Raiting-OY.ru

Все о детях

Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста

1.4 Роль семьи в формировании гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально- типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие [28].

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие, ? отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи [15].

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает систематическое, перманентное овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.

studfiles.net

«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Консультации для воспитателей.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

    Консультация для родителей ДОУ

    «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

    Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

    Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

    Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

    Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занима¬ет в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

    Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего — близких взрослых.

    В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном разви¬тии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

    В первые 5 лет у человека формируется самое важное — структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворя¬ются его потребности.

    Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

    Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

    В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

    Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

    Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

    Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» — спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

    Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

    Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

    Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

    Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

    belikovavs-shat-dou33.edumsko.ru

    Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

    «Роль семьи в развитии речи ребенка»

    Физическое и психическое вос­питание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки при­обретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произно­шением В действительности же невмеша­тельство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом прео­долеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ран­них лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители про­сто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно раз­говаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить пра­вильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не то- ропиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит рзвитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смо­три», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непо­средственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они име­ют возможность внимательно при­слушиваться к вашей речи.

    Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тог­да он легче перенимает артикуля­цию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступив­шим ученикам, очень быстро соста­вит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интел­лект, развитие речи).

    С какого возраста нужно воспи­тывать у ребенка понимание того, что слово — это не только сред­ство общения, но и орудие в его руках, которым он может восполь­зоваться сообразно своим намере­ниям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Тол­стой).

    Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш пока поступает должным образом, еще не осознавая этических норм: становление морального сознания личности — процесс длительный.

    Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превра­щающееся во внутреннюю потреб­ность, наступает, как правило, в подростковом возрасте, а вот про­цесс общения ребенка с взрослым начинается рано.

    Современные дошкольники, всту­пившие в новое тысячелетие, испы­тывают недостаток в доброже­лательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учи­тывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрос­лого как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы мо­жем догадаться, как общаются ре­бенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважи­тельном отношении к себе со сто­роны взрослых.

    Однако, несмотря на то, что взрос­лый, читая книгу или рассказывая что-либо детям, уделяет внимание этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким об­разом представления и первичные понятия о нравственных качествах человека, дошкольники в большин­стве своем, к сожалению, не соотно­сят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный слу- чай. Именно поэтому ребенок, рас­суждая о том, что «обзываться нехо­рошо», в реальной жизни все-таки произносит обидные слова. Подоб­ное несоответствие не случайно: с одной стороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила общения. Повседневное поведение окружаю­щих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие речевые средства он будет исполь­зовать.

    Как показывает практика, мно­гие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогла­сия, похвалы и др. Поэтому в зада­чу родителей входит знакомство дошкольников с различными рече­выми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в опреде­ленной ситуации общения.

    Приведем лишь некоторые во­просы, которые можно обсуждать вместе с ребёнком.

  • О каком слове ты будешь жа­леть, если его не удастся вернуть?
  • Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся прине­сти извинение! Что ты почувство­вал после того, как извинился? Попробуй представить свое настро­ение до и после извинения в цвете или с помощью линий.
  • Какие вежливые слова ты бу­дешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
  • Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

    Можно рассматривать и разы­грывать с детьми разные ситуации общения, которые помогают им вы­брать оптимальные речевые сред­ства для приветствия, прощания, поздравления, благодарности, из­винения, просьбы и пр. Серьезное внимание необходимо уделять не­вербальным средствам общения. Очень важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловес­ную информацию, отличать близ­кие, но не тождественные эмоцио­нальные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов инфор­мации передается с помощью не­вербальных средств общения.

    Детей необходимо учить «управ­лять» своим голосом, объясняя, что уровень громкости, темп, тон голо­са всегда соотносятся с конкрет­ной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон говорил: голос человека является показателем его эмоционально­го состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состо­яния души.

    Целесообразно также проведе­ние специальных речевых разми­нок, которые включают дыхатель­ные, артикуляционные. Необходимо воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать, помо­гать осознавать, что слушание — это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

    Работа по формированию при­вычки, потребности соблюдать нор­мы литературного языка, правила речевого этикета, бережно отно­ситься к каждому произнесенному слову должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную нравствен­ную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средства­ми, разыгрывают и анализируют ситуации общения. Потребность же будет формироваться вне занятий, именно поэтому на взрослых возлагается огромная ответствен­ность за собственное речевое по­ведение.

    Потребность в общении отно­сится к числу наиболее ранних со­циальных потребностей человека. Общение определяется психоло­гами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении дет­ства.

    Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, об­легчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характери­стику каких-то объектов, разъяс­няют механизм их функциониро­вания. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это де­лать».

    Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не проис­ходит. Предмет, рассмотрен­ный взрослым со всех сторон, становится для ребенка ясным, но . формальным. Мамы недоумевают, папы сердят­ся, бабушки требуют оставить ре­бенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал. А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, можно сказать — все окружающее — и да­лекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противо­речия самостоятельно, а потом де­литься своими открытиями с дру­гими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

    Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходи­мо избирать родителям?

    Первоочередная роль принад­лежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет по­делиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

    О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.

    Как же взрослому реагиро­вать на высказывания дошколь­ников?

    Первый совет: родителям и педагогам необходимо понимать, что позна­вательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают ди­намику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

    Второй совет: детские вопросы под­сказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального об­щения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли да­вать ребенку сразу же готовый, ис­черпывающий ответ на все его во­просы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, ка­ковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои сообра­жения, и он охотно делится ими с собеседником. Иногда детей подавляет авто­ритет взрослых (родителей, педа­гогов, старших братьев и сестер), таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сооб­разительности. Поэтому третий совет: не подчеркивать своего интеллекту­ального превосходства над ребен­ком, а поощрять его любознатель­ность и пытливость.

    Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им инте­ресны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждени­ях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой.

    Как же получить ответы на все вопросы? Где люди черпа­ют научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспекти­ва: пойдешь в школу, будешь мно­гое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен от­вет незамедлительно. Вот тут и сра­батывает четвертый совет: возможность и целесообразность приобщения ребенка к книге, к по­знавательной и справочной лите­ратуре. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте полу­чить необходимую информацию.

    Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопро­сов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны — качества, которые формируются в дошколь­ном детстве, но имеют «непрехо­дящее» значение для всего после­дующего развития личности. Если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять-шесть лет жизни, то воспол­нить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невоз­можно. Всё выше сказанное подтверж­дает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве — высечено на камне; что узнал в старости — написано на льду».

    Если бы все родители понима­ли это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

    pedportal.net

    Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

    Новости о детях

    Консультация для родителей ДОУ

    «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

    Подготовила: Савельева Тамара Николаевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

    детский сад «Солнышко». Р.п. Дмитриевка

    Никифоровского района Тамбовской области

    Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

    Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.

    Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

    Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занима¬ет в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

    Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик — заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

    В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном разви¬тии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

    В первые 5 лет у человека формируется самое важное — структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворя¬ются его потребности.

    Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

    В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

    Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

    Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

    Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

    Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» — спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

    Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

    Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

    Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д.

    Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

    Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

    В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.

    — нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия),

    — физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров),

    Формы взаимодействия подразделяются на

    — Родительские собрания по проблемам воспитания детей,

    — Круглые столы, дискуссии;

    — Совместные досуги, праздники:

    подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;

    — Участие родителей в различных выставках,

    детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).

    — Организация дней открытых дверей.

    — Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)

    — Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)

    — Внеплановые индивидуальные беседы;

    — Рекомендации по изучению педагогической литературы;

    — Рекомендации по использованию методических пособий;

    — Консультации специалистов детского сада;

    — Подборка лекций педагогов-специалистов;

    — Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

    — Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

    — Подарки и приглашения к праздникам.

    Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»

    Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

    Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое прояв¬ление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

    ¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

    ¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

    ¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

    ¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

    ¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

    ¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

    ¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

    Список использованной литературы:

    1) Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2007 г.

    2) Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / НОУ уч. центр им. М.А. Венгера. — М.: Развитие, 2002

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

    www.kindergenii.ru

    Основы семейного воспитания

    Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

    Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.

    И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

    Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

    Роль семьи в воспитании ребенка ^

    Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.

Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.

Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.

Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.

Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  • Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
  • Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.
  • Каковы задачи трудового воспитания в детском саду? Читай здесь.

    Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.

    Коррекция культуры поведения и нравственность

    Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.

    При этом взрослые делают следующее:

  • обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
  • учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
  • рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
  • обучают правилам личной гигиены.
  • Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

    Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

    Формирование любознательности и творческих интересов

    Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

    У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

    Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.

    Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

    Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:

    • улыбка матери новорожденному ребенку;
    • уход за ним;
    • ответы на вопросы маленького почемучки;
    • совместное чтение книг;
    • просмотр развивающих телепередач;
    • даже обычное общение обучают ребенка.
    • Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

      Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

      Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

      Стили семейного воспитания ^

      Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

      Демократический стиль считается наиболее благоприятным:

      1. Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
      2. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
      3. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

      Для данного стиля характерно:

    • Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
    • Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.
    • Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

      Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.

      Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

      Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

      О роли семьи в половом воспитании читай в статье.

      Как поддерживать гендерное воспитание через игру? На эту тему читай далее.

      В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.

      С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

      Видео: Практические советы психолога

      Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

      Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

      gopsy.ru



    You Might Also Like