Raiting-OY.ru

Все о детях

Ребенок 1 год развитие навыки

Какими навыками должен обладать ребенок в 1 год

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Что обязан уметь ребенок в 1 год

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.
  • Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

    Психоэмоциональные достижения малыша

    За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

    • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
    • Строить башню из кубиков.
    • Есть с ложечки, пить с кружки.
    • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
    • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
    • Знать свое имя, откликаться на него.
    • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
    • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».
    • Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

    • Понимает слова «нет» и «нельзя».
    • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
    • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
    • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.
    • Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

      Развитие психомоторных навыков

      Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

      Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

    • Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
    • Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
    • Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
    • Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
    • Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.
    • Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

      Развитие бытовых навыков к 1 году

      Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

      Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

      Время сна и особенности питания

      К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

      Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

    • искупать в расслабляющей ванне;
    • сделать легкий массаж;
    • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.
    • Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

      После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

      Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

      Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

      Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

      Характер и поведение ребенка в 1 годик

      К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.

      Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.

      Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.

      1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.

      pups.su

      Что должен уметь ребенок в год: психомоторные и речевые навыки

      Что должен уметь ребенок в 1 год? Прежде чем проводить оценивание умений и навыков малыша, необходимо убедиться, что он здоров и расположен к общению. Также важно, чтобы годовалый грудничок прошел плановый профилактический осмотр узких специалистов. Не всегда мама может заметить какие-либо отклонения от нормы в общем развитии ребенка.

      Для каждого возраста существуют свои параметры психического, физического, эмоционального, интеллектуального развития. И если годовалый малыш по каким-то пунктам не дотягивает, не стоит тут же волноваться. Также психологи не рекомендуют сравнивать способности и умения вашего малыша с другими детьми. Двигательная активность, слуховые, зрительные, тактильные реакции, эмоции, мышление могут быть связаны с индивидуальными особенностями: темпераментом, типом телосложения, весом. Если кроха не спешит ходить или произносить первые слова — это также может быть наследственной предрасположенностью.

      Что должен уметь малыш в 1 год? Насколько развиты его физическая сила, ловкость, координация движения, равновесие?

    • Ползание на четвереньках. В год уже развивается внутренний стимул двигаться, познавать окружающее пространство. Теперь не нужны никакие уловки и хитрости взрослых, чтобы подталкивать малыша к ползанию. Он охотно и свободно делает это сам. При этом кроха отлично держит равновесие, балансирует, может держаться на двух коленях и одной руке, а вторую поднимать и брать ею игрушку.
    • «Медвежья походка». Так называется перемещение годовалого ребенка при помощи рук и ног одновременно, с оттопыренной вверх попой. Такое движение малыш выбирает, когда преодолевает какие-либо препятствия. Из этого же положения он может попытаться встать и удержаться на ногах несколько секунд без поддержки. Грудничку этого возраста можно устраивать безопасные трассы с препятствиями, чтобы развивать координацию движения, задействовать различные группы мышц.
    • Свободно перемещается вдоль мебели. Что умеет ребенок в год? Грудничок держится уверенно, его шаги быстрые и ловкие, когда он двигается вдоль кровати или дивана. Но без опоры он пока не может перемещаться. Также у малыша может появиться чувство страха, когда он оказывается посреди комнаты без опоры. И вместо того чтобы пойти, может плюхнуться на попу.
    • Ходит, держась за руку взрослого. Если в 11 месяцев грудничок ходил, держась за обе руки, то теперь он может перемещаться при поддержке одной руки. В этой позиции малыш может чувствовать неуверенность, шагать осторожно, делать слишком широкие и неуклюжие шаги.
      • Свободно перемещается без поддержки. В годовалом возрасте малыш уже может пойти самостоятельно. Но согласно нормам ребенок также может освоить этот навык и после года. Если ребенок не пошел после 16 месяцев, это уже нарушения нормы. Требуется консультация ортопеда и невропатолога. Есть дети, которые начинают поздно ходить по причине лишнего веса, без каких-либо неврологических отклонений. Также позже начинают ходить малыши, которые появились на свет недоношенными или с малым весом.
      • Тренировка равновесия. Узнать, хорошо ли грудничок держит равновесие, можно при помощи такого упражнения. Нужно усадить ребенка на твердую поверхность и приподнять его ножки под небольшим углом. Грудничок не будет наклоняться набок или заваливаться назад. Всем телом и ручками он будет тянуться вперед, таким способом балансируя и сохраняя равновесие. Если удержать равновесие трудно, кроха может опираться рукой о поверхность.
      • Пробует тянуть игрушку за шнурок. Можно поставить игрушку с колесиками на столе так, чтобы малыш не мог ее достать, но мог бы дотянуться до шнурка, к которому привязана игрушка. Важно не демонстрировать, что нужно делать со шнурком, можно только показать, как двигается игрушка. Малыш в этом возрасте уже может отследить взаимосвязь шнурка и игрушки. Это открытие его впечатлит, и он будет долго возиться с новой забавой.
      • Мелкая моторика. В 1 год дети умеют совершать тонкие движения пальчиками, что подтверждает развитие мелкой моторики. Грудничок в этом возрасте с легкостью удерживает небольшой предмет указательным и большим пальцем. Этот навык развивался на протяжении нескольких месяцев. Он будет усовершенствоваться, подготавливать руку к рисованию и письму.
      • Бросает мелкие предметы в коробку, банку. Можно предложить грудничку игру — бросать в коробку небольшие шарики или кубики. Сначала малыш будет наблюдать, затем захочет повторить движения. Кубики он может не бросать, а по одному подносить к коробке и класть в нее.
      • Принципиальных различий в психомоторном развитии девочки и мальчика в годовалом возрасте нет. Телосложение девочки может быть таким же крепким, как у мальчика. А мелкая моторика мальчиков может быть так же хорошо развита, как у девочек. Различия в физиологическом и психоэмоциональном развитии могут появиться позже, особенно в подростковом периоде.

        Психоэмоциональное развитие малыша в 1 год

        Наступает переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте кроха проявляет характер: может и соседа по песочнице лопаткой ударить, и маму укусить, и банановым пюре плеваться, и кошку за хвост таскать.

      • Первый психологический кризис. В 12 месяцев можно наблюдать приметы психологического кризиса. В чем он проявляется? Грудничок бурно выражает негативные эмоции, нарушает табу, выступает против всех «нельзя». Также малыш пытается все делать самостоятельно. Учащаются капризы, часто дети закатывают истерики. В этом возрасте уже можно говорить о так называемом манипуляторном плаче, когда малыш осознает, что истерикой можно (или нельзя) чего-то добиться. Период первого психологического кризиса длится примерно полгода. В полтора года снова наступает затишье, ребенок становится «шелковым». Но в 3 года грядет новый кризис. Так что мамам и папам нужно запасаться терпением.
      • Самостоятельность и безопасность. Запреты в жизни годовалого малыша должны быть, чтобы формировать у него чувство безопасности. Также табу показывают личностные границы родителей, ребенок должен их знать. Но запретов не должно быть слишком много. Лучше предлагать безопасную альтернативу, чтобы малыш имел право выбора. Например, если он находится на кухне, то лучше не запрещать что-то брать, а дать ему задание или такие вещи, которые нельзя разбить (пластмассовая посуда). Ребенок этого возраста охотно берется за домашнюю работу и любит копировать действия взрослых.
      • Общение. Ребенок с большим желанием выполняет просьбы взрослых и приносит игрушку, о которой его попросят. Уже нет такой отчужденности, страха перед незнакомыми людьми, но эмоциональная привязанность к маме остается. Да и со сверстниками потихоньку налаживается коммуникация. Конечно, в этом возрасте еще рано говорить о симпатии и дружбе. Общение происходит во время игры, которую организовывают взрослые. Нередко на детской площадке возникают конфликты из-за дележа игрушек. Психологи рекомендуют учить малышей делать обмен. Тогда у крохи не будет ощущения, что его лишают частной собственности.
      • Для гармоничного формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации в этом возрасте можно посещать школу раннего развития.

        Что нового в развитии речи

        Грудничок прошел стадию доречевого развития, и детский лепет остался позади. Но именно этот этап создал базу для усвоения родного языка. Речевые навыки ребенка в 1 год совершенствуются. Малыш переходит на новый этап — говорение, освоение пассивной и активной лексики. Какие у него успехи?

      • Осмысленное произнесение слогов. В 1 год малыш умеет называть предметы, действия и ситуации слогами-словами: «бай-бай» (спать), «ав-ав» (собака), «ам-ам» (есть), «ля-ля» (кукла, маленький ребенок) и другие. Появляется специфическая детская лексика, которая не всегда понятна даже маме. Ребенок одним словом может называть группу объектов и признаков.
      • Коммуникативная функция речи. Теперь при помощи звуков, слогов и коротких слов малыш выражает не только свои пожелания и требования, но и пытается рассказать о своих переживаниях. Например, если малыш увидит машину и восторженно крикнет «би-би» или «брр», в этом слове будет заключено целое предложение. Оно будет эмоционально окрашенным, грудничок стремится поделиться своим впечатлением. В этом возрасте кроха хорошо владеет интонациями и ритмикой родной речи.
      • Чтобы годовалый малыш хорошо усваивал навыки родной речи, логопеды рекомендуют:

      • много говорить с малышом и комментировать действия и ситуации;
      • произносить слова правильно, не сюсюкая, медленно, с четкой артикуляцией;
      • разговаривать с разной силой (тихо, громко, шепотом, тонким, грубым голосом);
      • говорить эмоционально и с разными интонациями;
      • читать книги;
      • слушать песни, аудиосказки;
      • развивать мелкую моторику.

      Что должен уметь годовалый ребенок? Он может совершать много действий: поднимается в вертикальное положение при помощи опоры; делает первые шаги вдоль дивана; ходит, держась за руку; карабкается по ступеням; держит в руках мяч и бросает его. Также умеет держать чашку и пить из нее; катает машинку; рисует линии и точки на бумаге; вставляет меньший предмет в больший; указывает пальцем на нужный объект; выполняет просьбы; осознает запреты; говорит первые осмысленные слова.

      kids365.ru

      Как развивается и что должен уметь ребенок в 1 год

      Вчерашний новорожденный превращается в бодрого годовалого карапуза в мгновение ока. Казалось бы, еще вчера вы думали, что эти бесконечные колики, этот непонятный изводящий плач нового, пока еще незнакомого человека, ночные недосыпания и хроническая усталость никогда не кончатся. Но не успели вы и глазом моргнуть, как младенец стал втрое тяжелее, лепечет свои первые слова и делает первые неуверенные шаги, и вы уже вместе с ним задуваете первую, единственную пока что свечку на праздничном торте.

      Итак, поговорим о том, каким должен и может быть ребенок в один год, чего он достиг и что должен обязательно уметь к этому возрасту.

      Физические параметры: нормы роста и веса и другие

      Вес и рост ребенка, особенно в первый год его жизни, не могут не волновать родителей, ведь по этим показателям они судят, насколько полноценно его развитие, нет ли серьезных проблем со здоровьем и дефицита питательных веществ. В зависимости от того, как дети кушают, насколько они активны, какую наследственность им сообщили предки, и множества других факторов, их антропометрические показатели могут быть очень разными и отклоняться от общепринятых «табличных» норм.

      Повышенная физическая активность не влияет на прирост в ростовых параметрах, и к году мальчики бывают 71–80 см в высоту, девочки же — 68–79 см.

      Окружность головы мальчиков-годовашек может составлять в норме от 43,5 до 48,5 см. Параметры окружности головы девочек составляют 42–47,5 см.

      Годовалый карапуз разительным образом отличается от того новорожденного существа, которым он был еще какой-нибудь год назад. Он здорово подрос и набрал вес, изменились его пропорции, дозрели и стали полноценно функционировать почти все системы организма. Благодаря поразительной тяге к познанию и феноменальной способности усваивать информацию и обучаться, за первый год жизни ребенок преображается в маленькую личность, с готовностью развивающуюся и достойную уважения.

      Рассмотрим, что представляет собой ребенок в один год, его физическое и психическое развитие, а также приобретенные навыки и умения.

      К годику дети «функционируют» практически в автономном режиме. Это означает, что они сидят, стоят самостоятельно или с поддержкой, могут из разных положений сами вставать на ножки, умеют ползать. Впрочем, последним некоторые пренебрегают, переходя сразу к прямохождению.

      Годовалый малыш в большинстве случаев активен и развит физически. Отдельные детки в годик уже умеют ходить, другие вот-вот научатся.

      Что еще должен уметь ребенок в год:

      • при поддержке за руку ходить по лестнице;
      • ползать по ней без поддержки;
      • взбираться самостоятельно на диван или другую мебель;
      • спускаться оттуда;
      • взять и удерживать в одной руке два небольших предмета, в двух — три или больше небольших предмета;
      • подать взрослому какой-либо предмет и при этом отпустить его;
      • взять маленький предмет, применяя для этого большой и указательный пальчики;
      • присесть или сесть без опоры;
      • построить «башню», используя несколько кубиков;
      • нанизывать на палочку или стержень колечки;
      • вполне может овладеть умением целоваться, посылать воздушный поцелуй и дуть;
      • испытывает интерес к самостоятельному приему пищи, пытается научиться, если ему позволяют, показывают и поощряют.
      • Нужно очень тщательно организовать пространство, в котором существует маленький ребенок, особенно те помещения, где он может оставаться без присмотра даже ненадолго:

        • обезопасить розетки;
        • убрать со столов скатерти;
        • приучить себя не оставлять какие-либо предметы на краю стола, особенно тяжелые, горячие, острые;
        • заблокировать дверцы нижних тумбочек или сложить в них то, что не представляет опасности для крохи: одеяла, скатерти, одежду;
        • убрать лекарства и медикаменты туда, откуда бойкий карапуз их не достанет ни при каких обстоятельствах;
        • закрывать окна.
        • Психическое развитие ребенка в один годик так же интенсивно, как и раньше. Периоды его бодрствования достаточно длительны для того, чтобы овладевать новыми знаниями и умениями. Родители должны преподносить их в игровой форме.

          Умения, доступные годовалому малышу:

          • понимание множества (больше 20) слов и знание названий предметов, окружающих в повседневной жизни. Слова произносятся в искаженном виде, так как ребенок не в состоянии воспроизвести все звуки. Одно слово на языке малыша может означать несколько предметов;
          • интерес к общению с другими детьми, но при этом неумение общаться, что чревато конфликтами;
          • стремление подражать занятиям взрослых: телефонный разговор, нанесение макияжа, приготовление пищи и так далее;
          • копирование мимики и интонаций взрослых из близкого окружения;
          • появление долговременной памяти: запоминаются события несколькодневной давности;
          • адекватная реакция на музыку: подпевание или попытки потанцевать;
          • выполнение простых просьб вроде принести или отнести что-то, выбросить или подать;
          • сознательное непослушание и шалости вроде бросания песком — проверка границ допустимого поведения.
          • Это далеко не полный список того, что годовалый малыш может уметь. Но следует понимать, что при таких беспрецедентных способностях к обучению и стремлении к познанию, какие бывают в раннем детстве, ребенка очень легко развить, если только уделять ему внимание, подавать пример и заниматься.

            На какое-то время милый малыш может стать неуправляемым:

            • отчаянно требовать самостоятельности, отказываясь от помощи и раздражаясь от контроля;
            • стать упрямым, непослушным и грубым;
            • часто обижаться и плакать, иногда — впадать в истерику;
            • демонстрировать противоречивое поведение, добиваясь чего-то и тут же отказываясь, едва получит желаемое.
            • Когда милый послушный малыш превращается в вечно хнычущее и постоянно всем недовольное создание, родители не могут оставаться равнодушными и, как водится, винят себя, что дитя избаловано ими. На самом же деле причины такого поведения совсем не внешние, они кроются в самом ребенке.

            • Во-первых, зреет нервная система, и происходит формирование воли, которая, входя в противоречие с волей взрослого, приводит к конфликту.
            • Во-вторых, малыш начинает в своем сознании отделять себя от мамы и ощущать отдельной личностью, такой же, как и родители, которым почему-то позволено больше, и которые считают себя вправе ему указывать. Он пробует тоже это делать.
            • В-третьих, чадо накопило изрядный багаж умений и навыков, благодаря которым у него появилась уверенность в своих силах и стремление к самостоятельности. Однако это всего лишь годовалый малыш, возможности которого весьма ограничены, и у него не укладывается в голове, почему у других получается то, что ему недоступно. Это выводит его из себя и заставляет нервничать.
            • В-четвертых, запреты взрослых ребенок уже понимает, но они его злят и видятся препятствием, кознями взрослых, ограничивающих его свободу.
            • Прожив на свете 12 месяцев, ребенок умеет проделывать следующие действия:

              • кусать и жевать доступную для его зубов пищу вроде печенья, фруктов, хлеба;
              • пить из поильника или бутылки, некоторые уже освоили чашку;
              • пытаться самостоятельно есть с использованием столовых приборов, но чаще — руками;
              • подставлять руки под струю воды, чтобы помыть их или умыться, пытаться вытираться после умывания;
              • давать знать о мокрых или грязных штанах, некоторые уже приучены к горшку и просятся на него, чтобы использовать по назначению;
              • открывает и закрывает коробки, кастрюли и тому подобное, может поместить туда что-то перед тем, как закрыть;
              • изображает процедуры ухода на игрушке: причесывание, кормление, лечение и тому подобное;
              • любит играть с собственной одеждой и наряжаться в нее, пытается сделать это самостоятельно;
              • перекладывает предметы из ручки в ручку;
              • может толкать или тащить предмет;
              • мяч пытается не только пинать, но и бросать, и ловить;
              • открывает дверцы мебели, доступной ему, извлекает оттуда предметы, может положить их обратно и закрыть дверцу, но предпочитает этого не делать, утратив интерес после удовлетворения любопытства;
              • играет перед зеркалом с собственным отражением, корчит рожицы, гримасничает, изучает свое лицо.
              • Как определить норму: тест на развитие

                Для того чтобы определить, нормально ли развивается ваше дитя, ответьте на вопросы теста. Если имеется один или больше пунктов, на которые вы ответили отрицательно, получите дополнительную консультацию у вашего педиатра.

                1. Умеет ли ваш ребенок ползать, стоять и ходить с поддержкой?
                2. Использует ли он невербальные жесты (хотя бы один): кивание, отрицательное махание головой и так далее?
                3. Есть ли хоть одно слово, которое малыш произносит осмысленно: «мама», «дай»?
                4. Выполняет ли он примитивные просьбы: возьми, отдай, пойди?
                5. Имеется ли у крохи во рту хотя бы один зубик или его предвестник — припухлость на десне?

                Родителям годовалых деток не о чем беспокоиться, если их ребенок не делает попыток донести свою мысль вербальным способом. Однако хотя бы одно слово, которое он употребляет осмысленно, должно быть. Гораздо важнее в этом возрасте быть уверенным, что дитя, хоть и не говорит, однако понимает обращенные к нему речи. Если имеются сомнения в этом, непременно нужно сообщить врачу и попасть на консультацию к профильному специалисту.

                Если окружность головы ощутимо больше верхней границы нормы, это может говорить о костных заболеваниях, патологических процессах в тканях мозга и так далее. Данные заболевания связаны с накоплением жидкостей организма в не предназначенных для них местах и могут понести серьезный ущерб психике и физическому состоянию пациента. Слишком малая окружность головы также может свидетельствовать о патологиях. Дети, которые им подвержены, могут испытывать кислородное голодание, болеть астмой, нарушениями работы мозга и циркуляции крови и так далее. В какой-то момент первого года жизни могут быть выявлены проблемы в различных сферах:

                • заболевания органов слуха;
                • проблемы с речевым аппаратом;
                • неврологические патологии;
                • нарушение психологического развития.
                • При обнаружении какого-либо из перечисленных ниже нарушений или появлении подозрений следует как можно скорее обратиться за консультацией к врачу:

                  • постоянно напряженные или слишком расслабленные мышцы у малыша;
                  • использование только одной руки в играх, быту;
                  • отсутствие радостных эмоций при появлении родных людей, особенно мамы;
                  • отсутствие реакции на звуки, произнесенные со средней громкостью;
                  • отсутствие навыка поворачивания с живота на спину и наоборот;
                  • неумение смеяться или лепетать на своем языке;
                  • отсутствие попыток самостоятельно сесть;
                  • не интересуется играми для малышей типа «ку-ку» или пальчиковых игр.
                  • Режим дня годовалого ребенка

                    В течение первого года жизни режим ребенка неоднократно меняется в соответствии с его насущными потребностями.

                    Потребность у годовалого малыша во сне составляет 14-15 часов в сутки, из них 10-11 приходится на ночной сон, остальные часы малыш досыпает в течение дня в два приема. Изредка годовалые дети могут перейти на однократный дневной сон, однако основная масса малышей в годик спит еще дважды в день примерно до полутора лет.

                    Первый дневной сон длится около 2-2,5 часов, второй короче, он составляет 1-1,5 часа.

                    Рекомендуется гулять с однолетним малышом дважды в день, если это позволяет погода: после завтрака и в вечернее время. Желательно, чтобы длительность прогулок составляла не менее двух часов каждая. Однако следует разумно подходить к этому совету и учитывать погодные условия, внимательно относиться к сезонной одежде и соизмерять ее количество с активностью малыша, не допуская переохлаждения и перегрева, а также промокания обуви.

                    Малыш, который еще остается на грудном вскармливании, как правило, получает материнское молоко перед каждым сном и под утро во время ночного, а также по желанию и необходимости: «закусить» съеденный обед, утешиться после получения травмы и тому подобное. У искусственников прием смеси остается в первый прием пищи и перед сном. Первый постепенно переходит в молочную кашу или другой молочный завтрак, второй — в прием кефира или другого кисломолочного напитка.

                    В питании годовалого ребенка уже присутствует зелень и некоторые специи, соль, кое-какие сладости. Еще рано таким малышам давать:

                    • колбасу и сосиски (даже с названием «детские»);
                    • жареные блюда;
                    • копчености;
                    • грибы, баклажаны и другой растительный белок;
                    • шоколад;
                    • экзотические продукты;
                    • мед.
                    • Нелишним будет напомнить, что питание ребенка должно быть свежеприготовленным, из качественных продуктов и с соблюдением гигиенических норм. Если есть потребность и возможность, можно остановить свой выбор на готовом детском питании проверенного и известного производителя.

                      Мир ребенка в один год — его мама, общение с ней дает ему представление об окружающем мире, поэтому важно развивать маленького человека и внушать ему чувство безопасности, чтобы он мог максимально позитивно относиться к миру и как можно более продуктивно изучать его.

                      Играя с ребенком, родители должны все время его направлять и разнообразить занятия, чтобы они не были одинаковыми и монотонными: предлагать сюжеты, помогать в осваивании бытовых навыков, работать над развитием речи и памяти, вниманием и логикой.

                      agu.life

                      Что должен уметь делать ребенок в 1 год?

                      Для любой мамочки ее кроха — самый-самый, но, несмотря на это, каждая из нас пытается сравнивать достижения своего малыша и других детей этого же возраста. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год, кроме как прочно стоять на маленьких ножках? Как в этом возрасте должен вести себя нормально развивающийся и здоровый малютка? На какие «тревожные звоночки» нужно обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать?

                      В годик малыш уже увлеченно следит за происходящим вокруг и выражает свои эмоции мимикой, жестами, звуками

                      Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

                      Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже — ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

                      Итак, годовалый ребенок должен уметь:

                    • самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
                    • есть с ложки;
                    • удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
                    • хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
                    • выражать эмоции — движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
                    • различать интонации голосов и по-разному на них реагировать — к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
                    • понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы — «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
                    • знать свое имя;
                    • знать имена близких (или заменяющие их слова — «мама», «папа», «баба» и прочие);
                    • понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т. п.);
                    • несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
                    • собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
                    • ставить кубики друг на друга;
                    • складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
                    • играть в обществе сверстников, находясь рядом;
                    • пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).
                    • Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения — ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу.

                      Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития — это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.

                      Некоторые годовалые «вундеркинды» уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

                      Что еще могут уметь ребятишки к одному году

                      Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

                    • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
                    • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
                    • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
                    • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
                    • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
                    • умение произносить несколько других несложных слов;
                    • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
                    • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
                    • попытки повторять слова за взрослыми;
                    • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
                    • умение рисовать ладошками и пальцами;
                    • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
                    • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.
                    • Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

                      Как ускорить психофизическое развитие годовалого ребенка

                      Большинство малышей, если специально их не обучать, осваивают некоторые из этих навыков только к двум-трем годам. Так, если постоянно держать ребенка в памперсах, он вряд ли сам начнет проситься на горшок, поскольку не испытывает никакого дискомфорта в штанишках, когда «сделает свои дела» прямо в них.

                      Проще всего приучить малыша давать знак, когда он хочет в туалет, если соблюдать определенный ритуал. К примеру, мама сажает кроху на горшок спустя 15-20 минут после еды (примерное время, когда у маленьких детей наполняется мочевой пузырь), издавая некий условный звук (вроде «пссс..»), который ребенок смог бы повторить. Когда выработается привычка, малыш сам будет напоминать о своих потребностях этим звуком. Ну и, конечно, после года желательно отказаться от дневного ношения памперсов, одевая их только на прогулку и на ночь.

                      Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

                      Словом, к возрасту одного года большее число навыков наблюдается у тех детей, чьему развитию уделяют больше времени и внимания.

                      На становление умственных и речевых способностей маленьких детей заметно влияют упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. То есть разнообразные сложные движения пальчиками. Для начала это может быть обучение брать мелкие предметы и перекладывать их из руки в руку и с места на место, позже — освоение музыкальных игрушек, где нужно нажимать одним пальчиком на клавиши. В дальнейшем под контролем взрослого можно предлагать ребенку складывать мозаику или собирать конструкторы из не слишком мелких деталей.

                      Кроме упражнений для моторики пальцев малышам полезно двигаться под музыку — это развивает координацию, музыкальный слух и чувство ритма. Благодаря этому движения ребенка становятся ловкими и уверенными, а значит, будет меньше синяков и ушибов при падениях.

                      Пусть ваш кроха ежедневно слышит музыку — лучше купить ему специальный сборник детских песен, под которые можно танцевать или делать ежедневную зарядку. «Танцевать» под веселую мелодию будет даже совсем маленький ребенок, если мама подает ему пример. И не только танцевать, но и делать физические упражнения.

                      agushkin.ru

                      Что должен уметь ребенок в 1 год. Полное описание всех двигательных и речевых навыков при нормальном развитии ребенка в 1 год.

                      Вот и настал первый, самый долгожданный день рождения вашего малыша.

                      Вы готовитесь к торжеству, вспоминая первые 12 месяцев жизни вашего крохи, его фантастический рост и развитие. Всего за год, ваш ребенок, из абсолютно беспомощного комочка превратился в самостоятельного маленького человечка со своими интересами и большими запросами.

                      Что должен уметь ребенок в 1 год?

                      Физическое развитие ребенка в 1 год включает в себя как двигательные, так и мелкой моторики движения. И хотя каждый малыш уникален и развивается в своём специфичном темпе, существуют опредёленные моменты, которые встречаются у 90-95 процентов малышей, достигших своего первого дня рождения.

                      Развитие двигательных навыков у ребенка в 1 год

                      К 12 месяцам годовалые малыши становятся очень активными, и могут используя мебель пытаться сделать свои робкие первые шаги. В этот момент важно стимулировать данное поведение. Ребенка следует реже брать на руки и больше позволять ему самостоятельно передвигаться в безопасных условиях. Чтобы помочь малышу необходимо:

                      • должным образом расставить мебель (мебель должна стоять так, чтобы ребенок мог легко ухватываться за её края и перемещаться от одного предмета к другому;

                      • на полу усадить крупные мягкие игрушки (изначально игрушки можно рассадить очень плотно, затем, когда ребенок научится перемещаться от одной игрушке к другой, расстояние следует увеличивать);

                      • предложить ребенку перемещаться при помощи устойчивой каталки, которую ребенок может передвигать самостоятельно не заваливаясь вперед и не прогибая спину (как это происходит в ходунках);

                      • делать легкий массаж ножек, ручек и спинки (если у родителей нет времени и знаний чтобы правильно сделать массаж, можно обратиться за консультацией к детскому массажисту и получить соответствующие рекомендации);

                      • убрать острые и легко бьющиеся предметы с мест, где ребенок их может достать;

                      • края мебели обезопасить специальными уголками, для того чтобы непоседа во время движений не травмировался.

                      В 1 год ребенок должен уметь захватывать и держать предметы, как маленькие, так и большие. Так же у детей в этом возрасте хорошо получается:

                      • помогать родителям застёгивать пуговицы, змейки;

                      • пинать и бросать мяч;

                      • залазить на взрослые стулья, табуреты и диваны;

                      • строить башенку, состоящую из двух трёх блоков;

                      • навинчивать на бутылку пробку;

                      • держать ложку и кружку.

                      К году жизни ребенок должен научиться больше спать ночью, чем днём. Большинству детей в годовалом возрасте еще необходим послеобеденный сон, но утренний сон, должен стать делом прошлого.

                      Тихий час в обеденное время — роскошь, которую имеет годовалый ребенок и не могут себе позволить взрослые. Дневной сон позволяет ребенку отдохнуть, сбросить утренние эмоции. Однако к годовалому возрасту маленький бунтарь может сопротивляться дневному сну, и на фоне растущей независимости устраивать шум во время сна.

                      Поэтому, чтобы подготовить ребенка к дневному сну следует:

                      • организовать ребенку расслабляющую ванну;

                      • сделать легкий массаж;

                      Перечисленные процедуры эффективны и перед ночным сном. Родительские действия позволяют ребенку сбросить эмоции, удобно расположиться в постели, научиться самостоятельно успокаиваться и спокойно засыпать.

                      Ночной сон в среднем у ребенка должен составлять 11-12 часов при дневном сне.

                      Поведение ребенка в 1 год

                      К году дети начинают испытывать страх в момент разлуки с родителями. Сроки и интенсивность страха могут быть различными у разных детей. Беспокойство малыша об ушедшей маме — это совершенно нормальное явление. Поэтому родители должны научить кроху спокойно переносить разлуки. В период приучения к разлукам родители могут:

                      • стараться не затягивать время расставаний;

                      • не покидать ребенка тайком, или в момент, когда ребенок чем-то занят;

                      • уходя прощаться и целовать ребенка в щечку;

                      • в момент расставания сообщать ребенку, что вы скоро вернётесь;

                      • часто уходить и вовремя возвращаться, чтобы у ребенка выработалось доверие.

                      Если пренебречь описанными правилами ребенок может испытывать сильный страх, расстраиваться и устраивать истерики.

                      К году дети начинают быть одержимы бросанием предметов на пол. Не волнуйтесь, ваш малыш это совершает просто так, а не для того, что вы расстраивались и нервничали. Годовалые дети очень любопытны, поэтому им просто интересно, что станет с брошенным предметом.

                      К году дети начинают осознавать, что они отдельная личность, которая существует независимо от мамы и папы. Борьба за независимость может проявляться отказом сидеть в коляске, автомобильном кресле, смене постельного белья.

                      В данной ситуации родителям следует вовремя заметить ситуацию и похвалить малыша одобрительными комплиментами, но при этом твердо усадить ребёнка на сиденье и отвлечь при помощи любимой игрушки, песни, или вкусного лакомства.

                      Развитие речи у ребенка в 1 год

                      К году ребенок имеет очень ограниченный словарный запас. В арсенале у ребенка присутствуют двух звучные слова, такие как: мама, тата, баба, деда. Большая часть младенцев способна только что-то лепетать себе под нос или издавать только им понятные звуки. В норме ребенок в 1 год должен уметь:

                      • издавать длинные лентообразные звуки, короткие группы звуков, таких как: тата, биби,…;

                      • использовать короткие слова, типа — дай, или звуки — ма — ма, чтобы получить, а затем и удерживать внимание;

                      • использовать жесты для общения (машут руками, дергают за одежду, толкают, когда что-то хотят сказать);

                      • имитировать звуки речи, пытаются подражать речи взрослых;

                      • в своем запасе иметь 1-2 слова, которые звучат не внятно и понятны только родителям.

                      В течение года маленький непоседа научится говорить некоторые отдельные слова, начнет выполнять простые указания, например показывать где нос, глазки или ушки. В годовалом возрасте язык ребенка развивается через общение. 90% процентов детей приобретают навыки через повторение фраз, подражание родителям и окружающим. В этом возрасте дети любят когда им читают книжки, ведут с ними беседы, что-то совместно делают и играют. Поэтому родителям следует активно взаимодействовать с ребенком, активно развивать его словарный запас.

                      Питание ребенка в 1 год

                      В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.

                      Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.

                      В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.

                      Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.

                      Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.

                      При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма.

                      В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.

                      Врачи рекомендуют кормить детей органическими продуктами — натуральными молочными и мясными продуктами, приготовленными в домашних условиях.

                      С 12-15 месяцев многие малыши могут испытывать ночные страхи. Это пугающий опыт, для родителей и ребенка. Когда ребенок испытывает ночной страх он может переживать ночной ужас, кричать, плакать, совершать тревожные движения. Сонный ребенок может отталкивать родителей, демонстрировать боязнь.

                      Что делать, если кроха испытывает ночные кошмары?

                      Детские психологи советуют избегать вмешательства в ночной сон, так как это может ухудшить эпизод. Врачи советуют в данной ситуации:

                      • вести журнал сна, чтобы выяснить время и закономерности ночных страхов;

                      • будить ребёнка за 15 минут до времени, когда чаще всего случается приступ ночного кошмара;

                      • повторять пробуждение малыша в течении 7-10 ночей, даже в том случае если приступы кошмаров не повторялись;

                      • обратиться к детскому врачу если проблема сохраняется.

                      Первая детская обувь

                      Когда ребенок стал совершать первые шаги пришло время задуматься о покупке первой пары обуви. При выборе обуви не стоит поддаваться желанию приобрести яркую и модную модель, важным приоритетом при выборе должны выступать — комфорт и правильный размер.

                      © 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

                      Главный редактор портала: Екатерина Данилова

                      Электронная почта: zhenskoe.mnenie@mail.ru

                      Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

                      zhenskoe-mnenie.ru



    You Might Also Like