 лет , вероятно , правильно говорить о воспитании коллективных взаимоотношений , т.е. таких взаимоотношений , которые характеризуются взаимопомощью , отзывчивостью , дружбой , ответственностью , добротой , инициативой.

Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение. Через общение ребёнок познаёт социальный мир , осваивает и присваивает социальный опыт , получает информацию и приобретает практику взаимодействия , сопереживания , взаимовлияния (Я.Л.Коломинский , Л.В.Артёмова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребёнка на другого человека , интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М.Аксарина , Г.М.Лямина , Л.Н.Павлова , Е.Б.Волосова и др.).

Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А.Аржанова , В.П.Залогина , Т.М.Маркова , А.В.Булатова и др. ) . Замечено , что в младшем дошкольном возрасте объект дружбы часто меняется , нет длительных дружеских объединений. В среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. В старшем дошкольном возрасте происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. В интереснейшем исследовании Т.А.Марковой , изучавшей феномен дружбы между дошкольниками, отмечается , что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения , а друзей и их поступки , считать лучшими даже вопреки справедливости.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Л.А.Пеньевская , Т.И.Пониманская , А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Репина , А.Д.Кошелева , А.Г.Рузская и др.). Исследователи отмечают , что взаимопомощь в младшем дошкольном возрасте имеет специфические особенности. Например , утешение обиженного. В среднем дошкольном возрасте формы взаимопомощи разнообразны. Дети помогают друг другу в совместных играх , в быту , на занятиях. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Главной задачей воспитателя является формирование у детей представлений о сущности такого важного качества , как взаимопомощь.

Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность. Как отмечал В.Г.Белинский , «создаёт человека природа , но развивает и образует его общество». Человеку не может быть безразлично , что о нём думают окружающие , соответствуют ли его поступки принятым нормам. Дошкольникам не безразлично , как их оценивают не только взрослые , но и сверстники. Исследования, проведенные Т.И.Пониманской , Л.В.Крайновой , Т.А.Репиной и др., показали, что в детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм , по мере накопления представлений о добре и зле , о хорошем и плохом , о справедливости и несправедливости.

Отечественные педагоги (Ф.С.Левин-Щирина , В.Г.Нечаева , В.А.Горбачёва и др.) и психологи ( В.С.Мухина , Е.В.Субботский , С.Г.Якобсон и др.) доказали , что дети дошкольного возраста способны осознанию усваивать не только правила , но и нормы нравственного поведения.

В контексте формирования нравственных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения.

Культура поведения – это стиль поведения человека , поступки которого основаны на соблюдении нравственных норм и правил , принятых в обществе. Культура поведения дошкольника включает в себя: культуру деятельности ребёнка (аккуратность , бережливость и т.д.); культуру общения (тактичность , вежливость и др.); культурно-гигиенические навыки (чистоплотность) (С.Петерина). Конечно , культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях со взрослыми , но в общении ребёнка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Воспитание культуры поведения должно , с одной стороны , предполагать и включать в себя обучение принятым в обществе нормам и правилам , а так же формам их выражения в мимике , жестах , поступках , с другой стороны, — быть ориентировано на ту социальную среду , в которой их станут применять. Воспитание культуры поведения у дошкольников является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям.

Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть , быть опрятными; следить за своей позой , осанкой , владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.

Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности. Дисциплинированность – сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением , сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны коллектива , общества твёрдо установленного порядка. Важно формировать у ребёнка именно дисциплинированность , а не простое послушание. Дисциплинированность у дошкольников находится в стадии начального формирования и отличается от дисциплинированности детей более старших возрастов недостаточной устойчивостью , недостаточно развитой способностью ребёнка сознательно следовать требованиям дисциплины в новых условиях. Причины этого: слабо развитые тормозные процессы , слабо развитое логическое мышление (ребёнок не всегда понимает требования взрослого , не умеет самостоятельно принять нужное решение в выборе способа поведения в конкретном случае). Нарушение дисциплины детьми часто является следствием неправильной организации их жизни. Однообразная деятельность или бездеятельность детей , отсутствие чёткой организации бытовых процессов приводят к недисциплинированности даже в случае знания детьми соответствующих правил. Поэтому важное значение в воспитании дисциплины , как нравственного качества , имеет организация интересной , содержательной деятельности , в которой дети приобретают опыт сознательного выполнения правил.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать , что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулированно окончательно – всё лишь зарождается: и гуманизм , и коллективизм , и трудолюбие , и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте. Чувство любви к Родине сродни чувству к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Значит , если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности , как таковое , и чувство привязанности к родному дому , то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность , желание и умение трудиться на благо Отечества , беречь и умножать богатства Родины , гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относится к делу , беречь вещи , книги , природу , т.е. воспитываем качество личности – бережливость , учим трудиться на благо своей группы и товарищей , приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом , базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остаётся актуальной всегда.

infourok.ru



You Might Also Like