Raiting-OY.ru

Все о детях

Психология младшего школьного возраста кратко

Психология младшего школьного возраста кратко

8.3. Новообразования младшего школьного возраста

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Детям дошкольного и школьного возраста задавали вопрос: «Что такое плод?» Дошкольники говорили, что это то, что едят и что растет, а школьники отвечали, что плод – это часть растения, содержащее семя.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.

В.В. Давыдов в книге «Виды обобщения в обучении» (М., 1972) дал сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления. Он показал, что для развития теоретического мышления требуется новая логика содержания учебных процессов, так как теоретическое обобщение не развивается в недрах эмпирического (табл. 8)

www.e-reading.club

Дети младшего школьного возраста.Общая характеристика младшего школьного возраста кратко (психология)

Некоторые считают, что развитие ребенка начинается в подростковом возрасте. Здесь идет речь о полном его взрослении. Это да, но некоторые черты развития представителей данной возрастной категории достаточно неплохо себя проявляют в младшем школьном возрасте. Ребенок уже взрослый. Да вот только он себя таковым не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей. Почему? Да потому что он помнит себя, каким он был ранее. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, еще не прочувствовал этого.

Поэтому все-таки младший школьный возраст называют вершиной детства. И это не просто так, ведь основные моменты, которые присутствуют в детском возрасте, у младших школьников также имеются. Например, склонность к фантазированию. Хоть она и несколько меньше, чем у детей, которые ходят в детский садик, но при этом значительно больше, чем даже у подростков. Виной тому служат пока еще неразвитые лобные доли мозга, которые заканчивают свое формирование только в 12 лет. Временами еще в более позднем возрасте.

Сложности составления характеристики

Общая характеристика младшего школьного возраста — дело немного неблагодарное. Каждый человек показывает себя по-своему на данном возрастном этапе. Одни могут помогать родителям и даже зарабатывать какие-то деньги, а другие продолжают играть в песочнице. Что касается заработка денег, так это чаще всего происходит при содействии родителей. Например, ребенку могут давать деньги за хорошие оценки в школе.

Есть один момент. Младший школьный возраст бывает разный. Чаще всего деньги даются ребенку уже в более поздние этапы данного периода, так как маленьким детям деньги особо и не нужны. Впрочем, дети бывают разные. Кто-то начинает требовать карманные деньги у родителей уже в семилетнем возрасте, а кому-то такая идея и способность приходит только в подростковом возрасте. Правда, подростковый возраст должен быть этапом, когда человек должен хоть как-то, но работать. Да, пусть у родителей. Но при этом механизм его существования должен быть взрослым. Ладно, это мы уже отходим от темы.

Добавляет сложности к составлению детальной психологической характеристики данного возрастного этапа и тот факт, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Поэтому общая характеристика младшего школьного возраста должна касаться только определенной культуры. В странах постсоветского пространства она очень похожа, так что это большой плюс. Давайте рассмотрим основные моменты.

Общая характеристика младшего школьного возраста обязательно должна включать этот важный элемент. Ведь обучение является одной из принципиальных особенностей человека. Так, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Агентом обучения в младшем школьном возрасте становится школа. Благодаря ей, он может не только впитывать информацию, которая предусмотрена школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все более новые знания.

Для младшего школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Так, дети стремятся выучить то, что говорят им. Также развита конкруренция. Данный возрастной период характерен высокой конкуренцией. Потом это будет сходить на «нет», так как для детей этого и более поздних этапов все равно характерно преобладание желаний над необходимостью. Так что родителям следует развивать силу воли.

Да, в младшем школьном возрасте тренировка силы воли является процессом достаточно сложным. Ведь лобные доли еще недостаточно развиты, чтобы выполнять произвольную регуляцию действий. Тем не менее у представителей младшего школьного возраста действия уже более осознанные.

Уже нельзя сказать, что младший школьный возраст — это период полного детства. Так, ребенок уже знает, что нужно говорить, а что в данной ситуации не следует. Конечно, это происходит далеко не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что дите делает, уже становится более осмысленным. Ему уже легче заставить себя сделать то, что ему доставляет психологический дискомфорт, и относится он к этому достаточно спокойно. Тем не менее есть один момент.

Общая характеристика младшего школьного возраста, вернее, один из ее часто встречаемых пунктов, чаще всего говорит о неусидчивости детей. Эта беда порой встречается и у взрослых. Именно от неусидчивости берется лень. Впрочем, она может быть и следствием лени. Но опыт делания домашнего задания, не откладывая на потом, у детей может быть и положительным. Тем не менее это не всегда приводит к этому эффекту. Дети достаточно часто придают первоочередное значение удовольствиям, а то, что делать нужно, часто игнорируют.

Также общая характеристика младшего школьного возраста включает в себя такой пункт, как неумеренность. Что это означает? Неумеренность — это неспособность контролировать интенсивность чего-то, держать свои эмоции и выполнять действия на уровне золотой середины. Например, ребенок может целый день гулять и совершенно игнорировать выполнение домашнего задания.

Такое явление, как прогулы школьных занятий, у представителей данной возрастной группы — это достаточно редкое явление. Тем не менее в школьных классах можно увидеть группу людей, которые не только сами не ходят время от времени на уроки, но и склоняют к этому других людей. Это приводит к негативному влиянию школьного окружения на социализацию этих детей. Поэтому среднестатистическая общая характеристика младшего школьного возраста может быть не очень красивой. Естественно, если ее будет составлять честный преподаватель.

Только в этом возрастном периоде ребенок может съесть гору конфет, а потом ничего не есть. Впрочем, некоторые так и остаются на данном этапе и продолжают нагло потакать своим желаниям, которые выполняют всего лишь сигнальную функцию, а не являются основным мотивом к действию. Так что следует искоренять у детей попытки каким-нибудь образом превысить порог допустимого удовольствия. Это еще ни к чему хорошему не приводило.

Усваивание учебного материала

Сложно — вот как может охарактеризовать усвоение учебного материала младший школьный возраст. Общая характеристика включает в себя такие моменты, как трудности при пересказе текстов в непродолжительном времени. И причем речь здесь идет конкретно о кратком пересказе. Детальные пересказы у детей данного возраста получаются достаточно хорошо, так как в данном случае не нужно стараться отделить главное от второстепенного.

Это является пока еще достаточно сложной задачей для представителей такой возрастной категории, как младший школьный возраст. Общая характеристика объясняет это тем, что лобные доли, которые отвечают за отделение главного от второстепенного, еще недостаточно сформированы. Да, это те же участки мозга, которые отвечают за силу воли у ребенка и контроль желаний. Ведь он непосредственно связан с логическим осмыслением ситуации. Все-таки дети еще склонны идти на поводу у эмоций, но это со временем может уйти.

Отношения с родителями

Данный вопрос уже обретает подростковые черты. Характеристика младшего школьного возраста указывает на то, что дети, принадлежащие к данной возрастной группе, любят родителей. Но при этом уже стараются этого не показывать, а временами даже стремятся взять верх над ними. При этом мнение родителей является по-прежнему ценным, несмотря на то, что общение со сверстниками также является важным элементом социализации ребенка.

Именно поэтому через какое-то время появляется необходимость встать перед выбором: или сверстники, или же родители. В данном случае может быть даже бунт самого ребенка. Некоторые рассказывают, что в подростковом возрасте это происходит. А вот ничего подобного. Такое может быть в любое время. Просто мотивы несколько иные. Хотя и здесь они могут быть похожими.

Характеристика младшего школьного возраста включает в себя еще такой важный пункт, как хитрость. Дети действительно на данном этапе склонны хитрить. Причем это нельзя назвать полноценным обманом. Просто люди от 6 до 10-11 лет прибегают к разного рода уловкам. Например, если они заболели, то могут запросто преувеличить то, что они действительно чувствуют. Собственно, мозги у ребенка развиваются, поэтому и склонность вилять хвостом также может развиваться.

Причем важно понимать, что далеко не каждый ребенок может хитрить. Это сделать пытаются все, но не у каждого человека получается. Это приводит порой к тому, что воспитание в духе честности действительно получается. Но в каких-то случаях ребенок может действительно очень хорошо хитрить, или же родители также могут закрывать глаза на это. В данном случае это может привести к двуличности характера в будущем, что может существенно затруднить общение с другими людьми.

А что по поводу трудолюбия? Есть ли какие-то моменты? Все зависит от того, как ребенок себя чувствует в работе. Никому не нравится выполнять неинтересную работу, которая еще при этом подрывает самооценку человеку. Поэтому такая деятельность не будет иметь успеха у вашего ребенка. Поэтому следует поощрять его попытки научиться определенному делу. Например, если он хочет научиться программировать (а это достаточно распространенное желание у детей в нынешнее время), то это нужно поощрять.

Вообще, следует одобрять любые попытки ребенка получить какой-то навык. Ведь не существует бесполезных умений. А если их применять комплексно, то можно достичь еще лучших результатов. Вот такая трудолюбивая характеристика младшего школьного возраста. Кратко выражаясь, трудолюбие — это нахождение себя, своего призвания и дальнейшее ему следование. Поэтому если вы будете поощрять эти попытки у своего ребенка, то будет очень хорошо.

Младший школьный возраст — общая характеристика: психология ребенка

Очень важное значение имеет психология ребенка. Ведь общая психологическая характеристика младшего школьного возраста является самой противоречивой, какую только можно придумать. Про подростковый возраст, например, было сказано очень много. Там расписаны стратегии воспитания, которое уже, по сути, является не столько воспитанием, сколько обычным научением.

Детей рассматриваемой нами возрастной категории все же нужно еще воспитывать. Хотя делать это следует не так интенсивно, как при наступлении подросткового возраста. Наказывать еще можно, но в последнее время считается, что значительно эффективнее показывать естественные последствия того, что ребенок делает не так. Ведь в психологии ребенка уже есть сопротивление родителям. Очень часто бывает так, что ребенок любит своих родителей. Да, естественно. Как может быть иначе. Но вот показать дети это боятся, стесняются по той причине, что им кажется, что если они это сделают, то не будут настолько взрослыми. В общем, для данного возрастного периода характерно большое количество тараканов. Но в подростковом возрасте их будет еще больше. Готовьтесь.

Общая характеристика развития ребенка младшего школьного возраста

Данный возрастной этап можно назвать периодом активного развития ребенка. Как раз на начало младшего школьного возраста попадает физиологический кризис. Ребенок может чувствовать себя уставшим, раздражительным и необщительным. Да, детство — это сложный период, ничего тут не поделаешь. При этом важно отметить, что этот физиологический кризис, несмотря на такое сложное слово, является благоприятным мометом, который способствует социализации и обучению ребенка. Это, так сказать, положительный кризис.

Тем не менее следует учитывать раздражительность, которую имеет ребенок, и понимать, что данная особенность не является слишком страшной. Просто нужно моделировать естественные последствия его поведения. Не ругайте, а лучше будет, если вы покажете ему, к чему определенные его действия могут привести. Это научит его нести ответственность за собственные поступки, что станет основой его взрослости.

Советы по воспитанию детей данной возрастной категории

А теперь общая характеристика младшего школьного возраста кратко:

  • Ребенок уже начинает ощущать себя полноценным субъектом общественных отношений, что закладывает основу его развития. Считается, что нужно поддерживать начинания ребенка во взрослости уже в подростковом возрасте, но желательно это начинать раньше, чтобы хотя бы начать вырабатывать правильную модель поведения у себя до наступления переходного периода.
  • В данном возрасте активно развиваются лобные доли мозга, что провоцирует отстранение от фантазий (постепенное) и активный интерес к реалиям жизни. Родителю важно помнить, что эти реалии должны показываться ребенку этого возраста точечно, чтобы не шокировать его и не травмировать.
  • Общая характеристика развития в младшем школьном возрасте подразумевает то, что ребенок может быть несколько раздражительным. Работайте с проблемой, а не следствием. Развивайте в нем чувство ответственности.
  • Это основные моменты, которые следует почерпнуть из данной статьи. Общая характеристика детей младшего школьного возраста значительно сложнее, а часть тезисов вы сможете почувствовать только на своем опыте. Следует подходить рационально, некоторые вопросы рассматривать нужно вообще с индивидуальной позиции. Несмотря на то, что активно используется характеристика младшего школьного возраста, психология значительно дальше шаблонов. И нужно понимать это.

    fb.ru

    Психология младшего школьного возраста

    Социальная ситуация развития младшего школьника. Характеристика учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности. Требования учебной деятельности к уровню психологического развития ребенка. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. Развитие восприятия. Особенности развития внимания, памяти и речи младших школьников. Умственное развитие. Основные направления формирования детского интеллекта в младшем школьном возрасте. Стимулирование умственного развития младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Самооценка младших школьников. Особенности развития воли. Личностные новообразования младшего школьного возраста.

    Социальная Ситуация Развития

    Характеризуется следующими особенностями:

    в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;

    в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);

    взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;

    преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия.

    учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

    1. формирование теоретического мышления;

    2. рефлексия как осознание своих собственных изменений.

    способность к планированию.

    Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу, и отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приёмов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.

    Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

    Социальная ситуация развития. Характеризуется следующими особенностями:

    в систему отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;

    в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);

    ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;

    преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия;

    формирование теоретического мышления;

    Личностная рефлексия. В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

    Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

    Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

    Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

    В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

    Умственное развитие. 7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже — период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

    Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

    На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

    У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

    Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

    Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

    Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

    Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

    Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

    Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

    Учебная деятельность. В младшем школьном возрасте учебная деятельность ста­новится ведущей. Естественно, она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с пред­ставлениями Д.Б. Эльконина.

    Первый компонент – мотивация. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляет­ся разными учебными мотивами. Сре­ди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содер­жательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами дости­гаются результаты. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, само­совершенствования, развития своих способностей.

    Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Дети, решая много конкретных задач, сами сти­хийно открывают для себя общий способ их решения.

    Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая част­ные задачи – найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Каждая учебная операция должна быть отработана.

    Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную ра­боту детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчас­ти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозмож­но полноценное развертывание учебной деятельности.

    Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контро­лируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько пра­вильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие опера­ции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу с несколько завышенной самооценкой.

    Развитие психических функций. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте стано­вится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, пере­страиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

    Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он исполь­зует операции. Однако это еще не формально-логические опера­ции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиа­же назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

    В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

    В процессе обучения у младших школьников формируются на­учные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на «пустом месте». Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия – представления, приоб­ретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно по­являться на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к кон­кретным объектам.

    Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

    Развитие других психических функций зависит от развития мышления.

    В начале младшего школьного возраста восприятие недоста­точно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает по­хожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и ве­личина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

    Если для дошкольников было характерно анализирующее вос­приятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответ­ствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.

    Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный матери­ал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они спо­собны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение стро­ится с опорой на произвольную память.

    Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хо­рошей механической памятью. Совершен­ствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоми­нает.

    В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без до­статочной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с до­школьниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных дей­ствиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они мо­гут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 ми­нут. Затруднены распределение внимания и его пере­ключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка.

    Развитие личности. Младший школьник включен в общественно значи­мую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосред­ственно зависит в этот период развитие его личности.

    Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю пози­цию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, от­лично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожа­луй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других по­ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо­сти.

    Другие широкие социальные мотивы учения – долг, ответ­ственность, необходимость получить образование («быть грамот­ным», как говорят дети) и т.п. – тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Но они остают­ся только «знаемыми». Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе не­посредственно побуждать его к учебной работе не могут.

    Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье. Не менее яркие различия наблюдаются в области познаватель­ных интересов.

    Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ре­бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

    Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пас­сивны.

    Самооценка, завышенная в начале обучения, резко сни­жается.

    У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безна­дежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чув­ство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

    Полноценное развитие лич­ности предполагает формирование чувства компетентности, ко­торое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школь­ника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

    Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компе­тентности необходимо создание в классе атмосферы психологиче­ского комфорта и поддержки.

    Становление самооценки младшего школьника зависит не толь­ко от его успеваемости и особенностей общения учителя с клас­сом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, приня­тые в семье ценности.

    Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зави­сит и от развития теоретического рефлексивного мышления ре­бенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлек­сия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка ста­новится в целом более адекватной и дифференцированной, сужде­ния о себе – более обоснованными. В то же время здесь наблю­даются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооцен­кой изменить ее уровень крайне сложно.

    studfiles.net

    Младший школьный возраст

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

    В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

    Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

    С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

    Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

    1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

    2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

    3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

    4. Мотивация достижения становится доминирующей.

    5. Происходит смена референтной группы.

    6. Происходит смена распорядка дня.

    7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

    8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

    Ведущий вид деятельности

    Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

    Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

    Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):

    2. Учебная задача.

    3. Учебные операции.

    4. Контроль и оценка.

    • познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);

    • социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

    • узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой).

    Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.

    В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

    Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь — показатель уровня развития ребенка.

    В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

    Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

    К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

    В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

    Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.

    В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

    Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

    Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

    Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

    Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

    Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

    В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

    Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

    7-8 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

    Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятиях спортом, музыкой.

    Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

    Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

    psyera.ru

    Характеристика детей младшего школьного возраста кратко

    Возрастные особенности младших школьников

    Дети растут, развиваются и постоянно меняются. Совсем недавно вы бегали за ребенком в сад, но вот ему уже 7 лет, пора идти в школу. И у родителей появляется страх. Как правильно себя вести с младшими школьниками? Как не навредить ребенку и сделать этот период максимально комфортным?

    Самое главное — ваш ребенок остался прежним, просто у него появились новые интересы, обязанности. И чтобы помочь ему, необходимо просто знать возрастные особенности младших школьников. Краткие характеристики описаны в таблице ниже.

    Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Сейчас ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде — растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в возрасте 6-7 лет. Запомните – спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут! Поэтому очень важно грамотно организовать его рабочее место, следить за правильным светом, чтобы беречь его зрение.

    Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Используйте различные таблицы, рисунки, игрушки, когда занимаетесь с ребенком дома. Но во всем нужна мера. Небольшие физкульт-минутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

    Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Психологическая особенность младших школьников — податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. И здесь очень важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок. Следите, с кем общается ваш малыш. Но самым главным все равно должен быть авторитет родителей. Общайтесь с вашим ребенок, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте его. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно сейчас начинает формироваться его собственная позиция и самооценка. И вы должны полностью его поддерживать и помогать в этом.

    Социометрия — психологических тест для определения структуры коллектива: выявления в нем явных и скрытых лидеров, любимчиков и изгоев. Проведение такой методики в школьном классе играет большую роль для организации процесса обучения и корректировки общения среди школьников. Подробности в нашей статье.

    Развитие ребенка не будет полноценным без воспитания в нем патриотических чувств, любви к родине и гордости за свой народ. Поэтому в учебных учреждениях с малых лет проводятся мероприятия по формированию у ребенка уважения и интереса к своей истории.

    Если ваш ласковый и послушный ребенок, который еще не так давно нежно жался к груди, вдруг, начинает вести себя агрессивно и неадекватно, не слушает родителей и пытается все делать сам, — не нервничайте. Перед вами он — кризис 3-х лет. Как его пережить — вы узнаете из нашей статьи.

    С приближением первого дня обучения в школе волнение и детей, и родителей усиливается. Но как узнать, готов ли ваш 6-7-летний ребенок к новому этапу его жизни? Ведь от степени психологической готовности будет зависеть не только успеваемость, но и общее состояние и развитие ребенка.

    Характеристика младшего школьного возраста кратко

    Художественная деятельность шестилетних детей: 83-96. Общая характеристика младшего школьного возраста кратко психология Дети младшего школьного возраста. Советы по воспитанию детей данной возрастной категории А теперь общая характеристика младшего школьного возраста кратко: Ребенок уже начинает ощущать себя полноценным субъектом общественных отношений, что закладывает основу его развития. Именно поэтому через какое-то время появляется необходимость встать перед выбором: или сверстники, или же родители. Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач. специфическая рефлексия в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане. Индивидуальные различия в адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности.

    Дети младшего школьного возраста.Общая характеристика младшего школьного возраста кратко (психология)

    Усвоение языка ребенком-дошкольником: 36-58. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

    Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Общая характеристика детей младшего школьного возраста значительно сложнее, а часть тезисов вы сможете почувствовать только на своем опыте. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Подвижные игры начинают носить характер спортивных футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

    Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития в подростковом и раннем юношеском возрасте. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Столь же жестко критикуется и культурно-историческая теория Л. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Общая характеристика детей младшего школьного возраста значительно сложнее, а часть тезисов вы сможете почувствовать только на своем опыте.

    Младший школьный возраст. Общая характеристика.

    Младший школьный возраст -очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

    С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение. которое существенно изменяет мотивы его поведения.

    Учение для младшего школьника -значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

    С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель -это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

    Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

    Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность -учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

    Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

    1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
    2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
    3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
    4. Мотивация достижения становится доминирующей.
    5. Происходит смена референтной группы.
    6. Происходит смена распорядка дня.
    7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
    8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.
    9. Физиологические особенности младших школьников

      С физиологической точки зрения младший школьный возраст —это время физичес­кого роста. когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

      Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

      Основные новообразования младшего школьного возраста

      -внутренний план действия

      Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

      Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

      По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

      Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.

      В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.

      Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.

      О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.

      Поделиться Младший школьный возраст. Общая характеристика.

      detjamluchshee.ru



    You Might Also Like