Raiting-OY.ru

Все о детях

Развитие грудного ребенка до года

Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…). Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьирассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
  • Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

    Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. Основные врожденные рефлексы детей. Безусловные и условные рефлексы.

    А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

    В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку (как обрабатывать).

    В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
  • Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.
  • На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

    В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

    К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.
  • На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.
  • Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.
  • В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

    Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
  • На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

    Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

    В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

    Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

    К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».
  • В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.
  • Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.
  • В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.
  • Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.
  • В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
    • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
    • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
    • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
    • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
    • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
    • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
    • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
    • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
    • Понимает все, о чем ему говорят.
    • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.
    • Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

      Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

      По теме развития ключевые моменты:

      razvitie-krohi.ru

      Развитие ребенка до 1 года. Не упускаем время!

      Еще, будучи беременной, мне попалась книжка Масару Ибука «После трех уже поздно», где активно предлагалось раннее развитие малышей с рождения и до трех лет. Якобы, после этого возраста закрывается «окошечко», и ребенка научить чему-либо становится сложнее. А до трех лет идет активное усвоение информации и получения навыков. У малыша будет больше шансов стать образованным, музыкальным, спортивным (смотря куда родители захотят дитя подать). В качестве примера приведены Моцарт и Джон Стюарт Милл, чьи папы активно занимались с детьми, почему и добились они выдающихся результатов.

      Конечно, меня захлестнуло тщеславие и очень захотелось вырастить гения! Я подготовила диски с классической музыкой, накачала аудиокниги, поглядывала на секции, куда ребенка можно будет отдать пораньше… И очень сильно расстраивалась, когда, родившись, дочь ела, спала и… снова спала. Классику не слушала – плакала. Дядечка, что читал книгу, периодически делал это то тихо, то громко, отчего ребенок пугался и уже не хотел продолжения. Даже обычную гимнастику сопротивлялась выполнять. Все мои фантазии о гении улетучились!

      Более того, пришли проблемы понасущней – нужно было налаживать лактацию, следить за своим питанием, не забывая кормить мужа «обычной» пищей, мыть, пеленать, укладывать ребенка, следить за домом и т.д.

      «Ну что ж, пусть наше раннее развитие начнется чуть позже» — подумала я, и успокоилась.

      И, слава Богу! В какой-то момент я поняла, что это Я ХОЧУ, чтобы ребенок был каким-то. Чего хотела бы дочь – неизвестно.

      Изучая потребности младенца, выяснила, что удовлетворяя их – мы как раз создаем условия для гармоничного развития. Почему меня зацепила фраза именно гармоничного? Потому что важно, чтобы ребенок развивался не только физически или умственно, но и в психологически комфортном ему режиме. Не испытывал напряжения (хуже – перенапряжения), шел в своем ритме. Чтобы у него был интерес и доверие к миру.

      Я не буду писать о том, что каждая методика раннего развития имеет, как поклонников, так и ярых противников. Каждая мама сама решает, что подойдет ее ребенку, а что нет. Однако, книга Масару Ибука была раскритикована и ее данные опровергнуты. Исследования доказали, что после трех лет «окошечко» в развитии не закрывается. Более того, детки, кого перегружали информацией в малолетстве, имели проблемы с общением и др.

      Давайте посмотрим, что действительно нужно малышам, чтобы в будущем раскрыть свои таланты, без ущерба в какой-то сфере жизни.

      Прежде всего, ребенку, чтобы развиваться, необходима атмосфера – любви, принятия и безопасности.

      Если малыш находится в состоянии стресса, развиваться ему сложно. А ведь сразу после рождения именно это и происходит! Ребенок попадает в незнакомую среду, где ему нужно адаптироваться. Помогает ему в этом мама.

      Что усугубляет стресс?

      — Частое отлучение мамы

      — Игнорирование плача и призывов

      — Психоэмоциональное состояние мамы

      Что помогает малышу гармонично развиваться?

      Чем чаще мама берет ребенка на руки – тем лучше. Доказано, что мамины прикосновения стимулируют развитие нервной, эндокринной и иммунной систем. Мама помогает малышу мягко адаптироваться к окружающей среде. В ее руках малыш чувствует себя в безопасности.

      Несмотря на то, что на сегодня имеются противники укачиваний младенцев (мол, привыкает спать только под укачивания), это действие имеет крайне положительный эффект – формируется вестибулярный аппарат. Этот процесс проходит три этапа — сначала ребеночек «качается» в утробе матери, затем, когда носится на ручках, а, вскоре – при самостоятельном прыгании, кручении и проч.

      Ни в коем случае не трясите ребенка! Движения должны быть мягкими и плавными. Никакой резкости! Следите, чтобы не было перепадов в качании.

      Дарит иммунитет (очень важный фактор!)

      Почему грудь находится не на уровне живота или попы, а именно на уровне сердца? Потому что грудь и сердце взаимосвязаны. О материнском молоке говорят — «Любовью кормит». И это действительно так. Во время кормления между мамой и младенцем устанавливается благоприятная психоэмоциональная связь. Молоко «подстраивается» под потребности ребенка. Когда малыш простужен – в молоке появляются иммуноглобулины, помогающие побороть инфекцию, не может долго уснуть – с приливом придут морфины, и ребенок расслабится. Не говоря уже о жирности и питательности, необходимые ИМЕННО ЭТОМУ малышу. Функция сердца – любить, и именно эта материнская любовь «подсказывает» организму, что необходимо ребенку.

      Еще один повод быть вместе. Когда малыш спит вместе с мамой – у него создается чувство безопасности. Он улавливает ритм ее сердцебиения и дыхания, подстраивается под них. При просыпании – тут же получает грудь. Мама может кормить ребенка в полусне. Таким образом, никуда не вставая, мамы лучше высыпаются и находятся в благоприятном расположении духа.

      Кто-то боится задавить ребенка во сне. Однако, у мам в мозгу есть специальный «отдел», который отвечает за связь с ребенком. Именно он следит за безопасностью малыша (в том числе и во время сна). Я знаю только один случай, когда мама задавила ребенка. И, прежде чем уснуть, она изрядно выпила алкоголя.

      Общайтесь с малышом! Даже если он вас еще не понимает. Не зная слов, ребенок улавливает интонации, следит за мимикой. Улыбайтесь, рассказывайте обо всем! Особенно, что его любят, что мир прекрасен и мама всегда рядом!

      Играйте! В ладушки, пестушки, ку-ку и прочие игры. Читайте стишки, пойте колыбельные, рассказывайте сказки.

      Обнимайтесь! Чаще прикасайтесь к ребенку, целуйте, гладьте, будьте открыты его неожиданным проявлениям любви!

      Практически каждая мама торопит время. «Скорее бы сел, скорее бы пошел…», а кто-то даже беспокоится «до сих пор не сидит, так и не ползает», получая советы от некомпетентных лиц – усадить в подушки, купить ходунки, отдать на раннее плавание… Не торопите ребенка! Всему свое время! Вы можете навредить – ранние присаживания опасны для позвоночника, ранняя ходьба – для опорно-двигательного аппарата.

      Вот мнение Марии Горн (специалиста по ГВ, автора проекта «Секреты счастливого материнства») о раннем плавании, динамической гимнастике и массаже:

      «Старайтесь всегда смотреть на психическое состояние ребенка, а потом уже на его моторные навыки и ловкость. Если ребенок комфортно развивается в психологическом плане, то и в физическом проблем не будет.

      С этой точки зрения очень вредны такие практики как плаванье, динамическая гимнастика, различные массажи со слезами.

      С физической стороны они действуют положительно, укрепляют моторные навыки. Но с психологической — являются стрессовой для малыша и гармония развития ребенка нарушается».

      Динамическая гимнастика или массажи проходят со слезами – это повод сменить специалиста или прекратить их вообще (если делаете их не для лечения, а для профилактики, с целью раннего развития).

      Занимайтесь с малышом на фитболе, делайте гимнастику и массаж в благоприятном расположении духа у ребенка, наблюдайте за его эмоциями.

      7.Психологический климат в семье

      Глядя на маму с папой, на их взаимоотношения между собой, на то, как они общаются с друзьями-родственниками — малыш учится выстраивать отношения. Если мама и папа постоянно спорят, то и ребенок будет заядлым спорщиком.

      Чем более благоприятная обстановка будет в семье, тем лучше ребенок будет развиваться (безопасность, отсутствие стресса). Сюда же – состояние мамы. Ребенок находится в психоэмоциональном поле матери. Все чувствует и принимает на себя. Чем спокойнее и увереннее мама — тем гармоничнее малыш.

      В какой-то момент я поняла, что действительно – после трех уже поздно! Ведь кормить грудью повзрослевшего малыша, чтобы восстановить эмоциональную связь – нонсенс. На ручки его, вряд ли поднимешь. Да и укачивать уже ни к чему. Все, что заложим в первые годы жизни – потом не отыграешь! Нужно успевать! И зачем это раннее развитие, например, математика, если наша связь мама-ребенок будет утрачена? Пусть дочь сама решает, что ей хочется изучать, узнавать, осваивать. Мы будем стараться сохранять условия для благоприятного ее развития.

      Никто не говорит о том, что заниматься с ребенком не нужно вообще. Не развивать в нем логику, моторные навыки или не обучать новым словам. Но пусть это все происходит вкупе с базовыми потребностями малыша, а также в атмосфере любви, принятия и безопасности.

      Как вы относитесь к раннему развитию? Что считаете более необходимым – умственные/физические способности или психоэмоциональный контакт?

      Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

      ?Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

      viline.tv

      Развитие ребенка до года по месяцам

      Выбери возраст малыша:

      Развитие ребенка в 1 месяц

      Развите ребенка в 2 месяца

      Развите ребенка в 3 месяца

      Развите ребенка в 4 месяца

      Развите ребенка в 5 месяцев

      Развите ребенка в 6 месяцев

      Развите ребенка в 7 месяцев

      Развите ребенка в 8 месяцев

      Развите ребенка в 9 месяцев

      Развите ребенка в 10 месяцев

      Развите ребенка в 11 месяцев

      Развите ребенка в 12 месяцев

      Развитие ребенка до года — это инвестиции в его будущее.

      Хотите удивить родственников и знакомых, пришедших на первый юбилей малыша, успехами именинника? Тогда по-прежнему предлагайте ребенку несложные, но очень полезные занятия, которые помогут ему стать чуть вдумчивее и расторопнее своих сверстников.

      Развитие ребенка. 6 месяцев

      На обычный фонарь прикрепите цветную пленку, включите его и медленно водите им из стороны в сторону. Ваши действия обязательно привлекут внимание малыша, он начнет наблюдать за перемещением цветных пятен и научится концентрировать внимание.

      Рассматривая картинки, обращайте внимание ребенка на изображение животных, «разговаривайте» их голосами, просите малыша повторять за вами.

      В это время обратите внимание на развитие речи и слуха. Сделайте из маленьких пластиковых баночек музыкальные инструменты, наполнив их рисом, песком, пуговицами. Исполните нехитрую мелодию и научите малыша пользоваться получившимися приспособлениями. Предложите ребенку послушать аудиосказку. Обратите внимание на то, как долго продлится интерес маленького к рассказу.

      Развитие ребенка. 7 месяцев

      В этом возрасте постарайтесь научить малыша пользоваться ложкой, брать рукой бутылочку или соску. Наполните несколько тазиков песком, фасолью, мелкими мягкими игрушками. Поддерживая ребенка, дайте ему возможность попрыгать в этих тазиках под музыку. Дополните занятие массажем ладошек и стоп.

      Для чтения выбирайте толстые картонные книги с яркими иллюстрациями. Просите малыша найти на картинках мелкие детали: пуговицы, снежинки, листья.

      Предложите ребенку порисовать пальчиковыми красками на больших листах бумаги.

      Развитие ребенка. 8 месяцев

      Сделав окружающий мир маленького исследователя безопасным, играйте с малышом в мяч, помогайте ему переползать с подушки на подушку.

      Время от времени предлагайте ребенку рисовать красками и карандашами, играть с водой или песком. Не забывайте про развитие речи и слуха, используйте музыкальные инструменты: дудочку, барабан, металлофон. Изучайте кубики со слогами и картинками.

      Развитие ребенка. 9 месяцев

      Научите малыша закатывать мяч «в ворота», то есть в большую или маленькую коробку.

      Нарисуйте на картоне ботинок и проделайте в нем большие дырки. Помогите ребенку продернуть шнур или ленту.

      Вместе слушайте аудиокассеты и отмечайте, какая музыка или сказка нравится малышу больше всего.

      Помогите ребенку преодолеть полосу препятствий: положите перед ним подушку, поставьте тазик с водой или пшеном, лист ватмана и пальчиковые краски.

      Развитие ребенка. 10 месяцев

      Придумайте веселую зарядку, которую вы будете делать под музыку. На прогулке обращайте внимание малыша на окружающий мир: называйте деревья, цветы, наблюдайте за движением облаков.

      На музыкальных занятиях предложите малышу самому выбрать песенку, сказку или классическую музыку.

      Дайте маленькому несколько книг, посмотрите, какую он предпочтет, и проанализируйте, почему именно она вызвала у ребенка интерес. Рассматривая семейные фотографии, просите малыша называть, кто на них изображен.

      Развитие ребенка. 11 месяцев

      Чтобы ребенок быстрее заговорил, запишите его собственную речь на пленку. Просите его излагать просьбы словами. Обязательно читайте и разучивайте стихи. Покажите малышу кукольное представление, сделав из перчаток и варежек простых, но симпатичных кукол. Во время спектакля задавайте ребенку вопросы, чтобы вовлечь его в процесс.

      Предложите маленькому художнику порисовать на листе ватмана ладошками и ступнями.

      Танцуйте с ребенком, обнимайте и кружите его — ваши прикосновения помогут ему расслабиться и развеселиться.

      Развитие ребенка. 12 месяцев

      Вместе нанизывайте пуговицы на нитки, а из подручных материалов делайте игрушки.

      Сходите с ребенком в музей. Покажите ему одну или две картины, проанализируйте его реакцию.

      Старайтесь придерживаться распорядка дня: перед сном читайте сказки или стишки, утром делайте веселую зарядку, днем просите помочь вам убрать в комнате или полить цветы из маленькой лейки.

      Развивайте мелкую моторику, делая аппликации из разных материалов: трав и сухих цветов, бархатной бумаги и фольги.

      Поскольку к году у малыша накопится достаточно его собственных фотографий, сделайте альбом и поведайте ребенку о том, как он рос и развивался. Научите его рассказывать о себе без помощи взрослых.

      Развитие ребенка до года происходит семимильными шагами. Используйте все возможности этого периода, не упустите шанс дать крохе все самое лучшее и необходимое.

      www.uaua.info

      Норма питания грудничка по месяцам — кормим малыша правильно

      Норма питания грудного ребенка по месяцам и таблица с точными расчетами — практически библия для молодой мамы.

      Ведь так страшно ошибиться, когда речь идет о маленьком родном комочке, который просто не может рассказать о своих ощущениях или желаниях словами.

      В этой статье мы собрали краткую информацию о нормах питания грудного ребенка по месяцам на гв , а также искусственных смесях.

      Норма оптимального питания грудного ребенка по месяцам на обычном и смешанном вскармливании: первые дни жизни. Немного расчетов

      Грудное вскармливание (гв) — это естественное продолжение взаимоотношений матери и ее чада.

      В первые дни жизни для малыша существует только смутно знакомый образ прародительницы и грудь, к которой его приложили в первые полчаса после рождения.

      С ее помощью он питается, проживает первые стрессовые дни в незнакомом мире. Потому этот ритуал так важен.

      Каждый раз он снова и снова будет переживать возвращение в ощущение знакомого за девять месяцев покоя.

      Но даже пить молоко нужно учиться. Многие мамочки сразу же начинают паниковать, опасаясь того, что малыш слишком мало ест.

      А ему просто необходимо раскрыть в себе сосательный рефлекс.

      Разбираемся с нормами кормления грудничка

      Помните, что желудок у крохи сам по себе небольшой, не более 12 мл. При этом первое молоко под названием «молозиво» самое жирное и питательное.

      Именно в нем находится ударная доля витаминов, легкоусвояемых белков и антиоксидантов, которые в будущем обеспечат высокий уровень работы иммунной системы и здоровья в целом.

      Слишком много молозива малыш съесть просто неспособен, обычно одно кормление ограничивается 8 мл в среднем.

      За сутки удается покормить максимум 12 раз, чаще меньше, это 100 мл жидкости.

      С каждым днем это количество увеличивается приблизительно на 10 грамм:

      1. Второй день жизни: потребление за раз — 20 мл. За 24 часа — 210–220 мл.
      2. Третий день жизни: потребление за раз — 30 мл. За 24 часа — 300 мл и более.
      3. Четвертый день жизни: потребление за раз — 40 мл. За 24 часа — 400 – 440 мл и так далее. Главное, чтобы интервал между приемами пищи был не более 2 часов.
      4. Совет: для удобства используйте формулу Х (кол-во дней жизни)*10=прием за один раз или используйте специальные весы для взвешивания грудничка до и после кормления и выясните разницу между двумя показателями.

        Норма питания грудного ребенка (грудничка) по месяцам на искусственном вскармливании отличается от обычной, основанной на молоке.

        Помните, что желудок у крохи не более 12 мл

        Важно соблюдать правильный режим питания, который состоит из 8–9 приемов пищи, и помнить, что смесь переваривается крохой намного дольше. Делайте перерыв 2,5–3 часа.

        Кроме того, соска создана именно для быстрого кормления и с нее пить намного проще.

        Не стоит удивляться, если после 15 минут малыш уже будет сыт.

        Для сравнения: естественное гв продолжается около 30–40 минут. Кроме того, обычно доза указана прямо на упаковке пищевого продукта.

        Норма питания грудного ребенка на искусственных смесях по месяцам (акев) выглядит приблизительно так:

      5. Срок от десяти дней до полутора месяцев — 1\5 веса
      6. Срок от полутора месяцев до четырех — 1\6 веса
      7. Срок от четырех до полугода — 1\7 веса
      8. Срок от полугода до восьми месяцев — 1\8 веса
      9. Срок от восьми до года — 1\9 веса

      Пример: малышу три месяца, вес — 5300 грамм.

      Молока в день нужно: 5300\6=883. Теперь делим на кол-во кормлений за 24 часа: 883\6=147 мл — это и есть искомое количество.

      Искусственное вскармливание отличается от кормления грудью

      Норма питания грудного ребенка по месяцам за день и одно кормление: первые четыре месяца жизни

      После того как пройдет выделение молозива, после четвертого дня женское тело переходит на выработку молока.

      Скорее всего, будут неприятные ощущения в груди, но это временно.

      Лучше всего «расцедить» грудь, чтобы не было застоя. Об этом лучше спросить вашего педиатра.

      Со временем придет осознание того, как правильно укладывать кроху для кормления.

      Норма питания даже маленького, грудного ребенка по месяцам, как утверждает доктор Комаровский , должна быть основана на личных потребностях ребенка. В среднем это не менее 10 раз.

      Принимайте привычную пищу в предпочтительных дозах. Не следует есть «за двоих» или «потому, что кормлю».

      Если вы не можете разобраться с нормой кормления самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту

      На втором месяце молоко все также играет роль и еды и воды. Многие детские врачи настаивают на том, что допаивать из соски малыша не стоит.

      Иногда может казаться, что ребенок не наедается и отворачивается от мамы, начинает плакать.

      Возможно, его отвлекает окружающий мир или он перевозбужден. Первый случай — естественен, во втором — проконсультируйтесь с врачом.

      Для собственного спокойствия проведите импровизированный тест. Снимите памперс и по-старинке положите карапуза на пеленочку.

      Если за сутки стали мокрыми:

    • Двенадцать и более пеленок — этот показатель в пределах нормы
    • Восемь — не насыщается до конца, увеличьте количество
    • Меньше семи — малыш значительно недоедает
    • На третьем месяце начинайте постепенно формировать режим дня. Только без резких перемен, просто мягко введите его в распорядок дня.

      Это поможет крохе лучше себя чувствовать и постепенно подготавливаться к взрослой жизни (садику, школе).

      Делайте перерыв 2,5-3 часа

      Поверьте, этот срок совсем не ранний для установки режима. Позже изменять правила будет намного сложнее.

      Некоторые мамы отмечают появление «лактационного кризиса», молока становится меньше, кормления учащаются, потому что ребенку требуется его больше, ведь он подрос.

      Допаивать или докармливать не надо, просто дождитесь, пока ваш организм адаптируется. Лишние нервы только навредят.

      Для четырехмесячных крох, которые содержатся на грудном вскармливании, ничего менять не нужно (до шести включительно), кроме количества приемов — теперь их пять.

      Для тех, кто на искусственном — можно ввести прикорм. Начинать стоит с нескольких капель морковного, яблочного сока.

      Внимательно следите, не появилась ли аллергия, не изменился ли стул.

      Постепенно увеличивайте количество сока на несколько капель, пока не наберется около шести чайных ложек.

      За первый месяц ребенок должен набрать 800–900 грамм, количество смеси — 720 мл/день.

      В качестве прикорма отлично подойдут соки и пюре

      За последующий — около одного килограмма, количество смеси — 800 мл/день.

      За третий — вес должен составлять от шести килограмм и более, количество смеси — около 870 грамм.

      Четвертый — увеличение тела на 1\7 (850–1000 грамм), количество смеси или молока — приблизительно 860–900 грамм, но объем разовых порций увеличивается (их пять).

      Совет: готовьте соки сами. Натрите на терку сочное яблоко, положите его в марлю и хорошенько отожмите. В результате у вас получится сок для прикорма без консервантов, красителей и лишнего сахара.

      Правильный подбор схемы питания для детей от пяти до девяти месяцев от роду

      Многие мамочки, особенно когда возраст ребенка приближается к пяти месяцам, беспокоятся, когда он отказывается от груди.

      Если с вами случилось то же самое, значит, однозначно пора вводить прикорм.

      Для этого подойдут натуральные соки (овощные или фруктовые) из гипоаллергенных продуктов.

      Сначала даете соки, затем — соки с мякотью, далее можно вводить пюре из баночек.

      Первое время ребенок может плеваться едой, не волнуйтесь, со временем он привыкнет к новым вкусам.

      Кроме этого, можно добавлять вареный желток яйца, но белок не стоит давать в этот период.

      Количество пищи за сутки — 1000 грамм, за месяц он набирает порядка 700 грамм.

      Постепенно вводите в рацион малыша молочные каши

      Возможно, вы до этого момента (до шести месяцев) все еще кормили естественным способом (грудью).

      Если это так — хорошо, но пришла пора добавить в рацион соки и однокомпонентные пюре.

      Главное, чтобы они комфортно переваривались. Просто понемногу давайте пробовать разные продукты.

      Только не принуждайте ребенка есть то, что он не хочет. Это может поставить крест на целом ряде полезнейших блюд.

      Просто подождите, когда он снова проголодается, и предложите новинку. Количество пищи — 1025–1250 грамм, вес увеличивается на 600 грамм.

      Разрешается добавлять:

    • Сваренный вкрутую яичный желток (куриный или перепелиный)
    • Овощи в сыром, запеченном или вареном виде
    • Молочные и безмолочные каши
    • Фрукты в сыром, запеченном или вареном виде
    • Растительное масло (простерилизованное)
    • Кисломолочные продукты
    • На седьмом месяце пищеварительная система становится сильнее, потому разрешено вводить новые, незнакомые продукты.

      Это не означает, что от молока следует полностью отказаться. Ориентируйтесь только на личные ощущения вашего сыночка или доченьки. В этом возрасте кормят, сидя на специальном детском стульчике.

      Будьте готовы, что еда окажется где угодно, но только не во рту.

      Не нервничайте, когда еда во время кормления будет где угодно, но не во рту у малыша

      Это важная часть познавания мира. Будьте внимательны, чтобы пища имела равномерную консистенцию, не была горячей или пересоленной.

      Приветствуется рис и гречка, сыр, хлеб, сухари.

      Для мамы этот месяц может принести недостаток молока. Количество пищи и привес равносилен предыдущему месяцу.

      В восемь месяцев можно давать многокомпонентные каши: овощные, фруктовые, на воде или коровьем молоке.

      Готовьте овощные бульоны, предлагайте домашний творог и кефир. Следите за консистенцией, цветом и количеством стула.

      Нормой считается опорожнение раз в несколько дней или дважды в день. Большее количество говорит о перекармливании ребенка.

      За день кроха съедает приблизительно 1100 грамм, вес прибавляется на 500 грамм.

      На девятом месяце количество пищи за один прием увеличивается, но делать это стоит постепенно.

      Постепенно питание ребенка должно становиться более разнообразным

      Добавьте немного больше каши утром, через какое-то время увеличьте количество вечерней порции.

      Малыш будет лучше кушать, если купить ему разноцветные столовые приборы (тарелку и ложку) с привлекающими взгляд милыми животными.

      Только давайте новое блюдо отдельно от остальных, иначе он будет выбирать какое-то одно и игнорировать прочие.

      Объем пищи — 1200 мл, количество кормежек — четыре раза в день, прибавка в весе — 500 грамм.

      Совет: при лактационном кризисе давайте крохе грудь как можно чаще и пейте больше жидкости, это поможет.

      Особенности питания ребенка от десяти до двенадцати месяцев

      Хороший показатель, если в десятимесячном возрасте карапуз все еще пьет мамино молоко.

      Хотя в основном питание основано на покупных продуктах.

      В это время можно вводить в рацион разнообразные фрукты:

      Предлагайте малышу пробовать разные виды овощных запеканок

      Блюда можно постепенно усложнять: готовить творожные или запеченные в духовке овощные запеканки.

      Злаковые каши особенно полезны, микроэлементы, содержащиеся в них, служат своеобразной заменой материнского молока.

      Они также подготавливают детский желудок к принятию взрослой пищи с грубой клетчаткой.

      Избегайте масел с жирностью выше 80%, они накапливают токсины, то есть полностью исключается маргарин.

      Количество еды остается то же, а вес увеличивается на 450 грамм, добавляются два сеанса дневного сна.

      В одиннадцать месяцев малыш уже довольно активен, потому иногда возникает вредное желание угостить его чем-то вкусненьким.

      Педиатры порицают действия тех мам, которые «прикармливают» ребенка обычной пищей. В этом юном возрасте зарождаются будущие проблемы с ЖКТ.

      Лучше угощайте его ягодами, новыми фруктами. Количество еды остается то же, а вес увеличивается на 400 грамм.

      Тщательно планируйте рацион питания ребенка, чтобы он рос сильным и здоровым

      Не стоит давать даже в малых дозах:

      Довольно часто, даже довольно взрослых детей продолжают кормить грудью. Со стороны карапуза это является скорее не пищевой потребностью (питается он на 90% отдельно), а психологической.

      Так он успокаивается, возвращаясь в такое знакомое умиротворенное состояние. Так он становится ближе к маме.

      Не стоит недооценивать и резко прерывать эту потребность.

      Со временем она сама собой сойдет на нет. В остальном питание мало чем отличается от предыдущего месяца, только порции немного увеличиваются. Вес становится больше приблизительно на 350 грамм.

      Совет: сделайте рацион ребенка разнообразным и проблем с аппетитом не будет.

      life-reactor.com



    You Might Also Like