Raiting-OY.ru

Все о детях

Основные закономерности психологического развития ребенка

Тема 2: Основные закономерности психического развития

1 .Понятие психического развития

2.Общие понятия темы развития

3.Основные закономерности психического развития, законы детского развития.

1. Рост — процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. п. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост — всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

Развитие — это процесс перехода количественных изменений в качественные.

Развитие — процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразующих.

Количественные преобразования преобразуются в качественные преобразования (ребенок пошел).

Возраст — это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития человека, характеризующийся присущими только ему особенностями.

2. 1) Предпосылки психического развития Н.Н.Ладыгина-Котс

(шимп.Иони, сын Руди)

— это мозг человека, -прямохождение -предрасположенность правой руки к овладению орудиями труда

2) Условия психического развития

(стая волков; девочки Амала, Камала)

-окружение материальными пред­метами и предметами духовной культуры (например: деньги, одежда, мебель; духовная: религия, картины, музыка).

-окружение людей (общение,соци­альная среда обитания), межлично­стные контакты

3) Факторы психического развития — совокупность методов и средств

Франц.этнограф Вилар обучения и воспитания;

(племя гуйакилов, девочка 2 лет) — активность личности

4) Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями и

5) Ведущий вид деятельности — это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Данное понятие было введено А.Н.Леонтьевым. Это тот вид деятельности, в котором зарождаются новые виды деятель­ности, которые будут ведущими на следую­щем этапе развития.

6) Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благо­даря которому у человека формируются его основные личностные качества.

7) Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наибо­лее благоприятные условия для формирова­ния у него определенных психологических свойств и видов поведения, это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития

8) Психический возраст – это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития (психическую норму определяет развитие интеллектуальной и личностной сферы ).

9) Физический возраст — характеризует время жизни индивида в годах, месяцах, днях, прошедших с момента его рождения.

Например: ребенку 9 лет по физическому возрасту, а психологически он может быть развит как 13-15летний, и наоборот.

10) Социальный возраст — характеризует время накопления собственного опыта и усвоения опыта другого человека, а так же в целом опыта всего общества.

11) Социальная ситуация развития — это отношение внешних и внутренних условий развития психики (введено Л. С. Выготским). Она определяет отношение ребенка к другим детям, предметам, вещам, созданным человеком и к самому себе.

Социальная ситуация развития ребен­ка — это та конкретная форма значимых для ребенка отноше­ний, в которых он находится с окружающей его действитель­ностью (прежде всего социальной) в тот или иной период сво­ей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она пол­ностью определяет формы и пути развития ребенка, виды дея­тельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером соци­альной ситуаций развития, т. е. сложившейся системой взаимо­отношений ребенка с взрослыми (Выготский Л. С., 1984). Каж­дый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой финальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические но­вообразования, которые являются результатом возрастного раз­вития ребенка.

12) Основные психические новообразования — это новый тип строения личности и её деятельности, а также те психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Это обобщенный результат изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфичес­ким для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.

13) Кризис возрастного развития — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно не­значительных внешних изменениях. Это совпадение переходов физического и психологического возрастов из одного в другой, что свидетельствует о существенных

переменах в организме и психологии ребенка, о возникших проблемах нормального физического и психического развития, которые ребенок самостоятельно решить не может.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. » (Выготский Л. С.). Сущностью каждого кризиса, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению, которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая силь­ные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

По Д.Б. Эльконину кризисы, в которых ведущий вид деятельности переходит с общения на предмет, называется скрытым, а с предмета на общение называется бурным.

3.Основные закономерности психического развития.

Постепенное усложнение форм психической деятельности

Дискретность (неравномерность, скачкообразность) психического развития

Системность (например: развитие речи — развитие мышления — развитие личного опыта. )

Последовательность (например: от простого к сложному)

Акселерация (ускорение). В последние 100 лет идет ускорение анатомоморфизиологии развития детей, что обусловлено рядом биологических и социальных факторов.

Законы детского развития по Л. С. Выготскому

Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, а также который меняется в разные годы жизни( например: год в младенчестве не равен году в отрочестве)

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие — есть цепь качественных изменений. Ребенок непросто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон формирования высших психических функций (ВПФ). Они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными(формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. ВПФ формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

studfiles.net

Основные закономерности психологического развития ребенка

Развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлен многими особенностями, но психическое развитие имеет общие закономерности (основные существенные ситуации, которые определяют его), которые обнаруживают ься во всех сферах психики и сохраняются в течение всего онтогенез.

Систему этих закономерностей образуют следующие факторы: 1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии преподнесет ения, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Основные интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится иа период их высших д постижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частичастин.

2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ??нелинейной, многовариантной природой системы, то в гетерохронность — особенностями ее структуры, прежде неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития р из них в психических образований. По данным исследований, чем по-трибниша функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во время часі.

3 сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно решения виваються ее функции. Например, благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, опа новую связную речьння.

сензитивность (позднелат Sensitivus — чувствительный) возрастная — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду

Периоды сензитивного развития ограничены во времени потратив его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции

4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждый возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценен года жизни в дошкольном возрасте

Стадиальность развития — ризночасовисть, несовпадение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в присущих его возрасту видах жизнедеятельности те. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развитияку.

Ребенок занимает особое место в системе общественных отношений. Переход ее от одного этапа развития к другому является прежде переходом к новому, качественно более высокого и глубокого связи с обществом, частью которого она является и без связи с которым не может жити.

Основными характеристиками стадии психического развития являются:

1) социальная ситуация развития — соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметов, вещей, к самому себе;

2) новообразования — новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, ее внутреннее и внешнее жизни. Речь идет о по озитивни приобретенные особенности, позволяющие перейти на новую стадию развития;

3) ведущая деятельность — деятельность, которая обеспечивает кардинальные изменения в психике ребенка на определенном возрастном этапе. В ней наиболее полно представлены типичные для этого возраста отношения ребенка со взрослым, отношением ния к действительности;

4) дифференциация — отделение психических процессов, свойств и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью ю;

5) интеграция — установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например, познавательные процессы, преодолев период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на высшем, качественно нов ном уровне. Так, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализациюю;

6) кумулятивность — включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая следующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себяе;

7) пластичность — возможность изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта. Так, новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а отв в соответствии с языковой среды, в котором он воспитывается. Одно из проявлений пластичности заключается в компенсации психических или физических функций при их отсутствии или недоразвития, например при недостатках со ру, слуха, двигательных функцийй;

8) подражания — своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения, личностных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности

Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, есть борьба между формами психики, которые отжили, и теми, зарождающихся. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психических ческого развития личности ребеноки.

Разнообразные психические процессы, свойства и качества личности ребенка постоянно находятся в состоянии дифференциации и интеграции

Итак, закономерности психического развития ребенка, которые имеют свои факторы и характеристики, предусматривают и определяют ее дальнейшее развитие в процессе онтогенеза

uchebnikionline.com

Основные закономерности психического развития

1. Понятие о психическом развитии.

2. Основные факторы развития психики ребенка.

3. Движущие силы психического развития.

4. Психическое развитие и обучение.

5. Общие закономерности психического развития.

Понятие о психическом развитии. Детская психология как наука генетическая, т.е. относящаяся к индивидуальному развитию, изучает закономерности психического развития ребенка. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

I. Биологизаторский подход (теория преформизма). В русле данного круга теорий рассуждают следующим образом: развитие изначально предопределено наследственными задатками, заключенными в зачатке, семени. Развитие рассматривается как постоянное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень которого они достигают в ходе развития, — все это наследственно предопределено, т.е. все психические особенности человека являются врожденными. Данная теория сводит все психическое развитие к росту, к количественному изменению имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств.

К данной группе теорий относятся концепции Ст. Холла, А. Гезелла, Л. Термена. Так, американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он находил в развитии и поведении ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи.

А. Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино- фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелло»).

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени равзития к другой, подчеркивая зависимость развития от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Таким образом, А. Гезелл представлял социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде.

Л. Термен создал вслед за А. Бине новый вариант тестов для измерения умственных способностей (1916 г.), ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни.

Примерами данного подхода могут служить концепции З. Фрейда, который отводил решающую роль в психическом развитии биологическим влечениям и инстинктам, К. Лоренц (австрийский этолог) считал, что социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции (трусость, обман, эгоизм, агрессивность и др. пороки вечны), немецкий психолог Э. Кречмер полагал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

II. Социологизаторский подход (теории «чистой доски»). Сторонники данного подхода утверждают, что ребенок в момент рождения является «чистой доской», как чистая восковая палочка – tabula rasa. Под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Эта точка зрения на развитие ребенка была впервые высказана английским философом XVII в. Джоном Локком. Все развитие есть приобретение ребенком опыта. Воспитатель может «вылепить» ребенка по любому образцу, который он выбрал.

К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствие наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводится. Основным в развитии ребенка, с позиций бихевиористов, является научение (training), или тренировка. Благодаря ей ребенок научается ходить, играть, разговаривать, трудиться, действовать в привычных обстоятельствах и переносить выбранные привычки и навыки в новые условия. Представители этого направления (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Р. Сирск, Скиннер и др.) смотрят на человека как на хорошо налаженную машину. Все его развитие сводится к приобретению навыков: чем их больше, чем они более отработаны, тем более человек приспособлен к жизни, а значит, тем более развит (теории социального научения).

III. Теории конвергенции двух факторов. Данная теория предложена В. Штерном, который попытался снять односторонность каждой из предшествующих теорий. Согласно этой теории, процесс психического развития определяется взаимодействием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды, т.е. развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Здесь предпочтение отдается наследственной предопределенности развития.

Сравнивая между собой, казалось бы, принципиально разные подходы к вопросу о психическом развитии ребенка, можно обнаружить сходство, т.к. представители данных теорий рассматривают ребенка как пассивный объект внешних влияний, т.е. ими отрицается или не учитывается активность самого человека.

Человек есть продукт истории и является частью природы, т.е. существо биосоциально.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Оно предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики.

Таким образом, психическое развитиеэто процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания, т.е. необратимый процесс во времени.

Развитие психики – не простое повторение пройденного, а очень сложный загзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Л.С. Выготский впервые в отечественной психологии занялся изучением соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка. Он создал культурно-историческую концепцию психического развития, в которой показал, что только в общении и в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики — высших психических функций: произвольной памяти, логического мышления, речи.

Ученый выдвинул мысль о том, что труд, орудийная деятельность ведут к изменению типа поведения человека, к отличию человека от животных. Это отличие состоит в опосредованном характере его деятельности, т.к. человек в своей внутренней психической деятельности пользуется знаками (словом, цифрой и т.д.), подобно тому, как во внешней, практической деятельности он использует орудие.

Развитие человека происходит в процессе овладения всеми этими средствами (как орудиями, так и знаками) путем обучения. Именно поэтому обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие. Следовательно, развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, позволяющих овладеть опытом предшествующих поколений.

С позиции культурно-исторической концепции главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредуется интериоризированными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность.

Понятие «развитие высших психических функций» охватывает две группы явлений, отмечает Л.С. Выготский. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций – произвольное внимание, логическая память, образование понятий и т.д. Те и другие, взятые вместе, и образуют процесс развития высших форм поведения ребенка.

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов психического развития: биологическая эволюция и историческое развитие.

Суть и содержание культурного развития поведения – глубокие изменения высших психических функций, которые произошли в филогенезе человека. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций. В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные.

Говоря о культурном развитии ребенка, Л.С. Выготский имеет в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. Культурное развитие ребенка налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ним единое целое.

Факторы психического развития личности – это объективно существующее, что с необходимостью определяет её жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова, т.е. те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления.

Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними .

Внутренними факторами развития выступает наследственность и врождённость.

— особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств;

— физиологические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата и др.;

— биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.);

— особенности типа высшей нервной деятельности, на основе которых формируются и развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

Носителями наследственности являются гены. Они способны претерпевать мутации, изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикации, облучение и др.) мутациями, происходящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека: многопалость, короткопалость, волчья пасть, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположенность к некоторым заболеваниям, телесные различия людей.

Врождённые особенности объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения, наркотиков и др.).

Таким образом, биологические особенности составляют природную основу человека. Но существенное влияние на психическое развитие ребёнка оказывает социальная среда.

Внешними факторами выступает окружающая среда и общество, в котором развивается человек.

Основной толчок психическому развитию даёт ребёнку его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребёнка. Социальный опыт ребёнок не наследует, а присваивает.

Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.

Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как источник, т.к. в ней заранее есть всё, чем должен овладеть ребёнок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения.

Компоненты социальной среды

1. Макросреда – общество, как определённая социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система.

2. Мезосреда – включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребёнок.

3. Микросреда это непосредственная (личностная) среда жизнедеятельности ребёнка: семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает.

В разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие. Если на дошкольника, например, решающее влияние оказывает семейная среда, то на подростка – его товарищи.

Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней.

Под социальной ситуацией развития понимают социальные условия, в которых происходит психическое и поведенческое развитие человека.

Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским, который характеризовал ее как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; это система отношений ребенка определенного возраста и социальной действительности».

Для каждого возрастного периода специфична своя социальная ситуация развития, т.к. формируются новые системы отношений в социальной действительности, отражающиеся в переживаниях и реализуемые в совместной деятельности с другими людьми.

Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития, по своей социально-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.

Таким образом, социальная ситуация развития обуславливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования, которые, в свою очередь, приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, самому себе.

Предпосылки психического развития ребёнка – это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития.

Основным источником психического развития является общественный опыт; из него ребёнок через посредника (взрослого) получает материал для построения психических качеств и свойств личности.

Поэтому внешними предпосылками психического развития выступают качество и особенности обучения и воспитания.

Обучение – это процесс, направленный на развитие психических познавательных процессов, способностей, а также на формирование знаний, умений и навыков.

Воспитание – процесс, направленный на развитие характерологических свойств, эмоциональной, волевой, мотивационной сферы, нравственных качеств личности.

С.Л. Рубинштейн показал, что воспитание и развитие это две стороны единого процесса. Ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Активность ребёнка формируется на всех этапах его психического развития в разных видах деятельности. Главное условие эффективности деятельности – её личностная значимость для ребёнка.

Развивающие возможности каждого вида деятельности – в их содержании и способах организации. Активность ребёнка в деятельности способствует появлению новых психологических образований. В процессе активного усвоения ребёнком материала (значимого) развиваются психологические механизмы, различные стороны личности ребёнка. Взрослый руководит познавательной, коммуникативной, моторной и другой активностью ребёнка.

Движущие силы психического развития. Сущность развития психики заключается в постоянных количественных накоплениях, которые путём скачка приводят к качественным изменениям. Например, овладев отдельными звуками, ребёнок в определённый момент начинает произносить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество – способность связывать слова в предложение.

Аналогичный процесс количественно-качественных изменений можно наблюдать в различных областях формирующейся психики ребёнка: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях и поступках, в сознании в целом.

Переход (скачок) от количественных к качественным изменениям может быть растянут во времени.

Диалектико-материалистическая теория рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающимися, прогрессивными.

Активность личности обуславливается совокупностью потребностей, однако процесс их удовлетворения внутренне противоречив.

Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определённый уровень готовности ребёнка к деятельности, знания, умения и т.п.

Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Преодоление противоречий между старым и новым в психике ребёнка происходит в деятельности (труд, общение, игра, учение) путём овладения определёнными средствами её осуществления (приёмами, способами, операциями, умениями, знаниями и т.д.) и это осуществляется в ходе обучения и воспитания. При этом удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую потребность.

Таким образом, движущие силы развития – это противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.

Противоречия разнообразны: между новыми потребностями, запросами, стремлениями и невозможностью их удовлетворить старыми, ранее сложившимися способами; между требованиями взрослых и фактическими возможностями ребёнка; противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностями в общении, в новых впечатлениях.

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают новое содержание и новые формы проявления. Именно расширение противоречий приводит к определённым скачкам, к формированию новообразованийв психическом развитии, т.е. качественным особенностям, характерным именно для данного возрастного периода.

Таким образом, новые качества психики создают основу для перехода к следующему возрастному этапу.

Рассмотрим это на примере проявления и развития потребности в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдельных слов, значение которых не всегда понятно, но интонационные оттенки которых он воспринимает очень тонко. С возрастом, к концу младенческого периода, средства эмоционального общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более широкому и глубокому общению с людьми и познанию окружающего внешнего мира. Потенциальные возможности также позволяют ему перейти к более содержательному и широкому общению. Возникшее противоречие между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения являются движущей силой развития: преодоление, снятие этого противоречия порождает качественно новую, активную форму общения – речь.

Таким образом, управление процессом психического развития ребёнка в организованном воспитании и обучении предполагает знание и учёт основных противоречий каждого возрастного периода.

Психическое развитие и обучение. Механизмы влияния социального фактора на развитие психики представлены в концепции Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности психического развития. Сущность этой теории заключается в том, что каждая функция психического развития первоначально проявляется во взаимоотношениях между людьми, а затем переходит во внутренний план, интегрируясь в целостную структуру личности. Переход от одной ступени психического развития к следующей обусловлен изменением социальной ситуации развития.

Вследствие изменения условий, в которых развивается человек, у него формируются новые психические функции, процессы, свойства, поведенческие реакции – новообразования. Каждый из возрастных периодов является сензитивным (благоприятным) для формирования тех или иных новообразований.

Знание новообразований и сензитивных периодов необходимо педагогу для того, чтобы сопоставить уровень того, что ребенок может освоить с тем, что у него сформировано в настоящий момент, что ему необходимо формировать. Важным для оптимизации психического развития личности ребенка являются (по Л.С. Выготскому) зоны ближайшего и актуального развития. То, что ребенок в данный момент способен сделать, постичь, понять самостоятельно, Л.С. Выготский назвал зоной актуального развития. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения. Уровень, на который ребенок в своем развитии способен подняться в сотрудничестве со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью назван зоной ближайшего развития. Иначе говоря, это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого.

Воспитатель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнить сам.

Благодаря взаимодействию со взрослыми, дети быстрее и глубже осваивают новую деятельность, у них развиваются различные способности, формируются умения и навыки. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С. Выготским и непосредственно связано с взглядами ученого на проблему соотношения обучения и развития.

В процессе обучения ребенок усваивает общественно-исторический опыт, поэтому проблема обучения детей является не только педагогической. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и, если влияет, то как – один из основных в психологии. Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Он считает, что истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, преобразующими его психику. Овладеть знаковыми системами и, следовательно, опытом предыдущих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, усвоения родного и иностранных языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. На основе этих исследований ученый приходит к выводу, что «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в психическом развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно быть направлено не столько на уже созревшие, сколько на созревающие функции. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л. С. Выготский.

В то же время обучение не должно «отрываться» от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», — пишет С. Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности детей, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими детьми, т.е. саморазвиваться. Поэтому обучение должно быть целенаправленным, специально организованным.

Известно, что основным содержанием психического развития является формирование внутренних психических ориентировочных действий. Для этого необходимо включать детей в один из видов деятельности, который соответствует их потребностям и интересам. Всему этому отвечает развивающее обучение – это то, которое в наибольшей степени способствует психическому развитию детей.

Чтобы обучение по-настоящему развивало ребенка оно должно отвечать ряду условий:

1. Важно знать чему учить ребенка. Каждый возраст имеет свои сензитивные периоды развития психики – это периоды повышенной чувствительности к определенным воздействиям, создающие наиболее благоприятные, оптимальные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и видов поведения (Л.С. Выготский). Этим, например, объясняется легкое овладение речью ребенком 2-3 лет. Поэтому нередко родителями и педагогами упускается время в развитии определенных функций у детей, и некоторые ресурсы развития так и не реализуются. Следует помнить, что если возможности сензитивного периода не будут до конца использованы, то в дальнейшем психическая функция сможет сформироваться, но этот процесс потребует больших затрат времени и усилий.

2. Не менее важно и то, как учить ребенка. Здесь главное – учет зависимости психического развития от деятельности:

1) необходимо формировать действия, которые входят в ориентировочную часть предметной деятельности, игры, рисования, конструирования и т.д. и направлены на выяснение свойств предметов и их использование в предметной деятельности; анализ предметов, событий, человеческих поступков; построение замыслов конструкций, рисунков, игр и отыскивание способов их воплощения;

2) обучение действиям, относящихся к практической части детских видов деятельности (техника рисования, конструирование, использование предметов и игрушек);

3) постепенное усложнение задач, обучение способам и приемам самостоятельного познания;

4) внесение творчества во все виды детской деятельности;

5) постепенное введение учебных заданий и постановка перед детьми цели научиться чему-то новому;

6) отбор ценностного содержания активной деятельности ребенка и общения с ним взрослых;

7) контроль за действиями ребенка (действия, переживания ребенка на воздействия взрослого, поступки, суждения, интересы);

8) закрепление знаний и умений путем изменения условий и некоторых видов заданий;

9) отбор положительных воздействий и подкрепления;

10) повышение требований к детям, т.к. заниженные требования не обеспечивают развитие ребенка, т.е. нужна ориентировка на «зону ближайшего развития»;

11) побуждения к деятельности должны иметь разные мотивы: соревновательные, желание получить высокую отметку, похвала, стремление оправдать оказанное доверие, личное притязание и др.;

12) индивидуальная дозировка всех оказываемых на ребенка воздействий с учетом его состояния в данный момент, типологических особенностей, прошлого опыта, сложившихся взаимоотношений.

Гуманистическая система воспитания и обучения предполагает прежде всего личностный подход к каждому воспитаннику. Поэтому необходимо изменить ориентацию педагога не на программу, а на ребенка, его самочувствие, нужды, интересы.

Общие закономерности психического развития. Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

1. Психическое развитие протекает стадиально (циклично), имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени изменяющимся в разные годы жизни. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве – с рождения до 3 лет.

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования, ведущая деятельность.

2. Для психического развития характерна неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности – предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Причинами неравномерности психического развития могут являться:

— индивидуально-типологические особенности ребенка;

— социальные и микросоциальные условия;

— особенности воспитания в семье;

— особенности педагогической системы в целом (воспитание и обучение);

3. «Метаморфозы» (Л.С. Выготский) – развитие не сводится к количественным изменениям, а есть цепь качественных изменений, переход от одной формы к другой (например, усвоение речи: звуки – слова — предложения).

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции – в ходе развития то, что было развито на предыдущих стадиях, либо отмирает, либо преобразуется.

5. Дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаются в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию.

6. На протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант.

7. Психика отличается пластичностью. Это дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Пластичность проявляется в виде компенсации психических или физических функция, в случае их отсутствия или недоразвития (например, при недостатке зрения, слуха, двигательных функций), или же в виде подражания как своеобразной формы ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности.

Вопросы для самопроверки

  • Какие теории детского развития существуют в психологии?
  • 2. Раскройте основные положения представителей биологизаторского и социологизаторского направлений о развитии психики ребенка. Сравните их, дайте критический анализ этих направлений.

  • Назовите основные понятия концепции Л.С. Выготского.
  • Почему теория Л.С. Выготского называется культурно-исторической?
  • 5. Какие основные факторы психического развития выделяют в отечественной науке? Охарактеризуйте влияние каждого из них на развитие ребенка.

  • Чем отличаются понятия «факторы» и «движущие силы» психического развития?
  • Что является источником психического развития ребенка?
  • 8. В чем суть проблемы обучения и развития в психологии и каковы основные варианты ее решения?

    9. Что такое «зона ближайшего развития» и что дает это понятие для диагностики психического развития?

    1. Докажите необходимость активности ребенка для его психического развития.
    2. Для развития каких психических процессов, свойств период дошкольного детства сензитивен?
    3. Назовите основные закономерности психического развития ребенка.

    studopedia.ru



    You Might Also Like